Меню

Соборы белоруссии

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Белорусский экзархат Московского Патриархата

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший 9-11 октября 1989 г. в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании Могилевской, Пинской и Полоцкой епархий.

16 октября 1989 г. на очередном заседании члены Синода Русской Православной Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили: экзарху Белоруссии впредь иметь титул митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии; Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии.

Синод также поручил Преосвященному Кириллу, архиепископу Смоленскому и Калининградскому, председателю ОВЦС МП (в настоящее время — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на предстоящем 30-31 января 1990 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и представить проект «Положения об экзархатах Московского Патриархата».

Архиерейский Собор на своих заседаниях 30-31 января 1990 г. заслушал доклад Преосвященного архиепископа Кирилла и определил принять «Положение об экзархатах», внести его в действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви в виде VII раздела, сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII, с последующим утверждением на Поместном Соборе.

Решения данного Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой лавре 7-8 июня 1990 г.

В Свято-Духовом соборе Минска расположена кафедра Патриаршего экзарха всея Беларуси. Второй кафедрой является Слуцк, где находится Михайловский кафедральный собор.

Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 г. (журнал № 15), утвержденным постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18-19 февраля 1992 г. (журнал № 13), принятыми на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Минская епархия была реорганизована и территориально ограничена Минской областью.

Титул правящего архиерея — митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси.

Решением Синода БПЦ от 12 января 2012 г. (журнал № 149) учреждено Управление делами Белорусского экзархата.

Решением Синода БПЦ от 26 февраля 2019 г. (журнал № 16) образован Духовно-административный центр — Минская экзархия Белорусского экзархата, в состав которой вошли:

  • Управление делами Минской экзархии;
  • Административный секретариат Минской экзархии;
  • Служба делопроизводства Минской экзархии;
  • Синодальные отделы Белорусского экзархата;
  • Пресс-служба Патриаршего экзарха всея Беларуси;
  • Секретариат Патриаршего экзарха всея Беларуси;
  • Издательский совет Белорусского экзархата;
  • Юридическая служба Минской экзархии;
  • Финансово-хозяйственная служба (бухгалтерия);
  • Духовно-образовательный центр.
  • В настоящее время в структуре Белорусского экзархата действуют следующие Синодальные отделы и комиссии:

  • Управление делами Минской экзархии (на правах Синодального учреждения);
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Синодальный информационный отдел;
  • Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству;
  • Синодальный отдел по делам молодежи;
  • Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
  • Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • Синодальный миссионерский отдел;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная ревизионная комиссия;
  • Церковный суд Белорусского экзархата;
  • Издательский совет;
  • Синодальный паломнический отдел;
  • Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством;
  • Наградная комиссия Белорусского экзархата (на правах Синодального учреждения);
  • Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Республики Беларусь;
  • Синодальный отдел по тюремному служению;
  • Синодальный отдел по церковному искусству, архитектуре и реставрации;
  • Синодальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
  • Решением Синода Белорусского экзархата от 1 декабря 2019 г. (журнал № 63) учреждена «Религиозная миссия «БЛАГО» Белорусской Православной Церкви», на которую возложены обязанности по централизованному обеспечению канонических подразделений Белорусской Православной Церкви предметами религиозного назначения и религиозной литературой.

    Решением Синода Белорусского экзархата от 24 марта 2019 г. (журнал № 12) образован Синодальный центр сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви.

    Решением Синода Белорусского экзархата от 13 декабря 2019 г. (журнал № 56) Совет по семейным ценностям при Синоде Белорусской Православной Церкви преобразован в Синодальную комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

    В составе Белорусского экзархата (по состоянию на январь 2012 г.) насчитывалось: 1555 приходов, 34 монастыря, 1485 священников и 166 диаконов, 46 органов православных СМИ. В том числе:

    • Минская епархия — 392 прихода, 7 монастырей, 401 священник и 56 диаконов, 167 воскресных школ, 17 органов православных СМИ;
    • Бобруйская епархия — 45 приходов, 2 монастыря, 38 священников и 3 диакона, 17 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
    • Брестская епархия — 194 прихода, 4 монастыря, 190 священников и 14 диаконов, 120 воскресных школ, 2 органа православных СМИ;
    • Витебская епархия — 168 приходов, 5 монастырей, 130 священников и 33 диакона, 50 воскресных школ, 14 органов православных СМИ;
    • Гомельская епархия — 135 приходов, 4 монастыря, 166 священников и 24 диакона, 54 воскресные школы, 2 органа православных СМИ;
    • Гродненская епархия — 94 прихода, 104 священника и 8 диаконов, 67 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
    • Могилевская епархия — 75 приходов, 2 монастыря, 69 священников и 6 диаконов, 27 воскресных школ;
    • Новогрудская епархия — 96 приходов, 3 монастыря, 105 священников и 7 диаконов, 69 воскресных школ, 5 органов православных СМИ;
    • Пинская епархия — 176 приходов, монастырь, 166 священников и 8 диаконов, 42 воскресные школы, 2 органа православных СМИ;
    • Полоцкая епархия — 100 приходов, 4 монастыря, 57 священников и 4 диакона, 16 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
    • Туровская епархия — 80 приходов, 2 монастыря, 59 священников и 3 диакона, 25 воскресных школ, 1 орган православных СМИ.
    • Действуют Минская духовная академия, Минская и Витебская духовные семинарии, Минское, Слонимское и Витебское духовные училища, 654 воскресные школы, более 100 церковных организаций, занимающихся социальной деятельностью.

