Новоиерусалимский монастырь истринский район

Маршрут: Москва – Истра – Москва

Экипажи: Ворчун с женой и детьми, друзья Ворчуна: семья с двумя детьми

Транспорт: автомобили Dodge Caravan, Opel Astra

Расстояние: 150 км

Одним субботним августовским днем, прихватив с собой друзей и провизию, отправились мы в Новый Иерусалим, что в подмосковном городе Истре. Разумеется, на выезде из Москвы мы постояли в пробках, но писать об этом неинтересно.

Как доехать из Москвы:

Выезжать из Москвы по Новорижскому шоссе (М-9). Указатель на Истру, что на первой бетонке (А-107), игнорировать, дальше по «Новориге» до следующего поворота на Истру. После деревниКрючково ехать прямо (по указателю «Истра – 7 км» не поворачивать!). Через 5 км – там, где выезд на Волоколамское шоссе у Шелковой горы – направо. Через 3 км будет монастырь.

Москва – Истра, 75 км

Парковка – прямо у стены монастыря. Ехать дальше, чтобы встать у главных ворот или на обочине дороги, не стоит.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Адрес: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2
Официальный сайт монастыря www.n-jerusalem.ru
Музей «Новый Иерусалим» newjerusalem.ru

Фотографировать в монастыре не возбраняется (за исключением самой службы), строгости по отношению к внешнему виду посетителей не наблюдалось.

Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит;
Но колокол растреснувший молчит.
Его (бывало) заунывный глас
Звал братии к всенощне в сей мирный час!
Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни – и кругом
Высокая полынь – все, все без слов
Нам говорит о таинствах гробов.

М.Ю. Лермонтов «В Воскресенске»

Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году и, по замыслу патриарха Никона, должен был стать центром православного мира.

В.Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре.

Вообще, патриархом Никоном было привнесено три ключевых элемента, которые призваны были материально подтвердить идею единения мирового православия и утверждения русского государства его центром:

Во-первых, на озере Валдай возводится Иверский Богородицкий монастырь по образу обители в Афоне.

Во-вторых, в Крестовоздвиженский монастырь, что заложен по обету патриарха на беломорском острове Кие, передается выполненная в Палестине копия креста Христова.

И, наконец, рядом с царской столицей воссоздается образ святой земли – «русской Палестины». Имя ей было Новый Иерусалим.

Все близлежащие окрестности монастыря переименовали на библейский манер: холм, на котором был заложен монастырь, назвали Сионом, к востоку от него – Елеонский холм, на севере – холм Фавор, реку Истру нарекли Иорданом.

Примечательно, что тему эту подхватили и до невозможного развили впоследствии те, кто с православием боролся всеми возможными способами. В частности, тот же город Воскресенск, где и находится Новый Иерусалим, был переименован в Истру.

В 1919 году монастырь был закрыт, в 1921 году в его стенах был образован краеведческий музей.

В ноябре 1941 года Истру заняли немцы. Сама оккупация была недолгой, но при отступлении нацисты взорвали Воскресенский собор, надвратный храм и башни крепостной стены, повредили и разрушили практически все остальные постройки монастыря.

В 1959 году музей возобновил работу. К этому времени основные постройки монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты – звонницы XVII века. Сейчас на ее месте лишь куча битого кирпича.

На переднем плане – утопленная в землю церковь Константина и Елены.

Причина углубления этого храма в землю объясняется на сайте монастыря: «Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.»

Интересно, что таким же было требование османских властей к строительству христианских церквей на завоеванных территориях: дабы храмы неверных не возвышались над мечетями, их должно было наполовину закапывать в землю. В той же Болгарии таких церквей предостаточно.

Церковь Константина и Елены. Элементы декора.

Церковь Константина и Елены. Купол.

Церковь Константина и Елены. Иконостас.

Осмотрев Константино-Еленинскую церковь, перемещаемся в огромный Воскресенский собор.

В соответствии с идеей перенести Палестину на землю русскую Воскресенский собор был построен по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Невообразимых размеров шатер накрывает небольшую часовню. И внутри нее – что бы вы думали? – действительно, там находится сам Гроб Господень!

Вообще, есть вещи, моему пониманию недоступные. Можно ли воспроизвести то, что может существовать лишь в одном экземпляре? Но если скопирован крест Христов, почему нельзя воспроизвести и его гроб?

Не в силах разрешить эту загадку, покорно становимся в очередь к реплике Гроба Господня. Надо ли говорить, что аура этого места – потрясающая!

