Меню

Часовня царицы тамары в красном селе

Часовня царицы тамары в красном селе

Пожар в храме-часовне на улице Лермонтова опечалил не только православных верующих. Красивая церковь на своем историческом месте радует душу и взгляд многих красноселов. Издали, со стороны улицы, следы пожара кажутся незаметными, но ущерб весьма значителен.
Очень похоже, что это был поджог, огонь шел снизу сзади, а задняя дверь в храм, по имеющимся признакам, была вскрыта еще до возгорания.
Прихожане просят всех неравнодушных людей помочь побыстрее восстановить храм. Публикуем их обращение.

В Красном Селе три храма, и все они разные по стилю – величественный Красносельский гарнизонный Свято-Троицкий храм, нарядный деревянный храм Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и сохранившийся храм при Удельной больнице, ныне храм в честь Святой Благоверной Царицы Тамары.
Многие красноселы еще помнят этот маленький храм, стоящий заколоченным, в мерзости запустения. Но милостив Господь, и усилиями красноселов храм был восстановлен и в 2008 году освящен во имя благоверной Царицы Тамары, просветительницы Грузии.
Этот храм – самый маленький по размерам, очень уютный, душевный, в русском стиле с резным крыльцом и резными наличниками с красносельским бегунком, который практически не дошел до современников в архитектурных строениях. Такую же резьбу мы можем увидеть на развалинах Фабричного городка, на здании госпиталя. Краевед Н.В.Гужиева говорила, что возрожденная церковь – яркий пример деревянной архитектуры дореволюционного Красного Села.
Таких небольших деревянных церквушек в русском стиле в начале ХХ века в Красном Селе было огромное количество. Разумеется, все это была стилизация, подражание народному искусству. Но как грели они сердца прихожан, жителей и гостей нашего края, солдат и офицеров всей России, участников ежегодных Красносельских маневров!
Как вы уже знаете, ночью 11 октября пострадал от пожара наш храм. Огонь уничтожил почти все внутреннее убранство. Но в этой беде случилось и чудо – в самом центре пожара на алтаре остался невредим антиминс, главная святыня храма, без которого невозможно служить литургию, без которого храм не имеет статус храма. Еще непонятно насколько пострадали иконы, но многие, с которых прихожане начинали очищать копоть, явно спасены, сохранился деревянный крест из виноградной лозы, привезенный из Грузии.
Настоятель храма отец Димитрий Труфанов и прихожане взялись своими силами за восстановление храма. Мы просим помощи у всех неравнодушных людей, организаций, которые смогут хоть чем-то помочь. Может быть, кто-то может помочь очистить храм, пожертвовать строительные материалы. В храме будут рады любой помощи. Сердечно благодарим всех тех, кто уже откликнулся на просьбу.
Мы уверены — справимся с Божией помощью, и храм засияет своей новой красотой.
Очень просим откликнуться всех неравнодушных людей. Поможем возродить храм всем миром как всегда это было на Руси!

Елена Курылева, Евгения Марусик

Контакты: +7(921)367-94-93, настоятель храма отец Дмитрий

Реквизиты для пожертвований
Православная религиозная организация Приход Храма Святой Благоверной Царицы Тамары в Красном Селе
ИНН 7707083893 КПП 784243001 БИК 044030653
р/с 40703810355000001564
к/с 30101810500000000653
Северо-Западный банк ПАО Сбербанк

Святой огонь Нотр-Дама: храмы, горевшие в Петербурге

В Париже в понедельник, 15 апреля, загорелся собор Парижской Богоматери. По последним данным, обрушился шпиль католического храма и крыша Собора 12 века.

Огонь охватил здание, имевшее колоссальную историческую ценность. Сложно пока оценить ущерб, нанесенный огнем историческому облику Парижа, найти виноватых. Но сделать это придется, чтобы не повторять таких ошибок в дальнейшем.

Горящий собор Парижской Богоматери. Фото: Twitter

В Петербурге также имеется большое количество храмов и церквей, пожары случались и в них.

Так, в июле 1761 года от удара молнии сгорел деревянный Собор Андрея Первозванного. Новый каменный собор был заложен в 1764 году на прежнем месте, на Большом проспекте Васильевского острова, дом №21/23. Сейчас службы в нем не ведутся, здание имеет статус памятника архитектуры.

Собор Андрея Первозванного. Фото К. Буллы. 1913 г.

8 августа 1825 года горел Собор Преображения Господня всей гвардии, расположенный на Преображенской площади. Храм, возведённый по приказу императрицы Елизаветы Петровны на месте штаба гренадерской роты, сильно пострадал. Вторично его освятили 5 августа 1829 года.