      По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 г. при храме св. мц. Ирины в Покровском в Москве открылось представительство Белорусского экзархата.

      Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 125) Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет был почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях. Новым Патриаршим экзархом всея Беларуси был избран (журнал № 126) митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

      Решением Синода БПЦ от 26 февраля 2019 г. (журнал № 7) в Минске в здании бывшего архиерейского подворья, находящегося по адресу: город Минск, проспект Независимости, 26, открыто Патриаршее представительство Русской Православной Церкви.

      Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на Епархиальном собрании Минской епархии (05.01.12)

      Топ-10 самых необычных культовых мест Беларуси

      Жители белорусских земель издавна славились отсутствием религиозной нетерпимости и лояльным отношением к представителям самых различных вероучений. Это подтверждают и многочисленные памятники культовой архитектуры, дошедшие до наших дней.

      Кроме широко распространенных церквей и костелов, в Беларуси можно встретить кальвинистские сборы и лютеранские кирхи, молельные дома староверов и евангелистов, мечети и синагоги, кришнаитские храмы и языческие капища. О наиболее интересных действующих объектах такого рода и пойдет речь ниже.

      В городе Полоцке, расположенном в устье речки Полоты, впадающей в Западную Двину, всё дышит историей. И немудрено, ведь именно здесь в период существования Полоцкого княжества зарождались основы будущей белорусской государственности. А величественный Софийский собор, возведённый тут с 1044 до 1066 гг., в период правления легендарного Всеслава Брячеславовича по прозвищу «Чародей», является одной из древнейших христианских святынь Беларуси.

      Подобных церквей до этого было только две — в Киеве и Новгороде. Все они строились по образцу Софийского собора в Царьграде при помощи византийских зодчих. Новый собор должен был стать свидетельством независимости и могущества Полоцкого княжества, а еще олицетворять собой плывущий над Двиной белый корабль. Построенный как оборонительное сооружение с толщиной стен почти в 1,5 метра, храм являлся по совместительству ещё и крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной.

      Стены храма украшали фрески, от которых ныне сохранились только фрагменты. В Софийском соборе не только молились — здесь была библиотека, работали архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни, проходили приемы послов, находилась усыпальница полоцких князей (раскопано 16 саркофагов).

      За свой долгий век полоцкая София не раз перестраивалась, горела, восстанавливалась, меняла хозяев… В конце XVI века храм перешёл к униатам. А наиболее драматические события развернулись в Полоцке в период Северной войны: униатские священники были жестоко убиты, храм разграблен российскими солдатами и по приказу Петра I переоборудован в склад боеприпасов и амуниции, а в 1710 году в результате взрыва и вовсе – почти целиком уничтожен.

      Восстановление собора начало лишь спустя три десятка лет под руководством священника Флориана Гребницкого. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную базилику в стиле виленского барокко. В интерьере появились колонны, много лепных деталей, фигурные карнизы, деревянные скульптуры. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трехъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы.

      Сегодня Софийский собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и вызывает большой интерес у туристов со всего мира. Здесь располагается музей истории архитектуры храма, ежегодно проходят международные фестивали органной и камерной музыки. Рядом с собором установлен один из четырех сохранившихся до наших дней Борисовых камней – огромных древних валунов с выбитыми на них крестами и надписями, названных в честь правившего в XII веке князя Бориса Всеславовича.

      В Островецком районе Гродненской области находится деревенька Гервяты, где расположен один из прекраснейших костёлов нашей республики. Порой его называют «белорусским Нотр-Дамом», хотя, на первый взгляд, между этими храмами мало общего. Но, наверное, в таком титуле содержится намёк на то, что Гервятский костёл для белорусов – это почти то же самое по значимости, что и Нотр-Дам для французов.

      История данного культового сооружения началась в 1536 году, когда указом виленского епископа Яна здесь был основан деревянный костёл Святой Троицы. А спустя пару веков, в 1899-1903 годах на средства князя Ольшевского на этом же месте был возведён уже кирпичный костёл. К его созданию приложили руки архитектор Альшаловский и зодчий Михневич.

      Согласно летописям, над строительством храма каждый день трудилось более 70 человек. За деревней даже был специально построен кирпичный завод, где для костёла изготавливали кирпич высокого качества. Известь же производили из известковых камней, добытых в реке Лоша, протекающей рядом с деревней.

      Интересный факт: для того, чтобы добиться лучших свойств извести, в неё добавляли яйца, которые тысячами собирались у местных крестьян. Черепицу же для крыши специально привезли из Германии по Либаво-Роменской железной дороге.

      При строительстве архитектор применил характерные для готики аркбутаны (наружные полуарки, распределяющие нагрузку с основной стены на отдельно стоящие опоры). Окна неоготического храма украшены витражами, а отличительной особенностью стал высоченный шпиль с крестом, благодаря которому общая высота конструкции (включая крест) составляет около 70 метров – почти как у Нотр-Дама!

      Костёл Святой Троицы многое пережил. На его долю выпали две мировые войны, революция, территория деревни неоднократно переходила от одного государства к другому, но, к счастью, он ни разу не был разрушен. Сейчас богослужения в костёле, сопровождаемые торжественными звуками органа, проводятся на трёх языках: белорусском, польском и литовском.

