Церковь святого григория просветителя

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Григорий, просветитель Великой Армении

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате — столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).

Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.

Почитание св. Григория Просветителя на Руси

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «. священы церкви приделы. которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

Армянская Апостольская Церковь Святого Григория-Просветителя

Священномученик Григорий Просветитель, первый епископ Армении и самый почитаемый армянским народом исторический деятель, как ни странно, не был армянином. Он родился в 257 году, происходил из знатного парфянского рода и был воспитан в Римской империи, где получил классическое античное образование. Григорий Просветитель – основатель Армянской церкви – широко почитается не только в Армении, но и всей Вселенской Православной церковью. Десница св. Григория Просветителя хранится в Эчмиадзине и является символом власти Верховного Патриарха-Католикоса всех армян и одной из главных святынь Армянской церкви.

Храм стоит на правом берегу Терека у Чугунного (Ольгинского) моста. От церкви на террасы правого берега Терека поднимается Армянская улица. А напротив церкви сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова. На здании есть мемориальная доска, а в 2013 году в сквере возле Армянской церкви рядом с домом был установлен памятник режиссеру.

История создания церкви неотрывно связана с историей армянской общины, проживавшей в этом месте. Первые армяне – купцы и мастеровые – пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах Российской империи для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община тогда еще крепости Владикавказ (статус города будет дарован только в 1860 году) выразила желание иметь свою церковь. И уже несколькими годами позже, в 1843 году, была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет.

Число армян во Владикавказе стремительно росло, вскоре деревянная церковь не смогла вместить всех желающих, особенно во время праздников. Уже к 1851 году тут жило уже около 100 армянских семей.

В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Община выбрала для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все ее члены жили рядом.

Смотрите так же:  Церкви и их названия россия

Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель».

В 1864 году по инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории началось строительство нового каменного здания на месте старого. Оно возводилось под руководством архитектора Симсона и при участии начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова, а расписывали храм художники из Италии. Официальной датой окончания работ считается 1868 год.

Почти через 30 лет, в 1897 году, Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория вновь обратилась к начальнику Терской области с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. План одобрили, и было дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Была проведена частичная реконструкция, в которой принимали участие строители из армянского Эчмиадзина.

А средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией и местными прихожанами.

18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение обновленной церкви, получившей колокольню.

Уже в наше время, когда шли реставрационные работы в Армянской Апостольской церкви святого Григория Просветителя и была отремонтирована предалтарная часть храма и сам алтарь, реставраторы обнаружили алтарь старой деревянной церкви первой половины XIX века, стоявшей на этом месте прежде. Его сохранили для потомков, «одев» в новый алтарь из мрамора так, чтобы стенками они не касались друг друга.

Церковь не закрывалась даже в советское время, хотя в начале 1930-х ее чудом удалось спасти от сноса. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храму был дан статус памятника, охраняемого государством.

ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Сщмч. Григорий, просвятитель Великой Армении

Григорий Просветитель (арм. ?????? ?????????? , Грикор Лусаворич) (ок. 252 — 326) первый епископ и просветитель Армении, святитель

Принадлежал к парфянскому царскому роду Суренов [1] — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына [2], которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (287 — 330), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров (в казематы или колодец) в Арташате в Араратской долине (ныне — у государственной границы Армении с Турцией; впоследствии на месте узилища святого Григория был возведен монастырь Хор Вирап [арм. ??? ?????, т.е. «глубокая яма»]), чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.

Между тем, Тиридат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей и впал в безумие, но был исцелен освобожденным после многолетнего заключения Григорием. После чего Тиридат в 301 году крестился и провозгласил Христианство государственной религией в Армении [3].

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы епископом Леонтия Каппадокийского в Кесарии. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате — столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (т.е. Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

По сведениям сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк», после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать Христианство в Кавказскую Албанию, где основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата. Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь [4].

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В том же году Григорий передал кафедру Аристакесу, а сам удалился в уединение, став отшельником в пещерах Мане, где скончался в 326 году.

Свщм., святитель Армянский, Григорий, греческая икона XIV века.

Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине, где на начало XXI века хранилась главная святыня Армянской Апостольской церкви — десница святого Григория Просветителя, которая являлась символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей святого Григория.

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом), писателем IV века, секретарем армянского царя Тиридата III, легендарным автором истории обращения Армении в Христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. Вардапетутюн).

Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория: третьим армянским предстоятелем стал старший сын святителя Григория — Вртанеса, которому наследовал его сын Исихий.

