Меню

Храм в курске иоакима и анны

  • Навигация
  • Главная
  • Храмы и монастыри
  • Храмы
  • /
  • Золотухинский
  • храм свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое
  • храм свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое

  • Адрес: 305060, Курская область, Золотухинский р-н, с. Долгое, 132
  • Телефон: (47151) 4-14-57
  • На карте Яндекс: Расположение
  • Настоятель: протоиерей Петр Юрочко

Х рам построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного русского архитектора Константина Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа: сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристраивались трапезная с колокольней. В «Справочной книге о церквах, прихода и причтах Курской епархии» за 1908 год имеются сведения: «Церковь в селе Долгое каменная, построенная в 1852 году. Приход состоит из следующих деревень: д. Служня — 3 версты, д. Будановка — 3 версты, д. Мощенка — 7 верст, д. Дубовец — 5 верст, м. Коренная — 1 верста. Число душ в приходе — 3 тыс. 329 человек. 1 церковно-приходская школа, 2 земские школы». В 1868 году Долгое было крупным селом 133 двора и 1 тыс. 147 жителей. А в 2006 году в селе Долгое проживает 300 жителей. Бурные ветры истории пронеслись над куполами храма Иоакима и Анны за 154 года его существования. Но храм выжил, возродился буквально из руин. И в дни празднования тысячелетия крещения Руси (1988 год) он вновь был освящен. Тогда же архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий освятил и нижний храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, устроенный в цокольном этаже. Храм за свою историю закрывался дважды. В 1937 году сломали четыре купола и арестовали священника Тимофея Чурилова (был расстрелян). По сей день неизвестно место его захоронения. В начале Великой Отечественной войны храм был открыт. В 1962 году, по смерти священника Иоанна Дивавина, храм закрыли под предлогом, что нет священника. Сам храм подвергся разорению, фрески и роспись частично сохранились и реставрированы. Колокола с колокольни сброшены и разбиты. Жители разобрали иконы и церковную утварь и имущество по домам. Храм использовали под складские помещения. На территории храма 17 июня 1931 года захоронен наместник Коренной пустыни архимандрит Иннокентий. В 2008 году был восстановлен исторический облик храма. Были возведены четыре малых купола, которые были разрушены в 1937 году. Храм является памятником архитектуры регионального значения.

Храм свв. правв. Богоотец Иоакима и Анны с. Долгое

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): праздничные Воскрестные дни
  • Престольные праздники:
    • Иоакима и Анны — Сентябрь 22 [по н.с.], Август 7 [по н.с.] (Успение прав. Анны)
    • Краткая историческая справка: На пути в Лавру Курского края – Коренную пустынь вас приветливо встречает белоснежный величественный храм во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. В глубокой древности начинается историческое, летописание храма, тесно связанного с Рождества-Богородицким мужским монастырем – местом, где в 1295 году была обретена чудотворная икона Богородицы «Знамение». Тогда город Курск был разорен и сожжен нашествием полчищ татар. Достигли они в лесной стороне места явления иконы. Увидев священника иерея Боголюба, служившего молебны у иконы, крымские татары увели его в плен; часовенку, выстроенную на корне дерева, сожгли, а саму икону рассекли надвое и раскидали в разные стороны. Через некоторое время русское посольство, прибывшее к крымскому хану, выкупило иерея Боголюба из плена. Придя на место явления иконы, и не увидав ее, он помолился со слезами Господу и начал поиски. Скоро увидел в необыкновенном кусте цветов половинку иконы, взяв с собою найденную часть иконы, отправился на поиски другой половинки.

      Пройдя более версты к Курску, увидел в дремучем лесу такой же куст, а в нём лежащую вторую половинку иконы. Приложился к ней, сложил обе половинки и – о чудо! – явилась цельная, как и была прежде, икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Господу угодно было прославить икону и саму местность, где обретены половинки той иконы:

      первое место — было обозначено построением храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни;

      второе место — построением храма во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны в селе Долгое. Деревянная церковь (изображение ее не сохранилось) сделана была из разного леса, ошелевана и окрашена красной краской, почему и называли ее еще «Красной церковью». По прошествии многих лет, за ветхостью деревянный храм было решено заменить на каменный, для этого необходимые средства были собраны достаточно быстро. Среди жертвователей на храм особый вклад внес курский мещанин Иван Алексеевич Воронин. Память о нем благодарные потомки сохранили до сегодняшнего дня. У стен храма, на месте его захоронения, установлен гранитный памятник. Храм построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного русского архитектора Константина Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчаный пятью куполами, позже к нему пристраивалась трапезная с колокольней. В 1868 году Долгое было крупным селом в 133 двора и 1 тыс. 147 жителей. В сегодняшнее время в с.Долгое проживает 300 человек.

