Меню

Первый ватиканский собор основные решения

Первый ватиканский собор основные решения

Ватиканский собор, Первый (Vatican Council 1,1869-1870).

Первый Ватиканский собор был созван папой Пием IX в Риме, и римские католики считают его двадцатым Вселенским собором. Это — первый собор после Тридентского собора (1543-63), к-рый был реакцией на протестантское движение XVI в. Первый Ватиканский собор стремилея определить учение Церкви о вере и Церкви, прежде всего — откликнуться на новые светские, философские и политические движения и либеральную теологию. Однако его работа была прервана франкопрусской войной- в сент. 1870 г. армия итальянского правительства захватила Рим. Собор выработал лишь два главных определения; более пятидесяти остались незавершенными. Первый Ватиканский собор памятен тем, что на нем выработан догмат о «папскойнепогрешимости».

Контекст и структура. Собор соответствовал благочестию и духовности Пия IX и выразил надежду на возрождение католической веры и богослужения, ориентированных на папство. Вместе с тем здесь явственно ощущалась всеобщая потребность противостоять религиозным, философским и политическим убеждениям, перечисленным вСиллабусе ошибок (1864). Собор стремился поддержать авторитет папства, к-рый был подорван вследствие утраты папой светской власти всюду, кроме Рима и прилегающих к нему районов, в пользу Итальянского королевства (1859-61). Необходимо было вновь собрать Церковь и утвердить ее веру, ее авторитет, в особенности — авторитет главы, папы.

В1864 г. Пий впервые упомянул о необходимости созвать Вселенский собор и в 1865г. назначил нескольких кардиналов для подготовки собора. В 1867 г. он объявил о его созыве и выпустил документ, где говорилось, что собор будет созван в 1868 г. В 1869 г. в Ватикан прибыли 737 архиепископов, епископов и других клириков. Собор рассмотрел проекты документов, подготовленных заранее, обсудил и видоизменил их. Результаты были плодом работы участииков собора, хотя до сих пор спорят о том, насколько свободны они были.

Конституция » О католической вере » (De Fide Catholica). Первая догматическая конституция была принята в апр. 1870 г. (ее называют и Dei Filius — «Сын Божий»), В ней высказано единодушное мнение о возрождении католической веры в вопросах понимания Бога, веры и разума. В четырех главах конституции изложена доктрина о божественном откровении, сообщающем нам, что есть свободный, личный БогТворец, абсолютно независимый от тварного мира. Истина о бытии Бога познается разумом самим по себе, поэтому неверие оправдать нельзя. Тем не менее другие истины о Боге и творении можно познать лишь верой с помощью божественного откровения — Св. Писания и предания Церкви. Вера и разум не противоречат друг другу. В специальном приложении указаны заблуждения нового времени, — прежде всего, атеизм, пантеизм, рационализм, фидеизм, библицизм, традиционализм. Они либо совершенно ошибочны (атеизм), либо выделяют лишь один элемент всей истины (рационализм). Это определение стало основой католической теологии и философии нескольких поколений.

Конституция «Примат и непогрешимость папы». Проект второй конституции (Pastor aeternus — «Вечный пастырь») разделил собор на большинство и меньшинство (составлявшее не более 140 человек) и отк-рыл полемику, края по сей день не утихает в Католической церкви. Первоначально собор должен был обсудить законченное определение 15 глав конституции «Церковь Христа» — Тело Христово как истинное, совершенное сверхприродное общество, объединенное под верховной властью папы и связанное с гражданским обществом. Но когда позднее был представлен новый раздел, посвященный папской непогрешимости, большинство сочло необходимым рассматривать положения о примате папства и папской непогрешимости раздельно. В четырех главах конституции положения как о примате папства, так и о папской непогрешимости были признаны частью божественного откровения.

Положение о папской непогрешимости после важнейших исправлений осторожно объясняло, в каком смысле доктринальную власть папы (magisterium) можно считать непогрешимой: «Римский понтифик, когда он говорит ех cathedra (т.е. исполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, и, на основании его высшей апостольской власти, определяет доктрину, касающуюся веры или нравственности, которой еледует придерживаться Вселенской Церкви), божественной помощью, обетованной ему в лице ап. Петра, он обладает той безошибочностью, которой пожелал божественный Искупитель для своей Церкви, чтобы определять доктрины, касающиеся веры или нравственности». В заключение был выдвинут аргумент против галликанизма и концилиаризма: «Таким образом, эти решения римского понтифика необратимы сами по себе, а не по одобрению Церкви «.

