Меню

Знаменский собор курск рисунки

  • Навигация
  • Главная
  • Храмы и монастыри
  • /
  • Кафедрал. собор

Знаменский кафедральный собор города Курска

1. Помянух дни древния Пс. 142, 5

И стория Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечествен­ной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Бел­городского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граж­дан и монастырские доходы, свою лепту внес и вы­сокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нели­дов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архи­тектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные рабо­ты по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.

После кончины владыки Феоктиста ка­федру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им-то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружениебыло завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благо­словенного Монарха.

Стиль классицизма, присущий архитектуре Знаменского собора, отразил в себе черты западноевропейского Ренессанса, хотя и чуждого по духу древнерусскому зодчеству, но вполне созвучного эпохе императорской России. Та же эстетика отличает декор всех элементов интерьера. Традиционная крестово-купольная конструкция храма, крестообразная в плане, имеет сильно удлиненную западную часть. Центральная часть, над которой возвышается световой барабан, увенчана грандиозным сферическим куполом 20-метрового диаметра. Вы­сота подкупольного пространства достигает 48 метров. Размеры собора так значительны, что куряне невольно сравнивали его с московским храмом Христа Спасителя. Надо заметить, что подобный купол едва ли возможно отыскать среди храмов России. А замысел такого архитектурного решения принадлежал архимандриту Палладию. Кирпичная кладка снаружи была облицована «мячковским» камнем, вывезенным из подмосковного села Мячково, толщина стен у основания доходила до 5,7 метра. Здание, помимо основного купола, увенчано четырьмя малыми главами. Все три фасада с севера, юга и запада, а также алтарную апсиду украшают колонны с капителями коринфского ордера. В 1826 году над трапезной частью храма были возведены две невысокие колокольные башни по образу Александро-Невской Лавры, на одной из них, северной, обращенной к Крас­ной площади, установили часы с боем. В истории Знаменского собора памятен 1866 год, когда на колокольни были подняты три могучих колокола, особенно выделялся из них 1045-пудовый, пожертвованный белгородским купцом Н. Чумичевым. Главный алтарь собора был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. Помимо него имелись южный и северный приделы, а также другие, располагавшиеся на хорах и в трапезной части храма. Они были освящены в честь святых Митрофана Воронежского и Александра Невского, Николая Мирликийского, Сергия Радо­нежского, Тихона Задонского и Серафима Саровского. Над трапезной частью первоначально была устроена теплая трехпрестольная церковь во имя Сретения Го­сподня, свт. Николая и прпп. Антония и Феодосия Печерских. Но уже через десять лет, в 1837 году, она была упразднена.

Весьма необычное художественное решение имел иконостас главного алтаря – он был отлит из чугуна. Работы по его изготовлению были столь не просты, что, заказанный в 1824 году на Алек­сандровском литейном заводе С.?Пе­­тербурга, иконостас был установлен только спустя шесть лет. Большой киот для храмовой иконы «Знамение», располагавшейся по левую сторону от иконостаса, также имел чугунную с позолотой сень. Иконостас, кроме того, впечатлял современников своей академической живописью, что для Курска той поры оказалось новшеством: все иконы были писаны на холсте санкт-петербургским академиком живописи Борги. Отделанные под мрамор стены собора украшали лепные изображения на религиозные темы, тут же располагались картины с библейскими сюжетами, написанные на холсте иконописцем Рукавицыным. Купол был расписан фресками. В соборе, помимо прочих святынь, хранились две иконы курского ополчения времен Крымской войны 1853–1856 годов. Одной из них – иконой «Знамение» – архиепископ Курский Илиодор в свое вре­мя благословлял на битву курское войско.

Примечательным событием в 1833 году стало перемеще­ние в Курск архиерейской кафедры, дотоле находив­шейся в Белгороде.

