Меню

Кем построен собор святого петра

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами — религиозный центр Ватикана (Stato della Citta del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), Рафаэлем (Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. ????????? ??????) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу — восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки, вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел, в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы, что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма. Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви, скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест, в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский, за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола — 132 м, общая площадь храма — 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину — 118 м и высоту — 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них — Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма — фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников.

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии Джан Лоренцо Бернини, потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел. Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини — обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. ????????).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

В правом нефе храма расположена скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

Капелла Святого Себастьяна

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник — усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме.

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам Франческо Борромини (Francesco Borromini). Внутри часовни — работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия. Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы — метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) — гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело. В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.

Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом — Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь. Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол Собора Святого Петра представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота — 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 м, внутренний диаметр — 41,5 м, общий вес — 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.

Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся Пантеоном и Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.

Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.

В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара. Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.

Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров. Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).

Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.

Могила Святого Петра

В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема.

Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.

Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет, начав строительство в 1656 году.

Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.

С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

  1. На площади собора есть 2 геометрических центра с которых все 4 ряда колонн прячутся одна за другой.
  2. По легенде на вершине обелиска хранился прах Юлия Цезаря, но когда обелиск переносили в 16 веке оказалось, что там ничего нет.
  3. Итальянская полиция может войти в собор только по специальному приглашению.
  4. Идею построить часть площади в форме трапеции Бернини подсмотрел у Микеланджело.
  5. Более 1000 лет Ватикан и собор святого Петра не считались центром христианства – папы переехали туда только в 15 веке из Латеранской базилики.
  6. По традиции ни одно здание в Риме не может быть выше купола собора святого Петра.

Практическая информация

  • Адрес: Piazza San Pietro
  • Время работы: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.
  • Посещение купола: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:00.
  • Стоимость билета: полностью пешее восхождение (551 ступенька) — 8 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) — 10 евро, детям до 12 лет — бесплатно.
  • Индивидуальные экскурсии:gid.italy4.me
  • Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором: допустимо после предварительного бронирования мест по почте: [email protected] или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб — 09:00 до 17:00.
  • Официальный сайт Ватикана: www.vatican.va
  • Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.

    • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям)
    • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
    • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo;
    • региональным поездом: станция Roma San Pietro (ближе к площади), поезд ходит с вокзала Roma Trastevere, билет 1 евро.

    Марина Владимировна Губарева, Андрей Юрьевич Низовский

    Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Святой Климент и другие римские епископы сняли тело апостола с креста и похоронили в расположенном поблизости гроте.

    В 326 году император Константин повелел построить над могилой первоверховного апостола базилику во имя Святого Петра. Она простояла более тысячелетия. Когда старый храм совсем обветшал, папа Николай V в 1452 году поручил архитектору Росселино разработать план строительства нового грандиозного собора. Однако после смерти папы в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году знаменитый архитектор Браманте с благословения папы Юлия II возобновил строительство.

    Площадь и собор Святого Петра в Риме

    Браманте задумал церковь в виде равностороннего греческого креста. После его смерти в 1514 году работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал храм в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. После Рафаэля строительство возглавил Антонио да Сангалло, а с 1546 года – Микеланджело Буонаротти, которому принадлежит проект создания трех апсид и купола; при этом художник явно вдохновлялся куполом церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, созданным Брунеллески. Однако смерть (в 1564 г.) не дала мастеру довести задуманное до конца.

    К 1564 году были завершены лишь левая апсида и барабан купола. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. В 1607–1614 годах Карло Мадерно достроил три обширных нефа и оформил фасад собора. Наконец, 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор.

    До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 г. его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот д’Ивуар). Размеры его просто потрясают: он занимает площадь в 22 067 кв. м, высота храма составляет 189 м, длина без портика – 186,36 м, а с портиком – 211,5 м.

    Фасад собора (высота 45,44 м, протяженность 114,69 м), построенный К. Мадерно в 1607–1614 годах, господствует над площадью Святого Петра. Широкая лестница, ведущая ко входу, завершается портиком с одним рядом колонн, поддерживающим балюстраду, увенчанную статуями Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. В торцах портика стоят конные статуи императоров Константина (работы Бернини, 1670) и Карла Великого (скульптор Корначчини, 1725), а перед главным входом – огромные фигуры святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, Павел – меч (по преданию, во времена Нерона ему мечом отрубили голову).

    В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны – Святая, и открывается она лишь в Святой, или юбилейный, год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой «yobel», откуда и произошло слово «юбилей». В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

    Огромные бронзовые двери центрального входа созданы флорентийским мастером Филаретом (1445 г.). Они перенесены сюда из старой базилики. В их верхней части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Девы Марии. В центре – апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов (Леда и Лебедь, Ромул и Рем, похищение сабинянок) и басен Эзопа («Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица»), затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени. Над дверями помещен мраморный барельеф работы Лоренцо Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». С внутренней стороны правой створки дверей, почти у самого пола, можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников.

    Интерьер собора потрясает своим необычайным размахом (центральный неф имеет 187 м в длину, 25 – в ширину и 45 —в высоту, протяженность трансепта 137,5 м) и обильным и пышным декором XVII века. На протяжении веков собор украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах выполнены мозаикой, стены переливаются разноцветным мрамором, в нишах стоят многочисленные статуи святых и основателей религиозных орденов. Среди этой роскоши привлекает простотой и сосредоточенностью чувств знаменитая «Пьета» Микеланджело (1498–1499). Эта скульптурная группа в тихой скорби застыла в первой капелле справа на довольно высоком постаменте. При таком положении статуи зритель снизу заглядывает в лицо Марии, как бы проникая в замкнутый и скорбный мир ее чувств.