Восемьдесят восемь епископов проголосовали против определения о папской непогрешимости в первом голосовании и пятьдесят пять епископов формально воздержались при последнем голосовании (18 июля 1870). Впоследствии все епископы приняли определение, и полемика перекинулась на нюансы в его интерпретации. Оно поддержало возрождение католицизма и убедило светский мир в том, что папство совершенно несовместимо с современной цивилизацией. Протестанты получили новые свидетельства о заблуждениях папской власти. Учение о папской непогрешимости и сегодня продолжает волновать католиков и осложняет отношения Римскока-толической церкви с Англиканской, Лютеранской и др. церквями.

С.Т. mclntire(nep. А.К.) Библиография: Pii IXР. ?. Acta, Pt. I, Vol. 5, 177-94,208-20 (the council documents); R. Aubert, Vatican I; C. Butler, The Vatican Council, 2 vols.; F.J. Cwiekowski, The English Bishops and the First Vatican Council; H. Kiing, Infallible? an Enquiry; A. B. Hasler, How the Pope Became Infallible: Pius IX and the Politics of Persuasion; J. Hennessey. The First Vatican Council: The American Experience.

См. также: Папство; Ватиканский собор, Второй; Непогрешимость.

АНАЛИЗ ДОГМАТИЧЕСКИХ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА

результате грехопадения человек потерял способность боговедения, чистого лицезрения божественной Славы, уподобившись тем самым, заблудившемуся слепцу. Не желая погибели человеку, Господь на протяжении всей истории, подавал отпавшим Свою помощь, посылая праведных людей, которые, живя среди народа, возвещали им волю Божию.

Но несмотря на это, человек по своей пораженной грехом природе все же продолжал делать и искать беззаконие, которое стало для него образом жизни, к величайшему сожалению, вне своего Творца. Одним из ярчайших и главных проявлений этого прискорбного факта является существование множества религий и вер. Разделение христианского мира началось еще во времена Вселенских Соборов, когда от Единой Святой и Соборной Апостольской Церкви отпадали несогласные с ее учением еретические сообщества ариан, несториан, монофизитов, образовывая свои собственные церкви. Из них к настоящему времени сохранилась небольшая группа, так называемых «дохалкидонских» или «Восточных Православных Церквей», среди которых наиболее крупные – Армянская, Эфиопская и Коптская монофизитские церкви. Однако самое большое и трагическое «разделение» христиан произошло в 1054 году в результате отпадения от Православной Церкви римо-католиков и затем отделения от них в 1-й половине 14 века протестантов. Таким образом в христианском мире образовались три основные конфессии: Православие, Римско-католичество и протестантизм.

В отличии от католичества и протестантизма, которые избрали путь внесения в свои веры дополнений, изменений и новых учений, зачастую противоречащих апостольскому христианству, Православие пошло по пути сохранения в неизменном виде основ данной Иисусом Христом и Его Апостолами.

Данная работа посвящена одному из самых значительных, по мнению ряда исследователей, событию, произошедшему в ХХ веке на II Ватиканском соборе — преобразование догматического учения Римско-католической Церкви, что впоследствии возымело необыкновенное, по своей силе и масштабу, влияние на все западное богословие, произошла глубочайшая переориентация христианской Церкви Запада.

II Ватиканский собор, или 21 Вселенский собор, как его называют сами католики, проходил в государстве Ватикан с 1962 по 1965 год. Собор состоялся под председательством двух римских епископов: заседания открылись при Иоанне ХХIII, а завершилась деятельность cобора под чутким руководством папы ПавлаVI, которому пришлось принимать важнейшие судьбоносные решения, как отмечают сами католики, в ситуации глубочайшего кризиса. В то время отток духовенства из Римско-католической церкви поражал своими масштабами, в одних только Соединенных Штатах число отпавших превысило тысячу человек в год, а количество тех, кто считался практикующими католиками, становилось все ниже по отношению к тем католикам, которые считались таковыми по факту рождения или национальной принадлежности. Сложившаяся ситуация католическими иерархами и богословами оценивается как подобная той, которая была в Европе перед эпохой Реформации, эпохой кризиса католицизма. II Ватиканский собор стал своего рода реакцией на столь критическую обстановку духовной жизни церкви. Соборные определения и связанные с ними последующие реформы, как отмечено выше, вызвали весьма значительные изменения как во внутрицерковной жизни, так и во внешних диалогах Католической церкви. Это обусловлено прежде всего тем, что в погоне за межрелигиозным объединением Церковь признала богооткровенность языческих верований и спасительность якобы присущей им благодати. Столь радикальное изменение религиозного вектора мысли западной Церкви не могло не повлиять на самую консервативную часть церковной жизни — богослужение. В результате этой богослужебной реформы в лоне Католической церкви произошел очередной раскол. Также до сих пор остается нерешенным вопрос: в чем же заключается миссионерская деятельность Римско-католической церкви. С одной стороны — несут свет Евангелия язычникам, а с другой – проповедуют Христа среди своих же братьев христиан на территории исконно православного государства – России. Столь пристальное внимание со стороны Католической церкви стало настолько очевидно, что на защиту своих граждан выступили представители Государственной Думы, которые в своем законопроекте, обращенном к президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, предлагали ограничить деятельность приходов Римско-католической церкви.