Погуляв по монастырю и утолив голод духовный, задумываемся и о хлебе насущном.

Едем на Истринское водохранилище. Обнаружив скопление машин на обочине, через дыру в стене выходим на берег. Там и находим неплохое местечко под пикник.

Там же давали на прокат лодки. Покатались.

Другие монастыри Москвы и Подмосковья:

Монастыри Москвы: Андреевский, Новоспасский, Андроников и Покровский.

Истра. Ново-Иерусалимский монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки монастыря:

5. Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)

6. Братский корпус (XVII в.)

11. Настоятельские покои (XVIII в.) 12.Солодёжные и кузнечные палаты (XVIIв.)

15. Келейный корпус (XVII в.) 16. Караульные палаты

17. Святой источник

Крепостные башни имеют палестинские названия: Иноплеменичья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом и Елизаветинская

Жукова Анна
1 мая 2008

Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном. На начало XX века в монастыре было 5 храмов с 42 приделами и 6 часовен. Здесь хранились чудотворная икона Божией Матери Троеручица и часть мощей (длань) св. мученицы Татианы — дар вел. княжны Татьяны Михайловны. Монастырь содержал церковно-приходскую школу и странноприимный дом для бедных паломников. 4 июля 1919 года монастырь был закрыт, в его стенах разместился музей. Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим был почти полностью разрушен фашистами. С 1956 года начались восстановительные и реставрационные работы, но до сих пор Воскресенский собор внутри не восстановлен. Также до сих пор не восстановлена колокольня.

Передача монастыря церкви началась в 1994 году. Решением Священного Синода наместником был назначен бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никита (Латушко). 26 августа 1994 года Святейший Патриарх Алексий II совершил первый молебен в Воскресенском соборе. В 1995 году монастырю были переданы Воскресенский собор с подземной церковью святых Константина и Елены, соборный храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона и один из братских корпусов. За эти годы освящены 5 престолов.

Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века. В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф. Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи. В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря — скит патриарха Никона.

Воскресенский Новый Иерусалим монастырь, ставропигиальный, 1 класса, Звенигородского уезда, при заштатном городе Воскресенске, в 2 1/2 верстах от железнодорожной станции Новый Иерусалим, в 45 верстах от Москвы. Основан патриархом Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. Еще в 1657 году патриарх Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 году он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Федор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 году, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патриархом Иоакимом.

Воскресенский собор Нового Иерусалим есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. В общем, весь этот величественный собор дошел до наших дней в несколько измененном виде против первоначального построенного патриархом Никоном. Главные капитальные работы по возобновлению его были произведены при императрице Елизавете Петровне известным архитектором графом Растрелли, под наблюдением настоятеля монастыря архимандрита Амвросия (впоследствии — архиепископа Московского) на средства Московского купца, фабриканта П.Г. Цурикова, затратившего 82,000 рублей на возобновление одного только собора. Внутренность собора разделяется на 4 части: 1) кувуклия гроба Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во всем соборе считается до 30 приделов. Кувуклия устроена в виде двухярусной часовни с гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие ломпады перед гробом Господним придают этому святилищу невыразимое величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представляет собой величественное сооружение церковного зодчества и не имеет ничего себе подобного в России. В алтаре помещаются патриаршие престолы и хоры в память семи Вселенских Соборов. Богослужение совершается по чину Иерусалимской церкви.

Из святынь для благоговейного поклонения богомольцев собор вмещает в себе: часть мощей святой мученицы Татьяны, принесенную в дар царевной Татьяной Михайловной, 30 частей святых мощей угодников Божиих, чудотворную икону Богоматери, современную, вероятно, патриарху Никону (см. 31 марта), две прославленные чудотворениями святые иконы: одна — Спасителя, восседающего на престоле, с изображением у подножия Его святителей Филиппа, митрополита Московского, и патриарха Никона; другая — икона Божией Матери, нарицаемая Троеручицей, присланная 28 июля 1661 года патриарху Никону из Афонского монастыря и празднуемая 28 июля. Перед этой иконой патриарх Никон каждый день совершал молебное последование ко Пресвятой Богородице. Местом благоговейного поклонения служит также и гробница приснопамятного создателя храма, патриарха Всероссийского Никона; близ гробницы помещаются железные вериги, которые он носил; тут же его келейная икона Богородицы, перед которой неугасимо горит лампада.

