Меню

Православная церковь и карты

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

Почему игра в карты есть грех и есть дело сатанинское.

Почему нельзя играть в карты, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и тем более гадать хоть на пиковую даму, хоть на червовую? Символы, изображения, иероглифы — отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях. По тем же причинам нельзя рисовать нечестивые сюжеты ради самих сюжетов любым способом: натуралистическим, символическим или знаковым (табуированным), в том числе карточным.

Толковый словарь В.И. Даля дает следующее определение картам: «склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур». Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено. Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Карточные масти использовались в Византии для украшения тканей. В Западной Европе карты появились в ХІV веке. В современном виде с королями, валетами и.д. они существуют с XV века.

По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе — Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции — германцем, в Германии — поляком, а в Польше — сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям — чёрным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени. Началась в Третьем Риме картёжная эпидемия, «резались на деньги». Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картёжного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, — печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Фёдоров участвовать в таком деле наотрез отказался.

Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги. В XVIII веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось и вообще, при исследовании о запрещенных играх, повелено было «поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств». Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?

Словарь Ушакова отвечает: «туз» — слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого «диаболос» — рассеиватель клеветы. Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде — типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта — Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Карта «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым.

«Козырные» карты, само их название, имеют своё особое назначение. «Кошерными» т.е. «чистыми» называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картёжных игр заключается в унижении наших святынь, ведь покрывая крест «козырной шестёркой» игроки верят, что «шестёрка» эта выше и сильнее Животворящего Креста!

Итак, игральные карты — отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр.2,24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните: кто выше карточного короля.

Бывает часто с игроком:
Сел богачом —
встал бедняком.
Кто карты взял,
прельстясь наживой,
Тому не знать игры
счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!
Себастиан БРАНТ. 1494 г.
Крест карточный «трилистник», копие, губка и гвоздь

из книги «История развития формы креста»
www.wco.ru/biblio раздел «Справочники»

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Так называемые «игральные карты», имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами — врагами Бога. Все четыре картежные «масти» подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.

И по невежеству многие люди, перекидываясь «в дурака», позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста «трилистника», то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) «трефа», что в переводе с идиш означает «скверный» или «нечисть»! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу, верят в то, что крест этот «бьется» какой-нибудь паршивой «козырной шестеркой», вовсе не ведая, что «козырь» и «кошер» пишется, например по-латыни, одинаково.

Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых «в дураках» остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами «кошерными» (то есть «чистыми»), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!

Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме сквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в «гаданиях» — этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?

Итак, если «трефы» — это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими «крести», то что же тогда означают — «вини», «черви» и «бубны»? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, так как у нас не учебник идиша; уж лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего.

Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».

Картежная масть «вини», или иначе «пики», хулит евангельскую пику, то Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что «воззрят на Того, Которого пронзили» (12:10), так и произошло: «один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19:34).

Картежная масть «черви» хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, что воины «дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68:22), так и сбылось: «один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф. 27:48).

Картежная масть «бубны» хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздичном пропятии, устами псалмопевца Давида, что «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 22:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший «если не у вижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего враны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25), «поверил, потому что увидел» (Ин. 20:29); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: «мужи Израильские! — говорил он, — Иисуса Назорея (…) вы взяли и, пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убили; но Бог воскресил Его» (Деян. 2:22, 24).

Смотрите так же:  Рпц и католическая церковь

Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисполню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!

Игра в карты относится к разряду азартных игр. Человек войдя в азарт забывает Бога. На него начинают воздействовать нечистые духи (в зтот момент они имеют на это право). Играющий наносит вред своей душе. Если играют на деньги (или «интерес»), у играющего появляется алчность (стяжание). А это уже грех. И тратится впустую драгоценное время, которое можно было-бы использовать с пользой для себя и своих близких.

В среде верующих людей карты пользуются дурной славой. Мало кто осмеливается признаться в пристрастии к игре публично. Даже если просто вечерами перекидывается с друзьями в канасту. Викентий АБРАМЯН, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, раскрыл перед нашим корреспондентом Анной ПАЛЬЧЕВОЙ все карты и рассказал об истории вопроса.

Благородное занятие?