Собор Преображения Господня. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

В 2002 году почти полностью сгорела Лютеранская церковь Святой Анны, расположенная на Кирочной улице, дом №8а. Построенная в 1779 году, в советское время церковь успела побывать кинотеатром, а после распада СССР — была клубом, баром и тату-салоном.

Лютеранская церковь Святой Анны. Фото: Baltphoto/Павел Долганов

25 августа 2006 года в Петербурге во время реставрационных работ загорелись строительные леса на главном куполе Троице-Измайловского собора 1835 года постройки (Измайловский проспект, дом №7а). В результате обрушились главный и два малых купола, серьезно пострадало убранство собора. По факту пожара было возбуждено уголовное дело, которое так и не было раскрыто. По одной из версий, леса были подожжены специально. Реставрация собора завершилась в 2019 году.

Пожар Троице-Измайловского собор. Фото: Википедия

11 октября 2019 года в Красносельском районе города произошел пожар в часовне святой равноапостольной царицы Тамары (Красное Село, улица Лермонтова, дом №30). Деревянная постройка — памятник архитектуры — полностью выгорела внутри. Причиной пожара, возможно, стал поджог.

Красное село и окрестности: что посмотреть и куда сходить?

?В 1709 году Петр I решил построить первую в России бумажную мельницу и выбрал для этого дела место, расположенное в долине реки Дудергофки. Как только началось строительство мельницы, он заселил сюда рабочую силу — крепостных крестьян. Они должны были следить за производством бумажной продукции. Доподлинно неизвестно, откуда взялось название города: то ли это потому, что крепостные были привезены из Красного Села в Московской области, то ли потому, что место было красивым. Стоит заметить, что в петровские времена многие села назывались «красными», т.е. красивыми.

Красное Село расположено прямо посреди лесов и озер, что делает его невероятно притягательным для ценителей отдыха на природе. Например, здесь есть самые чистые водоемы, в которых можно купаться. Но с точки зрения архитектуры город, к сожалению, не представляет большого интереса для туристов, поскольку множество зданий было разрушено еще в советское время.

Тем не менее некоторые постройки сохранились или были отреставрированы, благодаря им можно узнать, как жили члены царской семьи, где гуляли и проводили большую часть своего времени.

Для удобства планирования маршрута все упоминаемые достопримечательности мы отметили на карте города:

Исторические места и музеи

Музей отечественного мостостроения

Музей был открыт в 1992 году на базе Центрального музея железнодорожного транспорта. В качестве экспонатов здесь представлены различные чертежи и модели мостов, редкие картины и фотографии с изображением мостовых сооружений. Многие из этих конструкций являются памятниками науки и техники.

Музей разделен на шесть тематических залов, в каждом из которых можно узнать об истории создания мостов, о первых переправах, появившихся на территории нашей страны, об интересных событиях, связанных с отечественным мостостроением и т. д.

Гордостью и главным сокровищем этого музея является коллекция миниатюрных мостов: они являются точной копией конструкций XIX-XX веков. На выставке можно увидеть одну из самых ценных миниатюр, которая была сделана еще в 1833 году — это копия переправы, соединяющей Каменный и Крестовские острова.

Дворец князя Михаила Павловича

Летний дворец Михаила Павловича полностью выполнен из дерева, а еще он считается последним сохранившимся летним дворцом в Красном селе.

Дом был построен по проекту архитектора Дильдина в 1830-х годах. Кстати, Каменноостровский дворец, который находится в Санкт-Петербурге, тоже дело рук Дильдина.

Внутри летней резиденции князя можно увидеть большое количество картин, среди них многие принадлежат кистям Шварца и Фенди. Также есть возможность посмотреть на то, как был устроен быт царских особ.

Триумфальная арка Победы

Триумфальная арка является символом победы над фашизмом и была установлена в честь ее 70-летия.

Во время блокады Ленинграда у российского архитектора Александра Никольского возникла идея построить триумфальную арку, поскольку он ничуть не сомневался в победе российской армии. И уже в 1945 году были сооружены три временные деревянные арки. Но прообразом этой, которая находится на площади Воинской Славы, стала третья арка, она находилась на Международном проспекте.

Идея восстановления сооружения принадлежит русскому писателю Даниилу Гранину. Современная версия арки была построена благодаря архитектору Владимиру Попову и скульптору Борису Петрову. Неравнодушные местные жители тоже принимали активное участие в возведении памятника.

Мемориал «Дот Типанова»

Мемориал установлен на месте гибели Александра Типанова — девятнадцатилетнего пулеметчика и героя Советского Союза.

В 1944 году молодой Типанов при снятии блокады Ленинграда закрыл своим телом амбразуру этого дота и трагически погиб. В верхней части памятника можно увидеть 31 гильзу от патронов, внутри каждой из которых находится «родная земля».

