Краткий пересказ ночь келья в чудовом монастыре

Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро­тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: а действительно ли царевича сгубил Борис? И оба князя рассуждают о том, что невелика честь для Руси — иметь царем вчерашнего раба, татарина и зятя Малюты Скуратова. Они, представители древнейших родов, более достойны быть избранными на царство. Борис же «умел народ очаровать», а они давно из воинственных властителей превратились в царс­ких подручников. Шуйский смотрит в окно и видит, что толпа на площади разошлась. Оба князя уходят, чтобы узнать о принятом на Соборе решении.

На Красной площади собрался народ, и слышны разговоры о том, что Борис снова отказался взойти на царский престол. Вер­ховный дьяк Щелкалов с Красного крыльца сообщает народу о том, что завтра в последний раз будет отслужен молебен и пред­принята последняя попытка уговорить Бориса Годунова на цар­ствование. Православным предложено идти по домам и молиться.

Народ собрался на Девичьем поле перед Новодевичьим монас­тырем. Один человек из толпы говорит, что к царице, сестре Го­дунова, в келью вошли Борис и патриарх с толпой бояр. Народ поднимает вой и плач, наконец слышится крик, что царь согла­сился, и возносятся здравицы царю Борису.

В Кремлевских палатах Борис Годунов говорит, что принял власть со страхом и смиреньем, и просит помощи у господа и бояр в управлении государством. После своей речи он призыва­ет всех поклониться гробам «почиющих правителей России», а уж после этого можно сзывать народ на пир.

Ночью в келье в Чудовом монастыре монах, отец Пимен, пи­шет свое последнее сказанье, завершающее летопись. Он говорит о том, что по страницам его летописей потомки православных будут изучать земли родной минувшую судьбу. Григорий пробуж­дается и сетует на то, что один и тот же сон ему снится в третий раз. Бросает взгляд на Пимена, сидящего перед лампадой. Гово­рит о том, что любит спокойный вид пишущего старика, погру­женного душой в минувшее. Размышляет, о чем же на этот раз пишет старик, который одинаково равнодушен к добру и злу. Пимен обращает внимание на то, что Григорий проснулся. Юно­ша просит старца благословить его и рассказывает о том, что три раза подряд видел один и тот же сон. Просит объяснить его зна­чение. А сон таков: Григорию снилось, что его ведет на башню крутая лестница. С высоты ему виделась Москва, похожая на му­равейник. Внизу на площади кипел народ и указывал со смехом на юношу. Ему становилось стыдно и страшно, и, падая стрем­глав, он пробуждался. Пимен говорит, что в Григории играет мла­дая кровь, и советует смирять себя молитвой и постом. Григорий отвечает старцу, что тому есть о чем вспомнить — его молодость была полна событий, а вот ему, Григорию, с молодости приходит­ся скитаться по монастырям да по кельям. По мнению Пимена, Григорию не о чем печалиться, он советует молодому послушни­ку не горевать оттого, что тот рано отдалился от мира. Старец вспоминает о том, что в молодости многим насладился, но лишь тогда изведал настоящее блаженство, когда отдалился от мира и пришел в монастырь. Вспоминает о царях, которые, как только царский венец становился им тяжел, меняли его на монашеский клобук. Сокрушается о том, что они прогневали бога — нарекли владыкою цареубийцу.

Григорий расспрашивает старца о смерти малолетнего цареви­ча Дмитрия. Пимен вновь уходит в воспоминания и рассказывает, что во время убийства Дмитрия находился в Угличе. Вместе со всеми он побежал на площадь, на которой лежал зарезанный ца­ревич. Народ бросился вослед бежавшим трем убийцам и привел их к еще теплому трупу убиенного младенца. Случилось чудо — мертвец затрепетал. Народ завопил, чтобы убийцы покаялись. Убий­цы же под топором палача, раскаявшись, назвали имя Бориса Годунова.

Григорий интересуется, каких лет был убиенный царевич, и получает от старца ответ, что сейчас бы он с Григорием был одних лет.

В палатах патриарха игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о том, что Григорий Отрепьев, из роду Галицких бо­ярских детей, с детских лет скитавшийся по разным обителям и, наконец, примкнувший к братии Чудова монастыря, вот уже три дня как сбежал. Патриарх произносит вслух слова Григория о том, что тот будет царем на Москве, и приказывает поймать «врагоугодника» и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

В царских палатах между собой разговаривают два стольника о царе, запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном, которых в последнее время стало очень много возле государя.

