Собор в сантьяго-де-компостела испания

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова (Собор Сантьяго-де-Компостела)

Собор Святого Иакова — огромный кафедральный собор с мощами Св. Иакова (Сантьяго), находится в самом центре испанского города Сантьяго-де-Компостела. Вот уже на протяжении 10 веков паломники совершают долгое путешествие к этому месте. Испанцам собор особенно дорог. По преданию, апостол был проповедником в Римской Испании. Когда он вернулся в Иудею, то был казнен, после чего почитатели увезли его останки в Галисию. После долгого забвения, в IX в., мощи были обнаружены, что привело к строительству собора и организации паломничества (Камино-де-Сантьяго, или Путь Св. Иакова). Распространение христианства в северной Испании привело к движению против мавров в аль-Андалусе, а позднее стало обоснованием для завоевания Нового Света.

Сэкономь на путешествии!

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750). Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» — возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта), где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103).

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро), которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова), где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

Собор Сантьяго-де-Компостела, Испания

Деловой квартал > Собор Сантьяго-де-Компостела, Испания

  • ДАТА: 1077-1747 годы
  • СТИЛИ: Французский романский стиль и испанское барокко
  • МАТЕРИАЛ: Золотистый гранит
  • Один из самых известных храмов Средневековья; туда до сих пор приходят тысячи паломников

Сантьяго-де-Компостела, город на северо-западе Испании, во времена раннего Средневековья был самым популярным после Иерусалима и Рима местом паломничества у христиан. Считается, что именно в этом средневековом городе, в гробнице за высоким алтарем собора, покоятся мощи святого апостола Иакова (по-испански – Сайт Яго), который был обезглавлен в 44 году н. э. в Риме. По преданию, его тело положили на корабль без моряков и капитана, и корабль чудом приплыл к северо-востоку Испании, где сейчас Галисия. Там тело Иакова похоронили и забыли об этом, а в 810 году обнаружили мощи в маленьком городке Компостела.

Городок тут же стал местом паломничества, в нем выстроили не один храм. Но после того как в 977 году мусульманский визирь аль Мансур разграбил город, началось строительство великолепного романского собора, где бы хранились мощи святого Иакова.

Христиане во все века верили, что если посетить святое место, то можно после смерти попасть на небеса. Поэтому пилигримы со всей Европы сходились в этот маленький город, путь их проходил через Францию, через Пиренеи и север Испании. Франциск Ассизский, король Фернандо и королева Изабелла, Батская Ткачиха из рассказов Чосера – кто только не шел туда, пешком или верхом, со своими пожитками и узелками, со створками раковин (символом паломничества к гробнице св. Иакова). Паломники останавливались в монастырях, гостиницах и бесчисленных деревушках, что стояли вдоль дорог. Путешествие могло тянуться вплоть до года, а путники шли через жаркие и пыльные равнины, через заснеженные горы, через все опасности. В XI-XII веках каждый год в Сантьяго-де-Компостела приходило более полумиллиона человек (а это были времена, когда большинство людей не заглядывало дальше соседней деревни). Даже в наши дни тысячи паломников проходят этот путь, и многие из них – пешком.

Смотрите так же:  Троицком соборе троице сергиевой лавры

Романское великолепие

Собор ясно виден с последнего холма на подходе к городу, его золотистые гранитные башни, башенки и шпили вырисовываются на горизонте.

Над широкой площадью Обрадойро высятся две башни-колокольни и восточный фасад собора – прекрасный пример испанского барокко, их в 1747 году достроил Фернандо Касас-и-Новоа. Двойная лестница ведет к главному входу, а там, за барочным фасадом, открывается первоначальный собор. Он построен приблизительно в 1077-1122 годах, в романском стиле, с полукруглыми арками и массивной каменной кладкой. Вход туда – через западный фасад, через портик Славы Господней, шедевр романского стиля.

Портик был пристроен в 1166-1188 годах под руководством скульптора Матео и украшен потрясающе реалистичными фигурами Христа и апостолов (рядом с Иисусом стоит святой Иаков), музыкантов и даже самого скульптора Матео, который изобразил себя стоящим на коленях у основания центральной колонны.

План собора – типично французско-романский, так как строителями командовали французы. В нем есть центральный неф и боковые приделы, которые переходят в поперечные нефы. На востоке, за высоким алтарем, стоит богато украшенная гробница святого, куда и приходили паломники, чтобы поклониться.

Многое во внутреннем убранстве собора за долгие века менялось и обновлялось, но портик Платериас, построенный в 1117 году у южного нефа, до сих пор выглядит так, как выглядел много веков назад. Именно в этом нефе почти каждый день, после полуденной мессы, восемь священников раскачивают огромную курильницу, Ботафумейро. Она подвешена на целой системе блоков и раскачивается до тех пор. пока не начнет пролетать 25-30 метров – тогда курильница почти достигает свода собора. Нынешняя курильница датирована серединой XIX века, а первую увезли войска Наполеона во время испанской кампании в начале XIX века.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела

Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго — это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.

Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.

Площадь Обрадойро получила название из-за мастерских каменщиков, которые здесь располагались во время строительства собора. «Мастерская» по-галисийски и есть «обрадойро».

Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

Также два входа в собор — Порта-Реал и Порта-Санта — есть в восточном фасаде, который выходит на площадь Куинтана. Через первый в собор входили короли Испании.

Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них — Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).

Кадило собора — самое большое в мире. Оно весит 80 кг и достигает 160 см в высоту. Его спускают с потолка с помощью специального блочного механизма только по большим праздникам.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной — но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.

Одна из самых священных реликвий находится в Капела-до-Реликарио, часовне Мощей: это золотое распятие 874 г., которое содержит частицу Истинного креста.

Смотрите так же:  Собор св Петра в лондоне

Конечная точка паломнического пути св. Якова — это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.

Практическая информация

Адрес: Praza do Obradoiro.

Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.

Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Запись относится к месту:
Испания

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!

Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.

Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления – внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.

Смотрите так же:  Собор святой марии в толедо

Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.

Сантьяго-де-Компостела. Собор и его окрестности

Сантьяго-де-Компостела — финальный пункт знаменитого паломнического Пути Сантьяго. Считается, что именно здесь в главном соборе покоятся остатки святого Иакова (от же Сантьяго), поэтому город стал третьим по значимости для католиков после Иерусалима и Рима. По легенде, мощи убитого в 44 году апостола доплыли в ковчеге до современной Галисии, где через восемь столетий их нашёл местный монах, следуя за путеводной звездой (отсюда и название Компостела — от латинского Campus Stellae, «место, указанное звездой»). Вскоре на месте находки был возведён собор, который менее, чем через 200 лет, был полностью разрушен захватившими город маврами, не тронувшими, однако, мощи святого. Всё-таки мавры того времени были несколько другими. Ну да ладно, перейдём к делу 🙂

Я приехала в Сантьяго поздним вечером, поэтому осмотр города начала на следующее утро с новыми силами. Мой отель находился минутах в 15 ходьбы от исторического центра, в который я вошла со стороны парка Аламеда, по которому я ещё успею прогуляться.

Старый город мне сразу понравился — узкие средневековые улочки, стиль отличается от того, что я видела в Кастилии и Леоне. Для Галисии характерны застеклённый балконы и галереи, что сильнее всего проявляется в приморских городах, но об этом позже.

Впрочем, некоторые улицы выглядели вполне нейтрально, но тоже очень и очень красиво.

Двигаясь по направлению к собору, я вскоре оказалась на живописной площади Фонсека, где вокруг небольшого сквера расположилось множество кафешек.

Наконец я вышла на главную площадь — Praza do Obradoiro. Галисийцы хоть и не такие ярые сторонники независимости, как те же каталонцы, но все названия улиц и площадей, а также вывески магазинов и кафе, вплоть до меню, пишутся на местном, галисийском языке. Кстати, испанский галисийцы подчёркнуто формально именуют «кастельяно», что, впрочем, совершенно верно по определению. На площади расположена мэрия и городской совет.

Однако, даже такое внушительное здание меркнет по сравнению с главной достопримечательностью, расположенной здесь же на площади — Собором Сантьяго (или св. Иакова). К моему великому сожалению, сопровождавшемуся кусанием локтей и прочими жестами отчаяния, главный фасад оказался покрыт лесами.

Поднявшись на крыльцо, я обнаружила, что вход с другой стороны 🙂 Впрочем, это хороший повод обойти собор кругом.

Площадь находится на небольшом возвышении, и, чтобы обойти собор вокруг, пришлось спуститься немного вниз.

Обходя собор, я вышла на площадь Praza da Inmaculada, где расположено одно из зданий университета Сантьяго.

Неподалёку открывается вид на восточный фасад собора, который, к счастью, на реконструкции не находился.

Здесь я и вошла в собор, который изнутри не очень впечатлил. Запомнились, разве что, многочисленные кабинки для исповедей на разных языках.

Спустилась в крипту с мощами Сантьяго, куда очередь была меньше, чем к его статуе. Либо я чего-то не поняла, либо пилигримы — народ странный 🙂

Выйдя из собора, я продолжила его ритуальный обход. Отдельно хочется отметить водостоки 🙂

Над многочисленными дверьми в собор находятся столь же многочисленные скульптурные изображения Сантьяго.

Восточный фасад собора выходит на площадь Praza da Quintana de Vivos, которая лично мне понравилась куда больше, чем главная.

Продолжая обходить бесконечные фасады собора, я вышла на ещё одну площадь — Praza das Praterias, где подростки играли Rolling Stones на соборной лестнице, на которой отдыхали туристы.

Здесь можно рассмотреть восточный фасад собора с юга.

На близлежащих улочках сплошь бары и рестораны. Испания остаётся Испанией даже в Галисии 🙂

Обойдя наконец вокруг собора, я снова вернулась на главную площадь, и на этот раз обратила внимание на местный парадор, расположенный в здании, построенном Католическими Королями для паломников.

Особенно меня впечатлило оформление главного входа.

Related Post

Самый древний собор киева

Одна из самых древних церквей киева сохранилась в первозданном виде благодаря тому, что она находится Под землей Храм обнаружили, когда удалось расчистить от завалов монашеские пещеры, вырытые в Зверинецких холмах

Исаакиевский собор в разрезе

Исаа?киевский собо?р (официальное название — собор преподо?бного Исаа?кия Далма?тского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»). Построен в 1818—1858

Никейский вселенский собор i

I Вселенский Собор. Икона XVII в. Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, почему также называется Никейским Собором Память 29 мая,