Памятник был открыт в 1975 году, его архитектором стал Александр Левенков.

Памятник узникам нацизма

Памятник, посвященный детям-узникам концлагерей, находится на территории Верхнего парка. Место расположения мемориала выбрано неслучайно, поскольку во время войны на территории Красного села находилось порядка 70 лагерей для пленных, откуда их и отправляли в концлагеря.

Рядом с памятником зарыта капсула, внутри которой лежит земля, доставленная из разных концлагерей: Освенцима, Майданека, Равенсбрюка и детского лагеря Константиновка.

Мемориал был открыт в 2009 году, его архитектором стал Вячеслав Бухаев, а скульптором — Мария Третьякова.

Памятник А. Ф. Можайскому

Александр Федорович Можайский — не только знаменитый русский изобретатель, но еще и создатель первого в мире самолета, работе над которым он посвятил всю свою жизнь.

После его смерти старый самолет оставался в Красном Селе, откуда чуть позже его забрали родственники Александра Федоровича. Но, к сожалению, забытый всеми самолет-реликвия сгорел в сарае.

Памятник Можайскому был открыт в 1962 году в честь 130-летия со дня его рождения. Созданием памятника занималась группа скульпторов из Москвы.

Безымянное озеро и пляж на безымянном озере

Своим появлением этот водоем обязан бумажной мельнице, которая была построена по указу Петра I. Безымянное озеро считается самым чистым озером Санкт-Петербурга, в котором можно купаться. Но таким оно стало лишь в 2012 году, поскольку власти озаботились экологией водоема и специально его почистили.

Теперь на территории песчаного пляжа находятся специальные кабинки для переодевания, биотуалеты, лавочки, спасательная станция и уютное кафе. В период холодов на озере проводятся спортивные соревнования по лову рыбы.

Красносельская Свято-Троицкая церковь

Красносельская Свято-Троицкая церковь является одним из самых старых храмов Санкт-Петербурга. В 1732 году началась его история. Именно здесь молились все члены царской семьи от Екатерины I до Николая II.

История церкви довольно непроста, поскольку она неоднократно перестраивалась, горела и в 1944 году пострадала от военных действий.

Больница Общины сестер милосердия св. Георгия

Больница находится неподалеку от Красного села. Здание было построено в начале 1900-х годов по проекту архитектора Григория Люцедарского.

Община сестер милосердия приняла решение на территории больницы построить онкологическое отделение для бедняков, которое в итоге просуществовало до 1914 года.

Посмотреть на то, что сохранилось внутри, к сожалению, не удастся, поскольку на данный момент в здании больницы находится лыжная база ДЮСШ. Но посмотреть на архитектуру того времени точно получится, ведь здание практически не подвергалось реконструкции.

Храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского

По проекту инженера Владимира Коляновского в 1885 году был построен деревянный храм в честь Александра Невского.

Смотрите так же:  Вднх часовня

Поскольку во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации, большинство церквей были повреждены или полностью разрушены. И эта оказалось единственной, нетронутой пулями и снарядами.

Церковь во имя Святого Архистратига Божиего Михаила

В 1774 году на месте современной церкви был построен деревянный храм, который вскоре был разрушен. В 1910 году его заново отстроили.

Церковь является действующей и по сей день, ежедневно там проходят различные богослужения: панихиды, крестины, всенощные бдения и литургии.

Храм-часовня святой благоверной царицы Тамары

Храм был построен в 1850-х годах, обычно там проходили отпевания умерших. После революции 1917 года часовню закрыли и здание использовалось в качестве морга.

В 2000-х храму-часовне была возвращена первоначальная функция, но из-за того, что он изрядно обветшал, было принято решение его разобрать и на этом месте построить новый — точную копию. В 2008 году храм был освящен и на данный момент является действующим.

Часовня Святого праведного Симеона Богоприимца

В далеком 1800 году, со слов одного крестьянина Василия Кислякова, на месте нынешней часовни забился фонтан и образовалось озеро, в котором нашли икону Симеона Богоприимца. В память об этом событии рядом с местом, где нашли икону, построили маленькую часовню, которая вскоре была разрушена и не сохранилась до наших дней.

Строительство новой часовни началось в 2019 году, им занималась «Архитектурная мастерская Г. П. Фомичева». В своем новом облике часовня существует с 2019 года.

Достопримечательности в окрестностях

Эта гора была образована во время последнего ледникового периода. Точного ответа на вопрос «Почему гора называется так, а не иначе?» не существует.

Можно предположить, что свое название она получила из-за большого количества вороньих стай, постоянно летающих вокруг этого места. Кстати, на вершине горы находится специальная смотровая площадка.

