Меню

Собор святого петра ютуб

Официальный туристический сайт Италии

Территория и природа
Культура, искусство и история
Здоровье и активный образ жизни
Современный энциклопедист Леонардо

Техника на службе предтечи науки

Необычный Леонардо – Somewhere

Губбьо: прирожденные мастера
Неаполь и коллекция Фарнезе

Вы находитесь в Официальный туристический сайт Италии / Куда поехать / История и искусство / Собор святого Петра и Музеи Ватикана

Собор святого Петра и Музеи Ватикана

Собор и площадь Святого Петра

Рим: Мост Сикста и Собор Святого Петра

Музеи Ватикана: Коридор – Фото Hal P Shutterstock.com

Собор Святого Петра

Музеи Ватикана: Фреска – Фото Kate-Connes Shutterstock.com

Сикстинская капелла – Фото Vlad G Shutterstock.com

В самом центре Рима (Roma), на территории города Ватикан (Citta del Vaticano), возвышается великолепный Собор святого Петра (Basilica di San Pietro), самый большой в мире храм с величественным куполом, вознесшимся над крышами Вечного города (Citta Eterna). Здесь же расположены Музеи Ватикана (Musei Vaticani) с удивительной Сикстинской капеллой (Cappella Sistina).
Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)
Сюда, где бьется сердце католицизма, каждый год стремятся миллионы паломников, прибывающих со всего мира, чтобы объединиться в молитве и получить благословение Папы.
Строительство этой базилики, возвышающейся над площадью Святого Петра (Piazza San Pietro), началось 18 апреля 1506 года по воле папы Юлия II (papa Giulio II) и было закончено в 1626 году во время понтификата папы Урбана VIII, а оформление лежащей перед ней площади завершилось только в 1667 году.
На том же месте, где сегодня расположена базилика, ранее находилась другая, более древняя, выстроенная в IV веке по приказу римского императора Константина I.
Множество архитекторов поочередно приняли участие в строительстве собора: Браманте (Bramante) в сотрудничестве с Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo), Рафаэль вместе с тем же Джулиано да Сангалло и Фра Джокондо (Fra Giocondo), Антонио да Сангалло Младший (Antonio da Sangallo il Giovane) совместно с Бальдассаре Перуцци (Baldassarre Peruzzi), Микеланджело (Michelangelo), Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) и Джакомо Бароцци да Виньола (Jacopo Barozzi da Vignola), Джакомо делла Порта (Giacomo Della Porta) с Доменико Фонтана (Domenico Fontana), Карло Мадерно (Carlo Maderno) и, наконец, с 1629 года Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini).

Бернини в XVII веке построил внушительные боковые колоннады, состоящие из 284 дорических колонн, увенчанных 140 статуями святых высотой 3 метра 10 сантиметров и шестью большими гербами папы Александра VII Киджи.
Если встать на порфировые диски в центре площади, то, благодаря архитектурному гению Бернини, можно увидеть, как колонны, словно по волшебству, выравниваются, выстраиваясь идеально одна за другой. Длина бoльшего диаметра площади равна 240 метрам, а в ее центре расположен обелиск высотой 25 метров.
Поднявшись по лестнице, перестроенной Бернини (Bernini) и состоящей из трех маршей, мы подходим к портику длиной 71 метр, прорезанному пятью порталами, закрытыми решетками. Каждому из порталов соответствует одна из входных дверей базилики. Портик и фасад были построены Карло Мадерно.
Войдя в базилику, вы тотчас поразитесь богатством ее художественного убранства и проникаетесь ощущением исходящей от нее святости, однако грандиозный масштаб этого сооружения осознается не сразу.
В глубине центрального нефа находится статуя святого Петра, поднявшего руку в благословляющем жесте, чья стопа истерлась от прикосновений верующих.
В правом нефе находится «Оплакивание Христа», знаменитая Пьета (Pieta) Микеланджело, мраморная группа, оказывающая на зрителей глубочайшее эмоциональное воздействие, завершенная скульптором в возрасте 23 лет.

