Меню

Собор святой марии в толедо

Главный католический храм Испании: собор Святой Марии в Толедо

Кафедральный собор Святой Марии — католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно — главным 4 собором в стране. В 1986 г. Толедский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но заслуживает он внимания не только как образец позднеготической средневековой архитектуры, но и как яркий пример испанского католического менталитета.

Собор построен на месте вестготской церкви V-VI вв. (первое упоминание о ней относятся к 587 г.), которая была переосвещена после перехода вестготского короля Реккареда I из аринства в христианство. С этого момента Толедо обрел епископскую кафедру и стал религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании.

После завоевания города мусульманами в 711 г. собор был превращён в мечеть, а кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен, которая до сегодняшнего дня не сохранилась.

В 1085 г. Толедо был отвоёван у мавров королём Леона и Кастилии Альфонсо VI, при этом одним из условий капитуляции мавров было обещание не преследовать мусульман и сохранить их культовые здания. Однако после восстановления в городе епископской кафедры (за которой папа римский признал статус примаса) мечеть была переосвящёна как христианский храм, однако вплоть до XIII в. здание собора — бывшей мечети оставалось нетронутым.

После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, ключевой в ходе испанской Реконкисты, король Альфонсо VIII пришел к выводу о необходимости построить в Толедо грандиозное здание нового собора. Однако, лишь после его смерти, уже при короле Фернандо III и толедском архиепископе Хименесе де Рада старое здание собора было разрушено, и началось строительство современного собора, продолжавшееся с 1226 по 1493 гг.

Собор был выстроен в готическом стиле — изначально под очевидным французским влиянием, однако строительство затянулись, и уже в процессе возведения храм приобрёл черты национального зодчества (с вкраплением стилей платереско и мудехар). Специалисты отмечают, что мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок в структуре собора, подчеркивая, что храм напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.

Завершено строительство собора было при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса, прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера — так в XVI в. собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства. Кардинал Хименес де Сиснерос выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Об этом — чуть ниже.

Кафедральный собор Толедо является одним из крупнейших в Испании: его длина — 120 м, ширина — 60 м, высота — 44 м. Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г. и весит 17 тонн.

Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI в. на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.

Собор Святой Марии гордо возвышался над среднивековым городом и представлял собой гордость всех жителей города — истинных католиков. Однако со временем окружающие строения постепенно скрыли истинные размеры собора.

Теперь нужно долго петлять по улочкам исторического центра Толедо, чтобы неожиданно «открыть» для себя Собор, выходя на неровную — в геометрическом отношениии — центральную площдаь, на которой храм соседствует с муниципалитетом.

Неровный рельеф исторического центра Толедо также мешает адекватно оценить грандиозные размеры здания. Фотографировать собор так, чтобы полностью вместить здание в кадр, также довольно сложно.

Для обзора хорошо открыт лишь западный фасад собора, выходящий на площадь Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города.(представлено ниже).

Собор насчитывает 5 нефов, образованных 88 колонами и 72 сводами.

Главный фасад Толедского собора находится с его западной стороны. Слева от него располагаеться колокольня, состоящая из двух частей: нижняя — квадратная в плане — построена по проекту Альвара Мартинеса, а верхняя — восьмиугольная — создана Ханнекином из Брюсселя.

Главный фасад собора создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он имеет три портала, которые украшены скульптурным декором библейской тематики. Главный портал, расположенный в центре, носит название «Пуэрта-дель-Пердон» («Ворота прощения»), что связано с поверьем, будто каждый кающийся, прошедший через эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.

«Ворота прощения» были созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. Вход в собор оформлен в виде готической арки с шестью архивольтами. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Два других портала называются «Ворота Страшного суда» (южный) и «Ворота ада» (северный).На «Воротах страшного суда» изображена сцена Страшного суда», давшая воротам название, а на «Воротах ада» представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название — «Ворота пальм».

