Ильинско-засодимская церковь

Ильинский Погост. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь построена в XVII в. (перестроена в 1775 г.). Принадлежит к ансамблю Ильинского погоста. Действует.

История Ильинского храма имеет глубокие корни, которые уходят в далекий XVII век. В те времена на погосте стояли храмы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Божия Илии с приделом святых мучеников Флора и Лавра, о чем по сей день свидетельствуют две кирпичные башенки с крестами, поставленные на месте бывших престолов. Впоследствии был отстроен один величественный храм, который с небольшими изменениями сохранился до нашего времени. Ильинская церковь жила своей обычной жизнью. В ней совершались Божественные литургии, пелись молебны и панихиды. Во дни Великого поста в ней звучали скорбные песнопения, а на Светлой седмице полнилась она светом и звоном колоколов. Думалось, что так будет всегда.

Но вот пришел 1917 год — трагический рубеж для Русской Православной Церкви и для всего русского государства. Большинство приходов было закрыто, духовенство уничтожено и посажено в тюрьмы, Церковь практически лишилась всего того, что собрал в ее ограде за много веков православный народ. Милостью Божией Ильинский храм не был закрыт и служил вплоть до 1938 года, когда власти разместили в нем архив НКВД и поставили охрану, по причине чего, собственно, и уцелел-то храм и его внутреннее убранство, а иконостасы, престолы, иконы и прочая утварь полностью сохранились. После Великой Отечественной войны власти разрешили в храме совершать богослужения, это был 1948 г. и первым настоятелем тогдашний правящий архиерей владыка Иустин назначил протоиерея Рафаила. Открытие храма явилось великой радостью для всех верующих Сокольского района, поскольку храм был единственным на всю округу, границы прихода простирались до Вологды и Тотьмы, а в старое время приход окормлял более 25 близлежащих деревень. Храм пророка Илии был духовным центром и на службы, особенно праздничные, собиралось до тысячи богомольцев. Старые прихожане помнят, как в 6 мая 1965 г. от удара молнии сгорел высокий шпиль на колокольне, который вскоре заменили небольшим куполом.

В храме в лучшие времена служили два священника и диакон, прекрасно пел хор бывшего Кадниковского Николаевского собора. На престольные праздники богослужения совершались особо торжественно, с крестными ходами, почти всегда праздничные службы возглавлял правящий архиерей. Служить священником в Ильинском храме было почетно и, как в свое время говорил владыка Мефодий, этот приход предназначался для священников с академическим образованием. Так оно некоторое время и было. Приход возглавляли такие протоиереи, как о. Елевферий Васильев, о. Алексий Бобров, о. Алексий Бриленков, о. Владимир Завальнюк. Много лет на этом приходе трудился в сане диакона, а затем священника старейший клирик Вологодской епархии о. Василий Глазов.

На погосте стоял старинный громадный церковный дом, в котором были квартиры для духовенства и кельи для приезжих богомольцев. Постоянно на погосте проживало несколько человек, которые охраняли, ремонтировали и обслуживали храм. Это были остатки старой России — Святой Руси. Вечная им память, бескорыстным церковным труженикам! В 400 метрах от храма на север находится колодец, по преданию, выкопанный 2 монахами в начале 19 века. С 1999 года при церкви начала действовать воскресная школа.

Пятиглавая церковь с столпообразной колокольней, двухсветной трапезной и трехсветным четвериком основного объема. В церкви два придела — Иоанно-Богословский и мучеников Флора и Лавра. Нынешний каменный храм построен вместо двух стоящих рядом древних церквей села — Ильинской и Иоанно-Богословской. В советское время в 1937 году церковь была закрыта и до 1941 года в ней располагался архив НКВД. В 1945 году по просьбам местных жителей церковь была открыта и возвращена верующим. С 1999 года при церкви начала действовать воскресная школа.