Стольники уходят, идет царь Борис. Годунов говорит о том, что он достиг высшей власти, шестой год как царствует спокойно. Однако не веселят ни власть, ни жизнь. Он думал успокоить свой народ довольствием и славой, но оставил эти помыслы. «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мерт­вых», — думает Годунов. Во время голода он накормил народ, дал людям работу — они же его проклинали. После пожара, ис­требившего жилища людей, Борис приказал выстроить новые дома, а люди этим же пожаром его и попрекали. Царь хотел най­ти счастья в своей семье и осчастливить дочь браком — смерть унесла жениха. Молва снова стала упрекать Бориса уже за вдов­ство дочери и винит в смерти царя Федора и своей сестры. Царь говорит о том, что среди мирских печалей может успокоить лишь одна совесть, если она чиста, но если на ней есть хоть одно пят­но, то душа сгорит. Жалок тот, у кого совесть нечиста.

В корчме на Литовской границе сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам. Здесь же Отрепьев в мирской одежде. Они пьют, едят и мирно разговаривают. Здесь Григорий узнает от хозяйки что везде расставлены заставы — ищут кого-то беглого. Входят приставы и говорят про царский указ о поимке беглого еретика Григория Отрепьева. Григорий вызвался зачитать указ, сказав, что обучен грамоте. Пытается свести приметы, указанные на бу­маге, к приметам отца Варлаама. Но Варлаам тоже умеет читать и раскрывает хитрость Григория. В указе — приметы Отрепьева. Беглый преступник достает кинжал, все перед ним расступают­ся. Он бросается в окно, а приставы бегут за ним в беспорядке.

В Москве, в доме Шуйского становится известно о том, что по слухам царевич Дмитрий жив. Боярин рассуждает о том, что кто бы ни был этот человек — спасенный царевич или бесстыд­ный самозванец — но Дмитрий появился. Этот человек вхож и к литовским панам, и в тайную палату короля, обласкан поляками. Умен, ловок, обворожил всех. Король его ласкает и обещает по­мощь. При такой угрозе царю Борису не сносить венца.

В царских палатах дочь Годунова Ксения все плачет о. своем умершем женихе, а сын занят учением — чертит географичес­кую карту. К царю с докладом приходит Семен Годунов, царь про­сит дочь удалиться. Семен Годунов докладывает о собрании в доме Шуйского и о том, что сам Шуйский уже здесь. Вошедший Шуй­ский сообщает царю о том, что в Кракове объявился самозванец, все паны и король — на стороне этого человека. Самозванец под именем царевича Дмитрия движется к литовской границе и тем опасен, что в случае перехода границы к нему примкнет толпа безумцев, которую привлечет имя убитого царевича. Царь допы­тывается у Шуйского, правда ли, что убиенный в Угличе отрок был царевич Дмитрий, и не было ли подмены. Шуйский успока­ивает царя, говоря о том, что погибший — действительно царе­вич Дмитрий.

В Кракове, в доме Вишневецкого, Самозванец тем временем беседует с представителями польской, литовской и русской зна­ти, умело находя подход к каждому собеседнику. В конце беседы поэт преподносит Самозванцу стихи, написанные по-латыни, и получает в подарок перстень.

Все готовы идти в поход. Звучат здравицы в честь Дмитрия, великого князя Московского.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Вишневецкий и Мнишек говорят о том, что Самозванец занят одной Мариной, дочерью воеводы. Мнишек вспоминает, как посоветовал дочери не упус­кать Дмитрия, и вот он уже в ее сетях. Вишневецкий замечает: думал ли Мнишек о том, что его слуга взойдет на трон москов­ский, а дочь воеводы будет царицей?

Ночью в саду у фонтана происходит свидание Марины и Са­мозванца. Он признается красавице в своих чувствах и спраши­вает ее, любила бы она не князя? Вслед за этим открывает свою тайну. Марина в гневе заявляет, что Самозванец недостоин ее, когда так легко, из одной только любви к ней, сознался, что он всего лишь беглый монах. Спрашивает, почему же он не сообщил истину ее отцу или королю Вишневецкому? Как же она может соединить свою судьбу с человеком, так ветрено открывшим свой позор? Марина угрожает раскрыть тайну Самозванца, но тот отве­чает, что ему нечего бояться. Она всего лишь польская дева, а он — русский царевич в глазах людей. Марина отвечает, что рада слы­шать речь не мальчика, но мужа, и посылает Самозванца скорее сесть царем в Кремле.