Площадь основного зала собора Толедо составляет больше 7000 м?. Главная капелла собора (Capilla Mayor) расположена в центральной части собора. Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, которого считают покровителем Христофора Колумба.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из лиственницы, раскрашено и позолочено. На его создание ушло шесть лет: оно создавалось с 1498 по 1504 гг. Над созданием ретабло работал целый ряд мастеров, общее руководство которыми осуществляли Энрике Эгас и Педро де Гумьель. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, при этом его широкая центральная расположена над дарохранительницей. Четыре части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты сюжеты, ещё две — более узкие, по бокам ретабло — содержат статуи святых.

Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. В левой части капеллы находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него (автор неизвестен), которая считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса. В Главной капелле похоронены также короли Альфонсо VII, Санчо III и Санчо VI

Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет, который помогал епископу в управлении епархией.

Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 гг. Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете.

По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначен для высокопоставленных представителей и выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри.

Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.

Нижний ряд составляют деревянные сидения, на которых заседали представители рангом пониже — каноники, — украшенные рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.

Резные скамьи содержат ихображения мистических существ и исторических сражений и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.

Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос и состоит из 4 помещений (основной зал, две боковые комнаты и входная комната).

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева. Все стены заполнены портретами всех толедских архиепископов: от самых первых — до самого последнего.

Капелла Транспаренте находится на задней стороне Главной капеллы и считается шедевром испанского барокко. Капелла была создана в 1729-1732 гг. известным испанским мастером барокко Нирсисо Томе.

Смотрите так же:  Софийский собор город новгород

Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы.

Пространство вокруг окна богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сокровищница Толедского собора расположена в северо-западной его части. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница. В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства.

Главным шедевром экспозиции сокровищницы служит гигантская дароносица, созданная в XVI в. ювелиром Энрике Де Арфе, которая имеет 2,5 метра в высоту. Дароносица состоит из 5 600 деталей, которые скрепляют 12500 винтов; её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантам. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.

Толедский кафедральный собор, сочетающий в себе различные стили испанской архитектуры — от мудехара до Ренессанса — производит очень неоднозначное впечатление, но — грандиозное и праздничное. Различия помещений, представляющих разные аспекты культового средневекового здания, словно переводят от одной идеи христианства к другой.

Величие и даже помпезность помещений и предметов интерьера и культа сочетается с праздничным настроением и своебразной исронией, что особенно заметно в зале капитулов по портертам последних толедских еписковов и в этой замечательной «белой» скульптуре Девы Марии с младенцем — посмотрите на их довольные лица, так не сочетающиеся со страдальческими ликами традиционного средневековья.

Адрес Кафедрального собора: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Вне проведения служб действующий в настоящее время собор работает как музей.
Время работы музея: понедельник -суббота: 10:00 — 18:00, воскресенье: 14:00 — 18:00.
Музей не работают 1 января и 25 декабря.
Вход — 11 EUR.

Кафедральный собор Святой Марии

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии — воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa Maria de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V—VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий Толедо. Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м?. В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729—1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Смотрите так же:  Собор св петра и павла спб

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Кафедральный собор в Толедо

Кафедральный собор Св. Марии — то место, которое невозможно упустить из вида при посещении Толедо. Это не просто знаковая достопримечательность, это центр и сердце Старого города, безмолвный свидетель исторических событий бывшей королевской резиденции. Ходят легенды, что именно на этом месте случилось чудо явления Девы Марии с ангелами св. Ильдефонсу Толедскому, впоследствии ставшему покровителем города. Ещё в 6 веке здесь существовала вестготская христианская церковь Санта-Мария-дель-Реаль, перестроенная в мечеть после арабского завоевания в 8 веке. Почти три столетия тянулось строительство нового храма — первый камень был заложен в 1226 г. по указу короля Фернандо III Святого, а заключительные работы произведены в 1493 г. завершением сводов центрального нефа. Итогом грандиозного труда стало монументальное строение весьма внушительных габаритов. В высоту он достигает 44 м, а Северная башня с колоколом Кампанья-Горда — 90 м, и это самое высокое здание в Толедо!

