О банченском монастыре

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Лонгин, архиепископ Банченский, викарий Черновицкой епархии (Жар Михаил Васильевич)

Дата рождения: 19 августа 1965 г. Дата хиротонии: 22 мая 2012 г. Дата пострига: 30 апреля 1996 г. День ангела: 29 октября

Страна: Украина Биография:

Родился 19 авгута 1965 г. в с. Петрашивка Глыбокского (ныне Герцаевского) р-на Черновицкой обл.

В 1971-1981 гг. учился в средней школе с. Петрашивка.

В 1991-1995 гг. заочно обучался в Ново-Нямецкой (ныне Кишиневской) духовной семинарии.

С 2002 г. обучался в Черновицком православном богословском институте, который окончил в 2007 г.

18 января 1990 г. епископом Черновицким и Буковинским Антонием (Москаленко) рукоположен во диакона, 19 января того же года — во пресвитера, после чего назначен настоятелем Параскевского храма с. Подвальное Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Бояны Новоселицкого благочиния и Параскевского храма с. Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния Черновицкой епархии.

30 апреля 1996 г. по благословению архиепископа Черновицкого и Буковинского Онуфрия пострижен в монашество с именем Лонгин в честь св. мч. Лонгина Сотника (память 16/29 октября). Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления архимандрит Мелетий (Егоренко).

С 1996 г. во исполнение решения Священного Синода УПЦ (журнал № 51 от 6 декабря 1996 г.) осуществлял строительство Вознесенского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл., который был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в 1998 г.

С 1999 г., исполняя решение Священного Синода УПЦ (журнал № 29 от 28 декабря 1999 г.), осуществлял строительство женского монастыря в честь Боянской иконы Божией Матери в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл.

Одновременно с благоустроением обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Банченском монастыре, а затем переведен в с. Молница Герцаевского р-на, где был построен комплекс зданий нового приюта. 29 сентября 2002 г. приют был освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром.

Решением Священного Синода УПЦ (журнал № 54 от 16 июля 2008 г.) утвержден наместником Вознесенского Банченского мужского монастыря в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. с возведением в сан архимандрита.

С 31 июля 2006 г. по сентябрь 2011 г. руководил строительством Свято-Троицкого собора в Банченском монастыре, который 2 октября 2011 г. был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

За выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и многолетнюю благотворительную деятельность в 2008 г. указом Президента Украины присвоено звание Герой Украины.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. (журнал № 47) избран епископом Банченским, викарием Черновицкой епархии.

Наречен во епископа 21 мая 2012 г. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова монастыря в Феофании. Хиротонисан 22 мая за Божественной литургией в соборном храме Пантелеимонова монастыря. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский Владимир.

17 августа 2019 г. за Литургией в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.

1995 г. — Ново-Нямецкая (ныне Кишиневская) духовная семинария.

2007 г. — Черновицкий православный богословский институт.

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Лонгина (Жара) при наречении во епископа Банченского, викария Черновицкой епархии.

Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь

Свято-Вознесенский Банченский монастырь — мужской монастырь Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви. При обители имеется гостиница для паломников.

В сравнении с древними монастырями Буковины обитель «Банчень» совсем юная (она выстроена за последние 18 лет), но уже стала одной из самых известных в крае благодаря своему величественному архитектурному ансамблю и созданному под ее патронатом большому детскому дому.

Закладка обители состоялась в октябре 1994 г. В 1994-1998 гг. построен Вознесенский храм, в 1995 г. начата постройка Покровской церкви с нижним приделом прп. Серафима Саровского (освящен в 2003 г.) и подземным – прп. Сергия Радонежского, в 1996 и 2004 гг. – построены 2 братских корпуса, 1996 и 1997 – 2 гостиницы, 1997 – дом настоятеля с кельями братии, 1998-1999 – скит экономии с Преображенским храмом, 2000 – часовня Рождества Христова, 2003-2005 – храм св. Лазаря Четверодневного на кладбище (у входа в обитель), 2003-2007 – колокольня с корпусом, 2006-2011 – собор Св. Троицы (освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Под опекой обители действует Детский дом (60512, с. Молница Герцаевского р-на Черновицкой обл.). В 1997-2002 гг. он размещался в доме настоятеля. В 1999 г. христиане с. Молницы подарили участок земли под постройку нового здания Детского дома, которая началась в том же году. В 2001 г. на участке был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а в 2002 г. состоялось освящение церкви и 1-го здания Детского дома. Теперь Детский дом представляет собой большой комплекс зданий. На 2012 г. здесь проживают 400 детей, в т.ч. более 80-ти врожденных инвалидов и более 80-ти ВИЧ-инфицированных. Опека над ними отвечает всем медицинским стандартам и нормам действующего законодательства о социальной защите. Уход за детьми обеспечивают насельницы Боянского монастыря.

