Меню

Где строят часовни

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

На месте рождения прп. Александра Свирского строится часовня

Преподобный Александр Свирский родился и вырос в доме с. Мандеры, которое располагалось на берегу реки Оять (Ленинградская область). На противоположном берегу находился и находится Введено-Оятский монастырь, тогда именовавшийся Введенским Островским. В 1830 году на месте дома была построена часовня во имя преподобного. На ней была табличка с надписью: «На сем месте стоял дом преподобного Сергия и преподобной Варвары — родителей преподобного Александра Свирского, здесь же было рождение и жительство и самого преподобного».

В годы безбожия часовня, как и многие святыни, была разрушена.

Идея возрождения часовни принадлежит петрозаводчанину Константину Кукушкину. Об утраченной святыне он узнал из книги известного писателя Н.М. Коняева «Преподобный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы». «У меня появилось желание восстановить часовню, — говорит Константин. — Но я не знал, как организовать строительство, как найти на него средства. Через несколько лет я поступил в Свято-Тихоновский университет, мои одногруппники поддержали идею восстановления часовни. Позже наше начинание благословил оптинский старец схиигумен Илия».

В 2006 году инициативная группа получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и настоятеля Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря архимандрита Лукиана на строительство часовни. Силами монастыря был создан проект часовни.

К сожалению, облик утраченной часовни восстановить невозможно — ее фотографии не сохранились. Поэтому было решено построить уменьшенную копию деревянного храма во имя вмч. Георгия Победоносца с. Юксовичи, построенного в 1493 г. Эта церковь — чудо деревянного русского зодчества, самый древний деревянный храм Ленинградской области. По преданию, его освятил сам прп. Александр Свирский.

Постепенно строящаяся часовня обрела благотворителей, в том числе и из столицы Карелии. Именно петрозаводский деревообрабатывающий комбинат бесплатно предоставил площадку для строительства часовни. Возводит ее бригада мастеров, построивших петрозаводскую церковь во имя апостола Иоанна Богослова и храм во имя св. Серафима Саровского в Машезере. Готовый сруб уже перевезен и установлен на месте старой часовни на берегу р. Оять (в будущем рядом с часовней планируется устройство монастырского скита). Сейчас начинается второй этап строительства — возведение колокольни, главок, крестов. Кроме того, по сценарию, написанному Н.М. Коняевым, будет снят фильм, посвященный прп. Александру Свирскому и его святым родителям.

Для продолжения строительства необходимы финансовые средства. Банковские реквизиты для перечисления пожертвований (с пометкой «на строительство часовни в честь прп. Александра Свирского»):

Введено-Оятский женский монастырь
Р/С 40703810555430108769
Подпорожское ОСБ №1902
г. Подпорожье
Банк получателя: Северо-Западный банк Сбербанка РФ г. Санкт-Петербург
Кор/с 30101810500000000653
БИК 044030653
ИНН 4709005334
Православная религиозная организация «Введено-Оятский монастырь»

Для почтовых переводов: 187725 Ленинградская область, Лодейнопольский район, с. Оять, п/о Рассвет, Введено-Оятский женский монастырь, настоятельнице игуменье Иоанне.

В Прогрессе строятся храм и часовня на кладбище

«Чересчур советский поселок» — так говорят прогрессовцы о своем населенном пункте. В 60-е годы он считался поселком рабочей молодежи — сюда съезжались активисты и идейные лидеры для работы на предприятиях и стройках. От советских времен здесь осталось название улиц и уклад жизни населения. Жители продолжают активно ходить на митинги и интересоваться политикой. Сейчас Прогресс — достаточно религиозный поселок. За пять лет здесь появилось четыре поклонных креста, несколько приходов, в ближайшее время достроится часовня на территории кладбища, а через два года откроется и православный храм в честь Рождества Христова. О том, какие грехи хотят отмолить прогрессовцы и почему здесь много внимания уделяют религии, узнавал наш корреспондент.

Дыхание бога

Идея построить на территории кладбища Прогресса часовню пришла местному предпринимателю Олегу Чубыкину во сне.

— Однажды ночью проснулся и понял, что надо построить такую часовенку,— делится Олег Николаевич.— Я считаю, что если Господь нам что-то в этой жизни дал, то надо отдать ему должное. Раньше на Руси на кладбищах стояли часовни, чтобы родственники могли помолиться, а сейчас для поминок люди берут бутылку водки. Хочется переломить это! Показать, что можно вспомнить об ушедшем человеке без спиртного, поставив свечку или заказав отпевание.