По первоначальному проекту собор планировалось выполнить в «чистом» готическом стиле, но строительный марафон затянулся, архитекторы менялись, и результат приобретал типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния, гармоничные пропорции вместо устремлённого вверх «классического» готического храма.

Внутреннее убранство собора

О богатстве и роскоши внутреннего убранства собора ходят легенды, вполне оправдывающиеся при его посещении. Впечатляюще выглядят массивные колонны, поддерживающие своды храма, и красочные витражи, едва пропускающие солнечный свет. Общую мрачность пространства заметно скрашивает громадное круглое окно, пробитое в 18 веке при строительстве капеллы Транспаренте.

По сторонам центрального нефа, заканчивающегося главной капеллой, протянулись неповторимые часовни-капеллы, то строгие, то поражающие многообразным барочным декором.

Двухъярусные хоры собора с двумя органами украшены скульптурами, орнаментами, барельефами с сюжетами из Библии и национальных преданий.

Привлекает внимание капелла Св. Ильдефонса, особо почитаемого в Толедо, созданная по заказу толедского кардинала и архиепископа Альборноса. Саркофаг кардинала поддерживают шесть львов, его окружают 22 барельефа различных святых, по бокам капеллы расположено ещё несколько захоронений родственников Альборноса. На мраморном ретабло представлен традиционный сюжет явления Девы с вручением ризы св. Ильдефонсу.

В сокровищнице собора открыта выставка церковной утвари, центром внимания которой стала ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней массой более 200 кг, созданная в 16 веке мастером Энрике де Арфе. Раз в год на праздник тела и крови Христовых дароносица провозится по улицам Толедо на особой повозке. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

В 1986 г. кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесён в реестр ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Толедо действующий, во время проведения богослужений вход бесплатный. В обычное время кафедральный собор превращается в музей, а вход производится по билетам.

Адрес: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.

Телефон: +00-34 (925) 22-22-41, +00-34 (925) 21-24-23, +00-34 (925) 25-87-23.

Время работы: понедельник — суббота: 10:00 — 18:00, воскресенье: 14:00 — 18:00. Музеи не работают 1 января и 25 декабря, по некоторым дням — сокращенное время работы.

Обязательно поднимитесь на колокольню высотой 90 м и не пропустите великолепный панорамный вид на Толедо.

Как добраться: от железнодорожной станции RENFE и автовокзала нужно выбрать автобус № 5, идущий до Plaza de Zocodover. Автомобильные парковки есть рядом с Plaza de Zocodover и крепостью Alcazar.

Цены на странице указаны на сентябрь 2019 г.

Кафедральный собор Святой Марии в Толедо

Испанию исторически считали одной из самых стойких поборниц католической веры на европейском континенте. Неудивительно, что особое внимание туристов обращено именно к католическим соборам, хранителям испанской религиозности.

Все экскурсии в Толедо включают осмотр Кафедрального собора Святой Марии, который является религиозным символом города, важным памятником культуры Толедо и всей Кастилии.

В 587 году вестготами был построен католический собор, который связывают с именем первого епископа Толедо Эухенио. Этот храм пережил и вторжение мавров, превратившись в мечеть, и отвоевание города Альфонсом VI. Началось противостояние двух конфессий за право пользования главной религиозной святыни города.

1212 год был ознаменован победой в битве при Лас-Навас-де-Толоса, переломном сражении эпохи Реконкисты. Толедо перестал быть пограничным городом, началась самая славная эпоха в его истории. В честь знаковой победы кастильский король Альфонсо VIII решает построить на месте старой церкви новый грандиозный храм. Скорая смерть короля мешает быстрому осуществлению этой идеи. Строительство начинается лишь в 1226 году.

История не сохранила достоверных сведений о том, кто именно является автором собора. Документальные источники свидетельствуют лишь о том, что архитекторов было двое, одного из них звали Мартин, и он предположительно был французом. Предполагают, что вторым архитектором мог быть Педро Перес, который продолжил дело мастера Мартина. Строительство собора в его первоначальном виде было завершено в 1493 году.

