Николо богоявленском морском соборе санкт петербурга

Николо-Богоявленский Морской собор является прекрасным памятником русского зодчества середины XVIII века, творением выдающихся мастеров, иконописцев, резчиков. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота.

Существование Петербурга неразрывно связано с морем. Вся жизнь этого нового города в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи – Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. Небольшая часовня находилась и в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.

В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь, в которую, вероятно, были перенесены престол и утварь из разобранной Никольской часовни. Приход церкви был значительным. К ней были приписаны 3384 человека морских служащих, не считая женщин и детей. В таком виде церковь просуществовала до начала 1761 года.

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского. » за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая-Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви.

Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции. Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

Савва Иванович Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу,бзаблаговременно начались работы по оформлению интерьеров. Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы. Они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой Церкви в Царском селе.

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в иконостас. Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века, и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав храма. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу. К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

Особо торжественным был задуман верхний храм. Были установлены резные врата, напоминавшие золотое кружево, сделана проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота, устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом.

В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном; и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами уже позже были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем – шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел.

Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Петербурге. 13 колоколов: большой, весом 511 пудов 14 фунтов; полиелейный, весом 282 пуда 12 фунтов; колокол весом 115 пудов 38 фунтов, который именовался «пожарным»; колокол, весом 64 пуда 15 фунтов, отлитый мастером Слизовым К. М.; малые колокола весом 38 пудов 30 фунтов; 20 пудов 20 фунтов; 12 пудов 12 фунтов; 6 пудов 10 фунтов; 4 пуда 9 фунтов; 2 пуда 24 фунта; 2 пуда 13 фунтов; 1 пуд 24, 5 фунта.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый предел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый предел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского.

Храм сохранил прежнее убранство, а с ним и колорит эпохи. В дальнейшем храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних. В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные. После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.

В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый Престол и Жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.

Памятник морской славы

Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствования было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.

Церкви еще со времен Петра I стали местом празднования важнейших государственных событий и военных побед. В церквах служились благодарственные молебны о победах, а перед ними проходили военные парады. Со времени Екатерины II победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе. 28 мая 1770 года в присутствии императрицы был отслужен благодарственный молебен по поводу первых успехов русского флота в Архипелаге, а вскоре 14 сентября 1770 года в Морском соборе была отпразднована одна из важнейших морских побед России – полное уничтожение турецкого флота русской эскадрой адмирала Феодора Феодоровича Ушакова у крепости Чесма. В присутствии Екатерины II был отслужен благодарственный молебен в Никольском соборе.

Празднование было очень тожественным. Литургия начиналась в 8 часов, но уже задолго до этого были выстроены шеренги юных кадетов и моряков в парадных мундирах. Одна за одной въезжали в церковную ограду кареты с известными по всей России гербами. Наконец, прибыла и сама императрица. За ней последовал и великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, затем флагман-офицеры и видные флотоводцы. На молебне присутствовал весь цвет столичного духовенства. После молебна был организован салют из всех пушек. На следующий год Святейший Синод распорядился о ежегодном праздновании этой победы во всех церквях Адмиралтейского ведомства. С 1773 года молебны в Никольском соборе в день 24 июня стал совершать сам архиерей в сослужении городского духовенства.

В память морских побед 1770-1790 годы Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах. Они были помещены в двух киотах в виде крестов по 5 икон в каждом. Каждая икона напоминала о конкретном сражении в день святого на ней изображенного. В первом киоте были следующие иконы:

1. Святой Иоанн Предтеча (24 июня), в память о Чесменской победе 1770 года;
2. Святые Максим Исповедник и Максим Юродивый Московский (13 августа), в память о Роченсальмском сражении 1789 года.
3. Святой Сисой Великий (6 июля), в память о Гогландском сражении 1778 года;
4. Преподобный Сергий Радонежский (23 июня), в память о сражении у Балаклавы 1773 года;
5. Святитель Николай Чудотворец (6 декабря), в память о взятии Очакова в 1788 году.

