Меню

Михеевская церковь лавра

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому.

Михеевская церковь Троице-Сергиевой лавры

JuNe
19 августа 2005

Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия.

Церковь в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию построен над захоронением Сергия преподобного Михея Радонежского, келейника преподобного (ск. 1385) в 1732-1734 гг. Храм строился попечением архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника императриц Екатерины I и Анны Иоанновны. Небольшой кирпичный одноглавый храмик типа часовни несет отпечаток архитектуры барокко. Своеобразен его низкий объем вытянутой восьмигранной формы, завершенный сложной «голландской» кровлей, устроенной после пожара 1746 г.Оштукатуренные фасады с пилястрами на углах и стены внутри украшает орнаментальная масляная живопись XIX в. Иконостас церкви XVIII в. происходит из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). В храме находятся мощи преподобного Михея.

Церковь преподобного Михея Радонежского в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Источники: Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры «Дом Живоначальной Троицы»

Кирилл Аминов. 08 апреля 2019 г.

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)

25 июня 1732 года (12 июня ст.ст.) архимандрит Лавры Варлаам (Высоцкий) в доношении Святейшему Синоду сообщил, что «святому Михею поются молебны и всегда читаются ему тропарь и кондак» и есть необходимость в построении храма в его честь, чему и было положено начало летом 1732 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны во время ее последнего визита в обитель. Два года спустя Михеевская церковь была освящена.

Самый маленький по размерам храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. В житии Преподобного Сергия повествуется о явлении ему Божией Матери, и свидетелем этого чудесного события стал преподобный Михей. Этим объясняется посвящение храма явлению Божией Матери. Он имеет также второе название – Михеевская церковь. Мощи преподобного Михея почивают в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века происходит из домовой церкви митрополита Московского Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века.

Церковь построена у северо-западного угла Трапезной. Она имеет в плане вытянутую восьмигранную форму. Ее фасады покрыты свободным живописным орнаментом и разделены на равные доли слегка выступающими пилястрами, четко выделенными окраской. Арочные окна обрамлены белой профилированной лентой. Кровля двухъярусная, фигурная, голландского типа — «колпаком». Она была устроена после пожара 1746 года взамен сгоревшего тесового покрытия. Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII века из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века.

Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании неотступно быть от этого места свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона Явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону Явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону Явления Божией Матери в Казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры

Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру – в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?

Карта-схема Троице-Сергиевой лавры:

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

Преподобный Сергий Радонежский

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Смотрите так же:  Церковь манглиси

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Великий реформатор и великий монастырь

Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!

Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.

В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.

Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!

В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.

Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Карта-схема Троице-Сергиевой лавры

Троицкий собор не самый большой в Лавре, но именно его считают главным. На этом месте стояла первая в истории обители деревянная церковь, а сейчас здесь хранятся мощи Сергия Радонежского.

Обелиск в память о ключевых событиях в истории Лавры установлен в 1792 году.

Часовня над колодцем Лавры.

Успенский собор — крупнейший из числа лаврских храмов и центр архитектурной композиции.

Центральная колокольня не только одна из самых высоких в стране(88 метров), долгие годы она славилась также и уникальным собранием колоколов. Увы, в 1930-х многие из них были уничтожены. Был разбит и самый большой в России царь-колокол весом 64 тонны. В 2003 году его заменили на новый, весом 72 тонны.

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Смоленский храм построен в необычном для Лавры архитектурном стиле елизаветинского барроко.

Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери.
С начала XIX века здесь располагается Московская духовная академия.

Памятник преподобному Сергию на площади перед Лаврой

Святые ворота и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Михеевская церковь, воздвигнута над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.

Трапезный храм — одна из характерных построек эпохи Петра I. В нем два этажа: снизу храм, а на втором — помещения лаврской библиотеки. Здесь же в советские годы проходили церковные Соборы.

Духовский храм — в дни осады Лавры поляками играл стратегическую роль: его звонница была самой высокой точкой монастыря, откуда защитники наблюдали за осаждавшими. Колокол храма поднимал при необходимости тревогу.

Небольшое двухэтажное здание у самой стены — патриаршие покои. Каждый год в праздник Троицы с их балкона Патриарх обращается с проповедью к верующим.