Символом католической церкви и Рима (Roma) стал главный купол собора –монументальная конструкция, спроектированная Микеланджело и возведенная после его смерти всего за два года архитекторами Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта.
Внутренняя отделка, выполненная в технике мозаики, представляет сцены из жизни Христа, образы апостолов, а также бюсты римских пап и святых. Ступени консольной лестницы, ведущей на вершину купола, выполнены из терракотовых плит, изготовленных в Ферентино, знаменитом изделиями из обожжённой глины.
Под куполом находится грандиозный «Балдахин» — алтарная сень над гробницей святого Петра, также разработанный Бернини и возведенный в 1624-1633 годах. Он отлит из бронзовых украшений, снятых с Пантеона, достигает почти 30 метров в высоту и поддерживается четырьмя витыми колоннами.
Нижний уровень базилики называют Ватиканскими гротами (Grotte Vaticane). Они располагаются под полом собора, здесь находится гробница Петра, а также захоронения римских пап, среди которых Иоанн Павел II.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла (Musei Vaticani e Cappella Sistina)
Пройдя вдоль высокой стены, недалеко от базилики вы найдете вход в Музеи Ватикана, сокровищницу произведений искусства непревзойденной ценности.
Среди других музеев посетите Египетский музей, где экспонируются многочисленные образцы скульптуры, саркофаги и мумии, а также клинописные таблички и печати из Месопотамии.
Художественная галерея знакомит с шедеврами Джотто, Караваджо, Фра Анджелико, Перуджино, Тициана, Леонардо и Рафаэля.
В Ватиканских дворцах можно посетить Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), расписанные великолепными фресками, созданными художником в 1508-1524 годах.

Но главной достопримечательностью является Сикстинская капелла (Cappella Sistina), построенная в 1475-1481 годах во времена папы Сикста IV из династии делла Ровере, чье имя и дало название капелле. В создании этого уникального шедевра приняли участие такие выдающиеся художники, как Перуджино, Боттичелли, Росселли и Гирландайо.
Но, несомненно, самый большой вклад в ее создание внес Микеланджело, расписавший своды и создавший фреску «Страшный суд» (Giudizio Universale) на торцевой стене над алтарем.
Сикстинская капелла известна во всем мире не только благодаря своему художественному убранству, но и как место проведения конклавов (conclave).

Любопытные факты
Собор святого Петра является самым большим католическим храмом.
На полу центрального нефа, следуя от входа к апсиде, можно увидеть вставленные в мрамор позолоченные звезды: они обозначают размеры в длину (измеряемую от апсиды собора святого Петра) других крупных церквей мира.

До собора святого Петра можно легко добраться на автобусе, метро и по железной дороге.

Автобусом
Многие автобусные маршруты останавливаются возле Собора или проезжают вблизи него;
В будние дни: автобус № 64 и автобус-экспресс 40 вокзал Термини-Сан-Пьетро (Termini-San Pietro).

На метро
Линия А
Станция Оттавиано — Сан-Пьетро (Ottaviano — San Pietro).

На поезде
Ближайшей к Собору железнодорожной станцией является Рома Сан-Пьетро (Roma San Pietro), расположенная примерно в 900 метрах к югу от базилики.

Базилика (Собор) Святого Петра, Ватикан — описание

  • Страна:Ватикан
  • Город: Ватикан
  • Адрес: Piazza San Pietro 00120 Citta del Vaticano

Базилика – это памятник Петру, которого Иисус выбрал старшим апостолом, объявив, что Петр это тот камень, на котором он построит церковь. Поскольку Рим был столицей империей, Петр вместе с апостолом Павлом пришли сюда, чтобы нести веру в господа в начале первого тысячелетия. Но ранние христиане подвергались гонениям за свою веру и как гласит церковная традиция в 64 году н.э. Петр был арестован и переведен на одну из огромных цирковых арен империи и замучен на перевернутом кресте. Его тело вынесли за стены арены, и там, на склоне того, что называлось Ватиканским холмом, было похоронено, возможно, в маленьком крытом склепе.