Информация с сайта temples.ru

История храма таит множество загадок. Для истории до сих пор остаются неизвестными ни время закладки храма, ни имена строителей. С 1811 года в церковных отчетах в графе «время построения храма» числится: «Храм существует издревле, а кем и когда построен – неизвестно». Однако ясно, что в архитектурном виде, в котором храм существует сейчас, он пребывает с 1776 года, когда был освящен главный престол в честь Пророка Ильи. С 1838-го по 1869 год настоятелем храма был протоиерей Аполлоний Воскресенский. Он и провел самое полное исследование храма. Ильинская церковь была главным храмом Засодимской волости (местности за рекой Содимой) Кадниковского уезда. В 1631 году на этом месте уже существовало кладбище, а на нем 3 деревянных храма: пророка Ильи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святых мучеников Флора и Лавра. Когда и по какой причине эти храмы упразднены – неизвестно. Отец Аполлоний предполагал, что виной тому пожар.

Смотрите так же:  Заказать литургию в церкви

Существующий каменный храм имеет 3 придела (алтаря): святого пророка Ильи и святых мучеников Флора и Лавра – в верхней летней части храма и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – нижняя зимняя часть храма. Верхний храм освящен в 1776 году.

События XX века известны гораздо лучше. Ильинский храм был последним закрытым властями в Кадниковском уезде. В ночь на 27 сентября 1937 года (праздник Воздвижения Креста Господня) был арестован настоятель священник Иоанн Стенин (расстрелян в том же году 16 ноября). До 1941 года храм оставался закрытым, но не поруганным. В 1941 году в Ильинской церкви был расположен эвакуированный архив Карельского НКВД. Как удивительно сохранял Господь Ильинский храм?! От разрушения его охраняли те, кто разрушал церкви. В 1944 году прихожане отправили ходоков в Москву с просьбой открыть Ильинскую церковь. Это и произошло в 1945 году.

Церковь расположена в трёх километрах севернее Кадникова в селе Ильинский Погост.

ВОЛОГОДСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ

Вологодский храм Илии Пророка, 2012 год. Фото Ильи Бесхлебного с сайта sobory.ru

Вологодский храм во имя святого пророка Илии, на Каменьи (Вологодская епархия)

  • Престол: Илии Пророка
  • Адрес: Россия, 160035, г. Вологда, ул. Засодимского, 14б
  • Тел.: +7 (921) 143-98-11
  • Официальный сайт: http://ilia-vol.cerkov.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    На месте нынешнего храма Ильи Пророка в XVI — XVII веках был Ильинский мужской монастырь. Дата основания монастыря неизвестна, древнейшие сведения относятся к правлению Иоанна Грозного (середина XVI века). Монастырь был небольшим и небогатым, в 1613 году, во время вологодского разгрома, подвергся разорению, при этом старая тёплая церковь Варлаама Хутынского была сожжена, но новая холодная церковь Ильи (также деревянная) уцелела. Купец Кондратий Акишев, на средства которого обустраивалась обитель с 1610 года, вновь способствовал ремонту монастыря.

    Деревянная холодная Ильинская церковь простояла около 90 лет, пока совершенно не обветшала. В 1698 году была заменена каменной одноэтажной однопрестольной. Монастырь просуществовал до 1738 года (тогда в нем остался один игумен без братии). После упразднения монастыря Ильинская церковь была обращена в приходскую.

    Церковь Пророка Ильи — небольшой белый храм кубической формы, покрытый простой крышей, на которой всего одна глава. Здание церкви с низкими пристройками — пятигранным алтарем (перестроен в 1904 году) и короткой трапезной — оформлено довольно скупо, однако определенная цельность убранства церкви является ее украшением. Облик храма достаточно типичен для конца XVII века: его характеризует пропорциональность и скромность орнамента. В иконостасе храма располагались древние иконы: Преполовения, храмовая пророка Ильи и многосложная «Сошествие в ад», написанная в 1568 году Дионисием Гринковым.

    Холодный Ильинский храм вместе с теплым храмом Варлаама Хутынского составлял один Ильинский приход. В конце XIX – начале XX веков Ильинский приход был небольшой — не более ста человек.