    Громадный купол собора, тоже созданный по проекту Микеланджело, взмывает вверх, словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 м, высота – 132,5 м, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

    Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей – с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк – со львом, Лука – с волом, Иоанн – с орлом. Лев, орел и вол – так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

    Купол собора Святого Петра опирается на четыре огромных пилона со стоящими в нишах 5-метровыми фигурами святых. У левого пилона изображен брат Петра – Андрей Первозванный с символом его мученической смерти – Х-образным крестом. Над монументом – выполненный по рисунку Бернини балкончик, где в дароносице хранится часть главы апостола Андрея, привезенная в Рим после падения Константинополя отцом Фомой Палеологом, отцом великой княгини Софьи – супруги московского князя Ивана III.

    У второго пилона – фигура Св. Вероники с платом, который она, по преданию, подала восходящему на Голгофу Христу. Иисус отер заливающий глаза пот, и на полотне отпечатался Его нерукотворный облик. Согласно легенде, римский император Тиберий исцелился от проказы, прикоснувшись к этому плату, и в благодарность за свое исцеление подарил Веронике дом в Риме. После ее смерти Святой плат хранился сначала в Пантеоне, а потом был перенесен в собор Св. Петра.

    У третьего пилона высится статуя императрицы Елены, матери Константина Великого. Она держит в руке привезенный ею из Иерусалима Крест Господень, а в находящейся здесь дароносице хранятся большие фрагменты этой реликвии. Четвертый пилон украшает мраморная фигура сотника Лонгина работы Лоренцо Бернини. В руках Лонгина – полутораметровой длины копье, напоминание о том, как сотник пронзил этим копьем подреберье Христово, дабы удостовериться, что распятый Иисус мертв. В дароносице на балкончике пилона ныне хранится подлинное копье сотника Лонгина – то самое, которым был пронзен на кресте Иисус. Оно попало в Рим из Константинополя, когда после захвата византийской столицы турками султан Баязет прислал его в дар папе Иннокентию VIII (1484–1492).

    Неподалеку от фигуры сотника Лонгина стоит выполненный из темной бронзы монумент Св. Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Прежде полагали, что это античная статуя Зевса, однако ныне установлено, что статуя принадлежит к кругу работ итальянского скульптура Арнольфо ди Камбио, который, возможно, изготавливал отливку по образцу античной статуи.

    В центре храма возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они возожжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется Папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин (1624–1633) работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 м. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию. Ослепляющий своим декоративным богатством, разнообразием материалов и форм, он нагружен к тому же сложной символической программой (Отцы Церкви, поддерживающие трон Св. Петра, атрибуты папской власти и т. д.). В этом произведении как никогда ярко проявился дар Бернини-декоратора, его неисчерпаемая художественная фантазия и умение мастерски вписать свое творение в архитектурный ансамбль.

    Справа от Папского алтаря расположен вход в Ватиканские гроты – пространство между уровнем старой базилики времен Константина и полом современного храма, высотой около 3 м. Тут можно увидеть многочисленные архитектурные фрагменты (скульптуры, мозаики, саркофаги), сохранившиеся от первоначальной базилики и более поздних времен. Здесь расположено множество часовен и склепов, где похоронены многие папы ранних веков христианства и четверо последних пап, в том числе и Иоанн Павел II (1978–2005), к могиле которого устремляется неиссякаемый поток паломников. Во время археологических раскопок 1939–1949 годов под гротами был открыт древний некрополь с могилой апостола Петра. Под гротами в центральной точке собора, прямо под куполом и алтарем, посвященным Св. Петру, ученые обнаружили мраморный параллелепипед – так называемый Мемориал Константина. Внутри этого огромного реликвария найдена маленькая выдолбленная в камне часовенка, которую идентифицировали как Трофей Гая – место погребения апостола Петра, упоминаемое римским клириком II–III веков Гаем. Эта часовенка была поставлена римской раннехристианской общиной над захоронением, испещренным многочисленными надписями, одна из которых гласит: «Здесь находится Петр».

    В центральной апсиде стоит вознесенная высоко над землей кафедра, инкрустированная слоновой костью, с которой, по преданию, проповедовал еще Святой Петр. В 1656–1665 годах Лоренцо Бернини заключил ее в пышную барочную оболочку. Кафедру обрамляют статуи отцов римской и греческой церквей, а над кафедрой неугасимым светом сияет витраж, набранный из тонких алебастровых пластинок, с изображением голубя, парящего в солнечных лучах – символом Святого Духа. Кафедра подчеркивает алтарную часть собора и завершает перспективу колоссального здания.

    По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, гробницы римских пап, королей и императоров. Эти надгробия в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами – Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за дивное красноречие нареченного Златоустом, а в «капелле Бернини» можно увидеть привезенную из Иерусалимского храма витую колонну, возле которой, по преданию, Христос произнес начертанные на фризе собора слова: «Ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою». Эти полные глубокой символики слова воплощены в соборе Святого Петра, воздвигнутого над гробницей апостола.

    Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

    Гробница Святого Петра

    Католическая церковь пребывала в трауре — 10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном нефе собора Святого Петра в Риме собрались тысячи верующих; в едином скорбном порыве они воздавали молитвы за упокой души усопшего понтифика, слившиеся в один громкий плач. У дверей в храм папские гвардейцы из-за всех сил старались сдержать натиск толпы. Мужчины и женщины, причитая во весь голос, все шли и шли, исполненные непоколебимой веры, вот уже двадцать веков согревающей сердца христиан.