История строительства Собора

Почти 300 лет спустя Константин I, христианский император Рима, приказал построить огромную церковь на месте могилы Святого Петра, которая превратилась к тому времени из маленькой могилки, в средних размеров храм. Что интересно в местонахождении Базилики, это то что местность, склон холма, имперский цирк, римская дорога, кладбище — сделали строительство церкви на этой точке почти невозможным, но император настоял, что она должна стоять здесь, и ось церкви, место где расположен алтарь, должно быть именно тут. Пристроившись на могиле апостола, первая Базилика Святого Петра включала в себя оригинальный храм на этаже алтаря. Базилика, памятник Константина Петру, простояла примерно 1200 лет, и была снесена, чтобы освободить место для новой церкви. Но к тому моменту, по замечательному повороту судьбы древнеримское кладбище под церковью было совершенно забыто. Секреты, которое оно хранило, в том числе детали похорон Петра, не всплыли на свет божий раньше 20 века.

Он подобен отцу, простершему руки, будто призываю к себе всех своих детей – Собор Святого Петра – сердце католического мира. На 132 метра взмывает его крест в римское небо. Величайшие художники возрождения, и, прежде всего, Микеланджело, воздвигали этот колоссальный собор. Камни для постройки они брали из Колизея и здания Римского форума, мраморные плиты – из руин языческих храмов.

В середине 16 века Бернини создал колоннаду вокруг египетского обелиска. Северные колоннад расположен Папский дворец – резиденции главы римско-католической церкви. Обелиск стоит на земле пропитанной кровью. Во времена Нерона, здесь, к западу от Тибра, перед стенами Рима пытали и казнили поборников новой религии. Одним из них был и Петр. Ныне, в теплые дни, десятки тысяч паломников и туристов со всего мира устремляются к его могиле.

О святом Петре и его деяниях

Петр – камень, на котором в течение 2000 лет утверждалось царство веры. Вплоть до средневековья последователи Петра жили в восточной части Рима – Латерани, и лишь по окончании Вавилонского пленения церкви в Авиньоне в 1377 году Папская резиденция стал Ватикан. С купола Собора Святого Петра взгляду открывается вид на губернаторский дворец, здание администрации, вокзал и радиостанцию – «Радио Ватикана». 96 статуй святых венчают колоннады Бернини. Каким величественным все это должно было казаться пилигримам, увидевшим собор в 1600 году по окончании строительства. Он и сегодня не утратил своего величия.

Вступив в собор вы будто теряете связь с внешним миром. Утверждают, что статуя Петра – творение скульптора Арнольфа Ди Камбио, обладает чудодейственной силой. Могила святого как полагают находится поблизости в подземном склепе. Алтарь среднего пространства увенчан дарохранительницей, созданной в 1624 году Бернини. Только папа имеет право служить здесь мессу. Колонны этого папского места установлены над могилой Петра. Глубочайшее благоговение охватывает здесь паломников. Еще пару шагов, и перед нами знаменитая Пьета, Микеланджело, которую много лет назад некий безумец разбил молотком. Здесь, в склепе, археологи обнаружили не только фундамент первой церкви, но и греческие литеры, указывающие на место погребение апостола Петра.

Купол – работа Микеланджело – имеет две чаши. Между внутренней и внешней – винтовая лестница, ведущая наверх, отсюда весь Рим виден как на ладони – и берега Тибра и Крепость Ангела.

Перед казнью апостолы Петр и Павел томились 7 месяцев в Мамертинской темнице. Ныне здесь церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями.

В этом подземелье, согласно легенде, Петр, обратил в христианство не только 47 других заключенных, но и обоих надзирателей. Они освободили его, он бежал из Рима и на Аппиевой дороге встретил господа. Тот с упреком вопросил: «Куда идешь ты Петр?» Он вернулся обратно, и был распят.