Часовню «Взыскание погибших» начали строить еще два года назад на деньги прогрессовского бизнесмена — сегодня уже проводят внутренние отделочные работы и облагораживают территорию. В планах — поставить лавочки, выстроить забор из дикого камня, разбить газоны и посадить цветы и деревья. Осенью этого года часовня откроется.

— Нужно всегда думать не о себе, а о других. Хотите — верьте, хотите — нет, но я ощущаю на себе дыхание бога: все мои желания сбываются,— объясняет предприниматель.— Например, хотел получить базу в одном определенном месте — через год она у меня появилась. Или хотел купить КамАЗ, но денег не хватало, а потом подвернулось хорошее предложение — и я купил эту машину. Добро и зло — это бумеранг, поэтому делай добро, и оно к тебе вернется.

Смотрите так же:  Латинская часовня

Храм для верующих

Открытие православного храма в честь Рождества Христова планируется только в 2019 году: сейчас на месте стройки возвели стены из бруса, сварили металлоконструкции для главного зала, ведутся работы по обшивке балок под колокола и укладки крыши. Для убранства уже заказаны три купола из Челябинска и семь колоколов из Воронежа. К ноябрю рабочие планируют полностью доделать крышу, а весной начнут внутреннюю отделку здания.

Это строительство в центре поселка началось год назад. Попытки возвести на месте бывшего музучилища церковь, были предприняты еще в 90-е годы одним из индивидуальных предпринимателей поселка, однако по непонятным причинам стройка не была завершена. К проекту вернулись в 2009 году, создав некоммерческий фонд «Вифлеемская звезда» для сбора средств на строительство храма.

Летом прошлого года мы начали строительство храма на пожертвование неравнодушных граждан,— рассказал АП президент некоммерческого фонда «Вифлеемская звезда» Алексей Стукалов.— Я обращался во многие организации за финансовой помощью, руководители внимательно слушали, кивали, но помочь никто не торопился. И только через три года удалось насобирать необходимое количество денег на начало стройки: предприниматели и неравнодушные жители собрали 850 тысяч рублей. Сейчас пожертвования продолжают поступать — многие жители поселка перечисляют ежемесячно через банк определенные суммы своих пенсий, а школьники устраивают благотворительные концерты.

Согласно архитектурному плану, в храме будет несколько помещений с алтарной частью, молельным залом и лавкой для продажи религиозной атрибутики. На территории храма, помимо благоустроенной территории с клумбами, газонами и выложенными дорожками, планируют построить воскресную школу для детей и взрослых. Как считает Алексей Иванович, в последнее время людям мало просто прийти в церковь и поставить свечку, им нужно слышать и слово божье.

800

тысяч рублей прогрессовцы собрали на строительство православного храма в честь Рождества Христова. Его достроят в 2019 году

Четыре поклонных креста помогают отмыться от крови

На пожертвования горожан и частных предпринимателей установлены и поклонные кресты. Старожилы говорят, что окружить ими населенный пункт заставила начавшаяся на крови и слезах история поселка. Муниципальное образование Прогресс состоит из одноименного поселка городского типа, Новорайчихинска и сельского поселения Кивда. Именно оно появилось первым среди тайги и бескрайних степей Амурской области, именно за ним тянется кровавый след. В 1913 году началось строительство поселка Кивда и железнодорожной ветки к нему от станции Бурея протяженностью 15 километров. Тогда все виды работ на руднике выполнялись вручную. Причем первыми добытчиками угля стали заключенные каторжане. Роковую шутку поселок сыграл с японцами. В 1922 году они пришли на эту территорию победителями: творили бесчинства, расстреливали партизан и их семьи, считали себя хозяевами. А в 1945 году японцы стали военнопленными — недалеко от поселка находился концлагерь, где пленные работали в шахтах. Кстати, четыре года назад в поселок приезжала группа японцев, чьи родственники были похоронены в Кивде.

