Свято николаевский собор полоцк

Накануне встречи в Витебске святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, 6 мая 1910 года в день рождения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича протоиереем Алексием Матюшенским в Николаевском соборе было сказано слово: «…Прошли века… много пережила наша родина, особенно наша Полоцкая земля, но память народная о подвигах Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, была хранилищем родного православия и русской национальности и под властию литовцев, и под игом польским. Неудивительно, поэтому, что при первых же ростках свободы религиозной и национальнаго возрождения Белоруссия вспомнила о своей просветительнице и молитвеннице. И она, видя эту народную любовь и вспомнив многострадальную жизнь своей родины под властью поляков, как бы во исполнение своего обещания подвиглась после долгой разлуки на свое обновленное пепелище… Народная вера, сохранившая память о Преподобной, подняла на 1000 верст всех тех, кому дорога была память о ней, и вот мы видим неописуемыя картины народнаго движения: оба берега Днепра, некогда послужившаго купелью для крещения русскаго народа, а ныне ставшаго путем следования св. мощей Преподобной Евфросинии в ея родную землю, усыпаны живыми движущимися толпами молящихся и в религиозном восторге славящих Преподобную Княжну, игумению Полоцкую, спустя 7 веков после ея кончины. Не менее чудное зрелище представляет и шествие со св. мощами Преподобной в ея родной Полоцк чрез наш город. Нельзя передать, что испытывает народное сердце при виде возвратившейся к нему его просветительницы в нетленных мощах ея, подъем религиознаго чувства, граничащий с восторгом и небесною радостью, показывает всем и каждому, как сильна вера православная… как велика любовь народная к Царю Православному. В данном случае мы обязаны возвращением св. Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, в ея родную землю нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу… Когда в годы войны с Японией наш Благочестивейший Государь Император приезжал в г. Витебск для прощания с войсками, отправлявшимися в Маньчжурию, наш… благостнейший Архипастырь, поднося ему чудный лик Преподобной, обратил его царское внимание на нашу любовь к Преподобной Евфросинии. Убедившись лично в этой любви нашей, Государь и выразил сочувствие нашему вожделенному и непрекращающемуся молению о возвращении к нам ея святых мощей.

В два часа дня процессия, вышедшая из храма, приблизилась к месту встречи мощей преподобной и остановилась. Через несколько минут подошел крестный ход с драгоценной святыней, и мощи были поставлены под сенью, устроенной из зелени. В половине третьего дня началось молебное пение преподобной Евфросинии, по окончании которого святые мощи были торжественно внесены в город. По пути следования воспитанницы учебных заведений бросали цветы. Военные оркестры исполняли гимн «Коль славен». Вся процессия растянулась на несколько верст. Ни тесноты, ни давки не наблюдалось не только среди множества богомольцев, но даже среди сотен экипажей, двигавшихся позади крестного хода. В городе по пути шествия святыни были расставлены шпалерами войска. Местность, окружавшая соборную площадь, представляла собой необычную картину: все окна и балконы, часть Замковой, Гоголевской и Смоленской улиц были заняты народом, люди стояли даже на крышах домов.

О благополучном перенесении мощей преподобной Евфросинии в Николаевский собор Преосвященный Серафим телеграфировал Его Императорскому Величеству Государю Николаю Александровичу следующее:

«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ.

Благочестивейший Всемилостивейший Государь! При необозримых толпах народа в присутствии Епископа Смоленскаго Феодосия, администраторов и войска святые мощи Преподобной Евфросинии после благодарственнаго Господу Вседержителю молебствия на площади торжественно и величественно внесены в Витебский кафедральный собор. Повергая к стопам ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА чувства пламенной благоговейной признательности духовенства, монашествующих и мирян Полотской епархии за дарованное Вами нам величайшее духовное утешение, мы непрестанно молим Царя царствующих, да утвердит Он Своим безмерным могуществом Ваш царский престол в роде Вашем в долготу веков.

Вашего ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА вернопреданнейший слуга и богомолец Епископ Полоцкий Серафим».

Сердечно благодарю Вас, Владыка, и всех бывших на молебствии за молитвы и выражаемыя благопожелания; вместе со всеми вами радуюсь благоуспешному шествию честных мощей Преподобной княжны Евфросинии к пределам земли Полоцкой. НИКОЛАЙ (Высочайшая телеграмма // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 17. С. 173–174).