      Бурные ветры истории пронеслись над куполами храма свв. правв. Иоакима и Анны за 160 лет со дня его существования. Да и купола уцелели не все. На старых фотографиях 30-х годов – храм с пять куполами, позже они были уничтожены, как и другое убранство храма в годы становления новой власти, а так же была разрушенная Воскресная школа. 1937 году репрессировали и расстреляли настоятеля храма Иоакима и Анны священника Тимофея Яковлевича Чурилова. У стены храма в 30-х годах захоронен последний настоятель Коренной пустыни перед её закрытием Архимандрит Иннокентий. Так же захоронен священник Иоанн Дивавин, который служил в храме с 1943 по 1962 год. После его кончины храм закрыли и разместили в нём склад.

      Несколько десятков лет минуло, с момента запустения храма до его возрождения. В конце 80-х годов XX века, стараниями, архиепископа Курского и Белгородского Иувеналия началось восстановление. Десятки прихожан откликнулись на благое дело – возрождение местных святынь.

      Бесчисленные тонны земли, мусора и грязи были убраны из храма, восстановлена кровля, полы, настенная роспись, иконостас и всё убранство храма. Возвращены в храм старинные иконы и утварь. В дни празднования тысячелетия крещения Руси (1988 г.) он вновь был освящен. Тогда же владыка Иувеналий освятил и нижний, устроенный в цокольном этаже храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

      В 1989 году возрожденный крестный ход со Списком чудотворной иконы Богородицы «Знамение» Курской-Коренной после долгих лет забвения с молитвенным пением обошёл вокруг вновь ожившего храма.

      19 сентября 1991 года состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Коренную пустынь. Это было первое посещение Патриархом в истории существования Коренной обители с 1597года.Во время своего посещения святых мест курской земли Его Святейшество, осмотрев храм святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны вместе с архиепископом Курским и Белгородским Иувеналием, выразил восхищение и благодарность за проделанную работу по восстановлению храма. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «. таким великолепным и красивым сельским храмом мог бы гордиться любой большой город России».

      В храме совершаются молебны святым Угодникам Божиим с водосвятием. Проводятся таинства Крещения, через которое человек духовно рождается, становится членом Церкви. Молодые пары из разных мест Курской земли венчаются в этом чудном храме, получая особую благодать святых мест. Где жених и невеста становятся благословленной семьёй и особенно, благословлённые и святы их плоды-дети, которые даруются таким супругам Богом.

      В Воскресные и праздничные дни совершаются Божественные литургии.

      Дважды в год, в Дни призывника, будущие защитники Отечества получают благословение Божие в храме свв. правв. Иоакима и Анны.

      Не остаются без внимания и бывшие участники Великой Отечественной 1941-1945 гг. Ежегодно 8 мая на братской могиле за алтарём храма священником совершается панихида в память о всех погибших воинах.

      С каждым годом стараниями настоятеля протоиерея Петра Юрочко территория вокруг храма благоукрашается.

      В 2008 г. восстановлены 4 малых купола.

      В 2010 году сделан капитальный наружный ремонт храма. отреставрировали иконостас нижнего храма «Всех святых в земле Российской просиявших».

      По Благословению Митрополита Курского и Рыльского Германа, и трудами настоятеля протоиерея Петра Юрочко и благотворителями, началось восстановление исторического ансамбля храма – закладка фундамента воскресной школы при храме, возвели стены и крышу.

      В 2011 году сделан капитальный внутренний ремонт храма, полностью расписан храм и трапезная, каждую фреску облагородили рамками из гипса, установили дубовые дверные проёмы, стены украшены орнаментами.

      В 2012 году завершено строительство Воскресной школы, сделана полностью наружная и внутренняя отделка здания, получились светлые и просторные классы. Здесь воспитанники Воскресной школы возраст детей от 4 до 15 лет будут изучать следующие предметы: Закон Божий, церковное чтение и пение, изобразительное искусство, хореографию.

      Около Воскресной школы установлена детская игровая площадка, которой очень рады маленькие прихожане.