      Отреставрированный сравнительно недавно храм издали напоминает какое-то нереально-сказочное сооружение. К тому же, территория вокруг него, как и полагается, элегантно облагорожена газонами и клумбами, скульптурами и дорожками. И, несмотря на то, что в Гервятах проживает всего-то пять сотен человек, история этого местечка исчисляется почти шестью столетьями, а наличие уникального костёла делает его настоящей туристической Меккой.

      Свято-Успенская церковь в Сарье

      Это небольшое местечко в Верхнедвинском районе Витебской области обязательно стоит посетить любознательным путешественникам. При въезде в деревню, получившую название от протекающей здесь реки Сарьянки, сразу бросается в глаза крайне необычного вида храм в неоготическом стиле. По всем канонам жанра он должен быть костёлом, каковым и являлся по факту возведения в 1851–1857 годах, однако в настоящее время здесь действует православный приход.

      Давным-давно, в начале XVI века, деревня Сарья была наследной землей магнатов Сапегов, а в XVIII веке перешла к мстиславскому старосте Николаю Лопатинскому, сыну которого – Игнатию – было суждено увековечить память о своей возлюбленной в форме неповторимого храма, повторив тем самым романтический подвиг инициатора создания всемирно известного Тадж-Махала.

      А начиналось всё с того момента, когда в один прекрасный день Игнатию Лопатинскому очень приглянулась одна молодая барышня по имени Марыся Шумская. Она не была родом из богатой семьи, да и приданного как такового не имела. Но это не остановило шляхтича, ведь он без памяти влюбился в юную особу, женился на ней и до конца своих дней хранил ей верность.

      К сожалению, жизнь была не слишком благосклонна к этой паре: сперва умер их первенец, а во время тяжёлых третьих родов скончалась и сама супруга. Игнатий глубоко переживал смерть жены и в память о ней решил возвести в Сарье рядом с ее могилой костёл.

      Успешно реализовать этот высокий замысел помог известный прусский архитектор Густав Шахт, который жил на тот момент неподалёку – в городке Освея. Используя богатство изысканных, вертикально-стремительных кирпичных тяг, ниш, шпилей, высоких стрельчатых проемов, он придал Сарьянскому костёлу воздушную легкость и изящную графичность. Кирпич для храма сделали на небольшом заводике, который принадлежал Игнатию Лопатинскому и находился в одной из его деревень. Постройка этого величественного сооружения завершилась в 1857 году, после чего костёл был освящён в честь святой Марии.

      Очень нелегко далось Лопатинскому это предприятие, ведь в XIX веке на территории Российской империи существовала жесткая регламентация католической жизни — открытие новых костелов было, по сути, невозможно. Охваченный отчаянием и тоскою после смерти любимой жены, Игнатий Лопатинский не желал ждать разрешения властей на то, что считал своим долгом христианина и мужа. И вот Витебское губернское управление возбудило дело против хозяина Сарьи, а в его поместье даже направили специальную комиссию для проведения «дознания».

      Лопатинский с огромным трудом убеждал ее членов в том, что возведенная на его собственные средства постройка — никакой не костёл, а просто необычного вида памятник рядом с могилой супруги, в котором будут размещены бюсты умерших предков, фамильный архив, библиотека и разные древности. В итоге комиссия посчитала шляхтича редкостным чудаком, но разрешение все-таки выдала.

      Во время национально-освободительного восстания 1863—1864 годов в Польше, Литве и Беларуси Игнатий Лопатинский стал его активным деятелем.

      В качестве наказания за участие в антироссийском восстании Сарьянский костёл ввиду… «привлекательности вида» был конфискован и в 1865 году закрыт. Строение храма передали в православное ведомство. Лопатинский неимоверными усилиями пытался вернуть храм — этот самый дорогой его сердцу памятник.

      Он даже предлагал властям пожертвовать свои деньги на возведение новой православной церкви, но все было тщетно. В 1869 году костел был переосвящен в православную церковь имени Успения Богородицы.

      ХХ век принёс новый виток испытаний для «Сарьянской жемчужины»: в 1935-м церковь закрыли, а после Второй Мировой войны в ней находился склад. В конце 80-х храм восстановили, в 1989 – вернули католикам, но уже через год, в 1990-м, снова передали православному приходу Успения Пресвятой Богородицы.

      Город Гродно изобилует множеством любопытнейших архитектурных объектов. Одним из таких, по праву претендующих на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, является Борисо-Глебская церковь, известная также под названием Коложская.

      Как это часто случалось, христианский храм возводился на месте бывшего языческого святилища, расположенного в урочище Коложань (слово «коложань» обозначает место, где бьют многочисленные родники). Постройка датируется XII веком и была названа в честь князей Бориса и Глеба. Согласно распространённой версии, инициаторами строительства храма могли быть либо они сами, либо их отец – Всеволод, правнук киевского князя Ярослава Мудрого.

      Этот замечательный образец древнего зодчества подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его опорные столбы имеют круглое сечение, из-за чего внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников.

      Кладка стен церкви выполнена из кирпича-плинфы, а их поверхность декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. В размещении разноцветной майолики и камней наблюдается определенная симметрия, но не строгая, благодаря чему фасады обрели еще большую живописность: со стороны кажется, что стены как будто инкрустированы драгоценными камнями.