Мощи святой пребывали в Витебске с 7 по 16 мая. За эти девять дней вся Витебская и часть Смоленской губернии побывали в Николаевском кафедральном соборе, где в то время находилась святыня. Во избежание чрезмерного скопления людей витебские власти заранее установили порядок прибытия крестных ходов из разных мест епархии. Для каждого уезда был назначен особый день. В определенный час крестный ход подходил к городу, здесь его встречало витебское духовенство и сопровождало до собора. Там богомольцы молились на всенощной и прикладывались к мощам преподобной. На следующий день, после ранней Литургии, паломники оставляли город. На смену им прибывали другие. Благодаря такому распределению крестных ходов удалось избежать давки, нередко бывающей при большом стечении народа; каждый богомолец получил возможность присутствовать на богослужениях и приложиться к святыне (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 46).

Все лавки, все учреждения утром в этот день в Витебске были закрыты. Все житейское замерло. Медленно двигался по улицам Витебска многочисленный крестный ход. Величественным было это шествие! Все пространство – дома, балконы, крыши, деревья – заполнял народ. Взоры всех устремились на раку с мощами. Церковные хоры и военные оркестры оглашали улицы священными песнопениями в честь преподобной Евфросинии. Слезы были видны на глазах людей. Многие держали в руках зажженные свечи (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47).

Около полудня с Волковой горы можно было заметить приближавшуюся процессию – церковные знамена и белевший на фоне пестрой тысячной толпы балдахин. В половине первого мощи угодницы Божией поставили на устроенный помост под аркой из зелени. Начался напутственный молебен. Тысячи верующих, стоявших на крутых откосах шоссе, преклонили свои колена. Еще несколько минут… и духовенство, а с ним и население города рассталось с драгоценной святыней.

Девятидневное пребывание мощей преподобной Евфросинии в Витебске стало великим праздником. Событие было исключительным, историческим. Другого, подобного ему по своей значимости, история города не знала. Эти Торжества показали, как сильна и глубока вера в нашем народе – ради нее и лишения, и труды, и жертвы можно понести с великой готовностью. Старый и малый, слабый и хилый наравне с бодрыми и сильными людьми шли, чтобы поклониться святой, и все получали помощь и утешение. Отмечались и случаи исцелений. На глазах богомольцев одержимая нечистым духом женщина с большими усилиями была подведена к мощам преподобной. Когда священник покрыл ее лицо воздухом, взятым от святых мощей, она получила благодатную помощь. Сотворив крестное знамение, женщина сама подошла к гробнице и с благоговением приложилась к святыне.

Весь путь от шоссе и почти до первого места остановки в селе Заронове – около тридцати верст – был устлан зеленью. Во многих населенных пунктах крестьяне устраивали арки, под которыми на покрытых домоткаными скатертями столах ставили иконы и хлеб-соль.

После двухчасового отдыха в имении господина Кусакова, где отслужили молебен под красивой, устроенной владельцем имения аркой, процессия направилась далее. В деревне Игуменщино крестьяне устлали путь торжественного шествия полотном. Во время несения мощей преподобной они бросали перед святыней куски полотна, полотенца и другие изделия собственной работы (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 40–43).

Религиозный подъем духа и необыкновенное воодушевление православных как-то незаметно передавались и иноверцам. Католики, вначале уклонявшиеся от участия в Торжествах перенесения святых мощей, позднее вместе с православными проливали слезы духовного умиления. Евреи также не оказались безучастными к проходящим на Полоцкой земле религиозно-национальным Торжествам. В местечке Сиротине они устроили великолепную арку с надписью «Еврейское общество» с портретом Государя Императора, мотивируя этот поступок желанием почтить русскую княжну, возвращавшуюся в свою родную землю (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47–48).

Местечко Сиротино также украшали флаги. На многих улицах стояли арки. Небольшая местная церковь с великолепным иконостасом, превосходной живописью и отличной внутренней отделкой была очень красива. В момент прибытия мощей преподобной к храму число богомольцев составляло более десяти тысяч. Огромная сплошная толпа заняла всю улицу, ведущую к церкви.

Ранняя Литургия началась в пять часов утра. После молебствия святые мощи были подняты духовенством, и процессия направилась далее, в село Ловжа. Множество верующих следовало за святыней. В два часа дня крестный ход прибыл в Ловжу, которую покинул после часового отдыха (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 43).

Заслуживает внимания участие старообрядцев в Торжествах Полоцкой земли. На всем пути от Витебска до Полоцка, где только были старообрядческие селения, они выходили навстречу процессии, прикладывались к мощам. Но особенно поразило всех православных то участие и усердие, которое проявили старообрядцы села Ловжа. Они пожелали присоединиться к шествию и принять участие в несении святыни. Православные уступили свое место у раки преподобной Евфросинии старообрядцам. С глубоким благоговением последние взяли носилки с мощами преподобной, и крестный ход направился далее. Несколько верст шли старообрядцы, все время неся на своих плечах мощи угодницы Божией и воспевая со всеми православными в общем духовном ликовании священные песнопения в честь Полоцкой княжны (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 48–49, 51).