    В это же самое время в крипте, как раз под нефом собора, — это место издревле известно как «Ватиканское подземелье», — куда редко ступала нога человека, вовсю кипела работа. Сосредоточенные и молчаливые, рабочие выкорчевывали мраморные плиты из пола подземелья. Они копали у южной стены, соблюдая крайнюю осторожность. Вдруг они остановились. Прокопав вглубь сантиметров двадцать, их заступы снова наткнулись на плиты. Больше того: за стеной, под которой велись раскопки, обнаружилась довольно просторная ниша — на протяжении веков туда, видно, сваливали всякий мусор.

    Рабочие призадумались: они прекрасно знали, что собор Святого Петра стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт. Стоило ли продолжать раскопки? Эту бригаду рабочих, всего несколько человек, здесь называли «каменщиками». Мастерство по ведению восстановительных работ в Ватикане, огромном историческом музее, они переняли у своих предков. Некоторые из них помнили, что и отцы их, и деды, и прадеды тоже были «каменщиками».

    Но что привело их в подземелье Ватикана, тем более в такой день?
    Ответ был простой: они исполняли волю покойного папы. Накануне траурной церемонии было вскрыто завещание Пия XI, написанное его собственной рукой. Перед смертью папа завещал, чтобы его похоронили у южной стены древнего подземелья, рядом с Пием X и как можно ближе к «Исповедальне» Святого Петра — то есть рядом с тем местом, где, если верить традиции, находилась гробница первого из спутников Иисуса. В настоящее время над этим местом в полу собора, прямо перед алтарем, проделано «окошечко», огороженное стойками.

    И вот «каменщики» почему-то прекратили работу. Рядом с ними стоял священник и внимательно разглядывал мусор, который рабочие выгребали лопатами на поверхность. Священника этого звали Людвиг Кас. Он был немец, имел звание доктора теологии и профессора истории Церкви. Уроженец Трира, он покинул Германию в 1933 году и поселился в Риме. Когда-то Пий XI поручил ему обследовать подземелье под собором Святого Петра. В течение нескольких лет его преподобие Кас пядь за пядью исследовал это подземелье, долгие века служившее кладбищем для истинных праведников. Так, его преподобие Кас обнаружил саркофаги римского префекта, преданного земле в 359 году, и немецкого императора Оттона I, гробницы папы Адриана IV, выходца из Англии, и шведской королевы Кристины.

    Все они когда-то возжелали обрести вечный покой рядом с тем местом, где, по их убеждению, были сокрыты мощи апостола Петра, того самого Симона, рыбака из Галилеи, которого однажды Учитель нарек «камнем» и сказал, что на камне этом он возведет свою Церковь.

    Теперь понятно, почему его преподобие Кас находился в подземелье вместе с рабочими — ему здесь был знаком каждый закуток. Вполне объяснимо и то, почему он немедля отправился сообщить о сделанной находке кардиналу Пачелли.

    Просторная ниша, обнаруженная под полом подземелья, навела всех на смелую мысль: что, если это и есть усыпальница Святого Петра? Ведь, согласно древней традиции, именно здесь, под собором, под плитой, закрывающей вход в «Исповедальню», покоились мощи апостола. Согласно традиции. Сколько исторических гипотез было построено на ее основе! К сожалению, одних только гипотез, так как никаких доказательств, что тело Святого Петра-великомученика было предано земле именно здесь, историки не имели.

    Тайна гробницы апостола Петра владела помыслами кардинала Пачелли на протяжении всей его жизни. В самом начале нынешнего века, будучи юным аббатом, он посещал лекции по библейской археологии его высокопреосвященства Дюшена и уже тогда, как говорят, поставил перед собой великую цель — объяснить, откуда столько поколений христиан черпают свою веру, и доказать, что их вера куда более твердая, нежели гипотезы ученых-историков.

    Вот почему кардинал Пачелли с таким вниманием отнесся к сообщению его преподобия Каса.
    Когда конклав избрал его папой и нарек Пием XII, он спустился в подземелье собора Святого Петра, чтобы собственными глазами взглянуть на священную плиту — вход в «Исповедальню». Это было 28 июня 1939 года, в канун праздника Святого Петра. Новоизбранный понтифик много размышлял, прежде чем принять окончательное решение. После долгих раздумий он отдал распоряжение, о котором все его предшественники боялись и помыслить, — он повелел начать раскопки под собором, где, по его твердому убеждению, должна была находиться гробница Первоверховного Апостола.

    Разумеется, не пристало употреблять слово «пари», когда речь идет о папе, тем более о Пие XII. Будучи личностью в высшей степени непостижимой, он всегда полагал, что самая надежная опора католицизма — это безграничная вера его приверженцев. Он и сам до глубины души переживал горе, привлекшее толпы народа к собору Святого Петра в Риме. Пий XII ни на мгновение не допускал, что культ Первоверховного Апостола зиждется на ложной традиции.

    Жером Каркопино, виднейший специалист в области античной истории, сравнивал решение святого отца о проведении раскопок в подземелье собора Святого Петра с постановлением папы Льва XIII, открывшим ученым доступ к Ватиканским архивам, которые прежде всегда хранились за семью печатями.

    Но вот гробница Святого Петра — совсем иное дело, ее поиски были сопряжены с большим риском! По словам Каркопино, решение Пия XII было удивительно смелым, но, с чисто практической точки зрения, его не следовало принимать. С одной стороны, археологов ожидали сложности технического порядка. Раскопки требовали величайшей осторожности, так как еще в 1822 году, когда возле «Исповедальни» устанавливали мраморный памятник Пию VI, автором которого был Канова, обнаружили, что дренажные работы могут повлечь за собой нарушение хрупкого равновесия всего сооружения. К каким мерам предосторожности тогда только не прибегали.