«…Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий… Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцену эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею», — писал о карточной игре князь Петр Андреевич Вяземский, участник Отечественной войны 1812 г., друг Пушкина и Дениса Давыдова.

И аристократия, и даже духовенство в дореволюционной России любили перекинуться в вист и другими карточными играми тоже не брезговали. Наши же современники зачастую уверены в том, что в картах – а именно, в самих изображениях мастей – кроется нечто кощунственное. Главное, от чего отталкиваются поборники этой теории, это, конечно же, «крести». «В конце 19 — начале 20 века некий автор выпустил статью, где он решил сравнить «крести» (хотя правильно их называть трефы) с крестом и дофантазировал дальше», — рассказывает Викентий Абрамян, автор учебника по спортивному бриджу и организатор всероссийских и международных турниров, в настоящее время многодетный отец, организатор различных олимпиад и конкурсов среди школьников. Он, специально изучая этот вопрос, обнаружил, что ничего научного под собой эта статья не имеет – никаких исторических подтверждений версии о кощунственности мастей нет. К тому же источники расходятся в том, что же именно якобы пародируют карты: так, кто-то считает буби пародией на губку, а кто-то – на шляпку гвоздя. Тут уж у кого на что хватает фантазии.

А в царской России карты были не просто популярны. Давайте заглянем в путеводитель по тогдашней столице Санкт-Петербургу за 1903 год: «Доход от продажи игральных карт идет на содержание воспитательных домов, находящихся в обеих столицах, почему на одной из карт изображен герб Ведомства учреждений Императрицы Марии, в виде птицы, кормящей своих детей».

Впрочем, наш собеседник Викентий Генриевич не спешит с осуждением автора злополучной статьи, напрочь отбившей охоту у многих православных брать в руки карты: «Мы не знаем, какими мотивами руководствовался автор. Но, допустим, у него рядом была семья, где верующий человек был азартным игроком. И тогда он придумал для него эту историю. И если такая мотивация кого-то останавливает от того, чтобы играть в карты, то, я думаю, это, может, и хорошо».
Бриллианты и желуди

Так что же представляют собой карточные масти на самом деле? Считается, что карты пошли из Древнего Китая. Первые летописные упоминания об «игре в листики» относятся к 9 веку. К 11 веку карты распространились по всей Азии, а в 14 столетии предположительно, через Египет, дошли и до Европы. Именно тут и оформились масти в их более-менее современном виде. В немецкой колоде наличествовали сердца, бубенцы, желуди и листья, в итало-испанской – кубки, монеты, палицы и мечи. Но самой популярной оказалась все же французская традиция. Она-то и завоевала весь мир. Как говорят, благодаря тому, что французские карты оказались самыми простыми в производстве.

В европейский странах, впрочем, до сих пор можно приобрести колоды для традиционных карточных игр, где масти будут обозначены иначе. Или, допустим, в Германии для популярной игры «скат» используют четырехцветную колоду: черви и трефы обычных красного и черного цветов, зато пики зеленые, а буби – желтые.
Кстати, и правильное название пресловутых трефов пришло к нам из французского. Оно буквально обозначает «лист клевера». А если мы возьмем, допустим, английские названия мастей, то пики называюся «лопата», а буби – «бриллиантами». Так что, возможно, теория о кощунственности карточных мастей могла родиться только на русской почве. Ведь именно в нашем языке трефы сравнивают с крестами.
Подмоченная репутация

Скорее всего, настороженное отношение к картам наши современники вынесли из советского прошлого. За игру в карты можно было запросто попасть в милицию. И это не обязательно бывали хулиганы, режущиеся в буру в подворотне. «В институте я увлекся игрой в спортивный бридж. Это был 1988 год, и тогда это уже было легально. А со второй половины 70-х бриджистов буквально с турниров забирали в милицию. Несмотря на то, что играли кандидаты наук, ученые».

При этом некоторые школьные учителя сетовали на то, что, если бы в школах ввести обучение интеллектуальным карточным играм, дети от этого бы только выиграли. Ах, если бы заменить злосчастные трефы и бубны, допустим, на морковки и яблочки! Это можно было бы преподнести как инновационный методический материал!