Самозванец ведет свои полки к Литовской границе. С ним Курб­ский.

В Боярской думе обсуждают последние события — бояре воз­мущены тем, что расстрига ведет дружины на Москву и дерзает писать угрозы государю. Басманов клянется, что не пройдет и трех месяцев, как преступник будет привезен в столицу в же­лезной клетке.

Царь раздает указания по созданию войска и усмирению смут­ных мыслей в народе, вызванных подметными письмами Само­званца. Патриарх предлагает перевезти святые мощи царевича из Углича в Кремль, чтобы народ увидел обман Самозванца-злодея. Князь Шуйский против этого: не скажут ли, что святыню делают орудием в мирских делах? Он предлагает самому выйти к народу и уговорить, усовестить его безумство. Бояре обсуждают поведе­ние Шуйского и хвалят его, замечая при этом, как побледнел царь Борис.

Близ Новгород-Северского Дмитрий, поддерживаемый ино­странными войсками, одерживает первую победу. Материал с сайта //iEssay.ru

Смотрите так же:  Монастырь вознесенская давидова пустынь

В Москве в церквях объявляют анафему Гришке Отрепьеву, а в Севске Самозванец допрашивает пленного и расспрашивает его о настроениях в Москве. Назначает сражение на завтра.

На следующий день Лжедмитрий после сражения скрывается в лесу. Его войско разбито.

В Москве в царских палатах Годунов сетует на то, что Само­званец вновь собрал войско и угрожает уже со стен Путивля. Обе­щает, управившись с Самозванцем, заняться боярами. Впредь нуж­но ставить превыше всего «не род, а ум». Пора презреть «ропот знатной черни».

Царю объявляют о прибытии иностранных гостей, он ухо­дит. Оставшийся наедине со своими мыслями Басманов желает царю скорее управиться с Отрепьевым и «сломить рог боярству родовому».

Вдруг шум, тревога. Оказывается, царь занемог. Внезапно хлы­нула кровь из уст и ушей, и он упал. Царя выносят на стуле. С ним все семейство. Царь чувствует, что умирает, и дает последние наставления сыну. Перед смертью над царем совершается обряд святого постриженья.

В Ставке Басманов и Пушкин спорят о том, кто будет москов­ским царем — сын Бориса или Дмитрий, которого уже признали и Россия, и Литва. Пушкин советует Басманову прислушаться к холодному рассудку и присягнуть Дмитрию, которому без боя уже сдались целые города. Басманов задумывается и колеблется, рассуждая о своих дальнейших действиях и их последствиях.

На Лобном месте Пушкин призывает народ истребить семей­ство царя Бориса и покориться законному наследнику престола — царевичу Дмитрию. Народ отвечает боярским речам криками о том, что надо идти в Кремль и «вязать Борисова щенка».

У дома Бориса в Кремле выставлена стража. Семья Бориса от­ныне под арестом. В дом входят бояре и трое стрельцов. В народе, наблюдающем за событиями вокруг дома Годуновых, говорят, что бояре, верно, пришли приводить к присяге царевича Федора Го­дунова.

Из дома слышится шум, женский визг. На крыльце появляет­ся боярин Мосальский и сообщает, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравили себя ядом, и бояре видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Боярин призывает кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу. Народ безмолвствует.

«Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина

20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют в кремлёвских палатах о последних событиях в Москве. После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе. Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, затворившись с сестрой в монастыре.

На Красной площади народ волнуется: согласится ли Борис на уговоры бояр и патриарха? На Красное крыльцо выходит думный дьяк Щелкалов и объявляет, что Собор постановил на следующее утро, отслужив молебен, идти с иконами и хоругвями к царице и просить её благословить Бориса на царство. Пойдут патриарх, синклит, бояре, выборные люди и «весь народ московский православный».

На Девичьем поле возле Новодевичьего монастыря собралась толпа. Люди забрались на заборы, крыши домов, даже на колокольню и купола церквей. Вся Москва пришла узнать, согласится ли Борис стать царём. Вдруг все начинают выть и падать ниц, умоляя Бориса. Приходит весть, что Борис принял царство. Народ славит царя.