Дудергофское озеро является одним из самых чистых водоемов Санкт-Петербурга. На территории песчаного пляжа есть все необходимое для комфортного отдыха: бар, шезлонги и детские площадки для тех, кто приезжает сюда большой семьей.

Любителям рыбалки здесь тоже найдется занятие, ведь в водоеме водятся окуни, щуки, карпы, форель и много других видов.

Само озеро довольно небольшое, его площадь составляет 1 километр, глубина — 1-4 метра.

Дудергофские высоты были образованы при помощи двух холмов (Вороньего и Орехового). Заниматься освоением этих мест начали ближе к XIX веку, когда царская семья решила, что здесь идеальные условия для создания парка.

После этого на территории начали высаживать разные декоративные деревья, кустарники и цветы, разбили специальные дорожки для прогулок.

Когда-то на вершине Ореховой горы находился небольшой уютный домик, но до нашего времени он, к сожалению, не дожил. Со временем парк, находившийся на Дудергофских высотах стал очень популярным среди местных жителей, люди сюда приезжали преследуя разные цели.

C именем этой царицы связан один из лучших периодов в истории Грузии. Помимо укрепления государства, святая Тамара позаботилась о духовном развитии страны. Христианство и гражданская ответственность распространились в Грузии благодаря ее стараниям. Ее житие и служение Господу, Богоматери и Отчизне – яркий пример истинной любви. Такая любовь – сокровище духовное, она безразлична к земным сокровищам, а власть превращает из орудия деспотизма в орудие милосердия и великого благородства по отношению к слабым и даже врагам.

Иконописец: Юрий Кузнецов
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям.
Как быстро получить икону

Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см. Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см. Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см. Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см.
2500 р. 5900 р. 8500 р. цена договорная
Складень с молитвой . Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть — бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см. Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть — бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
9500 р. 9500 р.
Складень с молитвой . Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть — бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см. Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть — бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
6900 р. 6900 р.
Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.
Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным» ! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком — договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы. Еще фото
3000 р.
Домашний иконостас — хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых — покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.
При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона — это икона, написанная в стиле «кузнецовское письмо» темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона — это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе «тип иконы» — «печатная». Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: [email protected] или позвонить по телефону: +79151310033

Прежде всего, святая царица Тамара – иначе Тамар – является покровительницей Грузии, которую в старину называли Иверией и которая является первым уделом Богородицы на земле, и всех грузин, но заботы святой простираются на всех, кто прибегнет к ней за помощью в теплой, сердечной молитве.

Почитая ее как жену-мироносицу, подобно как перед иконой святой Марии Магдалины, перед ее иконой молятся, прося защитить от пагубных пороков своих и близких, от неверия или сомнений в вере, об исцелении от душевных и телесных недугов, о полноте и глубине покаяния и о заступничестве перед Господом для спасения души.

Да и прочие печали, сомнения и страдания можно доверить ей в случае, когда человек не знает, как ему поступить. Царственная святая никому не отказывает в помощи. Она иконою своей защитит, если к ней обращаются с горячей молитвой во спасение души своей и своих близких. Так же, как святая царица оберегала от врагов родную Иверию, образ ее на иконе защитит и Ваш дом от возможных ударов стихии или нападения воров и других нежелательных явлений и событий. Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Молитва перед иконой святой равноапостольной царицы грузинской Тамары Великой помогает освободиться от различных пороков, особенно тех, что относятся к смертным грехам, – от уныния, закоренелых вредных привычек, достигших уровня болезни, когда не хватает своих сил изменить порочный образ жизни на добродетельный. Почитание этой иконы помогает в защите от обманных действий других людей, об исцелении от недугов – и душевных, и телесных. Молитва перед иконой также помогает во защите жилища от стихийных бедствий или противоправных действий, а Родины своей – от нападения врагов. Но в первую очередь она, конечно, является покровительницей Грузии (Иверии) и всех грузин во всем мире, где бы они ни были. Вернуться к содержанию

Как молиться перед иконой

Тропарь, глас 4
Царства земнаго славу презревши, Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси и Того мужественно исповедующи, венцем мученическим увенчалася еси, всеблаженная царице Тамаро. Темже и ныне, престолу Царя славы на Небесех предстоящи, молися о спасении душ наших.

Другой тропарь, глас 4
Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская низпровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь, глас 8:
Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси, и, в чертозе царском пребывающи, ангельское житие препровождала еси, царице Тамаро блаженная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитвы святой царице Грузинской Тамаре

Молитва первая
О святая царице Тамаро! Не забуди нас, но поминай во святых твоих молитвах раб Божиих (имена), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными, от века угодившими Христу Господу нашему: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечныя веки веков.

