Меню

Часовня с звонницей

Строительство деревянных церквей и часовен – дело жизни

Церкви, часовни. историческая справка

На Руси издревле было распространено строительство деревянных церквей и часовен. Это объяснялось тем, что дерево – сравнительно доступный и недорогой материал. Храмы отличались такой законченностью архитектурных форм, что многие элементы впоследствии пытались повторить в каменном зодчестве.

В начале 90-х годов, несмотря на некоторый хаос в стране, церковная жизнь оживилась, началось строительство небольших храмов на маленьких территориях, которые должны были вписаться в окружающий ландшафт, это ещё одна причина, почему строительство церквей и часовен востребовано именно из такого материала как дерево.

Потребность в строительстве деревянных церквей велика. Если до революции в России было 65 тысяч церквей, то сейчас их всего 29 тысяч, это считая православные храмы за рубежом. В России примерно 150 тысяч населенных пунктов. То есть один храм приходится на 5-7 поселений. Жители многих деревень вынуждены добираться на службы в города. За последние 20 лет в России построено порядка 19 тысяч церквей. Но этого мало!

Основные типы храмовых форм

Часовни и колокольни – небольшие сооружения, которые возводились в самых разных местах. В часовнях находился киот с иконой, любой путник, проходя мимо, мог подойти и помолиться. Непременным атрибутом колокольни (что следует из названия) был колокол. Эти малые строения не имеют священника, совершающего службы.

Клетские храмы – простая деревянная постройка, по внешнему виду напоминающая избу, лишь сверху расположена небольшая главка или даже просто крест. Размеры такой церкви небольшие, обычно это три сруба, соединенных в одно строение.

Шатровые храмы – высокие строения, увенчанные шатром с крестом. Кажется, храм стремится вверх. Обычно два-три сруба соединялись в один. Боковые срубы меньше центрального, но сделаны в одном стиле. Это прекрасный пример русского зодчества. Но патриарх Никон, при котором происходила громадная реорганизация русского православия, не разрешал строить шатровые храмы, так как традиционно купол должен быть сферическим.

Храмы со сферическим куполом – деревянное строение, на здание поднималась опора – куб, позднее и цилиндр, на него ставилась глава. Позднее стали делать под главой купольный сводчатый потолок.

Многоверхие храмы – попытка воплотить в дереве архитектурные формы, присущие камню. Это храмы с множеством сферических куполов (от трех и более).

Многоярусные храмы – многоверхие храмы, но главы расположены на ярусах. Например, по четырем углам куба ставятся главки на нижнем ярусе, на втором – главки по сторонам света (обычно меньшего размера), в центре на небольшом возвышении – центральная глава.

Сегодня возвращаются традиции меценатства. Многие люди хотят оставить память о себе в том месте, где родились, выросли, жили, а иногда просто в небольшой деревне, где нет культового сооружения. Строительство деревянных церквей и часовен обходится дешевле, чем каменных храмов. Тем более, деревянные строения – это так по-русски.

Часовня, храм, церковь в Санкт-Петербурге, Москве и России

Построив храм или часовню:

  • Вы подарите людям радость
  • Вы сделаете мир добрее и красивее
  • Вы оставите добрую память о себе.

В строительной компании «ЕЛЬ» вы можете заказать строительство деревянных церквей или часовен в Санкт-Петербурге, Росии от проектирования до сдачи работы под ключ. Вы можете выбрать готовый проект, можете внести в проект изменения под свои нужды, а можно заказать разработку уникального проекта храма.

В нашей компании есть все производственные мощности для изготовления сруба любой сложности, а современное оборудование ускоряет и удешевляет подготовку комплекта к возведению.

Мы предлагаем для строительства деревянных церквей и часовен такой строительный материал как оцилиндрованное бревно. Изготовление сруба происходит на собственной производственной базе, затем материал привозят на подготовленную строительную площадку, где строение монтируется согласно договору.

Заказывайте строительство храмов в строительной компании «ЕЛЬ»! В нашем

штате есть квалифицированные строители, специализирующиеся на строительстве деревянных церквей и часовен в Санкт-Петербурге, Москве и России. Мы ведем строительство по всей России. У нашей компании есть опыт работы по возведению храмов. Мы будем рады сотрудничать с Вами!

В окрестностях Изборска разбросано немало этих трогательных небольших христианских построек. Обычно это отдельно стоящая постройка на месте памятных событий, возле дорог, на перекрестках и кладбищах. Часовни не только служили местом духовного и телесного отдыха, указателями на дорогах, не только заменяли церкви в бедных деревнях (в них, например, оставляли покойника до погребения). Внутри часовни устраиваются небольшие иконостасы или отдельные особо почитаемые иконы. Часто, такая часовенка становилась центром села — и архитектурным и общественным. Двери часовен всегда открыты для путника. Местные жители оберегают часовни, ухаживают этими милыми их сердцу достопримечательностями, окружая часовни легендами.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра XVIII в.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра расположена к югу от крепости, на погосте, окруженном каменной оградой — это небольшой, бесстолпный одноапсидный одноглавый храм. Архитектурный облик храма определяет двухпролетная звонница, построенная по аналогии с древней звонницей на Колокольной башне. На звоннице Сергиевской церкви до начала XX века висело 3 колокола.

Первоначально деревянная церковь в честь Сергия Радонежского была построена внутри Изборской крепости после 1510 года, в знак поддержки вхождения Псковской земли в Московское государство. Но церковь во время одного из пожаров сгорела. Новый, уже каменный храм, который стал носить имена двух святых — Сергия Радонежского и Никандра Псковского поставили за пределами крепостных стен. Точная дата постройки церкви неизвестна, клировые ведомости конца 18 века дают три разные даты постройки каменной церкви на погосте:1755, 1765, 1795 годы.

