Дубовка Свято-вознесенский женский монастырь

Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)

Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка) — православная женская обитель в Волгоградской области, основанная в 1871 году. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, возрожден в 1991 году. При монастыре действует гостиница.

Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.

В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).

Свято-Вознесенский женский монастырь был основан 7 ноября (по старому стилю) 1865 года. Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский — благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратов¬ского и Царицынского, послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря». отец протоиерей усердно и долго молился, изливая слезы. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был коло¬дезь с приятной на вкус водою, существующий и до сего времени. Осенью 186 5 года отец Иоанн освятил ме¬сто для первой келий. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской об¬щины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка.

29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумений по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы. В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.

В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумений, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский. В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45 лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом. На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц. Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).

С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под на¬званием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта.

Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с настоятельницей монахиней Антонией В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний, храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.

В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 06.06.1992 г. был найден и открыт разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. В мае 1993 года старшей сестрой здесь становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы.

В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. Все передавалось сестрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Матушка Христина, показывая пример сестрам, обучала их, недавно начавших свою церковную жизнь, основным послушаниям, пекла просфоры, готовила трапезу, пела и читала на клиросе, объясняла азы монашеской жизни. Будучи тяжелобольной, матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет. Старшей сестрой становится монахиня Анна.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

В последующие годы строится звонница, закладывается виноградник и сад. Был вырыт и зарыблен пруд, обрабатываются монастырские земли, засевается пшеница, ячмень, травы. Очищается и восстанавливается колодец батюшки Иоанна Покровского.

  • Церковь Иоанна Предтечи
    • Часовня Иоанна Предтечи в Святых вратах
    • Тихвинская икона Божией Матери
    • Мощи протоиерея Иоанна Покровского
    • Иверская икона Божией Матери, написанная на святой горе Афон в конце 19 века
      • Икона с мощами святых, писанная на Афоне (старинная)
      • Икона Покров Божией Матери, обновившаяся в наше время в 1996 г.
      • Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих
      • Перламутровый напрестольный крест, принадлежавший о.Иоанну Покровскому, с мощами святых (привезенный им из Иерусалима)
      • Престольные праздники

      • Церковь Иоанна Предтечи — 11 сентября
      • Церковь Иоанна Предтечи



        Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Дубовка, Свято-Вознесенский женский монастырь

        Монастырь находится вне г.Дубовка. Если ехать из Волгограда на Саратов, то не доезжая Дубовки левый поворот. Постройки видны с трассы.

        Также можно добраться до г. Дубовка поездом или автобусом. Далее до самого монастыря удобнее добраться регулярными рейсами городских автобусов.

        Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания.

        Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

        Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

        Источники монастырские: в честь Божией Матери «Живоносный источник» и батюшки Иоанна Покровского – в 5 минут ходьбы о храма, имеется кабинка для обливания водой.

        Свято-Вознесенский монастырь: чудеса божественные и мирские

        Каждому паломнику и простому туристу непременно стоит побывать в Свято-Вознесенском женском монастыре, который находится недалеко от Волгограда , в Дубовке. Интересен он не только своеобразным укладом быта и атмосферой. История монастыря, люди, чьи судьбы стали частью его судьбы, легенды о чудесах и старинные образа очаруют любого, у кого есть хоть капля воображения.

        ПЕРВОЕ ЧУДО: РОДНИК ОСНОВАТЕЛЯ

        Матушка Фамарь встречает меня в дверях храма Святого Иоанна Предтечи. На вид ей не больше 25 — 27 лет, в монастыре она живет уже 11 лет и знает о нем все, вплоть до даты написания икон или года рождения одной из бывших настоятельниц.

        — Наш монастырь основан в 1865 году протоиереем Иоанном Покровским, благочинным Дубовского округа, — мы садимся на скамью в храме, и матушка Фамарь начинает рассказ. — Его мощи находятся здесь. Он не причислен к лику святых, но мы собираем материалы для канонизации.

        Благочинный решил создать монастырь, так как население Дубовки было в то время в основном сектантским. За свои средства купил земли, помог ему также мещанин Матвей Посохин .

        Однажды основатель поехал помолиться в степь, взяв с собой 10-летнего сына Посохина. Встав на колени, он обратился к Богу. И вдруг мальчик увидел, что благочинный приподнялся над землей и парит в воздухе. Окончив молитву, Иоанн наказал отметить это место, а чуть позже тут появился источник, который существует до сих пор.

