Меню

Придорожные часовни

Русские сельские часовни — фотографии

Часовни в России являются отражением религиозной истинной народной души. В их порой примитивной и наивной архитектуре, схожей с архитектурой рубленых изб проявляется вся искренность народного восприятия христианства. Старинные часовни далеки от грандиозности и величия официальных православных храмов. И это не случайно: дело не только в небольших затратах на строительство часовен или в отсутствии строительного опыта. Часовня является тем местом, где православный человек может остаться один на один с Богом, помолиться, не смущаясь никого вокруг, помолиться так, как он умеет — своими простыми бесхитростными словами, или даже молча, прося Бога о том, о чем, может быть, и постеснялся бы просить в многолюдном храме. Здесь, в уединении часовни, можно, не стесняясь никого, разрыдаться слезами искреннего раскаяния и просто быть самим собой.
Часовня в России воплощает в себя искренне народное восприятие религии, близкое к человеку и природе. Неслучайно первые часовни были поставлены после крещения Руси на местах языческих капищ, в святых рощах, поверх почитаемых камней и на почитаемых источниках и родниках. К счастью для народной веры, православие, являясь наиболее мистическим направлением среди всех христианских конфессий, терпимо отнеслось к языческому народному почитанию камней и воды, включив их в свои христианские таинства. Поэтому культ камней-следовиков, родников прижился в православии.
Часовни в России строились не только на сакральных местах древности, но и у дорог, чтобы путник мог помолиться о благополучном завершении путешествия или просто отдохнуть в пути. Самые простые придорожные часовни представляли собой столпы с иконкой. Часовни строились у городских ворот или над воротами, чтобы каждый входящий мог помолиться. Ставили часовни на местах обретения икон, сгоревших или разобранных церквей, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на переправы, на перекрестках дорог, там, где христианину требуется осенить себя крестным знамением.
Однако свободолюбие в народном толковании христианских культов не давало покоя светским и церковным властям в России. Стремясь установить контроль над русской душой Петр I дважды издавал указы (в 1707 и 1722 годах) о разрушении «народных» часовен под предлогом борьбы с раскольниками-старообрядцами. После смерти Петра I в 1727 году было разрешено не разрушать часовни в России, и позволено строить новые. Однако уже в 1734 власти вновь запретили «народные» часовни в России. В XIX веке Святейший Синод ориентировал русских людей на постройку церквей вместо часовен. В 1865 году после отмены крепостного права и очевидного ухудшения социально-экономического положения в России, Синод дал разрешение местным архиереям на местах разрешать строительство часовен под контролем церкви, но только не в крупных городах.
Следующая тотальная волна разрушений часовен началась после октябрьского переворота 1917 года. О масштабах разрушений часовен в это время можно судить, если сравнить количество сохранившихся древних и старинных часовен в Ленинградской области, контролируемой большевиками-коммунстами, и в части Псковской области, отошедшей к Эстонии. Вторая «советская» волна разрушений часовен прокатилась по стране в конце 1950-х начале 1960-х годов, когда по указанию Никиты Хрущева была предпринята массированная компания по уничтожению сохранившихся церквей и часовен в сельской местности.

Возрождение строительства новых православных часовен и восстановления старинных заброшенных и разрушенных часовен наступило только после формального свержения советской власти в 1991 году. В настоящее время ни государство, ни церковные власти не оказывают препятствий для строительства часовен. Фактически для возведения часовни на частной земле нужно только благословение приходского священника. Благодаря такому подходу все больше православных часовен открывает свои двери на земле Русской.

На этой странице я хочу показать вам фотографии некоторых часовен Северо-Запада России. Может быть, их архитектура вдохновит кого-то из вас на возведение новой часовни. При возведении храмов и часовен следует пользоваться Сводом Правил для строительтсва православных храмов.

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника.
© 2019 Андрей Дачник

Придорожные часовни в Греции

Придорожные часовни в память о тех, кто погиб в результате аварий на дорогах, – обыденное явление в Греции. Их можно найти на обочинах у шоссе, а также рядом с горными или грунтовыми дорогами. Придорожные часовни в Греции, обычно, выполнены в виде небольших металлических или бетонных коробок на столбиках. Часть из них особенно тщательно украшены и похожи на миниатюрны церкви с крошечными стеклянными дверьми, за которыми горит лампадка. Также там расположена бутылочка с маслом, пара икон, фото погибшего человека, искусственные цветы и личные пожертвования.