До 1831 года церковь имела свой приход и священника с дьяконом, затем была приписана к Никольскому собору. В 1963 году ее закрыли и передали местной общественности. С 1965 года в храме находилась экспозиция музея. В 2019 г. храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Церковь Рождества Богородицы XVII в.

Церковь Рождества Богородицы расположена на посаде. В Писцовых книгах 1585-1587 годов упоминается женский монастырь Рождества Богородицы. Монастырь был упразднен в 1764 году, и Рождественская церковь стала приходской. Существующий ныне храм, заменил прежнюю деревянную церковь Рождественского монастыря и датируется 17 веком, придел Покрова Богородицы появился позже в 18 веке. Церковь дошла до нас в основном в своем прежнем виде — перестраивалась она лишь частично.

С этой церковью связывают историю о двух колоколах Ивана Грозного, которые он повелел отлить специально для Рождественского девичьего монастыря в Изборске во время возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря. Один из этих колоколов, помеченных 1575 годом, долгие годы хранился в церкви, как драгоценная реликвия.

Сцена венчания Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» снималась в церкви Рождества Богородицы.

Неподалеку от церкви Рождества Богородицы бьет Богородицкий родничок, один из наиболее почитаемых ключей в Изборске. В настоящее время у родника возведена часовня в честь Серапиона Изборского и устроена купель.

Церковь Николы на городище XVII в.

Памятник архитектуры федерального значения, находящийся под охраной согласно Постановлению СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.

Церковь Николы расположена в юго-восточном углу Труворова городища. Труворово городище — место, связанное с легендарным повествованием о призвании на Русь в 862 году трех варяжских братьев-князей, один из которых Трувор, сел в «Изборьсте».

Когда жизнь на Труворовом городище уже замерла, на месте города расположился мужской монастырь, приписанный в 1585 году к Псково-Печорскому монастырю. При Екатерине II этот монастырь был упразднен, а построенная в 17 веке церковь Николы с городища стала приходской. Церковь эта — памятник псковской архитектурной школы позднего времени. Есть основание предполагать, что стоит она на месте более древнего храма. Это вытянутое с востока на запад сооружения, состоящее из трех связанных между собой и равных объемов. Центральная часть — безстолпный одноапсидный четверик, который перекрывает четырехскатная кровля. Венчает её маленький глухой барабан с главкой в виде колокольчика и большим крестом. К четверику примыкает трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Кровля двухскатная. На северном фасаде — открытое крыльцо.

Над кровлей — великолепная двухъярусная трехпролетная звонница (первый ярус имеет два пролета, второй — один). В целом эта композиция напоминает московские храмы XVII века, но все же церковь внешне сохраняет псковский, местный характер. Теперь её вид — результат перестроек XVIII века — именно тогда были пристроены трапезная и звонница, переложен свод.

Особенность церкви — узкие вертикальные углубления на северной и южной стене, доходящие до 2/3 высоты. Их назначение не ясно. В стены церкви вложены кресты из плит. Церковь на городище была построена в монастырский период. В 2019 храм передан в пользование Русской Православной Церкви.

Часовня иконы Корсунской Божией Матери

Каменная часовня Корсунской Божией Матери выстроена у стен Изборской крепости в районе Талавской башни на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян — участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни — дар художника — архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А. И. Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня — одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни — квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере — свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника. Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова. Часовня не только вписалась в ансамбль крепости, но и стала важным градостроительным акцентом исторического Изборска. Нельзя не залюбоваться ее небольшим белоснежным силуэтом на фоне суровой и мощной Талавской башни.

Часовня Фрола и Лавра

Часовня Фрола и Лавра в поселке Изборск выстроена на урочище Скудельня, где по преданию было братское захоронение воинов, участников отражения нападения ливонцев в 1480 году под предводительством магистра Бернгарда фон дер Борха. В летописи сказано об этих событиях: «Того же месяца августа 18, святыех мучеников Фрола и Лавра, придоша местер с немцы с все землею к Изборску городу ратью, в велице силе: с замышлением на дом святого Николы, хотяша взяти град. И много всоуе троудишася, не могоша ничто же зла створити, бог храняще град; и поидоша от Изборска к Пъскову, а стояли под Избоском 2 дни». Дата построения точно неизвестна. В XIX веке часовня обшита тесом и многократно ремонтировалась позднее. Внутрь часовни перенесен подписной «Степанов крест». Надпись на нем гласит, что в 1492 году: «миром поставлен кртъ на рабъ Бжiи на Степанъ». Крест, типичный для Изборска, высотой около метра, стоял неподалеку от часовни. Сохранилась его подпятная плита с четырехугольной выемкой, которая сейчас служит ступенькой входа. Крохотная, двускатная часовня сейчас оказалась на перекрестке дорог в самом центре поселка.

Смотрите так же:  Красный бор часовня

Троицкая часовня в поселке Изборск стоит на современной улице Минской, на перекрестке старой Печорской дороги и дороги, ведущей к Труворову городищу. Редкий памятник традиционной псковской архитектуры. Судя по месту расположения «на крестах» (перекрестке) двух древних дорог и по вкладному кресту на наружной восточной стене (XVI века), часовня выстроена на традиционно поклонном месте, возможно, это подтверждает и тесная обсадка ее деревьями. Ее архитектурные формы не совсем обычны: в мощные стены прямоугольной кладки вписан небольшой квадрат внутреннего пространства. В восточной стене находится большая ниша — киот с арочным завершением, глубина которой не достигает и половины толщи стены. Двухскатная кровля устроена по типу древней «самцовой», вынесена на консолях и козырьком прикрывает вход. Стены часовни побелены и их поверхности создают впечатление рукотворной пластики, слитности с природным окружением. Троицкая часовня относится к редким образцам малых форм каменного зодчества, продолжающим лучшие традиции псковского средневековья.