Смотрите так же:  Литургия в покровском соборе

На противоположном берегу реки Оболь находилась Оболь-Онуфриевская церковь, откуда пришел крестный ход. Дальнейший путь лежал в Игумено-Оболь, куда священная процессия прибыла около девяти часов вечера.

Село Струнь – последняя остановка на пути в Полоцк, в пяти верстах от него. Отсюда святые мощи были изнесены крестным ходом, возглавляемым архимандритом Пантелеимоном. На полпути от Струни до Полоцка процессию с мощами преподобной Евфросинии встретил полоцкий крестный ход (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 43–44).

Полоцк. Собор Николая Чудотворца.

Костел св. Стефана (до 1831 г.)

Свято-Николаевский собор в Полоцке — православный храм (до 1820 — костел святого Стефана иезуитского коллегиума, с 1820 по 1830 — принадлежал пиарам). Первый храм на месте собора построен в середине XVII века. В 1964 году собор был уничтожен.

В Полоцке существуют легенды, согласно которым под собором иезуитами был проложен подземный ход. С 1563 года Полоцк находился во власти Ивана Грозного. После упорной осады король польский Стефан Баторий в 1579 году взял Полоцк. Чтобы закрепить своё влияние среди преимущественно православных жителей Полоцка, он пригласил в город иезуитов и передал им большинство православных церквей и монастырей с их имуществом. В конце XVII века иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В своем окончательном виде костел святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Российской империи. Храм был передан пиарам (католический монашеский орден), а после 1830 года — православной церкви.

Костел Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов. Благодаря этому, храм не перенасыщен украшениями, ему присущи стройность и вертикализм, характерные для белорусского (виленского) барокко.

Проект переделки иезуитского костёла датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешел к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

Производилась замена храмовых икон, церковной утвари. Некоторые полотна церковной живописи (в частности, произведение художника середины XVII в. Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.

Освящение Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля 1833 года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839 году собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 году храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.

После установления советской власти собор был закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году были разобраны два верхних яруса обеих колоколен храма, при этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены еще в начале 30-ых годов ХХ века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили гигантский портрет Иосифа Сталина.

Войну и бомбардировки города авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941—1944 годов храм выстоял. Во время оккупации в нем производились богослужения.

В 60-е годы ХХ века СССР захлестнула последняя жестокая волна «борьбы с религией». Ее жертвой и пал Свято-Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного храма в 1976—1979 годах был построен многоквартирный дом.

Храм Святого Стефана в Полоцке

Во время Ливонской войны Полоцк в 1563—1579 годах занимали русские войска. В 1579 году после упорной осады город взял Стефан Баторий. В 1580 году он пригласил в город иезуитов, в числе которых был известный проповедник П. Скарга. Иезуитам было передано большинство православных церквей и монастырей с их имуществом.

Первый иезуитский храм был деревянным. Строительство велось под началом уроженца Мазовии Валенты Будака. Принимал участие в строительстве и архитектор из Восточной Пруссии Освальд Крюгер.

После взятия Полоцка (1663) войсками царя Алексей Михайловича «православные жители города и духовенство разобрали иезиутский костёл и из добытого материала выстроили двор для владыки». В 1733 году иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В 1733—1735 гг. строительство велось под началом уроженца Вармии архитектора Казимира Мателаковского (1671—1740), каменные стены на ранее заложенном фундаменте возводил немецкий каменных дел мастер Бенедикт Месмер.

Католический храм Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов.

В 1773—1780 годах на территории Полоцкого коллегиума были возведены каменные амбары, конюшня, каретная, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконнаяфабрика.Иезуитыимели хороших строителей, которые прежде чем воздвигать монументальные постройки, делали сооружения для отвода грунтовых вод и предупреждения плавунов . Для этого они рыли траншеи и закладывали главные магистральные линии дренажной системы.

В подвалах была сделана развитая система подземных водостоков для отвода-177 колодцев: дождевых-37, выгребных-14, смотровых-106, отстойных-20) которые при необходимости могли использоваться и как сокровищницы, и как казематы, и как подземные ходы, ведущие к Двине.

При коллегиуме содержались также аптека, богадельня, и музыкальная бурса.

Архитектурный комплекс Полоцкого иезуитского коллегиума являлся самым значительным сооружением в городе. Каменный собор св. Стефана, построенный в 1745 году при коллегиуме, являлся главной архитектурной доминантой центра Полоцка.

