Меню

Троицком соборе троице сергиевой лавры

Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из зодчества

Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.

Еще одна особенность внутреннего устройства Троицкого собора — несоответствие положения лопаток расчленяющих фасады его стен расположению внутренних опорных столпов. Столпы, а вместе с ними и глава, смещены к алтарным апсидам и придвинуты к северному и южному фасадам четверика. За счет такого смелого решения, не знакомого древнему зодчеству, удалось выполнить, по крайней мере, три сложнейших задачи. , смещение светового барабана позволило уравновесить силуэт собора с южной и северной сторон. , смещенный к апсидам и прорезанный десятью очень высокими окнами, световой барабан поставлен над иконостасом, что обеспечивает достаточное его освещение. , благодаря смещению опорных столпов к стенам, удалось расширить площадь собора, сделать его более вместительным и улучшить обзор иконостаса. Не случайно предположение, что наряду с зодчими участие в замысле архитектуры Троицкого собора Лавры принимал величайший художник Древней Руси Андрей Рублев, украсивший его фресками и иконами.

Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.

Троицкий собор — мерило архитектурного ансамбля Лавры. Впервые это отметил , автор и исполнитель первой комплексной программы реставрации Лавры (1938 г.). Он нашел, что соотношение объемов и высот основных зданий Лавры построено на гармонических пропорциях так называемого «золотого сечения». Расстояния между зданиями Лавры также определяются высотой Троицкого собора. Так, например, церковь Св. Духа удалена от Троицкого собора приблизительно на две его высоты, а Успенский собор — на три.

Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.

Подобно тому, как многочисленные ученики вскоре окружили Преподобного Сергия, Троицкий собор через некоторое время со всех четырех сторон окружили разнообразные пристройки. В результате Троицкий собор превратился в самостоятельный и, , очень живописный архитектурный ансамбль внутри общего ансамбля зданий Лавры. Тем не менее, нельзя не признать, что позднейшие разностильные пристройки, утрата позакомарной кровли, раскраска стен в значительной степени умалили то изначальное впечатление мощи и суровой величавости, которого добивались мудрые строители Троицкого собора. Положение исправили реставрационные работы, проводившиеся с перерывами в годах XX в., и, прежде всего, удаление северной паперти, очистка фасадов от раскрасок и, наконец, восстановление позакомарного покрытия собора. На рубеже XX — XXI вв. Троицкий собор вновь стал объектом приложения труда реставраторов. Специалисты созданного в стенах Лавры Патриаршего центра благоустроили территорию вокруг собора и замостили ее булыжником, что избавило цоколь древнего храма от переувлажнения, побелили фасады, отремонтировали кровлю четверика и алтарных апсид, возобновили позолоту. Обновленный Троицкий собор — «похвала» Преподобному Сергию, как и прежде, притягивает к себе взоры, умы и сердца гостей Сергиевой Лавры.

Смотрите так же:  Собор спасителя в брюгге

Содержание:

Троицкий собор (1422-23 гг.)

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского — в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия — начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери — по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами — с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

— в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию — с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию — по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре

Троицкий собор — главный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он был построен в 1422-1423 годах на месте деревянной Троицкой церкви — первой, построенной в этой обители самим преподобным Сергием Радонежским с подвижниками. Троицкий собор — старейший из сохранившихся храмов Лавры.

Строгий и гармоничный храм возведен в традициях московской архитектуры XIV-XV столетий и почти лишен внешнего убранства. Высота четырехстолпного пятикупольного Троицкого храма — 30 метров. Раньше он выглядел более высоким — сейчас часть подклета скрыта культурным слоем.

В Троицком соборе вы можете увидеть величайшую святыню православных христиан — мощи основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. В гробнице мощи святого находятся в серебряной раке, созданной по заказу Ивана Грозного. До этого обретенные мощи хранились в деревянной раке (сейчас она в Успенском соборе Лавры). Рядом с гробницей представлены личные вещи Сергия Радонежского — его схима и посох.

Внутри храма сохранился оригинальный пятиярусный иконостас начала XV века. Храмовой иконой этого собора была всемирно известная «Троица» Андрея Рублева (сейчас она хранится в Государственной Третьяковской галерее, в иконостасе находится ее копия). Настенные росписи были выполнены в 1425-1427 годах живописцами из мастерской Андрея Рублева, однако большая часть тех фресок не сохранилась, в 1635 году их возобновили по прежней схеме.

Обратите также внимание на паникадило с изображениями Христа, Богородицы и двенадцати апостолов — оно было создано немецкими мастерами XV века и подарено Лавре Иваном Грозным.

К Троицкому собору с юга пристроена небольшая Никоновская церковь 1552 года, а также на месте, где, по преданию, находилась келья Сергия, так называемая Серапионовская палатка 1783 года — она возведена над мощами Новгородского архиепископа Серапиона.

Троицкий собор обязательно посещают все приезжающие в Лавру паломники и туристы. Однако в выходные и праздничные дни на вход в этот собор всегда выстраивается длинная очередь из желающих приложиться к мощам.

Смотрите так же:  Собор парижской богоматери белль

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно в будние дни общий братский молебен в 05:30-06:30, литургия в 06:30, в воскресные и праздничные дни молебен с акафистом преподобному Сергию в 05:00-06:15, литургия — в 06:30. Также молебны с акафистом преподобному Сергию совершаются ежедневно с 08:30 до 20:30 часов, начало молебнов в 08:30, 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:30. Воскресный соборный молебен с акафистом преподобному Сергию — в 17:00 часов. По пятницам проводится соборный молебен с акафистом Божией Матери — в 17:00.