Кстати, в академии НАТО в 60-е годы бридж был введен в качестве учебного предмета. Существует и множество других интеллектуальных карточных игр, сравнимых по сложности с шахматами. Например, тот же подкидной дурак, но в исполнении профессионалов, способных запоминать все сыгранные карты и в начале партии, «приняв» почти все карты, моделировать победную комбинацию.

Интеллектуальными карточными играми не гнушались и математики. А бриджем увлекались Уинстон Черчилль, Дэн Сяопин, Билл Гейтс, Уоррен Баффет и многие другие известные политики и бизнесмены.

В истории России, правда, и помимо советского времени были периоды гонений на карточные игры. Например, в Уложении Алексея Михайловича 1649 года играющих в карты велено было «бить в батоги» и даже «смертию казнить. И такое отношение царя можно понять: «Алексея Михайловича смущали не карточные игры, а сопутствующий им азарт: проигрывали за игрой не только крупные суммы, но даже поместья», — объясняет Викентий Абрамян.
Карты, деньги, два ствола

Тут мы подошли к основной проблеме: помимо интеллектуальных, в картах существует еще и множество так называемых банковских игр. То есть когда денежная компонента «зашита» в сами правила игры. Без ставки ты не можешь сделать хода. Такие игры как раз довольно просты, им легко обучиться. Но в них легко и обмануть.

Как раз в такие банковские игры играли Пушкин и Крылов. Если игра идет на деньги, тут уже не до шуток. «Если вы где-то работаете, то вам дает эти деньги некая организация. А играя в карты на деньги, вы уже должны их забрать у конкретного человека, своего противника. Тут уже очевиден негатив», — считает Викентий Абрамян.

В спортивных карточных играх все устроено иначе. Каждый игрок платит взнос за возможность участвовать в турнире. И потом собранные деньги уходят победителю. То есть у игрока нет задачи обобрать человека, сидящего напротив. «В какой-то момент гонорары у бриджистов были, как у теннисистов. А потом в Америке, чтобы не было соблазна жульничать ради больших денег, до минимума сократили призовые. Популярность бриджа конечно от этого уменьшилась», — вспоминает наш собеседник.

В 1929 году в США получило огласку резонансное дело: домохозяйка Миртл Адкинс Беннет застрелила своего мужа Джона Беннета из его же оружия. Соли добавило то, что ссора произошла из-за игры в бридж: проиграв, Миртл обозвала мужа никчемным игроком, и у супругов завязалась страшная ссора. Газеты кричали, что причиной трагедии стала азартная игра. В историю это дело вошло как «убийство из-за игры в бридж».

Викентий Абрамян убежден в том, что сама игра здесь ни при чем, сколько таких случаев, например, в других бытовых конфликтах. Но одновременно он подчеркивает, что среда, сопутствующая карточным играм, негативна. Придя в Церковь, практически все бросают серьезные увлечения картами. Но не из-за кощунственности мастей. А потому, что постоянные многочасовые игры и образ жизни, сопутствующий этому, сложно совместимы с христианством. В среде игроков даже в высокоинтеллектуальный бридж практически нет верующих людей. Вот и наш герой ушел из бриджа вовсе не по настоянию духовника. Карты отпали сами собой. Когда-то будучи популяризатором бриджа, он с гордостью приводил слова известного английского писателя Соммерсета Моэма: «Была бы моя воля, я сделал бы обучение детей бриджу обязательным. В будущем это может оказаться для них весьма полезным, ибо в бридж можно играть до тех пор, пока хватает сил сидеть за столом и зрения различать карты. Когда сведены счеты со всем прочим — спортом, любовью, карьерой, — то бридж остается утешением и развлечением»: Но сегодня обучать своих детей бриджу он не спешит: «Какую беспросветную старость планирует людям писатель и сколь странное утешение в игре и желании развлечений».

Смотрите так же:  Московский кремль церковь ризоположения

Вот уже больше 10 лет Викентий Генриевич не брал в руки карты: «Иногда хочется сходить на турнир по спортивному бриджу, но это 3-4 часа, которые, естественно, лучше провести в кругу своей семьи, а не за игрой».
Поиграем?