Мамертинская темница являлась государственной тюрьмой Рима. Многие знаменитые узники умерли здесь от голода или подверглись казни, в частности нумитский царь Югурта, король Цергеторикс, которого пленил, и притащил волоком в Рим Цезарь. Их имена можно прочесть на памятной доске. Кровавые казни низложенных врагов Рима посвящались богу войны – Марсу.

На второй день нашего пребывания в Италии было решено осмотреть Собор Святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro) изнутри, и как приятное дополнение подняться на смотровую площадку, находящуюся под куполом. Наш пыл не усмирила даже огромная очередь, огибающая площадь по периметру и оканчивающая у почтовой будки. План – есть план. Собор был построен на месте предположительной могилы св. Петра в 4 веке, во время правления первого христианского императора Константина.

В очереди пришлось постоять около часа, за это время успели вдоволь осмотреть окружающих нас людей. Вот такой интересный костюм у гвардейца, охраняющего вход в Ватикан (Vaticano). Требования для поступления на такую службу довольно жесткие. Молодому человеку должно быть от 18 до 25 лет, ростом он должен быть не менее 180 см. Причем при патрулировании Ватикана у гвардейца не должно быть оружия. Это требование самого Папы. Будьте аккуратны при выборе одежды для посещения Собора Святого Петра в Риме, необходимо, чтобы колени и плечи как у мужчин, так и у женщин были закрыты. И с этим здесь очень строго, охрана ни в коем случае не пропустит туриста, не соответствующего этому описанию.

Собор Святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro)

И все же после ряда таких приключений нам удалось пройти внутрь этого величайшего творения! Нашему восхищению не было границ: все настолько величественно и торжественно.

Туристов много, но нельзя сказать, что не протолкнуться. Волне комфортная обстановка, чтобы не торопясь осмотреть весь собор.

Согласно легенде в 43 году н.э. апостол Петр пришел в Рим с целью стать главой христианской общины, пробыл здесь 25 лет, после чего, во времена преследования христиан принял мучиническую смерть в цирке Нерона. Его могила находилась на кладбище недалеко от дороги возле цирка Нерона. Собор Святого Петра в Риме был построен на этом месте.

Кафедра святого Петра занимает доминирующее положение в центральной апсиде. Над ней парит голубь в витраже окна, символизируя Святого Духа. То ли из-за того, к этому долгожданному посещению готовились практически два года с нашего прошлого визита в Рим, казалось, что даже воздух пропитан каким-то особым величием.

В центре находится Папский алтарь, украшенный бронзовым балдахином. По преданию, расположен он непосредственно над могилой апостола Петра. Основную часть внутреннего убранства собора выполнил знаменитый итальянский архитектор и скульптор Джованни Бернини (Giovanni Bernini), в том числе и балдахин.

Вдоволь осмотрев внутреннее убранство собора, мы поспешили на смотровую площадку. Подняться на нее можно 2 способами: либо на лифте, либо по лестнице. от этого, разумеется, зависит и цена 5 или 7 евро. Мы, как опытные и самостоятельные путешественники, решили подняться конечно же пешком. На самом деле этот процесс оказался не таким уж утомительным. К тому же не весь подъем вы можете выполнить на лифте, а примерно только половину пути.

Обзорная площадка с Собора Святого Петра

Виды открываются просто великолепные, весь вечный город на ладони. И куда же без классической фотографии площади Святого Петра (Piazza San Pietro), которую спроектировал все тот же Бернини.

Кстати, на фотографии хорошо просматривается тонкая линия очереди, опоясывающая площадь по периметру. К полудню она стала еще длиннее. Ну а пока туристы ждут своего череда для осмотра собора, самые прозорливые могут отправить домой открытки в специальной почтовой будке, припаркованной поблизости.

