Меню

Вознесенский монастырь в пскове

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря

Историческая справка

Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).

Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.

Икона Вознесение Господне — икона праздничного чина

Икона «Вознесение Господне» зримо воссоздает новозаветное событие, когда Господь удаляется с земли, чтобы воссесть на Престоле рядом с Отцом Своим до момента Его второго пришествия. Однако и по вознесении Он остается с нами – «Христос посреди нас!» – «И есть и будет!».

Он – наше упование, Он – наша защита, Он – наше спасение. Мы защищены уже самим фактом Его рождества, временем пребывания с нами, подвигом Его распятия за нас и Его воскрешением, если сами пребываем с Ним.

Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV-ХIХ веков.

Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 годом, где повествуется о встрече всеми жителями Пскова чудотворной Чирской иконы Богоматери и строительстве церкви в память этого события в женском монастыре.

Об этом пишет и Окулич-Казарин: «До ограждения Полонища деревянными стенами в 1465 г. здесь был посад, в котором находилась Вознесенская церковь. Когда она была построена и из какого матерьяла — неизвестно, но уже в 1419 г. она звалась старою. В этом году здесь была построена вторая церковь Знаменская».

Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль XV (?) — XIX вв. План. г. Псков, ул. Советская, 62-а, 62-б, 64-а

Сведения о строительстве церкви Знамения Пресвятой Богородицы в память принесения в Псков Чирской чудотворной иконы Богоматери в 1420 году имеются и в книге » Старо-Вознесенский женский монастырь в г. Пскове». Однако, место ее расположения относительно церкви Старое Вознесение и время упразднения неизвестны.

Старо-Вознесенская церковь, располагавшаяся у Великих ворот упоминается в летописи под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. по случаю встреч и проводов именитых гостей Пскова: князя Юрия, Владыки Ионы, царевны Софьи (Палеолог), архиепископа Новгородского, Владыки Геннадия и других.

Время строительства каменной церкви Старое Вознесение на этом месте доподлинно не установлено.

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря на современной карте

В библиографической справке на церковь Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором Романовым К.К. на основании Полного собрания русских летописей (ПСРЛ) под 6975 г. (1467 г.), хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: «… церковь Вознесения Господня основана в 1467 году» — основание датировки из другого источника — «Истории княжества Псковского». На основании этих материалов датой закладки каменной церкви Старое Вознесение считается 1467 год.

У Окулич-Казарина приводятся сведения: «На колокольне находится 3 старинных колокола 1549, 1550 и неизвестного времени с надписью: «… верном цари государи великом князи Иване Васильевичем всея Руси лил мастер Игнатий Оръевъ сын Псковитин.. На монастырском дворе висит древнее железное било».

Современными исследованиями, проведенными Вл.В. Седовым на основе анализа имеющихся документов, а также архитектурных форм и их эволюции в архитектуре культовых зданий, сохранившаяся ныне каменная церковь Старое-Вознесение относится ко второй половине 1530-1540-х гг.

Время зарождения монастыря при этой церкви также неизвестно. Ю.П. Спегальский предполагает, что монастырь мог быть основан еще в первой половине XV в. : «В 1467 г. его старый храм заменили новым, который, однако, в следующем столетии был сломан и построен заново».

Сведения приведенные Окулич-Казариным также не имеют точных дат: «Полагают, что в 1650 году устроен был тут Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, а затем снова в женский».

В конце XVII — начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном положении, количество приписанных к нему крестьянских дворов резко сокращается.

К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений.

Число монахинь вместе с игуменьей составляло 5-10 человек, которые вынуждены были сами добывать себе пропитание выполнением мелких заказов для горожан.

После пожара 1772 г. на выделенные «экономические суммы» была возобновлена Старо-Вознесенская церковь , построены 2 «игуменных кельи на каменном фундаменте, 5 монашеских келий на фундаментах и 2 без фундаментов» и другие постройки.

В 1778 г. составлено подробное описание монастыря после пожара 1777 г.: «В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесения, при ней на правой стороне, другая церковь придельная с сводом каменная во имя Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменных.

На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж… окна церкви и притвор и палатки все крыты тесом. При той церкви на паперти стояла колокольня круглая, тонкая в два яруса общей высотой с крестом 25 метров. Крыта тесом. » «. по левую сторону церкви настоятельницы две кельи на каменном фундаменте, в том числе одна с перерубом, между ими сени. Крыта дранницами мерою длиннику восьми сажен с аршином по поперечнику три сажени с половинкою…

На той же левой стороне монашеские две келии на каменном же фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длиннику девять сажен с аршином, крыта драницами. — . По правую сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями.» …Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы.

В подробной описи монастырского имущества 1789 г. говорится, что монастырских келий 10.

В 1805 г. на деньги гр. Апраксиной реконструируются строения монастыря и строятся «Гостиные кельи».

С 1814 по 1817 гг. игуменья Агния I построила с восточной и западной сторон монастыря каменную ограду и новые деревянные на каменном фундаменте кельи.

Расцвета монастырское строительство достигло при игуменье Агнии II (1823-1860 гг.), которая сумела подобающим образом организовать быт монахинь и производство работ, приносивших доход монастырю.

Привлекая крупные добровольные пожертвования и собственные средства монастыря Агния II, по сути, заново создала монастырь.

Благодаря постройкам, возведенным в этот период, он приобрел черты ансамбля.

В 1835 г. вдоль северной границы участка, на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец.