Библиотека монастыря содержит в себе немало древних книг и списков. В ней имеется более 200 рукописей и до 150 старопечатных книг, Ризница монастырская — одна из богатейших по ценности и редких по историческим воспоминаниям, хранит в себе, кроме облачений патриарха Никона, много приношений Царственных Особ, всегда благоволивших к этому монастырю и благоговейно чтивших память Никона. В ней также уцелели хорошо сохранившиеся портреты Никона, в облачении во весь рост, писанные масляными красками, евангелие — список с Остромирова, писанное на пергаменте в XV веке, древнейшие золотые сосуды царя Алексея Михайловича; замечательные собственноручные работы священных облачений царевны Татьяны Михайловны; сосуды и золотой крест с мощами, пожертвованный ею же; митры патриарха Никона (одна из которых оценена в 27,000 рублей). Кроме ризницы, монастырь имеет музей, где собраны вещи преимущественно патриарха Никона. При монастыре находятся: двухклассная школа и обширный странноприимный дом, постройка которого была начата в 1892 году, в память 500-летия со дня кончины преподобного Сергия, и скит патриарха Никона, устроенный в 1658 году в четырехэтажном здании, наподобие восточных жилых пиргов (башен).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

«. Святейший патриарх Никон, с соизволения государя назвав основанную им обитель Новым Иерусалимом, придал и окрестностям палестинские наименования. Эти наименования сохранились не только в монастыре, но усвоены и по настоящее время народом. Например, бывшее патриаршее село Чернево названо Назаретом; село Никулино, лежащее в версте от него, на севере от монастыря, — селом Скудельничьим; горы на северо-западе от монастыря – Фавором и Ермоном; березовая роща за рекой, на юге от монастыря, против Давидовой бащни, называется Урииным садом; ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, — потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским; старый развесистый дуб, одиноко стоящий на берегу ручья, — дубом Мамврийским; находящийся под горой колодезь – купелью Силоамской; другой колодезь, на северном скате горы – кладезем Самарянки; роща, находящаяся от монастыря в двух верстах — Рамской рощей; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной; другой овраг с восточной стороны – юдолью плача; наконец, река Истра, обтекающая монастырь, названа Иорданом.

. По указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря заменена каменной (1690-1694). Вид ее представляет неправильный шестиугольник; на ней по углам и в середине восемь башен, которые называются именами врат Иерусалимской городской стены, а именно: 1) угловая юго-восточная зовется Гефсиманской; 2) средняя в южной стене – Сионская; 3) угловая юго-западная – Давидова, против которой, за рекой Истрой, наподалеку от берега, находится небольшая березовая рощица, именуемая Уриин сад; 4) средняя на западной стороне, над вратами, называется Елисаветинской, в честь императрицы Елисаветы Петровны (в Иерусалиме нет соответствующих этим врат, также нет и соответствующей башни); 5) угловая северо-западная называется иноплеменничьей; 6) средняя в северной стороне – Варуховой; 7) в той же стене круглая башня называется Ефремовой, под которой вместо тайника был колодезь, а ныне водосточная от Воскресенского собора труба и 8) угловая северо-восточная называется Дамасской. Все восемь башен построены в три этажа, имеют коническую форму, в нижних этажах находятся помещения для кладовых, а в верхних – удобные помещения для жилья. Вокруг всего монастыря, вдоль всей ограды устроена широкая галерея для Крестных ходов».

Смотрите так же:  О банченском монастыре

Цитата из книги «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М., 1903.» по публикации в «Крестный путь патриарха Никона», М., 2000, стр. 54, 55.

Воскресенский монастырь всегда был царским богомольем. В его «великой церкви» находились приделы в честь Небесных покровителей членов дома Романовых, устроенные на пожертвования государей императоров. К началу ХХ века храм насчитывал 29 приделов. Из них 14 приделов воспроизводили Иерусалимские первообразы, а 15 были освящены в соответствии с пожеланиями вкладчиков, в числе которых входили как знатные особы, так и обычные богомольцы. В начале ХХ века Воскресенский монастырь становится одним из центров русского паломнмчества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. 12 апреля 1903 года Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь посетил император Николай II с Августейшей семьёй. Ещё в кон. ХIХ века попечением архимандрита Андрея (Садовского) близ Святых врат монастыря была построена школа из красного кирпича, двухэтажное здание которой дошло до нас в первоначальном виде. В это время строится за оградой монастыря вместо деревянного сооружения, каменная гостиница для богатых паломников и странноприимный дом для неимущих. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек. Революционные события в России, приведшие в 1917 году к установлению новой политической власти, крайне враждебно настроенной к религиозным чувствам верующих, повлекли за собой цепь последующих событий. Не остался в стороне и Новый Иерусалим. Разорённая и кощунственно попранная Воскресенская святыня в июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов была закрыта, а спустя год получила свой новый жизненный статус — краеведческий музей «Новый Иерусалим». В фондах действующего Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим» хранится доска с таким текстом: «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины всероссийского значения».