Погода была совершенно солнечная, что можно было воспользоваться максимальным увеличением нашего фотоаппарата. Смотришь по сторонам и приходит осознание, что город по праву можно назвать вечным. Такое число католических храмов в пределах видимости невооруженного глаза я еще никогда не видела.

Отсюда прекрасно видна площадь Венеции (Piazza Venezia), в центре которой расположен конный памятник первого короля объединенной Италии Витториа Эмануэле. Позади него возвышается дворец Венеции, ласково называемый местными жителями «печатная машинка». Любителям полюбоваться на город с высоты птичьего полета советуем взобраться на смотровую площадку.

Посетив собор Святого Петра в Риме, можно увидеть ещё одну важную достопримечательность и отдельную страну – Ватикан (Vaticano), находящейся на территории Рима. Честно говоря, стоять еще несколько часов, чтобы посетить Ватикан у нас не было желания. Кроме того, свободно разгуливать по всей территории вам никто не даст. Только в отведенных для туристов местах, а это как-то не очень интересно. С вершины Собора сразу видна небольшая, но очень ухоженную территорию. У этого государства есть даже собственная пожарная часть, аптека, библиотека, магазин и даже самая короткая в мире железная дорога. Население составляет около 1000 человек, причем 95% из них мужчины. Не удивительно, что ватиканские сады считаются самыми ухоженными в мире. Для их облагораживания трудятся 20 садовников.

Дворец -резиденция губернатора Ватикана притягивает внимание своим пышным убранством. Это четырехэтажное строение персикового цвета и двумя выступающими флигелями. В нем размещается орган управления, который от имени Папы Римского осуществляет исполнительную власть в городе-стране.

Окружающие все строения сады буквально наполнены спокойствием и умиротворением. С высоты смотровой площадки на фоне бурлящего Рима это островок безмятежности.

Ватикан отгорожен стенами длиной около 4 км от города Рима. Вдали на фотографии можно рассмотреть Пинакотеку, а также Сикстинскую капеллу, стены которой расписаны сценами из Библии кистями великих умбрийских художников.

По итогу дня всем советуем проявить отвагу и терпение и все-таки попасть в Собор Святого Петра в Риме, а также обязательно взобраться на смотровую площадку. Если вы являетесь искусствоведом или очень интересуетесь живописью и скульптурой, можете отправиться покорить знаменитые музеи Ватикана. В отличный, солнечный день нам больше нравиться прогуливаться по городу и паркам. В любом случае, оставляем себе место для шага вперед. ??


Поделиться записью:

Друзья! Не откладывайте для себя открытие новых и прекрасных мест на потом, до лучших времён!
Узнайте оптимальные цены на перелёты из вашего города и проживание в представленной ниже форме.
Спланируйте и осуществите путешествие Вашей мечты.

Собор Святого Петра – главный храм Ватикана

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Самый большой храм Ватикана

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54? 7? с. ш., 12° 27? 11? в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.

На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.
    • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
    • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

    Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

    При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

    В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

    Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

    Как выглядит храм изнутри

    Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

    Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

    Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

    Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

    Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

    Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

    Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

    Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

    На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

    Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

    Собор Святого Петра: история и как посетить

    Вплоть до 1990 года Собор Святого Петра в Риме был самым грандиозным строением среди христианских храмов. Однако его религиозное и культурное значение остается неизменным: в мире нет, и вряд ли когда-нибудь будет другой собор, который бы на протяжении почти двух тысячелетий символизировал торжество христианства, не подавляя своим величием.

    О том, что Собор Святого Петра является одной из главных достопримечательностей Рима, знает каждый. Не зря именно Собор с одноименной площадью возглавляют наш импровизированный рейтинг ТОР-10 идей, что посмотреть в Ватикане, а также именно отсюда начинается наш Маршрут самостоятельной экскурсии по Риму за 1 день. Но даже и без всяких рейтингов, будучи в Риме, сложно удержаться и не заскочить в Собор, чтобы увидеть своими глазами место, где бьется сердце Католической церкви.

