Меню

Наскальная живопись в пещере альтамира испания

Наскальные рисунки в пещере Альтамира — «Сикстинская капелла» палеолита

Местонахождение: северная Испания, Кантабрийские горы, 30 км на запад от Сантандера, окрестности города Сантильяна-дель-Мар.

Вход: на данный момент запрещен, в Мадриде можно посмотреть точную копию.

Наскальная живопись каменного века

Представьте себе, что семь-десять-пятнадцать тысяч лет назад древние люди могли не только одеваться в шкуры и таскать убиенных мамонтов к костру, но и прекрасно рисовать. Не верите? А зря. Они к тому же еще и на флейтах играли, и календарем пользовались, и статуи создавали! Хотя большинству наших современников действительно трудно представить такую степень развития воображения и искусства у пещерных людей каменного века.

Именно поэтому великолепные цветные рисунки испанской пещеры Альтамира долгое время в научном мире считались фальсификацией, созданной гораздо позже. Официально их признали лишь десятилетия спустя после открытия и находок подобных изображений в других пещерах мира.

Бизоны, лошади, кабаны

В 1879 году обнаружил рисунки в этой уже десять лет как открытой известняковой пещере испанский археолог Марселино де Саутуола. Вернее, по легенде, это сделала его девятилетняя дочь, заметившая «красивых быков» на сводах главного зала пещеры — сам папа далеко не первый раз находился тут с исследованиями, занимался поисками костей и орудий труда и на потолок особого внимания не обращал. А тут, разумеется, обратил и — ахнул.

Десятки лошадей, бизонов, козлов и оленей в натуральную величину отдыхали, паслись, нападали, убегали на стенах и потолке пещеры. Выполненные в разное время, как выяснилось позже, охрой, углем, гематитом они передавали мельчайшие оттенки цвета, особенности движения, нюансы поведения животных. Даже рельеф стен был виртуозно использован в рисунках для создания своеобразного 3D-эффекта. Сам Пикассо, увидев этих животных несколько лет спустя, заявил, что не смог бы нарисовать лучше!

Немудрено, что после опубликования сведений о находке большинство авторитетов научного мира обвинило археолога в подделке рисунков — столь великолепно те были исполнены и так отлично сохранились. Кроме того, признать, что человек каменного века (а именно Саутуола первый предположил, что рисунки относятся ко времени позднего палеолита) мог обладать таким мастерством и творческим мышлением, для ученых того времени было немыслимо. Да и вообще непонятных сенсаций хватало: вот только недавно Дарвин выдвинул свою теорию эволюции, а тут еще новости… В общем, археолог так и не узнал, что был прав — Саутуола не дожил до того момента, когда после открытия других образцов искусства палеолита в иных пещерах, и его находку признали подлинной.

После того, как изображения из испанской пещеры назвали шедевром и растиражировали по всему миру, сюда повалил нескончаемый поток туристов. Число посетителей доходило до полутора тысяч в день! Сперва их поток никак не ограничивали, но затем обнаружили, что такая массовость быстро меняет микроклимат пещеры — на бесценных рисунках появилась плесень, их пришлось спешно спасать. Пещеру закрыли в 1977 году, нарисованных бизонов отреставрировали. После чего создали жесткую очередь и ограничили количество туристов до 20 человек в день. Не помогло — пещеру закрыли вновь.

Сегодня вы все еще не сможете попасть внутрь, однако можно увидеть тщательно воссозданный художниками и учеными облик пещеры в нескольких музейных экспозициях: в Мадриде, Германии, Японии.

Испания — не единственная

Пещера Альтамира ныне — объект всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1985 года) в качестве «шедевра человеческого созидательного гения». Как мы уже упоминали, рисунки в Испании — не единственные столь древние в мире. На сегодняшний день обнаружена подобная пещерная живопись в Австралии, Франции, Аргентине, Болгарии, Индии, Ливии, Бразилии, Сомали, Скандинавии… Разнообразные животные и деревья, танцующие или охотящиеся люди, ритуальные сцены — с помощью этих рисунков мы поистине можем погрузиться во тьму веков. Самые древние изображения были созданы более 30 тысяч лет назад, а самый большой рисунок быка имеет в длину пять метров!