      При церкви в 1480 году был основан православный монастырь, в 1635 г. она перешла к униатам, в 1697 г. – братству виленских базилиан, а в 1839 г. – вновь была возвращена православным. Большой опасностью для храма на протяжении нескольких столетий служили войны. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по состоянию стен.

      Но главным бедствием для Коложской церкви стали воды реки Неман, которые постоянно подмывали песчаную гору, на которой она стоит. В апреле 1853 года вся южная стена и часть западной стены здания церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким-то чудом удержалась на стропилах. С 1896 по 1906 годы были проведены работы по укреплению берега, обустройству видовой площадки и возведению деревянных стен вместо обрушившейся части храма.

      Но как ни прискорбно, и сегодня берег продолжает оседать и угроза обвала по-прежнему присутствует. Издали кажется, что древний храм словно парит между небом и землёй, соединяя внутри себя сакральное и мирское, поэтому вопрос дальнейшего сохранения этого уникального памятника – воистину дело государственной важности.

      В отличии от Коложской церкви, лютеранской кирхе святого Иоанна, также расположенной в Гродно, гораздо больше повезло с безопасностью месторасположения, но гораздо меньше – с реставрационными работами. Ведь их это здание ожидает уже более века!

      Евангелическо-лютеранская община была сформирована в Гродно в далеком 1779 году. Ее образовали лютеране немецкого происхождения, которые приехали в город по приглашению предприимчивого старосты Антония Тизенгауза. Цель этого приглашения состояла в том, чтобы правильно организовать королевские мануфактуры и наладить на них работу. А история гродненской кирхи берет начало 20 сентября 1793 года, когда король Станислав Август решил передать для нужд местной общины лютеран здание бывшей таверны.

      В 1843 году здание кирхи достроили. Немного позже, в 1873 году, комплекс пополнился красивой колокольней с часами. Однако свой нынешний вид кирха приобрела только в 1912 году. Главный вход оформили большим стрельчатым порталом, над ним расположилось окно-роза.

      Стены боковых фасадов были обведены широким карнизным пояском, укреплены контрфорсами, в окнах возникли цветные витражи с готическими металлическими переплётами. Интерьер обрёл вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Кроме того, со стороны алтарной части храма был возведен новый дом пастора, а сама кирха оштукатурена и соединена с пасторской пристройкой.

      Последующие Первая и Вторая Мировая война привели гродненскую лютеранскую общину в упадок, часть её была депортирована, часть иммигрировала. В советское время в здании кирхи разместили государственный архив (1944—1994 гг.), для чего убрали часть её интерьера. Территорию находившегося рядом старого лютеранского кладбища, закрытого ещё в 1936 году, застроили общественными зданиями.

      В 1995 году кирха была передана возрождённой гродненской евангелическо-лютеранской общине, и ныне это единственный действующий в Беларуси лютеранский храм. Сегодня в кирхе во время проведения месс используют электронный орган, однако прихожане не теряют надежды приобрести полноценный музыкальный инструмент.

      Поскольку большая часть богослужений состоит именно из исполнения религиозных песен, этот вопрос для общины очень актуален. Не зря же лютеранскую церковь часто называют «поющей». К слову, средства на первоначальный этап реконструкции уже выделены федеральным правительством Германии, дело за малым – провести должным образом реставрационно-восстановительные работы на данном оригинальном архитектурном объекте, вид и статус которого давно этого требуют.

      Райские кущи в Мосаре

      Расположенное неподалёку от райцентра Глубокое Витебской области местечко Мосар, словно магнит, притягивает к себе туристов. Здешний костёл св. Анны, построенный в 1792 году на месте иезуитской миссии по красоте, бесспорно, уступает таким архитектурным шедеврам, как, например, Фарный костёл в Несвиже, к сооружению которого приложил руку легендарный Джованни Бернардони. Однако и в маленьком Мосаре с лихвой хватает того, что делает пребывание здесь совершенно незабываемым.

      Главная святыня костёла – мощи св. Юстиниана, привезённые в 1838 году из Мяделя. Предание гласит, что останки везли на повозке и именно в Мосаре лошади отказались трогаться с места, давая верующим понять: сам святой высказал таким символическим образом свою волю. Кроме того, тут имеется точная копия работы Микеланджело – изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса. А главный праздник костёла (”фэст”) отмечается в День святого Яна и почти совпадает с датой языческого Купалья по старому стилю. В период летнего солнцестояния сотни верующих идут после мессы со свечками к озеру, чтобы очиститься от грехов.

      Кстати, одними из наиболее распространённых обывательских прегрешений тут до недавнего времени были пьянство и сквернословие. Но с появлением в приходе настоятеля Йозаса Бульки, человека с широкой душой и грандиозными замыслами, жизнь в посёлке круто изменилась. За два десятка лет неустанного труда и самоотверженной службы ксендзу, которому впоследствии был присвоен титул каноника, удалось превратить Мосар не только в «зону трезвости», но и в настоящий райский уголок.

      Ныне возле костёла располагается красивейший ландшафтный парк с аккуратными газонами, скульптурами, экзотическими цветами, фонтанами и искусственными водоёмами с лилиями. Ансамбль парка делится на две части, посвящённые двум чувствам, которые ведут человека к Богу: печали и радости. Печаль – это аллея, ведущая к кладбищу.

      Радость – это детская площадка со сказочными домиками, родниками и даже небольшим зверинцем. Действуют здесь музей народного быта и музей трезвости, а также бильярдный клуб и спортивная площадка. А венчает весь культурно-дендрологический комплекс самый высокий в Беларуси 23-метровый крест, видный в ясную погоду за 15 км.