Как из зараженного источника не может бежать чистая вода, так и от узаконенного заблуждения можно ожидать, к сожалению, только заблуждение. Приняв однажды духовное руководство папы над всей полнотой Римской церкви, католики фактически отреклись от премудрого Правителя Неба и Земли, Который и веки сотворил. Несложно в таком случае, приводя слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, реально оценить правильность выбранного ими пути: «Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя предензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь»[1].

В данной работе произведена попытка анализа вышеперечисленных и ряда других, не менее актуальных на сегодняшний день, вопросов с целью определения наиболее правильной дистанции во взаимоотношениях между Православной Церковью и Католической.

Смотрите так же:  Литургия в покровском соборе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I ДОГМАТИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЦЕРКВИ II ВАТИКАНСКОГО CОБОРА
ГЛАВА 1. НАСЛЕДИЕ I ВАТИКАНСКОГО CОБОРА. УЧИТЕЛЬНАЯ БЕЗОШИБОЧНОСТЬ РИМСКОГО ПЕРВОСВЯЩЕННИКА
1.1 Исторический обзор формирования догмата. Пий IX – «непогрешимый»
1.2 Безошибочность в свете II Ватиканского cобора
1.3 Единство Церкви согласно конституции 1964 года
ГЛАВА 2. НОВОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ НА II ВАТИКАНСКОМ CОБОРЕ
2.1 «Духовное родство» христиан и иудеев
2.2 О духовной близости христиан и мусульман
2.3 О духовной близости христиан и язычников
2.4 Нововведения II Ватиканского собора и их противоречия христианству
ЧАСТЬ II. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
ГЛАВА 1. РЕФОРМА БОГОСЛУЖЕНИЯ
ГЛАВА 2. ДЕКРЕТ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА ОБ ЭКУМЕНИЗМЕ
2.1 Предварительные понятия
2.2 Религиозная основа экуменизма
2.3 Попытка экклезиологического обоснования экуменизма
2.4 Главное достижение экуменизма
ГЛАВА 3. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
3.1 Позиция II Ватиканского собора
3.2 Патриаршие Церкви Востока
3.3 Уния. «Восточный обряд»
3.4 Законопроект об ограничении деятельности католических приходов на территории Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ватиканский Собор — ? последний, по учению католической церкви, вселенский собор; состоялся в хр. ап. Петра, в Риме, с 8 декабря 1869 по 18 июля 1870, но еще не окончен и может быть вновь созван папою. По исследованию епископа Гефеле, это двадцатый вселенский… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Ватиканский собор — по римскому счету двадцатый, заседал с 8 дек. 1869 по 20 окт. 1870 г. в Риме и провозгласил 18 июля 1870 г. догмат непогрешимости папы. 8 дек. 1854 года Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. До тех пор папа устанавливал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ватиканский собор, первый — ¦ (ENG Vatican Council I) (1869 1870) двадцатый собор католической церкви, созванный папой Пием IX. Его целью было определить церковные верования в свете современного теологического либерализма и секу лярных философских течений. Подтвердил… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Первый Ватиканский собор — Дата 1869 1870 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Тридентский собор Следующий Собор Второй Ватиканский собор Созван Пием IX Под председательством Пия IX Число собравшихся 744 Обсуждавшиеся темы ра … Википедия

Первый Ватиканский Собор — согласно принятому в Римско католической церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… … Википедия

Первый ватиканский собор — согласно принятому в Римско католической церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… … Википедия

Первый Ватиканский собор — согласно принятому в Римско католической Церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… … Католическая энциклопедия