Часовня Ильи Мокрого

Часовня Ильи Мокрого расположена к северу от Изборска на большой дороге, ведущей к Псково-Печерскому монастырю, по местному преданию она построена монахами. По этой дороге двигались крестные ходы. К Илье Мокрому обращались с просьбами о дожде во время засухи. Об этом говорит и посвящение часовни, и местоположение у истока ручья, сбегающего в долину к речке Сходнице и дальше к деревне Брод. Через дорогу находится средневековое воинское захоронение — жальничный могильник. Часовня очень простая, квадратная с толстыми стенами, прочно стоящая на валунном фундаменте. Четырехскатная симметричная кровля завершается малой главкой с крестом. Стены оштукатурены и побелены. Проезжая по дороге на Печоры, можно полюбоваться часовней, остановиться и отдохнуть у ручья.

Часовня Успения Божией Матери

Часовня Успения Божией Матери находится по дороге в старинную сетусскую деревню Васцы. Каменная постройка XIX века, выстроена на месте древнего жальничного могильника. Эта небольшая квадратная часовенка сложена из местной известняковой плиты, пол выложен тем же плитняком, потолок дощатый. Сохранилась небольшая металлическая главка луковичной формы и украшающее ее ажурное яблоко. Большой каменный крест из местного известняка до сих пор находится в интерьере часовни с надписями «голгофского креста» и изображением головы Адама.

Часовня св. Анастасии

Часовня св. Анастасии в деревне Брод обязательно увидят те, кто пойдет по экологическому маршруту музея — заповедника. Дата постройки неизвестна, но обращает на себя внимание ярко выраженный архаичный облик. Деревенская, рубленая в «лапу», крыта по «самцам». Часовня установлена в центре деревни против древнего брода, на перекрестке сухопутного и водного пути в Изборск. Ранее на этом месте, скорее всего, стоял традиционный для Изборска каменный поклонный крест, который и теперь стоит внутри часовни. Подобные кресты из местного известняка с расширяющейся лопастями и типовой надписью и «голгофским крестом» на лицевой грани, часто встречаются в изборской округе. Как архитектурный памятник часовня относится к распространенному типу срубных, прямоугольных и покрытых двускатной крышей построек. Внутрь ведет полуоткрытое крыльцо под единой с часовней крышей. Кровлю венчает маленькая главка с простым деревянным крестом. Сруб установлен на подложенных камнях (все того же известняка).

Часовня св. Равноапостольной кн. Ольги

Самая новая часовня св. Равноапостольной кн. Ольги построена в деревне Олахово Печорское, недалеко от деревни Сигово, на дороге, ведущей в Печоры. Небольшое бревенчатое здание построили сами жители деревни, своими силами в 1999 году и посвятили святой Ольге Российской, покровительнице Псковской земли. Часовня находится в центре деревни, вокруг нее происходят праздничные гуляния. В ней никогда не заперта дверь, ее украшают приношения и подарки жителей деревни как русские, так и сетусские.

Архангельский край издавна считался одной из красивейших земель Русского Севера. Именно здесь до нашего времени сохранились деревянные колокольни практически всех известных на Севере форм и видов: звонница на столбах, шатровая колокольня или часовня со звонницей, все они неповторимы по своей красоте и истории. Рассказать о каждой из них было бы практически невозможно, поэтому наш небольшой материал познакомит вас с наиболее интересными из них. Архитектура Архангельских земель вобрала в себя традиции сразу нескольких школ. Активная торговля с иноземными купцами, центр которой находился в низовьях Северной Двины, привлекала сюда жителей многих городов. В большинстве своем это были выходцы из Ростова, Владимира и Суздаля. Путь их шел вверх по северным рекам — Онеге и Сухоне через земли Вологды и Белозерья. Приемы зодчества всех этих земель умело использовали местные мастера.

Облик одной из звонниц восходит к простейшим временным конструкциям на столбах, с подвешенными на верхней перекладине колоколами. Она была поставлена в конце XVII или начале XVIII века и находится в селе Ракулы на левом берегу Двины. Звонница в Ракулах представляет собой довольно сложную постройку на девяти столбах. Крайние столбы звонницы поставлены наклонно к среднему, что придавало ей дополнительную устойчивость. Для этой же цели столбы, врытые в землю, были одеты брусом. Кровля звонницы состоит из центрального восьмигранного шатра и угловых четырехгранных шатриков, установленных на плоском перекрытии. Под ним на перекладинах были развешены колокола, а чуть ниже устроена площадка для звонаря. Сложное завершение звонницы замечательно гармонировало с архитектурой Воскресенской церкви, поставленной неподалеку в 1766 году.

Более совершенными по конструкции были шатровые колокольни, у которых столбы яруса звона установлены не на земле, а на высоком восьмигранном или шестигранном срубе. Первоначально этот сруб шел от самой земли, позже он стал опираться на четверик большей или меньшей высоты. Такая колокольня 1787 года сохранилась возле храма Богоявления в селе Ширяиха Ошевенского погоста близ Каргополя. Для развески колоколов на одной трети высоты от верха сруба подводились под столбы балки, или «переводы», концами своими врубленные в сруб. Таким образом, опираясь на балки, столбы были зажаты срубом, что придавало им требуемую устойчивость. Выше звона на столбы нарубались бревенчатые венцы, устроенные «повалом», для отвода воды от основания сруба.

Примечательна своим довольно своеобразным обликом построенная в 1658 году колокольня в селе Цывозеро. Ее основа — восьмерик на каменном фундаменте. Всю конструкцию колокольни до верха шатра пронизывает центральный столб, служивший для нее дополнительной опорой. Ярус звона начинается уже на половине высоты колокольни, которая не имеет поперечных перекрытий и полностью просматривается изнутри. Именно благодаря такой конструкции колокольня и сохранилась до нашего времени. По мнению исследователей, центральный столб удержал все сооружение, до крайности обветшавшее к началу ХХ столетия.