Экскурсия в Толедо – лучший способ своими глазами увидеть Кафедральный собор Святой Марии и в полной мере насладиться его архитектурой. Трудно словами описать всю красоту этого сооружения.

Кафедральный собор Толедо – величественное здание в готическом стиле, пятинефный храм. Остроконечная башня, увенчанная шпилем с тремя «коронами», достигает 92 метров в высоту. В башне располагается главный колокол весом примерно 17 тонн.

Во второй половине XV века группой фламандских мастеров был оформлен «Львиный портал» («Пуэрта-де-лос-Леонес», Ворота Львов), один из самых красивых порталов собора. На украшение портала ушло 11 лет. Мастера привнесли в архитектуру собора элементы фламандского стиля.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора поражает не меньше, чем его внешний облик. Удивительной красоты алтарь создавался на протяжении шести лет, с 1498 по 1504 год. Алтарь состоит из нескольких скульптурных групп, вырезанных из лиственницы и покрытых золотом. От предшествующего иконостаса сохранилась посеребренная скульптура Девы Марии, главная скульптура храма. С обеих сторон от иконостаса расположены саркофаги.

Ризница – один из музеев при соборе. Посетителей впечатлит свод просторного зала, расписанный неаполитанцем Лукой Джордано. Внимание привлечет и висящая над мраморным алтарем картина «Эсполио» («Снятие одежд с Христа») выдающегося художника Эль Греко, чья судьба была неразрывно связана с Толедо. В местной пинакотеке особое место также занимают работы Эль Греко – серия портретов апостолов.

В сокровищнице собора хранятся уникальные ценности – шедевры ювелирного искусства и памятники религиозной культуры и истории. В числе главных экспонатов сокровищницы – трехтомная Библия, подаренная собору королем Франции в XIII и содержащая более 300 миниатюр; нагрудный крест и перстень с дымчатым топазом и бриллиантом, принадлежавшие кардиналу Исидро Гома (примас Испании в 1933–1940 годах); императорская корона святой покровительницы Толедо, сделанная из короны Изабеллы I. Экспонаты представляют как историческую, так и материальную ценность.

Смотрите так же:  Рельефы дмитриевский собор

Жемчужина хранилища – дароносица, использованная в день религиозного шествия Corpus Cristi, одна из главных материальных ценностей христианского мира, изготовленная ювелиром Энрике де Арфе.

Кафедральный собор в Толедо с момента своей постройки и до сегодняшнего дня является одним из самых значимых религиозных сооружений Испании. Он хранит духовную и материальную память разных эпох испанской религиозности, от королевства вестготов до франкизма.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Главный собор Испании

Кафедральный собор Святой Марии считается главным собором страны. Готический собор построен на месте вестготской церкви V–VI века, которую мавры в период своего господства использовали как мечеть. При длине 120 м, ширине 60 м и высоте 44 м, собор до сих пор является одним из крупнейших в Испании. В оформлении собора участвуют картины Эль Греко, Караваджо, Тициана.

В 1226 году началось строительство современного здания собора, продолжавшееся до 1493 года. Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием, что и понятно, так как стройка началась под руководством французского архитектора Мартине. В соответствии с проектом 88 колонн и 72 свода образовали 5 нефов. В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристоен клуатр и часовня святого Власия, а в XV веке при архитекторе Альваре Мартинесе было закончено строительство западного фасада и башни.

Завершил строительство собора в 1493 году «великий кардинал» Педро Гонсалес де Мендоса. Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера.

Город рос, и со временем окружающие строения скрыли перспективу собора, нивелировали истинные размеры собора, а холмистый рельеф Толедо мешает оценить величие здания. Хорошо открыт для обзора разве что лишь главный (западный) фасад, выходящий на центральную площадь города с дворцом архиепископа и зданием мэрии.

Главный вход на фасаде XV века называется «Пуэрта-дель-Пердон» (Ворота прощения). Считалось, что каждый кающийся, прошедший этими воротами, получает прощение грехов…удобно, можно и не каяться. Вот только через этот вход уже давным-давно не пускают, открывают лишь для особо важных случаев, таких как торжественный вход в собор нового архиепископа. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.