С 1921 года на территории бывшего монастыря работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии. В начале Великой Отечественной войны, 10 декабря 1941 года, немецко-фашисткие войска (сапёры 614-го полка дивизии СС «Райх»), отступая от Москвы, взорвали собор Воскресения Христова с 65-метровой колокольней, а также верхние ярусы Надвратного храма и башен монастырской ограды. Факт уничтожения Ново-Иерусалимского монастыря фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из преступлений фашизма перед русским народом и человечеством. Отметим интересный момент, ярко свидетельствующий о том, насколько важным был для советского руководства Новый Иерусалим. В 1942 году начинается разработка проекта восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева. После произведения обмеров уцелевших частей Ново-Иерусалимского монастыря бригада Академпроекта, в состав которой в качестве экспертов входили И.Э. Грабарь, Д.П. Сухов, Б.А. Рыбаков, Н.Р. Левинсон и др., в течение зимы 1942-1943 годов разработала восстановительные чертежи монастырских построек. То есть, невзирая на то что идёт война, требующая огромных затрат, указание восстановить памятник поступает с самого верха политического руководства СССР. Нельзя здесь умолчать и о чудесном факте: всё, что было заложено и освящено самим Патриархом Никоном, уцелело. Это относится к Голгофской церкви с местом погребения Святейшего Патриарха Никона, церкви Успения Пресвятой Богородицы, где состоялось его отпевание, Камню повития и, наконец, главной святыни храма — Кувуклии Живоносного Гроба Господня, которая после расчистки завалов предстала в том виде, в каком Святейший Патриарх устроил её в ХVII веке, следуя палестинскому первообразу. Активные реставрационные работы дивного храма-града Новый Иерусалим продолжились и в послевоенное время, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки его главной святыни — Воскресенского собора. В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря к этому времени были восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — ярусной звонницы-колокольни ХVII века. В 70-е годы прошлого столетия огромные денежные средства были выделены на восстановление святой обители, что позволило организовать администрации музея под руководством Нижегородова В.Ф. (директор с 1973 по 1995 год) масштабные восстановительные работы и придать объекту внешне благообразный и достойный памятника такого уровня вид. Но всё же, несмотря на достаточно большую посещаемость туристами, Новый Иерусалим оставался музейным объектом, а значит, не мог осуществлять своего главного предназначения. Только лишь после распада Советского Союза, в период проведения демократических преобразований и реформ, Новый Иерусалим получил то, о чём долгие годы молились верующие горожане и православный русский народ.

После обращения 24 февраля 1994 года Святейшего Патриарха Алексия II к Президенту России Ельцину Б.Н. с просьбой о скорейшем разрешении вопроса о возвращении Воскресенского Иерусалимского монастыря Церкви, глава государства поручил прказом Министерству культуры РФ № 330-пр от 29.03.1994 г. рассмотреть данный вопрос. Спустя полгода, 18 июля 1994 года, Священный Синод Русской Православной Церкви слушал доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Никиты (Латушко) наместником обители. В 2008 году, накануне начала масштабных реставрационно-восстановительных работ, его сменил игумен (ныне архимандрит) Феофилакт (Безукладников). 23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. После осмотра зданий и сооружений обители они приняли решение создать и возглавить Попечительский совет для оказания помощи в их реставрации. Вскоре при Попечительском совете был образован Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. В 2012 году музей «Новый Иерусалим» перехал из стен монастыря в новое здание по соседству. Все работы выполнял главный подрядчик — ЗАО «Балтстрой» из Санкт-Петербурга. Реставрационно-восстановительные работы в Новом Иерусалиме завершились к концу 2019 года.

Из материала книги-путеводителя «Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь», изд-во Паломник. Москва, 2019 г.

Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем.

С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись: «Водрузися святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо лавры Святаго Живоносного Воскресения, на Святом Сионе, благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго архиепископа царствующего великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, того ради, понеж тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, будучи в зачатии лавры сеа на освящении храма Святаго Живоносного Христова Воскресения древянаго и, по освящении церкви, походя окрест монастырского основания, и дошед сего места, возшед на него и посмотря сюду и сюду, на широту пространства полного, и возлюби е, и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази; его ж Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день».

В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.

17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова.

29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.

