Храм царского села

Феодоровский Государев собор

Православная местная религиозная организация Приход Феодоровского Государева собора в Царском Селе Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История строительства Феодоровского Государева собора в Царском Селе

Царское Село, город знаменитых дворцово-парковых ансамблей дворянской эпохи, — излюбленное место отдыха петербуржцев и многочисленных Далее…

Внутренний порядок

Внутренний порядок в Феодоровском Государевом соборе, а равно назначение богослужений, по соображению с церковными правилами, всецело зависит от Дворцового Коменданта, а наблюдение за сим возлагается Далее…

Положение о Феодоровском Государевом соборе

Собор принадлежит Их Императорским Величествам и назначен вместе с тем, с Высочайшего соизволения, служить для удовлетворения религиозных нужд чинов Собственного Его Императорского Величества Далее…

Метрическая книга — реестр для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Далее…

В.М.Васнецов и создание Феодоровского городка

На долю В.М.Васнецова, ставшего символом русского национального искусства, выпала долгая и счастливая творческая жизнь. Создатель целого направления в религиозной живописи, Далее…

Эхо канонизации Серафима Саровского в Царском Селе

Опасная болезнь императора Николая II в 1900 году и принятый Павлом I закон о престолонаследии со всей остротой поставили сначала перед императрицей Далее…

Биографические данные о священно-церковно служителях

Штат с 1912 г.: священник и церковник (с 7/V 1913 г.: протоиерей-настоятель, священник, диакон, псаломщик и 2 церковника). Далее…

Постройка домов при Феодоровском Государевом соборе в Царском Селе

Мысль о постройке домов при Феодоровском Государевом соборе возникла в 1913 г., и тогда же для них было отведено место вблизи Далее…

Царская Семья и Царский Друг Григорий Ефимович Распутин-Новый в истории Феодоровского Государева Собора в Царском Селе

Причащение Царственных Святых и Григория Ефимовича Распутина в Серафимовском храме Далее…

Работа над росписью верхнего храма в Феодоровском Государевом соборе в г. Пушкине осуществлялась мастерской церковного искусства «Образ» с начала 2019 по 2019 Далее…

Православный календарь

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1.

Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е?же от непло?дове преславное рождество твое».

Полковые Храмы Царского села

Волею случая занесло меня в Царское село. Городом Пушкин язык не поворачивается назвать, а всё потому что экскурсия «Открытого города» знакомила нас с историей Царскосельской стражи и Лейб-Гвардии. Царское Село – одна из главных резиденций Императорской семьи и царского двора. Царская резиденция предполагала наличие многочисленной стражи. Блестящие гвардейцы со своими подвигами, шалостями, приключениями, интригами, дуэлями, романами играли значительную роль в жизни Высшего света и Царского села.

Не буду вас грузить подробностями об воинских подразделениях. Я от всего этого настолько далека, что могу только послушать, удивиться и забыть:)))) Хочу вам показать несколько интересных мест, а именно полковые Храмы, находящиеся в Царском селе.

1) Софийский собор.

Величественное классическое здание строилось по Именному Высочайшему Указу Императрицы Екатерины II c 1782 по 1788 гг. (арх. Ч.Камерон, И.Старов). С 1817 года собор стал полковым храмом славного Лейб-гвардии Гусарского полка, хранил боевые трофеи России. После 1917 года подвергся разорению. Закрыт в 1934 году, служил складом, горел. Вернули церкви в 1989 году.

Собор мы осмотрели только снаружи. Зато в другом нам очень повезло. Мы смогли подняться на колокольню Софийского собора)))) Подниматься на колокольню одно удовольствие, она невысокая. Правда лестница узкая и выход на площадку неудобный, но чего не сделаешь ради любопытства.

Первоночально Софийский Собор не имел собственной колокольни и вплоть до ХХ в. колокола помещались в одном из боковых куполов. В 1900 г. на заводе Усачёва в Валдае для Софийского собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 тонны).

В 1903-1904 гг. по проекту архитектора Лонтия Николаевича Бенуа к северу от Собора была выстроена отдельно стоящая колокольня, имевшая в нижнем ярусе небольшую часовню во имя св. преподобного Серафима Саровского. Купольное завершение колокольни близко по форме куполам сабора.

Часовня восстановлена в апрелю 1991 года. Внутри часовни на площадке хранятся колокола.

Скромные украшения на стенах.