В 1793 году были пожертвованы иконы для второго киота:

1. Святитель Афанасий Александрийский (2 мая), в память о Ревельском сражении 1790 года;
2. Святой великомученик Иулиан (21 июня), в память о сражении при Биорке-Зунде 1790 года;
3. Святой Евсевий Самосатский (22 июня), в память о Выборгском сражении 1790 года;
4. Святая София Премудрость Божия (23 июня), взятие в плен корабля «Ретвизан»;
5. Вознесение Господне, в память о Синопском сражении 1790 года.

Все дальнейшее время своего существования собор не оставался вдали от событий военной истории нашего государства. В соборе хранилось немало икон, пожертвованных морскими служителями. Гвардейским экипажем был пожертвован образ Святителя Николая, находившийся с командой под Бородино, прошедший всю кампанию 1813-1814 годов, участвовавший в турецкой войне 1828-1829 годов и Польской кампании 1830-1831 годов. По расформировании команды образ был передан в собор. Много было в храме и других подносных икон в золоченых серебряных ризах, подаренных морскими командами или отдельными лицами.

Страшной трагедией для русского флота обернулась русско-японская война. Был уничтожен весь Тихоокеанский флот и отправленная на помощь эскадра Балтийского флота под командованием контр-адмирала З. П. Рождественского. Офицеры и матросы Гвардейского экипажа вошли в состав команд броненосца «Петропавловск», крейсера 1-го ранга «Адмирал Нахимов», на корабли «Урал», «Громобой», «Изумруд». Полностью из чинов Экипажа был укомплектован новейший эскадренный броненосец «Император Александр III». Но в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года российский флот потерпел страшное поражение, а корабли были уничтожены. На одном из первых собраний офицеров Экипажа было решено увековечить память героем и начать сбор средств на памятник в сквере Морского собора.

14 мая 1908 года состоялось торжественное открытие памятника. В соборе присутствовал весь Гвардейский экипаж, императрица Мария Феодоровна и другие особы царской семьи, собрались родные погибших.

Памятник был построен по проекту архитектора-художника Я. И. Филотея. На бетонном фундаменте поставлены три плиты из черного гранита. Пьедестал выполнен из красного мелкозернистого гранита и на него поставлен обелиск, увенчанный бронзовым орлом с крестом. На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый барельеф броненосца в бою, а под ним список офицеров и кондукторов. На остальных трех сторонах поименный список всех нижних чинов по губерниям. Выше этих досок в бронзовом венке был помещен образ Святителя Николая с надписью возложенной Марией Феодоровной: «Вечная память героям дорогого мне Гвардейского Экипажа, доблестно погибшим в боях минувшей Русско-Японской войны на эскадренных броненосцах Император Александр III, Петропавловск и крейсерах Адмирал Нахимов и Урал. МАРИЯ». В другом венке помещен текст Евангелия от Иоанна XV, 13: «Больше сия любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». В третьем- карта пути следования броненосца из Балтийского моря до острова Цусима, и в четвертом – надпись «Героем броненосца «Император Александр III». Гвардейский Экипаж». Венчал обелиск бронзовый орел с крестом.

Смотрите так же:  Собор кремль казань

В советские времена памятник не охранялся и пришел в ветхость, были утрачены доски с именами героем, сорваны украшения. Только в 1973 году он был отремонтирован и воссозданы доски, но не в том виде, каком они были изначально. В современном виде на третьей доске список имен прерывается и указано: «и др. Всего 833 человека». Доски с именами погибших, которые устанавливались в полковых храмах после революции были уничтожены и только в Никольском соборе и сейчас можно увидеть чудом сохранившиеся доски и памятник.

Собор в годы гонений

Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел из ведения Гвардейского экипажа в ведение прихода, то есть перешел в разряд приходских.

Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рублей были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. И на собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.