    Но все это казалось пустяком по сравнению с самым главным риском — а что, если раскопки покажут, что Святой Петр никогда не был в Ватикане? Что, если в результате поисков обнаружатся доказательства, начисто опровергающие священную традицию?

    Ни одно из перечисленных предположений нельзя было отвергать априори. Ни одно — потому что были историки, которые решительно отрицали прибытие Петра в Рим, где он якобы и нашел свою смерть.

    Сорок дней провел Иисус в пустыне. И победил искушение дьявола. Когда он предстал перед Иоанном Крестителем, тот восторженно приветствовал его: «Вот Агнец Божий!» Это произошло марта 28-го дня. На другой день, около четырех часов пополудни, Креститель снова увидел идущего к нему Иисуса Назорея. Как и прежде, он сказал: «Вот Агнец Божий!»

    Рядом находились двое смиренных рыбаков из Галилеи. Звали их Андрей и Иоанн. Услышав слова Крестителя, они без видимой причины, не понимая, что движет ими, последовали за Иисусом. Через какое-то время Иисус обернулся и заговорил с ними:
    — Что вам надобно?
    Они сказали ему:
    — Учитель, где живешь?
    — Пойдите и увидите! — отвечал им Иисус.
    Затем произошла главная встреча. Андрей побежал за своим старшим братом Симоном.
    — Мы нашли Мессию! — сказал он ему.

    Симон велел Андрею немедля отвести его к тому, кого он называл «Мессией». Когда он предстал перед Иисусом, тот сказал ему: «Ты, Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа!»

    Кифа означает «камень», то есть Петр. Но это не имя собственное. Видный историк О.Кульман объясняет это так: «Слова, которые иудеи выбирали себе в качестве прозвищ, обычно выражали обещание и обязательство, возлагавшиеся на их носителей».

    Значение прозвища «Кифа» прояснится лишь много позднее. Петр узнает, что был он избран стать фундаментом Церкви Христовой.
    Тем не менее «Камень» не был лишен человеческих слабостей. Когда стражники поднялись на Масличную гору, чтобы схватить Христа, которого предал Иуда, Петр был единственный, кто извлек меч, чтобы защитить его. Однако ж через несколько часов он трижды отрекся от своего Учителя, как тот ему и предсказывал.

    Петр был учеником Христа, одним из его апостолов, которые воскорбели по тому, кого считали сыном Божьим, и возрадовались, когда он, воскреснув, явился им. И поверили в его воскрешение. Иисус покинул их лишь после того, как поведал Петру о его великом предназначении и наказал ему: «Паси агнцев Моих. паси овец Моих». На следующий день после Вознесения Петр взял бразды правления Церковью Христовой в свои руки.

    Из библейских текстов явствует, что Петр стал «Первоверховным Апостолом». Тем не менее в «Деяниях Апостолов» — главном свидетельстве становления христианства, о подвижничестве Петра говорится не столь подробно, как нам того бы хотелось. Мы читаем о странствиях Петра, о том, что он нес слово Божье людям.
    Мы узнаем о его аресте, когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, устрашась, что число их растет с каждым днем. В темнице Петра стерегли четыре четверицы воинов, что говорит о серьезности его деяний.

    Однако с арестом земное предназначение Петра не закончилось. «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот Ангел Господень предстал и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с его рук». Выйдя из темницы, Петр думал, что «видит видение».

    Из дальнейшего повествования мы узнаем только то, что Петр «пошел в другое место». Видимо, в качестве прибежища он выбрал Антиохию. Но, признается ученый Даниель Ропс, «о деятельности Первоверховного Апостола, начиная с того дня, как он прибыл в Антиохию, нам, к сожалению, практически ничего не известно».

    Досадные пробелы в библейском повествовании позволили иным, некатолическим, толкователям отрицать тот факт, что Петр в конце концов остановился в Риме. Сопоставив, однако, некоторые события и указания, можно предположить, что Петр побывал в Понте, Вифинии, Каппадокии и Македонии. В середине II века епископ Дионисий Коринфский утверждал, что его Церковь была основана Петром и Павлом. Из Коринфа Петр, должно быть, и отправился в Рим. Предоставим еще раз слово Даниелю Ропсу: «То, что Первоверховный Апостол бывал в Риме и что прибыл он туда на восходе солнца, не вызывает сомнений. Равно как и то, что прожил он там достаточно долго — почти двадцать пять лет. Иногда, правда, он покидал Рим — в частности, когда несколько раз путешествовал в Иерусалим. Несомненно также и то, что мученическую смерть он принял в Риме, освятив Великий город своей кровью. Но добавить к этому что-либо определенное нельзя».

    Но можно ли на основании всего этого полагать, что Петр был похоронен именно в Риме, притом в строго определенном месте? По правде говоря, главным доказательством пребывания Петра в Риме, по словам Ж.Каркопино, могла бы быть «гробница, принявшая его тело после распятия, которую правоверные почитают уже много столетий».

    Согласно некоторым утверждениям, гробница эта должна была находиться в Ватикане. Но почему именно там? Один священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал — его свидетельство дошло до нас, — что «трофеи» Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. Сегодня толкователи единодушно признают, что слово «трофей» по-гречески «тропайон», а по-латыни тропэум — означает «то, что осталось от мучеников». Такие видные ученые, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» означает «памятник».

    И все же первое свидетельство о том, что гробница Петра находится в Риме, было оставлено спустя более чем сто лет после кончины апостола.
    А о возникновении самой традиции — окончательно сложившейся и неизменной — упоминается уже в гораздо более поздних документах. Согласно этой традиции Святой Петр был казнен в цирке Нерона, неподалеку от Корнелийской дороги. Развалины цирка были обнаружены рядом с тем местом, где ныне стоит собор Святого Петра, в Ватикане. Из этой же традиции мы узнаем, что Святого Петра казнили вместе со Святым Павлом (или с разницей в один день) в июне 67 года. Однако, поскольку Павел являлся гражданином Рима, его обезглавили, а Петра, как простого иудейского странника, распяли на кресте. Смиренный Петр был распят головой вниз в отличие от своего Учителя.

    Теперь понятно, на какой серьезный риск решился Пий XII. Допустим, что первые христиане не смогли «принять» тело Петра после его смерти. Положим, что им ничего не оставалось, как только почитать место его казни — или какое-то другое место, расположенное рядом, — и что они просто поставили ему памятник, то есть, по Гаю, «трофей» — в том смысле, какой в это слово вкладывал Ренан. В таком случае в ходе раскопок археологи вместо гробницы Святого Петра вполне могли наткнуться на какую-нибудь стелу или колонну, которой было отмечено место казни апостола. Это — во-первых.
    А во-вторых, что не менее серьезно, гробница апостола, если бы археологи ее все же обнаружили, могла оказаться пустой.

    Дело в том, что в эпоху раннего средневековья Рим подвергался постоянным нашествиям. А Ватикан находился за пределами Аврелианской стены и был подвержен разрушениям больше, нежели сам Вечный город. Так, в 416 году Рим был осажден вестготами под предводительством Алариха, которые чудом пощадили собор, возведенный по велению императора Константина на том месте, где предположительно находилась могила Святого Петра. Чего нельзя сказать о вандалах Гейзериха, захвативших Рим в 455 году, и остготах Витига и Тотилы, завоевавших его в 537 и 544 годах.

    В 846 году вслед за варварами на Рим двинулись сарацины. Согласно «Анналам святого Бертиния» — их еще называли «Официальной хроникой Каролингского государства», — после очередного нашествия сарацины унесли с собой алтарь, венчавший усыпальницу Первоверховного Апостола, вместе со всеми драгоценностями, украшавшими его.
    В 993 году собор пострадал от жестокого пожара. В 1527 году его разграбили ландскнехты коннетабля Бурбона.

    В самом деле, учитывая перечисленные напасти, постоянные и страшные, разве можно было надеяться, что гробница Первоверховного Апостола осталась в целости и сохранности?
    К тому же не исключено, что в III веке реликвии Святого Петра, после недолгого пребывания в Ватикане, могли быть перевезены в другое место.

    Так, во время раскопок, проводившихся в 1915 — 1922 годах в испанском городе Сан-Себастьяне, было обнаружено несколько надписей, из которых явствовало, что в 258 году, во время гонений на христиан при Валериане, мощи Святого Петра были перевезены в пещеры Сан-Себастьяна, куда доставили и останки Святого Павла. Реликвии апостолов якобы находились там до 313 года — до тех пор, пока император Константин Не повелел доставить их в Остию (реликвии Павла) и в Ватикан (реликвии Петра).

    Надо отметить, что именно в 258 году, как предполагают некоторые ученые, самые одержимые из правоверных неожиданно обнаружили реликвии, о которых прежде никто не слыхивал. Согласно такому предположению, 258 год является некой знаменательной датой: в этом году останки Святого Петра либо были перевезены из Ватикана в сан-себастьянские пещеры, либо их тогда там обнаружили и вслед за тем, уже в 313 году или позднее, доставили в Ватикан.

    Таким образом, раскопки под Ватиканским собором имели очень важное значение. Их результаты могли способствовать упрочению или, напротив, ослаблению авторитета Римского епископа — таков первый сан папы — над всей христианской паствой, так как, согласно христианским канонам, папа есть первопреемник Святого Петра. Ж.Каркопино довольно четко обозначил возникшую проблему: «Если бы в ходе раскопок под базиликой Константина были бы найдены хотя бы следы гробницы Петра и при этом было бы установлено, что они относятся к 258 году или к более раннему периоду, это упрочило бы изначальное единство культа Великомученика, а также позиции главы Католической церкви как правопреемника первого из апостолов; но если бы, напротив, никаких следов найти не удалось, основы, на которых испокон веков зиждилось верховенство Римского епископа, были бы поколеблены. Вот почему это предприятие было сопряжено с огромным риском, но вместе с тем, в наш век все возрастающего недоверия к основам религии, оно давало великий шанс, который мог бы способствовать упрочению этих основ».

    И вот однажды в 1939 году Пий XII, обстоятельно взвесив все «за » и «против», решил использовать предоставившийся ему шанс.
    Плиты, на которые «каменщики» наткнулись во время раскопок в подземелье Ватикана на двадцатисантиметровой глубине, оказались не чем иным, как полом первой базилики, воздвигнутой Константином еще в начале IV века. Как известно, этот император положил конец гонениям на христиан и установил в Римской империи свободу вероисповедания.

    В знак терпимости к христианам и в память о Святом Петре Константин решил возвести большой храм. Но, к удивлению археологов, для этого он выбрал очень неудачное место: с севера его закрывал холм, да и почва там была глинистая и по своему составу совершенно непригодная для строительства. Перед тем как приступить непосредственно к постройке храма, понадобилось провести колоссальные дренажные и гидроизоляционные работы, сровнять вершину холма, перевезти 40 тысяч локтей земли. А ведь рядом было совсем ровное место, где построить храм не составило бы никакого труда.
    Если верить традиции, алтарь новой базилики стоял как раз над гробницей апостола.