      Свято-Никитская церковь в Здитово

      Старинные образцы деревянного культового зодчества в Беларуси не всегда могут похвастаться хорошим уровнем сохранности. Не только время берет своё, но и урбанизация – за последние полвека люди активно перебирались в города, а старые храмовые постройки становились малопосещаемыми и постепенно начинали разрушаться. Сия печальная участь миновала небольшую и на первый взгляд ни чем не выдающуюся церквушку в периферийной деревне Здитово Жабинковского района Брестской области.

      Чисто внешне кажется – ну что тут особенного, таких деревянных, традиционно синих церковных построек по республике разбросано не так уж мало. Однако Свято-Никитская церковь, расположенная на правом берегу реки Мухавец, не зря претендует на включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пожалуй, это самый старый из сохранившихся и ныне действующих деревянных православных храмов Беларуси. Построенный в 1502 году, этот самобытный образец культового зодчества гордо величают «деревянной сказкой Полесья».

      В конце XVI века храм стал униатским, а после переустройства в 1787 году приобрёл некоторые черты барокко. Неоднократно посещали данный приход и представители славного рода Костюшко, в частности, здесь бывал отец всемирно известного полководца.

      Ранее в интерьере Свято-Никитской церкви размещалась уникальная икона – «Одигитрия Иерусалимская», написанная на двух сосновых досках, украшенная золоченым фоном с растительным орнаментом. Это одно из лучших произведений древне-белорусской сакральной живописи XVI века, которое теперь находится в экспозиции музея при Национальной Академии наук Беларуси.

      Еще один экзотический образец деревянного культового зодчества является центром исламской культуры и располагается в небольшом городке Ивье Гродненской области. Согласно одной из версий, его название происходит от татарского слова «?y?, Eve» (гнездо, жилище). Возможно, эта версия и не является стопроцентно верной, однако то, что данная местность считается неофициальной татарской «столицей» Беларуси – абсолютно достоверный факт.

      Как известно из летописных источников, в конце XIV века князь Витовт с целью охраны границ Великого Княжества Литовского пригласил несколько десятков тысяч татар, ведь они считались ловкими, умелыми и преданными воинами. А в 1410 году татары принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев, и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

      С тех пор татары обжились на белорусских землях, пустили тут корни, позаимствовали язык, значительную часть местных традиций и давно перестали считаться чужеземцами. Однако будучи подверженными неизбежному процессу ассимиляции, представители татарской общности все же старались отстоять свою идентичность посредством сохранения преданности мусульманской вере.

      Поскольку в окрестностях Ивья татар жило немало, было решено возвести здесь деревянную мечеть с элементами модерна, строительство которой закончилось в 1882 году при финансовой поддержке графини Эльвиры Замойской. По плану строительства основа сооружения была квадратной, здание было разделено на две части: мужскую и женскую. Окрашенную в характерный для ислама зеленый цвет мечеть увенчал минарет, достроенный в 1922 году.

      Примечательно, что из двух десятков мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй Мировой войной, уцелела лишь одна – Ивьевская. А в советское время она и вовсе была единственным действующим мусульманским храмом во всей республике. Мечеть сохранила свои изначальные функции и в наши дни, а её посетители по-прежнему абсолютно мирно сосуществуют с живущими прямо по соседству католиками, православными, иудеями и атеистами.

      Костёл в Большой Рогознице

      В Мостовском районе Гродненской области располагается деревня, название которой происходит то ли от болотной травы рогозы, произраставшей на берегах местной речки Юхновки, то ли от грубой хозяйственной ткани, именуемой рогожей. Впрочем, противоречия тут нет, ведь рогожа изначально и делалась из волокон одноименного растения. Кроме того, старожилы называют свою деревню Рогожницей.

      Согласно легенде, в середине XVI века через данное поселение проезжала королева Бона Сфорца, а здешние жители преподнесли ей в качестве подарка не что-нибудь, а именно сплетенное ими красивое и большое покрывало из рогожи. Знаменита деревня и тем, что в её окрестностях разворачивалась жизнедеятельность многих знатных шляхтичей, также тут на тайные сходки у каплицы собирались участники восстания под руководством Кастуся Калиновского.

      После жестокого подавления восстания новые власти стремились уничтожить большинство артефактов, вызывающих воспоминания о деятельности повстанцев. Каплицу было приказано сжечь, однако её руины уцелели и до нашего времени. По мнению некоторых краеведов, именно у этих развалин некогда происходили кодовые диалоги патриотов: «Кого любишь? – Люблю Беларусь! – Так взаимно».

      В 1906 году имение перешло во владение шляхтича Оскара Мештовича. Именно в его бытность в Большой Рогознице и появился костёл в романском стиле с элементами конструктивизма. Его построили из колотых валунов, собранных с полей около деревни. Костел был освящен в честь Девы Марии. Уникальность этого культового строения, прежде всего, в его строгой эстетике, которая совершенно нетипична для восточно-европейского региона, а скорее характерна для лютеранских храмов Прибалтики и Скандинавии.