С 1836 по 1839 гг. велось строительство каменной ограды монастыря, которая на юго-западной и юго-восточной сторонах прерывалась расположенными на углу улиц Великолуцкой и Стенной принадлежащими монастырю деревянными одноэтажными домом и флигелем со службами. С северной стороны примыкала к частным владениям. В строительстве ограды использован камень от упраздненной каменной церкви Иоанна Златоуста, бывшей в мужском Медведеве монастыре (что на Сокольей улице) поблизости от Старо-Вознесенского монастыря. Вход в монастырь был один в юго-западной стене через Святые ворота, построенные в 1838 г. на добровольные пожертвования.

Ворота были сложены из камня, оштукатурены и покрыты листовым железом.

С правой стороны к воротам примыкала каменная оштукатуренная часовня, имевшая вход с улицы и из монастыря. Она освещалась одним окном со стороны двора, была покрыта тесом, на крыше были яблоко и четвероконечный крест с сиянием, деревянные, обиты жестью, окрашены.

По левую сторону ворот внутри обители была устроена каменная сторожка, наружный вид которой был подобен часовне.

В 1845 г. устроена (или возобновлена) каменная колокольня над папертью Старо-Вознесенской церкви.

В 1854 г. отстроено заново здание деревянных сестринских келий. В 1854 же году сооружена каменная 4-х ярусная отдельно стоящая колокольня к Рождественской церкви.

В 1857 г. при Рождественской церкви на добровольные пожертвования строится деревянное здание келий. Оно было покрыто тесом, стены оштукатурены изнутри и снаружи и окрашены. 15 келий отделялись одна от другой капитальными стенами, а между ними был длинный теплый коридор. Вход был с трех сторон, а с северной — по наружному крыльцу.

За колокольней, в восточном направлении построены одноэтажные деревянные на каменном фундаменте кельи, именовавшиеся «просфорническими». Они снаружи были обшиты тесом, а внутри оштукатурены и окрашены.

Число монахинь к этому времени достигло 80-100 человек, поэтому при следующей игуменье Евгении (с 1861 г.) реконструируются и достраиваются деревянные кельи.

В 1862 г. составлен подробный план строений монастыря: каменные здания — Вознесенская церковь с колокольней, Рождественская церковь, каменная отдельно стоящая колокольня, 2-х этажные здания келий с Тихвинской церковью, часовня, сторожка, ограда, хозпостройки; деревянные здания — 1-этажные кельи, 1-этажная просфорня, хозпостройки, ледник.

Монастырь украшен тремя небольшими садами, расположенными в восточной, северо-западной и юго-западной сторонах, с фруктовыми деревьями и плодовыми кустарниками. Сады ограждены деревянными на каменных фундаментах палисадами с каменными 4-хугольными столбами.

Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с северо-востока на церковь Старое Вознесение и колокольню церкви Рождества Богородицы. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд.62-а, 62-б, 64-а

В 1876 г. к Рождественской церкви пристроен огромный деревянный на каменном фундаменте притвор, в котором разместились ризница и библиотека по сторонам притвора.

В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя всех Святых.

Монастырь владел земельными угодьями в Псковском уезде, в городе ему принадлежали 2 каменных дома с флигелем и лавкой. В период между 1862 и 1892 годами на месте ледника построено полукаменное здание кладовых, которое в 1892 г. было перестроено под кельи.

В неустановленный период (но после 1862 г.) в саду близ алтаря церкви Старое Вознесение была воздвигнута часовня (видна на открытках конца XIX — начала XX вв. с видом монастыря).

Дальнейшая судьба ансамбля в письменных источниках отражена менее подробно и может быть описана по устным сведениям.

Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с запада на церкви Рождества Богородицы и Старое Вознесение. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд.62-а, 62-б, 64-а

После 1917 г. на территории монастыря располагались службы ОГПУ, НКВД, позже милиции.

После 1944 г. здания монастырских келий, частично уцелевшие, приспособлены под жилье сотрудников милиции.

В 1972 г. в Рождественской церкви устроен городской Планетарий, а в колокольне обсерватория.

Основные архитектурные особенности

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, расположенный в западной части Окольного города, близ Великих ворот, поставлен на небольшом возвышении, и является важным градостроительным узлом в планировке квартала древнего города в районов улиц Советской и Свердлова .

Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с востока на дом настоятельницы и кельи полукаменные. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд. 62-а, 62-б, 64-а

Четверик обстроен с южной и северной стороны приделами, а с западной — притвором, над которым сохранилось основание двухпролетной звонницы. К западному фасаду древней Старо-Вознесенской церкви с юга примыкает еще одна культовая постройка ансамбля — Рождественская церковь.

Это прямоугольный в плане храм, объемно-пространственная композиция которого складывается из основного четверика, покрытого полусферическим куполом с декоративным барабаном и шпилем, выступов алтаря и притвора и северного и южного дорических портиков, завершенных фронтонами.

Смотрите так же:  Иваново церкви и монастыри

Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви.

В северной части монастыря напротив северного фасада Вознесенской церкви находится дом настоятельницы. Это каменный двухэтажный дом, вытянутый в плане прямоугольный объем под четырехскатной крышей.

Главный южный фасад постройки выделен небольшим ризалитом. Рядом с домом настоятельницы, юго-западнее, находится здание сестринский келий. Это полукаменная двухэтажная постройка прямоугольная в плане с вальмовой крышей. Первый каменный этаж отделан лопатками и рустом.

Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с северо-запада на церкви Рождества Богородицы и Старое Вознесение. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд. 62-а, 62-б, 64-а

Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подпорной стенки по линии ул. Свердлова.

В местах наиболее крутого подъема на холм в склонах устроены две небольшие каменные лестницы (поздние): одна со стороны ул. Советской, вторая к ул. Свердлова.