Похожие по конструкции колокольни продолжали строить в Архангельской области и в более позднее время, примером чему может служить колокольня 1665 года церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино недалеко от Каргополя. Основанием ей служит шестигранный сруб. Ее шатер снизу зашит тесом и его конструкция не просматривается. Ярус звона отделен перекрытием от восьмерика. Возможно, колокольня Каргополя уже была приспособлена для другого способа звона.

Видоизменения шатровых колоколен, как правило, заключались в совершенствовании пропорций сруба и шатров. Первоначально четверик состоял всего из нескольких венцов и имел небольшую высоту, как мы видим на примере колокольни села Кулига Дракованова. Ее датируют по разным источникам от конца XVI до начала XVIII века. Колокольня сейчас находится в музее деревянного зодчества «Малые Корелы». До перевоза в музей у нее была не простая судьба. Колокольню, представляющую собой постройку времени царя Федора Иоанновича, в конце XIX — начале ХХ века едва не разобрали из соображений материальной выгоды, невзирая на прочность конструкции и наличие колокольного подбора.

У колокольни Васильевской церкви в селе Чухчерьма 1783 года четверик гораздо выше чем у предыдущей колокольни. Подобные сооружения строили на севере до конца XIX века. Постепенно четверик достигает половины высоты сруба, хотя чаще он был все-таки гораздо ниже. Примером этому может быть колокольня в селе Лявля конца XVIII века. Декоративный переход от главы к шатру можно отнести к еще более поздним формам. Именно так украшена колокольня церкви Спаса на реке Рене. Такой прием появился в середине XVIII века и использовался довольно долго.

Материал подготовлен на основе источников:

Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989
Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.1
Виноградов Н.Д. Русское Северное искусство (Поездка на Север). М., 1913

составитель материала — Ольга Азарова

О.С.Филиппов, И.А.Павич (Москва)

КЕНОЗЕРСКИЕ ЧАСОВНИ
Особенности архитектурных решений
и некоторые проблемы реставрации

По нашей просьбе предисловие к статье написал А.Бодэ :
Статья молодых исследователей И.Павича и О.Филиппова посвящена архитектуре кенозерских часовен. В статье анализируются и систематизируются объемно-планировочные решения часовен и моделируется процесс развития от простейших форм к наиболее сложным. Внимание заостряется на характерных особенностях этих замечательных памятников и, в связи с этим, затрагивается актуальная проблема сохранения подлинности форм при реставрациях. Приводятся примеры изменений первоначального архитектурного облика памятников, допущенных при проведении реставрационных работ в Кенозерском национальном парке. К сожалению, подобные случаи не единичны в практике реставраций памятников деревянного зодчества.

Кенозёрье. Маленькая точка на карте нашей большой Родины. Здесь находится один из национальных парков России. Этот район хорошо известен людям, которые интересуются деревянным зодчеством, потому что именно здесь, в Кенозёрье, сохранилось очень большое количество деревянных часовен. Часовня — небольшая культовая постройка без алтаря — и целый мир, который помогает в жизни, место, куда можно прийти и остаться наедине с Богом, не чувствуя присутствия других.

В статье нами рассматриваются местные архитектурные особенности в связи с тем, что, как известно, при реставрации памятники деревянного зодчества часто изменяют свои формы, а то и просто перестают существовать как памятники старины, превращаясь в новоделы. Мы постарались проанализировать архитектурные решения деревянных часовен Кенозёрья, систематизировать их, рассказать об историческом развитии архитектурных форм часовен, обозначить их характерные особенности и в связи с этим коснуться некоторых аспектов проблемы современной реставрации.
Просмотрев имеющуюся литературу, мы определили, что, несмотря на возрастающую популярность Кенозёрья среди туристов, бегущих от суеты городов, полноценного обследования района не проводилось.

Особняком стоит лишь имя Генриха Павловича Гунна , посвятившего Кенозёрью несколько своих работ (статья была написана до появления книги-альбома «Небеса и окрестности Кенозерья» — М.З.)

Большинство наших выводов формулируется по результатам собственных полевых обследований. В процессе работы в Кенозёрском национальном парке нами были составленъi карточки памятников, где была систематизирована собранная информация, выявлены особенности архитектурных форм, схематично зарисованы планы, собраны фотоматериалы разных лет.

Смотрите так же:  Все часовни вологды

Установлено, что все сохранившиеся часовни Кенозёрья — клетские постройки с двускатной кровлей. Единственная шатровая часовня в Спицыно погибла в годы Великой Отечественной войны. В процессе работы кенозёрские часовни были систематизированы на основании их общего архитектурного решения по принципу — от простого к сложному. В том же ключе, но менее подробно, кенозёрские часовни рассматривались И.Н.Шургиным (Шургин И Н. Кенозёрские часовни //Живая старина. 1999. №2 (22). с.18—21). В типологии деревянного культового зодчества В.П. Орфинского (Орфинский В.П., Гришина И.Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004) церкви и часовни дифференцируются на уровне классов, а затем, в рамках другой классификации, особенности архитектурных решений, общие и для церквей, и для часовен, представляются вместе .

Выделенный нами ряд имеет целью наглядно показать типовое разнообразие (и одновременно развитие) архитектурных решений простейших типов храмов—часовен—на примере кенозёрских памятников.

Сруб (8 часовен)
Часовни: Успения Божией Матери в Тырышкино; св. Иоанна Богослова в Екимово; неизвестного посвящения в Тыр-Наволоке; свв. Кирика и Улиты в Филипповской; неизвестного посвящения в Шишкино; Успения Богородицы в Будылгино; свв. Козьмы и Дамиана в Челме (Чолме); Тихвинской Богоматери в Орлово.