Полоцкий коллегиум являлся одним из богатейших в Белоруссии. Ему принадлежали фольварки Экимань, Казимирово, Вяжищи, Туровля, Иваньск, Межджищи, Загатье, Мосар, Игуменов, в которых проживало около 7800 человек.

Практически со времени открытия Полоцкого иезуитского коллегиума при нем действовал школьный театр, который широко использовался иезуитами для миссионерской и просветительской деятельности. В репертуаре полоцкого школьного театра были пьесы на французском, итальянском и латинском языках.

В 1773 году, когда деятельность ордена иезуитов была запрещена в католических странах, с позволения российских властей он продолжал функционировать на территории Белоруссии, часть которой отошла к Российской империи после раздела Речи Посполитой.

В 1777 году, по ходатайству ордена иезуитов, Екатерина II разрешила открыть в Полоцке иезуитский новициат. В феврале 1780 года он начал свою работу. После открытия новициата Полоцк становится своеобразной «столицей» ордена иезуитов. В мае 1780 года Екатерина II посетила Полоцк. Полоцкие иезуиты организовали пышную церемонию встречи и пребывания императрицы в городе.

В 1782 году иезуиты избрали генеральным викарием ордена ректора Полоцкого коллегиума Станислава Черневича. С 1785 по 1798 год генеральным викарием становится уроженец Полотчины Габриэль Ленкевич. С 1799 по 1802 год этот пост занял Франциск Каре. Папа римский повелел ему с 1801 года именоваться генералом ордена иезуитов. В дальнейшем пост генерала ордена занимал бывший преподаватель Полоцкого коллегиума Габриэль Грубер (1802—1805). С 15 июня 1812 года произошло торжественное открытие Полоцкой иезуитской академии, на котором присутствовали белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, греко-католический архиепископ Иоанн Красовский и другие.

Полоцкая иезуитская академия издавала первый на территории Белоруссии литературно-научный журнал «Месенчник Полоцкий» («Miesiecznik Polocki»). Журнал издавался на протяжении 1818 года и трех месяцев 1820 года ежемесячно на польском языке. Вышло 14 номеров, которые содержали 85 статей.

Полоцкая иезуитская академия владела богатейшей библиотекой (более 50 тысяч томов). При иезуитском коллегиуме и академии существовала типография, которая с 1787 по 1820 год выпустила около 500 наименований книг (преимущественно польскоязычных).

Достопримечательностью Полоцкой академии являлся музей, располагавшийся в отдельном трехэтажном корпусе. Знаменитостью музея являлась механическая голова, которая располагалась высоко в стенной нише. Она имела подвижные глаза и «отвечала» посетителям на основных европейских языках. В музее содержались коллекции оружия, произведений декоративно-прикладного искусства, гравюр, живописных полотен, геологические и зоологические экспонаты, различные механизмы и приборы.

Гордостью Полоцкой академии были астрономический зал с уникальным восьмифутовым телескопом, физический и механический кабинеты с редким оборудованием, изготовленным преподавателями академии, химическая лаборатория, минералогический кабинет.

При Полоцкой академии существовал конвикт (интернат) для малоимущих учащихся.

В 1814 году, когда орден был восстановлен в своих правах папой Пием VII, миссионерская деятельность иезуитов в Российской империи стала тревожить власти. В 1815 году иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга в Полоцк. В 1820 году, после смерти генерала ордена Фаддея Бжозовского, иезуиты, которые не пожелали сложить с себя орденские обеты, были высланы из Российской империи, а Полоцкая академия была ликвидирована, имущества ордена было конфисковано.

Проект переделки иезуитского храма датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешёл к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

Производилась замена храмовых икон, церковной утвари. Некоторые полотна церковной живописи (в частности, произведение художника середины XVII века Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.

Смотрите так же:  Софийский собор был построен в 1037 году в

Освящение Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля 1833 года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839 году собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 году храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.

После изгнания иезуитов из Российской империи и закрытия Полоцкой академии значительная часть библиотеки была расхищена. Ее остатки были переданы полоцким пиарам. В дальнейшем сохранившиеся книги были распределены между различными учебными заведениями России. Оборудование полоцкой типографии в 1833 году было отправлено в Киев.

С 1822 по 1830 годы в корпусах бывшей Полоцкой иезуитской академии располагалась Полоцкое высшее пиарское училище. В 1830—1835 годах постройки академии были реконструированы, возведены новые корпуса, и здесь разместился Полоцкий кадетский корпус.

После установления советской власти собор был вскоре закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году были разобраны два верхних яруса обеих колоколен храма, при этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены ещё в начале 30-х годов ХХ века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили гигантский портрет Иосифа Сталина.