ВАТИКАНСКИЙ I СОБОР — (8 дек. 1869 1 сент. 1870). Собор Римско католической Церкви, в католич. традиции «20 й вселенский»; проходил в Риме, в базилике св. Петра. Состоялось 4 пленарных и 86 генеральных заседаний Собора, в к рых приняли участие, по разным данным, от… … Православная энциклопедия

Вселенский Собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. ??????? ????????????, лат. Oecumenicum Concilium) собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте … Википедия

Вселенский церковный собор — Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов (икона XIX век) Вселенские соборы (греч. ??????? ????????????, лат. Oecumenicum Concilium) собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте … Википедия

(8 дек. 1869 — 1 сент. 1870). Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции «20-й вселенский»; проходил в Риме, в базилике св. Петра. Состоялось 4 пленарных и 86 генеральных заседаний Собора, в к-рых приняли участие, по разным данным, от 750 до 800 иерархов католич. Церкви, в их числе кардиналы, епископы и архиепископы, главы конгрегаций, генералы монашеских орденов. По политическим причинам работа Собора была прервана. На В. С. были провозглашены 2 догматические конституции: «Dei Filius» (24 апр. 1870) — об отношении веры и разума и «Pastor aeternus» (18 июля 1870) — о примате и непогрешимости папы Римского в суждениях, произнесенных официально (ex cathedra).

Причины созыва и подготовка Собора

Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, проиcшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.

Противоречия католич. доктрины с идеями и практикой либерализма приняли наиболее ярко выраженную форму в Италии, где само существование Папского гос-ва было препятствием к объединению страны и созданию единого королевства.

Публично о созыве Собора было объявлено 26 июля 1867 г., офиц. оповещение сделано только 29 июня 1868 г. буллой «Aeterni Patris», где назывались дата открытия и место проведения Собора — 8 дек. 1869 г. в Риме, в базилике св. Петра. Специальным бреве «Arcano divinae providentiae» от 8 сент. 1868 г. на Собор были приглашены представители Вост. Церквей, а бреве «Iam vos omnes» от 13 сент. 1868 г.- представители протестант. церквей, к ним также был обращен призыв воспользоваться случаем и вернуться в лоно единой католич. Церкви. Вост. Патриархи ответили отказом, указав на то, что стиль приглашения противоречит принципу равенства епископов, отрицательным был и ответ протестантов. Вопреки имевшейся ранее традиции главы гос-в офиц. приглашения на Собор не получили, что, однако, не исключало их участия в его работе. Присутствие в Риме в дни работы Собора нек-рых представителей европ. династий, в т. ч. бывш. суверенов Неаполя, Пармы, Тосканы, создало на Соборе атмосферу, к-рая трактовалась многими как антиитал.

В нач. 1869 г. при активном участии проф. Тюбингенского ун-та и еп. Роттенбургского Карла Йозефа фон Гефеле и иезуита С. Сангвинетти был разработан регламент работы Собора. Согласно регламенту, только папа Римский мог предлагать вопросы для обсуждения, участники же Собора могли подавать свои предложения в комиссию для отбора предложений (De postulatis), члены к-рой также назначались папой. Были созданы 4 рабочие комиссии, каждая из 24 чел., для предварительного обсуждения документов (схем), разработанных подготовительными комиссиями. После обсуждения на генеральных заседаниях эти документы должны были быть представлены на пленарные заседания. Регламент был опубликован в апостольском письме папы Пия IX «Multiplices inter» от 27 нояб. 1869 г. Был назначен секретарь Собора — еп. Санкт-Пёльтена (Австрия) Йозеф Фесслер. Установленный папой порядок обсуждения делал невозможной к.-л. серьезную дискуссию. В состав комиссий не были включены члены оппозиции; т. о., им пришлось выступать против решений комиссий уже на генеральных заседаниях. Оппозицию ограничили также и тем, что им предоставляли очень мало времени для выступлений.