      Камни, как распространённый природный материал, не только служили основой для возведения культовых сооружений, но порой и сами по себе становились центральным элементом в осуществлении ритуальных действий. Так, в лесном массиве около деревни Крыжовка Минского района располагается одно из языческих святилищ, которых ранее в Беларуси было великое множество. Особенность в том, что данное капище, несмотря на видоизменение прежнего облика, и по сей день продолжает, хоть и нерегулярно, выполнять свои функции. Как рассказывают старожилы, это культовое место в древности было обустроено с целью поклонения древнеславянскому опекуну животного мира, богу плодородия, достатка, удачи и творческого вдохновения Велесу.

      На холме среди лесной поляны язычники облюбовали жертвенный валун, вокруг которого на деревьях в былые времена были развешаны черепа рогатого скота. Сюда приводили домашних животных с целью исцеления от болезней, молились о прибавлении в семействе и благополучии, а на алтарном камне оставляли символические подношения в виде молочных продуктов, мёда, пива, кваса, блинов и монет.

      Следует отметить, что языческие практики применялись жителями белорусских земель в течение нескольких десятков тысяч (!) лет, а их отголоски существуют в культуре и поныне. Даже в самом центре Минска, на берегу Свислочи, языческий храм под открытым небом просуществовал аж до начала прошлого столетия, а множество ритуальных камней можно сегодня посмотреть в столичном Музее валунов в микрорайоне Уручье.

      Вообще, языческие и христианские верования зачастую тесно переплетались между собой, образуя удивительный гибрид в мировоззрении наших предков. Так что, вероятно, прав был известный композитор и этнограф Станислав Казуро, отмечавший, что «душа белоруса была и остаётся насквозь языческой».

      Что же касается капища около деревни Крыжовка, то хотя и древний холм был уничтожен после прокладки автомагистрали, а последнего жреца репрессировали в 1937 году, основной элемент святилища в виде камня прекрасно сохранился и продолжает привлекать новоявленных последователей язычества. В середине февраля почитатели древних традиций собираются здесь, чтобы отметить «Валоссе» – так на белорусских землях издавна именовали красочный праздник Масленицы.

      Церкви и храмы в Минске (62)

      Церкви и храмы в Минской области (42)

      Церкви и храмы в Витебске и Витебской области (55)

      Церкви и храмы в Гомеле и Гомельской области (41)

      Церкви и храмы в Гродно и Гродненской области (39)

      Церкви и храмы в Могилеве и Могилевской области (37)

      Церкви и храмы в Бресте и Брестской области (23)

      На 2001 год процентное количество всех верующих в Беларуси, которые относили себя к православной ветви христианства, составляет более 70 процентов! Это значит, что подавляющее большинство следует православным убеждениям.

      Однако, в Республике Беларусь спокойно и уважительно относятся ко всем конфессиям и вероисповеданиям.

      Вероучение Православной церкви Беларуси, как и, в прочем, всей мировой Православной церкви, строится на следующих постулатах:

      — спасти свою душу можно только уверовав в «Единого Бога»;

      — Единство Бога проявляется в равенстве Лиц Святой Троицы (Триединство): Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Никто из этих элементов Триединства не является выше или же ниже по статусу;

      — Иисус Христос был распят за грехи людей;

      — За воскресением Христа следует вознесение, а затем Второе пришествие Христа;

      — жизнь после смерти существует. Как считают православные верующие по всему миру, в том числе, и в Беларуси, земная жизнь – это проверка души человека, достойна ли она попасть в рай, или же ей суждено оказаться в аду. Именно поэтому самоубийцы не отпеваются;

      — если Бог дал жизнь, то лишь он вправе ее отнять. Также, Православная церковь высказывается категорически против проведения абортов, считая, что человеческая жизнь начинается с момента рождения.

      Белорусская православная церковь представляет собой подразделение Русской Православной Церкви на территории нашей страны и имеет статус экзархата, что, в свою очередь, означает, особую административно-территориальную единицу, которая является зарубежной относительно основной церкви, или же специально созданная для верующих этой конфессии в особых условиях.

      Экзархат Белорусской православной церкви состоит из следующих епархий:

      •Бобруйская епархия
      •Борисовская епархия
      •Брестская епархия
      •Витебская епархия
      •Гомельская епархия
      •Гродненская епархия
      •Лидская епархия
      •Минская епархия
      •Могилёвская епархия
      •Молодечненская епархия
      •Новогрудская епархия
      •Пинская епархия
      •Полоцкая епархия
      •Слуцкая епархия
      •Туровская епархия

      На сегодняшний день в городе Минске зарегистрировано около полусотни православных общин, а для прихожан открыты двадцать семь церквей. Лишь четыре из этих церквей сохранились до наших времен, остальные же были построены заново. В настоящее время также семнадцать церквей строятся. Стоит отметить, что среди православных приходов города Минска есть и такие, у которых есть не один храм, а два, и даже три. Так, у православного прихода в честь Всех святых есть три храма.

      Обо всех церквях города Минска, а также других населенных пунктов Беларуси вы можете прочитать на нашем сайте – Белорусском справочнике ритуальных услуг Ritorg.by

      Вся жизнь человека, который исповедует христианство, наполнена самыми разнообразными обрядами. Когда он рождается, то проходит через крещение, что означает принятие данной религии. Когда он собирается связать свою жизнь с другим человеком, получает благословение и проходит венчание. Когда рождаются дети, также проходит обряд крещение, некоторые становятся крестными отцами или матерями, что накладывает огромную духовную ответственность за своих «подопечных». А когда человек уходит из жизни, по его душе осуществляют отпевание.