    Прошло десять столетий. В XVI и XVII веках базилика Константина была разрушена и на ее месте воздвигли собор, тот, что сохранился до наших дней. Новый, более крупный, алтарь, поставили на место прежнего, и в полу, прямо перед ним, прорубили «окошечко» — «Исповедальню», — через которое правоверные могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей.

    Но кто мог знать, находились ли в ней мощи Святого Петра или их там не было? Итак, новый собор был воздвигнут на месте базилики Константина. Но почему Константин выбрал именно это место? Быть может, он действительно был уверен, что именно здесь покоится прах апостола Петра?

    В этом-то и весь вопрос. И ответ на него могли дать только раскопки, начатые по велению Пия XII.
    Руководство этой великой миссией папа возложил на четырех ученых: двух иезуитов — отцов Ферруа и Киршбаума, и двух мирян — Аполлония Гетти и г-на Хоси.

    Комиссия, назначенная папой, тотчас же принялась за работу. Но началась война. Целых четыре года потрясала она мир. Однако в Ватикане, этом оазисе, обойденном войной, ученые и «каменщики» упорно продолжали свое рисковое дело. Раскопки велись в общей сложности десять лет.
    О ходе раскопок никто ничего не знал. С «каменщиков» взяли слово, что о работе они не будут говорить ни с кем, даже со своими домочадцами.
    Когда закончилась война, христианский мир узнал только то, что раскопки идут своим чередом. И не больше того. Шли месяцы, и нетерпение правоверных все возрастало.

    Что же это за раскопки? Почему они держатся в тайне? Каковы их результаты? В своих публичных выступлениях Пий XII в завуалированной форме давал понять, что раскопки принесли некую «уверенность». Однако его полные недомолвок речи не оправдывали ожидания ни ученых, ни верующих.

    Наконец в январе 1952 года был опубликован «Отчет о раскопках, проводившихся в соборе Святого Петра в Риме беспрерывно с 1939 по 1949 год», тиражом полторы тысячи пронумерованных экземпляров. Это был объемный труд в двух томах: первый том включал в себя 278 страниц текста и 209 иллюстраций и схем, с предисловием его преподобия Каса; второй том состоял из 109 иллюстраций, причем 103 из них были изготовлены фототипическим способом.

    Отныне тайное стало явным. О раскопках узнал весь мир. Теперь можно было ответить на вопрос, волновавший всех: удалось ли найти гробницу Святого Петра?

    По мере того как исследователи ценой неимоверных усилий проникали все глубже в землю, порой откладывая в сторону лопаты и выгребая грунт голыми руками, они сделали удивительные наблюдения: поиски привели их совсем не к тому, что они искали. Открытия, сделанные ими, оказались совершенно неожиданными.

    Раньше полагали, что южные стены собора — те, что слева, если смотреть на него с площади Святого Петра, — опираются на стены цирка Нерона. Во всяком случае, так явствует из документов начала XVII века, когда был возведен нынешний храм. Таким образом, считалось, что часть собора Святого Петра стоит над тем самым местом, где при Нероне, по словам Тацита, казнили христиан и где, очевидно, и был распят головой вниз Петр.

    На самом же деле раскопки показали совершенно другое. Оказывается, базилика Константина была построена не там, где прежде стоял цирк Нерона, а на том месте, где некогда было кладбище.

    Вот главное и удивительное открытие, которое сделали исследователи. Можно легко понять волнение археологов, когда они, проникнув в подпол базилики Константина, сначала наткнулись на один мавзолей, а потом и на другие — все они стояли в ряд, образуя своего рода подземную анфиладу, напоминавшую настоящую улицу. Под ударами заступов и лопат из тьмы возник целый некрополь — несколько десятков великолепных мавзолеев и захоронений поскромнее, в виде глиняных саркофагов и каменных склепов с навесами. Мало-помалу удалось определить очертания и площадь кладбища — то был самый крупный древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывали археологи. Некрополь этот находился как раз под нефом собора.

    Теперь посетители, заручившись специальным пропуском, могли взглянуть на то, что осталось от древнего некрополя, испытав при этом и изумление, и восхищение. В иных мавзолеях удивительно хорошо сохранились мозаика и фрески.

    На их стенах также можно было разобрать какие-то надписи, которые, как легко догадаться, главным образом и заинтересовали ученых. Из надписей явствовало, что мавзолеи предназначались в основном для язычников, и лишь в некоторых из них покоился прах христиан. Стало быть, правоверных хоронили здесь еще на заре христианства и задолго до того, как Константин повелел выстроить на этом месте храм; выходит, некоторые христиане сами выбрали это языческое кладбище в качестве своего последнего пристанища, предпочтя его пещерам, где покоились одни только их собратья. Но для этого нужна была очень серьезная причина: быть может, часть правоверных хотела обрести вечный покой рядом с мощами святого, к которому были устремлены все их помыслы, — рядом с Первоверховным Апостолом, рядом с Петром?

    Вопрос этот, разумеется, задавали себе и археологи, тем более что они обнаружили пустое четырехугольное пространство, которое, как говорится в отчете, со всех сторон обступали мавзолеи и склепы, возведенные еще в начале нашей эры так, чтобы не захватывать его.
    Это «пустое» пространство расположено точно под Исповедальней Святого Петра.

    Вот как этот, бесспорно, важный факт отражен в официальном отчете: «Установив, что земля в этом месте совершенно нетронутая (никаких захоронений здесь никогда не было), можно утверждать, что это место почиталось еще до того, как вокруг него выросли другие захоронения; учитывая, что самые древние могилы расположены достаточно глубоко, можно сделать вывод, что это место было огорожено еще в I веке».

