Меню

Маленькая часовня название

Храм Петра и Павла г.Химки

Православный календарь

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1.

Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е?же от непло?дове преславное рождество твое».

Для чего строят часовни?!

Для чего нужны часовни? Как правило, ответ на этот вопрос вызывает затруднение у двух типов людей: атеистов и, как не странно… у сильно верующих! И если для первых это очередное проявление ненавистной религии, где «Патриарх, его часы, и вообще, попы давно зажрались, а тут ещё понастроить хотят», то для людей с богословским складом ума – это всё-таки НЕ совсем храм, в котором могли бы во всей полноте совершаться богослужения. Тогда для кого же всё-таки строят часовни? Ответ – для простых людей.

Часовни в христианском мире явление очень древнее, которому не менее 1500 лет. Часовни сооружались на местах, где похоронены подвижники веры, а также на местах явления чудотворных икон и источников, и в других местах, где это было уместно. В переводе с греческого языка, часовня – это дом молитвы. Так как молиться принято в определённое время суток, то есть в определённые часы, отсюда и вытекает её название. И если сейчас для нас привычный вид часовни – это некая маленькая церковь, то в старину часовней мог являться простой столб с иконой, установленный вдоль дороги. Таким образом, со временем часовни перестали быть местом, где совершались молитвы по часам, а стали просто доступным местом, где любой проходящий мимо человек, мог помолиться.

Современные часовни, находящиеся на территории больших храмов, монастырей зачастую используются как место для венчаний, крещений, молебнов и других таинств и священнодействий. Но гораздо более востребованными оказываются часовни, находящиеся в людных местах, например на вокзалах, аэропортах или при больницах. Да, собраться и сходить на службу в храм – дело очень хорошее и душеполезное, но часто возникает желание обратиться к Богу, не совсем по расписанию. Особенно для людей не столь регулярно посещающих богослужения. Случилась какая-то неприятность на работе и хочется попросить помощи у Господа, кто-то из близких заболел и требуется подать записку о здравии, или вдруг вспомнил, что кого-то из родных в этот день не стало и нужно помянуть родственника, либо просто захотелось постоять помолчать перед иконой.… Перечислять можно очень долго, но факт в том, что таких случаев в нашей жизни достаточно, и хорошо, если рядом оказывается храм. А если нет? То порой мы рады и церковной лавке в подземном переходе – там хоть подскажут что делать!

С 2004 года у железнодорожной станции Химки существовала церковная лавка, организованная Петропавловским Храмом. В большом потоке людей, спешащих на станцию или домой, многие вспоминали, что хотели купить свечи, какую-то необходимую утварь, подать записку или заказать панихиду, о чем-то проконсультироваться. В целом забот у работников лавки в течение дня хватало. Но в этом году площадь перед станцией была закрыта на реконструкцию и все торговые точки, находящиеся на ней, также были закрыты. В Петропавловский храм поступало и поступает большое количество писем с просьбой о её восстановлении.

В июле месяце наш город посетил управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Его визит был приурочен к празднованию 345 летию храма Петра и Павла города Химки. В ходе совещания о подготовке мероприятия по встрече владыки духовенством Петропавловского храма вновь был поднят вопрос о церковной лавки у станции Химки. Руководителем администрации городского округа Химки Слепцовым Владимиром Витальевичем было выдвинуто предложение поставить на месте лавки часовню. Ведь железнодорожная станция – это своеобразные ворота города, и присутствие на этом месте символа христианской веры просто необходимо. Это предложение было одобрено химкинским духовенством, а востребованность данного объекта подтверждало более полутра тысяч собранных подписей горожан.

2019 год является юбилейным празднованием 1000 летия блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Строительство часовни у станции Химки планируется приурочить к этому событию и посвятить её в честь князя Владимира крестителя земли Русской.

Храм-часовня Благовещения пресвятой Богородицы в Бабушкине

Опубликовано: Июль 31, 2019 в 8:32 дп

Храм-часовня Благовещения пресвятой Богородицы в Бабушкине

Обитель имеет и другое название — храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве – по названию старой деревянной церкви, которая когда-то стояла в деревне Раево (да-да, этот район, как и многие другие некогда был деревней). Сейчас данное название фигурирует лишь в названии Раевского кладбища и нескольких храмов, включая Благовещенский.