      Некоторые люди имеют ошибочное представление об обряде отпевания. Есть мнение, что отпевание дарует особую «путевку» усопшей душе в рай, однако, это не так. Это является своеобразной просьбой к Господу о том, чтобы душа покойного обрела покой.

      Также, православие знает немало похоронных традиций и обычаем, вокруг которых нередко начинают вырастать суеверия. О них также рассказано на страницах нашего Справочника.

      О том, какие обряды проводятся в церквях Республики Беларусь, узнавайте непосредственно у священнослужителей выбранного вами храма.

      Все православные знают о том, что поминание души усопшего осуществляется на третий, девятый и сороковой дни. Однако не все понимают, почему так происходит. Почему именно девятый день, а не, скажем, к примеру, одиннадцатый?

      Согласно убеждениям христиан, после того, как душа покидает тело покойного, еще два дня она как бы «блуждает» по миру, по дорогим при жизни местам. Этим можно и объяснить следующий факт: отпевание души умершего проводится максимально быстро, не позднее, чем через два дня после смерти человека.

      На третий день душа человека отправляется в рай, знакомясь со всеми его благами. Девятый день после смерти выпадает как раз на тот момент, когда душа умершего переходит в ад, чтобы следующие тридцать дней наблюдать за страшными муками грешников. И лишь на сороковой день душа навсегда отправляется в определенное место: рай или ад.

      Для того, чтобы быть еще более осведомленным по поводу христианских похоронных обычаев, вы можете обратиться ко священнослужителям церквей Беларуси, города, где вы проживаете. Их контакты вы обязательно найдете в справочнике ритуальных услуг Ritorg.by.

      Несмотря на то, что в нашей стране наиболее распространенной религией является православная ветвь христианства, все же все конфессии на территории Белорусского государство мирно соседствуют друг с другом.

      На территории Республики Беларусь существует огромное количество церквей. Каждая из них имеет свою историю строительства и деятельности. И даже в самом маленьком городе или полупустой деревушке, вы сможете найти церковь, которая сможет стать для вас духовным пристанищем или же способом почтить память усопшего.

      Белорусский справочник ритуальных услуг Ritorg.by собрал всю информацию о православных храмах Беларуси.

      В данном разделе вы сможете найти информацию обо всех православных церквях Беларуси в виде удобного списка.

      В справочнике указаны названия храмов, фотографии, адреса, номера телефонов, а так же схемы проезда.

      Вы можете оставить свой отзыв к каждому храму. Прочитать статьи на тему религиозные праздники, обряды похорон.

      Задать любой интересующий Вас вопрос в разделе задайте вопрос, в категории Церкви и храмы или по любой другой тематике.

      Информацию о всех православных церквях и храмах в Минске и других городах Беларуси Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

      7 готических храмов, которые поражают своей красотой

      Сегодня мы начинаем новый проект, который откроет читателям KP.BY малоизвестные страницы белорусской истории.

      Мы расскажем о том,чем в нашей стране можно гордиться, чем она поистине уникальна. А самое главное, это та информация, которую стоит сохранить!

      Свято-Успенская церковь в Сарье

      Свято-Успенская церковь в Сарье. Фото: belarus.by.

      Самый изящный белорусский храм в неоготическом стиле был построен в память о большой любви. Владелец имения Сарья (Верхнедвинский район) Игнатий Лопатинский был безумно влюблен в свою жену Марию. Она умерла вскоре после рождения третьего ребенка — в 1851 году. В тот же год был заложен костел, а в 1853-м немецкий архитектор Густов Шахт закончил плести каменные кружева храма Пресвятой девы Марии. Но только спустя 20 лет царские власти позволили открыть там костел и провести богослужение. Однако уже в 1865-м его передали православным. В советские времена в храме был склад и даже клуб. В 1989-м богослужения возобновили.

      Гервяты. Троицкий костел

      Гервяты. Троицкий костел. Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

      Несколько храмов в Беларуси претендуют на звание самых высоких. Смотря как измерять. Один из них — 61-метровый — в Гервятах, что в Островецком районе. Это наш Нотр-Дам: архитектор Вацлав Михневич сделал арки в стиле знаменитого парижского храма. Возведен неоготический костел в 1903 году, когда эти земли принадлежали князьям Домейко . Многие стройматериалы, в том числе черепица для крыши, доставлялись из Германии . В красивейшем костеле можно послушать концерты органной музыки.

      Костел Рождества Девы Марии в Видзах

      Костел Рождества Девы Марии в Видзах. Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

      Неоготический костел был возведен в год начала Первой мировой войны — в 1914-м. Войну он пережил, хотя и был разрушен из-за того, что храм использовался как наблюдательный пункт. В память о тех событиях в стены костела вмуровали несколько снарядов. После Второй мировой костел закрыли, ксендза в 1949-м сослали в лагерь. Дошло до того, что советы в храме открыли спортзал. В 1989-м здание было передано верующим.

      Костел святой Троицы в Шиловичах

      Костел святой Троицы в Шиловичах. Фото: belarus.by

      Один из наших самых высоких храмов был построен в стиле неоготики в деревне Волковысского района в 1914 году на пожертвования прихожан. На его возведение ушло восемь лет. Говорят, что с 60-метровой высоты окрестности просматриваются на 20 километров. Храм действовал даже во время Второй мировой, а в 1959-м его закрыли и приспособили под зернохранилище. Прежний вид ему вернули в 1993-м.