        Рядом возвышается часовня, пока закрытая на ремонт. Набрать воды и посидеть в тени раскидистой яблони можно в любой день, даром. Только будьте аккуратнее с колодезным ведром, а то сестры жалуются, что его постоянно обрывают. Вода, кстати, ледяная даже при +40 градусах, проверено на личном опыте.

        ВТОРОЕ ЧУДО: ИСЦЕЛЯЮЩАЯ ИКОНА

        В каждой духовной обители есть особый, главный образ. Здесь это Тихвинская икона Божьей Матери. Когда-то давно чудесную святыню храму решил подарить купец. Но после революции она потерялась. А ту, что находится в храме сейчас, написали в 1842 году. В Дубовку икону привезли 11 лет назад из Александро-Невской лавры Санкт- Петербурга . Многочисленные чудеса, сотворенные ею, монахини записывают, но считают, что их гораздо больше. Ведь не все люди, приходящие в храм за помощью, возвращаются о них рассказать.

        В каждой духовной обители есть особый, главный образ. Здесь это Тихвинская икона Божьей Матери. Фото: Евгения ЗУБОВА

        — Были случаи исцеления бесноватых, — рассказывает матушка Фамарь. — Также есть факт исцеления от рака на такой стадии, когда врачи уже были бессильны.

        Но больше всего чудес связано с рождением детей. По словам монахини, многие пары , помолившись святому образу Тихвинской Божьей Матери, познали это счастье.

        ТРЕТЬЕ ЧУДО: ПОСЛУШАНИЯ

        Мне, человеку мирскому, это действительно кажется чудом. Посвятить всю свою жизнь молитвам и физическому труду, да еще когда тебе не 70, а 20 лет … Для этого нужно по-настоящему верить.

        В Свято-Вознесенском монастыре живут 30 монахинь, они несут разные послушания. Фото: Евгения ЗУБОВА

        В Свято-Вознесенском монастыре живут 30 монахинь, они несут разные послушания. Матушка Фамарь ведет меня по запутанным коридорам — показать, чем заняты сестры сегодня. В иконописной мастерской создаются и реставрируются иконы, в швейной послушницы изготавливают церковные облачения, повседневную одежду для себя, а также шьют наряды на продажу. Есть виноградник, свечная мастерская, даже зерно у монастыря свое. А еще молочное производство: в коровнике, где трудятся матушки Тамара и Евгения, 60 «жительниц», и хотя доильные аппараты в наличии, много чего приходится делать вручную. Впрочем, монахини не ропщут.

        — Когда новенькие приходят к нам, боятся, что их отправят на коровник, но мне очень нравится здесь работать. Да и другие сначала не хотят, а потом уже не могут расстаться с подопечными. Телята такие интересные, как дети, — улыбается мать Тамара, почесывая мордочку двухнедельной телочки Крошки.

        Еще на территории монастыря есть лавка с множеством товаров — начиная от крестиков и заканчивая ароматными пряниками с корицей и гвоздикой, которые готовят сами послушницы. Стоит маленький пряник 60 рублей, но, увидев его, устоять невозможно — это тоже проверено.

        В швейной послушницы изготавливают церковные облачения. Фото: Евгения ЗУБОВА

        Ни в швейную, ни в иконописную, ни в коровник гостя, конечно, не поведут. В рамках экскурсии показывают храм, звонницу, источник, а покой послушниц стараются не нарушать. Правда, паломники могут остаться и пожить при монастыре какое-то время, для этого есть специальный корпус с комнатами. За проживание платят традиционно не деньгами, а помощью по хозяйству. Все экскурсии проводят бесплатно.

        Как добраться

        Расстояние от Волгограда до Дубовки — около 50 километров. На дороге у монастыря стоит заметный указатель. Автобусы и маршрутки ходят из города-героя часто, цена билета от Центрального автовокзала 110 рублей.

        НА ЗАМЕТКУ

        В Свято-Вознесенском монастыре правила для паломниц строгие. Подробно с ними можно ознакомиться на сайте монастыря: voznesensk-mon.ru. Там же вы найдете телефоны, по которым нужно звонить, чтобы договориться о паломничестве или экскурсии.