    В начале 1920-х годов храм перешел к обновленцам. В 1924 году община Ильинской церкви отстранила обновленческого священника отца Александра Сахарова и единогласно выбрала своим настоятелем протоиерея о. Алексея Углецкого, служившего до этого в Успенском женском монастыре и поддерживающего патриарха.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль церквей бывшего Ильинского монастыря: «Церковь Варлаама Хутынского, 1780 г., каменная, ул. Засодимского, 14. (ныне ул. Засодимского, 14 а)» и «Церковь Ильи Пророка на Каменьи, 1698 г., каменная, ул. Засодимского, 14 а (ныне ул. Засодимского, 14 б)» поставлен на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

    В 2010-ые в храме располагается федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. акад. И.Э. Грабаря». Храм находится в процессе передачи в пользование Церкви.

    Церковь Илии Пророка в Ильинском Погосте

    Засодимская церковь, Сокольский район

    Недалеко от города, где я проживаю, среди красивых лугов на высоком холме возвышается Засодимская церковь, которую еще называют как Церковь Илии Пророка.

    Это один из храмов, который почти не подвергся вандализму в смутные времена, когда крушили и уничтожали церкви по всей России.

    Ильинская церковь была главным храмом Засодимской волости

    Церковь Илии Пророка в Ильинском Погосте

    Из истории: в 1937 году арестовали, а потом и расстреляли священника, настоятеля храма Иоанна Стенина. До войны 1941 года храм был закрыт от местного верующего люда. Несколько раз «ходоки» ходили в Москву с просьбами открыть церковь. И в 1945 году Ильинская церковь вновь стала открыта для верующих.

    В этот храм часто приезжают туристы не только из России, но и иностранные делегации. Помню, мне бабушка рассказывала, что раньше (до революции 1917 года) в храме проводились торжественные богослужения и крестный ход на который приезжали верующие и из соседних волостей. Особым праздником отмечалась дата 2 августа (Ильин день)

    Также, бабушка рассказывала много интересных историй-преданий об этом храме. Говорила что существовал некий подземный ход более 4 километров от церкви, до близлежащего городка Кадников и еще один ход протяженностью более 7 км., до монастыря. Рассказывала, что многие искали эти ходы, но не нашли. Но, ведь это не говорит, что их нет. А вдруг…

    Да, забыла сказать, что рядом с храмом имеется колодец, в котором как говорят — святая вода.. И обычно на праздник (на Ильин день) там служится водосвятный молебен каждый год

    Существующий каменный храм имеет три придела: главный — святого пророка Илии; апостола и евангелиста Иоанна Богослова; и св. мучеников Флора и Лавра.

    Проезд: до церкви Ильи Пророка: можно добраться на автобусах: Вологда — Кадников, Вологда — Тотьма, Вологда — Великий Устюг до остановки «г. Кадников». От автостанции г. Кадникова до храма 4,5 километра.

    Богослужения совершаются: в субботу с 16 до 20 часов,
    в Воскресение с 8 до 14 часов, в будние дни согласно расписанию.
    адрес: 162107, Сокольский р-н, Кадниковский с/с д. Ильинский Погост
    Телефон: 8 (8173) 4-19-49

    Церковь Илии Пророка, Вологодская область

    Среди красивых лугов на высоком холме возвышается Засодимская церковь

    Кресты на Церкви Илии Пророка в Ильинском Погосте

    Ильинско-Засодимская церковь — Сокольский район

    История Ильинско-Засодимской церкви имеет глубокие корни, которые уходят в далекий XVII век. В те времена на погосте стояли храмы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого пророка Божия Илии с приделом святых мучеников Флора и Лавра, о чем по сей день свидетельствуют две кирпичные башенки с крестами, поставленные на месте бывших престолов.

    Впоследствии был отстроен один величественный храм, который с небольшими изменениями сохранился до нашего времени.

    … Церковь строится для людей. Люди образовывали приход, общую семью, скрепленную духовными и житейскими интересами. У храма было несколько благотворителей, которые благоукрашали его и поддерживали в должном состоянии.