Остальные постройки на бывшей территории монастыря, которая в несколько раз превышала по площади нынешнюю, поздние, к монастырю не имеющие отношения. Площадь территории, на которой размещены собственно монастырские здания равна 6000 кв.м.

Общие сведения

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, сложившийся на протяжении XV (?) — XIX веков, один из немногих сохранившихся в Пскове культовых комплексов, является важным градостроительным узлом в планировке древнего города у Великих ворот.

Рисунок Старо-Вознесенского монастыря в городе Пскове 1882 год

Его главную художественную ценность представляет Старо-Вознесенская церковь — образец Псковской школы зодчества второй четверти XVI в. Церковь Рождества Богородицы — редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм памятник эпохи ампир.

Псков. Старовознесенский монастырь.

Другие постройки и объекты:
5. Келейный корпус (2-я пол. XIX в.)
6. Фрагмент ограды
7. Граница монастыря до 1917 года
8. Бывшие ворота монастыря (не сохранились)
9. Постройки советского периода

Старо-Вознесенский монастырь в Пскове находится на улице Советской, строение 64а. Он располагался на Полонище, в южной его части, ближе к внешней стене псковских укреплений на участке между Сокольими и Великими воротами.

Основан Старо-Вознесенский монастырь в глубокой древности, точная дата не известна. В летописях он упоминается за 1420 год. Название «Старого Вознесения» лавр получил намного позже, в связи с переименованием, построенного в 1650 году, Знаменского девичьего монастыря, в Вознесенский мужской, а затем в Вознесенский женский.

Старо-Вознесенский монастырь в Пскове долгое время не имел своих угодий, поэтому был очень бедным, даже не было ограды вокруг территории. Благодаря щедрым благотворителям, которые приобрели для обители часть угодий, а другую часть земель вернули из чужого пользования. В начале девятнадцатого века он стал набирать силу, построили ограду со Святыми воротами в западной стороне.

Настоятельницей Старо-Вознесенского монастыря в девятнадцатом веке была игуменья Агния II, которая была самой известной, так как при ней было проведено огромное количество реставрационных, строительных и восстановительных работ в лавре. В обители посадили три фруктовых сада. После революции 1917 года Псковский монастырь был упразднен и разорен.

В настоящее время Старо-Вознесенского монастыря в Пскове не существует, от него остались две церкви: Вознесенская, которая возвращена православным верующим; церковь Рождества Богородицы используется не по назначению, в ней расположен псковский планетарий. Сохранившейся первый ярус колокольни используется под обсерваторию планетария. В хорошем состоянии здесь находится двухэтажный дом настоятельницы и сестринское общежитие, которые являются жилыми домами.

20 февраля 1995 года принято решение о придании статуса памятника истории Старо-Вознесенскому женскому монастырю.

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, сложившийся на протяжении XV(?) — XIX веков, один из немногих сохранившихся в Пскове культовых комплексов, является важным градостроительным узлом в планировке древнего города у Великих ворот. Его главную художественную ценность представляет Старо-Вознесенская церковь — образец Псковской школы зодчества второй четверти XVI в. Церковь Рождества Богородицы — редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм памятник эпохи ампир.

Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV-ХIХ веков. Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 годом, где повествуется о встрече всеми жителями Пскова чудотворной Чирской иконы Богоматери и строительстве церкви в память этого события в женском монастыре. Об этом пишет и Окулич-Казарин: «До ограждения Полонища деревянными стенами в 1465 г. здесь был посад, в котором находилась Вознесенская церковь. Когда она была построена и из какого матерьяла — неизвестно, но уже в 1419 г. она звалась старою. В этом году здесь была построена вторая церковь Знаменская».

Сведения о строительстве церкви Знамения Пресвятой Богородицы в память принесения в Псков Чирской чудотворной иконы Богоматери в 1420 году имеются и в книге «Старо-Вознесенский женский монастырь в г. Пскове». Однако, место ее расположения относительно церкви Старое Вознесение и время упразднения неизвестны.

Старо-Вознесенская церковь, располагавшаяся у Великих ворот, упоминается в летописи под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. по случаю встреч и проводов именитых гостей Пскова: князя Юрия, Владыки Ионы, царевны Софьи (Палеолог), архиепископа Новгородского, Владыки Геннадия и других. Время строительства каменной церкви Старое Вознесение на этом месте доподлинно не установлено. В библиографической справке на церковь Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором К.К. Романовым на основании Полного собрания русских летописей (ПСРЛ) под 6975 г. (1467 г.), хранящейся в рукописном архиве ЛОИА, написано: «… церковь Вознесения Господня основана в 1467 году» — основание датировки из другого источника — «Истории княжества Псковского». На основании этих материалов датой закладки каменной церкви Старое Вознесение считается 1467 год.

В летописи встречаются записи о пожарах, от которых неоднократно пострадала церковь Старое Вознесение в 1539, 1544 гг.

У Окулич-Казарина приводятся сведения: «На колокольне находится 3 старинных колокола 1549, 1550 и неизвестного времени с надписью: «… верном цари государи великом князи Иване Васильевичем всея Руси лил мастер Игнатий Оръевъ сын Псковитин. На монастырском дворе висит древнее железное било».

Современными исследованиями, проведенными Вл.В. Седовым на основе анализа имеющихся документов, а также архитектурных форм и их эволюции в архитектуре культовых зданий, сохранившаяся ныне каменная церковь Старое-Вознесение относится ко второй половине 1530-1540-х гг. Время зарождения монастыря при этой церкви также неизвестно. Ю.П. Спегальский предполагает, что монастырь мог быть основан еще в первой половине XV в.: «В 1467 г. его старый храм заменили новым, который, однако, в следующем столетии был сломан и построен заново». Сведения, приведенные Окулич-Казариным, также не имеют точных дат: «Полагают, что в 1650 году устроен был тут Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, а затем снова в женский».