  • Частица Животворящего Древа Креста Господня
  • Частицы мощей преподобного Серафима Саровского, святой великомученицы Варвары и других святых
  • Часто в монастырь привозят чудотворную Боянскую икону Божией Матери с Боянского женского монастыря.
  • Богослужение совершается ежедневно братиею монастыря. Так как большинство братии составляют румыны, то Богослужение преимущественно совершается на румынском языке.

    Престольные праздники

    Память св. прав. Лазаря Четверодневного — суббота перед празднованием Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и 17 (30) октября

    Адрес: 60523, Украина, Черновицкая область, Герцаевский район, с. Банчены

    Телефоны: (03740) 2–11–50, 3–33–19 (детский дом-приют), 2–21–78 (дом паломника)

    При монастыре есть гостиница для паломников.

    Внутренне убранство Свято-Троицкого собора Банченского монастыря

    Свято-Вознесенский Банченский мужской монастырь





    Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь

    Официальное название Свято-Вознесенский мужской монастырь “Банчены” Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви

    Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь
    Пол насельников мужской
    Управление епархиальное
    Официальный сайт bancheny-mon.church.ua
    Адрес с. Банчены, Герцаевский район., Черновицкая область, 60523
    Телефоны +38(03740)2-11-50;
    +38(03740)3-33-19 – детский дом-приют;
    +38(03740)2-21-78 – дом паломника.
    Дата открытия монастыря 06.12.1996
    Игумен (настоятель монастыря) Архиепископ Лонгин (Жар)
    Языки, на которых происходят богослужения Церковно-славянский, румынский

    Банченский Свято-Вознесенский монастырь — мужской монастырь Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви.

    Банченский мужской монастырь находится между селом Банчены и городом Герца. Земля, на которой расположен храм, знаменита своими первозданными лесами и густыми туманами у подножья близких к монастырю гор.

    Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь

    Самый большой неславянский монастырь в Русской Церкви

    Викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий пишет о Банченском Свято-Вознесенском монастыре:

    «Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви. Местные живут своим укладом, в румынской традиции. В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине. В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском. На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь — новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».

    6 декабря 1996 года монастырь открыл свои двери для насельников

    Строительство Свято-Вознесенского монастыря в селе Банчены началось в 1994 году. Первый камень в основание Банченского монастыря заложил епископ Лонгин (Жар). Через 2 года монастырь был достроен. 6 декабря 1996 года монастырь открыл свои двери для насельников. Настоятелем монастыря стал епископ Лонгин (Жар).

    Комплекс Банченского Свято-Вознесенского монастыря

    В 1994 – 1998 годах на территории монастыря построили Вознесенский храм, в 1995 году началось строительство Покровской церкви с нижним приделом преподобного Серафима Саровского и подземным приделом преподобного Сергия Радонежского. Сейчас в комплекс монастыря входят:

    • два братских корпуса,
    • две гостиницы для паломников,
    • дом настоятеля с кельями братии,
    • скит,
    • Преображенский храм,
    • часовня Рождества Христова,
    • храм святого Лазаря Четверодневного на кладбище,
    • колокольня с корпусом,
    • Свято-Троицкий собор,
    • храм Вознесения Господня,
    • храм Покрова Пресвятой Богородицы,
    • подземный храм преподобного Сергия Радонежского,
    • целебный источник,
    • детский дом – приют.
    • Комплекс Свято-Вознесенского мужского монастыря в Банченах

      Святыни Банченского Свято-Вознесенского монастыря

      Ежегодно в Свято – Вознесенский монастырь в Банченах приезжают паломники со всех уголков земли.

      Монастырь на границе с Румынией славится своими святынями на весь мир.

      Самые известные святыни – частицы Мощей Святых невинных младенцев Вифлеемских и лаврских святых , частицы Животворящего Древа Креста Христова из Иерусалима, святые мощи преподобного Серафима Саровского и великомученицы Варвары, старинный образ Пресвятой Богородицы.

      Настоятель Свято-Вознесенского монастыря

      Красна рать воеводою – говорит старая русская пословица. Чем знаменит архиепископ Лонгин (в миру Михайло Васильович Жар) глава Банченского Свято-Вознесенского мужского монастыря?

