Меню

Собор василия блаженного как называется

Храм Покрова на Рву, в народе известный как храм Василия Блаженного — величайшая сенсация древнерусской архитектуры и главный шедевр непростой грозненской эпохи. Тайна его происхождения пока что туманна. Летописи однозначно подтверждают то, что его строили русские мастера Барма и Посник, но современные искусствоведы уверенно говорят о европейских чертах в его архитектуре. Возможно, Барма и Посник работали в консорциуме с неким позабытым заезжим мастером, а может, сами учились на пятерки в каком-то европейском университете. Но неслучайно план здания расчерчен строгим, глубоко осмысленным циркулем: четыре больших и четыре малых придела по сторонам центрального храма — совершенно ренессансный принцип. Кроме того, здесь присутствуют технические моменты — такие, как плоский кирпичный потолок западной паперти, которым, кроме как из Европы, взяться было неоткуда.

При этом очевидно, что ничего подобного Покровскому собору не было прежде ни у нас, ни у них. Ранее предполагалось, что его предшественницей могла быть пятибашенная Дьяковская церковь. Однако теперь считается доказанным, что башня, напротив, является поздней упрощенной репликой, а Покровский собор, как подобает истинному шедевру, был взрывом сверхновой, не имеющей прямых прообразов.

В самом деле, традиционная русская церковь представляет собой куб, увенчанный одной либо пятью главами. С начала XVI века в оборот также входят шатровые храмы-башни. Но идея завязать в один узел девять отдельных церквей совершенно нова. Десятый придел, часовня над могилой московского юродивого Василия Блаженного, была построена уже сыном Грозного, Федором Иоанновичем. Покровский собор так и не стал приходским, а вот небольшая церковь с мощами Василия была открыта для всех в любое время, и со временем название «народного» храма подменило официальное имя собора.

Возможно, удивительная ни на что непохожесть храма происходит из того, что архитектура здесь является средством выражения почти литературного замысла. Собственно говоря, любой храм — аллегория, условный символ Царствия Небесного. Но создатели Блаженного пошли дальше: создали не просто образ, а фактически макет русского рая, строго следуя масштабу один к бесконечности. Шатер — небесный свод, башни приделов — соборные и посадские храмы. Западная Входоиерусалимская башня украшена стилизованными бойницами — это ворота условного города. Треугольники на гранях приделов — крыши его теремов. Небесный град Иерусалим и одновременно Китеж русских сказок.

Иоанн Грозный, которого современники называли «мужем чюдного рассуждения», любил хитрые умозрительные и богословские конструкции. Известно, что еще в 1547 году он распорядился украсить своды парадной Золотой палаты своего дворца росписью, отражавшей не только страницы Священного писания, но и все мироздание, от «ветров и времен года» до «пира премудрости». Прекрасный литератор, автор духовных песнопений — стихир, царь — возможный соавтор, со-мыслитель Покровского собора.

Бросается в глаза несоответствие этого праздничного образа с тем, что мы со школы знаем о Грозненской эпохе. Как с этой радостью соотносятся тирания, ужасы опричнины и тому подобное? А никак. И Грозный царь, которого мы привыкли видеть в образе горбоносого старца с безумным взором, был когда-то юн и прекрасен. Был мудр, талантлив, успешен, имел любимую жену-красавицу. Но в год завершения строительства Покровского собора внезапно умирает молодая царица. С этого момента подозрительность Иоанна Васильевича принимает глобальные масштабы, и начинается вторая половина его правления, с опричниной и прочими неприятностями. Архитектура этого времени строга и лаконична, а тема, открытая Бармой и Посником, получит развитие лишь через семь десятилетий, когда восставшая после Смуты страна снова начнет радоваться жизни и русские города расцветут узорочными храмами, такими же яркими, как до поры одинокий собор на московской Красной площади.

Покровский собор, поставленный вне Кремля, в новом центре растущей столицы, стал моделью идеального города, оказавшей огромное влияние на развитие образа Москвы в будущем, когда она стала прорастать десятками вертикалей узорочных башен. Характерно, что и сам Василий Блаженный менялся вместе с ней: сначала он был более строг, а шатровые крыльца, колокольня и знаменитые купола-луковицы появились в XVII веке. Здание не имеет выраженного главного фасада, его надо смотреть с разных сторон, лучше всего — под звон колоколов. Если архитектура — застывшая музыка, то Блаженный — воплощенный праздничный благовест. Звон сказочно оживляет его диковинные линии: «Алмазный дворец словно мельница вертится, и с того дворца вся вселенная видна — все царства и земли, как на ладони».