И именно открытие рисунков Альтамиры повлекло за собой целенаправленное и вдумчивое исследование других пещер, и, как результат, открытие новых памятников палеолитической живописи, глядя на которые мы и сегодня можем узнать, «как это было». Зрелище незабываемое!

В испанской провинции Кантабрия находится одна из самых известных в мире пещер — Альтамира (La cueva de Altamira). Знаменита она разноцветными наскальными рисунками, выполненными в эпоху верхнего палеолита (примерно в 15-10 тысячелетии до нашей эры), а еще драматической историей, связанной с ее открытием.

Владельцем участка земли, на котором находится пещера, был испанский гранд граф Марселино Санз де Саутуола. Пещеру знали все в округе: пастухи прятались в ней от дождя, охотники располагались на отдых. Но однажды, зайдя в пещеру во время прогулки, дочь графа обратила внимание отца на трудно различимые разноцветные пятна, которые, казалось, складывались в очертания зверей. Девочка разглядела быков, лошадей, бизонов, оленей. Казалось бы, это удивительная находка, но тот день стал для семьи началом злоключений.

Граф был археологом-любителем, он предположил, что рисунки относятся к каменному веку, и вместе со своим другом выступил с публикацией в прессе. Но все крупные специалисты того времени в один голос заявили, что это фальсификация, привели множество аргументов и обвинили Саутуолу в том, что он умышленно попытался ввести уважаемых ученых в заблуждение. Гордый аристократ с трудом перенес обвинения и оскорбления, а спустя 15 лет после его смерти все оппоненты вынуждены были признать свою неправоту и согласиться с тем, что рисунки действительно относятся к эпохе палеолита.

Рисунки пещеры Альтамира

Удивительная живопись пещеры Альтамира поражает воображение. Плафон — низкий потолок одного из залов пещеры — занимает площадь около 100 кв. м. Вся она покрыта изображениями более двадцати животных, причем роспись искусно вписана в рельеф поверхности: животные изображены на выпуклостях, благодаря чему создается ощущение объема. До сих пор идут споры, является ли эта великолепная картина реализацией определенного замысла или здесь просто «накопились» рисунки, сделанные в разное время. Не пришли ученые к единому мнению и о количестве авторов росписи.

Рисунок на потолке органично дополняют изображения животных на стенах. Поражает твердость руки, создавшей этот шедевр: все линии проведены без поправок, единым росчерком, очень динамичны и прекрасно передают движение животных. Природные красители — охра, марганец, каолин, гематит — позволили создать выразительную цветовую гамму. Удивительно, но 17 000 лет назад первобытные художники использовали те приемы, которые позже, в 19 веке «открыли» художники-импрессионисты.

Новейшие исследования показали, что между созданием первого и последнего рисунка прошло от 200 до 500 лет.

С 1985 г. пещера Альтамира включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр человеческого созидательного гения. Каждый, кто интересуется древней историей, счел бы за большую удачу побывать в этой пещере, но сейчас доступ в нее ограничен. Чтобы уберечь драгоценное свидетельство о древних людей, в пещеру пускают лишь несколько человек в сутки, для этого надо получить специальное разрешение. Очередь посетителей расписана на три года вперед.

Копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

Фанаты археологии могут прогуляться рядом с Альтамирой, а также заглянуть в «припещерный» музей, в котором выставляются копии рисунков. Входной билет — 3 EUR. Стоит отправиться в Сантандер, город находится всего в 30 км от пещеры. музея.

  • Со вторника по субботу:
    • с мая по октябрь — с 9:30 до 20:00;
    • с ноября по апрель — с 9:30 до 18:00.
    • Воскресенье и праздничные дни — с 9:30 до 15:00.
    • Музей закрыт по понедельникам, 1 и 6 января, 1 мая, 28 июня, 24, 25 и 31 декабря.

      Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

      • Home
      • О музеях
      • Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко
      • Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко

        Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

        Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

        Открытие

        По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ), где-то мелькает 1868 год.

        Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.

        Мария де Саутуола

        Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

        Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

        Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

        В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

        В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

        Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

        Что есть

        Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

        Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

        Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

        Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

        В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

        Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

        Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

        А посмотреть?

        В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

        Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

        Ещё у Альтамиры есть сайт.

        Галерея

        Где:

        Монтиньяк, Франция

        Департамент Дордонь, Франция.

        Не менее знаменита, чем испанская Альтамира, пещера Ласко во Франции — по словам Брейля, ещё один гигант палеолитического искусства.

        Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

        В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

        История открытия

        12 сентября 1940 года 4 подростка — Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, — отправились на поиски сокровищ замка Монтиньяк, бывшего в ту пору единственной достопримечательностью этих мест.

        Отправиться туда их сподвигло дерево. Которое упало, обнажив щель в земле. Собственно по этой-то щели подростки и попали в главный зал Ласко — «Ротонду быков»И постепенно, по .мере привыкания к темноте, они смогли увидеть огромных красных бизонов, жёлтых лошадок, оленей, и парящую в воздухе корову.

        Наиболее захватывающее, как пишет Девлет, зрелище, ожидало подростков в глубоком колодце, в который они спустились по веревке: нарисованная сцена, напоминающая современную испанскую корриду — раненный бык и поверженный им тореадор.

        Подростки сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

        Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнёс к перигорской культуре.

        Несколько лет Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение Ласко:

        Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль

        С 1952 по 1963 годы по просьбе Брейля Андре Глори произвёл новые раскопки на поверхности площадью 120 м? и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований).

        Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — Норбер Ожуля.

        Что есть:

        Высота пещеры — порядка 250 м., высотный перепад — около 30 м.

        Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы.

        Современный вход соответствует доисторическому, несмотря на то, что сейчас он снабжён системой тамбуров. Исконный вход должен был быть несколько длиннее, но потолок в древние времена там обрушился и образовал скат, по которому сейчас спускаются посетители пещеры.

      • Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» : длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м.
      • «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход» , более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины.
      • Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж», галерею длиной в 1 м.
      • За «проходом» находится «неф», более высокий, длиной в 20 м.
      • Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз», узкий коридор длиной 20 м.
      • «Апсида» — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа».
      • За «апсидой» находится «шахта» или «колодец». Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4—5 м практически до начала нижней системы.
      • Аббат Андре Глори к 60-м годам XX века задокументировал около 1500 изображений. Ныне насчитывается около 600 росписей и 1500 гравировок.

        Образы пещеры — быки, бизоны, олени, лошади и другие животные. Встречаются также различные знаки.

        В так называемом Зале Быков (Ротонде Быков) расположены росписи, выполненные черным и красным, и образующие самую монументальную галерею первобытного искусства. Некоторые из фигур в длину достигают 5 м. Сцены противостояния готовых к схватке животных хотя и встречаются нечасто, но столь впечатляющи, что рассматриваются как характерные для эпохи палеолита.

        В проходе из зала быков можно увидеть знаменитую «прыгающую корову». Фриз в этом проходе знаменит тем, что его фигуры выполнены в полихромной (см. выше) технике, которая не являлась типичной для наскальной живописи палеолита.

        Сцена корриды на апсиде стала хрестоматийной: огромный бизон изображен в угрожающей позе, его тело пронзило копьё, из неё вываливаются внутренности. И как подкошенный рухнул перед ним человек. Удивляет и фигура птицы на жезле — Брейль трактовал эту фигуру как изображение души умершего.