Однако в начале 1922 года на всю Церковь обрушилась кампания по изъятию церковных ценностей. В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Никто из членов причта на это время не был арестован и осужден.

Но уже летом Собор оказался в центре борьбы с движением обновленцев, имевших просоветскую направленность. План советской власти был таков: руководство Церковью в сжатые сроки должно было взять духовенство целиком и полностью лояльное советской власти и правительству. В мае 1922 года после ареста Патриарха Тихона обновленцы захватили церковное руководство в стране. Петрограду они уделяли особое внимание. Обновленцами было организовано Петроградское епархиальное управление, которое убирало неугодных настоятелей и назначало своих сторонников.

Одним из первых центров борьбы с обновленцами стал Николо-Богоявленский собор, где была сформирована Петроградская автокефалия. Это решение было принято на собрании прихожан 23 июля 1922 года. На собрании был заслушан доклад настоятеля протоиерея Александра Беляева об истории Высшего Церковного Управления и Петроградского Епархиального Управления. В конце доклада настоятель указал, что на основании декрета о свободе совести и других постановлений, каждая приходская община имеет право на самостоятельное существование, и никакая другая организация не может распоряжаться ей без ее воли. Это мнение было изложено в резолюции.

Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской Автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николая Ярушевич, наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе.

Борьба с «тихоновцами» усилилась в 1923 году, когда началась подготовка обновленческого собора. Было решено арестовать и выслать из Петрограда священников во главе с Епископом Ярушевичем. 10 февраля епископ Николай был арестован по обвинению в «Организации помощи международной буржуазии…» и сослан на 3 года в Коми-Зырянскую автономную область. Выслан также и настоятель собора протоиерей Александр Беляев. Лишенная руководителей Петроградская автокефалия стала распадаться. В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, а храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. Однако, продолжалось это недолго и после освобождения Патриарха Тихона, начался спад обновленческого движения и возвращение под омофор Первосвятителя. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н. Н. Русанов.

Власть обновленцем над храмом принесла ему лишь разорение. Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости. В январе храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков). Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. И 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».

Продолжалось изъятие ценностей принадлежавших Никольскому собору. Кроме того, участились попытки воровства из храма. Против этого предпринимались меры с дополнительными дежурствами, однако, полностью избежать краж не удавалось. В то же время повсеместно закрывались православные храмы и собору не раз приходилось принимать оставшиеся от них иконы и святыни.

В ноябре 1923 года закрыта церковь святой Екатерины бывшего Императорского училища правоведения. Училище было основано принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским. Из этого храма в Никольский собор попала большая икона Божией Матери «Неопалимая Купина» с надписью: «Императорскому училищу Правоведения от недостойной дщери незабвенного учредителя. 1898 года, апреля, 5 дня». В 1925 году из церкви Рождества Богородицы при консерватории в собор поступило 9 икон, в том числе замечательный образ св. ап. Петра в дубовом киоте. Она была написана на средства вырученные от серебряных венков, принесенных ко гробу великого композитора П. И. Чайковского. В 1933 году в собор поступил небольшой саркофаг-мощевик красного дерева. Это был дар Русского Пантелеймоновского Афонского монастыря Петербургскому Старо-Афонскому подворью.

27 июня 1933 года президиум Леноблисполкома постановил запретить колокольный звон в церквях Ленинграда, а через несколько месяцев началась широкомасштабная кампания по снятию и переплавке колоколов с действующих церквей. 9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.

К началу 1940-х годов волна гонений стала немного спадать, но подавляющее большинство храмов уже было закрыто. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 в самом Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них пять служили в Николо-Богоявленском соборе.

Собор во второй половине XX века

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится Кафедральным. Своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти весь период войны — в 1941-1944 годах вплоть до момента восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора в первые месяцы Войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 – еще 60 тысяч. С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил Храм и город от разрушения.