Никоновский храм примыкает с Троицкому и соединен с ним переходом. Он посвящен ученику и преемнику Сергия — преподобному Никону, сменившему его на посту игумена Лавры. В комплекс храма включена также Серапионова палата — реликварий, где хранятся главные святыни Лавры.

На одном листе:

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Храмы и соборы Лавры

Духовская церковь (1476)

Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.

В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877). В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).

Колокольня (1741 – 1768)

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д. В. Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.

Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения соборной площади.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

Смотрите так же:  Вопросы иерархии русской православной церкви

Михеевская церковь (1734)

Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей.

Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в.

В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в.

Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия.

Никоновский храм (1623)

Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Нынешний вид храм приобрел после перестройки 1623 г. Первоначальная роспись храма (1635) и первоначальный иконостас до нас не дошли. В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX в. в стиле русской резьбы XVII в. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца, монахини Иулиании (Соколовой; 1899–1981). Внутри церкви, в северо-западном ее углу, в раке, выполненной из дерева и украшенной тонкой резьбой, покоятся святые мощи преподобного Никона Радонежского.

В настоящее время богослужение в церкви совершается в день памяти преподобного Никона – 17/30 ноября.

Предтеченский храм (1692 – 1699)

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.

В настоящее время в храме ежедневно совершается Таинство исповеди для паломников с 6 до 11 час., а с 14 час. – по особому чину, служба изгнания злых духов.

Смоленский храм (1746 – 1753)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии)расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г.

Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.

Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы.

Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. В. Ухтомского.

Богослужения в церкви Смоленской иконы Божией Матери совершаются в ее престольный праздник (28 июля/10 августа) и в воскресные и праздничные дни (начало в 8 час. 20 мин.). В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее.

Трапезный храм (1686 – 1692)

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез.

По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.

Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.

В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 8 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). В это же время в нем для поклонения открыты мощи двух святителей: Митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) (†1926), и Митрополита Московского Иннокентия (†1879).

Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

В Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия (начало в 6 час. 30 мин., кроме будних дней Великого поста), молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами (с 5 час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.), а также другие богослужения. В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)

Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.

Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.

Надкладезная часовня открыта ежедневно с 9 до 21 час.

Успенский собор (1585)

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)

Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.

Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора.

Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря.

В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.

Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Покойный высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский, приготовляясь праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия (которое исполнилось 25 сентября 1892 года), изъявил желание, чтобы от Академии была написана на этот случай о преподобном Сергии и о Лавре особая книга. Написать желаемую книгу, само собою разумеется, имело быть поручено мне, как профессору в Академии Русской церковной истории. После А. В. Горского и С. К. Смирнова, из коих первый составил историческое описание Лавры1, а второй – Церковно-исторический месяцеслов ее2, я со своей стороны не располагал писать что-либо о Лавре, так что желание митрополита застало меня врасплох. Ссылаясь на то, что существует и описание Лавры, и жизнеописание преподобного Сергия3, я мог бы уклониться от неожиданной работы. Но покойный владыка при своем первом посещении Лавры и Академии произвел на всех академических такое хорошее впечатление, что мне самому не хотелось огорчать его отказом в исполнении его желания, а товарищам моим не хотелось, чтобы я это сделал. Задачей своей при написании книги, очевидно, я должен был поставить то, чтобы дать в ней восполнительный труд к предшествующим трудам о Лавре и о преподобном Сергии, – так я и старался писать ее. Слишком недостаточное время, которое при этом находилось в моем распоряжении (ибо и сам высокопреосвященный Леонтий назначен был в митрополиты Московские только 17 ноября 1891 года), лишило меня возможности, не- смотря на мое усердное старание, исследовать все частности с полною тщательностию. Настоящее, второе ее издание, для которого я располагал уже вольным временем, печатается после тщательного пересмотра и исправления первого издания.