А вот как раз в кругу семьи карты могут отлично прижиться! И если вас смущают масти – распечатайте свои собственные карты на принтере. Тут у нашего героя имеется замечательное ноу-хау – можно заменить масти… картинами художников! Колода состоит из карт с изображениями картин четырех художников. Названия картин подписаны, достоинство карт – тоже. А вот имена авторов картин – нет. И ребенок, чтобы отличать масти, должен знать, кто что нарисовал. Сперва играют с подсказкой, где распечатаны карты с именами художников. А потом подсказку убирают, и ребенок играет по памяти. На таких картах можно играть практически в любые традиционные карточные игры. Только помимо устного счета дети будут еще и изучать искусство.

Правила многих детских игр, которые можно купить в магазинах, основаны на правилах карточных игр. В то же время, карты удобны, их можно легко взять в дорогу. Мы можем посоветовать несколько детских карточных игр. Популярная и простая игра Уно. Масти там различаются по цвету. Более мудреная игра Сет. Мастей здесь нет вообще, на картах изображены орнаменты. Задача игроков – найти орнаменты со сходными признаками.
Израильская игра Румми Куб, получившая в 1980 году престижную немецкую премию «Игра года» — это более громоздкий вариант, так как карты здесь заменены на плоские фишки наподобие домино. Но можно купить и дорожный картонный вариант игры. Правила сходны с играми из семейства «рамми». Это развлечение для всей семьи, ребенок запросто может выиграть у взрослого. К ней примыкает и карточная игра Phase 10 – опять же, масти тут обозначены просто различными цветами, — в которой для того, чтобы выиграть, игрок должен выложить определенные комбинации карт.

Почему играть в карты в православии грех?

Игра в карты многим христианам кажется совершенно безобидным занятием, развлечением для компании, веселым времяпровождение. Многие верующие даже не задумываются, можно ли брать их в руки. Давайте разберемся, так ли безобидны карточные увлечения раскладыванием пасьянсов, «невинными» гаданиями.

Почему нельзя играть в карты

Игра в карты для православных грех, ибо эти картонки не только воруют время, но и наполнены сатанинским смыслом.

Есть несколько причин, по которым православным запрещено проводить время в карточных забавах:

  • они воруют время общения с Богом и семьей;
  • вызывают нездоровый азарт;
  • первоначально придуманы для гаданий и магии;
  • знаки карточек — хула христианской символики.
  • Ценности жизни христианина в общении с Богом через познание Его истин при чтении Библии, молитвенных правил, любование Божьими творениями и несение любви и доброты в мир.

    Важно! Игральные карты обладают магией увлекать человека, отвлекать его от окружающего мира, наполнять азартом, ведущим не только к духовной погибели, но и к потере денег, имущества, семьи, земной жизни.

    Почему православные люди, собираясь, вместо того, чтобы посмотреть и обсудить христианский фильм, поинтересоваться жизнью друг друга и помолиться, свободными вечерами «режутся» в безобидного, с их точки зрения, «дурака»?

    Само название «дурак» идет вразрез со словами Иисуса. (Матв. 5:21-22). Всякий, кто назовет брата (сестру) дураком, подлежит суду. Можно сто раз оправдываться, что это только игра, слово Божье сказано, и Оно имеет силу. Ты назвал соседа пагубным словом и ответишь за это в Судный день.

    Гадателям закрыт вход в Царство Господне, и не имеет значения, серьезно или шутя вы раскладываете эти бесовские штучки, результат один.

    История появления карт

    Из французской Википедии можно узнать, что впервые карты пришли в Европу из восточных стран, корейцы и китайцы использовали их в XII столетии.

    В VI-VII веках, до появления бумажных колод, в качестве карт использовали кусочки бамбука или ракушки, на которых были нарисованы сцены быта. Мамлюки пользовались картами, напоминающими Таро, при этом не было нарушения Корана, ибо на пластинках не делали людских изображений, а только геометрические орнаменты.

    Карты придумали в качестве предметов гадания. По историческим данным? в 1367 году уже были введены первые запреты на карточные развлечения, пагубно влияющие на людей.

    Если в 1649 году царь Алексей Михайлович велел рассматривать игру в карты, как преступление, за которое можно было попасть на каторгу с вырванными ноздрями, то при Петре Первом карточную торговлю вели в ряд приносящей прибыль отрасли.

    По египетскому календарю в году тринадцать месяцев, а это 52 недели. Столько же карт в колоде.