      Насельники монастыря называют настоятеля «отец Михаил». Отец Михаил — гордость Православной Церкви, герой Украины и известная всему миру личность.

      Отец Михаил – архиепископ Свято-Вознесенского монастыря в Банченах, Герой Украины, глава детского приюта для детей с неизлечимыми заболеваниями

      В 2008 году отец Михаил награжден орденом “Герой Украины”

      24 ноября 2008 года президент Украины В. А. Ющенко лично вручил Орден Державы «За выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность» Лонгину Жару.

      В мае 2012 года Лонгина Жар стал епископом Банченским и викарием Черновицкой Епархии.

      Кто такой отец Михаил

      Дата рождения Лонгина Жара: 19 августа 1965 года. Михаил Васильевич осиротел в раннем детстве. В 19 лет женился и уже к 1990 году воспитывал троих детей.

      В 1992 году семья Жар впервые взяли ребенка из Дома Малютки. Счастливицей оказалась шестимесячная девочка больная СПИДом. В этом же году Михаил Васильевич открыл свой детский дом. Каждого ребенка попавшего в приют, отец Михаил официально записывал на свою фамилию и проводил процедуру усыновления.

      В сентябре 2019 года в проповеди, обращенной к населению Буковины, Лонгин (Жар) сказал: «Я прошу вас только об одном: объединиться и не отдавать детей на смерть. Наша православная вера не позволяет нам убивать друг друга. Ради политических интересов, ради тех, кто защищает свой бизнес, кто защищает свои руководящие должности, хотят убивать наших людей, которые живут в мире с верой в Бога»

      На 2019 год в приюте отца Михаила находится более 500 детей, из которых большая часть это малыши больные СПИДом, детки с ДЦП, и ребятишки, которые родились без конечностей.

      Помимо детей отец Михаил принимает в приют одиноких стариков, инвалидов и людей с судимостями, т.е. тех людей, которые остались никому не нужными кроме Бога и отца Михаила.

      Репортер из интернет-издания «Olga’s Journal» после приезда в Банчены пишет:

      «Они живут в корпусах, которые я сначала приняла за гостевые дома, похожие на дорогие отели, в которых привечают богатых благодетелей, когда узнала, что это построено для сирот, ком в горле встал: какое счастье, что они живут, вырастут в таких условиях. Отец Михаил дает им образование, приучает к труду, помогает обрести профессию, но в первую очередь дает возможность детям вырасти в любви к людям, к миру, к живым существам, как не в каждой семье вырастят».

      «Владыка строит им жилье, дает работу в больницах, приютах, в монастыре»

      Журналист Татьяна Матяш после экскурсии в Банченский Свято-Вознесенский монастырь пишет:

      «Обитель проводит большую социальную работу. Как нам рассказали, владыка Лонгин уже более 20 лет занимается детьми. За это время они выросли, получили образование – врачи, медсестры, юристы, агрономы, землемеры… Кто-то женился, вышел замуж, владыка строит им жилье, дает работу в больницах, приютах, в монастыре. Они в Банченах живут и работают, село разрастается его детьми. Это прекрасно и поучительно».

      Подробная инструкция как проехать в Банченский Свято – Вознесенский мужской монастырь на автомобиле и на автобусе

      Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь находится по адресу: село Банчены, Герцаевский р-н, Черновицкая область

      Если Вы едете на автомобиле: чтобы из Черновцов попасть в село Банчены, Вам нужно выехать на Русскую улицу и направляться на юго-восток. На выезде из города улица перерастает в трассу. Через 20 км. по правую сторону уже будут видны высокие своды ансамбля Свято-Вознесенского монастыря. За селом Молница поверните направо, эта дорога приведет Вас прямо в Банчены.

      Если вы едете на поезде/автобусе: вам нужно доехать до Черновцов, далее городским транспортом до Гравитона. В районе Гравитон Вы найдете небольшую автостанцию, с которой автобусы едут в город Герца. Выйти нужно на остановке на повороте к Банченскому монастырю. Пешком от остановки до Дома паломника 10-15 минут.

      Все обитатели села Банчены излучают благодать и спокойствие

      Село Банчены уникальное место. Горные массивы Румынии, первородные густые леса Украины никого не оставят равнодушными. К красоте природы в священном месте прибавляется и красота душ местных обитателей. Монахини, которые проводят жизнь в заботе о сиротах, мудрый и добрый отец Михаил, который все свободное время проводит в беседах с нуждающимися, мастера – монахи, которые возводят новые церковные сооружения, детки, которые обрели семью – все они излучают благодать и спокойствие.