Использованная литература: Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997. Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника. http://www.n-jerusalem.ru/treasures/eleonskaya_gora.html

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира. Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 гг.).

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

Смотрите так же:  Свято-никольский монастырь верхотурье

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста. Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2019 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2019 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

Новоиерусалимский монастырь истринский район

город ИСТРА
(Новый Иерусалим) 3

Истра (Воскресенск) — районный центр на северо-западе Московской области. Население 34 тыс. (2002), координаты 55°55? с.ш., 36°52? в.д. Расположен на левом берегу реки Истры — левого притока реки Москвы.

Поселение на месте города возникло в глубокой древности. В письменных источниках оно упоминается в 1636 году по случаю постройки Воскресенской церкви в селе Сафатово, которое в связи с этим переименовали в Воскресенское. В 1658 году началось строительство Новоиерусалимского монастыря. Главным занятием жителей села на двести пятьдесят следующих лет стало обслуживание паломников. В 1787 году Воскресенск получил статус города. В XIX веке тут построили текстильную фабрику, а в 1901 году через город прошла Виндавская (Рижская) железная дорога. После революции монастырь закрыли и превратили в музей, город переименовали в Истру, поток паломников прервался на семьдесят лет. В 1941 году город на три недели был занят немецкими войсками, которые при отступлении полностью его разрушили. Истра стала первым городом, освобожденным тогда еще Красной Армией. Сейчас о довоенной истории Воскресенска, кроме Новоиерусалимского монастыря, напоминает только екатерининский прямоугольный план застройки.

Время на осмотр : не меньше 2 часов.

Зачем ехать в Истру : Новоиерусалимский монастырь — уникальный памятник истории и архитектуры.

Воскресенский собор (1658-1685).
На переднем плане — церковь Константина и Елены.
Фото: Татьяна Свиридова

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь . В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии «Москва — Третий Рим», монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова. Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена — так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.

Уже в правление Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству частями под руководством генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам. Как раз при Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок — именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек. Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван — разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор. Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994 года является действующим.

В центре монастыря находится Воскресенский собор , который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм. С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует. В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря. С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены . Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь.

Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус . Рядом — Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты .

Музей деревянного зодчества.
Часовня из села Сокольники Чеховского района (XVIII век).
Фото: Татьяна Свиридова

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре. Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий пример жилого дома XVII века.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» . Адрес: Советская улица, 2. Работает 10-17 кроме понедельника и последней пятницы месяца. Телефоны (231) 4-65-49, 4-97-87, 4-67-68. Бывший Московский областной краеведческий музей. Размещен в здании Трапезных палат, а также в еще одном здании вне монастырских стен. Собрание музея довольно богатое и включает русскую и зарубежную живопись XVIII-XX веков, иконопись, декоративно-прикладное искусство, в том числе ювелирные изделия и лицевое шитье, костюм, редкие книги. На территории Гефсиманского сада — музей под открытым небом, содержащий крестьянскую усадьбу Кокориных с восстановленным интерьером, деревянную часовню и огромную ветряную мельницу. Деревянная церковь Богоявления, хотя все еще упоминается на некоторый сайтах, сгорела в 2001 году. В музее можно также купить билет и пройти по монастырской стене.

Проезд . Электричка из Москвы (станция Тушино — метро Тушинская, Рижский вокзал или проходящие через Курский вокзал), в пути около часа до станций Истра или Новоиерусалимская. Оттуда местным автобусом. Можно также дойти пешком от станции Новоиерусалимская (направо от путей по улице Панфилова), примерно 20 минут.

На автобусе : из Москвы от метро Тушинская (372 до станции Истра) — в пути около часа, отправления достаточно часто.

На автомобиле : монастырь находится прямо на Старорижском шоссе (39 километров от МКАД).

Питание .

  • Ресторан Истра , улица Ленина
  • Ресторан Сурожский Стан , около монастыря, адрес неизвестен
  • Кафе Огонек , улица Девятой Гвардейской дивизии
  • Редакция не имеет собственного опыта и не может рекомендовать ни одно из этих заведений.

    Размещение . В Истре имеется гостиница Ливадия, Советская улица, 15А, телефоны (49631) 4-19-94, (916) 780-40-84, одноместные от 1500 рублей, двухместные от 1800 рублей (август 2007). Кроме того, вокруг города много домов и баз отдыха, пансионатов и санаториев. Скорее всего, гостиница вам и не понадобится, так как Новоиерусалимский монастырь легко посетить за день из Москвы.