Придорожные часовни: причины широкого распространения

По статистике Греция находится на шестом месте по количеству смертей в ДТП во всем Европейском союзе – свыше 800 несчастных случаев в 2019 году. Также в этой стране один из самых высоких показателей смертности в ЕС в результате столкновения транспортных средств, на долю которых приходится более 40 процентов всех смертей в Греции.

Смотрите так же:  Часовни батецкого района

Однако, стоит отметить, что десять лет назад эти цифры были в два раза хуже. Люди гибли от столкновения машины с каким-либо объектом на бездорожье или животным, столкновения с камнями или другими обломками, опрокидывание машины на трассе и т.д.

Отчасти виной тому география Греции. Территория страны в основном покрыта горами, дорога по которым проложена на крутых склонах. Часто эти дороги имеют очень резкие повороты и узкие проезды без специальных дорожных знаков, предупреждающих о возможном опрокидывании транспортного средства через склон холма. Кроме того, у многих местных жителей сложилась репутация плохих и недисциплинированных водителей.

Опрос, проведенный французским фондом Autoroutes, показал, что почти половина из них не пристегивается ремнями безопасности, а каждый четвертый – водит в пьяном состоянии. 71% опрошенных признались, что проявляют агрессию в дорожных ситуациях и позволяют себе оскорбления в адрес других водителей. 52% заявили, что не соблюдают минимально допустимую дистанцию между машинами.

Придорожные часовни в мире

Придорожные часовни в Греции бывают двух видов: одни устанавливаются, чтобы почтить память об утрате, а другие – в честь исполнения обета-обещания и благодарение Бога за чудесное спасение от почти смертельного несчастного случая. Однако, встречаются и такие часовни, которые приглашают проезжающих помолится или желают им спокойного продолжения дальнего путешествия. Многие из этих часовен, особенно те, которые расположены возле деревень, обслуживаются жителями сел. А в некоторых даже есть электрические фонари, батарейки или даже солнечные батареи.

В разных культурах по всему миру всегда возводили разные камни-мемориалы в память о погибших на поле битвы или возле дома умершего. Например, рунические камни викингов и героические камни в Индии. Придорожные часовни в Греции, местные их называют кандилаки, тоже можно отнести к похожим обычаям.

Стоит отметить, что придорожные часовни встречаются не только в Греции. Например, что-то похожее можно встретить и в Британии. Однако, там это приобрело несколько иную форму. В сельской местности встречаются особые мемориальные камни, которые устанавливаются на месте особо ужасных убийств. Большинство таких камней появились в 1820-х годах.

Сейчас они выполняют роль памятников и местных достопримечательностей. Однако, раньше камни служили предупреждением для женщин, что в этой местности нужно быть особо острожной. Некоторые камни дополнительно предупреждают о последствиях совершения особо тяжких преступлений.

Для тех, кто в пути: церкви на автобанах

Храмы бывают разные: кафедральные соборы, приходские и монастырские церкви. А есть и церкви придорожные, открытые круглосуточно на автобанах. Их в ФРГ — четыре десятка.

Съезды к ним обозначены специальными дорожными указателями: «Autobahnkirche», «Autobahnkapelle» — «Церковь на автобане», «Часовня на автобане». Первую открыли в 1958 году. Сейчас по всей Германии насчитывается четыре десятка таких храмов.

Придорожные церкви Германии

Прежде, чем перейти к примерам современной архитектуры, заглянем в еще один древний храм, открытый для путников с автобана, еще более старый, чем церковь в Экстере. Романская архитектура, XII век.

Храм этот посвящен Св. Якову и находится на паломническом по пути Jakobsweg в испанский город Сантьяго-де-Компостела.

Этот придорожный храм Autobahnkirche Medenbach находится под Франкфуртом-на-Майне, всего в 30 метрах от проезжей части автобана A3 — одной из самых оживленных скоростных дорог Германии. Ежегодно в нем бывает около 40 тысяч человек, а построен он полностью на средства одного частного предпринимателя.