Войну и бомбардировки города авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941—1944 годов храм выстоял. Во время оккупации в нём производились богослужения.

В 60-е годы ХХ века СССР захлестнула последняя волна «борьбы с религией». Её жертвой пал Свято- Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного храма в 1976—1979 годах был построен многоквартирный дом. В советское время на её территории располагался военный госпиталь. С 2005 года, после реставрации сохранившихся корпусов, здесь располагаются историко-филологический факультет, а также факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета. В старинных зданиях успешно продолжающего научные, культурные и образовательные традиции своих достойных предшественников.

Подготовил Андрей Буховецкий по материалам интернет-источников

Витебские Торжества. 7–16 мая. Дальнейший путь следования святых мощей до Полоцка. 16–20 мая

Накануне встречи в Витебске святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, 6 мая 1910 года в день рождения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича протоиереем Алексием Матюшенским в Николаевском соборе было сказано слово: «…Прошли века… много пережила наша родина, особенно наша Полоцкая земля, но память народная о подвигах Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, была хранилищем родного православия и русской национальности и под властию литовцев, и под игом польским. Неудивительно, поэтому, что при первых же ростках свободы религиозной и национальнаго возрождения Белоруссия вспомнила о своей просветительнице и молитвеннице. И она, видя эту народную любовь и вспомнив многострадальную жизнь своей родины под властью поляков, как бы во исполнение своего обещания подвиглась после долгой разлуки на свое обновленное пепелище… Народная вера, сохранившая память о Преподобной, подняла на 1000 верст всех тех, кому дорога была память о ней, и вот мы видим неописуемыя картины народнаго движения: оба берега Днепра, некогда послужившаго купелью для крещения русскаго народа, а ныне ставшаго путем следования св. мощей Преподобной Евфросинии в ея родную землю, усыпаны живыми движущимися толпами молящихся и в религиозном восторге славящих Преподобную Княжну, игумению Полоцкую, спустя 7 веков после ея кончины. Не менее чудное зрелище представляет и шествие со св. мощами Преподобной в ея родной Полоцк чрез наш город. Нельзя передать, что испытывает народное сердце при виде возвратившейся к нему его просветительницы в нетленных мощах ея, подъем религиознаго чувства, граничащий с восторгом и небесною радостью, показывает всем и каждому, как сильна вера православная… как велика любовь народная к Царю Православному. В данном случае мы обязаны возвращением св. Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, в ея родную землю нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу… Когда в годы войны с Японией наш Благочестивейший Государь Император приезжал в г. Витебск для прощания с войсками, отправлявшимися в Маньчжурию, наш… благостнейший Архипастырь, поднося ему чудный лик Преподобной, обратил его царское внимание на нашу любовь к Преподобной Евфросинии. Убедившись лично в этой любви нашей, Государь и выразил сочувствие нашему вожделенному и непрекращающемуся молению о возвращении к нам ея святых мощей.

Собравшись сегодня в день Рождения нашего Возлюбленнаго Монарха для сердечной молитвы о Его здравии, долгоденствии и преуспевании в царственных трудах на пользу народа, не забудем вознести и благодарственную молитву… Пусть Преподобная Евфросини. сама Княжна, знавшая трудность царскаго служения, поможет Ему в новом лете Его славнаго Царствования своим Небесным предстательством у Жениха ея – Христа. Аминь» (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 27. С. 637–638).

7 мая Витебск усердно готовился к встрече святыни. В кафедральном соборе подготовка началась еще с утра. Женщины и дети непрерывно приносили цветы. На соборной площади сотни людей были заняты установлением широкого помоста для раки с мощами преподобной.

На углу соборной площади и Гоголевской улицы [ныне часть ул. Ленина, от пл. Свободы до пл. Победы] красовалась арка, убранная зеленью. Далее, по обеим сторонам Гоголевской улицы, стояли высокие, в виде арок, столбы, обвитые зеленью и украшенные цветами. При повороте с Гоголевской на Могилевский базар [находился неподалеку от современной пл. Победы] – снова арки. Балконы домов по пути следования процессии были украшены флагами. На Оршанском шоссе, в трех верстах от города, жители устроили небольшую сень, также убранную цветами и зеленью. Здесь уже к восьми часам утра собрался народ в ожидании встречи со святыней.

Около полудня к Николаевскому собору стали прибывать крестные ходы из приходских храмов, а также из Свято-Троицкого Маркова монастыря с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Приблизительно в это время на соборной площади собрались воспитанники и воспитанницы духовных и светских учебных заведений Витебска.