Предварительные дискуссии

Хотя решение о созыве Собора было сделано публично, в пригласительной булле не был указан предмет обсуждений, цель созыва В. С. формулировалась в самых общих выражениях: «Очистить вероучение от искажений и восстановить благочиние и дисциплину, а тем самым спасти Церковь и все общество». Вместе с тем широко распространилось мнение, что на В. С. будет поставлен вопрос о непогрешимости папы. Дискуссии о предполагаемом провозглашении этого догмата, к-рый должен был быть противопоставлен теориям, оспаривавшим примат папской власти и ее верховенство по отношению к власти светской, заняли весьма важное место в предварительной богословской подготовке Собора. В 1-й пол. и сер. XIX в. идеи примата папской власти высказывались и пропагандировались такими философами, историками Церкви и специалистами в области церковного права, как Ж. де Местр и Ф. Р. де Ламенне во Франции, Ф. Вальтер и Г. Филипс в Германии. В период подготовки к В. С. идея непогрешимости папы нашла наиболее ревностного сторонника в лице архиеп. Вестминстерского Генри Эдуарда Маннинга, к-рый возглавил группу кардиналов, проявивших максимальную заинтересованность во включении этой формулировки в один из соборных документов. Ожидания этой части епископата нашли свое отражение в статье, опубликованной 6 февр. 1869 г. в иезуитском ж. «Civilta Cattolica» под названием «Письма из Франции» (Corrispondenza di Francia). В ней утверждалось, что католики всего мира ждут от Собора догматического провозглашения доктрин, опубликованных в «Syllabus», и непогрешимости папы. Эта статья спровоцировала волнение в обществе, в т. ч. и в церковных кругах. Идея провозглашения догмата подверглась серьезной критике. Среди его противников одни выражали свое принципиальное несогласие с ним (к таким деятелям, напр., относились в Германии историк Церкви мюнхенский проф. И. Й. И. фон Дёллингер, опубликовавший в марте 1869 г. в Аугсбурге 5 статей, изданных впосл. отдельной кн. «Папство и Собор» (Der Papst und Konzil), где он не только подверг критике идею непогрешимости папских определений, но и оспорил сам примат папской юрисдикции; еп. Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер, историк Церкви фон Гефеле, в Италии — архиеп. Болонский кард. Филиппо Мария Гвиди, во Франции — декан богословского фак-та Сорбонны еп. Анри Луи Маре, к-рый в сент. 1869 г. опубликовал в защиту галликанства кн. «Вселенский Собор и религиозный мир»), др. сочли принятие догмата несвоевременным, хотя с принципиальной т. зр. он не вызывал у них возражений (напр., еп. Орлеанский Феликс Антуан Дюпанлу, а также все нем. епископы, собравшиеся в Фульде в сент. 1869 для обсуждения полемики, открытой в Германии по поводу созыва Собора; они направили папе Пию IX меморандум, где содержался протест против постановки на Соборе вопроса о папской непогрешимости).

Смотрите так же:  Исаакиевский собор архитектор и скульптор

Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 — проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором.

Работа В. С. осталась незавершенной. 16 июля было объявлено о том, что после завершения сессии 18 июля заседания будут прерваны до 11 нояб. Мн. участники В. С. разъехались по своим еп-ствам. Последнее генеральное заседание, в к-ром приняли участие оставшиеся в Риме епископы и кардиналы, состоялось 1 сент. Начавшаяся в июле 1870 г. война между Пруссией и Францией вынудила последнюю вывести свой гарнизон из Папской области. Воспользовавшись этим, войска Итальянского королевства быстро захватили Папское гос-во и 20 сент. после недолгого сопротивления папских войск заняли Рим. 20 окт. папа Пий IX специальной буллой «Postquam Dei munere» объявил о том, что Собор откладывается на неопределенный срок (sine die).

Офиц. трактовка догмата о непогрешимости была изложена в ст. Фесслера «Об истинной и ложной безошибочности пап» (Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Papstes), одобренной Пием IX как офиц. комментарий. Догмат был принят большинством из тех епископов, кто выступал против него в ходе работы Собора. Первыми подчинились решению В. С. епископы Франции, затем — епископы Германии, собравшиеся в Фульде, их примеру последовали и те герм. епископы, кто не смогли приехать в Фульду. Последним из них оказался фон Гефеле. В 1871-1872 гг. догмат был принят также епископами Австро-Венгрии, Италии, Англии и Америки.

В составе оппозиции продолжали оставаться неск. епископов Германии, Австрии, Голландии, Франции, Испании, Ирландии и Бразилии. 22-24 сент. 1871 г. они собрались на конгресс в Мюнхене. Однако переход к политике «Культуркампф» в Германии заставил мн. деятелей оппозиции отступить. Т. о. принять догмат о непогрешимости папы отказались в общей сложности неск. десятков тыс. представителей духовенства и верующих, к-рые в 1872 г. образовали Старокатолическую Церковь (см. ст. Старокатолики). Свящ. фон Дёллингер, бывший вдохновителем оппозиции, к старокатоликам не примкнул, тем не менее за свою оппозиционную деятельность он был отлучен от Римско-католической Церкви.