В северной, самой старой стене собора XV века, находятся «Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов). Их называют ещё ярмарочными, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Тимпан портала представляет сцены из земной жизни Христа. Через эти ворота можно зайти в собор, причём бесплатно, но только на небольшую площадку, откуда кроме общего вида интерьера ничего не разглядишь.

А заходят по билетам через южный портал «Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) , это самые новые ворота собора, они созданы в 1460–1466 годах.

Главная капелла собора до XVI века состояла из двух частей с отдельными сводами, благодаря кардиналу Хименесу де Сиснерос была обьединена и расширена

На создание позднеготического ретабла капеллы ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год

Выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, в четырёх скульптуры на евангельские сюжеты, в двух находятся статуи святых, широкая центральная расположена над дарохранительницей.

Боковые стены Главной капеллы богато украшены резьбой. Здесь также находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, а также королей Альфонсо VII Императора, Санчо III и Санчо IV.

В центральной части собора рядом с Главной капеллой расположены двухярусные соборные хоры. Деревянные сиденья нижнего яруса украшают 54 барельефа с эпизодами взятия Гранады работы Родриго Алемана (1495 год)

верхний ярус украшают изображения библейских сцен работы Алонсо Берругете и резьба Фелипе Бигарни. Ограждает хоры решётка в стиле платереско.

Ризница построена в конце XVI века, состоит из нескольких комнат, которые несут сейчас уже функцию картинной галереи. Можно видеть картины Эль Греко, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Гойи, а также средневековые литургические одеяния. Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»

Капелла Новых Королей была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара. Здесь похоронены несколько королей вместе с их жёнами.

Капелла Сантьяго или Святого Иакова находится между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Её построил могущественный дворянин Альваро де Луна между 1435 и 1440 годами в качестве будущей фамильной усыпальницы. Капелла со звездчатым сводом выполнена в готическом стиле. В центре капеллы — мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, остальные его родственники захоронены по бокам капеллы.

Капелла святого Ильдефонса находится прямо на главной оси собора. В связи с тем, что Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо, это была первая капелла в соборе, находится на этом месте с основания в XIII веке. Была построена по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса, как место упокоения для него и членов его семьи. Мраморное ретабло изображает неизменный сюжет — вручение Богородицей своей ризы Святому Ильдефонсу.

Южнее капеллы Сан-Ильдефонсо можно найти Зал капитулов, построенный по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос. Состоит из 4 помещений, в стиле готики, сочетающейся со стилем мудехар. Интерьер основного зала выполнен из позолоченного дерева, а на стенах развешаны портреты всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте, созданная в 1729–1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе, пожалуй наиболее впечатляющая в соборе, считается шедевром испанского барокко

Центральная скульптура Девы Марии с Младенцем окружена мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. Уникальность капеллы — в способе её освещения. В своде пробили круглое окно, причём таким образом, чтобы луч света падал по центру капеллы на её дарохранительницу. Пространство вокруг самого окна изображает библейские темы.

Капелла Тела Христова более знакома как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому обряду, который был постепенно вытеснен стандартным для католиков римским обрядом после Реконкисты. Кардинал Хименес де Сиснерос возродил этот обряд на основе сохранившихся мосарабских литургических книг и добился от папы Юлия II разрешения на его использование. Мосарабские службы и по сей день проводятся в капелле Тела Христова. Вход в часовню преграждает решётка с гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. На фресках стен капеллы видны сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом, а мраморный алтарь с бронзовой декорацией изображает Деву Марию с Младенцем.

Сокровищница расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу — фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.

Ещё нигде не видел в куче такого количества золота, бьющего в глаза, как на этой дароносице, созданной в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе. Она 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, скреплённых 12500 винтами. Если долго рассматривать, то наверное можно найти все 250 статуэток, но на это ни у кого не хватает терпения. Венчает дароносицу крест с бриллиантами. А весит это творение 201 кг! После дароносицы на остальные экспонаты в сокровищнице уже обращают мало внимания.