    В каждом месяце 4 недели, как и мастей в игральных картах, они ассоциируют с четырьмя стихиями, в виде воды, земли, воздуха и огня, черные пики и кресты, красные черви и пики, ночи и дни.

    Первичное значение картинок

    Древнеегипетская мифология огненные духи изображала бубнами, черви — это повелители воздуха, под духами водной стихии имели в виду трефы, а черные пики символизировали подземный мир гномов.

    В средние времена гадальные карты стали олицетворять с человеческими чувствами, под червями подразумевалась любовь, трефы — познание, бубны олицетворяли деньги, а пики — смерть.

    Карточные игры наполнялись мистическим смыслом, удивительное везение и внезапные неудачи рождали нездоровый азарт, который временно отражался на психике человека. Ни шахматы, шашки или домино не обладали такой завораживающей силой привлекать все новых игроков.

    В XIII-XIV веках на картонных листах появились человеческие изображения, в качестве подарка Карлу Четвертому художником Грэгоннером для изображения царей были взяты известные исторические персоны.

  • Королем пики стал царь Давид, около него нарисована арфа, его дамой изображена Афина, покровительница мудрости.
  • Трефа — Великий Александр Македонский, рядом появилась Аргина, королева.
  • Во главе бубны, символа богатства, стал знаменитый Цезарь с дамой — героиней из Библии, прекрасной Рахиль.
  • Карл Великий и Елена Троянская возглавили черви.
  • Прототипами валетов, как нижних чинов, на протяжении времени рисовались разные персоны, герои войн и любимцы публики. Среди валетов встречаются картинки с изображением Робина Гуда, Ланселота, короля Артура и многих других.

    Важно! Держа в руках фамильные портреты, манипулируя ими, игрок погружается в азарт и страсть, что никак нельзя назвать христианскими ценностями.

    Карточные символы используются при шифровании всех игр для компьютеров, возможно, поэтому возникает компьютерная зависимость, рожденная той же страстью и азартом. История повторяется на более интеллектуальном уровне, рождая новые зависимости, уводящие христиан от поклонения Господу.

    Карты — хула на Христа

    Православные теологи провели ряд исследований, и нашли совпадения каждой масти с образом Спасителя.

    • Крести отождествляются с орудием убийства и пыток, это крест, к которому пригвоздили Иисуса. На еврейском языкt «трефа»- животное, растерзанное почти до смерти, не имеющее шансов выжить.
    • Бубны свои видом напоминают четырехгранные шляпки кольев, которые были вбиты в святое тело Спасителя, Сына Божьего.
    • Пики — предмет жестокости, бездушия. Пикой было пробито ребро только что умершего Иисуса. Так палачи проверяли факт смерти.
    • Черви — губка, на которой подали уксус, жаждущему воды Иисусу, была выполнена в форме сердца.
    • Бесы радуются, когда христиане, последователи Иисуса, доверившие Спасителю жизни, праздно проводят время, развлекаются с помощью сатанинских ритуалов, попирая христианские символы.

      Чем заполнить свою жизнь

      Глубоко ошибаются те, кто считает, что верующие скучно проводят свое время.

      Только не познавшие глубины наслаждения общения с Творцом могут быть лишены блаженства в таких делах, как:

    • молитвы;
    • посещение храма;
    • паломнические поездки;
    • воскресные школы;
    • занятия пением и рисованием;
    • благотворительные походы в дома сирот и престарелых;
    • времяпровождение со своей семьей.

    Православная жизнь наполнена окружающей Божьей красотой, ибо в ней присутствует сам Всевышний, не надо засорять ее плевелами, посеянными сатаной.

    Православная церковь и карты

    Впервые в современной России издана настенная карта епархий и митрополий Русской Православной Церкви. О том, в чем уникальность этого издания, в интервью порталу «Приходы» рассказывает известный религиовед Роман Силантьев.

    Смотрите так же:  Краснодар церковь христа

    В чем особенности выпущенной недавно карты?

    – Это первая настенная карта такого типа. На ней отмечены все епархии и митрополии Церкви в пределах России по состоянию на сентябрь текущего года, содержится информация о числе их приходов, а также приводятся данные по религиозной обстановке в целом по всем федеральным округам.