  • Истра в энциклопедии «Мой Город»
  • Список архитектурных памятников Истринского района Александра Бокарёва на сайте «Малые острова России». Подробнее о церквях из этого списка на сайте «Храмы Подмосковья».
  • Информационная сеть Истринского района. Немного истории и фотогалерея (ищите фотографии города и монастыря в галереях пользователей волк и Istranet ).
  • Новоиерусалимский монастырь. Описание Александра . Эта статья размещена на нескольких сайтах, и мы не знаем, какому именно сайту она принадлежит.
  • Новый Иерусалим на сайте someplaces.spb.ru . Описание и фотогалерея.
  • Новоиерусалимский монастырь на сайте «Монастыри Москвы и Московской области». Иллюстрированное описание и схема.
  • Новый Иерусалим. Статья, схемы и фотографии в путеводителе «Форты, крепости, памятные места».
  • Новоиерусалимский монастырь. Статья и фотогалереи на сайте воскресной школы Воскресенского Новодевичьего монастыря.
  • Московская Палестина. Статья Алексея Воронцова .
  • Иерусалим на Московской земле. Статья Валентины Шаровой . История и описание монастыря.
  • Новый Иерусалим. Статья и фотографии Ивана Данилова .
  • Воскресенский Новоиерусалимский Истринский монастырь. Статья и фотографии на сайте rafko.narod.ru .
  • Палестина русская на Истре. Статья Димитрия Шмелева .
  • Истра. Описание на сайте «По России на авто».
  • Краткие описания Василия Шелемина (eeyore) на сайте Виктора Лукьянова .
  • Новоиерусалимский монастырь на сайте «Народный каталог православной архитектуры».
  • Галереи фотографий Новоиерусалимского монастыря: Фотографии Московской области Сергея Бузланова на сайте «Архитектурная фотография»; фотографии Алексея Синякова ; фотографии Павла Козодоя ; фотографии Эдуарда Корженевского ; фотографии Валерия ; фотографии с сайта www.sashik.ru; фотографии Бориса Заманского ; фотографии Николая Баранова ; фотографии Дмитрия Березина .

Церковь Константина и Елены. Фото: Татьяна Свиридова.

Слева — купол Воскресенского собора. Справа — церковь Рождества Христова (1686-1692).
Фото: Татьяна Свиридова.

Святые ворота с Входоиерусалимской церковью (1694-1697). Фото: Татьяна Свиридова.

Гефсиманская башня (1690-1694). Фото: Татьяна Свиридова.

Гефсиманский сад. Скит Патриарха Никона (1658). Фото: Татьяна Свиридова.

Ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района (вторая половина XIX века).
Фото: Татьяна Свиридова.

Общие сведения
Практическая информация
Дополнительные ресурсы
&nbsp
К описаниям 50rus Замечания English

Автор страницы: Ярослав Блантер. Дополнения: Ирина. Фото: Татьяна Свиридова. Последнее обновление: 16.09.07.
2005—2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.

Адрес: 143500, Московская обл., г.Истра, ул. Советская, 2

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до станции Истра — 58 км, далее автобусом 2 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Волоколамскому шоссе до Истры — около 40 км, далее по центральным улицам Истры, следуя всем поворотам (фактически по шоссе) около 5 км. Монастырь — прямо у шоссе на возвышении на выезде из Истры в сторону Волоколамска.

Воскресенский Новоиерусалимский с тавропигиальный мужской монастырь был основан в 1656г. патриархом Никоном как собственная резиденция и как воплощение идеи «Третьего Рима» в России. Строительство велось в два этапа, так как через десять лет после основания монастыря работы были прерваны из-за опалы и ссылки Никона, продлившейся 14 лет. В первый период строительства (1656-1666 гг.) были сооружены деревянные стены, каменные службы, почти до конца доведен был собор. Кроме того, тогда же в стороне от монастыря были устроены скит Никона (Отходная пустынь) и Елеонская часовня. В 1679г. по указу царя Федора Алексеевича работы возобновились. Кроме того, по его же указу к Новоиерусалимскому монастырю были приписаны еще 20 монастырей с 1630 крестьянскими дворами – огромные владения, сделавшие монастырь одним из самых богатых в стране.