Через 5 лет, в 1603 году, ночью в Чудовом монастыре монах Григорий восхищается способностью летописца старца Пимена записывать события, очевидцем которых был Пимен. Григорий рассказывает свой сон, повторившийся трижды: по крутой лестнице он взбирается на башню и видит перед собой всю Москву; на него показывают пальцами, ему стыдно и страшно, он срывается с высоты. Пимен советует Григорию отречься от всего мирского. Григорий возражает, ведь сам Пимен в молодости участвовал в войнах с татарами и литовцами, был при дворе Иоанна. Старец приводит в пример Григорию конец жизни Иоанна Грозного, принявшего монашеский постриг, и его сына Феодора, проводившего жизнь в молитвах. Пимен открывает Григорию, что был свидетелем убиения Димитрия и что убийцы назвали Бориса. Григорий узнаёт, что сейчас Димитрию было бы 19 лет, как и ему.

Игумен Чудова монастыря в палатах патриарха сообщает патриарху о побеге монаха Григория Отрепьева, который был боярского рода, грамотен, сочинял каноны святым и должен был стать преемником летописца Пимена. Внезапно им овладела еретическая мысль быть царём на Москве. Патриарх и игумен решают не тревожить царя сообщением о побеге Григория.

В царских палатах Борис размышляет о том, что царствует уже шестой год, но несчастлив, потому что предчувствует горе, хотя кудесники сулят спокойствие. Он перечисляет благие дела для своего народа: во время голода отворил народу свои житницы, дал золото и работу, после пожара построил народу новые дома. Но чернь проклинала его, потому что ненавидит живую власть и умеет любить только мёртвых. Тогда Борис перестал заботиться о народе. Царя тревожат несправедливые обвинения в убийстве жениха дочери, царя Феодора и собственной сестры-царицы. Только чистая совесть могла бы успокоить царя, но мысль об убийстве царевича не даёт ему покоя.

В корчме на литовской границе Григорий в мирской одежде и двое его попутчиков, бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, пьют вино. Григорий узнаёт от хозяйки, что на заставах ловят какого-то разбойника и что есть окольный путь в Литву. В корчму входят приставы с намерением поживиться чем-то от монахов и рассказывают о сбежавшем Григории Отрепьеве. Григорий вызывается прочитать приметы разбойника и умышленно « читает» приметы Варлаама. Но Варлаам сам по слогам разбирает приметы разбойника и узнаёт в нём Отрепьева. Григорий вынимает кинжал и убегает.

В Москве в доме Василия Ивановича Шуйского Афанасий Михайлович Пушкин после ухода гостей передаёт Шуйскому сведенья от своего племянника Гаврилы Пушкина, который в Кракове видел царевича Димитрия. Тот якобы открылся на одре болезни духовному отцу и был отведён Вишневецким, которому служил, к королю Сигизмунду, пообещавшему Димитрию поддержку. Шуйский и Пушкин уверены, что Дмитрий самозванец, но понимают, что бояре, дворяне и народ недовольны Борисом. « Явных казней нет», как при царе Иоанне, но многие « заточены, замучены в изгнанье» . Знать и чернь возмущены замыслом царя отменить Юрьев день – возможность раз в году крепостному сменить хозяина.

В царских палатах царевич Феодор чертит географическую карту Московского царства, а царевна Ксения тоскует по погибшему жениху. Дворецкий князя Василия и слуга Пушкина доносят о гонце из Кракова. Приходит и сам Шуйский и рассказывает об опасности появления самозванца из Литовской земли. Царь приказывает оградить заставами границу с Литвой и под страхом страшных пыток просит Шуйского поклясться, что Шуйский во время следствия видел мёртвого Димитрия. Шуйский уверен, что видел труп Димитрия, и не хочет лукавить. Борис успокаивается, перестаёт страшиться Самозванца. потому что он «пустое имя, тень…» Царь сетует на тяжесть управления страной: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».

В Кракове, в доме Вишневецкого, на приёме у Самозванца разные люди. Патер Черниковский обещает поддержку за признание русским народом римского папы. В верности клянутся князь Курбский, шляхтич Собаньский, опальные московские бояре и дворяне во главе с Хрущовым, донской казак Карела.