Надо отдать должное памяти замечательной личности – строителя Знаменского собора архимандрита Палладия (Белевцева). Как свидетельствуют его современники, «деятельность этого не­забвенного для Курской епархии человека была замечательна; в дело строительства храма он вложил все свои силы, всю свою энергию, все свои способности и заботился все­ми мерами о том, чтобы созидаемый дом молитвы был великолепным и величественным в архитектурном от­ношении». Будущий строитель, происходивший из древнего рода дворян Белевцевых, родился в 1776 году в Курске, а образование получил в С.?Петербургском Артиллерийском корпусе. Приняв иноческий постриг в Коренной пустыни, отец Палладий ревностно служил в сане иеродиакона, затем иеромонаха и, наконец, в должности настоятеля. Будучи переведен в Знаменский монастырь, в 1816 году в связи с возложенными на него обязанностями по строительству собора он был возведен в сан архимандрита и вскоре назначен настоятелем обители. В 1827 году отец Палла­дий был представлен епископом Вла­димиром (Ужинским)к награждению бриллиантовым знаком ордена св. Анны 2?й степени, а уже спустя два года получил новое назначение – в С.?Петербург наместни­ком Александро-Невской Лавры. Ему и там пред­стояло заняться строительством нового соборного храма.

Нельзя не упомянуть об одном событии, столь же памятном в истории курского собора, сколь и значительном в духовной жизни древнего губернского города. В пасхальные дни 1893 года с 3 на 4 мая (20–21 апреля по ст. ст.) Курск посетил протоиерей кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Весть о предстоящем визите еще накануне взбудоражила весь город, встречать уже тогда почитавшегося святым пастыря собрались тысячи верующих во главе с епископом Курским и Белгородским Иустином и вице-губернатором Е. К. Андреев­ским. Прежде всего отец Иоанн направился в сопровождении владыки в Знаменский собор, где ему в дар поднесли копию иконы «Знамение». В тот же вечер он участвовал во всенощном богослужении. В переполненном храме, ко всеобщему утешению молящихся, отец Иоанн читал канон. Это чтение, как отмечали «Курские епархиальные ведомости», «поразительно воодушевленное. проникало до глубины сердца и действовало на душу не как обычное слово, а как живое и притом сильное впечатление; сам о. Иоанн, казалось, не читал, а переживал содержание и убеждал молящихся». В 9 часов утра кронштадтский пастырь совершил в Знаменском соборе Божественную литургию в сослужении четырех иеромонахов. Служба произвела потрясающее впечатление, и многие из молящихся плакали во все время богослужения. После литургии отец Иоанн посетил вице-губер­натора и настоятельницу Свято?Тро­ицкого монастыря игумению Софию (Ступину) в ее обители. Затем побывал в Духовной семинарии, посетил некоторых представителей городского общества и учебные заведения. Вечером того же дня прав. Иоанн Кронштадтский отбыл в Москву.

Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.

История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

Смотрите так же:  Свято николаевский собор полоцк

Многовековое всероссийское почитание чудот­ворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного бо­гослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.

Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромона­хи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

2. Время собирать камни Еккл. 3, 5

Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других хра­мов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов. В 1937 году здание переоборудовали под кинотеатр, получивший название «Октябрь». Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом, в алтаре установили кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма устроили музыкальные фойе.

Во время Великой Отечественной войны собор разделил судьбу всего города – подожженное немцами во время отступления 1943 года, здание по­л­­ностью выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После семилетнего запустения, в пятидесятых годах началась основательная перестройка бывшего собора под двухзальный кинотеатр. Внешняя и внутренняя реконструкция нанесла столь значительный урон архитектуре здания, что в его облике уже не осталось ничего напоминающего об изначальном богослужебном предназначении. Постепенно территория вокруг собора бездумно застраивалась производственными корпусами, жилые постройки возводились таким образом, что перекрыли лучшие точки обзора, позволявшие оценить монументальность архитектурного образа храма. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.

Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтар­ной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Рус­ской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четы­ре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн же­лезобетонных конструкций.

Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители присту­пили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство ко­ло­кольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Юве­на­­­лий освя­тил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до оконча­­ния реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомучени­ка Пантелеимона, на новую соборную ко­ло­кольню были подняты шпиль и крест.

Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Юве­на­­­лий возглавил торжественный чин освяще­ния оди­ннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый бо­льшой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.

Общее руководство всеми восстановительными работами осуществлял главный архитектор г. Курска Валерий Николаевич Михайлов, а оформлением интерьера обновленного Знамен­ского собора занимался коллектив художников Российской Академии художеств из С.?Петербурга, кото­рые еще прежде обрели уникальный опыт, расписывая возрождаемый храм Христа Спасителя в Москве.

Целый год специалисты, под руководством академика живописи Александра Кировича Быстрова, трудились над разработкой эскизов росписи курского собора. Еще через полгода были созданы и доставлены из С.?Петербурга в Курск первые живописные полотна на еван­гельские сюжеты и иконы для нового иконостаса. Была изготовлена большая витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная для алтаря, в высоких алтарных окнах появились витражи с изображением святителей Ва­силия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Над ними трудились петербургские художники В. В. Перхун, А. Ю. Синица и П. М. Якимчук. Заслуженный художник России Алексей Алексеевич Живаев создал монументальные образы восьми ветхозаветных пророков: Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илии. Во главе с А. А. Живаевым ху­дожники трудились под самым куполом, где появилось изо­бражение восседающей на престоле Пресвятой Богородицы в окружении ангелов и образы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и тридцати шести святых, в земле Российской просиявших, среди которых Цар­ственные страстотерпцы Николай II и Александра со чадами. Немалых трудов потребовала установка под куполом грандиозного 2,5-тонного позолоченного паникадила, тонкого литья и кузнечной работы, с двенадцатью ярусами свечей, изготовленного в мастерских про­изводственного предприятия Мо­сковской Патриархии «Софрино».В июне 2004 года, в дни подготовки к празднова­нию 250-летия со дня рождения пре­подобного Серафима Саровского, были оштука­турены и покрашены колокольня и фасад собора. А уже к 5 июля внутри храма были сняты строительные леса и пре­ображенный собор предстал во всем своем величии.

3. Се ныне день спасения 2 Кор. 6, 2

В 1993 году в Знаменский собор был возвращен точный список с оригинала иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, сохраненный в годы гонений благочестивыми христианами. Копия была написана в 1902 году иноками Знаменского монастыря и освящена на чудотворном подлиннике. В наши дни в Курске возрождена древняя традиция ежегодных крестных ходов – ныне, как и в дореволюционной России, каждую весну, в девятую пятницу по Пасхе, икона покидает Знаменский собор и шествует в Коренную пустынь, благоговейно сопровождаемая тысячами верующих всех возрастов и сословий. Осенью, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, икона с теми же почестями возвращается в кафедральный собор. Крестные ходы всегда возглавляются правящим архиереем епархии, к торжественной процессии, как и встарь, присоединяются представители городской и областной власти во главе с губернатором.

Среди значительных вех в летописи Знаменского собора надо отметить посещение его Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром. Особенно примечательно то обстоятельство, что эта встреча на курской земле последовала непосредственно за эпохальным событием в истории всей Русской Православной Церкви – подписанием в Москве «Акта о каноническом общении» двух Церквей. 21 мая 2008 года владыка Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сопровождении клириков РПЦЗ прибыли с двухдневным визитом в Курск. Вечером в Знаменском соборе высокие гости участвовали в совместном всенощном богослужении. А утром 22 мая, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Лавр, архиепископ Курский и Рыльский Герман и епископ Михаил в сослужении курского духовенства совершили Божественную литургию. Это памятное событие навсегда войдет в историю Курской епархии.

Знаменский собор курск рисунки

Любому городу, большому или не очень, свойственно желание иметь в своем архитектурном облике нечто, отличающее его от других. Как правило, это храмы с давней, проверенной веками историей. Неподвластные времени, эти здания-символы плывут через эпохи, войны, революции, не снисходя до политической суеты.

Нашему городу, в отличие от его соседей, повезло — он архитектурно узнаваем, прежде всего, по Знаменскому собору.

КУPCK, не угодивший татарам, уже давно лежал в руинах, когда божьей волей нашим предкам была дарована великая святыня — икона Знамения Пресвятой Богородицы. Разные чудеса ей приписываются, но одно из величайших — это возрождение самого Курска после нескольких веков забвения и упадка. А ведь вполне могло быть иначе -мало ли в курских землях городов, канувших в небытие, да так, что и место их забыто. Где Римов, Вьяхань, Попаш.

Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу 8 сентября 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона.

Смотрите так же:  Корсунский собор торопец

Молва об иконе дошла до рыльского удельного князя Василия Шемяки, который приказал принести ее в Рыльск, при многочисленном стечении народа икона Знамение Богоматери была доставлена, но князь неожиданно отказался ее встретить. За моловерие, утверждается в предании, князь был поражен слепотой.

Раскаявшись в своем поступке, Шемяка поспешил к иконе, принес перед нею торжественное моленине и . получил прозрение! Из благодарности к исцелению князь соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Богородицы для чудотворной иконы. Но она странным образом снова перенеслась из посвященного ей храма в место своего явления.

Будучи и далее неоднократно перенесенной в Рыльск, икона каждый раз неведомо как возвращалась к месту своего первоначального пребывания. Это заставило рылян построить специальную часовню в Коренной пустыни, с определением в ней священника. С того времени икона постоянно находилась в часовне.

В 1383 году Курский край подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня несмотря на все усилия не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на иерея Божия, подозревая его в волшебстве, которым они объяснили свою неудачу.

Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню все же сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Приезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и окружена изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков по ее краям. Но до того времени икона претерпела и надругательства татар, не раз терялась, являлась вновь и творила чудеса. Во времена лихолетья при первом самозванце Григории икона была даже в Путивле.

Начало XVII века, смутное время. В 1612 году город-крепость Курск доблестно выдержал осаду. К Курску подступило семидесятитысячное польско-литовское войско. Куряне под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева дали благочестивый обет: в случае успеха соорудить в центре Курска монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону «Знамение». К возведению приступили не мешкая, и место для монастыря наверняка выбрали намоленное, по давней русской традиции — там, где еще во времена Феодосия Печерского стояли церкви.

В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. И вот в 1618 году с дозволения царя Михаила Феодоровича долгожданная икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она пребывала все время до революции.

В первой половине XVII века редкий год к стенам Курска не являлись незваные гости: крымские татары, ногайцы, поляки, запорожцы. Далеко были видны купола и кресты Знаменского монастыря, напоминая защитникам города о том, что у каждого из них есть заступница. И не было воина-курянина, который не перекрестился бы на них перед боем, чье сердце не успокоилось бы при звуке монастырских колоколов.

C XVII века растет значение Знаменского монастыря, к нему добровольно приписывается Троицкая и Божедомская обители, Коренная и Ильпиновская пустыни со всеми их угодьями и землями.

Печальна судьба почти всех деревянных строений на Руси. В 1631 году, будучи деревянным, монастырь сгорел от удара молнии. Куряне его восстановили, но в 1634 монастырь был разграблен и сожжен поляками.

Казалось, что обитель потеряла всякую надежду на возрождение, но наши предки недаром говаривали: «Не унывай — на Бога уповай».

Обстоятельства скоро изменились к лучшему: в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича за счет казны была заложена и построена каменная церковь во имя Знамения Курской иконы Божьей Матери, затем, на добровольные пожертвования курян, в монастыре были построены еще две церкви — Богоявленская, Петропавловская, братские келия, службы и стена вокруг монастыря. Все из камня. С этих пор монастырь стал называться Знаменским.

В 1722 году монастырем была приобретена Знаменская дача. с двухэтажным каменным корпусом, прудом и мельницей, садом, скотным двором и шестьюдесятью десятинами земли. Только фруктовый сад дачи приносил монастырю ежегодный доход 600 рублей серебром. Монастырю принадлежали селения Смородинное, Поныри, Долгое, деревни Служня, Тазово, Жерновец, Ясенек, Старая Слободка, Виногробль и хутор Гремячный. Всего владения насчитывали 4856 душ крестьян.

Но 26 февраля 1764 года монастырская вольная жизнь в России оборвалась. Указом Екатерины II проведена полная секуляция церковных и монастырских земель. Крестьяне и земли отошли государству. Коренная пустынь так же ислючена была из ведения Знаменского монастыря.

Курские церкви и монастыри отошли в ведение Белгородской епархии. Иноческим обителям были определено денежное содержание.

Однако при царствовании Александра I монастыри снова получили пахотные земли и угодья.

В знаменательном для Курска 1782 году императрица Екатерина II собственноручно начертала «Быть по сему» на первом регулярном плане его застройки, который предусматривал обширную площадь и место для нового большого собора.

Строить начали только через 34 года, преодолев множество бюрократических препятствий, и если бы не знаменитая на всю Россию курская икона, не видать бы нашему городу такого храма — «не по Сеньке шапка».

Задолго до начала сооружения современного здания собора, следуя воле почившей императрицы, куряне в 1815 году разобрали из-за непрочности фундамента Знаменский монастырь и снесли забытые ныне Знаменскую и Пятницкую церкви, Воскресенский собор. И в 1816 году заложили новый собор. А где еще возводить, как не здесь, на освященном воинскими победами и молитвами предков месте? Впрочем, в этой спешке наверняка была и другая мысль — чтобы столичное начальство не передумало финансировать строительство. В 1826 году строительство было закончено. В нем было пять приделов: Знаменской Богоматери, блгв. кн. Александра Невского и свт. Митрофана, прп. Сергия, Сретенский, чудотворца Николая.

Сперва собор был центрической композиции в виде огромного кубического объема, над которым возвышался световой барабан, увенчанный сферическим куполом, с четырьмя малыми куполами по углам. Западный портик примыкал к основному «кубу». Наверное, это было наиболее удачное и геометрически выверенное решение, но здание в таком виде просуществовало недолго: с западной стороны появилась трапезная с двумя колокольными башнями, колонны северного портика заложили кирпичом и пристроили длинную галерею в сторону Красной площади. Были и другие «поновления», исказившие первоначальный проект.

Уже тогда, в середине XIX века, мнение курян по поводу нововведений было неоднозначно, но постепенно к такому облику собора привыкли, споры умолкли. Да и уж очень хороши были колокола и большие башенные часы, которыми горожане особенно гордились.

В 1833 году на основании определения Синода кафедра просвещенных из Белгорода была перенесена в Курск, в Знаменский монастырь, ставший в 1854 году первокласным. Штат служителей монастыря был определен в 44 человека, 20 монашествующих и 12 послушников. Монастырь стал управлятьс непосредственно епархиальным архиереем.

С иконой связаны некоторые ужасные события предреволюционных лет России, как, например, взрыв в курском соборе с целью уничтожения чудотворной иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Это страшное событие имело свой отголосок во Франкфурте (Германия), куда уже теперь, в наши годы, привозилась святая икона. Священника, сопровождавшего икону, как узнаем мы из упомянутой книги епископа Серафима, отозвал в сторону некий старик и сказал: «Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой и в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога, и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке». Старик поклонился чудотворной иконе и вышел из храма.

1 марта 1920 икону года вывезли из России через Константинополь в Салоники, но 14 сентября того же 1920 года она опять по просьбе главнокомандующего генерала Врангеля возвратилась в Россию для ободрения горсти воинов-патриотов. 29 октября того же года она с остатками Белой армии и гражданским населением покинула Русскую землю.

Затем икона побывала в Югославии, Германии и наконец в Соединенных Штатах находится по настоящее время. В Храме хранится список (копия) этой иконы.

Следующая перестройка Знаменского монастыря имела место в середине 30-х годов уже XX века, когда здание решили приспособить под кинотеатр. Снесли колокольни и угловые купола, хотели было и основной купол снести, но уж очень неприглядное получалось здание, да и общественность зароптала. Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом. Первым кинофильмом, показанным здесь, был «Петр I», главный герой которого не очень-то чтил русскую церковь.

Во время войны собор разделил участь своего города — выгорел изнутри, купол обрушился. В начале 50-х здание восстановили до предвоенного состояния, но внутреннее устройство уже ничем не напоминало Знаменский собор: были сооружены двенадцать железобетонных колонн, поддерживавших внутренний купол (раньше его не было), две открытые лестницы, фойе, перекрытия над двумя смотровыми залами. Заново устроили параболическую оболочку внешнего купола. Работу, в общем, проделали большую, хотя это были трудные послевоенные годы, но к храму она уже не имела никакого отношения. И никто, конечно, не думал о здании именно как о соборе, когда территорию вокруг него бездумно застраивали промышленными корпусами, когда рядом поставили шестиэтажный жилой дом — с удивительной последовательностью перекрывая лучшие точки обозрения.

Казалось, что Знаменский собор навсегда ушел в прошлое — настолько необратимыми выглядели его перестройки, настолько изменились суть и дух этого здания. Впрочем, в Курске много храмов, пострадавших куда больше — мало кто знает, где они стояли и как выглядели.

Но, как это бывало со Знаменской обителью и встарь, непреодолимая, на первый взгляд, ситуация вдруг начала меняться к лучшему. Прежняя, казавшаяся незыблемой, идеология рухнула как карточный домик, оставив после себя лишь мусор, из-под которого только предстояло выбраться чему-то настоящему, проверенному веками и поколениями.

Должно быть, именно голод на идеологию толкнул власть имущих в храмы, заставил их неуклюже креститься и целовать иконы. Не с этой ли самой степенью неуклюжести предыдущее курское руководство приступило к воплощению идеи реставрации Знаменского собора?

Смотрите так же:  Расписание службы в князь владимирском соборе

Прежде чем говорить о результатах наружной реставрации, вспомним, что храм этот, духовный правопреемник стертого перипетиями времени монастыря, вобрал в себя святость церквей и соборов, деревянных и каменных, что стояли когда-то на его месте со времен основания Курска. Всем им, как и сегодняшнему собору, суждено было на протяжении долгих столетий вторить участи своих прихожан, их сыновей и внуков. И это делает главный курский храм духовным символом нашего города, имеющим неоспоримое право на бережное отношение к себе — теперь уже со стороны светских архитекторов и власть имущих, прикладывающих руку к его реставрации.

. Итак, за последние несколько лет немалыми трудами строителей Знаменский собор приобретает черты, в коих причудливо смешалось новое со старым.

От сооружения колоколен (по компоновке архитектора Козловского) решили отказаться, так как это усложняло внутреннюю реконструкцию здания. Но неуемной энергии бывшего губернатора не свойственно было останавливаться перед трудностями, и возник новый вариант пристройки колоколен — сбоку. Проект (архитекторы Руцкой и Михайлов) разрабатывался в рекордные сроки, хотя и при соблюдении внешних атрибутов конкурса.

Казалось бы, памятуя об обширном и печальном опыте доработок и реконструкций Знаменского собора, а также не забывая о его значении для Курска, надо бы семь раз отмерить, дать проекту отлежаться, чтобы потом «незамыленным» глазом и свежей головой. В спешке немудрено ведь и ошибиться. Но, видимо, из опасения, что архитектурные лавры достанутся кому-то другому, решили на будущее не откладывать, невзирая на явную неоднозначность решения и серьезную критику со стороны местных архитекторов-профессионалов. Вот уж действительно — «суета и томление духа».

Но все эти «за» и «против» были на стадии плоской фронтальной прорисовки, показанной нам на плакатах и в газетах, а сегодня уже взяла свое беспощадная трехмерная реальность.

К примеру, второй ярус колокольни смотрится более массивно, чем нижний. Здесь нарушен один из основных архитектурных принципов русских колоколен: диагонали каждого яруса (от нижнего к верхнему) должны быть все более устремлены в небо — это даст возможность сочетать внешнюю легкость с основательной устойчивостью. Практически все русские колокольни следуют этому принципу — достаточно вспомнить колокольню Ивана Великого в Москве или взглянуть на любую из курских колоколен.

Ощущение неустойчивости колокольни дополняется еще и тем, что все ярусы колокольни в горизонтальных сечениях не квадраты, а прямоугольники, вытянутые вдоль основного здания.

Первый ярус колокольни завершается полукруглым фронтоном, что явно диссонирует с тремя классически треугольными фронтонами основного здания.

Восточный и северный проем колокольной площадки сделаны арочными, а проемы северный и южный — прямоугольные. Почему? Может, авторов проекта сбил с толку циферблат часов, перекрывавший верхнюю часть арочного проема с северной стороны, наиболее популярной на старых фотографиях?

Колокольня неизбежно нарушит продуманность и завершенность рисунка оконных проемов и ряда полуколонн западной части собора и его визуальную стройность.

Как ни приставляй такую колокольню к основному зданию, она все равно будет казаться отдельно стоящей, а это не характерно для храмовой архитектуры Курска. Если же симметрично поставить вторую колокольню (как и было задумано в проекте Руцкого-Михайлова), то с западного сектора обзора все здание рискует смотреться. как мусульманская мечеть.

Это только несколько замечаний по проекту наружной реставрации, у архитектора-профессионала их наверняка гораздо больше.