Молитва вторая
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Когда день памяти святой

День памяти святой царицы Тамары в Русской и Грузинской Православных церквах празднуется дважды в году – 1/14 мая, во многих странах этот праздник еще называется днем цветов. Второй раз празднество установлено в Неделю жен-мироносиц – третье воскресенье по Пасхе, поскольку царица Тамара, подобно женам-мироносицам, в душе своей оставила все земное и следовала за Господом, при этом оставаясь на троне, где правила как милосердная и самоотверженная заступница своей родной Грузии – Первого удела Богородицы на земле, полностью отдав себя своему Богу и своему народу. Вернуться к содержанию

В каких храмах есть икона святого

Монастырь Бетания. Грузия. XII-XIII вв

Время правления царицы Тамары называют в Грузии «золотым веком». Страна крепла и расширяла свою территорию, строились храмы, процветали искусства. Об уме, красоте и благонравии царицы слагали стихи и легенды. Знаменитый поэт XII века Шота Руставели посвятил ей эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре», ставшую самым известным памятником грузинской литературы. За заслуги перед страной царица Тамара была причислена к лику святых, и ее изображения нередко встречаются на фресках древних храмов Грузии. Наиболее почитаемы фресковые портреты святой благоверной царицы Тамары XIII века, которые сохранились в монастырях Бетания, Вардзия и Кинцвиси.

• Монастырь Бетания .
Освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, монастырь Бетания расположен в Дидгорском районе Тбилиси и относится к Мцхето-Тбилисской епархии. Он был основан в годы правления великой царицы Тамары в глубоком ущелье реки Вера. Предание повествует, что в древности это был один из крупнейших мужских православных монастырей в Грузии, который имел особенное историческое и духовное значение. Святая царица Тамара часто приезжала сюда для уединенных молитв. Монастырь знаменит сохранившимися древними фресками. Самая известная из них находится на северной стене храма Рождества Богородицы и выполнена предположительно около 1207 года. На ней изображены царь Георгий III, его дочь царица Тамара и ее сын Георгий-Лаша. Ростовой портрет царицы Тамары на фреске, как считают историки, создан или при ее жизни, или вскоре после ее смерти. Фреска была несколько раз переписана, однако современным реставраторам с помощью передовых современных технологий удалось воспроизвести изначальный лик царицы.

Фреска в Успенском соборе монастыря Вардзия. Грузия. XII в

• Монастырь Вардзия .
Мощный пещерный монастырский комплекс XII–XIII веков Вардзия – это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Он расположен в 60 километрах от города Ахалцихе, в долине реки Куры (Мтквари). Первые пещеры Вардзии были созданы в XII веке, в правление Георгия III, отца царицы Тамары. Она продолжила это грандиозное строительство. По ее приказу был создан Успенский храм, на фресках которого появились первые портреты почитаемой царицы. В те годы монастырь Вардзия был почти центром Грузии, здесь проходила основная транспортная магистраль страны. Весь комплекс имел 13 уровней, на которых располагались 15 храмов, множество пещер, лестниц, переходов. Сильное землетрясение, которое произошло в 1283 году, почти полностью уничтожило пещерный город, и сегодня мы видим лишь его руины. Но даже они впечатляют своим масштабом и дают представление о былом величии этого монастыря. В настоящее время на территории Вардзии находятся несколько действующих храмов с сохранившимися древними фресками.

• Монастырь Кинцвиси .
Этот действующий мужской монастырь был назван в честь святого Николая Мирликийского. Он скрыт довольно глубоко в живописном ущелье реки Дзамы, недалеко от небольшого грузинского городка Карели. Место вокруг монастыря так и называется – «Монастырская долина». Известно, что монастырь Кинцвиси был основан примерно в 1200 году, хотя здание монастырского храма Святой Марии датируется историками X веком. В главном храме Святого Николая, построенном, как полагают, еще при жизни царицы, сохранились чудесные фрески того времени. Среди них – изображения Благовещенского ангела, святых жен-мироносиц, преподобного Давида Гареджийского, святой равноапостольной Нино, великомученика Георгия, портреты царя Георгия III, царицы Тамары и царевича Георгия.

В нашей стране в настоящее время известно три храма, посвященных святой благоверной царице Тамаре.