Выход общего крестного хода из кафедрального собора начался в час дня. Во главе его следовали Серафим, епископ Полоцкий и Витебский, и Феодосий (Феодосиев), епископ Смоленский и Дорогобужский. По всему шоссе, от города до места встречи святых мощей и далее, беспрерывно шли вереницы богомольцев и двигались экипажи.

К четырем часам святые мощи принесли к кафедральному собору. Здесь на площади был отслужен благодарственный молебен за дарованную радость Полоцкому краю. Затем священнослужители перенесли святыню в храм. Участвовавшие в Торжествах хоры пели пасхальные песнопения. Военные оркестры продолжали играть «Коль славен». Церковные колокола возвещали населению о прибытии в город мощей игумении Полоцкой… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 37–39).

О благополучном перенесении мощей преподобной Евфросинии в Николаевский собор Преосвященный Серафим телеграфировал Его Императорскому Величеству Государю Николаю Александровичу следующее:

Благочестивейший Всемилостивейший Государь! При необозримых толпах народа в присутствии Епископа Смоленскаго Феодосия, администраторов и войска святые мощи Преподобной Евфросинии после благодарственнаго Господу Вседержителю молебствия на площади торжественно и величественно внесены в Витебский кафедральный собор. Повергая к стопам ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА чувства пламенной благоговейной признательности духовенства, монашествующих и мирян Полотской епархии за дарованное Вами нам величайшее духовное утешение, мы непрестанно молим Царя царствующих, да утвердит Он Своим безмерным могуществом Ваш царский престол в роде Вашем в долготу веков.

В ответ на телеграмму Его Преосвященства от Его Императорского Величества последовала следующая телеграмма:

«Преосвященному Серафиму, Епископу Полоцкому и Витебскому.

Мощи святой пребывали в Витебске с 7 по 16 мая. За эти девять дней вся Витебская и часть Смоленской губернии побывали в Николаевском кафедральном соборе, где в то время находилась святыня. Во избежание чрезмерного скопления людей витебские власти заранее установили порядок прибытия крестных ходов из разных мест епархии. Для каждого уезда был назначен особый день. В определенный час крестный ход подходил к городу, здесь его встречало витебское духовенство и сопровождало до собора. Там богомольцы молились на всенощной и прикладывались к мощам преподобной. На следующий день, после ранней Литургии, паломники оставляли город. На смену им прибывали другие. Благодаря такому распределению крестных ходов удалось избежать давки, нередко бывающей при большом стечении народа; каждый богомолец получил возможность присутствовать на богослужениях и приложиться к святыне (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 46).

Ранним утром 16 мая в кафедральном соборе была совершена Литургия архиерейским чином, после которой Преосвященный Серафим сказал прощальное слово, завершившееся молитвой преподобной Евфросинии. Затем сонмом духовенства во главе с архипастырем мощи преподобной были изнесены на соборную площадь, и здесь, на помосте, устроенном городским управлением, был отслужен молебен с многолетием Царствующему Дому. Раку со святыней с тяжелых носилок, сделанных в Киево-Печерской Лавре, переставили на легкие, изготовленные в Витебске. Торжественная процессия направилась из Николаевского собора в сторону Городокского шоссе. Впереди понесли старые носилки, а за ними новые, со святыми мощами (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 40–41).

Все лавки, все учреждения утром в этот день в Витебске были закрыты. Все житейское замерло. Медленно двигался по улицам Витебска многочисленный крестный ход. Величественным было это шествие! Все пространство – дома, балконы, крыши, деревья – заполнял народ. Взоры всех устремились на раку с мощами. Церковные хоры и военные оркестры оглашали улицы священными песнопениями в честь преподобной Евфросинии. Слезы были видны на глазах людей. Многие держали в руках зажженные свечи (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47).

Смотрите так же:  Измайлова собор

За святыми мощами следовали: духовенство во главе с епископом Серафимом, представители военных и гражданских властей, а также воспитанники и воспитанницы местных учебных заведений и несколько десятков тысяч богомольцев. У Николаевской военной церкви совершили молебен, а возле Николаевского кладбища – литию.

На вершину Волковой горы, расположенной приблизительно в трех верстах от города, около десяти часов утра прибыл встречный крестный ход из Лужеснянского прихода. Несмотря на холодный и ветреный день, гора была усеяна людьми. Из города беспрерывно шли длинной вереницей богомольцы. Отовсюду приходили люди, чтобы проводить святыню, покидавшую Витебск.

В Зароново процессия прибыла в восемь часов вечера. Вместе с крестным ходом пришло около двух тысяч богомольцев. Началась всенощная. Вокруг храма, расположенного на берегу большого озера, были разбиты палатки для ночлега, зажжены фонари «Люкс».