Кровавые события гражданской и Второй мировой войн заставили жителей поселка Прогресс пять лет назад начать установку поклонных крестов: по одному на въезде и на выезде, один находится на территории самой Кивды. Еще один появился в центре перед кладбищем Прогресса всего два года назад. Жители уверены, что только так можно вымолить прощение за кровавую историю поселка. Кстати, благодаря такому окружению и защите прогрессовцы не боялись прошлогоднего наводнения.

«Наши сестры «жгут». Фитнес-клуб… 2-й день. Гребля песка продолжается», – такими комментариями сопровождает священник Константин Савандер видеоролики, на которых несколько женщин машут лопатами в раскопе возле Музыкального театра Карелии. Савандер – один из авторов идеи поставить на этом месте часовню святого Фаддея Петрозаводского. Месяц назад Константин Савандер и его единомышленники, судя по всему, решили форсировать события, не дожидаясь официальных разрешений.

«Огромное спасибо православной молодежи молодежного отдела епархии за большой рывок в деле подготовки к строительству часовни св. Фаддея!» – пишет священник на своей странице в социальной сети. На видео, к которым привязан данный текст, несколько мужчин и женщин вынимают грунт из раскопа. «Прямо как первая пятилетка: Павки Корчагины таскают ведра, а Розы Люксембург копают светлое будущее», – шутит Савандер. На другом видео участок уже засыпают щебнем.

Часовня в этом месте действительно была, и ее вместе с Воскресенским собором уничтожили в советское время. Два года назад в ходе археологических изысканий, которые проводил Нацмузей совместно с истфаком ПетрГУ, был найден фундамент собора. Как сообщил археолог Александр Жульников, сейчас останки фундамента входят в состав археологического объекта «Петровская слобода». Однако территория, на которой Константин Савандер непосредственно ведет работы – копает грунт, засыпает щебнем, – изъята из состава памятника.

Портал «Петрозаводск говорит» позвонил в Управление по охране объектов культурного наследия Карелии. О «фитнес-клубе» Савандера там ничего не знали. После наших вопросов специалисты ведомства выехали на место. Руководитель управления Юлия Алипова рассказала, что исторический фундамент законсервирован и закрыт досками, поэтому строительная активность православной молодежи ему не угрожает. Тем не менее, по словам Алиповой, Константин Савандер обязан был согласовать свои действия с Управлением по охране. И не сделал этого.

Смотрите так же:  Часовня святого креста

– Проблема в том, что фундамент храма был вскрыт раскопками, а далее он должен быть или засыпан (во избежание разрушения из-за естественной эрозии), или музеефицирован по спецпроекту. От проекта музеефикации фундамента Воскресенского собора пока, как мне сообщили архитекторы на прошлой неделе, пришлось отказаться, а защита фундамента (судя по ролику) проходит стихийно, без научного проекта, – отметил археолог Александр Жульников.

Сам участок, исходя из кадастровой карты, относится к территории Петрозаводского городского округа. В мэрии карельской столицы сообщили, что не выдавали разрешений на какие-либо земляные работы. Точно так же не выдавалось разрешений на строительство часовни. Впрочем, о строительстве священник в своих видео и не говорит – лишь о подготовке к нему.

Судя по истории записей на его личной странице, копать возле Музыкального театра начали в конце мая и продолжали минимум половину июня. На мартовском заседании Совета по культурному наследию архитектор Андрей Гречин, проектировавший часовню, затруднился пояснить, решен ли вообще вопрос по ее строительству. Исходя из той информации, которую получило наше издание, стопроцентной ясности нет и сейчас, как нет соответствующих разрешений и согласований.

Но Савандера и его единомышленников подобные формальности, кажется, не волнуют – они уже готовят внутреннее убранство культового объекта. «Люстра для часовни св. Фаддея Петрозаводского почти готова, осталось дело за малым – построить саму часовню. » – написал священник на своей странице 13 мая.

Связаться с Константином Савандером, чтобы получить его комментарий, порталу «Петрозаводск говорит» не удалось.

Поисковики из Сибири и Пскова строят часовни в память о защитниках Ленинграда

Седьмой год команда поисковиков из Сибири и Пскова приезжает в Ленинградскую область, чтобы делом почтить память павших защитников города. В этом году с 20 апреля они начнут строить на месте сожженной в годы Великой Отечественной войны деревни Карбусель часовню «Переяславльская» — в честь святого Даниила, погребавшего всех умерших без покаяния и причастия. Подробнее о поисковиках-сподвижниках и их проекте «Часовни памяти» — в специальном материале Федерального агентства новостей.