Первые упоминания о той старой церкви датированы ещё 1585 годом. Конечно, она не раз перестраивалась, а с приходом к власти большевиков (1917 г.) и вовсе исчезла с лица земли. И всё же в 1997 году храм был восстановлен на том же месте и в том же облике.

Храм-часовня Благовещения пресвятой Богородицы в Бабушкине построен архитектором А. Барабановым в традициях русского деревянного зодчества XV в. Он небольшой. В основе его — шатровый восьмерик с прирубами. Шатёр храма невысокий и заканчивается маковицей (главой) на массивном барабане; внизу окаймлён полицей. Аналогично устроен и шатёр трёхъярусной колокольни, только полица в нём значительно шире. Барабаны и главы, а также некоторые другие архитектурные элементы покрыты лемехом. Прирубы храма сочетают в себе и двускатные, и бочковидные завершения, характерные для русского хоромного зодчества. Стены обители прорезаны небольшими квадратными окнами. В целом же строение выглядит довольно просто.

Смотрите так же:  Где строят часовни

Колокольня Благовещенского храма в Бабушкине

Храм-часовня Благовещения пресвятой Богородицы в Бабушкине располагается в спальном районе, поэтому туристы здесь редкость. Впрочем, как элемент экскурсионной программы обитель не представляет особого интереса, а вот прихожане отзываются о Благовещенском храме очень тепло. По их словам – и дышится там легко, и на душе становится светло.

При храме работает воскресная школа, открытая как для детей, так и для взрослых, действуют разные кружки и хор.

Благовещенский храм приписан к обители преподобного Серафима Саровского в Раеве, которая, надо сказать, возводилась долгие годы и была освящена лишь в 2019 году. То есть на момент приписания основной храм и сам не был достроен.

Храмы Усекновения главы Иоанна Предтечи и Троицы Живоначальной, часовня иконы Божией Матери Милостивая в Братееве

Опубликовано: Июль 10, 2019 в 8:43 дп

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево

Братеево – совсем молодой микрорайон столицы, он образовался в 1982 г. Но в былые времена здесь располагалось село. По легенде, во времена Екатерины второй, когда разбушевавшаяся чума выкосила практически всех жителей в окрестностях, в живых остались лишь два брата. Так и возникло название села — Братеево.

Первая деревянная церковь в нём появилась в начале XVII ст. – она упоминается в письменах, датированных 1623 годом. Позже её перестроили – сделали каменное основание и перенесли на него храм Усекновения главы Иоанна Предтечи из села Рождественно.

В 1890-м начали строить новый, каменный храм с тремя приделами – в честь Иоанна Предтечи, во имя Архангела Михаила и во имя Власия Севастийского. Обитель возвели за селом, на холме в византийском стиле. Великий князь Сергей Александрович с женой пожертвовали ей золоченый иконостас из храма генерал-губернаторского дома. В октябре 1892 года церковь была освящена.

Звонница на фоне храма Троицы Живоначальной в Братееве

С 20-х гг. XX века село начинает «умирать», постепенно растворяясь в Москве. Старый деревянный храм разрушен, каменный – закрыт (в 1930-м), и превратился в клуб. В 40-х годах храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве окончательно исчез с лица земли.

К счастью, обитель решили вернуть к жизни, то есть возвести новую церковь — с домом причта, воскресной школой и другими строениями. В январе был зарегистрирован приход, но до строительства дело дошло не сразу. Поэтому в 2000 году для верующих был построен временный деревянный храм Троицы Живоначальной (позже его обложили кирпичом). В 2011-м возвели часовню иконы Божией Матери «Милостивая». А храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи открыл свои двери прихожанам только в 2012 году.

Храмы Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве

Это первая обитель, построенная по программе «200 храмов». Она являет собою шатровое здание в стиле русского зодчества вместительностью 600 человек. В плане здание крестообразное; его основа – это восьмерик на четверике. Венчает храм небольшая главка на глухом барабане. Стены исперещены полуциркульными окнами, однако на восьмерике они прямоугольные и узкие. Здание украшено рядами полукруглых кокошников, декоративным карнизом и ширинками; на стене алтарной апсиды красуется изображение иконы.

Над проектом храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братеево работали архитекторы А. Анисимов и Т. Ефимова.

Сегодня при храме работают театральная студия и воскресная школа.

Последнее место, в котором Софи Невё обнаруживает сведения о своей семье, было найдено благодаря стихотворной строчке ее деда Жака Соньера: «Грааль под древним Рослином вас ждет». Вместе с Робертом Лэнгдоном Софи отправляется в Шотландию, где совершает удивительное открытие. Вопреки популярному мнению часовня Рослин построена отнюдь не тамплиерами. Бедные рыцари Храма Соломонова не имеют вообще никакого отношения к этому знаменитому сооружению. Часовня Рослин была воздвигнута в XV веке на средства сэра Уильяма Сен-Клера, графа Росли на и Оркни. Орден рыцарей храмовников был уничтожен за столетие до того, как в Шотландии заложили первый камень будущего собора кодов. Единственное, что как-то связывает между собой часовню Рослин и тамплиеров, состоит в том, что штаб-квартира тамплиеров в Шотландии располагалась на расстоянии всего нескольких миль от замка Рослин, а также в том, что клан Сен-Клер свидетельствовал против них, когда в 1309 году группа рыцарей тамплиеров предстала перед судом в эдинбургском замке Холируд.

Часовня Рослин находится в нескольких милях южнее шотландской столицы. Сам Рослин попал в газетные заголовки совсем недавно, когда в институте Рослина была клонирована легендарная овечка Долли. Часовня является всемирно известным историческим памятником архитектуры, вдохновлявшим таким знаменитых поэтов, как Роберт Бернс, сэр Вальтер Скотт и Уильям Вордсворт. Кроме того, это действующая церковь с многочисленной паствой, где еженедельно проводятся службы.

Церковь в ее нынешнем виде весьма мало напоминает величественный собор, который планировалось построить. Более правильное ее название — «Коллегиальная община духовных лиц Святого Матфея». Считается, что клан Сен-Клер, основавший часовню Рослин, предвидел, что со временем она превратится во внушительных размеров духовный центр. В замке Рослин когда-то располагался средневековый скрипторий, где переводились и переписывались от руки книги из стран континентальной Европы. Резные украшения внутри часовни отчасти имитируют изысканные миниатюры средневековых часословов и бестиариев. Сказочные существа вроде драконов, единорогов, леших, львов и обезьян соседствуют здесь со святыми, рыцарями, королевами, средневековыми музыкантами и библейскими персонажами.

Название часовни отнюдь не восходит к словосочетанию Rose Line (Линия Розы), как утверждается в романе «Код да Винчи». На самом деле оно составлено из двух кельтских слов — ross (гора, холм) и lynn (вода). То есть в буквальном смысле Рослин — значит «холм у реки». Название идеально соответствует местности, Здесь река Эск огибает высокую гору, на которой высится замок Рослин.

За последние несколько лет появился ряд книг по так называемой альтернативной истории, в которых о часовне Рослин излагаются гипотезы одна другой интереснее. Высказывалось предположение, что Ковчег Завета Господня, Святой Грааль и тайные утраченные евангелия Христа, сокровища тамплиеров, а также набальзамированная голова Иисуса Христа спрятаны где-то в церкви. Некоторые авторы утверждают, что часовня буквально нашпигована шифрами и символами тайных учений тамплиеров, а также символами братства вольных каменщиков. Местные жители часто шутят, что не удивятся, если в один прекрасный день кто-нибудь заявит, будто лох-несское чудовище и НЛО Розуэлла также спрятаны где-то под часовней. Существует местная легенда о том, что Рослин таит в себе огромное сокровище, однако имеется в виду не часовня, а замок. Этот клад якобы оценивается в несколько миллионов долларов, и его охраняют темный рыцарь и белая дама-призрак.