    Хочу отметить, что уже второй проект такого типа картографической компании «ИНКОТЭК» – первым был «Атлас Русской Православной Церкви», на картах которого были отмечены все приходские храмы, монастыри и прочие объекты нашей Церкви.

    Чем может быть полезна карта, и кому она адресована?

    – Такая карта полезна самой широкой аудитории. Думаю, что она должна быть в каждой епархии, благочинии и ли монастыре, да и простому верующему ее будет приятно на стену повесить.

    Вы занимаетесь полевыми исследованиями, связанными с деятельностью в России религиозных общин. Плоды Ваших наработок использовались при составлении карты?

    – Так точно. В рамках этих полевых исследований мне удалось посетить все регионы России и почти все епархии, включая новообразованные. Сделал много полезных фотографий, поговорил с людьми и стал лучше понимать специфику нашего административно-территориального деления. Да, идея создания митрополий выглядела очень смелой, но она себя оправдала – в большинстве мест церковная жизнь резко активизировалась. И сейчас Церковь является самой быстро растущей религиозной организацией в нашей стране.

    Если посмотреть на карту, мы увидим, что в центральной, южной части страны епархий очень много, они относительно небольшие по территории. А вот на севере, Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке территории, напротив, огромные, но епархий там намного меньше. С чем это связано?

    Это связано с распределением населения, подавляющее большинство которого проживает к западу от Урала. Огромные территории нашей страны заселены очень слабо, населенных пунктов и, соответственно, храмов там мало. Самая большая по площади епархия у нас Якутская, но по количеству приходов она далеко не в лидерах.

    Существуют ли другие карты, на которые нанесены контуры присутствия традиционных религий в России? Есть ли исследования, показывающие наложение на территории разных религиозных традиций?

    – Да, раньше такие карты делал мой покойный научный руководитель академик П.И. Пучков из Института этнологии и антропологии РАН. Он, собственно, и составил первую настенную карту религий России. Впоследствии я продолжил его дело и вместе с коллегой Евгением Филатовым в 2009 году сделал первую интерактивную карту всех религиозных организаций России, где были отмечены почти 20 тысяч объектов. Сейчас по такому же принципу делаются электронные карты Русской Православной Церкви. Кроме того, в 2010-2011 годах небольшим тиражом по линии МГЛУ мы выпустили двухтомный Атлас религий России, где было отмечено большинство религиозных объектов в нашей стране.

    Церковь и карты: духу не в масть

    На сопредельной Украине разгорелся «карточный скандал»: в продажу поступили игральные карты, на лицевой стороне которых вместо привычных значков помещены картинки с изображением киевских храмов. Предстоятель УПЦ митр. Владимир уже потребовал привлечения виновных к ответственности. А каковы вообще история игральных карт и их отношение к Церкви?

    Появившиеся в украинских сувенирных киосках карты с изображениями столичных храмов уже скоро могут стать редкостью и предметом вожделения коллекционеров. Ведь вскоре после начала продажи этой продукции компании «Укрсувенир» глава Украинской православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан) обратился Национальную экспертную комиссию по защите общественной морали с резким заявлением.

    Читайте также: Обман доверия: донос по исповеди

    «В действиях «Укрсувенира» существуют все признаки сознательного и циничного надругательства над чувствами миллионов православных христиан и верующих других конфессий», — отметил Владыка. По его мнению, виновные должны быть привлечены, как минимум, к административной ответственности — а возможно, и к уголовной.

    Руководство украинской сувенирной компании вряд ли ставило целью учинить «кощунство» и тем более, «богохульство». Скорее всего, расчет был на спрос — благодаря действительно красивым снимкам церквей и монастырей Киева, размещенным на «сувенирке». Кто знает, может, авторы идеи надеялись, что изображения святых мест как-то облагородят потребителей этого товара — азартных игроков?

    Как бы там ни было, но отношение к игральным картам у христиан чаще всего отрицательное. Однако с благой целью отвратить верующих от азартных игр вокруг вопроса за века наросли горы сомнительных спекуляций.

    Например, масти так или иначе сопоставляются с обстоятельствами Крестных Страданий Христа. Если крести (трефы) якобы означают Крест, то бубны ассоциируются с коваными гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя, черви — с губкой с уксусом, которую подносили к губам страдальца, а пики — с копьем сотника Лонгина, пробившим ребра Христа после того, как Он испустил дух.