Смотрите так же:  Церковь пресвятой девы утешительницы

Это второе издание было подготовлено мною к печати еще в сентябре 1896 года, но я не считал возможным приступить к печатанию книги, пока не были распроданы Академией экземпляры принадлежавшего ей 1-го издания4. Медленная продажа их и была причиною того, что настоящее 2-е издание появляется только теперь. Постигшее меня несчастие – потеря зрения – лишило меня возможности наблюдать самому за печатанием книги, каковой труд с готовностью принял на себя мой истинный добрый гений по изданию сочинений моих – Сергей Алексеевич Белокуров (мой ученик по Академии, студент ее 1882–1886 годов, в настоящее время старший делопроизводитель в Московском главном Архиве Министерства иностранных дел). С. А. Белокуровым разнесены также в книгу на свои места мои дополнительные заметки, сделанные после 1896 года в особых тетрадках, и, кроме того, прибавлены сведения по истории монастыря за новейшее время, заимствованные главным образом из «Исторического описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», изданного ею в 1902 году. Все дополнения С. А. Белокурова заключены в прямые [ ] скобки.

Отличием сего 2-го издания от 1-го, кроме значительных дополнений в тексте, служат и помещенные в нем снимки зданий, святынь и древних вещей – всего более 70. Почти все они (за небольшим исключением – около 10) предназначены были к помещению мною, но все работы по фотографированию и по изготовлению клише и фототипических таблиц производились под наблюдением того же С. А. Белокурова и стоили ему очень немалых хлопот. Ему же принадлежит и большая часть помещенных в конце книги объяснений к рисункам.

Сокровища Троице-Сергиевой Лавры

Паломники, которые в первый раз попадают в Троице-Сергиеву Лавру, удивляются ее размерам. Этот прославленный, известный во всем мире мужской монастырь занимает не очень большую площадь, а его храмы не поражают грандиозными размерами. Но зато святынь и памятных мест здесь столько, что в каждый приезд открываешь для себя что-то новое. Наш рассказ – о некоторых из них.

На удивительную атмосферу Лавры настраиваешься уже в тот момент, когда поднимаешься по брусчатой площади к вратам обители. В монастырь с давних времен не принято въезжать на транспорте. Даже цари оставляли кареты на подъезде к обители и пешком шли поклониться великому угоднику Божию – преподобному Сергию Радонежскому. А особо благочестивые из них старались соблюдать замечательную русскую традицию – ходили на богомолье пешком из Москвы в Лавру.

Сейчас входящего под своды врат Лавры паломника встречают фрески, на которых изображены основные моменты жития прославленного русского святого. Мимо вековых деревьев мы отправляемся в Троицкий собор. Кажется, что нет времени, разделяющего нас с миллионами людей, которые несли сюда, к мощам преподобного Сергия, свою радость и скорбь. Эту вахту молитвенной памяти не смогли уничтожить ни иноземные захватчики, ни воинствующие атеисты.

Первым делом паломники отправляются испросить благословение преподобного в Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Лавры. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря.

В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

Если вы приедете в Лавру на несколько дней, обязательно посетите Литургию, которую совершают в Троицком соборе. И духовенство, и хор поет знаменным распевом, от чего возникает удивительное чувство единства и гармонии.

Бывалые паломники знают, что после того как приложились к мощам преподобного Сергия, нужно остановиться у большой черной дверью рядом с гробницей или подойти к дежурному монаху или мужчине в черном халате. Можно просто спросить в притворе храма у монаха за ящиком: «Можно нам как-то пройти в Серапионову палату?». Если не будет на тот момент никаких особых запретов, пускают всех просящих. Запреты бывают обусловлены ремонтом или визитами важных гостей.

Через черную дверь вы попадаете в палату, вплотную примыкающую к собору. Каменное сооружение – Серапионовская часовня – появилось здесь в XVI в. Она была построена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы. Когда в первый раз попадаешь сюда, испытываешь удивительное чувство причастности Небу, которое трудно выразить словами.

Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще в ней хранится часть пояса Богородицы (причем довольно солидный фрагмент) и частицы мощей очень многих святых.

Если случилось так, что вы попали в Лавру 30 ноября – в день памяти преподобного Никона Радонежского, то вы сможете попасть на богослужение в Никоновский храм. Он расположен с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника по игуменству основателя монастыря.

В настоящее время храм украшают резной золоченый иконостас и сень над гробницей преподобного Никона, выполненные в середине XX в. в стиле русской резьбы XVII в. Установленная над гробницей икона «Преподобный Никон Радонежский с житием» – одно из лучших произведений замечательного иконописца монахини Иулиании (Соколовой)

В Михеевской церкви также не просто попасть на богослужение, оно совершается здесь 19 мая – в день памяти преподобного Михея Радонежского. Храм построен в 1734 г. над гробом ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, он располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея.