Идея воздвигать на местах ожесточенных боев часовни зародилась у идеолога проекта Александра Мариенкова и его соратницы, сибирячки Ольги Сидоренко в 2010 году, когда у станции Погостье они работали в огромной авиационной воронке, полной останков красноармейцев.

«Там их было очень много, мы нашли больше трехсот человек, — вспоминает Александр. — Похоже, их всех после боя еловыми ветвями завалили и оставили там. Сотни солдат. Всех извлечь было невозможно. Потом мы туда приходили каждый год, ставили им свечки.

И вот Ольга подсказала мне идею сделать некое основание для этих свечей, чтобы не в землю их втыкать. Наверное, это и была наша первая часовня: деревянная подставка с крестиком, на которую можно было устанавливать свечи в память о павших. Подставку мы прикрутили саморезом к осине, которая растет на краю той воронки».

Разговоры о часовнях на местах массовых захоронений стали возникать все чаще. Идея получила развитие, проект немного изменился, но в костяке команды остались все те же сибиряки.

«Мы поисковики, у нас у всех большой стаж работы в лесах, — отметил Мариенков. — Для нас это важная и близкая тема. Мы хоронили павших в Великую Отечественную войну красноармейцев много лет. Однажды пришло понимание, что всех похоронить не получится. А наши часовни могут стать памятниками тем, кого мы подняли и кого нам уже никогда не поднять».

Над заготовками для будущего проекта Александр обычно работает всю зиму, а друзья-сибиряки приезжают весной. Часовни ставят перед праздником Великой Победы. Находят места, договариваются с другими поисковыми отрядами — сейчас, например, их очень поддерживает питерский отряд «Ингрия». С противодействием местной администрации при строительстве команда пока не сталкивалась, хотя Александр признает, что власти все же с опаской относятся к их деятельности, боясь, что объекты придется брать на баланс. Хотя и содержанием, и обслуживанием часовенок поисковики занимаются сами, а на материалы средства собирают «всем миром». От РПЦ они получают устное благословение, а по окончании строительства приезжает священник, чтобы освятить объект.

Образ будущей часовни Александр каждый раз придумывает сам: помогает художественное мышление и плотницкие навыки.

«Это собирательный образ, — рассказал он. — Что-то где-то подсмотрел, что-то родилось в воображении, потом все это нарисовал, начертил и понял, что вот так будет выглядеть будущая часовня. А потом уже воплощаем замысел. Святого, которому посвятим часовню, мы находим сами или советуемся по этому поводу со священником. У нас в районе Невского пятачка Невская часовня, а в урочище Тортолово — Ушаковская, в память о 73-й отдельной морской стрелковой бригаде.

В Тортолово воевало и погибло много народа, но 73-я морская бригада погибла практически вся. Сейчас мы готовимся к строительству часовни в честь святого, послушанием которого было хоронить непогребенных людей. Часовню мы будем ставить в том числе в память о тех наших товарищах, которых уже нет в живых. Поставим ее в урочище Карбусель, где в марте 1943 года проходила Карбусельская операция и где была сожжена целая деревня».

Смотрите так же:  Закладка камня на строительство часовни

Сам Александр родился и вырос в Петербурге. Тема поисковых работ интересовала его с детства. Мальчишкой он ездил к родственникам в Кириши, братья брали его с собой в лес, где он видел следы страшной войны, прошедшей по этим местам. Позже, уже в студенческие годы, он попал в поисковый отряд МИФ, который тогда работал с сибиряками. А потом уехал на Псковщину, женился, у него родились три дочери. Но поисковое дело не бросил: каждый сезон мужчина возвращается на родную землю.

«Наша Ленобласть и места, где шли бои, — это огромное братское кладбище, — объясняет свой выбор поисковик. — Я занимаюсь этим 25 лет и даже представить не могу, сколько красноармейцев там лежит. Думаю, за все годы, которые мы прошли и еще пройдем, мы сможем поднять меньшую их половину. Остальные останутся там, будут растворяться.

И мы хотим почтить их память по православным обычаям, как это делают на кладбищах, где они, возможно, никогда не окажутся. И я никогда не справился бы один. Мы с товарищами все это делаем, строим, мы одна команда. Алексей Канунников, Ольга и Павел Сидоренко, Евгений Бандак, Олег Масальский, Татьяна Двилевич — без этих людей все это было бы невозможно. Они прилетают из Сибири, и мы все принимаемся за работу. А без них я ничего бы не смог».