Успенская часовня
в Тырышкино

К этой группе памятников относятся часовни, в основе которых — небольшая клеть (четверик). Это наиболее простая форма, своего рода переход (по формированию интерьера) от поклонного креста, покрытого навесом на столбах, к часовне (Орфинский В.П., Гришина И.Е.). Подтверждением этому служит то, что в большинстве из них действительно находился крест (сейчас он сохранился на своем месте лишь в часовне в Тыр-Наволоке, вынесен из часовни в Филипповской, утрачен в Тырышкино). Односрубные часовни, называемые здесь «Крёст», очень распространены в Кенозёрье, некоторые из них сохранились до наших дней. Наличие подобных построек подтверждает предположение, что простейший сруб первоначально возводился над почитаемым крестом.

Сруб с односторонней галереей (8 часовен)
Часовни: свв. Флора и Лавра в Семёново; Святой Троицы в Филипповской; Дмитрия Святого в Городском; св. Георгия Победоносца в Минино; св. Анастасии в Косицыно; св. Андрея Первозванного в Видягино; св. Власия на Медвежьем острове; св. Иоаннаа Предтечи в Филипповской.

Часовня Флора и Лавра
в Семеново

Это часовни, развитые по оси восток—запад за счет устройства открытой галереи (каркасной конструкции, пристраивавшейся по наружному периметру здания — в данном случае, с запада). Очевидно, что односторонняя галерея в часовнях всегда располагаласьь только с запада, а вот выход с нее мог быть обращен и на запад, и на север,
и на юг (это было обусловлено местоположением постройки).

Сруб с односторонней галереей и звонницей (4 часовни)
Часовни: св. Афанасия Милостивого в Тарасово; Сошествия Святого духа в Глазово; Введения Богородицы во храм в Рыжково; св. Ильи Пророка в Свином.

Введенская часовня
в Рыжково

Это часовни с примыкающей к основному срубу галереей с запада и звонницей, надстроенной над галереей. В отличие от часовен предыдущего типа, здесь выход обращен строго на запад. Ярко выраженной становится композиционная ось восток — запад, которую подчеркивает не только сочетание сруба и галереи, но дополнительно звонница и ориентация крыльца.

Сруб с притвором (6 часовен)
Часовни: Собора Пресвятой Богородицы в Глущево; св. Филиппа Митрополита Московского в Кривцово; св. Диодория Юрьегорского в Тыр-Наволоке; Владимирской Божией Матери в Орлово; св. Варвары Великомученицы в Матере; св. Николая Чудотворца в Вершинино.

Филипповская часовня
в Кривцово

Здесь представлены часовни, состоящие из клети с притвором (соответственно, вытянутые по оси восток — запад). Притвор был нужен для сохранения тепла в молельном помещении и очень часто использовался как хозяйственная часть часовни, где хранили весь необходимый инвентарь. На примере некоторых памятников можно заметить интересное пропорциональное соотношение — длина притвора составляет примерно половину длины основного сруба.

Сруб с притвором и звонницей (10 часовен)
Часовни: св. Антония в Пормском; Казанской Божией Матери в Минино; св. Иоанна Предтечи в Горбачихе; св. Макария Желтоводского в Осташевской; св. Параскевы Пятницы в Тырышкино; Трех Святителей в Немяте; св. Пахомия Кенского в Карпово; св. Николая Чудотворца в Бухалово; Пречистой Богородицы в Тамбич-Лахте; св. Александра Невского в Бору(Климовской-М.З.).

Часовня Трехсвятительская
в Немяте

Это самая многочисленная группа часовен. К ней относятся часовни с притвором (вытянутые по оси восток — запад), получившие развитие в высоту (над притвором надстроена небольшая звонница). Ось восток- запад подчеркивается как основными срубами, так и их завершениями: главкой и звонницей; крыльцо также ориентировано на запад. При рассмотрении этой группы нужно отметить, что звонница всегда надcтраивалась с запада над притвором. Нам неизвестны случаи, когда при наличии притвора звонница ставилась бы над основным срубом четверика. Уровень звона находится практически на высоте конька кровли. Единственное исключение — часовня в Тамбич-Лахте, где звонница имеет наиболее развитую форму основания — восьмерик на четверике.

Сруб с притвором, галереей и эвонницей (2 часовни)
Часовни: св. Николая Чудотворца в Усть-Поче; св. Архистратига Михаила в Федосово.

Михайловская часовня
в Федосово

Часовни, относящиеся к этой группе, состоят из основного сруба и последовательно примыкающих к нему с запада притвора и открытой галереи. Звонница при этом располагается над галереей. Подобный тип, обладающий наиболее сложным архитектурным решением, мало распространен в Кенозёрье. Таких часовен до наших дней здесь сохранилось всего две. Часовня в Усть-Поче на данный момент не имеет звонницы над галереей (она не сохранилась до нашего времени), но сейчас завершается реставрация памятника (по проекту А. В. Ополовникова), в результате которой, возможно, будет восстановлена и звонница (не восстановлена — М.З.). При анализе памятников этого типа следует отметить, что вход на галерею устроен строго с запада. Видимо, таким способом (Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С. 109) дополнительно подчеркивается ось восток — запад (главка часовни — звонница — крыльцо).

Сруб с галереей с трех сторон (2 часовни)
Часовни: св. Нихолая Чудотворца в Горбачихе; св. Илъи Пророка на Мамоновом острове.

Ильинская часовня
на Мамоновом о-ве,
сегодня в Малых Корелах

Это часовни, состоящие из основного сруба и галереи, огибающей его с трех сторон (запад, север, юг). Вход на галерею в обеих часовнях устроен с запада. В качестве завершения в часовне близ Горбачихи использован крест без главки, врубленный в конек кровли.