И, конечно же, паломники не пройдут мимо самого большого собора Лавры – Успенского. В нем чаще всего летом совершаются праздничные богослужения, поет великолепный лаврский хор. Здесь можно заказать требы приложиться к святыням.

Успенский собор построен в 1585 г. по повелению Ивана Грозного. Он украшен красивой фресковой живописью, есть здесь замечательные мозаичные иконы. В соборе находятся мощи святителя Иннокентия Московского. Этот поистине удивительный святой – миссионер и проповедник – был первым православным епископом Камчатки, Приамурья, Америки, сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского. Также здесь паломники могут поклониться мощам преподобного Максима Грека.

В Успенском соборе пребывает еще одна святыня – гроб преподобного Сергия Радонежского. Это своеобразный памятник народного благочестия – часть стенки в буквальном смысле отгрызена паломниками. Так хотелось богомольцам унести из Лавры хоть частичку святыни.

Лавра – удивительное место, где по-настоящему отдыхаешь душой. Порой возникает чувство, что ты не паломник в монашеской обители, а дорогой гость у любящего, хотя и немного строгого, родственника. И взрослые, и дети смогут здесь не только помолиться, но и отдохнуть.

Перед южной крепостной стеной Троице-Сергиевой Лавры широко раскинулся окруженный краснокирпичной оградой с башенками Пафнутьев сад. В советское время сад исполнял роль городского парка культуры и отдыха, затем был заброшен. В настоящее время сад возрождается усилиями Лавры и благотворителей как монастырский парк.

Можно уверенно предполагать, что обе части Пафнутьева сада первым вскопал и засеял сам преподобный Сергий. Ведь располагались они у подножия южного, прогреваемого солнцем, склона холма Маковца, неподалеку от того места, где, несколько выше по склону, стояла келья Преподобного. И в преклонных годах Преподобный как простой трудник возделывал монастырскую землю «огородного ради зелиа».

К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства – Пафнутьев сад. По одной из версий, сад назван митрополитом Московским Платоном (Левшиным) по имени трудолюбивого садовника монаха Пафнутия.

Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали землянику, виноград, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы, лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, рядом с оранжереей.

Одна из Лаврских гостиниц, в которой могут остановиться паломники, – Старая лаврская – также является памятником архитектуры и свидетелем трудолюбия современной братии монастыря. Она была построена по распоряжению Московского митрополита и священноархимандрита Лавры Филарета (Дроздова) в 1822-1825 гг. Гостиница представляет собой комплекс зданий, расположенных в северной части Красногорской площади перед Лаврой. Здания образуют замкнутый обширный внутренний двор.

Национализированный после революции 1917 г. комплекс зданий Старой лаврской гостиницы к началу XXI столетия постепенно обратился в необитаемые руины. Реставрационно-восстановительные работы здесь начались в 2005 г. Благодаря поддержке спонсоров было принято решение о восстановлении Старой гостиницы в изначальном виде.

Всего за три года красивейший гостиничный комплекс возродился из руин. 15 декабря 2008 г. был утвержден Акт сдачи комплекса Старой лаврской гостиницы в эксплуатацию. Так, благодаря усилиям Троице-Сергиевой Лавры и поддержке спонсоров, удалось в относительно короткий промежуток времени отреставрировать и частично воссоздать превосходный памятник русского ампира первой четверти XIX в.

Еще в Сергиевом Посаде с детьми можно заглянуть в музей игрушек, где можно увидеть экспозиции русской народной игрушки, игрушек народов Востока, западно-европейской игрушки. Музей расположен по адресу: Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 123.

Это лишь часть удивительных сокровищ Троице-Сергиевой Лавры. Остается лишь пожелать читателям обязательно посетить этот монастырь и сделать собственные открытия.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

До Сергиева Посада, где находится Лавра, можно добраться на общественном транспорте из Москвы:

на автобусе № 388 – экспресс от станции метро ВДНХ (автобусы стоят на 2-м поперечном переулке) интервал движения 15-20 минут. Первый маршрут в 6:50, среднее время в пути 1 час 15 мин.

на электричке – от Ярославского вокзала на электропоездах, следующих до Сергиева Посада, Александрова или Балакирева. Среднее время в пути 1 час 15 мин.