В конце XVII — начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном положении, количество приписанных к нему крестьянских дворов резко сокращается. К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений. Число монахинь вместе с игуменьей составляло 5-10 человек, которые вынуждены были сами добывать себе пропитание выполнением мелких заказов для горожан.

После пожара 1772 г. на выделенные «экономические суммы» была возобновлена Старо-Вознесенская церковь, построены 2 «игуменных кельи на каменном фундаменте, 5 монашеских келий на фундаментах и 2 без фундаментов» и другие постройки. В 1778 г. составлено подробное описание монастыря после пожара 1777 г.: «В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесения, при ней на правой стороне, другая церковь придельная с сводом каменная во имя Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменных.

На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж… окна церкви и притвор и палатки все крыты тесом. При той церкви на паперти стояла колокольня круглая, тонкая в два яруса общей высотой с крестом 25 метров. Крыта тесом. » «. по левую сторону церкви настоятельницы две кельи на каменном фундаменте, в том числе одна с перерубом, между ими сени. Крыта дранницами мерою длиннику восьми сажен с аршином по поперечнику три сажени с половинкою… На той же левой стороне монашеские две келии на каменном же фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длиннику девять сажен с аршином, крыта драницами. . По правую сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями». …Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы. В подробной описи монастырского имущества 1789 г. говорится, что монастырских келий 10.

В 1805 г. на деньги гр. Апраксиной реконструируются строения монастыря и строятся «Гостиные кельи». С 1814 по 1817 гг. игуменья Агния I построила с восточной и западной сторон монастыря каменную ограду и новые деревянные на каменном фундаменте кельи. Расцвета монастырское строительство достигло при игуменье Агнии II (1823-1860 гг.), которая сумела подобающим образом организовать быт монахинь и производство работ, приносивших доход монастырю. Привлекая крупные добровольные пожертвования и собственные средства монастыря, Агния II, по сути, заново создала монастырь. Благодаря постройкам, возведенным в этот период, он приобрел черты ансамбля.

В 1833 г. сооружена однопрестольная каменная церковь Рождества Богородицы (вместо снесенного в 1825 г. ветхого одноименного придела Старо-Вознесенской церкви) в стиле ампир с центральной главой и 4-мя главками по углам крыши.

В 1835 г. вдоль северной границы участка на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец.

С 1836 по 1839 гг. велось строительство каменной ограды монастыря, которая на юго-западной и юго-восточной сторонах прерывалась расположенными на углу улиц Великолуцкой и Стенной принадлежащими монастырю деревянными одноэтажными домом и флигелем со службами. С северной стороны примыкала к частным владениям. В строительстве ограды использован камень от упраздненной каменной церкви Иоанна Златоуста, бывшей в мужском Медведеве монастыре (что на Сокольей улице) поблизости от Старо-Вознесенского монастыря.

Вход в монастырь был один в юго-западной стене через Святые ворота, построенные в 1838 г. на добровольные пожертвования. Ворота были сложены из камня, оштукатурены и покрыты листовым железом. С правой стороны к воротам примыкала каменная оштукатуренная часовня, имевшая вход с улицы и из монастыря. Она освещалась одним окном со стороны двора, была покрыта тесом, на крыше были яблоко и четвероконечный крест с сиянием, деревянные, обиты жестью, окрашены. По левую сторону ворот внутри обители была устроена каменная сторожка, наружный вид которой был подобен часовне.

В 1847 г. к северу от Вознесенской церкви на суммы, отпущенные из казны по ходатайству игуменьи Агнии II, построено каменное двухэтажное здание, в котором размолотились Тихвинская домовая церковь, апартаменты игуменьи, трапезная с кухней и погребом, монашеские кельи.

В 1854 г. отстроено заново здание деревянных сестринских келий. В 1854 же году сооружена каменная 4-х ярусная отдельно стоящая колокольня к Рождественской церкви. В 1857 г. при Рождественской церкви на добровольные пожертвования строится деревянное здание келий. Оно было покрыто тесом, стены оштукатурены изнутри и снаружи и окрашены. 15 келий отделялись одна от другой капитальными стенами, а между ними был длинный теплый коридор. Вход был с трех сторон, а с северной — по наружному крыльцу. За колокольней, в восточном направлении построены одноэтажные деревянные на каменном фундаменте кельи, именовавшиеся «просфорническими». Они снаружи были обшиты тесом, а внутри оштукатурены и окрашены. Число монахинь к этому времени достигло 80-100 человек, поэтому при следующей игуменье Евгении (с 1861 г.) реконструируются и достраиваются деревянные кельи.

Смотрите так же:  Монастырь такцанг лакханг

В 1862 г. составлен подробный план строений монастыря: каменные здания — Вознесенская церковь с колокольней, Рождественская церковь, каменная отдельно стоящая колокольня, 2-х этажные здания келий с Тихвинской церковью, часовня, сторожка, ограда, хозпостройки; деревянные здания — 1-этажные кельи, 1-этажная просфорня, хозпостройки, ледник. Монастырь украшен тремя небольшими садами, расположенными в восточной, северо-западной и юго-западной сторонах, с фруктовыми деревьями и плодовыми кустарниками. Сады ограждены деревянными на каменных фундаментах палисадами с каменными 4-х угольными столбами.

В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя Всех Святых.

Монастырь владел земельными угодьями в Псковском уезде, в городе ему принадлежали 2 каменных дома с флигелем и лавкой. В период между 1862 и 1892 гг. на месте ледника построено полукаменное здание кладовых, которое в 1892 г. было перестроено под кельи.