В замке воеводы Мнишека в СамбореМнишек и Вишневецкий обсуждают Димитрия и Марину Мнишек: « А дело-то на свадьбу страх похоже» . Во время танцев Марина назначает Димитрию свидание у фонтана. Гости говорят, что Марина красива, но подобна безжизненной мраморной нимфе, а в Димитрии видна царская порода.

Ночью в саду у фонтана Самозванец с трепетом ожидает свидания, желая сделать Марину московскою царицей. Марина призывает Самозванца не медлить и занять московский престол. Димитрий объясняется ей в любви и, будучи не уверен в том, что Марина любит его, а не сан, открывает ей тайну своего самозванства. Марина не готова разделить участь самозванца. Димитрий принимает решение не унижаться больше пред гордою полячкой. Он не боится разоблачения, потому что королю, папе и вельможам нет дела до того, Димитрий он иль нет. Он – предлог раздоров и войны. Услышав « слова не мальчика, но мужа», Марина обещает свою любовь Димитрию после того, как он займёт московский престол. Димитрий решает идти на Москву.

16 октября 1604 года на литовской границе князь Курбский радуется возвращению на родину из изгнания, идёт в битву, как он думает, за царя, сына Иоанна. Самозванец невесел, потому что « Литву позвал на Русь», показал врагам дорогу в Москву, но считает, что виноват не он, а Борис-цареубийца.

В Царской Думе совещаются царь, патриарх и бояре. Борис отправляет Трубецкого и Басманова в Чернигов, осаждённый бунтовщиками, на помощь воеводам, отказывается от участия иноземных держав и собирается призвать в войско весь народ. Затем он обращается за советом к патриарху. Патриарх рассказывает о слепом, который исцелился, прикоснувшись ко гробу царевича Димитрия, и советует перенести святые мощи в Москву, чтобы доказать, что царевич был убит в Угличе. Все смущены речами патриарха, потому что если мощи святы, то Димитрий невинно убиенный. На помощь приходит князь Шуйский: «Не скажут ли, что мы святыню дерзко В делах мирских орудием творим?» Он сам обещает поговорить с народом и разоблачить Самозванца.

На равнине близ Новгород-Северского 21 декабря 1604 года происходит сражение русской армии с армией Димитрия. В армии Димитрия немцы, французы, ляхи, воюющие слаженно. Русские воины раздражены тем, что царю Димитрию служат иноверцы. Армия Димитрия побеждает и славит его.

На площади перед собором в Москве народ ожидает окончания обедни и молебствия. Люди верят, что на Москву идёт настоящий царь Димитрий, а не проклинаемый в церкви разбойник Отрепьев. Мальчишки дразнят юродивого, а старуха даёт ему копеечку и просит помолиться за неё. Мальчишки отнимают копеечку. Юродивый жалуется на них вышедшему из церкви царю и требует зарезать детей, как Борис велел зарезать маленького царевича. Царь просит молиться о нём, но юродивый отвечает: « Нельзя молиться за царя Ирода…»

В Севске Самозванец расспрашивает пленного московского дворянина Рожнова о событиях в ставке врага. Самозванец узнаёт, что Годунов встревожен поражением, раной Мстиславского, что царь назначил Шуйского воеводой, а Басманова отозвал в Москву и посадил в Думе. Пленный рассказывает, что в Москве тихо, но возобновились пытки и казни. Доносчиков допрашивает сам царь. Самозванец решает завтра же вступить в бой, хотя его войско насчитывает лишь 15 тысяч, а войско царя — 50.

В лесу Самозванец снимает со смертельно раненного коня узду и подпругу, чтобы конь умер на воле. Пушкин поражён, что Самозванец больше жалеет коня, чем погибшего в бою Курбского. Самозванец обвиняет в поражении запорожцев, не выдержавших отпора, и восхищается немцами, собираясь составить из них почётную дружину.

Смотрите так же:  Свято-никольский монастырь верхотурье

В Москве в царских палатах Борис опасается нового нападения Самозванца, вновь собравшего рассеянное войско в Путивле. Царь собирается поставить в воеводы незнатного Басманова, «не род, а ум». Он открывает Басманову свою основную задачу – усмирить народ. Во время приёма иноплеменных гостей Борис падает, из уст и ушей хлещет кровь. В последнем монологе царь напутствует своего сына, предлагает избрать советником Шуйского, а воеводой Басманова, ослабить, а со временем снова затянуть державные бразды, не изменять ход державного правленья, хранить церковный устав, быть молчаливым, в семье быть главой, почитать мать и любить сестру. Перед смертью Борис велит боярам и Басманову присягнуть на верность Феодору и принимает монашеский постриг.