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сентября). Был канонизирован Римско-католической церковью в 1837 году при участии папы Григория XVI; память 1 октября (festa pro aliquibus locis).

Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в 1535 году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре; в 1561 году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Московский храм Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 году:

Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года были переданы католикосу всех армян Гарегину II и по состоянию на 2010-е годы хранились в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход: / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Григорие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Благославнаго и священноначальника вси, яко страдальца истины, / днесь, вернии, в песнех и песнопениих восхвалим, / бодраго пастыря и учителя, Григория, / всемирнаго учителя и поборника: / Христу бо молится, еже спастися нам.

  • «Григорий Просветитель», портал Хронос:
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/grigori335.php
    • «Григорий Просветитель», Византийский словарь: в 2 т., СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.
    • Использованные материалы

    • «Григорий, просветитель Великой Армении», биография на официальном сайте Московского Патриархата:
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/1115591.html
      • «Григорий Просветитель», Православная энциклопедия, т. 13, с. 41-47:
        • http://www.pravenc.ru/text/168061.html — материал использован частично
        • Иеромонах Алексий (Никоноров). Христианство в Кавказской Албании. Римско-Византийский период. Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель
          • http://baku.eparhia.ru/history/albania/roman_byzantine_perio. ir/
          • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, 87; т. 2, 542-543.
          • [2] Агафангел Армянский сообщает о том, что удалось спасти «двух младен­цев Парфянина. через каких-то кормилиц; и, взяв их, одна бежала в сторону Персии, а другая — Греции». См. Житие и История Святого Григора, глава из книги Агафангела История Армении, Ереван, 2004 (электронная версия Библиотека «Вехи»), http://www.vehi.net/istoriya/armenia/agathangelos/ru/02.html . В Житии св. Иакова, епископа Низибийского («Гандзасар», 1993, № 4; на арм. яз.) говорится, что Сурен, брат св. Григория, был доставлен в Персию и воспитывался под рукою сестры Анака Хосровуи, матери св. Иакова. Согласно армянской церковной традиции Иаков, был двоюродным братом Григория.

            [3] Традиционная дата Крещения Армении — 301 год, но некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 года.

            Судьба армянской церкви в Баку, или Зачем азербайджанки посещали Сурб Григор Лусаворич

            Лилит Арутюнян, Sputnik Армения

            В известной онлайн-энциклопедии есть статья под названием «Список армянских храмов на территории современного Азербайджана». Если заглянуть в нее, увидим, что в Баку значатся пять храмов: Святого Григория Просветителя, Святой Богоматери (XVII век), Святых апостолов Фаддея и Варфоломея, часовня Святого Воскресения и Армяно-лютеранская церковь.

            Перед всеми этими церквами значится: «снесена», кроме одной – Святого Григория Просветителя, или Сурб Григор Лусаворич. Перед ней написано: «библиотека».

            Догадаться, почему правительство Азербайджана отказалось от привычной политики – нетрудно. Наряду с немыслимым вандализмом и уничтожением культурного наследия других народов, в частности армян, оно решило оставить один-единственный памятник, которым можно будет тыкать в лицо каждому, кто посмеет сказать, что Азербайджан – нетолерантное государство… Но, как бы то ни было, наше сегодняшнее повествование вовсе не об этом.

            Церковь Сурб Григор Лусаворич, согласно источникам, была заложена в 1863 году по инициативе главы Шемахинской епархии вардапета Даниэла Шахназарянца. Средства же для строительства выделил Джавад Меликов. Говорят, он разбогател именно в том же году, запустив первую в Апшеронском нефтеносном регионе нефтеперегонную установку собственной конструкции. Архитектором здания стал известный московский архитектор, мастер эклектики и модерна Карл Гиппиус.

            Интересно, что в 1869 году церковь была освящена, хотя строительство продолжалось еще два года. Вскоре на территории храма были построены церковно-приходская школа и библиотека, а в 1888 году были установлены колокола. С 1918 года церковь стала кафедральной.

            Расположенная в самом центре азербайджанской столицы, на улице Низами, она некогда была живой и цветущей. Здесь постоянно проходили службы, а также венчания, крестины. Это было самым значимым местом для многочисленной армянской общины Баку.

            «Это была необыкновенно уютная и красивая церковь. Постоянно проводились службы, по праздникам просто яблоку негде было упасть. Также проходили венчания и крестины. Помню, там служил настоятелем молодой, высокий, очень интересный священник по имени Завен. Он же и крестил моих детей. Здесь же венчался мой родной брат. С этой церковью связано много воспоминаний», — рассказывает в беседе с корреспондентом Sputnik Армения жительница Еревана Рита Мелкумян, родом из Баку.