Смотрите так же:  Виртуальные часовни николая чудотворца

Действительно, тайное помещение под Рослином все-таки существует. Это склеп семейства Сен-Клеров. Здесь покоится прах многих поколений шотландских рыцарей, погребенных в доспехах и с оружием. Вход в гробницу часто упоминается в старинных летописях и находится под каменными кубическими глыбами в полу северного бокового нефа.

Проводить раскопки родовой гробницы Сен-Клеров запрещено, поскольку Рослин является действующей церковью и представляет собой довольно ветхое сооружение, о котором долгое время никто должным образом не заботился. К тому же нет никаких точных свидетельств того, что под ней спрятано некое «тайное сокровище». Любые же раскопки внутри здания неизбежно приведут к его обрушению.

Действительно ли существует магическая линия между Рослином и Гластонбери, как это утверждает автор «Кода да Винчи»? Эти две точки на карте можно соединить при помощи линейки. Единственное более или менее значимое, что оказывается на этой линии, — это автострады М5 и М6. На полу храма вы не увидите никакой Соломоновой Звезды — это деталь целиком и полностью на совести Дэна Брауна. Любая божественная геометрия в архитектурной структуре часовни Рослин восходит не к Соломонову Храму и не к «тамплиерской кладке», а скорее повторяет восточные хоры собора Глазго, архитектура которого во многом схожа с архитектурой часовни. Вы не найдете здесь никаких колонн Боаз и Яхин, хотя внутри имеются три колонны, включая и знаменитую Колонну Подмастерья. Легенда рассказывает, что она была высечена из камня неким юным подмастерьем, который создал ее по образцу великолепной колонны, увиденной им во сне. Его наставник, мастер-каменщик, который учился своему мастерству в Риме, преисполнился зависти. Он был настолько разгневан, что ударил своего ученика с такой силой, что лишил его жизни.

На любом участке поверхности часовни Рослин имеется огромное количество резных изображений, однако крипто-логи занимаются их изучением лишь несколько последних лет. Дело в том, что далеко не каждый «код» может на самом деле оказаться кодом. Расшифровка кодов вовсе не означает, что будет найден вход в фамильный склеп Сен-Клеров, поскольку его местонахождение хорошо известно. Существует предположение, что резьба на каменных кубах-глыбах неким образом соответствует нотам средневековой песни, поскольку каждую арку венчает каменный ангел, играющий на музыкальном инструменте XV века.

Имя Сен-Клер, упоминаемое в «Тайных досье» Приората Сиона, связано с Сен-Клерами и Рослином только благодаря появлению книги «Святая кровь, Священный Грааль». Мари де Сен-Клер — имя вымышленное, фиктивное, оно ни разу не упоминается в исторических документах. То есть такой женщины на самом деле никогда не существовало.

Часовня Рослин — воистину волшебное место. Это настоящая сокровищница средневековых изображений, дающая нам возможность понять мышление ученых, аристократов и художников Средних веков. Сен-Клеры из Рослина — шотландские дворяне, соратники Уильяма Уоллеса и короля Роберта Брюса. Это была богатая и влиятельная семья, приближенная к шотландскому королевскому двору. Они также были посланниками Шотландии во Франции.

Часовня Рослин была построена в период наивысшего могущества Сен-Клеров. Этот прекрасный храм полон многих чудес и вещей, значение которых нам еще предстоит разгадать.

См. также: «Тайные досье», Тамплиеры, Приорат Сиона.

Храм раздора: часовню возле ЮУрГУ в Челябинска скорее всего построят

11 октября в Челябинске прошли, пожалуй, самые жаркие общественные слушания в истории города. В зал Дома архитектора, рассчитанный на две сотни мест, пришли 400 человек.

Формально на слушаниях должны были обсудить границы будущей часовни, но фактически они превратились в противостояние сторонников и противников храма.

Газета «Комсомольская правда» — Челябинск» собрала все что известно о строительстве часовни напротив ЮУрГУ .

Православная часовня у ЮУрГУ: за и против

СКВЕР ДОВЕЛИ

Впервые планы о строительстве озвучили 15 лет назад. Авторы проекта даже получили одобрение патриарха Алексия II. После этого о часовне забыли, а на лакомый кусок земли в центре пытались покуситься коммерсанты: предлагали сделать паркинг и ТРК.