В Севастополе строят первую часовню с купелью на месте источника, питавшего древний Херсонес

В Севастополе строят первую часовню с купелью, где все желающие смогут окунуться в чистейшую воду из источника, который много веков назад питал Херсонес.

Согласно преданию, именно этот источник перекрыл князь Владимир, когда осаждал древний город.

— Под землей еще в 988 году были проложены глиняные трубы. Они тянулись от Сарандинакиной балки до городища Херсонес — примерно километров десять. Это был секретный водовод. Если вспомнить историю, князь Владимир не мог осадить город, пока предатель не передал ему записку с информацией, что под землей находится вода, питающая местных жителей, — рассказал «Комсомольской правде — Крым » экскурсовод Лев Лев. – Войско князя раскопало водовод, перекрыв городу воду. Херсонес сдался, а дальше последовал важный в истории момент – крещение Владимира и последующее крещение Руси . Поэтому строительство часовни именно на этом месте для церкви и города очень значимо.

Источник, кстати, обнаружили в 2019 году случайно — когда помощник благочинного Севастопольского округа по работе с семьей протоиерей Илья Алдошин осматривал место у Поклонного креста в районе Максимовой дачи, где планируют строить духовно-просветительский центр, музей и собор.

Так выглядела площадка на начальной стадии работ. Фото предоставлено организаторами проекта Фото: публикации Герой

— Так как в Севастополе нет благоустроенных купелей, решили построить здесь часовню с купелью в греко-римском стиле. Одобрение получили у митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и городских властей. Работы согласованы. Часовня будет носить имя священномученика Климента Римского – покровителя Руси, который в Инкерманских каменоломнях открыл водный источник, что являлось чудом, — поделился с « КП -Крым» протоиерей Илья Алдошин.Неподалеку заприметили заброшенный родник. Среди мусора и груды бутылок его было сложно разглядеть. Стали выяснять, что это за родник и установили его историческую значимость.

Строительство часовни началось с ноября 2019 года.

Работы уже в разгаре Фото: Анна МЕЛЬНИКОВА

Первые трудности, с которыми столкнулись рабочие – полностью заросший родник, причем неправильной формы, который пришлось выравнивать.

— Температура воды в источники пять градусов, во время работ в воде приходилось находиться чуть ли не по пояс и нырять. Это, по сути, водолазные работы, только без баллона, — рассказал гендиректор фирмы-застройщика Константин Семенов . — Весь конструктив часовни уже готов, доделываются ступени, ведущие в купель, собирается купольная часть, необходимо также облицовывать внутреннюю часть строения.

Строители трудятся каждый день в любую погоду Фото: Анна МЕЛЬНИКОВА

Работают, кроме этого, над гидроизоляцией, чтобы грунтовые воды не попадали в купель, и чтобы она оставалась чистой.

Часовня будет около 10 метров в высоту — вместе с крестом. Стены будут белоснежными, а крышу выложат черепицей красно-коричневого цвета. Купель будет расположена на три метра ниже часовни, ее выложат гранитными плитами и украсят мозаикой. Лестницу, ведущую к купели, тоже сделают гранитной – 17 белых ступеней.

Так будет выглядеть часовня. Фото: предоставлено авторами проекта

— Благодаря белому цвету прихожане смогут увидеть чистоту и прозрачность воды. Купель будет состоять из двух частей. Первая часть — для детей, глубиной около метра, вторая часть купели глубиной 1,5 метра — для взрослых. Что важно – воду в купели, как в бассейне менять не придется. Происходит самотек, и вода обновляется ежесекундно, — говорит бригадир на стройке Максим Лисицкий .

Открывается кран, набирается нужный уровень, остальная вода уходит в колодец.

Вокруг купели выложат тротуарную плитку, облагородят газон и посадят цветы.

— В течение года проверим воду, можно ли ее пить. Если экспертиза даст положительный результат, установим дополнительный кран, чтобы желающие могли набирать водичку, — говорит протоиерей Илья Алдошин.

Закончить работы планируют в апреле.

ЦИФРА

Более 1,5 миллионов рублей

Выделили меценаты на строительство часовни.