            Она отмечает, что церковь была единственной в центре города, поэтому пользовалась большой популярностью, и не только у армян.

            «Ее посещали представители многих национальностей, не только православные. Я сама видела, как молодые азербайджанки заходили, свечи ставили. Но это в то, хорошее время, естественно, до сумгаитских погромов 1988 года», — говорит Рита.

            После тех событий, по ее словам, церковь сильно опустела, поскольку многие просто боялись туда заходить.

            «В это время ходили только самые смелые, но прихожане все же были. Люди приходили, чтобы найти душевное успокоение», — отмечает она.

            Собор нынче уже не действует. В 1989 году он подвергся акту вандализма, в ходе которого все символы веры, в том числе купольный крест и колокол, были утрачены. Церковь также серьезно пострадала после поджога 1990 года, и в том же году она была упразднена. С 2002 она используется как книгохранилище библиотеки Управления по делам президента Азербайджана, вход туда закрыт. Здание было реконструировано спустя пару лет после принятия данного решения.

            О том, что церковь ныне превращена в библиотеку, Рита Мелкумян не знала.

            «Ну, приятно, что библиотека, а не что-то другое», — говорит она.

            Важная достопримечательность

            Церковь продолжает оставаться важным архитектурным строением Баку. Один из российских туристических порталов даже назвал собор Святого Григория Просветителя «одной из главных достопримечательностей Баку». О том, насколько верно это утверждение, можно судить по отзывам тех же туристов.

            Путешественник из Санкт-Петербурга, побывавший в Баку, описывает собор как «осколок исчезнувшей цивилизации». Вот что он пишет на туристическом портале TripAdvisor: «Как известно, некогда многочисленная армянская община Баку полностью исчезла и интересно видеть ее наследие. Внешне храм выглядит очень ухоженным. Сам он закрыт, и что там внутри – неясно, так как из-за высокого забора в окна не заглянуть…».

            Турист из Москвы пишет следующее: «Церковь Григория Просветителя — одна из самых известных достопримечательностей Баку. Находится в старом городе. Храм был освящен в 1869 году, принадлежал он Армянской апостольской церкви. Однако, в конце 90-х годов в результате и вандализма, и пожара церковь закрыли. Закрыта она и до сих пор, хотя ее и признали памятником архитектуры. В начале 2000-х в помещениях церкви была создана библиотека… Как сказал экскурсовод, сейчас здесь президентский книгофонд и библиотека Управления по делам аппарата Президента Азербайджана».

            Интересный, и очень добрый отзыв об армянском соборе Баку оставила девушка из Санкт-Петербурга: «Армянский архитектурный стиль невозможно спутать ни с каким другим. Вначале глазам своим не веришь, когда на углу Низами и Ибрагимова перед тобой вырастает красавица — колокольня армянской церкви Святого Григория Просветителя, а потом хочется помолиться, чтобы люди нашли разумный выход из конфликта, на церковь вернулся крест, в церковь — верующие, а в мир — мир…».

            Кто знает, вернется ли когда-нибудь на купол крест, а в церковь – верующие. Во всяком случае, несколько лет назад отсюда вновь были слышны армянские молитвы. Дело в том, что в апреле 2010 года церковь посетили находящиеся в Баку для участия на Всемирном саммите духовных лидеров Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Католикос всех армян Гарегин II. Армянский патриарх и сопровождавшие его высокопоставленные священнослужители помолились и исполнили духовные песнопения…

            А пока она стоит, строгая и безмолвная, наполненная не только тысячами книг, но и воспоминаниями минувших дней, а может, также и надежд на будущее…

            Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

            Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

            Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

            Комментарий пользователя будет удален, если он:

            • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
            • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
            • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
            • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
            • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
            • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
            • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
            • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
            • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
            • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
            • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
            • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
            • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
            • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
            • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
            • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
            • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
            • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
            • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

            Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

            / Ориг. : Гри­гор Лу­са­во­рич

            ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Гри­го­рий Аш­ти­шат­ский (армянский — Гри­гор Лу­са­во­рич) — пер­вый епи­скоп Ар­ме­нии, с дея­тель­но­стью ко­то­ро­го свя­за­но при­ня­тие хри­сти­ан­ст­ва как официальной ре­ли­гии армянского государства, а так­же на­ча­ло ор­га­ни­за­ци­он­но­го оформ­ле­ния Ар­мян­ской апо­столь­ской церк­ви.