По документам сквер на Тернопольской — рекреационная (прогулочная) зона. Но пару лет назад участок перевели под землю для строительства религиозных объектов.

В 2019 году прошли слушания по проекту часовни, на которых большинство пришедших высказались за стройку.

Сегодня сквер напротив главного корпуса вуза представляет унылое зрелище. Ниши фонтанов закидали мусором и бутылками, между тротуарных плит колосится сорная трава. От лавочек практически ничегт не осталось.

— Есть мнение, что за сквером последние годы специально не ухаживали, чтобы под предлогом благоустройства построить часовню, — рассказал участник слушаний, активист «Гражданского патруля» Георгий Акмен. Кстати, в самом оббщественном объеденении единого взгляда на проблему новой стройки нет.

Аргументы противников и сторонников часовни.

ЗА

Подавляющее большинство населения России по всем опросам (загляните в Википедию) называет себя православными, поэтому в часовне нет ничего плохого.

Храм отвадит студентов от курения и другие вредных привычек и поможет прийти к Богу.

В Европе церкви стоят на центральных площадях города и никому не мешают.

Все всемирно известные вузы имею своих храмы.

Вокруг церквей всегда отличное благоустройство.

В городе трудно найти участок для застройки, а здесь место открытое, и стройку одобрили.

ПРОТИВ

Часовня не вписывается в архитектурный ансамбль — вокруг позднесоветская застройка.

Храм вызывает негативные эмоции у светской части населения: А почему это мы, атеисты, должны его тут видеть?

В самом вузе уже есть часовня, куда могут зайти помолиться студенты.

Колокольный звон вперемешку с уличной рекламой из динамиков будет раздражать людей.

По будням проезды вокруг сквера превращаются в гигантскую парковку. А часовня станет очередной преградой на пути.

На каждый из доводов можно привести контраргумент. Например, площадь часовни всего 86 «квадратов» и вряд ли она помешает проходу. Или участков под застройку в Челябинске не мало, даже в центре города есть пустыри. Это бесконечный спорт…

Смотрите так же:  Католические часовни

— Когда стало понятно, что слушания зашли в тупик, я предложил вынести вопрос на голосование. Элементарно поднять руки за и против, — рассказал Георгий Акмен. — Но Павлюченко сказал, что такая процедура не предусмотрена. Теперь в протокол слушаний запишут, что мнения разделились и решение о строительстве примут за закрытыми дверями. На мой взгляд, было бы корректнее все-таки указать соотношение мнений.

— Мнения по вопросу разделились, он переносится на заседание комиссии по градостроительству. Дальнейшую дискуссию считаю неконструктивной. Голосование на публичных слушаниях не предусмотрено, — заявил депутат и ведущий слушаний Александр Павлюченко.

Смотрите видеотрансляцию из студии Радио «Комсомольская правда» на нашем официальном канале в YouTube, слушайте радио на частоте 95,3FM в Челябинске, на нашем сайте www.kp.ru или в мобильных приложениях Радио КП для iOs и Android.

Вы можете задавать свои вопросы в прямом эфире по телефону (351) 7000-95-3 или писать сообщения на WhatsApp и Viber (номер +7-908-0-953-953).

Часовни Нижнего Новгорода, чудом пережившие богоборческую власть

На одной из центральных улиц Нижнего Новгорода – Варварской – есть неприметная одноименная часовенка шатрового типа, построенная из красного кирпича. Однако название улицы связано не с часовней Великомученицы Варвары, а с располагавшейся неподалеку Варварской церковью.

Этот однокупольный храм стоял на месте опустевшего ныне концертного зала «Юпитер». Примечательно, что именно в этой церкви крестили Алёшу Пешкова – будущего писателя Максима Горького.

В 1958 году здание закрытой к тому времени Варварской церкви было снесено. Официально снос произошел не из-за новой богоборческой волны руководства страны, а по причине аварийного состояния храма. Кстати, после Октябрьской революции Варварская улица была переименована в честь революционерки и террористки Веры Фигнер. Историческое название возвращено ей лишь в 1990 году.