Сруб с галереей с трех сторон и звонницей (1 часовня)
Часовня св. Иоанна Богослова в Зихново.

Часовня Иоанна Богослова
в Зихново

Единственный сохранившийся на Кенозёрье памятник, состоящий из основного сруба, примыкающей к нему галереи с трех сторон (запад, север, юг) и звонницы над галереей с запада — это часовня в Зихново. Часовню св. Иоанна Богослова по праву можно назвать уникальной для Кенозёрского края. Поставленная на кромке высокого склона на краю деревни, над озером, она смотрится удивительно красиво. Рядом с ней, подчеркивая устремленный ввысь силуэт часовни, растут «святые» деревья. Несвойственной для Кенозёрья особенностью постройки является ее установка на высокий подклет. Часовня св. Иоанна Богослова — одно из самых замечательных произведений безвестных кенозёрских мастеров ХVIII века.

Ч

Иллюстрацией к представленной классификации служит таблица планов часовен, где схематично отображено усложнение их архитектурных форм. На примере памятников Кенозёрья мы прослеживаем эволюцию архитектурных форм деревянных клетских часовен с двускатной кровлей от простейших до наиболее развитых. Развитие, шедшее по пути усложнения архитектурных форм, не всегда соответствует хронологии объектов. Простые по архитектуре постройки порой значительно моложе тех, что имеют сложные решения. Это объясняется одной из особенностей народного зодчества, когда строительство по образцу предопределяло длительное параллельное существование прототипов и их производных. (Орфинский В.П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии // Архитектурное наследство. Вып. 31. М., 1983. с. 20).

Составленная нами схема делится на шесть типологических уровней.
Первый уровень — это поклонный крест (малая архитектурная форма).
Второй уровень — поклонный крест с навесом над ним, что уже представляет собой некое подобие здания.
Третий уровень — клеть с поклонным крестом внутри. В данном случае постановка сруба вызвана необходимостью защиты святыни от неблагоприятных природных воздействий. При переходе на этот уровень следует отметить влияние жилых построек, простейшие формы которых повторены в устройстве часовен.
Четвертый типологический уровень — клеть с дополнительным объемом в виде галереи (и ее разновидностей) или притвора. Пристройка дополнительного помещения, в частности рубленого притвора, еще более усиливает сходство часовни с жилыми домами (изба с сенями).
При переходе на пятый типологический уровень происходит усиление композиционной оси «земля — небо», что выражается в устройстве звонниц. На данном уровне заметно влияние каменной архитектуры ХVII века, так как именно в то время впервые появляются шатровые звонницы над притвором или крыльцом храмов. Появление звонниц во многом связано с переходом от «очепных» колоколов к «языковым» (Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. РусАрх. Электронная библиотека http://www.rusarh.ru/kavelmakher5.htm ).
Шестой типологический уровень — это производная от двух прототипов: клеть с галереей и звонницей над галереей и клеть с притвором и звонницей над притвором. Таким образом, это клеть с притвором, галереей с запада и звонницей над галереей.

Рассмотренное разнообразие архитектурных форм на примере сохранившихся кенозёрских часовен свидетельствует об уникальности Кенозёрского края по количеству сосредоточенных здесь памятников.

Теперь от общих архитектурных форм обратимся к отдельным деталям кенозёрских часовен. В первую очередь следует сказать о звонницах.
Звонницы, объединенные с храмом, появились в деревянном зодчестве под влиянием каменного; они помещаются, как мы уже отмечали, над притвором или над галереей с западной стороны. Звонницы кенозёрских часовен нами были систематизированы по количеству граней основания. Мы разделили их на три группы: четырехгранные, восьмигранные и шестигранные.

Четырехгранные звонницы (5 часовен)
К данной группе принадлежат часовни в деревнях Карпово, Минино, Пормское, Тарасово, Федосово.

Часовня св.Пахомия
в Карпово

В двух часовнях (Карпово, Пормское) на звонницах имеются карнизы (полицы над рубленой частью), которые являются полом яруса звона, используются для отведения влаги и придают большую устойчивость конструкции. В трех остальных часовнях карниза нет. Отметим интересную особенность: форма завершения яруса звона часовен в Тарасово, Минино — это зауженный шатер (приближенный к шпилю) с расширенными полицами. В часовне св. Антония в деревне Пормское — пологая кровля с высоким шпилем и крестом. В часовнях Карпово и Федосово — обычной формы шатер с полицами. Можно предположить, что не было каких-либо четко выраженных взаимосвязей между четырехгранной формой основания звонницы и ее завершением.

Восьмигранные звонницы (7 часовен)
Звонницы подобной формы зафиксированы на часовнях в деревнях Бор, Бухалово, Зихново, Тырышкино, Свиное.

Пятницкая часовня
в Тырышкино

Восьмигранные звонницы часовен в Вершинино и Тамбич-Лахте соединены с четвериком. Часовни в Бухалово и Тамбич-Лахте завершены плоской кровлей с невысокой главкой. В часовнях деревень Зихново и Тырышкино — покрытие в форме зауженного шатра с полицами. В часовнях в деревнях Бор и Свиное — обычный шатер с полицами. На звоннице часовни св. Николая Чудотворца в селе Вершинино — слегка выпуклая шлемообразная кровля с высоким шпилем (первоначально). Мы можем отметить, что все восьмигранные звонницы имеют карнизы-полицы и практически все — разные окончания кровельного теса над ярусом звона.
Особые случаи в данной группе — звонницы часовен в Вершинино и в Тамбич-Лахте. Колокольня Никольской часовни в Вершинино была пристроена к существовавшему памятнику в начале ХХ века на отдельном четвериковом основании, поставленном вплотную к притвору часовни, У часовни Пречистой Богородицы в Тамбич-Лахте встречается очень редкая для часовен Кенозёрья форма звонницы в виде восьмерика, приподнятого на небольшом четверике.