Поднимаемся на верхнюю площадку — звонницу (?)

Любуемся с высоты на Софийский собор. Остальные виды ничего особенного — просто городские постройки.

2) Храм преподобного Сергия Радонежского.

В 1889 г. был построен новый каменный храм. Автор проекта не известен. В период с 1903 по 1904 годы храм был перестроен по проекту архитектора Александра Глебовича Успенского. Архитектурный стиль — неорусский.

Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Позже полуразрушенный храм в таком виде простоял до 1972 года. В 2012 началась реставрация Храма. В 2019 был освящен и через год здесь открылся духовно-просветительский центр.

Вот таким мы видим Храм сейчас.

В Храме ведутся не только службы.

Храм состоит при Духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния, который устроен в бывших помещениях учебного зала и цейхгауза. Его открытие состоялось 7 января 2019 года. В рамках деятельности центра проходят научные и педагогические конференции, постоянно действуют швейная, витражная и авиамодельная мастерские. Организована выставочная экспозиция «Гвардейские стрелки на службе Отечеству», посвящённая истории всех четырёх гвардейских стрелковых полков. В кофейне на первом этаже тоже есть витрины с экспонатами. Экспозиция довольно интересная: исторические документы, оружие. обмундирование, награды, флаги.




Забыла вам ещё ма-лень-кую пушечку показать:)))

Перед входом в церковь стоит скорострельная горная пушка образца 1909 года системы «Данглиз — Шнейдер». Название век бы не запомнила, если бы не сфотографировала.

3) Церковь св. Иулиана Тарсийского .

Церковь Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка построена в честь бракосочетания последних русских Императора и Императрицы в 1899 году (архитекторы В.Курицын и С. Данини). Под нею существовал пещерный храм. В 1924 года закрыта большевиками. Здание сохранилось. Правда попасть внутрь нам не довелось. Здание окружено забором.

Смотрите так же:  Храм татьяны мученицы москва

Все храмы имели очень богатое убранство. В этом был стеклянный алтарь. Хотя все называли его хрустальным. Представляете какая была красота, когда свет падал через алтарь)))

Полковые церкви были настоящими мемориалами, музеями-памятниками воинской славы России. В них еще со времен Петра хранили драгоценные для полков реликвии — трофейные знамена, ключи от крепостей и городов, полковые знамена и штандарты, памятные награды, а позднее — документы и фотографии павших в боях офицеров и солдат. С 1847 г. по специальному указу Николая I в церквях военного ведомства стали устанавливать настенные мемориальные доски (бронзовые или мраморные) с именами погибших и умерших от ран полковых офицеров. С середины 19 века в храмах пояявились и отдельные захоронения — по образцу Казанского Собора, где был похоронен Михаил Илларионович Кутузов. Вот так полковые церкви России начали соединять в себе три важнейших формы сохранения исторической памяти: храм, музей и некрополь! Как же жаль, что до нас дошла только маленькая часть былого величия и великолепия.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе

В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей».

С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.

Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.

Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.

До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.

Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.

Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская

Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».

Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.

Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.

В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.

С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.

Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.

Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению — Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.

Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).

Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.

Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».

Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:

— Матерь Божия, спаси мой дом!

Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.

Смотрите так же:  Введение во храм картинки

В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе. Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.

В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец. Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями. Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.

Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II. Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.

Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени». Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II. Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.

В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.

Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.

История храма в XX веке

Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.

В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.

Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.

В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова. Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.

В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.

Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.

Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле. К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников. В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.

В «Царском селе» проводят реставрацию церкви Екатерининского дворца

В музее-заповеднике «Царское село» проводят реставрацию церкви Екатерининского дворца. Она считается одной из жемчужин архитектурного ансамбля. Но масштабные восстановительные работы там не проводили больше 100 лет. Теперь специалисты в мельчайших деталях воссоздают богатое убранство храма.

На посветлевших после реставрации ангельских ликах специально оставили крошечные пятна в память о тяжелом военном прошлом. «По нему стреляли, это от выстрелов. Все дырочки были тщательным образом заделаны, плафон расчищен, красочный слой укреплен», — сказала замдиректора ГМЗ «Царское село» по реставрации Наталья Кудрявцева.