    Больше того: во времена поздней античности, в I веке, эта «пустота» была огорожена стеной, на которой остались следы красно-белой штукатурки. Как явствует из отчета, «данная особенность», не наблюдаемая ни на одной другой могиле из тех, что расположены по соседству, а только лишь вокруг одного определенного места, свидетельствует о том, что здесь находилось захоронение, которое оберегали и почитали со времен поздней античности».

    Затем ученые определили время сооружения мавзолеев и склепов в этой части кладбища и узнали их историю. По мере приближения к огороженному пространству число захоронений возрастало. А в непосредственной близости могилы обступали его буквально сплошным кольцом. Еще до 161 года, когда на престол взошел Марк Аврелий, — как явствует из надписей на камнях, — вокруг таинственной могилы было возведено дополнительное заграждение — «красная стена» высотой 2,5 метра, толщиной 60 сантиметров и длиной 7 метров. Таким образом, она ограждала прямоугольник площадью семь на три с половиной метра.

    По мнению историка Никола Корта, принимавшего участие в раскопках, «это говорит о том, что в те времена — в конце II века — могилу уже не оберегали, но тем не менее вокруг нее хотели сохранить некое «священное пространство».

    Это тем более очевидно, что «красная стена», в свою очередь, была укреплена контрфорсом длиной 85 и толщиной 55 сантиметров. Поскольку стена эта была испещрена христианскими надписями, археологи окрестили ее «стеной знаков».

    Кроме того, в «красной стене» были обнаружены три ниши. Одна из них находилась под землей и была выложена плиткой из известнякового туфа. Другая была выбита прямо над ней, на уровне земли, и накрыта сверху большой известняковой плитой — площадью 1,80 х 1,05 м — задний конец которой уходил глубоко в стену, а передний держался на двух изящных мраморных столбиках.

    «Очевидно, — говорится в отчете, — что эта конструкция была задумана и сооружена с явной претензией на монументальность».
    Однако на этом поиски не закончились, ученые пошли еще дальше — в конце концов они установили, что эта конструкция и есть те самые «трофеи Святого Петра», о которых в конце II столетия упоминал священник Гай, — иными словами, гробница Первоверховного Апостола.
    Но для такого вывода нужно было собрать доказательства и тщательно их проверить.

    Бесспорно, раскопки помогли понять противоречащий здравому смыслу выбор места для постройки базилики Константина.
    Но этот выбор, однако, трудно было объяснить как с точки зрения характера местности, так и топонимии: ведь уклон местности здесь с севера на юг составляет 11 метров, тогда как рядом расположен совершенно ровный участок, где некогда был цирк Нерона; и архитекторам, возьмись они строить именно на этом месте, не пришлось бы тратить неимоверные усилия на возведение дополнительных строительных площадок и громоздить для них опоры шести-девятиметровой высоты.

    Больше того: для строительства почему-то было выбрано кладбище. Раскопки показали, что закладка фундамента базилики повлекла за собой разрушения — пришлось срывать мавзолеи и склепы. А это было великое кощунство, которого римляне страшились больше всего на свете. Древние законы запрещали нарушать покой усопших под страхом жесточайших наказаний. И лишь воспользовавшись своим исключительным правом императора, Константин смог взять на себя столь тяжелую ответственность.
    Но с какой стати?

    Жером Каркопино отвечает на этот вопрос в своей статье, ставшей как бы дополнением к его книге: «По всей вероятности, Константин не мог свободно выбирать место для постройки базилики; в некотором смысле его воля была подчинена некой силе, неподвластной логике, интересу и даже морали, некоему чувству, возобладавшему над разумом».
    Это чувство понять не€ложно: христиане хотели, чтобы базилика стояла на том месте, где был похоронен Петр.

    И все же такое объяснение может показаться недостаточно убедительным.
    Ведь можно предположить — причем не без оснований, — что вера Константина зиждилась на ложных предпосылке. Да, христиане полагали, что Петр похоронен именно здесь. Но они могли ошибаться.

    В действительности же этому предположению серьезно противоречит то, что на языческом кладбище были обнаружены христианские могилы. Дело в том, что в III веке Святой Киприан предавал анафеме христиан, которые, проявляя слабость духа, погребали своих покойников рядом с язычниками. Однако, несмотря ни на что, верные Христу римляне предпочитали хоронить усопших не в «христианских» пещерах, а на языческом кладбище в Ватикане. Значит, у них была на это какая-то причина? Быть может, причина эта как раз и заключалась в том, что именно здесь, на языческом кладбище, покоились мощи Петра?

    В самом деле, в одном из христианских мавзолеев была обнаружена мозаика, изображающая галилейского рыбака — того самого Кифа, которому Спаситель нарек пасти овец Его. И мавзолей этот стоял в каких-нибудь пятнадцати метрах от «огороженного места».

    Больше того: на «красной стене», рядом с нишами, ученые обнаружили и расшифровали надпись, в которой упоминалось имя «Петр», написанное по-гречески. Однако по поводу смысла следующего слова мнения специалистов разошлись. Ж.Каркопино, к примеру, расшифровал эту надпись так: «Петр исчез, Петра здесь больше нет!» А Хоси истолковал ее вот как: «Здравься, Петр!»

    Толкование Каркопино вполне соответствует версии, согласно которой мощи апостола были временно перевезены в сан-себастьянские пещеры.
    Тем не менее 16 января 1952 года отец Ферруа заявил, что в одном из мавзолеев, возле «огороженного места», он видел изображения двух голов, аляповато нарисованных углем одна над другой. Рядом с головами его преподобие обнаружил частично стершееся латинское слово «PETRU. », имевшее явное отношение к Петру.