Церкви Ленинграда постоянно подвергались фашистским обстрелам, поэтому важное значение приобрела маскировка храмов. В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

В годы войны отношение к церкви изменилось, поскольку храмы стали главными мобилизационными центрами в борьбе с врагом. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху, в 1943 – разрешены выборы Патриарха, открытие духовных заведений, храмов, выпуск ежемесячного церковного журнала. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды — медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще 5 клириков Никольского собора.

Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной Войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Церкви за исключением Елоховского собора в Москве не внес больше.

В послевоенные годы главной задачей было восстановить храм. Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками. Повреждения были устранены в короткий срок. Окончательно храм был восстановлен к 1953 году. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Происходило массовое закрытие храмов и монастырей. В результате повышения налогов, во многих храмах Ленинграда пришлось распустить платные хоры. Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. В 1962 году был введен жесткий контроль за совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Все они заносились в специальную книгу, с указанием фамилий и паспортных данных, адресов участников.

Проповеди священников тщательно проверялись. За малейшее нарушение правил духовенству грозило лишение регистрации и изгнание из храма. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г. С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства.

Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %.

Только с уходом Н. С. Хрущева в октябре 1964 года ситуация стала исправляться, но и в 1970-1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно вросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

Современная жизнь собора

Николо-Богоявленский собор является выдающимся памятником архитектуры и искусства середины XVIII века. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 250 лет.

В настоящее время штат Николо-Богоявленского морского собора состоит из следующих священников и диаконов: протоиерея Богдана Сойко ( настоятель с 25 августа 1987 года, председатель Приходского Совета с 15 февраля 1996 года), протоиерея Вадима Балакирева, протоиерея Владимира Середнева, протоиерея Григория Евтушенко, протоиерея Дионисия Чупрынина, священника Андрея Грозовского, священника Виталия Дементьева, протодиакона Константина Марковича, протодиакона Василия Герича, диакона Иоанна Четверикова, диакона Павла Пасичника; чтецов Михаила Белова, Артемия Поважного и Андрея Бондарева, регента: Федосеева Сергея Ивановича.

Храм открыт ежедневно с 6.30 до 21.00 часа.

Богослужения в Николо-Богоявленском морском соборе совершаются в течение всего года:

— утром – ранняя и поздняя литургия, а в Великом Посту утреня и вечерня, или вечерня с литургией Преждеосвященных даров;
— вечером – вечерня и утреня с акафистом, а в Великом Посту повечерие.

Вечером, по воскресным дням совершаются акафисты Спасителю и Божией Матери, а в среду святителю Николаю Чудотворцу с общенародным пением, в четверг после поздней Божественной Литургии совершается канон с акафистом святителю Николаю, а вечером акафист святителю Димитрию Ростовскому или святителю Феодосию Черниговскому.

Смотрите так же:  Казанский собор колоннада в санкт-петербурге

Пасхальные и Рождественские богослужения, службы в двунадесятые праздники, в престольные праздники: Богоявления, святителя Николая Чудотворца, Усекновения главы Пророка предтечи и Крестителя Иоанна, святителя Димитрия Ростовского, святителя Феодосия Черниговского, в дни памяти великих святых, дни Великого Поста, Рождественский и Крещенский сочельники отмечаются большим присутствием молящихся и торжественностью.

Особо торжественно совершаются богослужения в престольные праздники Богоявления и святителя Христова и чудотворца Николая, возглавляемые Высокопреосвященнейшим Митрополитом Варсонофием в сослужении архиереев Санкт-Петербургской Митрополии, соборного и городского духовенства, в присутствии гражданских и военных властей, жертвователей, благотворителей, благоукрасителей и прихожан собора.

Поддерживаются добрые взаимоотношения с командным составом Военно-Морского Флота и иными военными структурами, находящимися в нашем городе и области. В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

В духовном окормлении Николо-Богоявленского морского собора находятся: часовня Рождества Христова в НИИ «Рубин», часовня святителя Христова и Чудотворца Николая в ГУП «Адмиралтейские верфи», часовня св. равноапостольного Великого князя Владимира в ТЕСТ «Санкт-Петербург».