Немецкие солдаты стреляли в этих ангелов над алтарем, полностью разграбили иконостас, поснимали украшения, канделябры. Размер ущерба невозможно подсчитать до сих пор, передает «ТВ Центр». Все помещение церкви от пола до потолка сейчас занято строительными лесами, они устроены в несколько ярусов и на каждом своя реставрационная мастерская. На другом этаже заняты воссозданием церковного золоченого декора, восстанавливают и сам алтарь, он после войны сохранился лучше всего. А под его колоннами обнаружили целую коллекцию оригинальных золоченых фрагментов, которые сейчас очень помогают в работе.

После войны от роскошного убранства дворцового храма остались голые стены. Только недавно выяснилось, что еще до оккупации кто-то заботливо спрятал часть убранства под алтарем. Старинные позолоченные соцветия, ветки, ангелы из липы и папье-маше – помогают реставраторам довершить целые орнаменты. Ценный клад случайно нашли плотники.

Смотрите так же:  Храм александър невски

Уже удалось воссоздать главную часть алтаря – золотые церковные врата. Над их узором ломали голову лучшие реставраторы, пытаясь угадать продолжение барочных завитков по нескольким сохранившимся фрагментам. Створки ворот дополнены точными копиями: пока из пластилина, потом их вырежут из липы.

«Здесь есть старые детали, которые настоящие. А это пластилин. Наши лепщики интегрировали настоящие подлинные детали в общую композицию врат», — сообщил руководитель реставрационных мастерских Царского села Борис Игдалов.

Труднее всего реставрировать панно, которые украшали потолки в предалтарной части храма. Огромные выцветшие холсты пришлось демонтировать и на деревянных валах перевезти в отдельную мастерскую. Они выполнены в специальной живописной технике «падуга» – и визуально заменяют архитектурные конструкции. Восстановить общий рисунок нужно так, чтобы, глядя вверх, зритель увидел объемный нарисованный купол. Трещины в картинах, словно шрамы, маскируют тончайшими кисточками – на корточках, на стремянках, сантиметр за сантиметром, день за днем.

«Нужно заполнить утраты специальным составом клеевым, выровнять, нанести фактуру, а сейчас мы делаем цветовую подготовку грунта, чтобы приблизить по цвету в авторской живописи», — рассказала художник-реставратор масляной живописи высшей категории Нина Русакова.

Церковь Екатерининского дворца в Царском селе, венец всего архитектурного ансамбля, золотые купола которой тиражируются на фотокарточках для туристов, после войны ни разу не реставрировалась полностью. Нынешние работы завершатся к концу 2019 года. Главный принцип – таково решение реставрационного совета — оставить ощутимые различия между воссозданным и оригинальным. Чтобы зритель мог оценить: как трудно возвращать то, что однажды было утрачено.

Анна Морозова, Александр Плешкин, Сергей Карасев. Северо-западное бюро «ТВ Центра». Санкт-Петербург.

Неочевидное Царское Село

Е катерининский дворец и Царскосельский лицей штурмуют толпы отечественных и иностранных туристов, а некоторые прекрасные памятники города Пушкина остаются в тени. О самых интересных из них рассказывает «Культура.РФ».

Александровский дворец и парк

Александровский парк находится по соседству с Екатерининским. Его главный дворец, впоследствии названный Александровским в честь императора Александра I, в конце XVIII века построил архитектор Джакомо Кваренги. Он спроектировал двухэтажное здание с двумя флигелями и колоннадой коринфского ордера.

Во второй половине XIX века Александровский дворец стал великокняжеской резиденцией будущего императора Александра III. Последним хозяином дворца был император Николай II — именно отсюда его семью отправили в ссылку в Тобольск. Уже в 1918 году Александровский дворец превратили в музей и открыли для широкой публики, затем там разместились Дом отдыха сотрудников НКВД и впоследствии детский дом. Помимо Александровского дворца, в парке находится Арсенал, готические павильоны «Руина» и «Белая башня». Их возвели в 1810–20-е годы.

Баболовский парк был разбит во второй половине XVIII века. Его главная достопримечательность — одноименный дворец, построенный архитектором Ильей Нееловым по заказу Григория Потемкина в 1784–1785 годах. Это было асимметричное здание в неоготическом стиле с шатровой восьмигранной башней.

В 1820-х дворец перестроил Василий Стасов — тогда здесь появилась огромная гранитная «Царь-ванна» работы Самсона Суханова. В годы войны дворец был разрушен и впоследствии не восстанавливался. Сейчас он находится в руинированном состоянии. Еще одна достопримечательность парка — первый в Царском Селе водовод — Таицкий. Сам же парк, задуманный как пейзажный, сегодня имеет несколько запущенный вид.