Еще больше подробностей о Покровском соборе в нашей статье «Шатры первого царя».

В древних каменных стенах собора зимой достаточно холодно — собор не отапливается. Сотрудники музея предупреждают, что график работы музея «Покровский собор» может быть изменен при температуре ниже –15 °C.

Цена билета для взрослого — 250 рублей, льготным категориям граждан билет обойдется дешевле. Стоимость фотосъемки 160 рублей, видеосъемки — 180 рублей.

Лучшие точки обзора и фото/видеосъемки

Лучший вид на собор открывается со стороны Красной площади. Многие стараются захватить в кадр и памятник Минину и Пожарскому. Красивые фотографии получается как в дневное, так и в вечернее время благодаря яркой подсветке.

Внутри собора для фото- и видеосъемки необходимо приобрести билет.

Покровский собор представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных церквей, объединенных внутренней галереей, идущей вокруг центральной церкви, и внешней обходной галереей, построенной вокруг всего комплекса. Храм украшен двумя резными крыльцами с белокаменными лестницами. К его боковой части пристроены церковь Василия Блаженного и шатровая колокольня.

Храм Покрова на рву создан в середине XVI в. повелением царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария. Собор — памятник победы: большинство его церквей освящено в память событий Казанского похода.

Центральная церковь собора — Покрова Богоматери. Именно в праздничный день Покрова Богоматери в 1552 году войска Ивана Грозного начали штурм Казани. Собор был освящен 12 июля 1561 года по новому летосчислению.

Стены собора украшают старинные фрески и росписи работы разных мастеров (самые старые — XVI в.). Также здесь хранятся редкие русские иконы.

Собор был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Но в народе его чаще называют храмом Василия Блаженного.

Из интервью с главным хранителем музея «Покровский собор» Л.С. Успенской: «Второе название появилось так. Василия Блаженного, московского юродивого, похоронили под стенами собора, и на месте его захоронения была построена часовня. В 1588 году, когда от мощей Василия Блаженного пошли чудеса, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович повелел поставить на этом месте церковь. В церкви стояла — и до сих пор стоит — рака с мощами Василия Блаженного. Покровский собор так и не стал приходским, верующие не всегда имели туда доступ. А вот небольшая церковь с мощами Василия Блаженного была открыта постоянно, и верующие могли приходить в любое время — поклониться и приложиться к мощам святого. Со временем название церкви в народе подменило главное название собора».

Сегодня известны имена архитекторов храма. Неповторимый архитектурный шедевр был возведен под руководством русских зодчих Постника и Бармы. Их имена были обнаружены в конце XIX века в рукописном сборнике XVII века: «. и дарова ему [Ивану Грозному] дву мастеров русских по реклу [прозвищу] Постника и Барму, быша премудри и удобни таковому чудному делу».

Церковь Покрова Богоматери до конца XVI века была самым высоким сооружением в Москве — 65 метров. В 1600 году была построена колокольня Ивана Великого, обогнавшая храм на 16 метров в высоту.

А вот внешний облик собора на протяжении веков неоднократно менялся. Каким был первоначальный облик Покровского собора, рассказывает главный хранитель музея «Покровский собор» Л.С. Успенская в интервью нашему корреспонденту.

У Покровского собора есть брат-близнец в Санкт-Петербурге — храм Воскресения Христова, построенный 1907 году в память об Александре II. Спас-на-Крови был построен по образу и подобию московского храма.

События ХХ века были благосклонны к Покровскому собору. Службы в нем не велись с 1929 по 1991 годы, однако храм был открыт для посетителей как филиал Государственного Исторического музея, велись реставрационные и исследовательские работы.

Как один из символов Москвы Покровский собор часто можно увидеть на полотнах картин или на страницах книг. Например, широко известна картина Федора Алексеева «Красная площадь» и стихотворение Андрея Вознесенского «Мастерам», посвященные этому храму.

Молва приписывает Василию Блаженному, в честь которого назван собор, немало чудес: он спас от погибели персидское судно с православными на борту; вылив на пиру в Москве вино в окно, потушил сильнейший пожар. в Новгороде, а также умел предсказывать будущее и выявлять ложь. Он всегда ходил полураздетым, соблюдал строгий пост и терпел другие лишения. Он был единственным человеком, которого боялся сам Иван IV.