При соборе действует воскресная школа для детей и взрослых, Свято-Никольский Молодежный Союз, библиотека духовной литературы. Ведется катехизаторская и социальная работа.

Раздел составлен по материалам книги Шкаровский М.В., Исакова Е.В., «Никольский собор и другие морские храмы Санкт — Петербурга», Санкт — Петербург 2003г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НИКОЛО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский Морской собор, нач. 2010-х

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор Санкт-Петербургской епархии

  • Престолы: Богоявления Господня (верхний храм); свт. Николая Чудотворца (нижний средний); Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи (нижний правый); свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского (нижний левый)
  • Адрес: Россия, 190068, Санкт-Петербург, Никольская пл., д. 1/3
  • Тел.: (812) 714-84-44 (настоятель); 714-69-26 (алтарь); 714-08-62 (свечной ящик); 714-70-85 (админ. здание, круглосуточный); 713-61-44 (факс)
  • Официальный сайт: http://nikolskiysobor.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.

    Часовня, полотняная и деревянная церкви

    Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.

    В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя.

    В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Приход церкви был значительным: 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.

    Строительство каменного храма

    Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. 1910-х гг. Ист.: «Петербург сквозь столетие». Фотограф К. Булла. Фото с сайта oldsp.ru

    Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского. » за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.

    Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

    Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

    К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу.

    К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

    В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров.

    Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Санкт-Петербурге.

    Обелиск в память экипажа броненосца «Император Александр III», погибшего в Цусимском сражении в сквере Николо-Богоявленского морского собора, 1908 (?) г. Фотография К.К. Буллы, с сайта oldsp.ru

    Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи.

    20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. Тогда же императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. С этого времени победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе.

    С тех пор храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних.

    В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные.

    В 1870 году при соборе было основано Общество вспомоществования приходским бедным.

    После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.

    14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника в память героев русско-японской войны.

    В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.

    Собор в годы гонений

    Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских.

    Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.

    В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Никто из членов причта на это время не был арестован и осужден.

    Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. На собрании прихожан собора 23 июля 1922 года было принято решение о формировании Петроградской автокефалии. Был заслушан доклад настоятеля протоиерея Александра Беляева об истории Высшего Церковного Управления и Петроградского Епархиального Управления. В конце доклада настоятель указал, что на основании декрета о свободе совести и других постановлений, каждая приходская община имеет право на самостоятельное существование, и никакая другая организация не может распоряжаться ей без ее воли. Это мнение было изложено в резолюции.

    Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

    В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н.Н. Русанов.

    Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости.

    В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».

    9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.

    К началу 1940-х годов волна гонений стала немного спадать, но подавляющее большинство храмов уже было закрыто. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в самом Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них пять служили в Николо-Богоявленском соборе.

    Собор во второй половине XX века

    Николо-Богоявленский собор г. Ленинграда. Маскировка. Фото 1941-1942 гг., фотограф С.Н. Давыдов, с сайта oldsp.ru

    В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский).

    По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора в первые месяцы войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 – еще 60 тысяч. Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Православной Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше.

    В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

    С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения.

    Перед возвращением мощей святителя Феодосия Черниговского в Чернигов в 1946 году они несколько месяцев хранились в раке в Николо-Богоявленском морском соборе, где с тех пор осталась частица его мощей [1]. За время войны собор был серьезно повреждён обстрелами и бомбардировками, и был окончательно восстановлен лишь к 1953 году. Вероятно в этот период нижний левый придел святителя Димитрия Ростовского был переосвящён во имя двух святителей — Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

    С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского [2] Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %.

    В 1970 — 1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно выросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

    Современная жизнь собора

    Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. XXI в.

    Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.

    По субботам и воскресным дням регулярно проводятся занятия по изучению Священной Истории Ветхого и Нового Заветов для детей и взрослых в верхнем храме собора.