17 мая, в десять часов утра, по окончании ранней Литургии и молебствия преподобной, процессия направилась из Заронова в местечко Сиротино. С утра было ясно, но к полудню, когда крестный ход приблизился к имению А. А. Кусакова, пошел мелкий дождик. Во всех селах и деревнях, встречавшихся на пути, крестьяне устраивали красивые и оригинальные арки из зелени. Деревенские избы украшали флаги. Во всем присутствовало усердие и старательность. Народ очень желал встретить родную святыню самым почетным образом: все были одеты по-праздничному, никто не работал, всюду по дороге были разбросаны полевые цветы, еловые ветви, аир, папоротник.

Религиозный подъем духа и необыкновенное воодушевление православных как-то незаметно передавались и иноверцам. Католики, вначале уклонявшиеся от участия в Торжествах перенесения святых мощей, позднее вместе с православными проливали слезы духовного умиления. Евреи также не оказались безучастными к проходящим на Полоцкой земле религиозно-национальным Торжествам. В местечке Сиротине они устроили великолепную арку с надписью «Еврейское общество» с портретом Государя Императора, мотивируя этот поступок желанием почтить русскую княжну, возвращавшуюся в свою родную землю (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47–48).

Погода благоприятствовала празднику: дождь прекратился, светило солнце, хотя было холодно. Ранним утром 18 мая были даже небольшие заморозки, но тем не менее возле ограды стояло множество людей, желавших приложиться к святыне. Священники, которых в Сиротине собралось более двадцати, беспрерывно в течение всей ночи, служили молебны.

Заслуживает внимания участие старообрядцев в Торжествах Полоцкой земли. На всем пути от Витебска до Полоцка, где только были старообрядческие селения, они выходили навстречу процессии, прикладывались к мощам. Но особенно поразило всех православных то участие и усердие, которое проявили старообрядцы села Ловжа. Они пожелали присоединиться к шествию и принять участие в несении святыни. Православные уступили свое место у раки преподобной Евфросинии старообрядцам. С глубоким благоговением последние взяли носилки с мощами преподобной, и крестный ход направился далее. Несколько верст шли старообрядцы, все время неся на своих плечах мощи угодницы Божией и воспевая со всеми православными в общем духовном ликовании священные песнопения в честь Полоцкой княжны (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 48–49, 51).

В семь часов вечера процессия прибыла в деревню Зуи. Раку с мощами поставили под красивой аркой в виде балдахина, устроенной крестьянами. Здесь был отслужен молебен преподобной.

19 мая после ранней Литургии в Игумено-Обольской церкви шествие с мощами преподобной Евфросинии в сопровождении крестных ходов Оболь-Онуфриевской, Станиславовской и Игумено-Обольской церквей направилось в село Шатилово. В деревне Берковичи, по правую сторону реки Оболь, святыню встретил крестный ход из Шатиловской и Новиковской церквей. В полдень святые мощи принесли в храм села Шатилова, где перед ними отслужили молебен с акафистом.

В пять часов вечера мощи преподобной из Шатилова были изнесены по направлению к селу Сосница. Вблизи имения Горяны шествие со святыней встретили крестные ходы из Сосницкой и Домникской церквей. Когда принесли мощи в большой и новый Сосницкий храм, священнослужители во главе с настоятелем Невельского мужского монастыря игуменом Герасимом совершили торжественное всенощное бдение, а на следующий день – Божественную Литургию.

20 мая, в десять часов утра, по окончании Литургии святые мощи, сопровождаемые крестными ходами из Шатиловской, Сосницкой и Домникской церквей, проследовали из Сосницы в село Струнь. Оттуда навстречу им вышел крестный ход, возглавляемый благочинным 1-го округа священником Александром Григоровичем. В Струни была устроена для встречи святыни прекрасная арка из зелени. В двенадцать часов дня мощи преподобной Евфросинии поставили для поклонения в Кресто-Воздвиженском храме, построенном Полоцким униатским архиепископом Ираклием (Лисовским). Здесь находилась некогда резиденция полоцких униатских архиепископов.

Село Струнь – последняя остановка на пути в Полоцк, в пяти верстах от него. Отсюда святые мощи были изнесены крестным ходом, возглавляемым архимандритом Пантелеимоном. На полпути от Струни до Полоцка процессию с мощами преподобной Евфросинии встретил полоцкий крестный ход (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 43–44).