        Материал подготовлен в рамках проекта «Места знать надо»

        Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

        Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь

        Город Дубовка основан в 1732 г. как укрепление Дубовка. Название связывают с соседством с дубовой рощей. Дубовка считалась в XVIII веке центром волжского казачества; тут жил атаман, помещалась войсковая канцелярия. Дубовские казаки примкнули к Пугачеву, который по преданию останавливался в кирпичном белом доме с толстыми стенами и железными дверями. За «измену трону» многих дубовских казаков после разгрома Пугачева выслали из родных мест. В середине прошлого века Дубовка была соединена конно-железной дорогой со станицей Качалинской, стоящей на Дону.

        Главной достопримечательностью города является Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

        Вознесенская женская община основана протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале XX в. П.М. Посохиным. Он наблюдал как о. Иоанн, вставши на колени и воздев руки к небу, долго и слёзно молился, а потом приподнялся и повис в воздухе. От крика свидетеля, батюшка очнулся и велел отметить это место, где вскоре был вырыт колодец с вкусной водой.

        В октябре 1865 г. возводится первый флигелёк, в котором поселились 5 насельниц. 7 ноября 1865 г. служится первая торжественная всенощная, что и считается основанием обители. Первым священником стал Кирилл Пимонович Орлов, прослуживший 4 года и ушедший на покой. Первой настоятельницей стала Виталия из Бежецка, назначенная по ходатайству Покровского.

        29.05.1880 г. на праздник Вознесения Господня закладывается каменный Вознесенский собор. Он строился 5 лет архитектором Езеровским и подрядчиком Ежовым, и когда уже достраивался купол храма, 3 ноября он внезапно обрушивается вместе со всей массой кирпича (до 300 тыс. штук) с высоты 42 м. Настоятельница прощает горе-строителей, и приглашает других — архитектора Салько с подрядчиком Андреевым, и всё начинается сначала.

        В 1903 г. обитель охватил сильный пожар, уничтоживший большинство хозяйственных служб. В конце ноября 1909 г. к здешним святыням приезжают личности, гремевшие на всю Россию — Григорий Распутин и иеромонах Царицынского Свято-Духова монастыря Илиодор (Труфанов).

        1920 г. настоятельница вместе с 14 монахинями были расстреляны бандитами. В 1919 г. заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми из приюта. В марте 1922 г. под предлогом борьбы с голодом проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй храм превратили сперва в клуб, а затем и в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 70-е годы развалили стены с уникальными воротами. На 1923 г. здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 г. приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 г. здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами.

        В 1991 г. монастырь был частично возвращён Церкви (зимний храм и несколько строений). Школа-интернат, занимавшая многие его помещения, закрывается только в сентябре 1995 г. Всё передавалось сёстрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Первым священником стал о. Сергий Ермаков, также писавший и иконы для иконостаса. Тогда 7 ноября прибыли и первые насельницы: монахиня Евфалия, послушницы Вера и Любовь. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, а затем монахиня Вера. 06.06.1992 г. был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп прот. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Другая ценность — икона из Афона со многими частицами святых мощей, была подарена обители в 1994 г.
        В новом келейном корпусе с 1996 г. уже проживали 12 юных насельниц. Также к монастырю протягивается газопровод, восстанавливаются гостиница для паломников и главный келейный корпус, строится звонница, очищается и зарыбляется пруд, территория обносится оградой и благоустраивается. На 2000 г. здесь насчитывалось уже 37 сестёр. Обитель имеет своё подворье в Волгограде – это наш храм св. Иоанна Предтечи.

        Свято-Вознесенский женский монастырь г.Дубовка Епархиальный женский монастырь

        С давних времен красуется на берегах Волги посад Дубовка. Он был важным транспортным узлом, центром экономики и торговли, одно время опережал Царицын и Камышин. Здесь жили купцы, мастеровые люди, крестьяне. Сюда привозили товары из северных губерний России, а дубовские извозчики переправляли их на Дон и Кавказ.

        Украшением посада был расположенный на Московской улице девятиглавый Успенский собор. В этом храме с 1847 по 1850 гг. и с 1853 по 1876 гг. служил протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский. Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии.

        Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины.

        Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия. При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет. В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

        Осенью 1865 года отец Иоанн освятил место для первой кельи. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской общины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка. В общине ничего не строилось, не определялось без ведома отца протоиерея, он был попечителем и строителем этой юной общины.
        Назначенный в монастырь дальний родственник о. Иоанна отец Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек, причиняя много зла для отца протоиерея.
        Пошли доносы в Саратов к Преосвященному Епископу Тихону, и хотя доносы были не основательные, хотя другая партия сестер опровергала эти доносы – отцу протоиерею Преосвященным Тихоном было запрещено служение в монастырской церкви и посещение общины. Потом пошли доносы, что настоятельница монахиня Виталия не следит за сестрами, что они ходят к отцу протоиерею Иоанну, и Преосвященный прислал в монастырь другую мантийную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отослал в Саратовский монастырь под начало.
        При мантийной монахине Марии смуты и неприятности усиливаются, в монастыре случается пожар в келейном корпусе, где находилась церковь. Многие сестры, терпя нападки и невзгоды, расходятся из общины к посадским жителям, и, лишенные своей обители, в слезах и великой скорби живут в Дубовке.

        Отец протоиерей, скорбя за свою обитель и видя, что мир не водворяется в обители, посылает двух деятельных послушниц Анну Алексеевну Евлампиеву (впоследствии схимонахиня Агния) и Пелагию Васильевну Дорошенко лично просить защиты Государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, которая сказала, что «все будет по Вашей просьбе, поезжайте и успокойте сестер».

        Вскоре был прислан Указ на имя Преосвященного Тихона, которым предписывалось немедленно послать в эту общину благонравную и деятельную монахиню, и собрать в общину всех сестер, которые разошлись.

        Была назначена из Саратовского женского монастыря Виталия II. Приехавшая в августе 1876 года монахиня Виталия нашла полный распад монастыря: сестры, которые вышли временно из общины в Дубовку, встретили матушку Виталию с великими слезами и просили её защиты, чтобы она установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри.

        Протоиерей Иоанн доживал последние минуты. Вскоре по приезде матушки Виталии он скончался в октябре с 28 под 29 в 12 часов ночи 1876 года на 60-ом году жизни.

        Преосвященный Тихон ехал в это время в Дубовку для освящения Воскресенского храма. Владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды. Великое стечение народа было на отпевании, которое совершил с целым сонмом священников сам Преосвященный Тихон. Похоронили отца Иоанна вначале возле алтаря первого храма, к 1914 году могила была покрыта чугунной плитой и находилась уже среди теплого храма.

        Первым делом новой настоятельницы монахини Виталии было поправка и постройка сгоревшего корпуса и освящение храма.

        По мере возможности монахиня Виталия умиротворяла сестер после их раздора, старалась вселить в них любовь и мир. Когда в монастыре все устроилось и успокоилось, матушка настоятельница приступила к дальнейшим работам: вырыт был второй колодезь с прекрасной для питья водой, отведено место для кладбища, которого не было в обители в течение 12-ти лет, так как за это время здесь никто не умирал.

        Матушка Виталия вполне посвятила себя на восстановление и украшение сей разрушившейся общины: была задумана постройка собора. 29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня.

        Собор строился пять лет и, когда был окончен вчерне, случилось несчастье: главный купол ночью рухнул внутрь храма. Был приглашен другой архитектор. И с благословения Владыки вновь было освящено место, и опять началась постройка собора. В три года окончили собор вчерне. В 1891 году на 19-е число сентября было назначено освящение главного престола во имя Вознесения Господня.

        За годы настоятельства монахини Виталии были возведены следующие постройки: дом для священника, корпус пекарни, ковровая мастерская, игуменский корпус, корпус для детского приюта.
        Окончание постройки собора, сооружение в монастыре множества капитальных строений, увеличение числа насельниц до 182-х сестер, пожертвование монастырю значительного количества земли, – все это было причиною того, что Дубовская монастырская община возбудила через Саратовское Епархиальное начальство ходатайство перед святейшим Синодом о преобразовании общины в общежительный монастырь.

        Святейший Синод удовлетворил ходатайство Преосвященнейшего Авраамия. В 1892 году 22 октября настоятельница монастыря матушка Виталия была возведена в сан игумении, а 10 декабря 1892 года были пострижены в мантию 14 сестер.

        В 1899 году монахиня Августа становится казначеей монастыря. Четыре года монахиня Августа была казначеей и строго следила за монастырским хозяйством, что особенно требовалось ввиду болезни игумении Виталии. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумении по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы.