    Подобные объяснения проникнуты духом конспирологии, заметно отдающим идеей «жидо-масонского заговора». Вот характерная цитата с одного из сайтов подобной направленности: «Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех карточных игр, при которых «в дураках» остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами «кошерными» (то есть «чистыми»), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!».

    Ну, а исход для всех игроков в карты, исходя из таких представлений, весьма незавиден: «Итак, христианин, играющий или хранящий у себя карты (а также пользующийся услугами других при помощи карт), становится хулителем крестных страданий Господа и уготовляет себе место в аду со диаволом и всеми его слугами».

    Рассмотрим эту версию. Если строго следовать логике рассуждений, то главный грех игрока заключается исключительно в использовании карт в ходе игры. А сами они предстают чуть ли не священными предметами, символизирующими этапы Страстей Христовых. И правда — ведь и Крест, и губка, и копье и гвозди, согласно православному преданию, всегда считались величайшими святынями. По этой логике, им можно было бы найти другое, более богоугодное применение.

    На самом деле, вышецитированные псевдобогословские рассуждения притянуты за уши. Точного времени возникновения игральных карт никто не знает — но известны они были задолго до нашей эры и в Египте, и в Китае, и в других странах. То есть — до Рождества Христова. И утверждать, что различительные знаки на них являлись «пророчеством» Крестных Страданий Господа — значит, наделять их смыслом «Священного Писания в картинках». Что само по себе отдает богохульством.

    С другой стороны, широкую известность в Европе они получили в конце XIV века, когда французский живописец Жаклин Гренгоннер решил позабавить новой игрой умалишенного французского короля Карла Шестого. Дамы, короли и валеты символизировали известных королей, королев и придворных дам, знаменитых рыцарей. Ничего антихристианского не было заложено и в символику мастей. Так, черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы — съестные припасы, фураж и амуницию. Несложно догадаться, что в противном случае и художник, и почитатели его таланта очень быстро оказались бы сначала в подвалах инквизиции, а затем на костре.

    В России, после кратковременного запрета карточных игр в середине XVII века, при Петре I и позже карты стали не просто разрешенными, но и важным атрибутом повседневной жизни всех слоев общества, от бедняков до аристократов. Так что искать мистическую «дьявольско-антихристианскую» подоплеку в бумажных прямоугольниках не приходится.

    Однако и сказать, что Церковь напрасно борется с карточными играми, тоже нельзя. Увы, реальная практика, сложившаяся вокруг них, действительно мало соответствует не то, что христианским — но просто нормам общечеловеческой нравственности. Главным образом, конечно, это азарт. Он по определению является страстью — порабощением воли, грехом.

    Ладно бы, если результатом азарта было бы лишь убивание времени — как, скажем, в случае компьютерных игр. Но за карточным столом нередко проигрываются целые состояния. Причем карточный долг, словно для пущего издевательства над святыми словами, именуется долгом чести. Как будто для последнего мало других, более достойных применений — верности любимому человеку, делу жизни, Родине и т.д.

    Вместо этого во имя извращенного понимания «долга чести» дворяне прошлых веков проматывали свои имения — а если не могли расплатиться, пускали себе пулю в лоб, совершая страшный грех самоубийства. А на современных «зонах» мнящие себя «аристократами» заключенные нередко проигрывают в карты и свои, и чужие жизни, играя «на интерес».

    Читайте также: Возможно ли телевидение без соблазнов?

    Так что, абстрагируясь от конспирологических версий «богопротивности» карточной игры, приходится с грустью констатировать — она действительно мало совместима с христианской жизнью. Что, правда, можно сказать не только о ней, но и практически о любой другой азартной игре. Если начать играть в шахматы на деньги, и это занятие для ума может стать пагубной привычкой.

    Как бы там ни было, но инициативу руководителей «Укрсувенира» с помещением на карты изображений храмов удачной не назовешь. В храм, согласно Священному Писанию «не приносят цены блудницы» — и совмещать начертания Дома Божьего и инструмента отвлечения людей от духовной жизни, блуда в широком смысле слова — не лучшее решение.

    Читайте самое интересное в рубрике «Религия»