Автор: Максим Нелюбин

Автобаны — главные транспортные артерии Германии. Их протяженность составляет почти 13 тысяч километров. Вдоль этих магистралей работают сотни заправочных станций, кафе и ресторанов, обустроены парковки. На некоторых из них можно не только сделать остановку, но и помолиться — например, в этом придорожном храме около автобана A45 (Autohof Wilnsdorf), освященном в начале нынешнего лета.

Одна из первых таких церквей находится около города Флото (Vlotho) в городке Экстер (Exter), недалеко от федеральной скоростной магистрали A2. В качестве Autobahnkirche этот храм, построенный в середине XVII века, начали использовать в 1959 году.

Одновременно он продолжает оставаться приходским храмом здешней евангелической общины, основанной в 1666 году. Помимо двух тысяч местных протестантов, которые регулярно приходят сюда на службы, ежегодно в этой церкви бывает около 30 тысяч водителей и пассажиров, заезжающих сюда с автобана.

Богослужения евангелической общины Экстера проходят здесь по воскресеньям в церковные праздники. Начинаются они в десять часов утра. В отличие от этой церкви, многие другие придорожные храмы являются часовнями, то есть регулярных служб в них не бывает.

Для путников рядом с церковью обустроен уголок для отдыха, установлены деревянный стол и скамейки. Уютное и тихое место в стороне от шума скоростной магистрали.

Смотрите так же:  Латинская часовня

Этот храм рассоложен около автобана A4 у городка Вильсдруф (Wilsdruff) между Эрфуртом и Дрезденом. «Статус» Autobahnkirche ему присвоили в 2005 году.

Одна из самых посещаемых придорожных церквей Германии — храм Святого Христофора под Баден-Баденом. Многих привлекает необычное архитектурное решение проекта. Ежегодно эту церковь, построенную в 1978 году, посещает около 300 тысяч водителей и пассажиров.

Современные придорожные храмы часто выделяются своим необычным видом. Экуменическая Никополская часовня (Emmauskapelle), расположенная между Штутгартом и Зигеном на трассе А81, заметна издалека. Особо внимание привлекает ее почти 13-метровый бетонный крест.

Придорожные храмы Германии

Эта католическая придорожная церковь Св. Христофора на автобане А9 (Берлин-Мюнхен) в районе Химмелькрон (Himmelkron), примерно в 20 километрах от Байройта, была освящена в 1998 году.

Небольшая часовня на автобане А4 между Айзенахом и Дрезденом. Возведена в 2003 году на средства фирмы, управляющей здешним заправочно-сервисным центром.

Еще две такие же небольшие часовни эта фирма установила на других своих станциях около автобанов. Посетители могут здесь не только помолиться, но и оставить запись в специальной книге просьб.

У придорожных храмов, обычно небольших часовен, в Германии давние традиции. Их строили, например, на деньги самих путников — в благодарность за небесное покровительство на месте, где им удалось спастись от нападения разбойников или пережить снежную бурю, а посвящали тем святым, которым молились в страшные минуты. Часовенки или просто кресты у дорог возводили и устанавливали также местные жители, чтобы у путников, а также у них самих на подходе к дому, была возможность в любое время возблагодарить Господа или попросить его о заступничестве.

Современный вариант придорожных храмов — церкви и часовни на автобанах. Здесь можно сделать остановку для молитвы или просто короткой паузы наедине с собой, в стороне от несущихся совсем рядом по скоростной трассе машин, зажечь свечу, оставить запись в книге просьб (Anliegenbuch).

Некоторые из этих церквей являются католическими, некоторые — протестантскими, многие — экуменическими. В любом случае, открыты они для всех, вне зависимости от христианской конфессии и степени религиозности. Мало ли, кого какие душевные заботы и тревоги в пути одолели…

Придорожная часовня в Музее под открытым небом в Детмольде

Церквей рядом с немецкими автострадами вообще-то очень много. Их шпили видишь в пролетающих за окном машины городках и деревнях, но к ним просто так не свернуть. Поэтому с середины прошлого века в Германии начали строить специальные церкви для тех, кто находится в пути на скоростных магистралях: около стоянок, постоялых и автомобильных дворов или рядом с крупными развязками.