Шестигранные звонницы (5 часовен)
К этой группе относятся часовни в деревнях Глазово, Горбачиха, Немята, Рыжково, Осташевская.

Предтеченская часовня
в Горбачихе

Все кенозёрские шестигранные звонницы имеют карниз и покрытие в виде шатра с полицами. На некоторых постройках шатры заужены (Горбачиха, Рыжково). Это интереснейшая группа памятников.

Распространение различных форм основания колоколен требует отдельного рассмотрения, но по известным литературным источникам мы видим, что, например, у карельских часовен больше всего восьмигранных звонниц (их количество во много раз превышает шестигранные и четырехгранные). На втором месте по числу построек — четырехгранные звонницы, и только в отдельных случаях (часовни в заонежских деревнях Подъельники, Великая Нива) встречаются шестигранные звонницы.
В Архангельской области, так же как и в Карелии, самыми распространенными были восьмигранные звонницы, реже встречались четырехгранные и совсем редко — шестигранные.
Большинство шестигранных звонниц у часовен находится именно в районе Кенозёрья. С чем связана эта особенность? Ответить на этот вопрос пока не представляется возможным, но уже сейчас можно отметить, что и большинство шестигранных колоколен, отдельно стоящих при церквях, встречаются также преимущественно в районе верхнего и среднего течения реки Онеги.

Отдельно следует сказать и о различных типах покрытий, встречающихся на Кенозёрье. Большинство кенозёрских часовен завершено простой двускатной кровлей. Менее распространенными здесь являются высокие клинчатые покрытия с полицами. Подобные завершения мы видим лишь на часовнях в Вершинино, Глазово и на часовне из деревни Мамонов Остров (в музее «Малые Корелы»-М.З.).. Клинчатые покрытия были распространены в ХVII-ХVIII вв. как в землях центральной России, так и на Севере. Однако сочетание их с полицами характерно именно для Севера и не встречается в среднерусских землях. Это интересная закономерность, которая также требует дальнейшего изучения.

Несомненной особенностью многих кенозёрских часовен являются характерные главки на тонких шеях, устроенные над коньком главного объема. Незаметная тонкая шея придает завершению часовни особую изящность, заставляя воспринимать главку как дополнительный декоративный элемент, ощущать ее парящей в воздухе, словно она не врублена в конек кровли, а действительно «ниспослана с небес». Тонкая шея делает более величественным и сам памятник, подчеркивая его основные формы завершения — двускатную кровлю и доминирующую над ней собственно главку.

Восточная стена
Никольской часовни
в Горбачихе

Из кенозёрских часовен отдельно следует выделить уникальную Никольскую часовню в Горбачихе. Это единственная на Севере и очень редкая для русского деревянного зодчества часовня с треугольной восточной стеной, то есть «ложным алтарем». Примечательно, что этот уникальный пример сохранился именно на территории Кенозёрья.

Отмеченные нами архитектурные особенности лишний раз подтверждают, что памятники Кенозёрья бесценны для нас, ибо на примере небольшого по территории района можно увидеть их удивительное разнообразие. Все вышеперечисленное указывает на необходимость сохранения в целостности Кенозёрья, осторожного отношения к памятникам деревянной архитектуры в процессе реставрационных работ, бережного сохранения и точного воспроизведения их форм.

Примечания:
1. Статья — из сб-ка «Деревянное зодчество», Коло, С.-Петербург, 2010. — с разрешения авторов.
2. Статья сокращена. Полный вариант здесь .
2. Авторы статьи Иван Павич и Олег Филиппов (1993), заканчивают в этом году среднюю школу № 475 в Москве. Они — воспитанники студии «История культуры» МГД детского творчества, лауреаты премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи. Своими успехами они в полной мере обязаны своим учителям А.Пономареву и Т.Павич, вместе с которыми они выпустили книгу «Мир часовен Кенозерья», (М. Маросейка, 2009), и своей школе, организовывавшей на протяжении последних лет регулярные поездки в Кенозерский национальный парк.
3. Некоторые часовни,
указанные в статье, известны только по описаниям или фотографиям: Троицкая в Филипповской, Александра Невского в Бору(Климовской), Успенская в Будылгино.
4. Фотографии А.Пономарева и др. — из архива сайта.

С 2000 года композицию Центральной площади Тольятти украшает духовный комплекс, состоящий из часовни во имя Рождества Христова, памятника святителю Николаю Чудотворцу и звонницы.