    Во время занятий с взрослыми обращается внимание на внутреннюю жизнь Церкви и Санкт-Петербургской епархии, а также проводится разъяснительная работа о причинении вреда душе и сердцу человеческому экстрасенсами и другими современными магическими явлениями противными духу христианства. Специальные темы посвящаются не православным конфессиям (католичеству, лютеранству, протестантству) и сектам (иеговистам, мормонам и др.), а также иудаизму и исламу.

    В школе-интернате № 37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.

    В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

    Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, I-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи».

    Архитектура и внутреннее убранство

    Нижний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фотография о. Константина Пархоменко.

    За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

    Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.

    Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.

    Иконостас нижнего храма Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

    Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.

    Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

    Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

    Верхний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

    Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.

    В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

    Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем – шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.

  • ок. 1743 — 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей
  • 1899 — 7209 человек в приходе (3260 м.п., 3949 ж.п.)
  • Икона свт. Николая Чудотворца с частицей св. мощей, Греция, XVII в. Главная святыня Николо-Богоявленского морского собора
  • икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII в.)
  • частица мощей свт. Феодосия Черниговского — оставлена в соборе после перенесения мощей в Чернигов в 1946 г.
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» — выносится на поклонение верующим только раз в году, в день празднования, вечером 1 декабря и утром 2-го (н.ст.) [3]
  • В Никольской часовне, полотняном и деревянном храме

  • Август, иером. (упом. 1730)
  • Иоанн Иоаннов (22 сентября 1732 — 4 октября 1734) [4]
  • Петр Козицкий (4 октября 1734 — декабрь 1747)
  • Гавриил Вершнецкий (25 декабря 1747 — 1 июля 1752)
  • В каменном соборе

  • Иоанн Панфилов (17 марта 1752 — 25 февраля 1770)
  • Василий Алексеев (20 марта 1770 — 14 июня 1772)
  • Тимофей Люсцинский (16 июля 1772 — 24 декабря 1799)
  • Митрофан Окин (21 апреля 1800 — 15 августа 1805)
  • Иоанн Веселовский (5 сентября 1805 — 9 июля 1831)
  • Тимофей Вещезеров (июль — декабрь 1831)
  • Тимофей Никольский (7 декабря 1831 — март 1846)
  • Иоанн Колоколов (17 марта 1846 — 24 декабря 1860)
  • Сила Тапильский (26 декабря 1860 — 15 декабря 1873)
  • Григорий Романовский (1873 — 1 апреля 1900 [5])
  • Николай Кондратов (17 апреля 1900 — 2 декабря 1914)
  • Александр Преображенский (1914 — 1919 [6])
  • Иоанн Философов (2 октября 1914 — ?)
  • Александр Беляев (май 1919 — 30 марта 1923 [7])
  • Николай Русанов[8] (март — 22 июля 1923) обновленец
  • Иоанн Дмитриевский (июль — 4 августа 1923)
  • Николай Русанов (22 сентября 1923 — 17 января 1924), обновленец
  • Иоанн Дмитриевский (январь — 11 марта 1924)
  • Николай Чуков (29 марта 1924 — март 1935)
  • Related Post

    Церкви храмы соборы иркутск

    Покровская церковь была перестроена из каменного жилого дома, построенного в начале XIX одним из иркутских купцов. Работы по перестройке дома в храм начались в 1824 году и включали в себя

    Соборы и мощи в питере

    10 мест, где находятся святыни Санкт-Петербурга 10 мест, где находятся святыни Санкт-Петербурга 1. Часовня Святой Блаженной Ксении Петербуржской. Камская улица, 24. Храм одной из самых уважаемых в Петербурге святых, Юродивой

    Собор стефана в пассау

    Кафедральный Собор Святого Стефана в Пассау: так «звучит» лепнина Присматривая блоги и заметки знаменитых путешественников, часто можно прочесть, что наиболее величественным и впечатляющим собором, который им довелось посетить, стал Кафедральный