      Костел святого Михаила Архангела в Гнезно

      Костел святого Михаила Архангела в Гнезно. Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

      Этот храм, находящийся в Волковысском районе, был возведен в 1524 году на средства супругов Яна и Эльжбетты Шеметовичей. Он уникален тем, что в архитектуре фасадов поздняя готика объединена с чертами ренессанса. Башня костела восьмигранная, что редко встречается в белорусском зодчестве. А центральная входная дверь настолько низенькая, что войти внутрь, не пригнувшись, невозможно. Храм неоднократно горел, был поврежден во время войн, жители в нем укрывались от обстрелов. В стене здания сохранилось застрявшее там ядро.

      Костел святых Петра и Павла в Рожанке

      Костел Святых Петра и Павла в Рожанке. Фото: orda.of.by

      Точная дата возведения храма неизвестна, предположительно — в конце ХVI века стараниями Николая Паца — киевского епископа. При возведении стен использовали валуны, а для лучшей акустики замуровывали в стены сосуды. В 1827 году костел был реконструирован по желанию графа Людвига Паца. И нынешний вид он приобрел после стараний итальянского архитектора Хенрика Маркони, который придал костелу черты английской готики. При советах костел закрыли, устроив в нем склад удобрений.

      Троицкий костел в Ишкольди

      Троицкий костел в Ишкольди. Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

      Древнейший в стране готический храм в деревне Ишкольдь (Барановичского района) сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Освящен он в 1472 году, основателем костела был витебский наместник ВКЛ Николай Немирович .

      Из-за того что храм переходил от одной конфессии к другой, менялось лишь внутреннее убранство. В его архитектуре есть общие черты с оборонительными храмами Западной Европы .

      В советские времена верующие обороняли костел от закрытия, буквально стояли живым щитом. Реставрацию храма провели в 1969-м, в 1970-м возобновили богослужения.

      Еще больше материалов по теме: «Беларусь, которая удивляет!»

      УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

      Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

      Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

      В канун праздника Рождества Иоанна Предтечи Патриарший Экзарх совершил всенощное бдение в Иоанно-Предтеченском храме в городе Минске

      По благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси председатель Синодального отдела по тюремному служению Белорусской Православной Церкви священник Георгий Лопухов с 1 по 4 июля принимал участие в работе международной конференции тюремных капелланов Европы, которая проходила на базе Центра культуры Сен-Томас в Страсбурге (Франция).

      В живописном уголке Гомельщины, на правом берегу Днепра расположился небольшой город Лоев, куда ежегодно уже много лет подряд в десятую пятницу после Светлого Христова Воскресения стекаются паломники, чтобы почтить память святой великомученицы Параскевы (Пятницы). Чтимая икона этой угодницы Божией хранится в местном храме Святой Живоначальной Троицы. Более 300 лет назад великомученица Параскева явила свой чудотворный образ для защиты жителей Лоева от нашествия шведов, и с тех пор в городе сложилась традиция особого почитания святой. Божественную литургию в Свято-Троицком храме Лоева 5 июля совершил архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан.

      По благословению епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина 18-21 июля пройдет традиционный ежегодный слет-сплав на плотах по реке Березина, организованный отделом по делам молодежи Борисовской епархии. Регистрация на участие в слете завершается 15 июля.

      8 июля в Доме прессы состоится пресс-конференция с участием представителей Минздрава, БПЦ и белорусских историков. 12 июля в конференц-зале Минской духовной академии пройдет открытая научно-практическая лекция «Этические вызовы XXI века». Лекцию проведет руководитель Московского НИИ пульмонологии, доктор медицинских наук Александр Чучалин. Освящение храма в честь страстотерпца Евгения Боткина состоится 13 июля. Чин освящения и Божественную литургию в храме возглавит митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

      3 июля в Синодальном центре сектоведения Белорусской Православной Церкви прошло ХХIV Совещание православных сектоведов Беларуси, в котором приняли участие представители 13 епархий Белорусского Экзархата.

      3 июля, в День Независимости Республики Беларусь и 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, у стелы «Минск — город-герой» прошел парад войск Минского гарнизона. Парад принял Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь.

      «Трагедия унесла жизни четырнадцати офицеров-подводников. Молимся о погибших и просим Господа упокоить души их в Царствии Небесном», — говорится в соболезновании Патриаршего Экзарха всея Беларуси, направленном на имя Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Беларусь Дмитрия Мезенцева.

      С 30 июля по 1 августа на территории прихода храма Святой Живоначальной Троицы городского поселка Зельва (Гродненская епархия) состоится XII экологический слет «Православная молодежь за устойчивое развитие».

      Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий посетил исправительное учреждение «Исправительная колония особого режима № 13 города Глубокое» управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Витебской области.

      2 июля во Дворце Республики в городе Минске состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Беларусь и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

      28 июня по благословению архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в духовно-просветительском центре «Истоки» Пинской центральной городской библиотеки состоялись Пятые православно-краеведческие чтения «К истокам своим возвращаемся».

      30 июня, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Божественную литургию в Успенском соборе Жировичского монастыря совершил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия, ректора Минской духовной семинарии.

      Руководитель миссионерского отдела Витебской епархии протоиерей Александр Лесовой совершил массовое крещение в деревне Зароново Витебского района.

      Смотрите так же:  Дмитровский кремль собор