Но если уж занялись реставрацией собора, то не мешало бы критически взглянуть и на основное здание, не делая догмы даже из первоначального проекта. Большой купол с 50-х годов XX века имеет форму параболоида, а купола четырех башен восстановлены в старом варианте полушарий, которые смотрятся менее стройно и приплюснуто — особенно с близкого расстояния, снизу. Думается, и их стоило сделать параболическими.

Надо сказать, что основной купол со световым подкупольным барабаном, окруженный четырьмя восстановленными башенками, потерял большую часть своей стройности — собор как бы «втянул голову в плечи». Весь контур большого купола и его светового барабана виден не заслоненным только в очень узком секторе. Теперь вспомните храм Христа Спасителя в Москве, стройная центральная глава которого, тоже окруженная четырьмя малыми главами, просматривается целиком из любой точки города. Там малые башенки-главы, благодаря расположению и относительно небольшому размеру, ничего не перекрывают. И еще, Знаменский собор сориентирован под некоторым углом к оси улицы Ленина и Красной площади, и вовсе не по линии запад-восток. Это было совершенно незаметно, когда на здании был один большой купол. А теперь трудно отделаться от впечатления, что пять куполов собора смотрят в одну сторону, а само здание -чуть-чуть в другую. Кстати говоря, при наличии парных колоколен (если судить по старым фотографиям) этот эффект отсутствует — они как бы ориентируют взгляд зрителя.

Что заставило отца Палладия, главного строителя, а возможно, и автора проекта, сориентировать здание именно так, теперь сказать трудно — вероятно, у городского начальства тогда были другие планы по расположению центральной улицы.

Как бы там ни было, дело сделано, и Знаменский собор принял облик, коего он не имел никогда ранее. Но все же, право окончательного решения оставим потомкам, полагаясь на их разум и финансовую состоятельность. Тем более что в их распоряжении — почти двухсотлетний опыт предков, в том числе и наш с вами, по «доработке доработок» главного курского храма.

Знаменский кафедральный собор в Курске

В память о триумфе в войне 1812 г. в Курске за десятилетие (1816—1826 гг.) был выстроен Знаменский кафедральный собор — памятник зодчества федерального значения. В нем долгое время находилась чудеса творящая Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», явившаяся в мужской обители Коренная пустынь. Отсюда и название собора — Знаменский. После революции 1917 г. храм разграбили: икона и золотая риза, жалованная царем Федором Иоанновичем, украшенная дорогими камнями и жемчугами, были похищены.

Образ случайно нашли в Феодосиевском колодце и осенью 1919 г. вывезли из города, а чуть позже из страны. Сегодня важная святыня христианской русской церкви хранится в Нью-Йорке. А золотая риза пропала бесследно.

Знаменский же кафедральный собор в 1932 г. закрыли, в 1935 г. снесли колокольни и купола, в 1943 г. храм подожгли отступающие войска фашистской армии. Собор на своем веку был и складом, и лагерем для военнопленных, и электрозаводом, и кинотеатром, пока в 1992 г. его не вернули Русской православной церкви. Храм подвергся значительной реконструкции и реставрации и предстал перед взорами во всем великолепии уже в 2004 г. А когда на некоторое время (2009 г.) привезли чудотворящую Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», со всей России на поклон к святыне пошли паломники.

С тех пор образ «Знамение» ежегодно привозят в Курск. Но в Знаменском соборе находится точная копия иконы, созданная монахами Знаменского монастыря в 1902 г. Ее освятили на чудотворящем подлиннике.

Знаменский кафедральный собор стоит в сердце города, в Знаменском монастыре, созданном в 1597—1613 гг. курянами в честь освобождения Курска от польского гетмана Жолкевского, который захватил и разорил город. Храм настолько значителен и величествен, что многие равняют его с храмом Христа Спасителя в Москве. Его высота под куполом составляет 48 м, и он рассчитан на одновременное нахождение более пяти тысяч прихожан. Собор потрясает своей колокольней с огромным колоколом весом в 1380 кг, известными образами, хранящимися в мощных пилонах, расположенных в трапезной, — все производит неизгладимое впечатление на присутствующих.

Перед Пасхой 2001 г. в соборном алтаре установили витраж необыкновенной красоты — «Курская Коренная Божья Матерь», сени и приделы облицевали гранитом.

Позолоченное паникадило кузнечной работы и тонкого литья (2,5 т), установленное под куполом, имеет 12 ярусов свечей.

Уже во время воссоздания под строительными лесами в Знаменском соборе стали регулярно проходить богослужения, которые ведутся и по сей день. В нынешнее время кафедральный собор относится к Курской и Рыльской епархии.

Все приходящие в этот храм, независимо от того, верующие это или просто любопытствующие, уходят отсюда потрясенными, впечатленными и умиротворенными. Знаменский кафедральный собор — воистину достойное и потрясающе красивое примечательное место большого современного города Курск.

Адрес: Курск, ул. Луначарского, 4.

Время работы: храм работает в будни с 8:00 до 20:00, в субботу — с 8:30 до 20:00.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Фестиваль детского творчества «Наш Курск: ДЕТИ РИСУЮТ ХРАМ»

понравилось
254 зрителям

Загрузить полноразмерное изображение (Размеры: 2366×1641 px)

Работа создана под художественным руководством учителя Останковой Светланы Петровны.

Собор был внесён в план застройки Курска по воле императрицы Екатерины II на месте Знаменского мужского монастыря. Уже после ее смерти, в 1816 году, началось строительство. До революции собор был местом пребывания иконы «Знамение Курская коренная» .
Перестройка Знаменского монастыря имела место после революции, в середине 30-х годов XX века, когда здание решили приспособить под кинотеатр. Снесли колокольни и угловые купола, хотели было и основной купол снести, но уж очень неприглядное получалось здание, да и общественность зароптала. Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом. Первым кинофильмом, показанным здесь, был «Петр I».
Во время войны собор разделил участь своего города — выгорел изнутри, купол обрушился. В начале 50-х здание восстановили до предвоенного состояния, но внутреннее устройство уже ничем не напоминало Знаменский собор.
За последние несколько лет немалыми трудами строителей Знаменский собор приобретает черты, в коих причудливо смешалось новое со старым.
От сооружения колоколен (по компоновке архитектора Козловского) решили отказаться, так как это усложняло внутреннюю реконструкцию здания. Но неуемной энергии бывшего губернатора не свойственно было останавливаться перед трудностями, и возник новый вариант пристройки колоколен — сбоку. Сейчас Знаменский собор принял облик, коего он не имел никогда ранее.
По материалам www.old.kurskcity.ru

АЛЕКСАНДР [26.09.2012, 18:55]

Красивая, яркая, работа! Насыщенные цвета, бурная фантазия! Так держать!

Катя, как и все дети, молодец. Понятно, что и родственники детей болеют, и все волнуются, представляю, какая махина ответственности свалилась на оркгкомитет. Но все-таки надо отметить, что к публикации картин отнеслись ответственно и бережно, сайт организован прекрасно и, надеемся, так же на уровне будут подарки. А картина правда интересная и необычная.

KatenoK [26.09.2012, 10:53]

Очень красивая детская работа! Выделяется среди других рисунков.

Артем [23.09.2012, 09:37]

Рисунок размещен в СЦ Европа, на третьем этаже, выкладка рисунка на страницу виртуальной выставки проходила в соответствии с регламентом, поступлением работ, обработке картин. Творческих успехов Екатерине. Спасибо художественному руководителю Светлане Петровне.

Оргкомитет, Панков [21.09.2012, 08:59]

Янина, это, конечно,будет очень неожиданно))) Мы сами никак не доедем, посмотреть. Учитывая то, что даже на сайте работу разместили только в августе (хотя мы сдавали ее в самом начале конкурса), все может быть. Народ! Есть работа на выставке или правда нет ее там?

Мама Кати [17.09.2012, 10:16]

А работа есть на выставке? Что-то я ее не заметила.

Янина [15.09.2012, 21:46]
Катька [15.09.2012, 12:47]
Мария [14.09.2012, 21:12]

Очень красиво))))С душой)))

Катя [14.09.2012, 20:20]
Таша [13.09.2012, 14:52]

Очень красивая работа. Ярко и необычно!

Наталья [12.09.2012, 19:33]

настоящая детская работа! представление ребенка охраме.

галина [11.09.2012, 13:06]

Выделяется среди других работ! Композиция построена на контрасте. Очень интересная задумка.

Полина [13.08.2012, 12:04]

Феерично! Замысел интересный! Вроде как без прорисовки деталей, но с бурей страстей в контрасте красок!

Виктор [10.08.2012, 22:51]