Широко известна легенда об ослеплении Бармы и Постника, построивших собор: Иван Грозный, видя, какой чудной красоты получился храм, приказал ослепить Барму и Постника, дабы архитекторы не смогли построить впредь ничего подобного.

Из интервью с главным хранителем музея «Покровский собор» Л.С. Успенской: «До конца XIX века вообще считалось, что собор построил некий иностранец. По легенде, Иван Грозный его казнил. Легенда о казни пришла в Россию из Италии, она связана со строителями храма Святого Петра в Венеции. В каждой стране есть подобная легенда-оберег: если архитектора казнили, то нигде в мире второго такого сооружения не появится. С этого безвестного иностранца легенда „автоматически“ перешла на Постника и Барму. На самом деле никто их не ослеплял».

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)+ видео

Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»?

Автор статьи Юрий Пущаев о мифах и вымыслах вокруг строительства Покровского собора на Красной площади Москвы, более известного как храм Василия Блаженного.

12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор — всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.

Красная площадь во второй половине XVII века. Аполлинарий Васнецов. 1925 г.

Как называется собор?

Взять хотя бы название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название — собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

Внутренняя галерея вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора.

Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор — только один храм. Называют же его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор. Этот день и считается датой завершения строительства храма.

Рака с мощами Святого Василия Блаженного

В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой. Первого октября 1552 года начался штурм Казани — тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему — и весь собор. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в конце XVI — начале XVII века он был высотной доминантой тогдашней Москвы.

Всего собор насчитывает одиннадцать куполов. Десять — это купола церквей по числу престолов, и еще один купол над колокольней. Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.

Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света.

Церковь Киприана и Иустины

Память святых приходится на второе октября (15 октября н. ст.), и именно в этот день была взята Казань.

Церковь Григория Армянского

Григорий Армянский — просветитель Великой Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н. ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни Казани.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье именно к этому приделу совершался крестный ход из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти» Патриарха. Поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны.

Церковь Варлаама Хутынского

Освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря.

Церковь Николы Великорецкого

Эта церковь была освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой, почему и получила потом название «Никола Великорецкий». В 1555 году эту икону по приказу Ивана Грозного принесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву.

Церковь Александра Свирского

Освящена во имя этого святого, потому что его память отмечается в тот же день, в который произошел разгром конницы Епанчи на Арском поле.

Смотрите так же:  Собор в сеговии

Церковь Трех Патриархов (Иоанна, Александра и Павла нового)

Названа она так потому, что в 1552 году, в день памяти патриархов, 30 августа (12 сентября н. ст.), была одержана победа над князем Епанчей, который из Крыма шел на помощь казанским татарам.

Церковь Святой Троицы

Принято считать, что Покровский собор был построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой до XVII века часто именовали и весь храм.

Церковь Василия Блаженного

Единственный храм, где сегодня проходят регулярные богослужения.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Именно первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы, начался штурм Казани.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.

Фрагмент декора собора

С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного.

Ослепили ли Барму и Постника?

Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.

Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Стояла одна такова…

Кололи им шилом железным,

Увидеть они не могли…

Что словно приснилась.

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

В росписи райского сада ни один цветок не повторяет другой

Всегда ли собор был таким пестрым?

Может создаться впечатление, что собор всегда был таким пестрым. И это будет еще одно ошибочное мнение. Вообще нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не его сегодняшнюю пеструю раскраску, а просто строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали в основном два материала — белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Начиная с 20-х годов XX века в соборе с некоторыми перерывами идут реставрационные работы.

Фрагмент декора парадного входа

Церковь Киприана и Иустины

Депозитарий для царя?

Кстати, раньше храм использовался и в качестве хранилища для ценностей, или, как бы мы сказали сейчас, депозитария. В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения, и церкви с галереями стоят на едином основании — подклете. У подклета очень прочные кирпичные стены (до 3 м в толщину). Высота некоторых помещений — около 6,5 м. Они были недоступны для обычных прихожан. Глубокие ниши-тайники в подклете использовались как хранилища и для имущества зажиточных горожан. Существует предание, что до 1595 года здесь даже прятали царскую казну. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по тайной внутристенной лестнице, о которой знали только посвященные.

В нишах подклета богатые горожане прятали свои сокровища

Кто хотел снести собор?

Собор в своей истории пережил немало трагических моментов. Он неоднократно претерпевал частые для деревянной Москвы пожары. В Смутное время его разграбили поляки, разорив раку Василия Блаженного. Наполеон разместил в Покровском соборе свои конюшни. Он даже отдал приказ взорвать собор, который, к счастью, не был исполнен.

Снести храм собирались и большевики, поскольку собор мешал проводить парады на Красной площади, но так и не решились. Известна легенда о том, как на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, Каганович демонстративно снял с карты-макета Красной площади храм Василия Блаженного, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! Впрочем, было ли это в действительности или нет, неизвестно. Однако, по крайней мере, существуют генеральные планы реконструкции Москвы 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Кладка куполов Покровского собора выполнена в виде спирали

Еще одной ошибкой будет считать, что сегодняшний собор — это только музей. Действительно, историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Как говорит заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви».

Царские врата Троицкой церкви

В конце XVI века собор был высотной доминантой Москвы. Его высота 65 метров

Пять удивительных фактов о соборе Василия Блаженного

Сегодня, 12 июля 2019 года исполняется 456 лет одному из самых известных памятников Москвы — собору Василия Блаженного на Красной площади. Он без сомнения является одним из главных архитектурных символов Москвы, можно сказать, даже брендом, с которым иностранцы ассоциируют Россию и ее столицу. Его они видят в туристических буклетах и по телевизору, на открытках и сувенирах. Сегодня, в день его освящения, «МИР 24» публикует самые удивительные факты о нем, которые за много веков оказались густо замешаны на легендах и мифах.

Собор называется совсем иначе

Это правда. Он называется собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву» и был возведен по велению царя Ивана IV, прозванного Грозным. Отправляясь в поход на Казань 1552 году, царь дал обет построить величайший собор в случае своей победы. Штурм Казани начался в день Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября 1552 года. Именно поэтому собор был освящен в честь этого праздника.

Взятие Казани было невероятно важным историческим событием, и по благословению митрополита Макария, грандиозный собор был возведен очень быстро, всего за 6 лет — с 1555 по1561 год.

Точная дата освящения храма — 12 июля по новому стилю — стала известна не так давно, в середине XX века. Когда реставрировали храм, то нашли на стене скрытый под слоями краски текст, в котором значилось, что собор был освящен в 1561 году, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в центре, она и дала название всему сооружению, а вокруг нее еще девять церквей, все были возведены на едином основании.

Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Она была возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного — Федора. Эта церковь была просторнее всех предыдущих и отапливалась! Именно это обстоятельство сделало возможным регулярные богослужения в храме. До этого службы в соборе шли только в теплое время года, и у храма не было постоянных прихожан.

Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Возможно именно поэтому с тех пор за собором закрепилось народное название — собор Василия Блаженного.

Василий Блаженный — юродивый, которого сам Иван Грозный побаивался

Василий Блаженный — один из самых известных московских юродивых. Он родился в 1468 году в селе Елохово, в крестьянской семье. Мальчиком он был отдан учиться ремеслу в сапожную мастерскую. Однако уже тогда стало очевидно, что ему открывается и будущее некоторых людей, и опасности, грозящие целым городам, и поступки людей, скрытые от общества.

В шестнадцать лет он ушел в Москву, жил на улице, казался безумцем: ходил почти нагим, молился сутками на паперти, среди уличной толпы хранил молчание. Но странные его поступки вызывали всеобщее внимание, и молва о них дошла даже до царя.

Так, он бросал камни в углы домов благочестивых граждан, и целовал мостовую около домов грешников. А когда его спрашивали о причинах столь странного поведения, он говорил, что гоняет бесов, которые не решаются войти в дом праведника, и целует землю у ног ангелов, которые не могут войти в дом, полный греха и ненависти.

Сам голый и босый, он проявлял великое сочувствие к несчастным и больным, не уставал жалеть обиженных и обманутых, отдавал поданную ему милостыню тем, кто нуждался. Известен случай, когда сам царь Иван Васильевич подал ему милостыню. Он же отдал деньги купцу. Оказалось, что тот, потеряв свое состояние, был на грани отчаяния и не знал, что ему делать.

Бытует мнение, что сам Иван Грозный побаивался блаженного, поступки которого граничили с чудом. Историки склоняются к версии, что он скорее отдавал должное юродивому и прислушивался к нему.

Известна легенда, что, когда в Нижнем Новгороде начался большой пожар, то по городу ходил странный нагой человек, который кропил горящие дома и огонь постепенно угасал. В этом человеке люди признали московского юродивого. В это самое время он сам был на пиру во дворце Ивана Грозного. Когда юродивый трижды вылил за окно вино, царь с некоторым раздражением спросил, что он делает. «Гашу пожар в Нижнем Новгороде» — ответил тот.

В другой раз он прямо указал царю после литургии в храме, что тот мысленно был далеко, и не молился Богу, а думал о новом дворце, который собирался себе построить. После этого царь стал относиться к блаженному с удвоенным вниманием.

Юродивый умер в глубокой старости: ему было 88 лет. Перед смертью 2 августа 1557 года он пророчествовал о будущем царстве. Когда его отпевали, то, по преданию, весь город наполнился чудесным благоуханием. Царь со своими сыновьями лично нес гроб с его телом до церкви. Похоронен юродивый был в основании строящегося храма.

Но чудеса, связанные с ним, не прекращались и после его смерти. И в 1588 году Василий Блаженный был канонизирован. В том же году в честь нового святого был освящен храм, достроенный в том же году на едином фундаменте с собором Покрова Пресвятой Богородицы.

Архитекторы Барма и Постник были ослеплены?

Это самая жуткая легенда, которая упорно ходит в связи с именами русских зодчих, создавших великолепный собор на Красной площади.

Некоторые историки считают, что возникла она в связи с тем, что легенды о подобной страшной традиции бытовали в средневековой Западной Европе. Какое-то время эта история попала даже в школьные учебники по истории. А намертво закрепилась она, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году. Стихотворение это длинное, но вот его фрагмент:

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

Чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

И стояла их церковь

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Кто же создал собор Покрова Пресвятой Богородицы? Наиболее устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя русскими зодчими. Имена их — Иван Барма и Постник Яковлев. Летописи гласят: «дарова ему (царю Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских Постника и Барму и были они премудры и удобны таковому чудному делу». Однако есть и другие летописные упоминания этих имен, по одному из них оба совмещаются в одном человеке: «сын Постников по реклу Барма». Поэтому есть версия, что это был один и тот же человек.

В любом случае, нет никаких подтверждений того, что создатели (или создатель) собора были ослеплены. Наоборот, имя Постника Яковлева упоминается в казанских писцовых книгах как имя зодчего, строившего позже по велению царя Ивана Грозного Казанский кремль, а также Благовещенский собор в Казани.

Смотрите так же:  Собор рождества богородицы в красноярске

Собор Василия Блаженного избежал разрушения благодаря Сталину?

Кто только ни пытался разрушить собор за всю историю его существования. Его грабили поляки в смутные времена, наполеоновские войска разместили в нем свои конюшни, а Наполеон повелел взорвать собор. По легенде, взрывчатка даже была заложена, но зажечь фитиль так и не удалось, поскольку начался проливной дождь.

Самая большая опасность нависла над собором, когда к власти пришли большевики. Существуют генеральные планы реконструкции Москвы начала 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Лазарь Каганович, под руководством которого проводилась модернизация столицы, добивался полного сноса собора Василия Блаженного. Под его руководством были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Страстной монастырь, разрушено множество храмов Москвы.

Он предложил Сталину полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Существует не подтвержденная документами история, что Каганович якобы продемонстрировал на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, специально изготовленный макет Красной Площади со съемными фигурами. Пытаясь показать, как много места освободится для проведения парадов военной техники, Каганович снял с макета Красной площади храм Василия Блаженного. На это Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! И судьба собора тем самым оказалась решена.

Известно однако, что этому предшествовала историческая телеграмма реставратора Петра Барановского, которому Каганович предложил обмерять собор для подготовки его сноса. Телеграмма была такая: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Как это ни странно, это подействовало. Правда, сам реставратор в 1933 году был арестован по 58 статье, как враг народа и шпион.

Сейчас собор Василия Блаженного — это только музей.

И это тоже неправда, хотя даже москвичи не все знают, что в соборе давно уже возобновились регулярные церковные службы.

Чем только не был собор за долгую историю своего существования! Как каменное сооружение с очень толстыми стенами, собор было надежным убежищем на случай пожаров, которые в то время случались нередко. Поэтому подклет – нижний хозяйственный этаж — использовался как сокровищница, своего рода огромный несгораемый сейф, в которой хранилась царская казна. Там же были и тайники самых богатых и знатных людей города. Тем более, что у соборного подклета очень прочные кирпичные стены — до трех метров в толщину, да и высота немалая — есть, где развернуться. В подклет попадали из верхней центрального собора по тайной лестнице, расположенной внутри стены. Конечно, об этом ходе знали только посвященные в тайну.

В 1923 году в соборе открыли архитектурный музей и стали водить экскурсии. Но до 1929 года продолжались и службы тоже. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу — ту самую, по которой из храма можно было попасть в подклет, а сейчас наоборот — посетители музея попадают в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкой внутренней галерее.

Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. То есть он действует и как музей, и как храм. Церковные богослужения возобновились в 1991 году и с тех пор не прекращались. Еженедельно по воскресеньям литургию служат в храме Василия Блаженного. Также в престольные праздники, то есть в дни памяти тех святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора.

В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России.

Имена и прозвища «Василия Блаженного»

Собору на Красной площади нет равных по числу наименований

Когда в Москве рядом со станциями метро сносили торговые павильоны, некий церковный деятель предложил на освободившихся местах построить православные храмы. Остроумцы тут же окрестили затею «Спас на шаурме». Название, конечно же, навеяно петербургским Спасом на Крови. Ерническую аналогию все легко угадали, ведь собор, построенный на месте убийства царя Александра II, широко известен. Между тем его название не типично. В русской речевой практике вторые, неофициальные именования храмов чаще всего давались не по событию, а по топонимическому признаку.

Это особый слой «адресной» лексики. В наши дни многие такие названия могут показаться смешными. Как минимум необычными:

— храм Зачатия праведной Анны, что на Востром конце,

— храм Вознесения Господня на Гороховом поле,

— церковь Трех Святителей на Кулишках.

Исследователи в старинных названиях находят важную информацию. Лингвисты – об истории языка. Историки и культурологи – о том, как выглядели города в древности. По числу названий все рекорды бьет собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Он же – храм Василия Блаженного на Красной площади и так далее, и так далее. Причину многоголосия директор этого музея Татьяна Сарачева видит в том, что легенды и мифы сопровождают храм на протяжении всей его истории:

– В этом году нашему собору исполняется 455 лет. У него сложная внутренняя планировка. Когда попадаешь под низкие своды, кажется, вот здесь – то самое место, где должны рождаться самые необыкновенные легенды. Они начали появляться сразу же после его строительства. Внешний облик тоже необычный. Поэтому собор снабжают самыми разнообразными эпитетами – это и экзотический, и экстравагантный. Сравнивают то с матрешкой, благодаря росписям, то с тортом.

Более того, даже с делом рук взбесившегося кондитера. Этот памятник архитектуры редко кого оставляет равнодушным. Или восхищаются, или бранят.

– Ну и, конечно, сказывается дефицит письменных источников. Чем меньше упоминаний в древних письменных источниках, тем больше провоцируется создание самых разных легенд. К сожалению, собору не очень повезло с научными исследованиями. Кажется, что мы уже все знаем о нем, но на самом деле это далеко не так. Кроме того, в настоящее время помогает продуцировать легенды интернет, поскольку распространение информации идет молниеносно, но не всегда она достоверна.

Существует ли современное мифотворчество? Или просто мы имеем дело с недостоверными сведениями?

– Конечно, существует. Самая живучая легенда, что у Покровского собора есть подвалы, а значит, и есть где искать Библиотеку Ивана Грозного. Когда в 2011 году у нас была завершена реставрация нижнего яруса собора, так называемого «подклета», журналисты как один стали писать, что в Покровском соборе открыли подвалы. И к нам шли посетители и спрашивали: где же у вас вход в подземелье? На самом деле, подвалы совершенно не характерны для Покровского собора. Они отсутствуют в нем. Собор стоит непосредственно на дневной поверхности, а фундаментом, мощным основанием как раз и работает подклет – нижний ярус, на котором возвышаются многочисленные церкви.

Это свежая легенда, буквально пятилетней давности. А если мы вернемся в древние времена, то, конечно же, самая распространенная и самая популярная легенда – об ослеплении зодчих. Будто бы царь Иван Грозный не захотел, чтобы еще где-то построили такое архитектурное чудо, как на Красной площади. На самом деле мы знаем теперь истоки этой легенды и можем достоверно утверждать, что царь не поступал так с мастерами Бармой и Постником.

Впервые сообщения об ослеплении зодчих появляются у западноевропейских путешественников, которые в XVII веке сопровождали посольства различных стран к русскому царю. Обязательно в состав посольства входил ученый муж. Для европейцев Россия того времени была совершенно закрытой страной, непонятной, дикой, восточной, о которой все же нужно было что-то писать. И западноевропейские путешественники сообщали в своих записках, что Покровский собор выстроил строитель (всегда в единственном числе), которого жестокий тиран ослепил по завершении работ. Мы понимаем, почему эту легенду они приводят. Потому что в Западной Европе существовали подобные легенды по отношению к самым разнообразным архитектурным памятникам.

То есть это бродячий сюжет?

– Да, это бродячий сюжет. И им даже было неведомо, что в русских летописях содержатся имена двух мастеров, построивших Покровский собор. Хотя и сейчас эти имена подвергаются сомнению. Дело в том, что историки архитектуры усматривают в композиции и архитектуре Покровского собора западноевропейское влияние. Не исключено, что здесь не обошлось без мастера, возможно, из Италии, возможно, из Германии или других европейских стран. Уж очень он необычен.

Тем не менее о Барме и Постнике что-нибудь, кроме имен, известно?

– Эти имена были открыты только в конце XIX века исследователем Покровского собора священником Иоанном Иоанновичем Кузнецовым. Обнаружены они были в житии митрополита Ионы, где было указано, что бог даровал царю двух мастеров удачных, мастеров, которые смогли сотворить такое вот чудное строительство. Это все, что нам о них известно. Остальные попытки найти родословную мастеров, найти памятники, которые они соорудили после строительства Покровского собора, выяснить их происхождение ничем не увенчались.

Татьяна Сарачева о Покровском соборе на Красной площади

No media source currently available

Еще есть распространенная легенда, что деньги на строительство Покровского собора собирал Василий Блаженный. На самом деле эта легенда тоже не имеет под собой никаких оснований.

Однако существует даже мультфильм на такой сюжет.

– Да, из проекта «Гора самоцветов» – замечательный мультфильм, милый, но это тоже одна из легенд.

Наш собор летний. В нем были не отапливаемые церкви. Богослужения проходили только в теплое время года. Поэтому и посещение собора также было ограничено до того момента, пока не была пристроена нижняя церковь над захоронением святого Василия Блаженного. В старину это была единственная отапливаемая церковь во всем соборе.

Так потому он получил неофициальное название Василия Блаженного, что только в церковь, посвященную этому святому, можно было круглый год ходить?

– Это одна из причин. На самом деле, у собора несколько названий, которые менялись на протяжении столетий. Историческое наименование собора – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Многие даже и не знают, какой ров имеется в виду. Дело в том, что в XVI столетии вдоль кремлевской стены проходил Алевизов ров. Он был частью системы укреплений Московского Кремля. И поэтому наш собор получает такую приставку «на Рву», благодаря которой можно легко было его идентифицировать. Иными словами, отличить от других Покровских храмов.

Но и в XVI, и в XVII столетии собор продолжают называть также Троицким храмом, возможно потому, что первая церковь, сооруженная по обету Ивана Грозного, как раз имела посвящение Святой Троице. А иностранцы его именовали Иерусалимом, по одной из церквей Входа Господня в Иерусалим, которая является частью Покровского собора. В XVIII и XIX веках собор называют то храмом Василия Блаженного, то Покровским собором. Нет устойчивого наименования. С конца XVII века все чаще и чаще собор называют храмом Василия Блаженного. Еще раз повторю, это связано с тем, что верхние церкви были доступны для прихожан только в теплое время года, а отапливаемая церковь Василия Блаженного – круглый год. Поэтому стали чаще говорить, что «идут в храм Василия Блаженного». И наименование это перешло на весь комплекс церквей Покровского собора.

Кроме того, культ Василия Блаженного распространялся очень широко. Это был очень почитаемый святой. И, конечно же, его имя перешло на собор. Интересно, что в конце XIX века официально собор имеют «Покровский и Василия Блаженного собор на Рву», то есть объединились два названия в едином официальном. А вот в ХХ веке чаще называют храм Василия Блаженного, потому что, когда началась эпоха богоборчества и стали закрываться церкви, не принято было связывать храмы с религиозными праздниками. И праздник Покрова для многих просто потерял какое-либо значение. Василия Блаженного не стали воспринимать как святого, а стали воспринимать просто как человека, который в XVI веке защищал народные массы от воли царя и других власть предержащих людей. Василия Блаженного даже не считали святым человеком. Его церковь была закрыта. Не видно было его раки. Трудно было укладывать в сознании, что это некий святой. Просто такой народный герой XVI века. Именно поэтому весь Покровский собор стали чаще всего называть храмом Василия Блаженного, – говорит Татьяна Сарачева.

Собор василия блаженного как называется

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Тогда, по-видимому, Иван Грозный и принял решение построить храм в честь победы над Казанью. Город был взят в 1552 году, а в 1554 — заложена эта великая святыня близ Фроловских (Спасских) ворот на месте деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом. Так как покорение Казани свершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор в честь этого дня был назван Покровским. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили».

Освящал храм митрополит Макарий 29 июля 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых. Каждый новый правитель добавлял храму какую-то деталь, что и сделало его столь неповторимым. Однако официально строительство храма было окончено 29 июня 1561 года.

Барма и Постник. Один или вдвоем?

До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу»’, — ответил архитектор. «Ты лжешь!» — вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.

Смотрите так же:  Собор невского софия

Дабы белого света

Увидеть они не могли,

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

На стылое лоно земли.

Историки утверждают, что в опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Храм мог быть мечетью

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.

Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме» (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града — Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.

Уникальная архитектура храма

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов

Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).

Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [. ]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,- писал И. Я. Стеллецкий.

Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.

Десятая церковь — храм святого Василия — была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название — собор Василия Блаженного.

Василий Христа ради юродивый

Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.

Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.

Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.

С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.

Мощи Василия Блаженного — не единственная ценность храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».

Икона «Знамение со святыми на полях» на восточной стороне церкви Троицы — самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, «изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных — составленных водою красок». У этой иконы есть предполагаемый автор — иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами — 2,84 х 2,84 м. Третья икона — «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» — имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон «Знамение» и «Покров» на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку — заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов — потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Необыкновенной красоты храм неоднократно пытались снести, но всякий раз храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах — храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, — говорит историк И. Е. Забелин, — по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).

Материал подготовлен интернет-редакцией http://www.rian.ru/ на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Отзывы

    Надя — 28.12.2010 15:26
    Очень классный материал.

МаСиМкА — 07.12.2010 19:18
СУПЕР ПРЯМ СПАСИБО ОГРОМНОЕЕ ))

денис — 04.12.2010 03:43
хороший текст

Иван Кудрявцев — 28.10.2010 00:16
Уважаемые Бейбочка и Лера храм сей был воздвигнут Псковичами как бы перенося столицу духовную в официальную,Москва только становилася как столица и духовный центр надо было перенести из Пскова в Москву, а поскольку Псков и как его ещё исторически называли домом Святой Троицы, был домом лучших в Россие строителей,то сперва им было доверенно построить в Москве Благовещенский собор а поскольку он Москвичам понравился тогда уже доверили и собор Василия Блаженного. а лучше всего почитайте академика Макеева он много лет кропел над Псковской историей может я что то не совсем корректо пояснил но думаю у Макеева вы больше найдёте да и зайдите на сайт дом святой Троицы. с уважением ко всем

*БЭЙБАЧКА* — 27.10.2010 17:18
СПАСИБКИ ОЧ ПОМОГЛИ ПРЯМ НЕ ЗНАЛА ЧТО ДЕЛАТЬ!

Лера) — 26.10.2010 19:47
Спасибо большое !)))
Ещё бы была информация о предназначении храма и цены этому сайту не было бы ))

Пазитивка — 21.10.2010 22:21
урааа. наконец-то нашла то, что нужно, а то нам в школе задали про этот храм писать)) хорошая инфотрмация)) спасиб)))

Иван Кудрявцев — 26.01.2010 23:19
К сожалению вы правы уважаемый Djoker только вынужден чуть вас подправить — грозный вообще беспокоился о том что вдруг кто-то из мастеров повторит или сделает лучше чем сделано было в Москве а это не совсем вяжется с любовью к родине ,как сие хотят ныне представить нам некоторые историки посути яков постник Пскович а поскольку Псковичи лучшие строители и всегда почитали царей хотя не всегда им подчинялись то тут-то и возникает неувязочка мной упомянутая -ведь собор Василия Блаженного повторяет черты забытого вида Троицкого Псковского кремля ,и отношение которое было оказанно к мастерам московского собора может говорить только об одном. Ну а поскольку не все хотели-бы согласится с данным фактом то я ничего не собираюсь доказывать просто примите как есть..С уважением ко всем

Саша=) — 21.01.2010 23:18
Наконец то нашла что то стоющие! Спасибки=))))))

Djoker — 01.04.2009 22:48
Мне кажется, что судьба зодчих- это быть ослепленными за свое творение. мне так кажется так как Иван IV по — своему был очень грозный человек. Он очень любил Россию и хотел чтоб не было ничего прекрасней чем храм Василия Блаженного. это моё мнение

Владислав — 09.01.2008 23:49
Спасибо. Как же узнать истину о судьбе зодчих?

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.