            Зна­чительная часть све­де­ний о жиз­ни и про­по­ве­ди Григория Просветителя име­ет по­лу­ле­ген­дар­ный ха­рак­тер. По боль­шей час­ти, эти све­де­ния пред­став­ле­ны в цик­ле «Жи­тие святого Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля», армянский текст ко­то­ро­го со­хра­нил­ся в со­ста­ве «Ис­то­рии Ар­ме­нии» Ага­фан­ге­ла.

            Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что Григорий Просветитель про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да вель­мо­жи Ана­ка, род­ст­вен­но­го или не­по­сред­ст­вен­но вос­хо­дя­ще­го к пар­фя­но-армянской цар­ской ди­на­стии Ар­ша­ки­дов. Со­глас­но армянскому ис­то­рио­гра­фу Мов­се­су Хо­ре­на­ци (V — начало VI веков), юность Григория Просветителя про­шла в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где он по­лу­чил на­чат­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и при­нял кре­ще­ние. Гри­го­рий всту­пил в брак (у не­го ро­ди­лись сы­но­вья Вар­дан и Ари­ста­кес), од­на­ко был вы­ну­ж­ден рас­стать­ся со сво­ей суп­ру­гой Ма­ри­ей из-за её же­ла­ния уй­ти в мо­на­стырь. По­ки­нув Ке­са­рию, он пе­ре­брал­ся в Рим и по­сту­пил на служ­бу к Трда­ту (бу­ду­ще­му ца­рю Трда­ту III Ве­ли­ко­му (287-330; другие да­ты: 274-330, 298-330)), ко­то­ро­му, бла­го­да­ря под­держ­ке римского императора Ди­ок­ле­тиа­на, уда­лось вер­нуть пре­стол в Ар­ме­нии, ут­ра­чен­ный его от­цом Хос­ро­вом в борь­бе с ос­но­ва­те­лем иранской ди­на­стии Са­са­ни­дов Ар­та­ши­ром.

            Вна­ча­ле Гри­го­рий сни­скал ува­же­ние ца­ря Трда­та за вер­ную служ­бу, позд­нее бо­лее чем на 10 лет он был за­то­чён в ров с ядо­ви­ты­ми на­се­ко­мы­ми за ис­по­веда­ние хри­сти­ан­ст­ва (по другим вер­си­ям, пре­тер­пел различные му­че­ния). Ос­во­бо­ж­дён по­сле чу­дес­но­го ис­це­ле­ния ца­ря Трда­та, при­няв­ше­го впо­след­ст­вии хри­сти­ан­ст­во, про­воз­гла­шён­ное официальной ре­ли­ги­ей армянского государства (тра­ди­ци­он­но — около 301). Около 301-302 годов (по другим дан­ным, около 314 года) Гри­го­рий, на­прав­лен­ный Трда­том в Кап­па­до­кию, при­ни­ма­ет епи­скоп­ское по­став­ле­ние в Ке­са­рии от Ле­он­тия Кап­па­до­кий­ско­го (что лег­ло в ос­но­ву тра­ди­ции епи­скоп­ско­го ру­ко­по­ло­же­ния ка­ж­до­го вновь из­би­рае­мо­го пред­стоя­те­ля Армянской церк­ви от ар­хи­епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го). По воз­вра­ще­нии в Ар­ме­нию Гри­го­рий вёл про­по­ведь хри­сти­ан­ст­ва в Та­рон­ской и Ара­рат­ской об­лас­тях; у го­ры Не­бат от Гри­го­рия при­ня­ли кре­ще­ние царь Трдат, чле­ны его се­мьи и пред­ста­ви­те­ли зна­ти. В Та­ро­не Григорий Просветитель ос­но­вал церковь Святого Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (позд­нее — центр Глак­ско­го монастыря). По пре­да­нию, ка­фед­рой епи­скоп­ско­го слу­же­ния Григорий Просветитель из­брал Аш­ти­шат, один из сво­их ро­до­вых цен­тров в Та­рон­ской об­лас­ти (ны­не посёлок Де­рик на тер­ри­то­рии Тур­ции).

            С про­по­ве­дью Григория Просветителя свя­за­но ос­но­ва­ние в армянских зем­лях пер­вых школ для под­готов­ки ду­хо­вен­ст­ва, спо­соб­но­го со­вер­шать бо­го­слу­же­ние на греческом и сирийском язы­ках. Про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность Григория Просветителя спо­соб­ст­во­ва­ла соз­да­нию в Ар­ме­нии пер­вых хра­мо­вых цен­тров, ста­но­вив­ших­ся так­же цен­тра­ми но­вой хри­сти­ан­ской куль­ту­ры (например, Эч­ми­ад­зин), а так­же куль­тур­ной и ре­лигиозной са­мо­иден­ти­фи­ка­ции Ар­ме­нии вви­ду по­сто­ян­ной уг­ро­зы са­са­нид­ско­го зо­роа­ст­рий­ско­го Ира­на.