Фермский парк в английском стиле стал продолжением Александровского парка. Он был разбит вокруг императорской фермы. Здание фермы в псевдоготическом стиле в 1820-х годах построил архитектор Адам Менелас. В комплекс зданий входили скотный двор, конюшня, молочный флигель, коровник и даже павильон для лам, которые были присланы из Южной Америки в подарок Александру I.

Под руководством Менеласа в парке вырыли два пруда и проложили дорожки. При Николае II там появились здания гвардейских и пехотных казарм. В советское время на территории парка и фермы разместился Петроградский аграрный институт, который находится там и сегодня.

Феодоровский городок

В начале XX века в Пушкине планировали построить новый Феодоровский собор. Тогда же началось возведение комплекса зданий для церковного причта. Зодчий Степан Кричинский разработал проект архитектурного комплекса в псевдорусском стиле в духе Ростовского кремля. Работы по проекту продолжались с 1913 до 1918 года: были построены дома для священников, трапезная палата, баня, прачечная. В годы Первой мировой войны в Феодоровском городке работал лазарет для раненых солдат и офицеров. В советское время здесь разместился аграрный институт, а позже гостиница. Сегодня Феодоровский городок является патриаршим подворьем.

В честь военных побед России над Турцией в Царском Селе решили заложить новый собор. Планировалось, что он будет возведен в духе Святой Софии Константинопольской, поэтому его назвали Софийским. Архитекторам Чарльзу Камерону и Ивану Старову удалось избежать полного копирования константинопольского храма — с ним царскосельский собор роднят только купольный барабан с большим количеством окон и черно-красные колонны внутри храма. Софийский собор стал одним из первых памятников стиля классицизм в России — это был пятикупольный храм, окруженный с четырех сторон портиками с дорической колоннадой. В советское время церковь закрыли, ее здание использовали в качестве военного склада, а площадь вокруг — как полигон. Только с 1989 года в соборе снова стали проводить службы.

Мемориальный музей-дача Александра Пушкина

Царскосельский лицей — не единственный адрес Александра Пушкина в названном в его честь городе. В 1831 году, вскоре после свадьбы с Натальей Гончаровой, поэт с мая по октябрь снимал квартиру в небольшом особняке Анны Китаевой. Именно там Пушкин написал письмо Онегина Татьяне и «Сказку о царе Салтане».

В открытом в 1958 году музее были восстановлены по воспоминаниям современников кабинет и столовая пушкинского дома. Историко-литературная композиция была также посвящена Василию Жуковскому — частому гостю поэта в Царском Селе. Дача Пушкин стала и памятником архитектуры: это небольшое деревянное здание с мезонином построили архитекторы Алексей Горностаев и Василий Стасов в 1827 году.

Александр Кокорев был наследником известного промышленника Василия Кокорева. В конце XIX века он заказал любимому архитектору Николая II — Сильвио Данини — строительство своей новой усадьбы. Для этого к уже имевшимся у него земельным участкам Кокорев добавил еще один, купленный у семьи Гумилевых, где провел свои первые годы будущий поэт Николай Гумилев. В 1901–1902 годах Данини построил на этой территории асимметричный особняк в стиле модерн с элементами готики.

Вокруг дома был разбит сад, который украшали причудливые статуи — раскрашенные фигуры африканцев в натуральную величину, чучело слона и гипсовые гномы. Не менее замысловато выглядели интерьеры особняка — неоренессанс здесь соседствовал с восточным стилем и ар-нуво. В годы Первой мировой войны в здании размещался лазарет, где помощь раненым оказывали в том числе члены семьи архитектора Данини. В ходе Великой Отечественной войны в здание попала бомба, но она не разорвалась, и особняк уцелел. Сегодня здесь работает «Музей редких вещей» из коллекции Ивана Фоминых.

Related Post

Храм святой софии новгороде

Софийский собор в Новгороде С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского

Храм воскресенске

Адрес 140200, Московская область, город Воскресенск, улица Советская, 12 Геогр. координаты Ш:55,321478 Д:38,682442 Время работы ежедневно с 8-00 до 18-00 Вечернее богослужение пн.-вс. 16-00 / пт. акафист Феодоровской иконе Божией

Храм спаса-преображения тверь

Тел.: +7 (4822) 35-70-22 В 1344-1359 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл