Меню

Свято-никольский монастырь верхотурье

По благословению Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

Россия, Свердловская область, Верхотурский район, Верхотурье, Воинская улица, 1 А

Пожертвования на требы

Дорогие братья и сестры!

В нашем монастыре стало возможным заказать требы через сайт.

Те, кто хотя бы однажды посетил нашу обитель, вспоминают об этом и возвращаются сюда в своей памяти, чтобы в душе приобщиться к благодати верхотурских святынь.

Но не многие имеют возможность приезжать сюда часто в силу дальности расстояния, сложных жизненных обстоятельств или недугов.

Приглашаем воспользоваться этой возможностью, чтобы у святых мощей Праведного Симеона о вас и ваших близких возносились монашеские молитвы!

Пожертвования за требы

Сорокоуст о здравии/упокоении (с выниманием частиц)

200 рублей за 1 имя

Поминовение простое (без вынимания частицы)

(о здравии / о упокоении)

10 рублей за 1 имя

Заказная Литургия (с выниманием частицы в Алтаре)

20 рублей за 1 имя

Сугубые прошения на Литургии

НА ВСЯКОЕ ПРОШЕНИЕ

НА ВСЯКОЕ ДОБРОЕ ДЕЛО

ОБ УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ И ИСКОРЕНЕНИИ ВСЯКОЙ ЗЛОБЫ

О ПОМОЩИ ПЕРЕД ХИРУРГИЧЕСКИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ

О ПРЕБЫВАЮЩИХ В ТЕМНИЦАХ (ТЮРЬМАХ)

О ПОМОЩИ ЖЕНЕ ПЕРЕД ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

60 рублей за 1 имя

250 рублей за 1 имя

Панихида (по субботам)

Лития (каждый день после вечернего Богослужения)

Молебны Господу, Богородице, святым угодникам (по Воскресеньям)

Молебен с Акафистом перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша»

(список с чудотворной иконы г.Серпухова)

Братский молебен праведному Симеону Верхотурскому

40 рублей за 1 имя

Молебен с Акафистом св.пр. Симеону Верхотурскому

(каждый день в 13-00 у мощей)

15 рублей за 1 имя

Акафист св. пр. Симеону Верхотурскому

25 рублей за 1 имя

Поминовение на полгода (без вынимания частицы)

250 рублей — 1 имя

Поминовение на 1 год (без вынимания частиц)

500 рублей — 1 имя

Поминовение на 10 лет (без вынимания частиц)

6 000 рублей -1 имя

60 000 рублей — 1 имя

Соборование (по согласованию с благочинным)

Поминовение на Великий пост

(о здравии/ упокоении)

60 рублей — 1 имя

— Молятся о здравии и упокоении крещённых в православной вере
— Самоубийцы в записках не поминаются.
— В записках имена указываются полные в родительном падеже.

Как заказать требы в нашем монастыре через сайт?

За церковные требы можно пожертвовать на данной странице, используя нижерасположенную кнопку Яндекс.Денег. К оплате принимаются не только Яндекс.Деньги, но и банковские карты. Номер кошелька 410011955904764.

ВНИМАНИЕ! В комментарии к платежу просим указать название требы, имена тех, за кого необходимо помолиться, Ваши Ф.И.О. и электронный адрес. На него высылается подтверждение поступления денежных средств. Если Вы не имеете электронного адреса и не хотите его заводить, то для информирования жертвователя администрация сайта предлагает указать адрес или контактный телефон для сообщения о начале поминовения. Обращаем ваше внимание, что уведомление о поступлении пожертвования может быть отправлено в период от одного до семи дней!

Расскажите своим родным и близким, что в Свято-Николаевском монастыре теперь тоже есть возможность подать требы через интернет. П одаваемые «записки» просматриваются в течение недели и передаются в церковную лавку, где оформляется заказ на поминовение. Обратиться к администратору сайта можно по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

или по телефону 8-912-270-71-74.

Все ваши просьбы будут учтены и осуществимы.

Что такое церковные требы?

Значение слова требы — по смыслу определяет богослужения, не совершаемые ежедневно и не относящиеся к суточному богослужебному кругу. Такие богослужения проводятся по требованию (отсюда и название), иными словами по мере их надобности. На подобных богослужениях упоминаются имена людей, записанных на специальных листочках, которые в народе так же называют требами. Это ваша просьба к Господу, с которой вместе с вами обращаются к Нему священнослужители.

Подать требы в монастырях и церквях возможно при обращении к священнослужителю или путем подачи записки и внесения пожертвования.

Почему за требы и поминовение в церквях берут деньги?

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные взносы.

Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся — не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33–34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16–17).

Практическая сторона состоит в том, что Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь монастырей требует немалых расходов и строится она на средствах благодетелей, жертвователей и прихожан. Таким образом, ваше пожертвование помогает укладу, быту и развитию монастыря, а братия молитвенно обращаются к Богу о ваших просьбах.

Да помилует и спасёт Вас Господь!

1. Указываете сумму, в поле комментарий — указываете требы, имена (о здравии или об упокоении)

2. После перехода на сайт Яндекс — введите все требуемые данные

3. Если в поле КОММЕНТАРИИ не поместились все имена и требы, то после оплаты напишите на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. : какие требы Вы заказываете и имена, например

Заказная Литургия (с выниманием частицы в Алтаре) о здравии:

Смотрите так же:  Крым монастырь грушевка

Ивана, Марии, Алексея

Заказная Литургия (с выниманием частицы в Алтаре) о упокоении:

Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь

Свято-Николаевский монастырь — монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

  • Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья, который был ранее священником.
  • 12 сентября 1704 г. с позволения митрополита Филофея (Лещинского) мощи Св. Симеона из Меркушино были перенесены в Николаевский монастырь. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведного Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году.
  • В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы. При монастыре до революции 1917 года действовала двухклассная школа и богадельня.
  • В Свято-Николаевском монастыре находятся мощи Симеона Верхотурского, что привлекало в него паломников как в прошлом, так и в настоящее время. Территория монастыря огромна, гораздо больше московского кремля. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от кремля.

    • В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. При советской власти в монастыре находилась колония малолетних преступников;
    • В 1990 году монастырь возвращён Русской православной церкви, Николаевский монастырь был возобновлен, началось восстановление его построек.
    • Главная церковь монастыря — Николаевская — не пережила эти времена, но в монастыре сохранились ещё три (все действующие), а также монастырская ограда с башнями (вторая половина XIX века). Вход в монастырь (внутрь ограды) женщинам разрешен только в юбке и платке.

      Крестовоздвиженский собор

      Эклектичный Крестовоздвиженский собор (1905—1913 гг., арх. Турчевич А. Б.) — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая Второго, который, впрочем, не смог приехать. Внутри собора находятся целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1998 году к 400-летию города Верхотурье. В соборе покоятся мощи св. Симеона Верхотурского. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

      Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви

      На территории Николаевского монастыря находятся также Преображенская церковь (1821 г.) в стиле классицизм с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 г., и Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856 г.) в традициях древнерусской архитектуры. Сохранились и другие монастырские здания, среди них братский корпус и настоятельский корпус, в котором располагается православный музей.

      Дом для приёма почётных гостей

      Вне стен, на берегу пруда Калачик, находится построенный в 1913 году к ожидаемому приезду императора Николая II, деревянный дом для приёма почётных гостей (предположительно арх. Покровский В. А.), напоминающий древнерусский терем.

      • В нём до 2008 г. располагалась экспозиция Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника. Здание стояло под охранно-пожарной сигнализацией в ожидании ремонтно-реставрационных работ.
      • Дом сильно пострадал при пожаре, произошедшем вечером 11 ноября 2010 г. Предполагается, что его восстановление будет завершено к празднованию 400-летия Дома Романовых в 2013 г. [2] (по другим сведениям — к 2019 г.).
    • прав. Симеон Верхотурский (XVII в.)
    • прпп. Арефа и Илия Верхотурские (XIX в.)
    • прп. исп. Иоанн Верхотурский (ХХ в.)
    • мощи прав. Симеона Верхотурского
    • мощи прпп. Арефы и Илии Верхотурских
    • могила прп. исп. Иоанна Верхотурского
    • частица Животворящего древа Господня
    • мощевик с 60 частицами мощей
    • частица мощей свт. Николая Чудотворца
    • Престольные праздники



      Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом (№ 84М Москва — Серов, № 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Расстояние — более двухсот километров. Поворот с трассы на Верхотурье (направо) — примерно через сорок километров после Нижней Туры. До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед.

      Адрес: 624380, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А.

      Тел.: 8(34389)224-44 (канцелярия), 8(34389)225-98 и 8(922)296-36-87 (паломническая гостиница), 8(953)387-86-24 (православный музей).

      Свято-Николаевский мужской монастырь г. Верхотурье Епархиальный мужской монастырь

      Поворотным событием в жизни обители стало обретение мощей святого Симеона чудотворца. 12 сентября 1704 г. они были перенесены в монастырскую деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С этого времени ежегодно 12 сентября в монастыре стало совершаться праздничное богослужение в его память. С начала XVIII в. верхотурские монахи вели записи о чудесах святого Симеона, собирали свидетельства очевидцев. На основе этих записей, сведений из Сибирской летописи и материалов проверок в монастыре было составлено «Житие Святого и Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца». За составление «Подробного сказания о жизни и чудесах Святого Праведного Симеона Верхотурского» взялся инспектор Пермской, а позднее ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Макарий, и в 1857 г. он получил дозволение Святейшего Синода опубликовать свой труд тиражом в 3100 экземпляров. В мае 1858 г. архимандрит Макарий передал Верхотурскому Николаевскому монастырю право на дальнейшую публикацию. А первым автором тропаря и кондака праведному Симеону был митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, ему же принадлежит описание открытия мощей в 1694 году.

      Сведений о первом храме Николаевского монастыря, в котором почивали мощи святого праведного Симеона , не сохранилось. Известно только, что по распоряжению Тобольского губернатора Матвея Петровича Гагарина указом из Сибирской губернской канцелярии предписано было устроить в Верхотурском Николаевском монастыре каменную церковь во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был заложен в 1712 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна Максимовича. Церковь окончательно устроена и освящена в 1738 г. В Николаевском храме в трапезной половине его, в арке, между храмами – главным и придельным, в серебряной раке и почивали мощи святого праведного Симеона до 1914 г.

      От Никольской церкви в недальнем расстоянии к северу находится каменная Преображенская церковь. Николаевский храм в виду увеличения братии и приходящих богомольцев оказался маловместительным. В силу этого настоятель монастыря архимандрит Афанасий с братиею ходатайствовал перед преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским о разрешении постройки второго каменного храма. Пермская духовная консистория указом от 3 августа 1821 г. разрешила построить большой каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила с колокольнею. 28 августа 1821 г. церковь была заложена. 30 августа 1834 г. главный Преображенский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Аркадием, архиепископом Пермским и Верхотурским, а 25 июля 1837 г. им же освящены придельные храмы.

      За главным клиросом главного Преображенского храма, под полом, в особо устроенном склепе, покоится тело Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского. В 1869 г. над могилою архиепископа Неофита устроена железная с четырьмя чугунными столбами решетка, чугунная доска с надписью о времени и месте кончины архипастыря. В 1877 г. в углублении стены устроен небольшой киот, в котором вставлены по завещанию Неофита его келейные иконы. Под левым клиросом погребен настоятель сего монастыря архимандрит Гавриил.
      В 1855 г. во время настоятельства архимандрита Гавриила над Святыми вратами по благословенной грамоте, архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита заложен ещё один небольшой храм, работы были закончены в 1856 г., освящен сей храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. архиепископом Неофитом.

      С преобразованием монастыря из штатного в общежительный с 1 января 1894 г. быстро стали улучшаться хозяйственные постройки и благоустраиваться существовавшие здесь храмы, а с приходом в связи с этим трех валаамских монахов Иова, Арефы и Илии устроилась в лучшем виде и внутренняя жизнь обители на началах и правилах известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре они ввели общежительные порядки. Верхотурский монастырь через весьма незначительное время прослыл примерным не только внешним благоустройством, но и духовной жизнью в нём. Духовник монастыря схимонах Илия обучал духовной жизни братию, к нему обращались и прихожане за разными советами, которые он преподавал, ограничиваясь краткими, но весьма основательными словами, с простотою и смирением. И его поучения имели весьма сильное воздействие на приходящих к нему с духовными нуждами. Схимонах Илия скончался в Верхотурском монастыре 30 ноября 1900 года.

      При архимандрите Иове построены были каменные кузницы, баня, книжная лавка, проведен водопровод. Согласно его прошению, по указу Синода от 22 мая 1899 г. он был уволен на покой по состоянию здоровья в тот же Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Братией монастыря был избран настоятелем монастыря отец Арефа с возведением в сан игумена, а 6 мая 1902 возведен в сан архимандрита. При нем устроены 2 громадных каменных жилых здания, начата постройка здания для церковно–приходской школы для глухонемых, возбуждено ходатайство о разрешении на строительство нового большого каменного храма. Сам о. Арефа вел жизнь прямо аскетическую. Строгое воздержание и непрестанные труды и заботы, несомненно, ускорили сокращение дней его жизни. 15 мая 1903 г., имея от роду 38 лет, после продолжительной и тяжелой болезни скончался, погребен на территории монастыря. На Валааме архимандрит Арефа входит в список 15 монахов, возведенных в лик святых. С 11 по 14 сентября 1904 г. монастырь отпраздновал два знаменательных события – 300 — летие существования сей обители и 200-летие святого праведного. Симеона, Верхотурского Чудотворца. В память этих событий 12 сентября 1905 г. был заложен каменный трехпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Торжественно освящен 11 сентября 1913 года, в год 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых.

      В 1920 г. последний архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт (в миру Константин Петрович Медведев) был арестован и отправлен на исправительные работы в Екатеринбург за сотрудничество с белой армией Колчака. В 1925 г. он вновь был арестован за распространение антисоветской литературы. Ксенофонта приговорили к двум годам лишения свободы и трем годам лишения права проживания в Уральской области как социально опасного элемента. Эти годы он провел в Казани. В 1932 г. вновь последовал арест,обвинение в антисоветской деятельности и приговор – 5 лет лагерей. Он был сослан на строительство Беломоро – Балтийского канала, дальнейшая судьба его неизвестна. В 1989 г. он был реабилитирован посмертно. После ареста Ксенофонта в 1925 г. монастырь был закрыт. Но монахам удалось организовать скит на заимке Актай. Однако, в 1928 г. и это последнее убежище иноков было разгромлено. В 1920 г. были опечатаны мощи святого Симеона Верхотурского. В 1929 г. они были изъяты и переданы в Тагильский музей для использования в антирелигиозной работе. Спустя некоторое время мощи святого праведного Симеона оказались в запасниках областного краеведческого музея и были возвращены Церкви в 1989 г., а в монастырь были торжественно перенесены после реставрации и освящения Преображенского храма 25 сентября 1992 г.

      В годы советской власти в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 г. Верхотурский Николаевский монастырь был возрожден к духовной жизни. Под руководством наместника монастыря игумена Тихона (Затекина) за короткий срок были восстановлены надвратная церковь, Преображенский храм, настоятельский корпус, книжно-иконная лавка, частично братский корпус, гостиница для паломников, проведены работы по очистке от хлама Крестовоздвиженского собора. Важнейшим событием в монастыре стал день 25 сентября 1992 г., когда из Екатеринбурга в храм Преображения Господня были перенесены мощи святого праведного Симеона . Стала возрождаться традиция паломничества – 1994 г. был годом прославления местночтимых подвижников веры и благочестия преподобного Арефы Верхотурского и блаженных Иоанна и Косьмы Верхотурских, мощи которых покоятся в Николаевском и женском Покровском монастырях. В 1996 г начала работать в монастыре воскресная школа, для чего было отреставрировано бывшее общежитие для детей церковно-приходской школы. Сегодня завершены работы по реставрации Крестовоздвиженского собора, приведены в надлежащий порядок монашеские захоронения.

      21 октября 2019 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря назначен иеромонах Иероним (Миронов)..

      30 октября митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом он возведён в сан игумена с вручением игуменского посоха.

      Троицкий собор и Никольский монастырь в Верхотурье

      Начало Верхотурскому Никольскому монастырю положил в 1604 году пришедший в Верхотурье странствующий монах Иона Пошехонец, избрав для этого место на берегу речки Свияги, текущей по дну глубокого и крутого оврага. Специальным указом Бориса Годунова было велено отпустить новому монастырю лес для строительство. Борис Годунов сделал вклад в новую обитель и наделил ее всем необходимым — иконами, утварью, облачениями и т.д.

      Строительство обители растянулось надолго и было закончено только к 1625 году. Бревенчатые стены окружали монастырские постройки, среди которых возвышалась Никольская соборная церковь, видная далеко с Сибирского тракта.
      История монастыря связана с именем св. праведного Симеона Верхотурского, одного из самых известных на Руси святых. Он не был монахом. Дворянин, сын богатых родителей, он, одержимый только мыслью о спасении души, оставил родительский дом и ушел в верховья реки Туры, в село Меркушино. Здесь он жил в уединении, молился Богу и занимался тем, что шил шубы для бедных только за кров и пропитание, делясь с нищими последним куском хлеба. Душевная чистота и истинно христианское подвижничество снискали ему глубокое почитание. Симеон Верхотурскии скончался в середине 17-го столетия в возрасте тридцати пяти лет.

      До начала XVIII века Никольский монастырь играл чрезвычайно важную роль — он был единственным миссионерским пунктом для всей Западной Сибири. Отсюда православие распространялось по всему обширному краю. А после того, как в начале XVIII века были обретены мощи св. Симеона Верхотурского, монастырь стал широко известным центром паломничества.

      К середине XVIII века разбогатевший Свято Никольский монастырь смог позволить себе начать каменное строительство. Тогда был возведен легкий, «готического вида» Никольский собор. В 1834 году был сооружен Преображенский храм с высокой, увенчанной шпилем колокольней. Строительство его велось по плану, скопированному из альбома типовых проектов, разработанных К. А. Тоном. Затем появилась кладбищенская церковь, а потом надвратная Симеоно-Аненнская церковь. В 1909 году был завершен громадный Крестовоздвиженский собор, построенный подрядчиком Андреем Балашовым, из нижегородских крестьян, под наблюдением екатеринбургского архитектора А. Тургевича. Храм вмещает 10 000 человек. За образец был взят храм Христа Спасителя в Москве. Крестовоздвиженский собор несколько напоминает византийские церкви и Софию Киевскую в ее раннем, многоглавом виде. Громадный собор привнес в старинный уездный городок столичный масштаб. Его могучий силуэт господствует над городом, затеняя, оттесняя старинный Троицкий собор.

      Свято-никольский монастырь верхотурье

      Память в Соборах Екатеринбургских и Сибирских святых

      Блаженный Косма был родом из города Верхотурья и жил в конце XVII — начале XVIII столетия. Он был родом из обывателей, носил фамилию Немтчинова (или Немтикова) и проживал в доме родителей. Его отец был переселенцем из Великого Устюга, а в Верхотурье занимался торговлей. Мать блаженного Космы была дочерью священника. С детства Косма страдал болезненностью ног и ходил на костылях. Юродствовать он начал с ранних лет; часто по ночам уходил из дома помолиться. Как и большинство юродивых, подвергался он преследованиям городских мальчишек. Однажды летом его видели убегающим от швырявших в него камнями преследователей. Встретившуюся ему на пути реку он тогда перешел «аки по суху». Служб в храме Косма не пропускал и особенно сострадал бедным.

      Умер блаженный Косма тридцати-тридцати пяти лет от роду и погребен был в ограде Верхотурского Троицкого собора. Над местом его погребения одна благочестивая вдова соорудила часовню. Блаженный трижды являлся ей во сне босой, в одной рубашке, в облике молодого человека лет двадцати пяти-тридцати, среднего роста, приятной наружности. Себя он называл Космой и просил вдову накрыть могилу от скотины, которая ее попирает.

      В 1915 году, на месте уже пришедшей в ветхость деревянной часовни, был выстроен каменный однопрестольный храм скромных размеров и освящен в честь св. бессребренников Космы и Дамиана. Сам праведный Иоанн Кронштадтский пожертвовал в свое время 100 рублей на устройство каменной церкви над могилой блаженного.

      У могилы той, где почивал Косма, истекал родничек с чистой и вкусной водой. Его так и прозвал благочестивый народ – «слезы Космы юродиваго». По одним данным, блаженный скончался 8 декабря 1680 года, однако есть и другие сведения, говорящие о более поздней дате. Считается, что он участвовал в состоявшемся 12 сентября 1704 года перенесении из села Меркушинского в Верхотурский Никольский монастырь мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Примечательно, что на древних иконах, где изображается перенесение мощей святого Симеона, среди участников торжества запечатлен юродивый на костылях.

      В 1920 году, когда были вскрыты мощи Пр. Симеона, монахини Свято-Покровского женского монастыря, по благословению игумении Таисии, тайно выкопали останки блаженного Космы и похоронили их возле алтаря Верхотурской Успенской кладбищенской церкви. На протяжении 70 лет благочестивые прихожане и паломники с благоговением брали землю с могилы блаж. Космы и заказывали по нему панихиды.

      8 февраля 1993 года, мощи блаженного Христа ради юродиваго Космы были обретены и помещены в раку, которая находилась в Преображенском храме Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря.

      В пятницу Светлой седмицы, 28 апреля 1995 года было совершено перенесение мощей блж. Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский. Мощи были установлены в домовой церкви, а позднее были перенесены в отремонтированный Покровский храм и положены с левой стороны под золоченной резной сенью.

      Считается, что блж. Косма помогает людям в исцелении немощи телесной, в частности болезни глаз и ног.

      Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Христе Боже Космо, юрод бысть на земли Тебе ради; тем же память его почитающе, Тебе молим Господи, спаси души наша.

      Вышния красоты желая, и нижния сласти телесныя тощно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира. Ангельское житие преходя, скончався Космо блаженне, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

      О, Великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, блаженне Космо! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к честным мощем твоим, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешного, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

      Память блаженного Космы как местночтимого святого отмечается 8/21 декабря (день его преставления) и 1/14 июля, а также в соборе Сибирских святых 10/23 июня и в Соборе Екатеринбургских святых 29 января/11 февраля.

      Смотрите так же:  Монастырь осиос лукас это