    Спустя несколько месяцев эти рисунки с надписью исследовала г-жа Кардуччи, археолог из Рима. Вот как она описывала второй лик: «На рисунке изображен совершенно лысый старец с испещренным морщинами лбом, большими глазами, резко очерченным носом, клиновидной бородой, спадающей на ворот его платья». Но кто он, этот старик? Ответ на этот вопрос содержится в надписи, расположенной рядом с головой слева, — она начинается с букв РЕТRU и заканчивается справа буквой S. Надпись сделана суриком, а некоторые буквы, как видно, позднее были обведены углем».

    Г-жа Кардуччи предложила свое толкование надписи: «Петр, воздай молитвы Иисусу Христу за правоверных христиан, что лежат рядом с тобою». Однако, по мнению многих палеографов, г-жа Кардуччи несколько поторопилась с выводами, хотя предложенный ею вариант перевода помогает решить разом всю проблему. Тем не менее специалисты единодушно признают, что первые буквы надписи действительно составляют имя РЕТRU. Следовательно, это еще одно доказательство того, что правоверные римляне почитали Петра еще на заре христианства.

    Таким образом, хронология интересующих нас событий легко поддается восстановлению. Итак, в 67 году Петр был казнен в цирке Нерона и погребен на близлежащем кладбище. Начиная примерно с 80 года его могилу стали охранять, о чем свидетельствует подземная стена, — христиане, очевидно, купив этот участок, возвели вокруг гробницы Петра каменную ограду. Во II веке правоверные поставили так называемую «красную стену». Наконец, в 160 или 170 году строительство сооружения, которое Гай окрестил «трофеем Петра», было завершено.

    Но по поводу дальнейшего развития событий мнения ученых расходятся. Одни из них полагают, что мощи Первоверховного Апостола никогда не покидали Ватикан; другие, в частности Ж.Каркопино, считают, что в 258 году они были перевезены в сан-себастьянские пещеры и обратно в Ватикан их доставили только в 336 году. С тех пор они, по-видимому, оставались в Ватикане, о чем говорит тот факт, что алтари обеих базилик — ранней и поздней — были поставлены как раз над «огороженным местом». Таким образом, раскопки в подземелье собора Святого Петра подтвердили существующую традицию.

    Но тут читатель может спросить: «Хорошо, допустим, что гробницу Святого Петра все-таки нашли, но куда в таком случае делись его мощи? »
    Вот что об «огороженном месте» рассказывал в 1952 году отец Ферруа:
    «Мы обследовали его вдоль и поперек и установили, что это и есть гробница Святого Петра, но, к сожалению, она оказалась пустой!»

    Пустой! Однако далеко не все ученые были настроены столь пессимистически. Некоторые из них вспомнили о трех нишах в «красной стене» — о них мы уже упоминали. Один специалист по истории католицизма, некто Руисхарт, отмечал: «В одной из ниш были найдены человеческие останки, без черепа, и уже первая медицинская экспертиза показала, что это — кости одного человека, притом преклонного возраста. В отчете об останках упоминается лишь вскользь, к нему приложен их фотоснимок, тем не менее о том, кому могли принадлежать эти останки из главной могилы, в отчете не говорится ни слова. Разумеется, любой научный анализ требует крайней осторожности в суждениях, но в упомянутом отчете его нет и в помине, а это уже никуда не годится».

    По мнению Руисхарта, «есть все основания считать, что останки, найденные под «красной стеной», принадлежат именно этой могиле (Святого Петра) и они никогда ее не покидали.

    А внимание Ж.Каркопино привлекло углубление в «стене знаков», перпендикулярной «красной стене». «В ходе раскопок, — говорит он, — выяснилось, что эта ниша, аккуратно облицованная мраморной плиткой, уходила довольно глубоко в стену. Там, внутри, были найдены человеческие кости; судя по тому, что их спрятали в столь надежное место, они являлись некими реликвиями, а раз эти реликвии замуровали под собором Святого Петра, значит, они могли принадлежать только Святому Петру, и никому другому».

    Этот тайник был сделан по распоряжению святого Грегуара Великого сразу же после того, как христианские святыни, во время нашествия готов, стали подвергаться осквернению. Интересно отметить, что Грегуар Великий обязал своих верноподданных священников «как можно чаще служить мессы по реликвиям мучеников», а также то, что стена с тайником расположена как раз под папским алтарем.
    Значит, тайна разгадана?
    Очевидно, есть все основания полагать, что гробница апостола Петра была найдена.

    Что же касается местонахождения его мощей, можно предположить, что эти реликвии были замурованы в «стену знаков», но варвары, опустошавшие все на своем пути, каким-то образом наткнулись на них и частично развеяли по ветру.

    В таком случае кости, обнаруженные в первой, подземной, нише, как полагает Руисхарт, или в тайнике в «стене знаков», как считает Каркопино, есть все, что осталось от трофеев Святого Петра.

    И как тут еще раз не вспомнить о папе Пие XII, который однажды в июне 1939 года обратился в мыслях к «Исповедальне» Святого Петра и принял ответственное решение «докопаться» до истины, несмотря на то, что многие предпочли бы, чтобы истина эта была окружена покровом вечной тайны: ведь жить тогда было бы много спокойнее.

    Думается, что Пий XII ушел из жизни без тяжести на сердце — в конце концов, он убедился, что всю свою жизнь верил не напрасно, и ответ на волновавший его вопрос он узнал еще до того, как его получили археологи.
    Воистину вера зачастую опережает науку.

    Ален Деко, французский историк | Перевел с французского И. Алчеев

    Смотрите так же:  Древнерусские соборы презентация по изо