Фреска в церкви Рождества Богородицы монастыря Бетани. Грузия. XIII в

• Московская область. Храм-часовня Святой благоверной царицы Тамары в Аносино-Борисоглебском монастыре .
Аносино-Борисоглебский монастырь основан был в 1820 году по воле княжны Евдокии Мещерской в память о своем муже. Она превратила созданную женскую общину в настоящий монастырь и стала его первой игуменьей, постриженной в иночество с именем Евгения. В дореволюционные годы в монастыре действовали три храма: В честь Живоначальной Троицы, Во имя святого Дмитрия, митрополита Ростовского, и В честь святой Анастасии Узорешительницы. Территорию монастыря окружала высокая кирпичная ограда с угловыми башнями. Обитель была известна в народе своим строгим уставом и духовными подвигами, за что ее прозвали «Женской Оптиной пустынью». Славился Аносин монастырь и своей обширной хозяйственной деятельностью. Перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей России. В 1927 году обитель закрыли, сломали колокольню, сожгли церковные книги и монастырские святыни. Большая часть икон была уничтожена, причем сначала их погружали в специальные чаны с кислотой для извлечения из них золота, после чего сжигали. На основе монастырского хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная позже в один из подмосковных колхозов, получивших название «Россия». И только в августе 1992 года Аносино-Борисоглебский монастырь был вновь открыт для верующих. Сначала он был зарегистрирован как Патриаршее подворье, а через 7 лет Постановлением Святого Синода преобразован в женский ставропигиальный (подчиненный непосредственно Патриарху) монастырь. Храм-часовня Святой царицы Тамары был построен в 2006 году на западной окраине села Аносино, освящен Патриархом Алексием и приписан к Аносину монастырю. Часовня была возведена в рамках Патриаршей программы «Храмы Российской глубинки» на средства российского предпринимателя Владимира Потанина. Предстоятель Русской Православной Церкви наградил благотворителя орденом Святого князя Даниила Московского II степени как одного из учредителей Фонда единства православных народов. Среди святынь Аносино-Борисоглебского монастыря бережно хранятся мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки Войно-Ясенецкого, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, блаженной Матроны Московской, праведного Симеона Верхотурского, преподобномученицы Евгении, мученицы Татианы и других святых.
Адрес: Московская обл., Истринский р-н, с. Аносино, д. 1, стр. 1.

Монастырь Вардзия. Грузия. XII в

• Санкт-Петербург. Храм-часовня Святой благоверной царицы Тамары в Красном Селе .
В 1849 году по проекту архитектора Х.Ф. Мейера в Красном Селе под Петербургом была построена Удельная больница. Спустя некоторое время рядом была возведена часовня Во имя святой благоверной царицы Тамары. Службы в ней проводили священники Красносельской Троицкой церкви. Деревянная часовня чудом пережила и годы гонений на православие, и Великую Отечественную войну. В советские времена ее использовали под морг. В 1996 году часовню Царицы Тамары причислили к местным памятникам архитектуры, и некоторое время она пребывала в запустении. В 2000 году часовня вместе с другими постройками Удельной больницы была передана Подворью Свято-Троицкой церкви Красного Села. Реставрационная комиссия решила по причине ветхости разобрать старую часовню и воссоздать на том же месте ее копию. В 2007 году была построена новая деревянная часовня, в ней установлены престол и иконостас. Она была освящена архиепископом Тихвинским Константином (Горяновым) как храм-часовня Во имя святой благоверной царицы Тамары. Недалеко от нее располагается общежитие бойцов ОМОН, которые неоднократно оказывали помощь храму. Поэтому по благословению владыки Константина храм-часовня Царицы Тамары был признан «полковым храмом» петербургских омоновцев.
Адрес: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Лермонтова, д. 30. Тел.: 8-921-361-00-99.

Фреска в храме святого Николая монастыря Кинцвиси.
Грузия. XII в

• Тольятти. Храм-часовня Святой благоверной царицы Тамары
Храм-часовня Во имя святой благоверной царицы Тамары был построен в реабилитационном центре города Тольятти по многочисленным просьбам инвалидов и их родственников. Инициатором этого проекта стала начальник Управления социальной защиты населения Тамара Закомолдина. Идея строительства храма социальной направленности возникла у нее в 1995 году и была одобрена благословением протоиерея Иоанна Букоткина. В 2001 году руководитель Департамента социальной защиты населения Самарской области Галина Светкина обратилась к архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию за благословением, как было сказано в письме: «…на открытие духовной жизни в Центре медицинской, трудовой, психологической и духовной реабилитации инвалидов при Управлении социальной защиты населения Комсомольского района города Тольятти». Строительство храма-часовни Во имя святой благоверной царицы Тамары началось в 2001 году. Первая служба была проведена в 2008 году на праздник Пасхи. И с тех пор служители храма усердно заботятся о духовном просвещении своих прихожан и помогают людям, нуждающимся в реабилитации.
Адрес: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Матросова, д. 19В. Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святой благоверной царицы Тамары

Большинство источников указывают на то, что святая благоверная царица Грузии Тамара Великая происходила из древней грузинской династии Багратионов. Стоит отметить, что архимандрит Рафаил (Карелин) в своих проповедях упоминает о том, что свое начало эта древняя династия берет в роду брата святого Иосифа Обручника, потомки которого приехали в Византию в VI веке. Старшего из них звали Баграт (по-гречески Панкратий), он-то и получил в удел от византийского императора одну из южных областей Грузии, после чего династия эта стала царствующей.