Первую такую церковь освятили в 1958 году на автобане A8 около городка Адельсрид (Adelsried) — по инициативе католиков. Уже на следующий год их примеру последовали протестанты. В общей сложности, в Германии сейчас насчитывается четыре десятка таких храмов, построенных, оборудованных и содержащихся на частные средства. Некоторые расположены в храмах, существовавших задолго до строительства автобанов, некоторые возведены специально. Съезды к ним обозначены дорожными знаками с надписью «Autobahnkirche» или «Autobahnkapelle».

Церковь Святого Якова около Вильсдруфа
Elkersberg 6,
57234 Wilnsdorf

Самая новая, освященная в начале лета 2013 года, находится около скоростной трассы A45 между Зигеном и Франкфуртом, на автомобильном дворе Autohof Wilnsdorf. Футуристическое белоснежное здание с двумя башнями похоже на кристалл причудливой формы. Возвели его на возвышенности, и отсюда открывается живописный вид. Строительство храма обошлось в 1,5 миллиона евро и финансировалось целиком за счет пожертвований.

Точной статистики посещаемости придорожных церквей в Германии не существует. По приблизительным оценкам, в каждой из них ежегодно бывает от 5000 до нескольких сотен тысяч человек — в зависимости от места и оживленности движения. Если воспользоваться символической усредненной статистикой: по три человека в каждом из храмов каждый час.

Как свидетельствуют исследования, среди посетителей таких придорожных немецких храмов лишь каждый третий регулярно ходит в церковь. Еще треть — люди верующие, но не относящиеся к числу постоянных прихожан. Остальные же не являются членами церковных общин или вообще неверующие. Но ясно, что в придорожную церковь они приходят не просто из любопытства.

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу — двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Смотрите так же:  Зубцов часовня

Квадратная в плане часовня — это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма — отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства иконостасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно-пространственной композиции и стилистическом оформлении фасадов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­хитектурного образа.

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что часовня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

Типиницы. Придорожная часовня Сошествия Святого Духа. XIX век.

Координаты: 62.201936, 35.407578

Часовня освящена во имя Святого Духа и построена не ранее 1870г. Реставрировалась в 1998-1999г. под руководством В.Л.Анисимова. Скромный придорожный храм традиционного клетского типа находится на северном краю деревни. Часовня состоит из объединенных общей двухскатной крышей помещения молельни и примыкающего к нему с западной стороны открытого крыльца-галереи.

Представляет историко-архитектурную ценность как редкий экземпляр хорошо сохранившейся клетской придорожной часовни с галереей, характерной для Заонежья конца ХVIII — начала XIX вв.

Стены срублены из круглого леса, снаружи обшиты профилированным тесом. Кровля тесовая традиционной безгвоздевой конструкции (по курицам и потокам). В интерьере сохранилась полка для икон. Богатое декоративное убранство часовни представлено резными причелинами, ажурными ветреницами, закрепляющими шелом фигурными стамиками, пилястрами. Крыльцо-галерею украшают резные столбы, подзоры и ажурные балясины ограждения. На крыше декоративная луковичная главка покрытая лемехами.

Придорожная часовня Сошествия Святого Духа в деревне Типиницы на карте:

Фотографии: Илья Тимин, июль 2019.

Деревня Типиницы некогда являлась центром Типиницкого прихода, возникшего в XVIIв. и включавшего не одну культовую постройку. В писцовой книге 1646г. «выставка в Типиницах во имя пророка Илии», указывается, что и раньше здесь были часовни. В XVIIв. приход насчитывал 700 дворов с населением 797 человек.

В конце XIXв. в перечне церквей Типиницкого прихода нет упоминания о церкви Илии пророка, а говорится лишь о Вознесенской церкви, построенной в 1781г. и сгоревшей в конце ХХв. Это был крупный храм (ок. 70 кв.м. только церковного помещения), рубленый четвериком от самого основания.

При заполнении любых форм и отправки любых данных вы автоматически соглашаетсь с Политикой конфиденциальности .

Телефоны: +7(921)7273595; +7(921)2213861; +7(8142)756417

Для почты: 185014, Карелия, Петрозаводск, Пятый Лучевой Проезд, д.2