В неустановленный период (после 1862 г.) в саду близ алтаря церкви Старое Вознесение была воздвигнута часовня (видна на открытках конца XIX — начала XX вв. с видом монастыря).

После 1917 г. на территории монастыря располагались службы ОГПУ, НКВД, позже милиции. После 1944 г. здания монастырских келий, частично уцелевшие, приспособлены под жилье сотрудников милиции. В 1972 г. в Рождественской церкви устроен городской Планетарий, а в колокольне обсерватория.

Основные архитектурные особенности

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, расположенный в западной части Окольного города, близ Великих ворот, поставлен на небольшом возвышении, и является важным градостроительным узлом в планировке квартала древнего города в районов улиц Советской и Свердлова.

Ансамбль состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Наиболее древней постройкой является церковь Старое Вознесение, расположенная в центре территории монастыря. Она представляет собой четырехстолпный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Внутреннее пространство зального типа.

Четверик обстроен с южной и северной стороны приделами, а с западной — притвором, над которым сохранилось основание двухпролетной звонницы. К западному фасаду древней Старо-Вознесенской церкви с юга примыкает еще одна культовая постройка ансамбля — Рождественская церковь. Это прямоугольный в плане храм, объемно-пространственная композиция которого складывается из основного четверика, покрытого полусферическим куполом с декоративным барабаном и шпилем, выступов алтаря и притвора и северного и южного дорических портиков, завершенных фронтонами.

Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня, от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви.

Главный южный фасад постройки выделен небольшим ризалитом. Рядом с домом настоятельницы, юго-западнее, находится здание сестринский келий. Это полукаменная двухэтажная постройка, прямоугольная в плане, с вальмовой крышей. Первый каменный этаж отделан лопатками и рустом.

Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подпорной стенки по линии ул. Свердлова. В местах наиболее крутого подъема на холм в склонах устроены две небольшие каменные лестницы (поздние): одна со стороны ул. Советской, вторая к ул. Свердлова. Остальные постройки на бывшей территории монастыря, которая в несколько раз превышала по площади нынешнюю, поздние, к монастырю не имеющие отношения. Площадь территории, на которой размещены собственно монастырские здания, равна 6000 кв.м.

Старо-Вознесенский монастырь «с Полонища» принадлежал к числу древних монастырей Пскова, но дата его основания неизвестна. Неизвестно также, по какой причине он основан. Название Старого Вознесения он, видимо, получил спустя какое-то время после основания для отличия от другого Псковского женского монастыря, обращенного в приходскую церковь.

В летописях монастырь упоминается в 1420 году. В этот год в Псков перенесена из погоста Чирски чудотворная икона Святой Богородицы. Псковичи, священство, иноки, дьяконы встречали её с крестами у Старого Вознесения. В память принесения иконы в Псков на месте её встречи была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы; когда она упразднена — неизвестно. В 1472 году в Пскове останавливалась невеста Великого князя Московского Ивана Васильевича Софья Палеолог, «все псковские посадники и бояре провожали её с хлебом, вином и мёдом до Старого Вознесения». В 1650 году здесь был устроен Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, и затем в Вознесенский женский. Долгое время из-за отсутствия угодий монастырь находился в бедственном положении, к 1765 году ввиду отсутствия средств обитель не имела даже ограды.

В начале XIX века монастырь стал постепенно возобновляться, чему способствовало, с одной стороны, приобретение благотворителями угодий в его пользу, с другой стороны, монастырю были возвращены угодья, несправедливо присвоенные сильными соседями. В 1836-1839 годах монастырь обнесён оградой, вход в него был с западной стороны через Святые ворота.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1833 году вместо разобранного южного придела Вознесенской церкви и освящена 9 (22) мая того же года. На её строительство большую сумму пожертвовала псковская помещица, жена бригадира Марфа Петровна Валуева. Икона Божией Матери «Владимирская» была украшена богатой ризой, которую устроил настоятель Новгородского Отенского монастыря Мефодий, бриллианты к ней пожертвовала М.П. Валуева, жемчуг и драгоценные камни — благотворители. Икону Смоленской Божией Матери пожертвовала в новую церковь графиня Прасковья Александровна Апраксина. Жемчуг на ризу этой иконы пожертвовала генеральша Екатерина Ивановна Набокова, драгоценные камни — благотворители. Наружные стены этой церкви были украшены лепными изображениями Господа Бога, Всевидящего Ока, Скрижалей Завета, Чаши и херувимов.

Колокольня построена в 1854 году.

При входе в монастырь на его территории находилась каменная часовня, построенная в 1838 году. Украшением монастыря были три небольших сада. Кладбища в монастыре не было, умершие сестры хоронились на Дмитриевском или Алексеевском кладбищах.

С древних времён настоятельство в монастыре было игуменским, но в грамотах XYII века есть упоминание о строительницах с казначеями и сестрами. По штатам 1764 года в монастыре положено быть настоятельнице, казначее и 15 монахиням. Церковный причт состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Известны имена следующих игумений монастыря: Мавра (1764), Мария (1765-1776), Анастасия (1777-1778), Варвара (1778-1780), Евна I (1788), Анастасия (1789), Евна II (1790-1804), Феофания (1804-1808), Товия (1808-1809), Агния I (Березина, 1809-1823), Агния II (Ушакова, 1823-1860), Евгения (Новинская, 1861-1905).