В начале 1999 г. благочинный Ставропольского округа протоиерей Николай Манихин предложил городским властям возвести часовню на Центральной площади г. Тольятти в память об эпохальном событии – 2000-летия со дня Рождества Христова и в память о жителях, которые строили наш город.
На это обращение был получен ответ, что строительство часовни силами городского бюджета невозможно. Правда, под часовню было обещано выделить участок земли на Центральной площади города.
На том месте участниками крестного хода по рекам Волге, Днепру и Западной Двине в честь 2000-летия Христианства 16 июля 1999 г. был водружён памятный крест и отслужен водосвятный молебен с участием духовенства г. Тольятти.
Прошло некоторое время, и инициатива протоиерея Николая Манихина о строительстве часовни нашла отклик у руководства города и АвтоВАЗа. Для реализации поставленной цели было решено создать благотворительный фонд «Тольятти Православный», куда бы поступали пожертвования.
Участие известных в городе лиц в благом начинании строительства часовни позволило расширить рамки деятельности создаваемого Фонда, не ограничивая её одним объектом.
Особо следует отметить активную роль руководства города Тольятти в финансировании строительства часовни.
Руководство ОАО «АвтоВАЗ» взяло на себя финансирование главы часовни с крестом, покрытых сусальным золотом.
Прежде чем остановиться на проекте московского архитектора Д. С. Соколова, был проведён конкурс, на который представили свои работы 9 архитекторов. Рассмотрев представленные на конкурс эскизные проекты, комиссия определила, что лучшим проектом, отвечающим требованиям планировочного решения Центральной площади и канонам Православной церкви, является эскизный проект Д. С. Соколова.
1 марта 2000 г. началась кирпичная кладка стен Христорождественской часовни. 2 марта протоиерей Николай Манихин благословил строительство часовни и совершил водосвятный молебен. Частично возведённое здание было окроплено святой водой.
В своём слове к народу протоиерей Николай напомнил пример известного самарского купца Шихобалова. Отвечая на вопрос, сколько средств он вложил в строительство Воскресенского кафедрального собора, купец смиренно ответил: «Бог знает, а я забыл». Отец Николай призвал всех доброхотов следовать примеру российских меценатов и благотворителей.
Христорождественская часовня выполнена в стиле лучших традиций древнерусского зодчества. Купол и крест “под золото”, цветные витражи, выполненные из цветного стекла в виде мозаики, оригинальные изразцы, икона Рождества Христова – всё это сделало часовню неповторимым памятником архитектуры нашего города.
Долговечность часовни – не менее 300 лет, так что она будет служить не только нам, но и нашим потомкам. Высота её вместе с крестом составляет 16 метров. Само здание – квадратное размером 5,4?5,4 м. Войти в часовню можно с западной стороны через крыльцо, выложенное из гранитных плит. С западной стороны над входом в обрамлении изразцов установлена икона Рождества Христова.
Под карнизом, по углам здания, на входном портале и по периметру арочных закомар в нишах установлены изразцы. Круглый барабан завершён куполом в виде луковки с крестом. В барабане предусмотрены 4 ниши с изразцами в форме окон.
Кровля часовни выполнена из нержавеющей стали со стойким покрытием из меди, а глава и крест – с покрытием из сусального золота.

Красивое двухъярусное паникадило, выполненное софринскими мастерами, украсило внутреннее убранство часовни. Можно сказать, что участие в изготовлении деталей для строительства часовни принимала вся Россия: главу с крестом изготовили в Златоусте, витражи – в Самаре, паникадило и церковную утварь – в Софрино. Белокаменные детали изготавливал Жигулёвский завод в посёлке Богатырь из природного камня-известняка. Общестроительные работы выполняли специалисты из Болгарии, гранитные и мраморные работы – из Тольятти.
Двери часовни выполнены в древнерусском стиле. Их две: одна входная, утеплённая, со стальной наружной обшивкой и внутренняя филенчатая, остеклённая.
Христорождественская часовня представляет собой центричное в форме греческого креста здание с барабаном и луковичной главой. Три стены здания украшены аркатурой фигурными оконными нишами и завершаются радиальными арочными закомарами, четвёртая – западная, со входным порталом и иконой Рождества Христова в киоте – завершается килевидным кокошником. Скошенные углы подчёркивают монументальность и мемориальный характер часовни. Луковичную главу венчает ажурный крест из коррозийно-стойкой стали. Цоколь и отмостка выполнены из сибирского гранита.
Внутри часовня удивляет богатством интерьера – гранитные полы с обрамлением и плинтусом из серпентинита (змеевика) имеют ступень у восточной стены. Панели облицованы коелгинским мрамором. Внутренние капители и панели завершаются изразцовыми фризами.
Часовню окружает площадка для крестного хода с мощением из тротуарных плит повышенной прочности.

Чистые линии белокаменных стен часовни, ослепительно сверкающая на солнце глава с крестом «под золото», цветные витражи оконных стекол, оригинальные изразцы, выполненные в радостно ярких тонах, создают ощущение праздника.
Главным инженером и конструктором проекта Христорождественской часовни был Сергей Радаев. Подрядчиком строительства выступила организация «Куйбышевболгарстрой», заказчиком являлся благотворительный фонд «Тольятти Православный»
18 июня 2000 года, в день Святой Троицы, на Центральной площади города Тольятти при большом стечении народа состоялось торжественное открытие и освящение Христорождественской часовни. Построенная усилиями благотворительного фонда «Тольятти Православный» часовня стала замечательным подарком горожанам к великому празднику. На торжество пришло много людей, и это явилось доказательством тому, что часовня нужна тольяттинцам.
В 2004 году в Тольятти напротив Христорождественской часовни был торжественно открыт памятник святителю Николаю Чудотворцу. Скульптура высотой 4 метра установлена на постаменте из гранита.

Святитель Николай Мирликийский изображен присевшим на камень, в одной руке он держит Библию, другой благословляет. На постаменте – надпись: “Памятник установлен в знак благодарности созидателям города”. Автор скульптуры – Александр Рукавишников, ему же принадлежит идея комплекса.
30 лет назад у городских властей возникла идея установить на Центральной площади монумент «Слава труду», о чем свидетельствовал закладной камень с надписью «Здесь будет установлен монумент в честь строителей Куйбышевгидростроя». Позже появилась идея подчеркнуть значимость для города образа святителя Николая. Комплекс построен на средства городского бюджета и спонсоров. На обустройство комплекса из бюджета было выделено 1,6 млн. рублей.
19 декабря 2006 г. на Центральной площади состоялось торжественное открытие звонницы.

Колокола и часы для нее изготовили в Воронеже.

Звонница вместе с памятником святителю Николаю Чудотворцу и Христорождественской часовней создают законченный архитектурный комплекс на Центральной площади города, посвящённый строителям города.

Смотрите так же:  Часовня в картинках