        По залам:

      • В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её кальцитные стены плохо подходили для гравировки, поэтому были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину.
        Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца.
      • В «осевом проходе» также изображены быки и лошади, окружённые оленями и каменными баранами. На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком на высоте 2,5 м от уровня грунта. Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с одной стены на другую. К этим изображениям, выполнение которых требовало строительства лесов, следует прибавить многочисленные знаки (палочки, точки и прямоугольники).
      • В «пассаже» многие изображения были сильно повреждены, в особенности из-за движения воздушных масс.
        «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами, в том числе цветной плоскостью, разделённой на равные квадраты. А. Брейль назвал их «гербами». Существуют и другие гипотезы: например, что это ловушки для животных или шалаши или одежда из раскрашенных шкур.
      • «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. Одно из которых, судя по всему, метит территорию. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле. В том числе там есть лошадь анфас, довольно необычный пример палеолитического искусства, так как обычно животные изображались в профиль или с помощью приёма «кривой перспективы».
      • В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко.
      • В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. Кроме того, в данной композиции присутствуют две группы интересных знаков:
        — Между человеком и носорогами — три пары точек (такие же есть в глубине «кошачьего лаза» и в самой отдалённой части пещеры).
        — Под изображением человека и бизона — сложный зубчатый символ. Практически идентичные знаки можно найти и на других стенах, на остриях дротиков
      • Скорее всего, в этой сцене различные предметы тесно взаимосвязаны, и притом не из-за близкого расположения животных и знаков на одной стене, как чаще всего бывает в палеолитическом искусстве. А. Леруа-Гуран считает, что эта сцена является отсылкой к мифу, смысл и значение которого практически невозможно восстановить.

        Среди художественных приёмов, которые использовались первобытными художниками, следует отметить:

      • Полихромия,
      • Растушёвка,
      • Перспектива,
      • Незакрашенные места в картине,
      • Искажённое изображение.
      • Пещера Альтамира и наскальные рисунки каменного века

        Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

        Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
        Географические координаты 43.377499, -4.122480

        Общие сведения о пещере

        Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
        Температура внутри пещеры около 14 о С. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

        Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
        В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

        Сразу на входе расположился «вестибюль».

        Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м 2 , полностью покрыт цветными рисунками животных.

        Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
        Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

        Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.

        «Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

        Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

        После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

        Комната черного бизона

        «Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

        Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

        Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

        Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

        Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

        Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

        В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.

        Копия потолка Большого Зала

        Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

        Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.

        К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

        Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.

        1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

        Интересный факт — 1 апреля 2019 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

        Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.

        Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

        Как рисовал первобытный человек

        Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

        Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

        Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.

        Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

        Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.

        Пещера Альтамира в туризме

        Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

        Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

        В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

        Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.

        Не все рисунки хорошо сохранились

        В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

        Интересный факт — В 2019 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.

        Копия пещеры Альтамира

        Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.

        Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.

        Создание копии пещеры Альтимара

        В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.

        Как попасть в пещеру Альтамира

        С 2019 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.

        Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.

        Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.

        Знаменитая пещера Альтамира в Испании

        У пещеры Альтамира, которая находится в Испании, очень интересная история. Я узнала о ней, побывав в тех краях на экскурсии. Итак, когда в 1879 году в столице Франции была организована Всемирная выставка, испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола поразили фигурки животных, разные поделки, которые ранее нашли археологи. И Марселино захотелось найти что-то похожее.

        Вернувшись на родину, Саутуола вспомнил про недавно найденную пещеру в Испании. Она была совершенно неприметной и заросла кустарником. Тёмные коридоры и мрачные залы одновременно и привлекали и пугали. Но Марселино всё равно решился найти там доказательства жизни древних людей. Однажды Саутуола даже пошёл в пещеру вместе со своей дочерью Марией. И именно ей удалось найти рисунки на стенах пещеры.

        Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

        В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

        Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

        Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

        Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

        пещера Альтамира внутри

        И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

        Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

        рисунки в пещере Альтамира при освещении

        Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

        Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

        Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

        Самые темпераментные девушки в мире — испанки. Не упустите возможность поподробнее почитать про это.

        Наверняка вы слышали голоса испанских певцов. Узнайте о них всю подноготную.

        Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

        От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

        Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

        Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

        По прибытии в музее можно приобрести билеты в кассах. Детям до 18 лет вход свободный. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

      • Входной билет: € 3
      • Годовая карта: € 25