В 1920 году в монастыре взяли на учет и изъяли все церковные ценности. Монастырь был закрыт. Церковный совет при монастыре в составе Георгия Григорьевича Григорьева, Виктора Ивановича Барышникова и Спиридона Дмитриевича Дмитриева обратился 4 июня 1920 года к властям с просьбой передать ему в пользование все монастырские храмы. Ответ властей 21 июля 1920 года гласил: «. ни одно из церковных зданий Вознесенского монастыря, а равно и самая церковь, не могут быть предоставлены для религиозных целей бывших прихожан, так как в таковых расположен концентрационный лагерь, и присутствие частных граждан в лагере, хотя бы с целью посещения храма, недопустимо. ».

В 1960-1969 гг. Вознесенская церковь реставрирована по проекту В.А. Лебедевой. Церковь Рождества Богородицы реставрирована в 1972 году также по проекту В.А. Лебедевой.

Кельи полукаменные. Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря. Являются частью ансамбля Старо-Вознесенского монастыря. Пример хозяйственно-жилой монастырской постройки 2 пол. XIX в. с декором позднего классицизма.

В период между 1862 и 1892 гг. на территории монастыря на месте старого ледника было построено полукаменное здание кладовых, занявшее часть северо-западного сада. В 1892 г. кладовые перестроены под кельи. Судя по фотографии рубежа XIX и XX вв., деревянный второй этаж был оштукатурен. К юго-западному торцу примыкала деревянная одноэтажная пристройка для хранения дров, а к северо-западному фасаду два деревянных клозета.

После 1918 г., когда на территории монастыря располагались службы ОГПУ, затем НКВД и милиции, в погребе содержались заключенные (по рассказам старожилов). Во время войны деревянные части дома выгорели.

В послевоенное время здание восстановлено и приспособлено под жилье. Здание утратило первоначальный верхний, деревянный этаж, деревянные перекрытия и столярные изделия. Первый этаж перепланирован легкими перегородками.

Здание расположено в северо-западной части территории монастыря. Это прямоугольный в плане, вытянутый по оси юго-запад — северо-восток двухэтажный объем с вальмовой крышей. Главным фасадом развернут внутрь монастырского двора.

Каменная стена его в уровне первого сохранила первоначальный декор в стиле позднего классицизма; лопатки, горизонтальная рустовка поля стены, перемычки над проемами с клинчатым замком, междуэтажная карнизная тяга. Стена разбита лопатками на три части. Крайние имеют по два оконных проема, а средняя — 4 оконных с дверным проемом главного входа в центре. Ступени крыльца главного входа из гранитных камней, на которых сохранились углубления от металлических решеток.

Оконные проемы второго деревянного этажа расположены над проемами первого. Торцовые фасады и задний северо-западный лишены декора. Первый этаж разделен капитальными стенами на три части; в центре — две поперечные стены образуют сквозной коридор. Эти стены сдвинуты относительно центральной оси: левая часть меньше правой. Обе части разделены надвое продольной несущей стеной.

Напротив главного входа по правой стороне коридора находится одномаршевая деревянная лестница на второй этаж. Перила лестницы с деревянными точеными балясинами.

Во втором этаже планировка, в общих чертах, соответствует первому этажу: в центре лестничный холл, в левой и правой частях устроено два продольных коридора с помещениями келий по сторонам.

Стены первого этажа выложены из местной плиты на известково-песчаном растворе и оштукатурены, стены второго деревянные, снаружи обиты тесом, изнутри оштукатурены. Перекрытия по деревянным балкам. Габариты в плане: 26.2 х 12.8 м.

Комментарии и обсуждение

Книга «Старовознесенскій женскій монастырь въ город? Псков?» издание 1862 года, Санкт-Петербург, Типография департамента генерального штаба, на сайте GoogleBooks

Псковский Старо-Вознесенский женский монастырь

Старо-Вознесенский монастырь «с Полонища» принадлежал к числу древних монастырей Пскова, но дата его основания неизвестна. Неизвестно также, по какой причине он основан. Название Старого Вознесения он, видимо, получил спустя какое-то время после основания для отличия от другого Псковского женского монастыря, обращенного в приходскую церковь. В летописях монастырь упоминается в 1420 году. В этот год в Псков перенесена из погоста Чирски чудотворная икона Святой Богородицы. Псковичи, священство, иноки, дьяконы встречали её с крестами у Старого Вознесения. В память принесения иконы в Псков на месте её встречи была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы; когда она упразднена — неизвестно. В 1472 году в Пскове останавливалась невеста Великого князя Московского Ивана Васильевича Софья Палеолог, «все псковские посадники и бояре провожали её с хлебом, вином и мёдом до Старого Вознесения». В 1650 году здесь был устроен Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, и затем в Вознесенский женский. Долгое время из-за отсутствия угодий монастырь находился в бедственном положении, к 1765 году ввиду отсутствия средств обитель не имела даже ограды. В начале XIX века монастырь стал постепенно возобновляться, чему способствовало, с одной стороны, приобретение благотворителями угодий в его пользу, с другой стороны, монастырю были возвращены угодья, несправедливо присвоенные сильными соседями. В 1836-1839 годах монастырь обнесён оградой, вход в него был с западной стороны через Святые ворота.