Замысел подмосковного монастыря поражает своим размахом – это должен был быть по-настоящему Новый Иерусалим, как можно более приближенный к Святой Земле, по частям которой была названа вся местность на берегу реки Истры: Вифлеем, Галилея, Елеон. Даже река была здесь переименована в Иордан. На старых картах видно, что Новый Иерусалим с окрестностями был максимально приближен к своему прообразу, хотя и в уменьшенном виде. Патриарх Никон не дожил до завершения строительства — он скончался в 1681г., а ансамбль монастыря, сохранив общую планировку, достраивал настоятель монастыря архимандрит Никанор при очень большой помощи кадашевского мастера и литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова, который фактически руководил строительством.

Соборный комплекс – Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены и с колокольней – был окончен к 1685г. Со строительством грандиозного собора связано и изменение значимости всего монастыря, который в честь этого события получил в дар от царской фамилии земли и драгоценности. Уникальные и очень красивые изразцы для собора были заказаны мастерам Степану Полубесу и Игнатию Максимову, а керамические иконостасы в пяти приделах собора делал мастер Петр Заборский. После окончания строительства не прошло и тридцати лет, как каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761г. грандиозное здание восстанавливалось и отчасти перестраивалось по проекту В.В.Растрелли и под руководством К.И.Бланка. После этого собор приобрел черты не только московского, но и западноевропейского барокко.

В 1690г. под руководством зодчего Якова Бухвостова начинается возведение каменной крепостной ограды с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим в стиле московского барокко. Работы продлились до 1697г.; с 1693г. Бухвостов уже параллельно работал в Рязани на строительстве Успенского собора, и фактически стены заканчивали его помощники – артель Филиппа Папуги и его товарищей, костромских крепостных братьев Емельяна и Леонтия Михайловых.

Чуть раньше стен, в 1686-1692гг., на средства, пожертвованные царевной Татьяной Михайловной, в монастыре сооружаются трапезные палаты с церковью Рождества Христова. В 1698г. к трапезным пристраивают и больничные палаты с маленькой церковью Трех Святителей. Позднее, в начале XVIII века, на больничные палаты сверху надстраивают царский дворец для приездов императорской семьи на богомолье. Эта перестройка повлекла за собой заметные изменения в структуре всего длинного служебного корпуса: пристроили наружную каменную лестницу с аркадой, а Трехсвятскую церковь перенесли на второй этаж, превратив ее из больничной в дворцовую. Сейчас от этой церкви остались лишь следы апсидной части и двухэтажная выступающая часть здания, мало похожая на храм, а на месте ее алтарной преграды – вход в музей.

Корпус трапезных и больничных палат был поставлен рядом с более старым зданием, возведенным в монастыре в 1650-х гг. Это были палаты «монастырских детенышей» и каменные кладовые. Последние в конце XVII века были преобразованы в настоятельские покои. В это же время рядом идет строительство палат царевны Татьяны Михайловны – одноэтажного кирпичного здания, стоящего между двух современных ему братских корпусов. Палаты (или дворец) царевны украшен достаточно скромно в стиле московского барокко; внешний облик его, как и братских корпусов, был сильно искажен в XIX веке, и восстановлен только после Великой Отечественной войны, в 1960-х гг. С этих пор и вплоть до XX века Новый Иерусалим оставался царским богомольем, императорская фамилия оказывала ему немалую поддержку и часто здесь бывала.

Выстроен Новоиерусалимский монастырь был почти весь в едином стиле московского барокко. Это относится даже к хозяйственным постройкам – солодежне, кузнечным палатам, квасному погребу и караульным палатам. Все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг. Кроме перечисленных, в монастыре были и другие хозяйственные корпуса, не дошедшие до наших дней.

Стены и башни Нового Иерусалима – можно сказать, отдельный архитектурный памятник этого комплекса. Они уже не были в строгом смысле защищающей монастырь оградой, поскольку в конце XVII века это не было столь актуально, как прежде. Однако и ряды бойниц, и внушительные размеры полностью отвечают требованиям древнерусской крепостной традиции. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц – подошвенного боя, навесного (машикули) и ружейного. С внутренней стороны стен проведен боевой ход с парапетом.

В плане ограда монастыря представляет собой неправильный шестиугольник периметром более километра. В ней восемь башен, часть из которых названа по воротам в Иерусалиме: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Названия они получили уже в XVIII веке. Все башни разделены перекрытиями на этажи, нижние из которых использовались братией для хозяйственных нужд, а верхние – как кельи. На галереях по большим праздникам – таким, как Сретение или Благовещение – совершались крестные ходы.

Только поначалу кажется, что все башни ограды – одинаковы. Но если пройти вдоль всей монастырской стены, то сразу бросается в глаза разница между башнями. Одни – круглые, другие – восьмигранные, третьи – с восьмигранным основанием и круглым верхним ярусом. Все башни увенчаны каменными шатрами, и только одна – Иноплеменничья – впоследствии была заново перекрыта деревянным шатром из-за того, что стала слишком крениться вбок.

Невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, на искусственном островке в 1658г. был поставлен «скит» патриарха Никона (иначе называемый Богоявленской пустынью). В 1661г. здание перестраивали. В итоге получилось высокое строение в три этажа, совмещающее в себе жилые покои с домовой церковью наверху. Венчает его восьмиграннй подкупольный световой барабан. Скит украшен полихромными изразцами, к сожалению, сохранившимися далеко не в полном виде. Утрачены также и печи с лежанками и изразцами, но по утверждениям исследователей, их вполне можно восстановить в прежнем виде. Неподалеку от Скита – спуск к реке Истре, где находится святой источник, из которого берут воду не только местные жители, но и приезжие, специально выбирающиеся сюда для этого. Место источника обозначено большим деревянным крестом. Второй источник, более известный, есть у стен монастыря.

В монастыре – в Воскресенском соборе и вокруг него – некогда был обширный некрополь. Сейчас от него осталось немного – 74 надгробия, так как во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. В приделе Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона, а в списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

У стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду, размещается небольшой архитектурно-этнографический музей, собравший деревянные постройки из подмосковных деревень. Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница. До 2001г. здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семеновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела. В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвященные народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом. В стенах Нового Иерусалима музей разместился значительно раньше – вскоре после революции, в марте 1920г. (монастырь был закрыт в 1919г.).

В годы Великой Отечественной войны со стороны Истры фашисты подходили к Москве. Новоиерусалимский монастырь был оккупирован и разорен. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки монастыря. Так была уничтожена высокая, выше соборного шатра, колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, до нижнего яруса обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен… К счастью, музейные фонды были хотя бы частично вывезены в эвакуацию. Восстановление официально началось в конце 1940-х гг., а реально – уже в 1942г., и, увы, не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остается лишь низ первого яруса.

В 1994г. возрожденной монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима: Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Скит Никона и восточный братский корпус. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.

Храмы и постройки монастыря

Название Годы Расположение
Воскресенский собор 1658-1685 в центре монастыря
Константина и Елены подземная церковь 1658-1685 у апсид собора
Рождества Христова трапезная церковь 1686-1692 в западной части монастыря
Входоиерусалимская надвратная церковь со Святыми воротами 1690-1697
Больничные палаты 1698 рядом с трапезными палатами
Палаты «монастырских детенышей» 1650-е между трапезными и больничными палатами
Настоятельские покои кон. XVII в с севера от трапезных палат
Палаты царевны Татьяны Михайловны кон. XVII в с севера от собора
Братские корпуса кон. XVII в с севера от собора
Солодежные палаты 1690-е у стен монастыря
Кузнечные палаты 1690-е у стен монастыря
Караульные палаты 1690-е у Святых ворот
Квасной погреб 1690-е у стен монастыря
Стены и башни 1690-1697
Скит Патриарха Никона 1658 Гефсиманский сад
Елеонская часовня кон. XVII в угол ул.Советской и Первомайской

Постройки архитектурно-этнографического музея

Название Годы
Церковь Богоявления из с. Семеновское Пушкинского р-на Московской обл. 1673
Часовня из с.Сокольники Чеховского р-на Московской обл. XVIII в
Крестьянская усадьба из дер.Выхино Люберецкого р-на Московской обл. 1830-1840-е
Ветряная мельница из с.Кочемлева Кашинского р-на Тверской обл. 2-я пол. XIX в

Красным цветом помечены несохранившиеся постройки

Смотрите так же:  Михайловский монастырь в адыгее

Related Post

Свято-никольский женский монастырь расписание богослужений

Расписание Богослужений Храм открыт для прихожан ежедневно с 8:00 до 19:00. Седмица 3-я по Пятидесятнице (с 1 по 7 июля) Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Свт. Иоанна Максимовича, архиеп.

Сакья монастырь

Школа Сакья близко связана с древней тибетской линей предков Кхон, которая, согласно традиции произошла от божественных существ. Эта линия продолжается вплоть до сегодняшних дней. Кхон Кончок Гьялпо (1034-1102) считается основателем

Мариинские палаты новодевичий монастырь

Мариинские палаты Новодевичьего монастыря Mariinsky Chamber of the Novodevichy convent Мариинские палаты, входящие в комплекс построек Новодевичьего монастыря, получили свое название в честь сестры императора Петра I, Марии, которая жила