      Банчены — место, в котором стоит побывать с детьми, потому что именно там можно увидеть и почувствовать, что значат слова «добро», «православие» в действии.

      О Свято-Вознесенском монастыре сняли фильм

      Если у Вас нет возможности приехать и вживую увидеть монастырь, Вы можете посмотреть документальный фильм «Форпост». В этом фильме рассказывается о возведении монастыря и о жизни насельников.

      Фильм «Форпост» (2007 г.) рассказывает о жизни 90 братьев-монахов Банченского монастыря на границе с Румынией.
      Фильм снят в селе Банчены, где возник форпост православия и добра.

      Отец Михаил рассказывает о православной вере, о призвании.
      О смысле жизни и о настоящей любви.

      Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший. 253 малыша

      — . Батюшка в каком-то монастыре на западной Украине усыновил 253 малыша.

      — Сколько-сколько? — переспрашиваю своего собеседника.

      — Двести пятьдесят три, — раздельно повторяет он. — А еще построил для них дома, основал два монастыря и строит приют для инвалидов. И при этом никогда ничего ни у кого не просит.

      В этом месте мой мозг окончательно «засбоил». Или это неправда, или об этом должны знать все. Или так: слишком красиво, чтобы быть правдой. И обидно, если это неправда. Способ один — узнать и увидеть все самому.

      Банчены — это где?

      Меня опередил Патриарх. Еще 2 октября этого года Святейший Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область побывал в доме при Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены.

      Архимандрит Лонгин (Жар). Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru

      «Товарищ Риббентроп, давай рубанем здесь поровнее!» — говорят, именно такими словами в августе 1939 года Вячеслав Молотов предложил своему немецкому коллеге выпрямить границу СССР, огибавшую выступ польских и румынских земель. Тот особо не возражал. Так образовался в Черновицкой области очень необычный Герцаевский район, где абсолютное большинство населения — румыны. В тех краях и стоит село Банчены, и Свято-Вознесенский монастырь неподалеку от него.

      «Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, — считает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий. — Местные живут своим укладом, в румынской традиции. В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине. В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском. На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь — новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».

      Руководит монастырем архимандрит Лонгин. Тот самый, кого две с половиной сотни детей называют папой. Это правда, которая невероятней выдумки.

      Монастырь на пустыре

      — Наша история началась всего 17 лет назад, — рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. Рассказывает он на русско-украинско-румынской смеси языков. Местные так говорят с приезжими почти все. Между собой — как кому удобно говорить и понимать. Такой тебе своеобразный маленький Вавилон. — Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили — до пострига он служил по соседству, в храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много. Кто жил в окрестных селах, приходили на стройку, работали. Кто подальше, помогали, чем могли: и кирпичом, и бревнами, и продуктами, и деньгами.

      Свято-Вознесенский мужской монастырь. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru

      Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…

      — Так у нас же дети, потому и пони, — отец Амфилохий, как опытный экскурсовод предвосхищает мой вопрос. — Сначала приют был в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним, можно сказать, на стройку. Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры начали заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах — мужской монастырь (в нем сейчас — 86 монахов), в Боянах — женский (в нем — 120 монахинь), а в Молнице — детский приют. Отец Лонгин — духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.

      «Усiх дiтей любити надо!»

      Лонгин — это монашеское имя. На самом деле его зовут Михаил. Михаил Васильевич Жар. Ему всего-то 46 лет, из них 20 воспитывает сирот.

      Банченский приют. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru

      — Идея приюта чья? Ваша?

      — Божья, — говорит так, что веришь. Вере ведь, в принципе, и не требуется никаких доказательств. Да и какая разница, кто первый решил собрать никому не нужных детей, кормить их, нянчить, лечить, учить грамоте и вере?

      История появления в монастыре первых детей уже стала местным преданием. У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. В начале 90?х время было голодное. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Медсестры в благодарность решили показать батюшке, кому идет это молоко. Условия, в которых находились дети, потрясли отца Михаила. Он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют, а отец троих детей, рожденных в браке, стал отцом пятерых. Потом отец Михаил усыновил еще 27. А затем в его паспорте кончились страницы, куда записывают детей. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их по всей области. Поедет куда-нибудь по делам — обязательно привезет.

      — Однажды отпевал я молодую женщину, — вспоминает отец Лонгин. — Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, — говорю. — Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.

      — Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, — говорит отец Лонгин с мягким, певучим румынским акцентом. — Я взял ее в руки, она была такой холодной, как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.

      Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Тут, в детском доме, мальчик стал читать книги. Много книг. Теперь ему нравится спорить. Матушка Елизавета ласково называет его «философом».

      А его друга Ромку — «музыкантом», потому что тот играет на синтезаторе, который поставили — специально — рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него — ДЦП.

      Но тут атмосфера такая: никто несчастным или ненужным себя не чувствует.

      А что еще детям надо? Только чтобы любили тебя таким, каким ты есть.

      — Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом — 100. Затем решили — и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал — ну это все! Но как же «все». Теперь говорю, наверное, 300 будет.

      Это отец Лонгин строит планы на будущее. Свое и своих детей, будущих тоже.

      — Якби мог обнять всех сирот на земле, я б це зробив, — когда он сильно волнуется, то слова по-русски и по-украински у него получаются вперемешку. — Они немощны. Их любить надо. Усіх дітей любити надо. А цим ще й допомогти, щоб вижили. Я не могу без них! Вони — моє лекарство. Не було б їх зі мною, зря б на земле тогда жил.

      Он почему-то не боится усыновлять детей с ДЦП. Странный, правда? Потом стал собирать тех, на кого даже врачи рукой махнули: мол, не жильцы. Да-да, я о СПИДе.

      Когда СПИД отступает

      Таких сегодня в приюте 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. «За счет» особого контингента священника статистика «детского СПИДа» во многих областях Украины понизилась, а в Черновицкой — возросла. Это же статистика, цифры, запятые. Какое ему и нам всем до нее дело, правда?

      В корпусе с ВИЧ-инфецированными детьми особый режим. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru

      В приюте дети получают всю необходимую терапию, здесь для них — отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта открыт региональный СПИД-центр, который сотрудничает с фондом «АнтиСПИД» Елены Франчук. Батюшка, кстати, сотрудничает с огромным количеством людей. Не только в Украине. Вот, например, тому, кто побывал в любом детдоме Украины, здесь в приюте что-то кажется странным в одежде детей. Да и одежда новая, не застиранная, по размеру. Ведь обычно в детских домах дети носят так называемую «благотворительную помощь», то есть, «секонд хенд». А здесь батюшка заключил контракт с турецкой фирмой на поставку одежды для детей. Новой и по размеру!

      Как в приюте оказались дети со страшным диагнозом?

      Очень просто. В доме малютки отец Лонгин увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Санитарки от нее тоже шарахались. В патриархальном западноукраинском обществе слова «СПИД» и «смерть» — где-то рядом.

      — Когда я увидел ее, мне стало очень больно, — вспоминает священник. — Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.

      Думаю, в ту ночь отец Лонгин не спал, вспоминая эту двухмесячную девочку. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, девочка.

      Маленькая Лариса — так ее звали — приняла крещение, сейчас она Филатея. Здесь, в приюте, девочка прошла курс ретровирусной терапии. Доктора были очень удивлены, увидев недавно ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Теперь Филатея живет с остальными ребятами, перешла в пятый класс.

      Как это делается?

      Отца Лонгина в Банченах боготворят. Он дает людям надежду. Жить как люди. И не только тем, что воспитывает детей.

      Комната девочек. Фото: Екатерина Степанова / miloserdie.ru

      Ну, представьте себе, не Бог весть где появился монастырь, а затем — вернее, почти синхронно — детский городок, и села, которые рядом, стали газифицировать.

      Газовую «ветку» к приюту перекинули через речку Прут. Заодно и селу досталось.

      — Знаю, что вы не просите помощи. Принципиально, — говорю я отцу Михаилу. — Но как получается, что у вас и у детей все есть?

      — Думаю, это Господь сам ложить на серце тим, хто хоче зробити добро. Дуже багато людей в Україні добрих… Которые рядом с нами.

      Вспоминает, как однажды в кухне закончилось масло. И денег нет, чтоб купить, а готовить надо на столько душ! За раз на одни только салаты (примерно 15-20 килограммов овощей) — «прірва олії» расходуется.

      И вдруг является какой-то человек из местных бизнесменов: «Хочу, — говорит, — помочь вашим детям, у мене своя олійниця, сулею вам приніс, беріть. Это от сердца».

      Батюшка его благословил и расцеловал. Тот на радостях потом чуть ли не цистерну масла привез.

      Батюшка не говорит, что первый кирпич в фундамент одной из колоколен монастыря закладывал в 2004?м тогдашний премьер-министр Украины Янукович. Потом еще приезжал, привез гостинцев детям и домашний кинотеатр. А президент Ющенко наградил его орденом. Орденоносному батюшке решать вопросы легче. Газ в приют протянули не без помощи Юрия Бойко и Игоря Бакая. Достучаться так высоко тоже надо уметь.

      Монахини рассказывают, что «ще одна жінка, котра помогти дітям хотіла, корову привела, а друга — увесь пай, два гектари, віддала».

      На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку.

      В угодьях монастыря, кстати, чего только нет: поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми.

      Трехэтажные здания, светлые окна, мраморные лестницы, причем оборудованные подъемы для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться. Это и есть детский дом семейного типа. Каждый дом — разного цвета. Розовый, желтый, синий…

      Внутри паркет устелен коврами. Не ковролином, а настоящими мягкими коврами.

      Стены увешаны картинами: природа, религиозные сюжеты. Везде — аквариумы с рыбками. Птички поют. Много зелени. А вокруг зданий — невероятное количество цветов.

      Дети живут по четыре-шесть человек в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 — монахини, остальные — оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды — все украшено цветами. На газонах — фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе — игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы — отца Лонгина — ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.

      — Разве монашеское это дело — детей развлекать?

      — Монашеский путь и семейный — очень разные, — соглашается отец Лонгин. — И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много добра. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель — и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол!» — как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это — грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.

      Старшую воспитанницу, «доню», года четыре назад первой выдал замуж за хорошего парня, кстати, из соседнего села. Столы накрыли, гостей позвали — наверное, с тысячу приехало. Или больше. Весь район гулял.

      Через год — опять свадьба: другую дочку выдавал. Потом еще…

      А сколько еще свадеб предстоит, где «тато Михайло» будет сидеть на почетном месте, как и положено отцу, и гордиться «своїми дітьми»!

      — Ось тоді буду спокійний, як вони усі сімейними стануть. І на свята до мене з’їдуться. Оце щастя! — мечтательно говорит священник.

      Конечно, скептик скажет, что врачи могли ошибиться с диагнозом маленькой Ларисы. Как в еще пяти случаях. Конечно, дети, излечившиеся от ДЦП, плавая в настоящем бассейне на территории семейного дома, ничего не доказывают. И уж, само собой разумеется, что вера в Господа и молитвы отца Лонгина, монахов и монахинь его монастыря, которых дети называют «мамами», помощь всех, кто почти 20 лет им помогает, тут ни при чем. Не буду спорить. Тогда и вы не спорьте, что отец Лонгин, берущий без разбору на кормление и воспитание детей с «букетами» болезней — от ДЦП до СПИДа с врожденным гепатитом — и даже если не спасающий их от смерти, то продлевающий им жизнь в заботе и любви, — святой человек. Договорились?

      К 46 годам отец Лонгин перенес три инфаркта и две операции на сердце. Кто-то держит его на нашей грешной земле… Вы, случайно, не знаете — кто?

      Большое сердце отца Лонгина

      2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.

      На территории монастыря нет никаких ограждений. Гости могут ходить по всей обители, чем и пользуются многочисленные паломники

      «Товарищ Риббентроп, давай рубанем здесь поровнее!» – говорят, именно такими словами в 1939 году Молотов убеждал немцев перерисовать границу Советского Союза, огибавшую польские и румынские территории (это событие запечатлено в истории как знаменитый военный пакт Молотова–Риббентропа). Немцы согласились провести границу поровнее. Так образовался в Черновицкой области на Украине очень необычный Герцаевский район, где абсолютное большинство населения – румыны. В тех краях и находится село Банчены и Свято-Вознесенский монастырь.

      – Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, – рассказывает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотынский Мелетий. – Местные живут своим укладом, в румынской традиции. Например, в селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в составе Украины. В своих церквях они официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском, на что у них есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь – новостильная, поэтому, когда Герцаевский район неожиданно для себя самого стал канонической территорией Московского Патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить так, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре – вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю.

      Службы тоже можно посещать беспрепятственно, только бывают они в основном ночью. Самая ранняя литургия — в полночь, самая поздняя — в 5.30 утра. Всего каждую ночь в монастыре служат пять литургий, но на них почти нет мирян. В этих краях сохраняется традиция редкого причащения. Приютские дети причащаются раз в три недели, монахи — раз в две недели, а миряне — четыре раза в год, постами

      Особую атмосферу края создает и то, что Черновицкая область долгое время была частью Австро-Венгрии. Империя отличалась толерантным отношением к Православию. Австрийцы, придя к власти, хотя и секуляризировали большую часть церковного имущества (оставив из 20 монастырей действующими только три, причем с лимитом в 25 монахов), но деньги не присвоили, а создали Религиозный фонд. Из этого фонда австрийцы сами, с присущей им педантичностью, выделяли средства на содержание приходов, монастырей, духовных школ, платили жалованье и пенсии клирикам, ремонтировали церковные здания.

      Высоченную колокольню Свято-Вознесенского монастыря в Банченах, кстати точную копию дивеевской, видно еще с дороги. Монастырь окружают зеленые холмы, цветущие луга, пашни, перелески. По грунтовым дорогам гремят колесами деревянные телеги, цокают копытами лошадки, украшенные красными лентами. А в местных деревнях на крышах домов живут аисты.

      – Приехали, – перебил мои пасторальные наблюдения водитель. – Подъезда к воротам сейчас нет. Дальше пешком идите.

      Оказалось, что в монастыре и вокруг него полным ходом идут строительные работы. К приезду Патриарха нужно очень многое успеть – расписать Троицкий собор (самый большой на Украине), достроить гостиницу для паломников, инвалидный дом на 100 человек (для подрастающих в приюте детей-инвалидов), облагородить ограду и подъезд к монастырю. Ведь это будет первый патриарший визит в истории обители.

      Румынские церковные традиции для русского человека удивительны. После воскресной литургии священник разоблачается перед народом и отдает в толпу фелонь, поручи, пояс. Прихожане с благоговением прикасаются к облачениям, в которых батюшка стоял перед Престолом, и возвращают их священнику

      – Наша история началась всего 17 лет назад, – рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. – Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили – до пострига он служил по соседству, в приходском храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много.

      Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…

      – Так у нас же дети, потому и пони, – ловит мой удивленный взгляд отец Амфилохий. – Сначала приют располагался здесь, в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним в строящийся монастырь. Но приют рос. Когда детей в монастыре стало больше, чем монахов, пришлось задуматься о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры взялись заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах у нас мужской монастырь (в нем сейчас 86 монахов), в Боянах – женский (в нем 120 монахинь), а в Молнице – детский приют. Отец Лонгин – духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.

      Сам отец Лонгин вырос сиротой. Отец ушел из семьи, когда мальчику было восемь лет, а когда исполнилось пятнадцать, умерла мама. Мальчик остался в доме один. Жил очень бедно, работал скотником на ферме и все время твердил: «Ну почему это случилось именно со мной?» Ответ на этот вопрос он понял только сейчас.

      А во время венчания на аналой кроме венцов ставят еще блюдо с ананасами, чашку с медом и свадебный торт

      – Если бы не горе, пережитое тогда, возможно, сегодня со мной не было бы этих детей, – говорит батюшка. – Я хочу, чтобы они не были так одиноки, как я в детстве. Неделями мне нечего было есть, не во что было одеться.

      – История появления в приюте первых детей уже стала местным преданием, – рассказывает епископ Мелетий. – У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Время в начале девяностых было трудное и голодное. Медсестры в благодарность решили показать батюшке своих воспитанников. Тяжелые условия, в которых находились дети, потрясли отца Лонгина. Поддавшись порыву, он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют.

      За первыми двумя малышами отец Лонгин усыновил еще 27, но потом в его паспорте кончились странички. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их со всей области. Поедет куда-нибудь по делам монастыря – обязательно привезет с собой кого-нибудь.

      Дети с диагнозом СПИД живут в отдельном корпусе, где им обеспечен специальный уход. В корпусе есть свой медицинский персонал, необходимую терапию дети получают здесь же. НА базе приюта даже открыт региональный СПИД-центр

      – Однажды отпевал я молодую женщину, – вспоминает отец Лонгин. – Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие и не идут никуда. В резиновых сапожках на босую ногу. На улице мороз градусов двадцать. А самый маленький из них был еще крошечка. Я к ним подошел и спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, – говорю. – Пойдете ко мне жить?» Кивают. Ну я и привез их в монастырь.

      Как-то к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов.

      – Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, – говорит отец Лонгин. – Я взял ее в руки, она была как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.

      В монастырской конюшне живут двенадцать пони. По воскресеньям настоятель привозит лошадок в приют, чтобы покатать малышей

      Степу батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой.

      – А есть ли у вас любимчики? – спрашиваю я отца Лонгина.

      – Ваша правда, есть, – сознается он. – Больше люблю тех, кто болеет. Не могу без боли смотреть на инвалидов. Однажды в доме малютки увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что малышка была ВИЧ-инфицирована. Когда я увидел ее, мне стало очень больно. Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.

      Выросшие сироты-инвалиды остаются жить при монастыре. К осени для них будет открыт дом на 100 человек

      В ту ночь отец Лонгин так и не смог уснуть, думая об этой двухмесячной девочке. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, страдающий такой страшной болезнью.

      – Через год врачи определили, что вирус отступил, и мы перевели девочку к остальным детям, – рассказывает монахиня Елисавета, старшая в корпусе для ВИЧ-инфицированных детей. – Всего таких детей у нас 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. В приюте они получают всю необходимую терапию, здесь отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта даже открыт региональный СПИД-центр.

      «Я хочу, чтобы эти дети не были так одиноки, как я в детстве», — говорит о. Лонгин о своих воспитанниках

      Все без исключения детские истории разрывают сердце. Наверное, поэтому у отца Лонгина сердце очень больное, он уже перенес три инфаркта и две тяжелые операции.

      – А есть ли в приюте еще места? – спрашиваю монахинь. Они смущенно пожимают плечами: вообще-то места больше нет, новых детей брать некуда.

      – Как это некуда? – загремел отец Лонгин. – Вера, значит, у нас кончилась? Бог кончился? Кончилась жизнь, значит, у нас? Как Бог даст, так и будет. Я никогда не думал, что у меня будет 253 ребенка. Никогда. Но сегодня я вижу, что это промысел Божий.

      Из монастыря в Молницу, где находится приют, можно добраться на попутке или пешком вниз с холма. Дорога проходит через монастырские огороды. Сегодня старшие дети отпросились с уроков в сельской школе, где учатся все приютские, потому что началось время полевых работ и нужно сажать помидоры. К старшим прибилось несколько малышей. Кто-то из ребят копает тяпкой лунки, кто-то носит в ведрах воду, девочки умело сажают зеленые ростки в землю. Монахи и монахини заняты на поле вместе с детьми – братья подвозят на тракторе из парника саженцы, сестры помогают копать и следят, чтобы никто не перегрелся на ярком полуденном солнце. Ваня, первый приемный сын отца Лонгина, взрослый уже юноша и директор монастырской продуктовой лавки, принес на поле несколько ящиков сливочного мороженого на всех. У них в большой семье так: если мороженое – то ящиками, если ехать куда-то – то колонной автобусов, если работать – то вместе.

      В угодьях монастыря чего только нет — поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми

      Пока старшие помогают в поле, дошкольники и дети-инвалиды принимают водные процедуры дома. Дети живут по четыре человека в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 – монахини, остальные – оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды – все украшено цветами. На газонах – фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы-отца Лонгина ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.

      – Разве монашеское это дело – детей развлекать? – спрашиваю я.

      – Все правильно вы говорите, – соглашается отец Лонгин. – Монашеский путь и семейный – очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель – и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол» – как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.

      Отец Лонгин: «Монашеский путь и семейный — очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в них много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, просятся к ним в гости. Не думаю,что это плохо. Монах тоже должен творить добро»

      – Каждый год мы отправляем в Киев отчеты: кто-то обеспечил 15 детей рождественскими подарками, кто-то старушек проведал в интернате, – рассказывает епископ Мелетий. – А отец Лонгин никаких цифр нам не дает. Он буднично совершает подвиг. Мы пишем, конечно, его в отчетах, но не вдаваясь в детали, потому что, если его живую настоящую деятельность втиснуть в рамки схоластической административной системы с комиссиями и подкомиссиями, она просто задохнется. У него все это живет без бюрократии. Так, как и должно быть в Церкви.

      Смотрите так же:  Крыпецкий монастырь в псковской области

    Related Post

    Город киров и его монастырь

    Успенский Трифонов монастырь Трифонов монастырь – древнейшая обитель на территории Вятского края. Он возник благодаря монаху Пыскорского монастыря – преподобному Трифону, который написал от пяти вятских городов челобитную царю –

    Монастырь в крещатике

    Крещатик. Крещатицкий Иоанно-Богословский мужской монастырь. По местному Преданию сей монастырь был основан в ХVII веке беглыми монахами, которые ушли от униатов из Манявского скита в Галиции. Обитель была ликвидирована вместе

    Монастырь агафон

    Николо-Тихонов монастырь в с. Тимирязево Епархиальный мужской монастырь Монастырь был основан в 1498 году и изначально назывался Николаевским — во имя святителя и чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное

    CLOSE
    CLOSE