Смотрите так же:  Мужской монастырь в тольятти отец гермоген отзывы

Церковь Вознесения Господня построена в 1467 году. Она построена на месте более ранней деревянной церкви. Церковь была холодной. С южной стороны устроен тёплый придел Рождества Пресвятой Богородицы, с северной стороны — палатка для ризницы и трапезная для сестёр. Южный придел и ризница по ветхости упразднены в 1825 году, трапезная упразднена в 1812 году. Над папертью построена двухпролетная звонница, позднее перестроенная в колокольню. На ней висели семь колоколов разной величины без обозначения веса.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1833 году. Она построена вместо разобранного южного придела Вознесенской церкви и освящена 9 (22) мая того же года. На её строительство большую сумму пожертвовала псковская помещица, жена бригадира Марфа Петровна Валуева. Икона Божией Матери «Владимирская» была украшена богатой ризой, которую устроил настоятель Новгородского Отенского монастыря Мефодий, бриллианты к ней пожертвовала М. П. Валуева, жемчуг и драгоценные камни — благотворители. Икону Смоленской Божией Матери пожертвовала в новую церковь графиня Прасковья Александровна Апраксина. Жемчуг на ризу этой иконы пожертвовала генеральша Екатерина Ивановна Набокова, драгоценные камни — благотворители.

Наружные стены этой церкви были украшены лепными изображениями Господа Бога, Всевидящего Ока, Скрижалей Завета, Чаши и херувимов.

Церковь иконы Божией Матери «Тихвинская» находилась в каменных кельях на восточной стороне монастыря. Этот тёплый храм был построен в 1848 году, освящен 19 января 1849 года.

При входе в монастырь, на его территории, находилась каменная часовня, построенная в 1838 году. Украшением монастыря были три небольших сада. Кладбища в монастыре не было, умершие сестры хоронились на Дмитриевском или Алексеевском кладбищах.

С древних времён настоятельство в монастыре было игуменским, но в грамотах XYII века есть упоминание о строительницах с казначеями и сестрами. По штатам 1764 года в монастыре положено быть настоятельнице, казначее и 15 монахиням. Церковный причт состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Известны имена следующих игумений монастыря: Мавра (1764), Мария (1765-1776), Анастасия (1777-1778), Варвара (1778-1780), Евна I (1788), Анастасия (1789), Евна II (1790-1804), Феофания (1804-1808), Товия (1808-1809), Агния I (Березина, 1809-1823), Агния II (Ушакова, 1823-1860), Евгения (Новинская, 1861-1905).

В 1786 году к монастырю приписаны церковь Алексия Человека Божия и Николаевская от Пролома церковь (не сохранилась). В 1854 году Алексиевская церковь стала самостоятельной. В 1856 году к монастырю приписана церковь Успения с Полонища, но в 1857 году Успенская церковь вновь стала самостоятельной.

Среди благотворителей монастыря — Н.А. Набокова, камерфрейлина Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, петербургские купчихи Анна Петровна Семёнова и М.М. Чернышева, псковская купеческая вдова Ирина Трофимовна Развозова, графиня Александра Афанасьевна Татищева, стряпчий Иван Иванов, помещица, жена капитана Мария Павловна Орлова, фрейлина Императрицы Екатерина Николаевна Кочетова, княгиня Варвара Сергеевна Долгорукова, Мария Ефимовна Яковлева, Мария Петровна Куприянова, Дарья Христофоровна Пещурова, петербургские купцы Иван Иванович Кудрявцев, Иван Семёнович Волков и Пётр Иванович Хонин, дочь майора Ольга Ивановна Дири-на, жена генерал-майора Ольга Андреевна Борисова, вдова бригадира Евфимия Яковлевна Попова, вдова почетного гражданина Анастасия Фёдоровна Развозова, дочь секунд-майора Анна Николаевна Румянцева, вдова псковского купца Вера Кононовна Новинская, архиепископ Рижский и Митавский Платон, вдова петербургского купца Феодора Ивановна Аюбавина, петербургский купец Григорий Петрович Елисеев. 16 мая 1780 года, находясь в Пскове, Императрица Екатерина II повелела отпустить в Вознесенский монастырь 150 рублей.

В 1910 году, 8 (21) августа, монастырь посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она приложилась к иконе Богородицы «Неопалимая Купина» и «Похвала Пресвятой Богородицы». Её заинтересовала архитектура храма. В храме Всех Святых архиепископ Арсений обратил внимание Великой княгини на древнюю икону Святителя Николая Чудотворца.

С 1913 года в монастыре служили псаломщики-дьяконы Иоанн Ильич Воскресенский, Николай Симеонович Крылов и дьякон Стефан Саков. В 1916 году служил священник Гавриил Стягов. Сведения о них после 1917 года не выявлены.

19 октября 1914 года в монастыре освящен лазарет для раненых воинов на 20 кроватей. Врачом в лазарете был В. А. Белиловский, пастырские обязанности исполнял священник Г. Стягов.

В 1920 году в монастыре взяли на учет и изъяли все церковные ценности. Монастырь был закрыт. Церковный совет при монастыре в составе Георгия Григорьевича Григорьева, Виктора Ивановича Барышникова и Спи-ридона Дмитриевича Дмитриева обратился 4 июня 1920 года к властям с просьбой передать ему в пользование все монастырские храмы. Ответ властей 21 июля 1920 года гласил: «. ни одно из церковных зданий Вознесенского монастыря, а равно и самая церковь, не могут быть предоставлены для религиозных целей бывших прихожан, так как в таковых расположен концентрационный лагерь, и присутствие частных граждан в лагере, хотя бы с целью посещения храма, недопустимо. ».

В ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны в Вознесенской церкви огонь уничтожил все деревянные части здания.

В 1960-1969 годах Вознесенская церковь реставрирована по проекту В. А. Лебедевой. Церковь Рождества Богородицы реставрирована в 1972 году по проекту В. А. Аебедевой.

В настоящее время верующим возвращена только Вознесенская церковь, в церкви Рождества Богородицы находится планетарий. От колокольни сохранился только первый ярус, здесь находится обсерватория планетария. Сохранился каменный двухэтажный дом настоятельницы монастыря, построенный в 1847 году. Здесь были кельи сестёр и размещалась Тихвинская церковь, которая не сохранилась.