Троицкий собор Свято-Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий собор стоит в Троице-Сергиевой Лавре на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей. Он отмечает собой тот исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование ансамбля. Как главная святыня монастыря, собор больше и чаще всех остальных подвергался различным дополнениям и переделкам.

Преподобный Сергий, удалившись для подвижничества в лесную пустыню, начал с того, что поставил себе в пустыне церквицу, или маленькую церковь, во имя святыя Троицы; эта церквица, или маленькая церковь (подразумевается деревянная, как и две последующие до нынешней), и была родоначальницей нынешнего Троицкого собора. Спустя некоторое время после того, как около пустынной келии преподобного Сергия составился монастырь, он получил возможность заменить маленькую церковь большой, или настоящей, церковью, что он и сделал. Эта вторая его церковь сгорела в 1408 году, в нашествие Едигеево, когда Татарами выжжен был весь монастырь. Вместо сгоревшей церкви преподобный Никон, преемник преподобного Сергия, при котором имел место пожар, поставил в возобновленном им монастыре третью церковь святой Троицы, которая освящена была 25 сентября 1411 года. В 1422 году при том же преподобном Никоне были обретены нетленными мощи преподобного Сергия, и над мощами Сергия Никон решил поставить вместо деревянной церкви, какова была поставленная им, как и две предшествующие, поставленные самим Сергием, каменную церковь; эта каменная церковь святыя Троицы, построенная преподобным Никоном, и есть доныне существующий Троицкий собор. (Из описаний Е. Голубинского).

Исследования показали, что Троицкий собор представляет собой наиболее совершенный образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменитой победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами. Несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное значение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Такое впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема в построении порталов, окон и т.д.

Стены собора выложены из правильных блоков белого камня, а узкие и редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и завершает высокий барабан главы.

Для интерьера Троицкого собора характерно единство пространства и ясно выраженная устремленность вверх. Все своды и арки плавно переходят из стен, не нарушая их плоскости. Известно, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того времени – Андрея Рублева и Даниила Черного. Руководство а также непосредственное участие в исполнении росписей и икон для иконостаса храма стало их последней работой.

Иконостас Троицкого собора – уникальный памятник московской школы живописи начала XV века. Он состоит из пяти ярусов, 40 икон его трех средних рядов полностью сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не всегда самим Андреем Рублевым, то под его непосредственным руководством.

В настоящее время надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки расположен довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен окрашено бледно-розовой краской.

Рака с мощами преподобного Сергия находится у южной стены церкви подле иконостаса, или между алтарной стеной и южными дверями в церковь. По изнесении из земли в 1422 году мощи переложены были из гроба, в котором они находились в земле, в нарочито приготовленную раку. Рака эта была также деревянная, как и гроб, а отличалась от него, как должно думать, большим или меньшим украшением посредством резьбы, раскрашения, посеребрения или золочения. В деревянной раке мощи преподобного Сергия находились до 15 августа 1585 года, когда они переложены были в серебряную позолоченную раку, устроенную царем Иваном Васильевичем Грозным при участии некоторых других чтителей памяти преподобного (по крайней мере, тетки его, государя, – княгини Старицкой Евфросинии, и сына последней, а его, государя, – двоюродного брата, князя Владимира Андреевича). Имеем указание, что рака эта приготовлялась не менее 25 лет, и прямое известие, что она приготовлялась именно 29 лет. В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов. С открытых сторон раки, одной продольной и одной поперечной, вставлены между низами столбов сени – служащие вместо решеток глухие засторонки, или стенки, которые имеют такой вид, что как будто составляют вторую раку, или футляр для раки, почему и можно встречать в описаниях не совсем правильные, или неточные, речи, что Анна Иоанновна сделала около раки Грозного другую раку. У раки преподобного находятся иконы его «моления», или бывшие его келейные, – Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. (Из описаний Е. Голубинского).

Троицкий собор является самым святым местом Лавры и выдающимся архитектурным памятником России.

Смотрите так же:  Расписание богослужений во владимирском соборе

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Свято-Троицкая Сергиева лавра

История

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.

На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).

С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.

С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.

В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Храмы и часовни

  • Троицкий собор (1422-23 гг.), в котором почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского; в иконостасе храма иконы письма прп. Андрея Рублева;
  • Успенский собор (1559-1585 гг., построен по повелению царя Иоанна Грозного);
  • храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476-77 гг.);
  • храм прп. Никона Радонежского (1623 г.);
  • надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.);
  • храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.);
  • храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1686-1692 гг.);
  • храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.);
  • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.);
  • храм в честь Покрова Божией Матери (в академии);
  • храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в семинарии);
  • Успенская часовня над кладезем (1644 г. — кон. XVII в.).
  • Подворья и скиты

    • подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
    • храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
    • Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
    • храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
    • Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
    • Варницкое подворье в Ростове Великом;
    • храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
    • храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
    • Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
    • Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
    • Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
    • Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
    • Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
    • Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
    • Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
    • подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
    • Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
    • Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
    • скит Параклит (г. Сергиев Посад);
    • Успенский женский скит-подворье (Тульская обл., п. Епифань);
    • храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2019 г.).

    Святыни

    Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

    Богослужение

    Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.