Из 51 подготовленного документа на В. С. были одобрены всего 2. Они зафиксировали и усилили централизацию власти в католич. Церкви, определив новое соотношение власти папы и епископата. Хотя документы, разработанные подготовительными комиссиями, не были в большинстве своем рассмотрены и приняты, они послужили впосл. основой для мн. офиц. документов католич. Церкви, в т. ч. для ряда энциклик Льва XIII, а также принятого в 1917 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici).

ПЕРВЫЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР. ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ «PASTOR AETERNUS»

ПЕРВЫЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР
ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
«PASTOR AETERNUS»

4-я сессия (18 июля 1870 г.)

Вечный Пастырь и Блюститель (Episcopus) наших душ (1 Пет 2, 26) для того, чтобы вечно совершалось спасительное дело Искупления, решил основать Святую Церковь, в которой, как в доме Бога Живого, все верные были бы объединены узами одной веры и одной любви. Поэтому перед тем, как Христос был прославлен, Он просил Своего Отца не только за Апостолов, но и за «верующих в Меня по слову их, да будут все едино. как Мы едино» (Ин 17, 20 сл.). Так же, как Он послал Апостолов, которые были избраны в мире, «как послал Меня Отец» (Ин 20, 21), так же Он хотел, чтобы в Его Церкви были пастыри и учители «во все дни до скончания века» (Мф 28, 20).

Для того, чтобы епископат был един и неразделим, чтобы, благодаря тесному и взаимному единению понтификов, все множество верующих сохранялось в единстве веры и общения, ставя блаженного Петра во главе всех остальных Апостолов, Он заложил в его личности прочное начало и зримый фундамент (perpetuum principium ac visibile fundamentum) этого двойного единства. На его надежности построен вечный храм, и на твердости этой веры воздвиглась Церковь, величие которой достигает небес (1).

Так как врата ада поднимаются отовсюду с возрастающей изо дня в день ненавистью к этому фундаменту, заложенному Богом, чтобы ниспровергнуть, если возможно, Церковь, мы считаем необходимым ради защиты, сохранения и возрастания католической паствы, с одобрения Святого Собора, предложить всем верным учение, в которое они должны верить и которое должны поддерживать в своем основании, учение о незыблемости и природе примата Святейшего Престола, на котором зиждутся сила и надежность Церкви, согласно древней и неизменной вере Вселенской Церкви, а также воспретить и осудить заблуждения, столь вредные для паствы Господней.

Глава 1: Учреждение Апостольского первенства
в блаженном Петре

Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis) над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим. Ибо именно одному Симону, которому Он сказал: «Ты наречешься Кифа» (Ин 1, 42), после того как тот исповедовал Его, говоря: «Ты — Христос, Сын Бога живаго», Господь обратил такие торжественные слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. . И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 16 сл.). И именно одному Симону Петру Иисус после Воскресения даровал юрисдикцию главного пастыря и руководителя своей паствы (summi pastoris et rectoris iurisdictionem), говоря: «Паси агнцев Моих» (Ин 21, 15 сл.).

Этому учению, как ясно видно из Священного Писания, открыто противостоит ложное мнение тех, кто, искажая форму управления, учрежденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что одному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции (vero proprioque iurisdictionis primatu), по сравнению с другими Апостолами, взятыми отдельно друг от друга или всем вместе; или мнение тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно (immediate directeque) передано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю.

: Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен Иисусом Христом, Господом нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви или что Апостол получил непосредственно и прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь первенство чести (honoris), а не первенство истинной и собственной юрисдикции, да будет отлучен от сообщества верных.

Глава 2: Постоянство первенства блаженного Петра
в Римских Первосвященниках

То, что Христос, Господь наш, Князь пастырей и Великий Пастырь (princeps pastorum et pastor magnus), учредил для вечного спасения и неизменного блага Церкви, должно, несомненно, этой самой властью (eodem auctore) всегда осуществляться в Церкви, которая, будучи основана на камне, будет существовать до скончания века.

Смотрите так же:  Успенский собор владимира на карте

«Никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи предана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии».