С 1998 года по 15 января 2006 года в церкви служил протоиерей Юрий Владимирович Сучков. Он родился в 1965 году, служил в рядах Советской Армии, закончил Саратовскую государственную консерваторию. В 1991 году принят певчим в хор Свято-Троицкого собора в Пскове. В том же 1991 году рукоположен в сан дьякона и назначен штатным дьяконом Троицкого собора. 31 мая 1992 года Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан иерея, назначен штатным священником кафедрального собора, награжден Патриархом набедренником, митрополитом Псковским Владимиром награждён фиолетовой скуфьей. В 1994 году назначен штатным священником храма Святого Александра Невского в Пскове. В 1997 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наградил его камилавкой и наперсным крестом. В 1998 году назначен настоятелем церкви Вознесения Господня. В 2005 году возведен в сан протоиерея. Протоиерей Юрий Сучков скончался 15 января 2006 года. Он оставил после себя большое количество духовных чад, любящих его и хранящих о нем светлую память.

Вознесенский монастырь в пскове

Точное время основания монастыря неизвестно. Старый Вознесенский монастырь располагалось на Полонище, в южной его части, вблизи внешней стены псковских укреплений на участке между Сокольими и Великими воротами, ближе к последним. Примечательно, что уже в первом упоминании присутствует название «Старое», что говорит о несомненной древности монастыря. В момент возникновения, а также в течение XIV века и части XV века монастырь располагался вне города и посада. С постройкой деревянной стены вокруг Полонища в 1465 году монастырь вошел в городскую территорию.

Во второй половине XV века Старое Вознесение было традиционным местом встречи владык и князей при вступлении их в город. Обычно посадники и бояре выезжали навстречу знатному гостю к Пантелеймоновскому дальнему монастырю, а священноиноки, священники и дьяконы встречали его с крестами у Старого Вознесения. По предположению В.Зверинского именно поэтому в некоторых источниках монастырь назывался Сретенским.

По сообщению А.Бологова монастырь некоторое время был мужским, но точных хронологических данных об этом не сохранилось.

Главная святыня монастыря – Вознесенский собор – был построен в камне в 1530-х г.г. на месте предшествовавшего ему собора 1467 года. Собор представляет собой типичный памятник псковской архитектуры XVI столетия. Основные реставрационные работы на памятнике были произведены в XX веке, когда ему было возвращен первоначальный внешний облик.

В 1744 году у монастыря было 310 душ крестьянских.

По Духовным Штатам 1764 года монастырь был положен во 2-ой класс.

В 1787 году на колокольню монастыря поступило несколько колоколов из упраздненных церквей Пскова – Похвалы Богородицы на Романихе (2 подзвонка по 3 пуда) и Зачатьевской от Торга (2 подзвонка 7 и 6 пудов). Неизвестно, оказались ли они в числе 6 ветхих колоколов из которых в 1827 году был отлит один большой колокол.

Настоящее возрождение монастыря началось в XIX веке. В 1805 году одной из сестер монастыря, графиней Прасковьей Александровной Апраксиной, на свои средства были построены новые кельи. В 1808 году стараниями игуменьи Феодосии были возведены новые деревянные кельи и новая ограда из частокола (взамен первой ограды, построенной только в 1766 году). В 1814 году при игуменьи Агнии I были проведены ремонтные работы в Вознесенском соборе.

Самой известной настоятельницей Старого Вознесенского монастыря в XIX веке была игуменья Агния II.

Реставрационные и строительные работы, устроенные в монастыре при игуменье Агнии II поражают своим размахом. В 1833 году был возведен храм Рождества Богородицы (освящен 9 мая 1833 года Псковским преосвященным Мефодием). В 1848 году построен храм Пресвятой Богородицы Тихвинской (освящен 19 января 1849 года). В 1836 – 1839 годах на пожертвования вкладчиков была построена каменная ограда (на строительство ограды был употреблен плитняк разобранной церкви Иоанна Златоуста упраздненного Медведева монастыря). В 1838 году по правую сторону от Святых ворот построена каменная часовня. В 1835, 1846 и 1857 годах были построены кельи: деревянные на каменном фундаменте с пекарней; каменные двухэтажные; деревянные одноэтажные. В 1843 году в Вознесенском соборе был устроен новый иконостас (старый иконостас, в который в 1805 году попала молния был перенесен в притвор собора). В 1854 году была построена новая колокольня. В монастыре были устроены фруктовые сады.

Игуменьей Агнией II была возобновлена одна из замечательных руин Пскова – древний храм святых Иоакима и Анны.

Заслуги игуменьи Агнии II были по достоинству оценены Святейшим Синодом. Она получила несколько благодарственных грамот, а в 1853 году ей был пожалован наперсный крест. Игуменья Агния II скончалась 20 июня 1860 года и была погребена в притворе древнейшего храма обители – Вознесенского собора.

В начале XX века в монастыре было 36 монахинь, 87 послушниц. Монастырю принадлежали 74 десятины земли.

После революции монастырь был упразднен и разорен. В настоящее время древний собор Вознесения – действующая приходская церковь. От монастырского ансамбля также сохранились: церковь Рождества Богородицы, нижний ярус колокольни, дом настоятельницы и Сестринский корпус. Сохранившиеся монастырские постройки занимают жилые дома и Псковский планетарий. Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года Старовознесенскому монастырю был придан статус памятника федерального значения.

Иосиф, архимандрит. Старовознесенский женский монастырь в Пскове. СПб, 1862; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV веках. М., 1985; Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911