Свято-Николаевский собор (Полоцк)

Православный собор
Свято-Николаевский собор
белор. Свята-Мікалаеўскі сабор
Костел святого Стефана и коллегиум иезуитов в Полоцке Свято-Николаевский собор . Рисунок Наполеон Орда 1875—1876
В какой стране находится: Беларусь
В каком городе: Полоцк
Какова конфессия: Католицизм, впоследствии — Православие
Орденская принадлежность: Иезуиты, впоследствии — Пиары
Тип: здания Костел, впоследствии — Собор храм
В каком архитектурном стиле: Барокко
Когда основан (Дата основания): 1579 год
Как долго продолжалось Строитель:ство: 1733—1745 годы
Основные даты:
1833 год — православное освещение
1964 год — взорван
В каком состоянии: взорван

Описание «Свято-Николаевский собор (Полоцк)»

Свято-Николаевский собор — взорванный в 1964 году монумент виленского барокко, находившийся в Полоцке. До 1820 года — церковная церковь святого Стефана иезуитского коллегиума. С 1820 по 1830 принадлежал пиарам, позже был переделан в православный храм.

Римско-католический храм Святого Стефана

Во время Ливонской войны Полоцк в 1563—1579 годах занимали российские войска. В 1579 году после упрямой осады город взял Стефан Баторий. В 1580 году он пригласил в город иезуитов, в множестве которых был узнаваемый проповедник П. Скарга. Иезуитам было передано большая часть православных церквей и монастырей с их имуществом.

1-ый иезуитский храм был древесным. Строительство велось под началом уроженца Мазовии Валенты Будака. Учавствовал в строительстве и конструктор из Восточной Пруссии Освальд Крюгер.

После взятия Полоцка (1663) войсками царя Алексей Михайловича «православные обитатели городка и духовенство разобрали иезиутский костёл и из добытого материала выстроили двор для владыки». В 1733 году иезуиты приступили к постройке неизменного каменного храма. В 1733—1735 гг. строительство велось под началом уроженца Вармии конструктора Казимира Мателаковского (1671—1740), каменные стенки на ранее заложенном фундаменте строил германский каменных дел мастер Бенедикт Месмер.

В собственном окончательном виде храм святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Русской империи. Церковь в 1822 году передана монахам ордена пиаров, а после 1830 года — православной церкви.

Внешний облик храма Святого Стефана

Церковная церковь Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея обычный базиликальный план, он венчался куполом на высочайшем барабане. Наружное архитектурное оформление храма было сдержанным. Но размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции присваивали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности возрастает в направлении к верху вкупе с уменьшением размеров строительных частей.

Проект переделки поиезуитского храма датирован 1831 годом. Он предугадывал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство 1-го престола и ликвидирование кафедры в интерьере. Контроль за реализацией проекта перешёл к местному православному архиерею Смарагду (Крыжановскому), опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора Н. Н. Хованского.

Выполнялась подмена храмовых икон, церковной утвари. Некие полотна церковной живописи (а именно, произведение художника середины XVII века Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.

Православный Свято-Николаевский собор

Освящение Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля 1833 года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839 году собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года Полоцкой военной гимназии. По требованию обитателей в 1875 году храм опять стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.

Церковная кафедра, оставшаяся в Свято-Николаевском соборе (Полоцк, Беларусь) с тех пор, когда он был костелом (фото С. М. Прокудин-Горский, 1912)

Ликвидирование храма

После установления русской власти собор был скоро закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году были разобраны два верхних яруса обеих колоколен храма, при всем этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены ещё сначала 30-х годов ХХ века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили огромный портрет Иосифа Сталина.

Войну и бомбардировки городка авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941—1944 годов храм выстоял. Во время оккупации в нём выполнялись богослужения.

В 60-е годы ХХ века СССР захлестнула последняя волна «борьбы с религией». Её жертвой пал Свято-Николаевский собор. Ликвидирование храма вышло 9 либо 11 января 1964 года. На месте взорванного храма в 1976—1979 годах был построен многоквартирный дом.

Related Post

Собор рождества богородицы в москве

Москва. Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. После октябрьского переворота 1917 года обитель была закрыта, храмы и колокольня уничтожены. Впоследствии на месте бывшего величественного собора Зачатьевского монастыря была построена общеобразовательная

Расписание богослужений во владимирском соборе

Расписание богослужений Храм открыт для посещений: в будни с 08.00 до 19.00 или до окончания Богослужения, в воскресные дни с 06.30 до 19.00 или до окончания Богослужения. Подробное расписание Богослужений

Жетон ангел петропавловский собор

Петропавловская крепость Kirill Klementiev / Shutterstock.com Петербург начался здесь и начался стремительно: весной 1703 года в ходе Северной войны Петр I отбил у шведов топкие, но стратегически важные приневские земли,