    Собор может одновременно принять до 60 тыс. верующих

    Впрочем, несколькими минутами дело вряд ли ограничится. Ведь даже рассказ о входных дверях в Собор Святого Петра может занять не один час. А в самом соборе в настоящее время находится 44 больших и малых алтаря, 748 колонн, 391 статуя и бесчисленные мозаики. Но мы постараемся не нагружать читателя излишними подробностями, и расскажем только о тех памятниках, которые осмотреть стоит обязательно.

    Собор Святого Петра в Риме: история возникновения и строительства

    Почему Собор Святого Петра в Риме был построен именно на Ватиканском холме? Изначально на этом месте находился цирк Нерона, где, по легенде, и был распят апостол Петр, руководивший до этого в течение 25 лет новой церковью. В течение 100 лет о месте его захоронения не было ясных сведений, пока в 160 г. в письмах одного римского адвоката не появилось упоминание о памятнике над могилой апостола.

    Полтора века спустя, при императоре Константине Великом, вокруг памятника была возведена первая базилика, которая очень скоро стала центром паломничества и местом, где проходили коронации Пап. В 800 г. в ней был коронован и Карл Великий.

    Собор Святого Петра был возведен по проекту Микеланджело и его учеников

    В начале XIV в. Папская область и Ватикан находились в угнетенном состоянии из-за бесконечных выяснений отношений с местными аристократами. Опасаясь окончательной потери влияния, Папа Климент V, будучи французом по происхождению, перенес свою резиденцию в Авиньон, поближе к сильным тогда королям Франции.

    До 1377 г. Рим и, разумеется, Собор Святого Петра в Ватикане, находились в небрежении. И уже в XV в. появились первые проекты возведения нового главного христианского храма вместо обветшавшей базилики.

    Даже рассказ о дверях Собора может занять много часов

    Строительство было начато 18 апреля 1506 г. и продолжалось более века. За это время проект возведения неоднократно изменялся. Так, первый архитектор собора – Браманте – планировал построить храм в форме восточного креста, наследовавший ему Рафаэль – в форме удлиненного, католического.

    Освященный 18 ноября 1626 г. Собор Святого Петра был возведен уже по проекту Микеланджело и его учеников. И, опять же, его центральный неф имел форму усеченного креста. Но на этом дело не закончилось: по приказу Папы архитектор Мадерно удлинил восточную часть креста и достроил фасад (высота – 45 м, ширина – 115 м). Собор Святого Петра в Ватикане приобрел, таким образом, католический вид.

    Купол Собора римляне называют Cupollone

    Отдельно стоит сказать о куполе храма. Купол Собора, или, как его называют сами римляне, Cupollone («куполище»), был создан по проекту Микеланджело. За основу был взят купол собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция) Брунеллески, возведенный к 1420 г.

    Однако Микеланджело привнес в принципы строительства сооружений такого рода и новое. Так, он укрепил колонны основания купола и пристроил две лестницы с пологими ступенями, по которым материалы доставлялись на самый верх. Ныне именно по этим лестницам можно подняться на смотровую площадку Собора. Высота внешнего купола – 136,57 м, внутренний диаметр – 42,56 м.

    Самое известное произведение в Соборе Св. Петра – «Пьета» работы Микеланджело

    Стоит сказать, что Микеланджело согласился на эту работу не сразу, говоря, что он не архитектор. Но за несколько десятков лет до этого он точно так же отказывался расписывать потолок Сикстинской капеллы, находящейся в 2-х шагах от собора (Сикстинская капелла и музеи Ватикана: о чем следует знать). В общем, у Святого Престола уже был опыт убеждения гения…

    Внутреннее убранство

    Пройти в Собор Св. Петра можно в одну из 3-х дверей, хотя дверей вообще-то целых пять. Но крайняя левая открывается только для похоронных процессий («Врата Смерти»), а крайняя правая («Святая дверь») – лишь раз в четверть века, что символизирует срок, в течение которого Святой Петр стоял во главе церкви. Центральный вход прикрывает т.н. Филаретова дверь XV в., перенесенная сюда из старой базилики.