Варварской церкви нет уже более полувека. Но советское государство удалось пережить маленькой одноименной часовне, тесно прижавшейся к дому причта (Варварская, 36), завешанному ныне неприглядным баннерным полотном с изображением фасада.

Справка. Церковно-причтовые дома предназначаются для служебно-бытовых целей. В них могут быть расположены администрация, трапезные, подсобные помещения. Кроме того, в состав церковно-причтовых домов могут входить крещальни, помещения образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественные мастерские. Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и пристроенными в другим зданиям храмового комплекса.

Строительство часовни началось 9 августа 1898 года. Уже начиная с 1899 года в ней стало проходить богослужение. Часовня была возведена в память коронации последнего российского императора – Николая II Александровича и его супруги Александры Фёдоровны. Хотя есть и другая версия возведения часовни, связанная с чудесным спасением семьи царя Александра III во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года.

Часовня являлась подворьем Ягодинского Введенского женского монастыря (в селе Ягодном Княгининского уезда) в губернском центре – Нижнем Новгороде. Автором проекта является нижегородский архитектор Павел Домбровский, построивший за свою карьеру более сотни церквей и около двадцати мечетей.

Над входом в часовню имеется любопытная надпись: «Часовня святой великомученицы Варвары в память нижегородцев, невинно убиенных в годы лихолетья». Надпись эта появилась здесь уже в 90-е годы прошлого века, когда часовенка была вновь передана Русской православной церкви и отреставрирована. Очевидно, что эти слова можно прежде всего отнести к нашим землякам, погибшим в годы Гражданской войны, а также в результате «красного террора» и последующих репрессий. В 1994 году часовня была освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

Аналогичная красная часовня сохранилась и на другой старинной улице Нижнего Новгорода – Ильинской. Исходя из их схожести можно предположить, что автором обоих проектов является один и тот же архитектор. Часовня Казанской иконы Божией Матери на Ильинке была построена вначале 1910-х годов и первоначально использовалась как подворье Спасского свято-Троицкого монастыря (Васильсурский уезд) в Нижнем Новгороде.

Известно, что деньги на строительство часовни выделил нижегородский купец Александр Худяков, роскошная усадьба которого сохранилась на Малой Покровке.

Обе часовни построены в псевдорусском стиле и похожи друг на друга как сестры. В советские годы служба в них, естественно, не велась, однако им посчастливилось уцелеть. Хотя в этой ситуации повезло скорее нижегородцам, которые до сих пор имеют возможность любоваться этими небольшими «шатрами».

Справка. Псевдорусский (русский) стиль – это архитектурное течение в России в середине XIX – начале XX вв.. Он возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления. Стиль был создан для того, чтобы возродить народное русское творчество, использовать его не только в ремесленной деятельности, но и в более масштабных проектах. Надо понимать, что псевдорусский стиль – это условное название, объединяющее в себе несколько течений. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его часто сочетали с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

После Октябрьской революции оба монастырских подворья были национализированы большевиками. Часовни перестроили под жилые помещения, а их облик – искажен. Нужно отметить, что многие похожие часовни в центре Нижнего Новгорода не смогли пережить богоборческую власть.

Долгое время считалось, что две эти часовни отмечали старые границы города, то есть были своего рода «памятными знаками», однако последние исследования А.И. Давыдова «Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде» доказывают, что это заблуждение. Не исключено, что именно благодаря этой ошибке культовым строениям и удалось сохраниться, поскольку они были поставлены на госохрану.

Знаки-часовни действительно имелись на Варварке и Ильинке вплоть до начала ХIХ века. Причем на последней часовня дополнялась сторожевой будкой и питейным домом. Все это отражено в генплане Нижнего Новгорода 1804 года. Однако на генплане города середины XIX века «пограничных» часовен уже не было. О причинах их исчезновения можно только догадываться.

В центральной части города остается большое количество историко-культурных памятников. Далеко не все они приведены в порядок, поэтому мы не должны забывать, что наша (горожан и городских властей) задача состоит в сохранении этого наследия для будущих поколений. Что касается двух часовен, о которых шла речь выше, то они, без сомнения, останутся «изюминками» двух древнейших нижегородских улиц, как бы не изменился их облик в дальнейшем.

Сергей Котовский