        В первые годы своего управления монастырем матушка Августа приобрела в пользу монастыря фруктовый сад. Ею же был сооружен деревянный корпус, гостиницы, была устроена прекрасная для сестер больница.

        В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.

        В 1907 году 25 ноября скончалась игумения Виталия на 77 году жизни, положившая так много труда для блага вверенной ей обители, страдавшая тяжелою болезнью в течении 14 лет.

        В свое управление матушка Августа, следя за монастырскими делами, строго следила также и за духовным настроением вверенных ей сестер: так по примеру других монастырей сестры стали сходится в полночь в храм, для совершения установленной полунощницы и чтения дневного акафиста, чего раньше не было (было чтение полунощницы при матушке Виталии, но по кельям, а не в храме).

        В 1908 году трудами и стараниями матушки Августы была отремонтирована и приведена в надлежащий вид монастырская каменная ограда, которая от давности пришла в ветхость. Не имея больших наличных средств, матушка Августа обращалась к добрым людям за пожертвованиями. Произвела ремонт по монастырю, не затронув монастырского капитала – исключительно на пожертвования благотворителей.

        В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумении, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский.
        Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местночтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот.

        10 января 1911 года матушка игумения Августа и монастырский священник о. Феодосий Никольский получили из Консистории по небольшой серебряной медали в память 25-тилетия церковно-приходских школ, так как в монастыре существовала школа грамоты, в коей матушка игумения состояла попечительницею, а батюшка –законоучителем.
        В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45-ти лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом.
        На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц.

        Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).

        После революции монастырь был закрыт.

        В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открыл в монастыре городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта.
        Около 1920 года были расстреляны несколько монахинь во главе с исполняющей обязанности настоятельницы монахиней Антонией (25 августа 1917 года по указу Святейшего Синода № 8576 настоятельница игумения Августа увольняется по болезни).

        В марте 1922 года под предлогом борьбы с голодом безбожники проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда и 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй, зимний храм превратили сперва в клуб, а затем в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления – школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 1970-е годы развалили стены с уникальными воротами.

        На 1923 год здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 года приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 года здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами. Монахини расходятся по домам, многие живут у верующих в Дубовке. Но сестры, разошедшиеся по селам не оставили своего служения.

        В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от 17.07.1991 года № 6/138-с Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви Волгоградской епархии. Указом архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа поручается священнику Сергию Ермакову принять возвращенный в собственность Волгоградской Епархии монастырь, быть настоятелем церкви Иоанна Предтечи и озаботиться созданием условий для возрождения монашеской общины.

        7 ноября прибыли первые насельницы: монахиня Евфалия (Плуталова) и послушница Мария Пятницкая (в будущем монахиня Вера). Начинают собираться сестры. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, затем послушница Мария Пятницкая (впоследствии монахиня Вера).

        6 июня 1992 года был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме.

        В мае 1993 года старшей сестрой становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы. В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. Будучи тяжело больной матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет.

        В 1998 году старшей сестрой становится мон. Анна (Ерофеева), ныне игумения.

        По святым местам Волгоградской области. Дубовка и Ерзовка

        Скажите, часто ли вы делаете что-то по зову души, просто потому что очень захотелось? Признаюсь честно, я нет. Приоритетные и безотлагательные дела совсем не оставляют места и времени на исполнение заветных желаний.

        Но, вопреки всему, в один из августовских выходных, мы спонтанно решили нарушить запрограммированное течение жизни, сказать всем «надо» – «нет» и отправились в небольшой городок Дубовка, расположенный в 52 километрах от центра Волгограда на берегу Волги.

        Целью нашей поездки стало посещение женского монастыря и церквей, расположенных как в самом городке, так в его окрестностях.

        Город Дубовка (Волгоградская область)

        Дубовка – старейшее поселение Волгоградской области. Его история, насыщенная знаменательными историческими событиями, начинается с давних времен.

        Первые люди здесь появились еще в эпоху палеолита. Некогда здесь обитали племена сарматов, аваров, хазаров и печенегов. Позже поселились золотоордынские ханы. Археологический памятник тех времен – Водянское городище, которое находится на месте разрушенного в 14 веке войсками Тамерлана золотоордынского города Бельджамена.