      В этом году освятили источник в честь святых праведных Иоакима и Анны в селе Долгое. И на этом месте воздвигли часовню. Теперь настоятель храма протоиерей Петр Юрочко на двунадесятые праздники совершают крестные ходы от храма Иоакима и Анны до источника, который находится в низовье села, рядом сохранилось старое русло реки Тускарь. Расстояние от храма до источника 400 метров.

      Два раза в год – весной и осенью с огромной радостью и молитвенным пением, наш храм, настоятель и прихожане с хоругвями встречает и сопровождают крестным ходом великую святыню нашего края – Курскую Коренную икону Божьей Матери «Знамение».

      Церковь освящена 24-го апреля 1770 года.

      ЛЕТОПИСЬ церкви Иоакима и Анны села Долгое, Курского уезда, составленная дьяконом Никитою Матвеевичем Колмаковым.

      Приступая к описанию церкви Иоакима и Анны, я был побуждаем тем, что немногие из служащих при церкви Иоакима и Анны могут знать начало и причину основания сей церкви. Я же будучи потомком моих предков, до устроения сей церкви служащих в Коренском Рождество-Богородицком монастыре до отхода прихожан от экономии монастыря, находясь на должности дьякона при церкви Иоакима и Анны, многое читал, многое слышал от стариков о церкви, вздумал передать потомству. Приступая к изложению летописи, необходимо разделить оное на три периода: первый до основания церкви Иоакима и Анны и служения моих предков в монастыре; второй от основания церкви Иоакима и Анны, бывшей деревянной, основанной в XVII в.; третий от основания и устройства настоящего каменного храма. – Господи благослови молитвами св. Богоотец Иоакима и Анны!

      Глава первая, первого периода.

      Приступая к описанию сей главы необходимо объяснить, что церкви Иоакима и Анны существом своим тесно соединена с существованием Коренского Рождества-Богородицкого монастыря: как рождество Богородицы было от родителей ее Иоакима и Анны, так и храм ее во имя родителей ее должен находиться близь храма во имя Рождества Богородицы или явления ее Иконы Знамения Богородицы явившейся в дикой лесной местности в XIII столетии. В том же столетии овладели Россией татары и, рассеявшись по разным ее сторонам, явились и в Курск и достигли места явления Иконы в лесной стороне; увидев здесь священника Боголепа, взяли его в плен, часовенку, в коей была обретена на корне Икона Знамения Богородицы, сожгли, а саму Икону рассекли надвое и раскидали в разных сторонах от леса по дороге в Курск. Прибывший к хану посол от царя, увидев в плену священника Боголепа выкупил его. Боголеп, придя на место явления Иконы и не видя ее, помолился со слезами Господу и обратился на искание Иконы; в одном месте увидел он замечательный куст травы, от прочих отличный, скученный кругом, подходит к нему и видит посреди оного половину Иконы; познав от сего, что Икона татарами расколона, восплакался горько и возложив упование на Матерь Божию, взяв с собою найденную половину Иконы, отправился далее на поиски другой половины. Пройдя довольно долго по следам их поганых, большую часть ее обращал взор, чтобы увидеть подобный первому кусту травы, как знак и хранилище неоцененного сокровища второй половины Иконы. Пройдя более версты к Курску, видит в дремучем лесу подобный куст, бросился с неописанной радостью к нему, видит в средь его лежащую вторую половину Иконы и, облобызав оную от чистого душевного чувства, сложил обе половины и – о чудо! – явилась цельная, как была прежде, Икона Знамения Пресвятой Богородицы. Господу угодно было прославить Икону Пресвятыя Богородицы и саму местность, где обретены половины расколотой иконы: таковыми местностями оказываются, во-первых, место построения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни, во-вторых – в селе Долгом – место, где в настоящее время существует каменный столб, как указатель престола бывшего деревянного, существовавшего с XVII столетия, храма во имя родителей Богоматери Иоакима и Анны, которая находится невдалеке от каменного храма, ближе к селу Долгое и к тому дубу (Дуб этот остался до последних дней), который, как свидетель, остался от того леса, в котором найдена была другая половина Иконы. И само построение храма во имя родителей Богоматери доказывает истину сего. Неисчислимо количество храмов во имя Пресвятой Богородицы, но едва ли сотая часть оных по всей пространной России имеется в честь родителей ее Иоакима и Анны. Как в земной жизни Пресвятая Богородица не отлучалась от своих родителей, так и этим чудодейственным указанием соблаговолила назначить место и вложить мысль строителям быть храму во имя родителей Иоакима и Анны. До времени устроения храма, в селе Долгом крестьяне обращались в монастырь для молитвы и там совершались таинства брака и отпевания умерших, и прочие христианские требы совершали мои предки: священник Карнилий Саввич Колмаков и священник Савва Колмаков. Тем и должен кончится первый период означенной летописи, в которой по возможности выяснилась причина основания храма во имя родителей Богородицы Иоакима и Анны и на том ознаменованном чудом месте, а не каком либо другом.