В ставке Пушкин предлагает воеводе Басманову присягнуть « законнейшему» наследнику. Басманов знает, что Димитрий самозванец. Он верен юному царю: «Пока стою за юного царя, Дотоле он престола не оставит…» Пушкин сознаётся, что войско у самозванца не больше 8 тысяч и слабое, но его приверженцы сильны народным мнением. Басманов страшится измены, победы бунтовщиков, но не хочет изменять присяге, «доверенность младого венценосца Предательством ужасным заплатить».

На Лобном месте Пушкин обращается к народу и объясняет, что Божий суд уже поразил Бориса, что Россия покорилась Димитрию, а Басманов привёл полки ему к присяге. Пушкин обещает боярам, дворянам, людям приказным, ратным, гостям, купцам и всему честному народу милости от Димитрия. Толпа идёт в Кремль в царские палаты « вязать Борисова щенка» .

В Кремле в доме Борисовом Феодор и Ксения под стражей. Одни жалеют «бедных детей», другие считают, что они « проклятое племя» злодея Годунова. В дом входят бояре. Народ думает, что они пришли приводить к присяге Феодора Годунова. Когда смолкают шум и крики, боярин Мосальский объявляет народу, что Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. В ответ на призыв кричать «Да здравствует Димитрий!» народ безмолвствует.

Краткое содержание «Борис Годунов»

Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина по главам, оно пригодится при подготовке к уроку или для читательского дневника.

Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).

Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.

Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».

Воротынский – князь из рода Рюриковичей.

Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.

Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.

Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.

Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.

Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.

Николка – юродивый.

20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.

Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились» в монастыре, «покинули все мирское» и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:

«Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится» ,

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца» Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.

Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.

1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года). Ночь. Келья в Чудовом монастыре.

Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.

Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна» . Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.

Палаты патриарха. Чудов монастырь

Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве» . О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

После своей «любимой беседы» – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти» , но в его душе нет счастья, его ничего не радует. Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых» . Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: «да, жалок тот, в ком совесть нечиста» .

Корчма на литовской границе

Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика» Гришку Отрепьева, «изловить и повесить» . Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского. Званый ужин

Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.

Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.

Краков. Дом Вишневецкого.

Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.

Замок воеводы Мнишка в Самборе.

Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.

На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.

21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского

Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об «отчаянном головорезе» .

Площадь перед собором в Москве

Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память» . Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича» . Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит» .

Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.

Москва. Царские палаты

Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:

«На троне он сидел и вдруг упал —
Кровь хлынула из уст и из ушей» .
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:
«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу…»

Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения» .

Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит «первый чин в московском царстве» . Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.

Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке» . С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!» и народ, шумя, направился к Кремлю.

Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны» . В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:

«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует» .

В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».

Смотрите так же:  Монастырь на александра невского

Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.

Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:

Анализ сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (отрывок из трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

Пьеса Александра Пушкина «Борис Годунов», события которой развиваются на протяжении 23 сцен, имела колоссальный успех у прогрессивной интеллигенции 19 века, и до сих пор представляет интерес для читателей.

Одним из ключевых эпизодов пьесы является пятая сцена с названием «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Ее можно отнести еще к завязке основных событий. Здесь задействованы два персонажа: летописец Пимен и дьячок Григорий Отрепьев. Образ Пимена очень важен для драмы, однако, это единственная сцена, где он есть. Поэтому его монолог подан очень детально. Этот человек олицетворяет собой обобщенный образ русских летописцев. Григорий Отрепьев впервые появляется в пятом эпизоде и будет задействован и в других сценах. Для него это только начало. Если образ Пимена раскрывается полностью в одной сцене, то образ Григория будет раскрываться постепенно. И это вполне объяснимо, ведь на момент их беседы Пимен уже был опытным мудрым человеком, а Григорий – совсем еще юным иноком.

Слушая монолог Пимена о беде, настигшей несчастного царевича Димитрия, о кровавом злодеянии Бориса Годунова, Григорий Отрепьев приходит неожиданно к мысли выдать себя за царевича. Летописец указал, что Григорий имеет столько же лет, сколько имел бы Димитрий, если бы смог выжить.