Икона Святой равноапостольной царицы Тамары, иконописец Юрий Кузнецов

Святая царица Тамара родилась около 1165 года в семье Георга III и красавицы Бурдухан, воспитанием девочки занималась высокообразованная тетка Русудан. Воцарение Тамары было предсказано свыше: ее матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной. Мать, в ответ на приснившийся сон, призывает Тамару быть достойной судьбы, необычной для женщины: «Покровом крепким стань для немощных, защитой сильною для слабых, источником богатства для неимущих! Побеждай сердца кротостью, ум – мудростью, взор – красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края».

Отец при жизни короновал дочь на царство, таким образом, святая Тамара, подобно своему знаменитому деду – Давиду III Возобновителю, разделила с отцом бремя власти и управления государством в юном возрасте. После смерти отца в 1184 году Тамара стала править страной самостоятельно. Она достойно продолжила дело, начатое ее дедом, который положил немало сил на объединение Грузии, установление порядка и развитие образования грузинского народа.

В 1103 году по распоряжению царя Давида в Грузии было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан, были смещены иерархи, имевшие высокий сан не по личному достоинству и заслугам, а лишь благодаря их сословному происхождению, на их места были избраны новые. Будучи сам почитателем Священного Писания, Давид открыл по образцу византийских школ правильно организованные училища, откуда по 40 человек молодых грузин посылались на Афон для довершения образования. Милосердие, безграничная благотворительность и нищелюбие были свойствами этого всеми любимого царя. При царе Давиде Грузия начала застраиваться монументальными храмами и монастырями.

Правление святой царицы Тамары абсолютно согласуется с начинаниями деда. Никогда, ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания, как во время ее правления. Имя святой Тамары – самое дорогое для грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных уже многие века. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению христианской веры по всей Грузии, строительству многочисленных храмов и монастырей. Как и царь Давид, царица Тамара немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, в стране водворен внутренний мир.

Предание рассказывает нам о том, что сразу после коронации царица Тамара видела пророческий сон, который трактовала как опасность от огромного мусульманского мира на востоке ее страны. Она поняла, что грядут страшные войны с ним и в них она одержит победу.

В делах правления царица Тамара обладала особым тактом, вызывавшим ответное уважение у окружающих. Свои повеления она отдавала не грубо, но и не по-женски безвольно. Она была силой примиряющей и соединяющей. Об ее совершенствах ходили легенды, ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли сосудом мудрости, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных у нее находилось милосердие. Во дворце царицы Тамары находили прощение и милость даже ее враги. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. По ночам святая Тамара молилась Божией Матери о защите своих подданных или занималась рукоделием, вырученные средства от продажи ее изделий шли на подаяние нищим. Значительная часть казны направлялась в пользу нуждающихся и бедных, расходовалась на строительство монастырей, на помощь церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. Ее сердце было открыто и к иноверцам-иноплеменникам – «Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?»

Во время правления царицы Тамары заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Первым мужем царицы стал сын великого князя Андрея Боголюбского – Юрий. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но, к сожалению, вскоре в его поведении открылись некие бесчинства, которые царица Тамара не могла стерпеть. Она увещевала Юрия исправиться и сама, и через монахов и, наконец, решилась развестись с ним. Юрий два раза приходил в Грузию с войском для возвращения потерянного престола, но оба раза был выслан из страны. Царица Тамара вступила в новый брак с князем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве и который был одним из лучших ее полководцев.

В последние годы XII и первые годы XIII века пришло время воплощения пророческого сна царицы – два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и оба раза они нашли здесь свое поражение. И багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть, и правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин, обратившийся к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства, были уверены в победе, но, несмотря на малочисленность грузинского войска, были вынуждены покинуть пределы грузинской страны.

Святая царица Тамара уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Как повествует летопись, собирая войска, она обращалась к воинам: «Братья мои! Пусть сердца ваши не дрогнут перед множеством врага и малочисленностью вашей, ибо Господь с нами. Доверьтесь только Богу и сердца ваши праведно обратите к Нему, и все упование ваше на Крест Христов и предстательство Пресвятой Богородицы положите». Во всех церквах и монастырях Грузии беспрерывно служились всенощные и литургии, щедро раздавалась милостыня.

Сама царица Тамара, преклонив колени перед Влахернской иконой Пресвятой Богородицы, горячо молилась Ей о победе христиан: «Матерь Божия! Грузия – Твой жребий. Ты – Владычица, а я – только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!» И молитва ее была услышана – оба сражения закончились полной победой православного грузинского войска.

Водворившийся мир и горячее стремление царицы Тамары к просвещению грузинского народа благотворно сказались на развитии наук, искусства и на блестящем расцвете грузинской исторической и светской литературы. При царице Тамаре в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания. В этот период прославился великий грузинский поэт Шота Руставели. Его поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую он посвятил царице Тамаре, – вершина развития грузинской средневековой поэзии.

В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным заповедям Спасителя. Все сферы национальной жизни были проникнуты ее высоким моральным влиянием. Авторитет ее стоял на недосягаемой высоте. Но она не прельщалась славой: смиренномудрие и любовь к людям сопутствовали царице в ее заботах о благе грузинского народа. Царица Тамара часто говорила: «Нагой родилась из утробы матери, нагой же (свободной от земных стяжаний и имений) желала бы отойти к Вечному судии». Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. С мудростью государственного управления святая царица Тамара соединяла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры.

Последние годы жизни царица Тамара провела в Вардзийском Успенском пещерном монастыре. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Церковь Тамары отличается простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. Множество других помещений, галерей, гротов, высеченных в скалах, составляет собою дивное и прекрасное творение. Келья царицы Тамары сообщалась посредством оконца с храмом, так она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений.

Царица Тамара мирно скончалась приблизительно в 1212 – 1213 году (точная дата неизвестна). Перед своей кончиной она обратилась к Господу: «Христос Бог мой! Тебе вверяю царство сие, мне порученное Тобою, и народ сей, искупленный Честною Твоею Кровию. Тебе же предаю душу мою. »

Грузинский народ верит, что великая святая не умерла, а спит на золотом ложе, и когда придет срок, она проснется и воцарится вновь. Существует легенда о том, что Великая царица Тамара завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира, опасаясь мести побежденных ею мусульман. Грузия выполнила ее завещание. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало несколько отрядов, каждый из которых вез гроб. Их тайно похоронили в разных местах, никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре, в усыпальнице Багратионов. Другое предание утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь – Георгий IV Лаша (сын Тамары и Давида) исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, которая до сих пор не раскрыта.

Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие»…

Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство»…

Святая царица Тамара взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии, своим духом и любовью она никогда не оставляла и не оставит свою страну.

Какое чудо произошло

Мы снова возвращается к тому, что не всегда видим от иконы какое-то откровенное знамение. Знамения от Господа и Матери Его, исцеления, данные нам по молитвам к Нему и Его святым, мы называем чудом и ждем, как дети ждут фокуса, а «фокусов» у Бога быть не может, ибо Ему всё возможно, и потому, что чудесно для нас – для Него естественно, и если мы истинно уверовали, то это и для нас не будет чудом, поскольку идет от Бога. Но мы говорим: «Дивен Бог во святых своих», вспоминая об их непрестанном заступничестве. Чудо в другом – когда земная человеческая молитва настолько разогревает и открывает наше сердце, что Сам Господь и святой Его могут заглянуть в него и дать ему то, что оно истинно хочет.

Но известно, что икона Божьей Матери Иверская, подаренная святой царицей Тамарой осетинскому народу, иначе называемая Моздокской, является чудотворной, как и большинство списков Иверского образа. И в этом также Вышнее благословение трудов равноапостольной царицы Тамары Самой Небесной Покровительницей Иверии и Матерью-Заступницей человечества.

В жизнеописании святой равноапостольной Грузинской царицы Тамары Великой архимандрит Рафаил (Карелин), сравнивая Церковь с дивным садом, называет святую равноапостольную царицу Тамару (Тамар) с величественной лилией в этом саду. На иконе святая царица всегда изображалась во всем блеске своей царской славы. Ее дворец был по-восточному прекрасен, полон дорогих даров, которые ей несли от всего сердца. Но пышные одежды, в которых она изображена на иконах, – не более чем дань царскому статусу, обязанностям, которые она совершала, как совершают послушание перед Богом. Душа же ее всегда была облачена во власяницу, подобную власянице инокини-подвижницы.

Днем она занималась государственными делами, вершила суд, милосердный и справедливый – архимандрит Рафаил сравнивает величие и справедливость этого суда с величием и справедливостью суда мудрейшего царя и пророка Соломона и говорит, что слово благородство – синоним ее царствования. Но милосердие святой царицы было столь велико, что во всех случаях, где только было возможно, она стремилась даровать прощение, проявляла его даже по отношению к врагам, стремившимся ее уничтожить.

Ночью же она облекалась в ту самую простую власяницу уже не только душой и возносила Богоматери неустанную молитву за свой народ. Она называла Царицу Небесную – Царицей Грузии, а себя – лишь недостойной Ее рабой.

Смотрите так же:  Часовня у моста