    Время от времени в церкви проводился необходимый текущий ремонт: белились фасады, чинилась кровля — морозы и дожди делали свое дело — подновлялся иконостас, внутренняя отделка. В сердцах кадниковчан жил завет апостола Павла: «Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог » (ввр1З, 16).

    Ильинско-Засодимская церковь жила своей обычной жизнью. В ней совершались Божественные литургии, пелись молебны и панихиды, во дни Великого поста в ней звучали скорбные песнопения, а на Светлой седмице полнилась она светом и звоном колоколов. Думалось, что так будет всегда.

    Но вот пришел 1917 год — трагический рубеж для Русской Православной Церкви и для всего русского государства. Большинство приходов было закрыто, духовенство уничтожено и посажено в тюрьмы, Церковь практически лишилась всего того, что собрал в ее ограде за много веков православный народ.

    Милостью Божией Ильинский храм не был закрыт, и служил вплоть до 1938 года, когда власти разместили в нем архив и поставили охрану, no причини чего, собственно, и уцелел-то храм и его внутреннее убранство, а иконостасы, престолы, иконы и прочая утварь полностью сохранились.

    После Великой Отечественной войны власти разрешили в храме совершать богослужения, это был 1948 г. и первым настоятелем тогдашний правящий архиерей владыка Иустин назначил протоиерея Рафаила.

    Открытие храма явилось великой радостью для всех верующих Сокольского района, поскольку храм был единственным на всю округу, границы прихода простирались до Вологды и Тотьмы, а в старое время приход окормлял более 25 близлежащих деревень.

    Храм пророка Илии был духовным центром и на службы, особенно праздничные, собиралось до тысячи богомольцев. Старые прихожане помнят, как в 6 мая 1965 г. от удара молнии сгорел высокий шпиль на колокольне, который вскоре заменили небольшим куполом.

    В Ильинско-Засодимской церкви в лучшие времена служили два священника и диакон, прекрасно пел хор бывшего Кадниковского Николаевского собора. На престольные праздники богослужения совершались особо торжественно, с крестными ходами, почти всегда праздничные службы возглавлял правящий архиерей.

    Служить священником в Ильинском храме было почетно и, как в свое время говорил владыка Мефодий, этот приход предназначался для священников с академическим образованием. Так оно некоторое время и было. Приход возглавляли такие протоиереи, как о. Елевферий Васильев, о. Алексий Бобров, о. Алексий Бриленков, о. Владимир Завальнюк. Много лет на этом приходе трудился в сане диакона, а затем священника старейший клирик Вологодской епархии о. Василий Глазов.

    На погосте стоял старинный громадный церковный дом, в котором были квартиры для духовенства и кельи для приезжих богомольцев. Прекрасно помню, как в конце уже 70-х годов на праздники приезжало множество богомольцев и всяких интересных Божиих людей.

    Постоянно на погосте проживало несколько человек, которые охраняли, ремонтировали и обслуживали храм. Это были остатки старой России — Святой Руси. Вечная им память, бескорыстным церковным труженикам!

    Сейчас другое время и совсем иные условия для жизни Церкви, но храм пророка Илии по-прежнему служит и призывает народ ко спасению. Слава Богу, и в наши времена не перевелись добрые люди, которые рады оказать поддержку храму.

    «Вера, если не имеет дел, мертва >, — говориг апостол (Иак. 2,17) ИЛЬИНСКИЙ приход помогает страждущим: больным, заключенным, детям и старикам, делами утверждая свою веру.

    …Многое изменилось, но храм пророка Илии по-прежному украшает кадниковские окрестности и наполняется уже новыми людьми, жаждущими духовного утешения и милости Божией.

    Протоиерей Георгий ИВАНОВ, благочинный Центрального округа
    источник

    Церковь Ильи Пророка в Каменьи

    Ильинская церковь – холодная церковь Ильинского прихода

    На месте нынешней церкви Ильи Пророка в XVI–XVII веках был мужской Ильинский монастырь. Год его основания не известен. Известна версия, что монастырь возвели на языческом капище Перуна.