Что же движет Григорием в намерении отнять трон у царя? Возможно, в какой-то мере это мнение Пимена о том, что Борис Годунов – это зло для России. Но, скорее всего, это честолюбие. Григорий хоть и был выходцем из рода бояр, все же не мог претендовать на хорошее положение в обществе. Он стал иноком, постригшись даже неведомо где. Однако смиренный способ жизни был далек для этого молодого человека. Дух авантюризма – вот что было ему присуще намного больше. К решению бежать с монастыря и осуществлять дерзкий план по завоеванию трона Григория подталкивает и сон, который снится ему трижды. В этом сне юноша видит, как он подымается вверх по огромной лестнице на башню. И с ее верхушки смотрит вниз на всю Москву. Но потом внезапно падает вниз. Однако не падение запоминается юноше, а ощущение безграничной власти над всем.

Юноша выведывает подробности о царевиче у Пимена и убегает с монастыря. С этого момента начинается его история как Самозванца. Вначале он руководствуется только личным честолюбием, но в дальнейшем сойти с намеченной цели ему не позволяют другие люди. Заручившись поддержкой у влиятельных поляков, Григорий попадает под их контроль. Так же влияет на юношу и его любимая девушка Марина Мнишек, мечтающая о статусе московской царицы.

Пимен рассказывает Григорию о своем насыщенном прошлом. Он брал участие во многих сражениях, видел, как вершится история на его глазах, был даже в Угличе, когда свершилось страшное с царевичем. Но сейчас он достиг понимания, что ему нужно смирение и духовное блаженство. Пимен находит то, что искал в монастыре. Однако он не сожалеет о прошлых событиях, так как многое повидав, он может это записать как послание для потомков. Пимен чувствует важность своей летописи, и поэтому старается описывать события детально и правдиво.

Беседуя с молодым иноком, Пимен советует ему смирять свою гордыню молитвами и постом. Но для юного человека этот совет не имеет большого значения. Григорий завидует тому, что Пимен многое повидал. Он хочет ратных подвигов, которые приносят славу. Но больше всего на свете он жаждет получить царскую власть.

В пьесе всего 23 сцены, одна из наиболее значимых – пятая. Именно здесь появляется образ летописца, устами которого говорит сам Пушкин, и здесь зарождается мечта Григория Отрепьева стать следующим царем.

Краткое содержание Борис Годунов Пушкина для читательского дневника

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Читать краткое содержание Борис Годунов. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Борис Годунов

Другие пересказы для читательского дневника

Повествование о десятилетнем Евсейке и его вере в чудеса. В начале рассказа один из главных персонажей в поздний час прибывает на станцию железной дороги в поисках человека, доставившего бы его до расположенной неподалеку деревни.

В маленькой и убогой каморке Папы Карло, старого шарманщика полено столяра Джузеппе превращается в мальчика по имени Буратино. Говорящий старый сверчок, живущий за печкой, советует Буратино быть благоразумным и пойти учиться в школу

Данное произведение начинается со слов Мелтена. Страховой агент Мелтем рассказывает, о том, что к нему приходил клиент. У него были хорошие манеры, воспитанность, и материальная достаточность, но главному герою он с первой

Действие балета начинается на невольничьем рынке в Андрополе. Предводитель корсаров Конрад пытается тайно встретиться с воспитанницей владельца рынка Медорой, которая тоже с нетерпением ждёт встречи с ним.

Жан-Жак Руссо житель Женевы, человек из бедной семьи. Человек с высокими духовными чувствами, находил себя наедине с природой. Именно духовность, давала ему мысли силы писать свои работы

Related Post

Требы в даниловском монастыре в москве

Даниловский монастырь в Москве, заказать требу Заказать молитву в Даниловском монастыре Свято-Данилов Ставропигиальный (ставр.- подчиненный патриарху) мужской монастырь был основан в 1282 году святым благоверным князем Даниилом (московским), одним из

Свято-никольский женский монастырь расписание богослужений

Расписание Богослужений Храм открыт для прихожан ежедневно с 8:00 до 19:00. Седмица 3-я по Пятидесятнице (с 1 по 7 июля) Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Леонтия. Свт. Иоанна Максимовича, архиеп.

Женский монастырь в херсоне

Приозёрное. Благовещенский женский монастырь. Благовещенский общежительный женский монастырь находился в 12 верстах на северо-запад от города Херсона в живописном месте на полуострове, между озерами Белое и Безмен, и относился к