С тех пор, кто бы не наследовал Петру на этом Престоле, он получает через установление самого Иисуса Христа первенство Петра надо всей Церковью. «Так пребывает то, что повелела истина, и блаженный Петр, сохраняя всегда твердость камня, которую он получил, не оставил бразды правления Церковью» (2). Поэтому всегда существовала необходимость, чтобы именно к Римской Церкви, «соответственно ее высшему происхождению» (3), обратилась каждая Церковь, то есть все верные, для того чтобы стать в этом Святейшем Престоле, откуда проистекают на всех «правила достойного общения» (4), как члены, соединенные с Главой единством одного Тела.

: Если, следовательно, кто-либо говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства над Католической Церковью не по установлению Христа или Божию праву или что папа Римский не является преемником блаженного Петра в этом первенстве, да будет отлучен от сообщества верных.

Глава 3: Власть и природа первенства
Римского Понтифика

Именно поэтому, основываясь на ясных свидетельствах Священного Писания и следуя четко определенным декретам наших предшественников, Римских Первосвященников, как и Вселенских Соборов, мы обновляем решение Вселенского Флорентийского Собора, который обязал верных исповедовать, что «Святейший Апостольский Престол и папа обладают первенством по всей земле; то, что папа Римский является преемником блаженного Петра, главы Апостолов и истинным наместником Христа, главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; что ему в лице блаженного Петра Господом Иисусом Христом доверена полная власть пасти, управлять и руководить всей Церковью, как говорят акты Вселенских Соборов и святые каноны».

Следовательно, мы учим и заявляем, что Римская Церковь обладает по распоряжению Господа первенством обычной власти (ordinariae potestatis principatum) и что эта власть юрисдикции папы Римского, являясь епископской, непосредственна. Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны находиться в иерархическом подчинении и истинном послушании в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру. Также, сохраняя единство общения и исповедания веры с папой Римским, Церковь является одним стадом с одним пастырем. Таково учение католической истины, от которого никто не может отойти, не подвергнув опасности свою веру и свое спасение.

Эта власть Верховного Понтифика никоим образом не является препятствием обычной и непосредственной власти епископской юрисдикции, по которой епископы, поставленные Святым Духом (Деян 20, 28) преемниками Апостолов, пасут, управляют как истинные пастыри каждый доверенной ему паствой. Напротив, эта власть подтверждена, укреплена и защищена Верховным вселенским пастырем, как говорит об этом св. Григорий Великий: «Моя честь — это честь вселенской Церкви. Моя честь — это прочная сила моих братьев. Когда воздают каждому честь, ему причитающуюся, тогда я почтен» (5).

Поэтому из той верховной власти, которой обладает папа Римский, чтобы управлять всей Церковью, вытекает для него право свободно общаться, исполняя свою должность, с пастырями и паствой всей Церкви, чтобы их наставлять и ими руководить на пути к спасению. Поэтому мы осуждаем мнение тех, кто говорит, что можно законно препятствовать этому общению Верховного главы с пастырями и паствой, или кто подчиняет это власти гражданской, утверждая, что то, что решено Святейшим Престолом или его властью для управления Церковью, имеет силу и ценность лишь в том случае, если гражданская власть это подтверждает.

Так как Божественное право Апостольского первенства ставит папу Римского надо всей Церковью, мы учим и провозглашаем также, что он является верховным судией верных и что во всем, что касается церковной юрисдикции, можно апеллировать к его суду. Суд Святейшего Престола, выше которого нет никакой власти, не должен никем ставиться под сомнение, и никто не имеет права осуждать его решения. Поэтому уклоняются с пути истинной веры те, кто утверждает, что позволено апеллировать к Вселенскому Собору по поводу решений папы Римского, как если бы этот Собор был авторитетом более высоким, чем папа.

: Поэтому, если кто-либо говорит, что папа Римский имеет лишь обязанность контроля или указания (inspectionis vel directionis), а не полную и верховную юрисдикцию (iurisdictionis) надо всей Церковью не только в том, что касается веры и нравственности, но и в том, что касается порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру, или что он обладает лишь одной важной частью этой власти, а не всей ее полнотой, или что его власть не является ни обычной, ни непосредственной надо всеми Церквами и каждой в отдельности, как надо всеми и каждым в отдельности пастырями и верными, да будет отлучен от сообщества верных.

Глава 4: Безошибочное учительство папы Римского

Апостольское первенство, которым папа Римский, как Преемник Петра, главы Апостолов, обладает во Вселенской Церкви, включает также верховную власть учительства (supremam magisterii potestatem). Святейший Престол всегда этого придерживался, неизменный обычай Церквей доказывает это, и Вселенские Соборы, особенно те, на которых Восток встречался с Западом в единстве веры и любви, это провозгласили.