    В самом портике установлены конные статуи Константина Великого работы Бернини и Карла Великого работы Корнакчини. Эти два императора считаются светскими защитниками Святой Церкви.

    В Соборе 44 алтаря, 748 колонн, 391 статуя и огромное число мозаик

    Остановимся лишь на самых значимых произведениях искусства, которыми богат Собор Святого Петра в Ватикане. Центральный (папский) алтарь, находящийся непосредственно над могилой апостола (и действительно там существует захоронение весьма уважаемого в начале новой эры человека), украшен балдахином (киворием) из бронзы, поддерживаемым 4-мя витыми бронзовыми колоннами, такими же, что были в храме Соломона.

    Эта скульптурная композиция работы Бернини высотой в 4 этажа потребовала огромных объемов металла, для чего папа Урбан VIII приказал разобрать крышу античного Пантеона. Хотя и сам алтарь был изготовлен полувеком ранее из куска мрамора с форума Нервы.

    Бернини работал над интерьером Собора более 50 лет

    Бернини работал над интерьером собора в течение всей своей жизни – более 50 лет, и является автором и кафедры Святого Петра, и лоджий, и статуй, и большего числа надгробий кардиналов и пап, удостоенных чести быть похороненными в этом Храме. Он же спроектировал и Площадь перед Собором.

    Но самое известное надгробие в храме – это «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело, находящееся в правом нефе. После того как в начале 70-х гг. прошлого века на эту скульптурную композицию было совершено два покушения, ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.

    Бронзовая статуя Святого Петра. Рим

    В глубине центрального нефа находится статуя Святого Петра, которая, по мнению некоторых ученых, была создана в IV-V вв. в Сирии. Считается, что если поцеловать правую ступню этой скульптуры, то исполнится самое заветное желание. В Петров день (29 июня) статую наряжают в дорогие одежды.

    Собор Святого Петра на карте и как добраться

    Чтобы попасть в знаменитый храм, нужно сначала выбрать удобный маршрут. Например, выбрать отель в непосредственной близости – сделать это совершенно несложно, тем более, что соответствующая подборка с актуальными ценами представлена здесь. При желании, можно даже подобрать жилье с видом на Собор.

    Альтернативный вариант – воспользоваться общественным транспортом. Доехать можно на метро по линии А (станция Ottaviana), на автобусах №№40, 64 от вокзала Термини, на автобусах №№32, 49, 62, 81, 590, 271 (остановка «Виа дела Кончилиационе), на троллейбусе №19 (остановка «Пьяцца Рисорджименто»).

    Перед входом в Собор всегда очередь. Во-первых, потому что посмотреть на него приезжает, особенно в сезон, огромное количество людей. Во-вторых, потому что на входе имеется тамбур, где посетителей проверяют на наличие запрещенных к проносу вещей (оружие, инструменты, различные вещества и т.п.).

    Кстати, если вы планируете посетить сначала музеи Ватикана, то попасть в Собор Святого Петра сможете без утомительного ожидания. Обычно его осмотром как раз и заканчивается экскурсия по папской резиденции. Более подробно об этом BlogoItaliano рассказал в видео ниже:

    Фотографировать интерьеры Храма можно, но без вспышки и только в строго отведенных местах. Несмотря на то, что Собор Св.Петра имеет площадь в 27 000 м2 и может одновременно принять до 60 000 человек, спрятаться от бдительной охраны все равно не удастся. В конце концов, шедевры собора стоят бережного к ним отношения.

    Вход в сам Собор бесплатный, а вот чтобы попасть на смотровую площадку, которой славится купол, придется приготовить от €5 до €7 (2019). Цена зависит от способа подъема: пешком или проехать примерно 2/3 дороги на лифте. Подниматься высоко, поэтому лифт предпочтительней.

    Кроме того, наверх лучше не брать с собой маленьких детей или престарелых попутчиков.