Меню

Михайловский монастырь в адыгее

Расписание богослужений в Михайловской пустыне 13–16 апреля 2019 года

Все богослужения будут совершаться в Троицком храме

3,6,9 часы. Вечерня с Литургией Василия Великого

Утреня (с чтением 12-ти Евангелий)

Царские Часы Изобразительные

Великая Вечерня с выносом святой Плащаницы

Чтение Деяний святых апостолов

Освящение куличей и пасок. Праздничная ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА

9-й час по пасхальному чину. Великая вечерня

* * *
Праздничная Пасхальная служба будет совершаться в ночь с субботы на воскресение. Освящение куличей и пасок будет совершаться в субботу в 23:30 перед Пасхальной службой и по окончании праздничной службы около 4:00 часов утра воскресения.

Братиям о Господе
ЖЕЛАЮЩИМ ПОТРУДИТЬСЯ В МОНАСТЫРЕ

В А Ж Н О Е О Б Ъ Я В Л Е Н И Е
для поломнических групп

Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится в центре Краснодарского края, в республике Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст. Хаджох).

Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.

Отец Варлаам, +7 928 2682660

Добраться к нам можно самостоятельно авто­транспортом: по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.

А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар–Победа» время отправления (прибытия): 6:50 (11:35) и 16:25 (21:10)

Адрес монастыря:
385791, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5

Для встречи гостей обители функционирует гостиница, где можно расположиться на одни сутки. К услугам паломников 2-х разовое питание.

+7 928 467-46-25, Владимир

Также вблизи монастыря располагается частная комфортабельная гостиница,
Тел: 8-928-469-49-71

Недалеко от монастыря находится и гостиница «Озерки».
Тел: 8-928-662-65-95, Сергей.

По всем вопросам
вы можете связаться с нами по телефонам:

8-928-466-03-58 — отец Михаил

Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь, принимает пожертвования на восстановление монастыря

Наш адрес: республика Адыгея, Майкопский р-н, посёлок Победа, ул. Родниковая, 5

Реквизиты: Свято-Михайло-Афонская Закубанская Пустынь

  • ИНН 0104009417
  • р/с 40703810101000102835 в Адыгейском ОСБ № 8620, г Майкопа
  • к/с 30101810600000000602 в юго-западном банке СБ РФ г. Ростова-на-дону
  • БИК 046015602
  • Помощь людям страдающим наркотической и алкогольной зависимостью в православном реабилитационном центре:

    Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?

    СОДЕРЖАНИЕ

    Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?

    Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история

    Всего было построено 5 храмов:

  • в честь Архистратига Михаила;
  • Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.

    Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.

    Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.

    Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.

    Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее

    В советский богоборческий период Свято-Михайловский монастырь в Адыгее пытались стереть с лица земли. Конфисковали все: землю, помещения, ценности. Здесь же организовали дом отдыха. 1928 г. стал трагическим для него – его попросту закрыли.

    Многие годы территория переоборудовалась, сначала здесь разместился совхоз, затем туристический комитет, конная турбаза. Сюда приезжали отдыхающие, но никто не подозревал, что когда-то тут некогда был монастырь – за 70 лет из памяти стерлась его история.

    Возрождение и современность

    В 1992 г. начались первые попытки возвращения монастыря. Местные собирали подписи с обращением к президенту Адыгеи о возвращении христианской святыни. Возле плиты, на месте взорванного храма архистратига Михаила, казаки с семьями молились и читали акафисты. В 2001 г. часть монастырских строений вернули, но некоторые здания все еще занимали отдыхающие и туристы. Весной 2003 г. удалось вернуть Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь полностью. С тех пор здесь проходят богослужения, проводятся требы, ведутся восстановительные работы.

    Смотрите так же:  Свято-троицкий женский монастырь в г муроме
  • частица гроба св. Феодосия (Кавказского);
  • Несколько слов нужно сказать о здешней святыне – источнике святого Пантелеймона на Физиабго, который славится многими исцелениями от различных недугов. Здесь можно попить водицы и набрать в емкость домой. Для желающих окунуться в целебную воду обустроена купель. Многие оставили отзывы об исцелениях и облегчениях болезней после омовения. 19 января, в праздник Крещения, тут устраивается чин великого освящения воды.

    Доехать до Победы вы сможете рейсовым автобусом из Краснодара, который обязательно проходит через Хаджох (Каменномостский). Он отправляется дважды в сутки.

    На машине самостоятельно доехать до Закубанской пустыни из Майкопа нетрудно таким образом:

    Каждый посетитель Свято-Михайловского монастыря ощущает себя частичкой духовного мира. Побывав в его храмах, пещерах и у источника, душа наполняется благодатью. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух, ну а природа, чистый воздух и тишина помогут отвлечься от повседневной суеты и забот. В заключение предлагаем видео-экскурсию по описанному выше месту, приятного просмотра!

    В самом центре Кавказа, окруженная морем и горами, лежит древняя земля – Адыгея. Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

    Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).

    Архимандрит Мартирий

  • несколько ковчегов-мощевиков с частичками мощей (более 50 святых);
  • чудотворный лик царя Николая II «Надымская».
  • Достопримечательности пустыни

    На склонах есть пещеры, которые остались от древнего византийского монастыря. Раньше было много длинных ходов – протяженностью около 3 км, соединяющих храмы, построенные на разных возвышенностях. Предание говорит о том, что сейчас под землей устроено хранилище древних костей (останков иноков, живших в подземных гротах). Сейчас там можно увидеть некоторые кельи когда-то обитавших тут монахов, остатки часовни. Ввиду того, что в советское время подземелья эти взрывали, большая часть под завалами, а в пещеры можно войти через один вход на горе.

    Как добраться (доехать)?

  • Адрес: улица Родниковая, 5, п. Победа, Майкопский р-н, Адыгея, Россия.
  • Карта показывает его нам в центральной части Майкопского района Адыгеи, недалеко от поселка Каменномостский, у хутора Победа. Вблизи протекает несколько ручьев, самые известные – Шушук и Камелюк. На незначительном удалении от Закубанской пустыни, как его еще называют, обнаруживаются пещера Порошковая, бугор Монашеский и Святой Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона.

    Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.

    В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.

  • во имя преп. св. Александра;
  • Успенский;
  • во имя Святой Троицы (сохранился до сегодня);
  • посвященный Преображению Господню (Преображенский), на Физиабго.
  • Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.

    При Великой Отечественной войны обитель стала местом для размещения детской воспитательной колонии. С каждым годом шло разрушение, а в 1946 г. взорвали Успенскую церковь. В 1952 г. для построек потребовался камень и следствие этому – взрыв Преображенского храма на горе. Сейчас монастырь хранит только фото, изображающие вид комплекса того времени.

    В Адыгее Свято-Михайловский мужской монастырь сегодня главный, его посещают паломники и туристы. Здесь немало святынь:

    • две иконы (списки), привезенные с Афона – Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
    • Особенности пустыни в том, что здесь присутствуют афонские (византийские) традиции. Внешний вид братии – клобук с накидкой и рясы греческого покроя. Также и часть богослужений служатся по уставу афонских монастырей. Сегодня тут есть свой летописец и гид – монах Прокопий, который проводит экскурсии для приезжих и рассказывает историю православной достопримечательности.

      • Координаты GPS: 44.290754, 40.318029.
      • Телефон: 8-928-466-03-58.
      • Официальный сайт: http://www.mihailov-monastir.narod.ru/
      • Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея)

        Координаты: N44 17.4 E40 19.104.

        Неподалеку от поселка Каменномостский вблизи поселка Победа расположен Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, крупный туристический центр, привлекающий как паломников, так и обычных туристов. Благодаря гостеприимству монахов и обилию интересных достопримечательностей в окрестностях монастыря они места посещает практически каждый турист, прибывающий в Адыгею.

        История создания Свято-Михайловского монастыря

        К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма. Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей старообрядцев и даже сектантов, не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства. Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

        В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

        В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

        Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни. Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская. Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили поддержку. Жители ближайших станиц: Даховской, Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы. Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

        Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах.

        Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

        Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам. По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь, где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.

        Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава.

        Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить.

        В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

        В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря в Адыгее было получено. И в сентябре 1877 года строительство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря началось. К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

        По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве. Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

        Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

        Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

        При участии Мартирия при Свято-михайловском Афонском мужском монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин.

        Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

        Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная. В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

        После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование. В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен». Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

        С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония.

        В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

        В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

        В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви. Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

        После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года. При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен. При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек.

        В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Герасим, назначенный в 2006 году. За прошедшее время на месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

        Интересные места, включенные в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь и его окрестности

        Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря.

        В центре расположен Успенский храм.

        Ещё один храм – храм Архангела Михаила.

        Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами и ещё не до конца восстановленные постройки: храм Святого Александра, странноприимный дом, трапезная. Также идет работа над восстановлением храма Успения Божьей Матери. Существует спортивная площадка.

        Отдельно стоит выделить склеп архимандрита Мартирия.

        Очень многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики с множеством начинок.

        За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.

        Также, прибыв в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея), стоит направиться в сторону горы Физиабго, посетить по дороге пещеры, а также подняться на вершину горы и испить воды из святого источника. С вершины горы открывается отличный вид на окрестности, впрочем, те, кому подъем на вершину Физиабго не под силу, могут довольствоваться панорамой, открываемой с обзорной башни турбазы, пристроенной к храму Святой живоначальной Троицы. А если у вас достаточно времени, прогуляйтесь до реки Фарс и её каньона.

        Фото: Павел Панько, Distance X, А.В. Макарова, albertino-mourico, Татьяна Ледовская, Екатерина Свиридова

        Смотрите так же:  Московский новоиерусалимский монастырь