            Григорий Просветитель около 325 года пе­ре­дал Аш­ти­шат­скую ка­фед­ру сы­ну Ари­ста­ке­су (бу­ду­щий ка­то­ли­кос Ари­ста­кес I (325–333)). По пре­да­нию, Григорий Просветитель умер в пу?стыни Ма­нэ вско­ре по­сле от­кры­тия Ни­кей­ско­го со­бо­ра (325). Ему при­пи­сы­ва­ют ав­тор­ст­во «Мно­гове­ща­тель­ных ре­чей», «Уче­ния Гри­го­ра» (вхо­дит в «Ис­то­рию Ар­ме­нии» Ага­фан­ге­ла), ка­но­нических пра­вил (вклю­че­ны в армянскую «Кни­гу ка­но­нов» и другие). По мне­нию боль­шин­ст­ва учё­ных, эти со­чи­не­ния бы­ли на­пи­са­ны на греческом язы­ке. На­ча­ло об­ще­го по­чи­та­ния Григория Просветителя в хри­сти­ан­ских об­лас­тях За­кав­ка­зья от­но­сит­ся к концу V-VI веков. О рав­ном по­чи­та­нии Григория Просветителя в Ар­ме­нии и Гру­зии сви­де­тель­ст­ву­ет пе­ре­пис­ка грузинских ка­то­ли­ко­сов начала VII века с армянскими ду­хов­ны­ми и свет­ски­ми вла­де­те­ля­ми. Ис­клю­чительная важ­ность для Армянской церк­ви при­об­ре­та­ет дея­тель­ность Григория Просветителя по­сле её окон­чательного рас­ко­ла с Грузинской цер­ко­вью на Ма­наз­керт­ском со­бо­ре (726), при этом под­чёр­ки­ва­ет­ся главная роль Григория Просветителя как ос­но­ва­те­ля ин­сти­ту­та Армянской церк­ви. В Ви­зан­тии об ис­то­рии хри­стиа­ни­за­ции Ар­ме­нии ста­ло из­вест­но не позд­нее V века, в VIII веке празд­но­ва­ние в честь Григория Просветителя бы­ло вклю­че­но в ви­зантийский цер­ков­ный ка­лен­дарь. Рас­про­стра­не­ние по­чи­та­ния Григория Просветителя в славянских зем­лях от­но­сит­ся к пе­рио­ду не позд­нее XII века, по­сле по­яв­ле­ния пер­вых пе­ре­во­дов «Жи­тия» Григория Просветителя на славянские язы­ки.

            Мо­щи Григория Просветителя пе­ре­да­ны в но­ябре 2000 года па­пой Рим­ским Ио­ан­ном Пав­лом II (1978-2005) ка­то­ли­ко­су Га­ре­ги­ну II (из­бран на ка­фед­ру в октябре 1999 года) и хра­нят­ся ны­не в ере­ван­ском со­бо­ре Святого Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля (от­крыт в 2001). Дес­ни­ца Григория Просветителя пре­бы­ва­ет в Эч­ми­ад­зи­не как сим­вол пре­ем­ст­ва ду­хов­ной вла­сти пер­во­ие­рар­ха Армянской апо­столь­ской церк­ви. День па­мя­ти в вос­точ­ной и за­пад­ной церк­вах — 30 сентября (13 октября).

            Иллюстрации:

            Гри­го­рий Про­све­ти­тель. Еван­ге­лие-ап­ра­кос (XII век). Со­бра­ние Ан­то­ние­во-Сий­ско­го мо­на­сты­ря. Архив БРЭ.

            Смотрите так же:  Как проходит венчания в церкви
  • Related Post

    Дорожный контроль белая церковь

    Начальник УВД г.Белая Церковь в рабочем кабинете избил адвоката Дорожного контроля (ВИДЕО) Данный конфликт имеет такую предысторию: 8 мая 2013 г. в 12-00 на КП ГАИ Белая Церковь был остановлен

    Влияние церкви в германии

    Государство и Церковь: врозь или вместе? Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое

    Как добраться из киева до белой церкви

    Белая Церковь и парк Александрия Белая Церковь — это город. Да, город. И даже белая церковь там есть. Но знаменита Белая Церковь не храмом и даже не заводом. Белая Церковь