Отцы IV Константинопольского Собора, следуя своим предшественникам, издали торжественное исповедание веры: «Первое условие спасения — хранить закон православной веры. Нельзя пренебречь словами Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18). Это утверждение подтверждается фактами, потому что католическая религия всегда сохранялась без изъяна Святейшим Престолом. Желая ни в чем не отделяться ни от его веры, ни от его учения, мы надеемся заслужить пребывание в единстве в этом общении, которое проповедует Святейший Престол, на котором покоится, полностью и истинно, прочность христианской христианской религии».

С одобрения II Лионского Собора греки исповедовали: «Святая Римская Церковь обладает также верховным и полным первенством и главенством (summum et plenum primatum et principatum) над собранием [всей] кафолической Церкви. Она искренне и смиренно признает, что получила это право со всей полнотой власти от самого Господа в лице блаженного Петра, главы Апостолов (apostolorum principe sive vertice), преемником которого является папа Римский. И поскольку она должна, превыше всего, защищать истину веры; вопросы, которые возникают относительно веры, должны быть решены ее судом».

Наконец, Флорентийский Собор определил: «Папа Римский является истинным наместником Христа, главой всей Церкви, отцом и учителем всех христиан; ему, в лице блаженного Петра, Господом нашим Иисусом Христом доверена полнота власти пасти, руководить и управлять всей Церковью».

Ради исполнения своих пастырских обязанностей наши предшественники трудились неустанно, распространяя спасительное учение Христа среди всех людей на земле, и с равной заботой стремились сохранить ее истинной и чистой там, где она была принята. Поэтому епископы всего мира, либо лично, либо собравшись в поместных Соборах, следуя давнему обычаю церквей и формам древнего права, сообщили Святейшему Престолу об отдельных опасностях для веры, которые появились, чтобы ущерб, нанесенный вере, бы возмещен там, где она не должна колебаться. Папы Римские, согласно требованиям времени и обстоятельств, то созывали Вселенские Соборы или пытались распознать мнение Церкви, распространенной по всей земле, то через отдельные синоды либо благодаря средствам, которые им давало Проведение, решали, что нужно утвердить то, что они с Божией помощью признали соответствующим Священному Писанию и Апостольскому Преданию.

Ибо Святой Дух был обещан преемникам Петра не для того, чтобы через Его Откровение они распространяли новое учение, но чтобы с Его помощью они свято хранили и верно излагали Откровение, переданное через Апостолов, то есть залог веры (depositum fidei). Их апостольское учение было получено всеми досточтимыми Отцами и почитаемо всеми святыми правоверными учителями. Они прекрасно знали, что Престол Петра оставался чистым от всех ошибок, согласно Божественному обетованию Господа нашего и Спасителя, данному главе Своих учеников: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22, 32).

Эта непреходящая харизма истины и веры была дана Богом Петру и его преемникам на Престоле, чтобы они исполняли свою высокую обязанность ради спасения всех, чтобы вселенская паства Христа, отказавшись от отравленной пищи заблуждений, была накормлена пищей Небесного учения и, подавив все случаи схизмы, Церковь была бы сохранена полностью в единстве и, покоясь на своем основании, твердо противостояла вратам ада.

Но поскольку сейчас, когда требуется в самой большой мере действенность апостольского труда, нет недостатка в людях, которые оспаривали бы власть, мы считаем абсолютной необходимостью торжественно подтвердить прерогативу, которую Единородный Сын Божий придал пастырскому Верховному служению.

Поэтому, верно держась Предания, полученного со времен возникновения христианской веры, во славу Бога и Спасителя нашего, для прославления католической религии и спасения всего народа христианского, с одобрения Святого Собора, мы учим и определяем как догмат, открытый Богом:

Папа Римский, когда он говорит ex cathedra, то есть когда, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех христиан, определяет, в силу своей верховной апостольской власти, что некое учение по вопросам веры и нравственности должно быть принято Церковью, пользуется, с Божественной помощью, обещанной ему в лице блаженного Петра, той безошибочностью (infallibilitas), которой Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь, когда она определяет учение по вопросам веры и нравственности. Следовательно, эти определения папы Римского непреложны сами по себе ex sese, а не из-за согласия Церкви. : Если кто-либо, не дай Бог, поимеет дерзость противоречить нашему определению, да будет отлучен от сообщества верных.