    Церковь пророка Ильи располагается на небольшой возвышенности. Название «в Каменьи» появилось при следующих обстоятельствах. На месте церкви при Иване Грозном складировался известковый камень, из которого царь строил каменную стену Вологодского кремля. Как писал историк И. К. Степановский, каменный запас «в большом количестве покрывал пространство от реки до самой Владимирской церкви, по направлению предположенной постройки, в разных местах. Царские строительные запасы складировались в этом районе города до конца XVIII – начала XIX веков. Оставленный без употребления в дело камень мало-помалу от собственной тяжести уходил в землю и только по местам виднеется из нее».

    Небольшой Ильинский монастырь находился в самом бедственном положении до 1610 года, когда торговец Кондратий Акишев принялся за устроение обители. В сентябре 1612 года Вологда подверглась польско-литовскому нашествию. Старая теплая монастырская церковь Варлаама Хутынского была сожжена, но обновленная Акишевым холодная Ильинская церковь уцелела. Храмы лишились утвари, имущество монастыря было разграблено, кельи сожжены. После смуты Кондратий Акишев вновь отстроил монастырь: возвел новую Варлаамовскую церковь, келии, обнес монастырь деревянной оградой. Благотворитель прикупил для обители земли, подарил монастырю лавки и амбары.

    Деревянная Ильинская церковь в 1698 году была заменена каменной одноэтажной однопрестольной (престол во имя Святого Пророка Илии). Монастырь просуществовал до 1738 года (тогда в нем остался один игумен без братии). После упразднения Ильинская церковь была обращена в приходскую.

    Церковь Пророка Ильи – небольшой белый храм кубической формы, покрытый простой крышей, на которой всего одна глава. Здание церкви с низкими пристройками – пятигранным алтарем (перестроен в 1904 году) и короткой трапезной – оформлено довольно скупо, однако определенная цельность убранства церкви является ее украшением. Облик храма достаточно типичен для конца XVII века: его характеризует пропорциональность и скромность орнамента. В иконостасе храма располагались древние иконы: Преполовения, храмовая пророка Ильи и многосложная «Сошествие в ад», написанная в 1568 году Дионисием Гринковым.

    Холодный Ильинский храм вместе с теплым храмом Варлаама Хутынского составлял один Ильинский приход. В конце XIX – начале ХХ вв. Ильинский приход был небольшой – не более ста человек.

    В начале 1920-х годов храм перешел к обновленцам. В 1924 году община Ильинской церкви отстранила обновленческого священника о. Александра Сахарова и единогласно выбрала своим настоятелем протоиерея о. Алексея Углицкого, служившего до этого в Успенском женском монастыре и поддерживающего Патриарха.

    24 февраля 1930 года городские власти Вологды приняли решение закрыть для богослужения Ильинскую церковь. Древние иконы храма были переданы в фонды музея. В 1930-е годы в Ильинском храме располагался архив, в 1950–1970-е – книжный склад.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль церквей бывшего Ильинского монастыря: «Церковь Варлаама Хутынского, 1780 г., каменная, ул. Засодимского, 14. (ныне ул. Засодимского, 14 а) и «Церковь Ильи Пророка на Каменьи, 1698 г., каменная, ул. Засодимского, 14 а (ныне ул. Засодимского, 14 б)» поставлен на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

    В настоящее время в нем располагается федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. акад. И. Э. Грабаря».

    Смотрите так же:  Церковь еретиков

    Related Post

    Для чего используют масло из церкви

    Церковные благовония. Как использовать В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра

    Все священники троицкой церкви

    Все священники троицкой церкви Храм Святой Живоначальной Троицы-на-Посаде Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная, д. 5. Троицкая церковь на Посаде — одна

    В церкви есть красные свечи

    КРАСНЫЕ ВОСКОВЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ Красные восковые церковные свечи, верующие православные христиане каждый год возжигают на великий праздник Пасхи – праздник праздников, которым завершается богослужебный церковный год. Красные церковные свечи иногда