        В 1733 году для защиты правого берега Волги от набегов кочевников было учреждено Волжское казачье войско. А в 1734 году был издан указ об основании укрепления Дубовка и о переселении сюда семей донских казаков, малороссов и русских.

        Население Дубовки активно участвовало в событиях, связанных с восстанием Пугачева в 1771 году. Как свидетельствуют исторические факты, казаки и местное духовенство радушно встречали мнимого государя колокольным звоном и присягнули ему на верность. За что, правда, впоследствии жестоко поплатились: город почти полностью сгорел, казаки были высланы на Северный Кавказ, духовенство расстрижено и тоже выслано. А на их место пришли переселенцы.

        До сегодняшнего дня в городе можно увидеть хорошо сохранившиеся купеческие особняки: дом купца Крючкова, особняк купца Жемарина (кстати, первый дом в городе, куда было проведено электричество), магазин на ул. Московской в бывшем купеческом доме, дом купца Артамонова и Воронина и другие.

        Если интересна история, можно посетить краеведческий музей «История Дубовки», который, кстати, находится в одном из исторических особняков – доме купца Крючкова (постройка 1887 г.). Все музейные экспонаты были собраны и подарены музею жителями города.

        Символ города – величественный дуб

        Дуб, который поражает своей мощью, величием и размерами, находится на территории санатория «Дубовка», который расположен на крутом волжском берегу.

        400-летний дуб-патриарх (его высота – 20 метров, в обхвате – 7 метров), который рос уже во времена Степана Разина и Емельяна Пугачева, и растущий рядом с ним 250-летний каштан признаны памятниками живой природы в Волгоградской области.

        Кстати, по одной из версий, свое название город Дубовка получил потому, что его окрестности были покрыты густыми дубовыми зарослями (частично сохранилась и до наших дней в виде дубовых рощ).

        Свято-Вознесенский Дубовский монастырь

        Основной целью нашей поездки была главная достопримечательность Дубовки – Свято-Вознесенский монастырь, основанный в 1871 году.

        Вознесенская женская община (будущий Свято-Вознесенский монастырь) была основана на пожертвования мещанина Посохина и протоиерея Иоанна Покровского. В построенном в 1865 году флигеле поселились первые жильцы. А в начале двадцатого столетия в монастыре проживали 270 сестер.

        Судьба монастыря после революции трагична и печальна. Монастырь закрыли. Его настоятельница и еще несколько монахинь были расстреляны. Были разрушены его стены с уникальными воротами, храмы Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня, разграблены ценности монастыря. А в его зданиях располагались различные учреждения.

        В 1991 году монастырь был возрожден и вновь возвращен Русской Православной церкви. Состояние монастыря на тот момент было очень плохое (все было изношено и разбито). Судить об этом можно по остаткам старой стены.

        Некоторые здания пришлось строить заново. Восстановлена звонница и церковь Иоанна Предтечи. В монастыре есть свой сад, виноградник, пруд с рыбой, свои коровы (кстати, очень вкусную молочную продукцию сестра-монахиня продает в монастырском магазине), засеваются монастырские земли.

        В храме сегодня можно увидеть мощи Иоанна Покровского (которые перенесены из склепа Иоанна Покровского в 1992 году) и икону из Афона с частицами мощей 40 святых, которая была подарена обители в 1994 году.

        Сюда верующие приходят, чтобы найти помощь высших сил, поблагодарить за исполненное прошение, испросить благословления святых.

        На входе в монастырь находятся Святые врата с колокольней и часовней Иоанна Предтечи.

        А чуть поодаль находится колодец с холодной родниковой водой «Святой Источник». Сейчас там, как и на всей территории монастыря, ведутся строительные работы. Но набрать воды из колодца можно. Что мы и сделали.

        Место для этого колодца было выбрано не случайно. При строительстве обители обнаружилась острая нехватка питьевой воды. Ходить за ней приходилось очень далеко. По легенде, колодец с вкусной водой был вырыт на том месте, на которое указал основатель, строитель и учредитель монастыря – протоиерей Иоанн Покровский. Во время молитв с ним произошло чудо, которое послужило знаком для выбора места.

        Монастырь находится не в самой Дубовке. Если ехать из Волгограда (по Саратовской трассе), не доезжая до города, нужно повернуть налево. Постройки монастыря видно с трассы. Когда мы ехали в город, монастырь не заметили. И попали в него, уже возвращаясь назад.

        Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

        Старая церковь 1892 года, построенная на средства купца Кулакова как кладбищенская, чудом сохранившаяся от разрушения, находится в Дубовке рядом с санаторием на красивой зеленой и цветущей территории.

        Церковь достаточно хорошо сохранилась, несмотря на выпавшие на ее долю испытания. Как и многие другие, в 1930 году она была закрыта и до 1950 года использовалась как дизельная электростанция. Затем долго пустовала и была заброшенной.

        В 1988 году организовался приход. На восстановление храма, колокольни и часовни, реставрацию внутренней отделки ушло много сил и средств. Кстати, новый иконостас и часть икон написаны настоятелем храма отцом Сергием, которому в 2008 году присвоено звание «Заслуженного художника России».

        Храм впечатлил внутренним убранством и каким-то особым покоем и умиротворением. К тому же, это не просто религиозный храм, но и памятник архитектуры, который восстанавливался с сохранением первоначальной планировки и внутренних росписей.

        Храм Святой Живоначальной Троицы

        Все сооружения в приходе Свято-Троицком (церковь, крестильный храм, колодец, часовня, подсобные помещения) деревянные и были возведены в 2006 году.

        Раньше здесь находился городской сад с церковью (постройка 1876 года), которая в 40-е годы двадцатого столетия была разрушена.

        Сегодня на ухоженной территории прихода, буквально утопающей в зелени и цветах, с вымощенными дорожками, беседкой, детской площадкой, часовней на роднике, с маленьким прудиком, от старой церкви сохранилась лишь сторожка.

        Церковь Михаила Архангела в Ерзовке

        По дороге из Дубовки в Волгоград мы заехали в поселок Ерзовка. И совсем не случайно. В центре поселка – церковь Михаила Архангела, построенная в конце 19-го века.

        Первоначально это была деревянная церковь Михаила Архангела, купленная в Царицыне и перевезенная в Ерзовку. Позже было начато возведение пятиглавого каменного здания церкви из кирпича с железной крышей. Закончено строительство в 1896 году.

        В 1937 году церковь была закрыта, и властями было принято решение об использовании ее для хранения зерна и общественных нужд. Как склад храм использовался с 1945 по 1988 год. При этом был частично разрушен (чтобы удобнее было заезжать машинам, разбили южную стену храма). А во время войны из-за попадания бомбы была разрушена колокольня. В 80-е годы храм даже пытались взорвать, чему помешали местные жители.

        В 1990 году церковь передали православной общине Ерзовки. А с 1991 года начались регулярные богослужения и ее восстановление на деньги верующих. К 1996 году была восстановлена ее роспись, расчищены завалы, а из стены был вытащен снаряд, застрявший в ней с Гражданской войны. В 1999 году восстановили башню в честь святителя Николая Чудотворца.

        Сейчас трудно поверить, что церкви пришлось пережить такие тяжелые времена. Постройка в стиле эклектики, присущего архитектуре конца 19 века, красиво смотрится и гармонично вписывается в зеленый пейзаж. Здесь также есть источник Святой воды, где мы не преминули попить водички и умыться.

        Как добраться до Ерзовки из Волгограда: автобус Волгоград-Дубовка (через Ерзовку) от автовокзала. От рынка ТЗР до Ерзовки – маршрутка 198 (проходит мимо церкви).

        День получился потрясающий. Просто потому что мы никуда не торопились, наслаждались тишиной и покоем под сводами старых церквей, любовались старинными купеческими особняками, органично вписывающимися в современный стиль и дизайн городских улиц, знакомились с людьми и делали то, что нам хотелось.

        Теперь строим планы и мечтаем посетить другие святые места Волгоградской области. А заодно полюбоваться природой и познакомиться с новыми интересными людьми.

        Смотрите так же:  Раифский монастырь венчание

    Related Post

    Краткий пересказ ночь келья в чудовом монастыре

    Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро­тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с

    Монастырь антонио дымский

    АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь Тихвинской епархии Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично Тел.:

    Орехово-зуевский район монастырь

    shurov_oleg Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 2 (сельские церкви) Это вторая часть моего рассказа о храмах Орехово-Зуевского района. В первой части вы смогли увидеть храмы Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Дрезны и Куровское. Во