      Период второй, глава вторая.

      Приступая к описанию второго периода сей летописи, т.е. от устроения храма Иоакима и Анны и отделения к ней отчисленных от монастыря экономических крестьян живших в разных местностях, а именно: в Долгом, Тазово, Жерновце, Будановке, Служне, Мощенке, я не берусь писать историю монастыря, а только подходящее к моей цели и потому скажу о времени построения церкви и о ее наружном и внутреннем устройстве. Когда начала строиться церковь, с достоверностью сказать невозможно.

      Так как вопрос о времени построения церкви в селе Долгом, во имя св. Богоотец Иоакима и Анны благодаря архивным справкам нам удалось разрешить точно и определенно, о чем речь у нас будет ниже, то дальнейшие соображения летописца на этот счет, как не имеющие особой цены гадания и предложения мы опускаем.

      Церковь устройством своим имела вид прямого четырехугольника, сделана была из разного леса, ошелевана и окрашена красной краской, почему и называем красной церковью.
      ____________________________________

      О личности летописца нам известно, что он действительно сторожил села Долгое, проходил должность дьякона при церкви Иоакима и Анны в селе Долгом с 1841 года по 1881 г.; и так как нынешний каменный храм устроен в 1864 году, то, следовательно, дьякон Никита Колмаков служил в прежнем деревянном храме в продолжение 23-х лет, из предков летописца мы имеем сведения о священнике Игнатие Колмакове, который священствовал в селе Долгое во второй половине XVIII в. В архиве Рождество-Богородицкого Коренского монастыря, в реестре входящих бумаг 1772 года мы отыскали такую запись: “священники села Долгое Игнат Колмаков и Дмитрий Попов назначаются в Коренской монастырь на труды поочередно без воспрещения священнодействия”. О других предках летописца, которые жили гораздо раньше построения отдельного храма в селе Долгое и были белыми священниками при монастыре, это именно священники Савва и Карнилий Колмаковы, архивных указаний отыскать нам не удалось, а это было бы важно в интересах установления преемственности преданий о нахождении половины Иконы в селе Долгое. Что касается времени устроения прежней деревянной церкви, или, как летописец называет ее, “красной церковью” и возникновения которой он относит к XVII столетию, то этот вопрос документально разрешается следующим “доношением”, добытым нами в архиве Курской Духовной Консистории. Приводим его в подлиннике, с сохранением орфографии:

      “Великому Господину Преосвященному Луке, Епископу Белгородскому и Обоянскому из Курского Богородичного Знаменского монастыря

      Епархия Вашего Преосвященства онаго Курского Богородичного монастыря имеется приписанная Коренская Рождественская пустынь, при которой находятся два белых священника с приходскими того монастыря пяти деревень крестьян, а именно деревни Долгой, Служни, Будановки, Тазовой, Жерновца, которым священникам с их приходами при означенном монастыре быть весьма неприлично, понеже через то монастырю и братии многия бывают беспокойства и за теснотою места умерших телес погребать негде, и для того на общем с братиею приговору желает построить оным деревням особую приходскую деревянную церковь в деревне Долгой во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, при которой чтобы и оба белые священники были, на которую церковь материала и прочий кошт имеется в готовности. Того ради Ваше Преосвященство обще собрание покорнейше просим о закладовании и о строении в показанной деревне Долгой вновь под именем выше означенных святых деревянной церкви архипастырское рассмотрение и указ учинить. Августа 14-го дня, 1756 году. Архимандрит Гедедеонъ”.

      Что означенная церковь была построена и освящена об этом говорит нам следующий “репортъ”:

      “Великого Господина Преосвященного Самуила, Епископа Белгородского и Обоянского в Консисторию Курского духовного Правления Управителя священника Федора Колмакова.

      Храм в курске иоакима и анны

      На пути в Лавру Курского края — Коренную Пустынь Вас приветливо встречает храм св. праведных Богоотец «Иоакима и Анны».

      С глубокой древности начинается летописание храма, тесно связанного с Коренной Пустынью — местом обретения чудотворной иконы «Знамение». Это было тревожное время для Курского края. Город был разорен татарами. Достигли они и места явления иконы в лесной стороне. Увидев здесь священника Боголепа, служившего молебны у иконы, крымские татары увели его в плен; часовню, выстроенную на корне дерева, сожгли, а саму икону рассекли надвое и раскидали в разных сторонах от леса по дороге на Курск.

      По прошествии некоторого времени русское посольство, прибывшее к Крымскому хану, выкупает иерея Боголюба из плена. Придя на место явления иконы, и не видя ее, он помолился Господу и начал поиски. В одном месте увидел он удивительный куст травы, отличавшийся от других, подошел к нему и увидел посреди лежащую половину иконы, узнав таким образом, что икона расколота татарами, горько восплакал и возложил упование на Матерь Божию, взяв найденную половину иконы, отправился на поиски второй половины. Пройдя более версты к Курску, видит в дремучем лесу, подобный куст травы, — бросился к нему и увидел лежащую в середине его вторую половину иконы. Сложив обе половины иконы, икона чудным образом явилась целою, как и была прежде.

      Господу было угодно прославить икону и саму местность, где обретены половины расколотой иконы:

      первое место — обозначено построением храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Пустыни;

      второе место — построение храма во имя св. пр. Богоотец «Иоакима и Анны» в селе Долгое.

      Из доношения 14 августа 1756 года архимандрита Гедеона, настоятеля Курского Богородичного Знаменского мужского монастыря, к которому тогда была приписана Коренская Рождественская пустынь, мы узнаем, что братия монастыря и крестьяне окрестных сел Долгое, Служня, Будановка, Тазово, Жерновец «просят учинить указ на постройку приходской церкви в деревне Долгое под именем праведных Богоотец «Иоакима и Анны».

      В рапорте 1770 года, июня 29-го дня управитель священник Федор Колмаков сообщает: «В силу данной мне заручной Его Преосвященства грамоты в Курском уезде, в Обмякцком стану, в селе Долге церковь свв. Богоотец Иоакима и Анны в 1770 году 24 дня на память св. муч. Саввы Страстилата мною освящена. ».

      Деревянная церковь (изображение ее не сохранилось) имела вид прямого четырехугольника, сделана была из разного леса, ошелевана и окрашена красной краской, почему и называлась «Красной церковью».

      По прошествии многих лет за ветхостью деревянный храм было решено заменить на каменный, для этого необходимые средства были собраны достаточно быстро. Среди жертвователей на храм особый вклад внес Курский мещанин Иван Алексеевич Воронин. Память о нем благодарные потомки сохранили до сегодняшнего дня, у стен храма, на месте его захоронения, установлен гранитный памятник.

      Храм построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного русского архитектора Константина Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа: сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристраивались трапезная с колокольней. Сохранилось описание каменной церкви за 1910 год: « Снаружи и внутри оштукатурено, покрыто белым железом, покрыто алюминием. Длина с колокольней и трапезной — 25 сажень (50 м.), наибольшая ширина — 7 сажень (14 м), высота до верха карниза -5 сажень 2 аршин. (10 м). На церкви имеется 1 большая глава и 4 малых, больших окон — 18 и в куполе 8 окон, дверей наружных створчатых, обшитых железом 3, внутренних 3.

      Иконостас длинною 8 аршин, высота 11,5 аршин. Колокольня в 3 яруса общею высотой до карниза 11 сажень и 2 аршина (23 м). Сторожка при храме каменная, покрыта железом. Длинна 15 аршин 15 вершков (11 м), ширина 10 аршин (7 м), высота 6 аршин (4 м). Окон 9 штук, дверей 5. Школа при церкви каменная (1865 года) покрыта железом».

      В «Справочной книге о церквах, прихода и причтах Курской епархии» за 1908 год имеются сведения: «Церковь в селе Долгое каменная, построенная в 1852 году. Приход состоит из следующих деревень: д. Служня — 3 версты, д. Будановка — 3 версты, д. Мощенка — 7 верст, д. Дубовец — 5 верст, м. Коренная — 1 верста. Число душ в приходе — 3 тыс. 329 человек. 1 церковно-приходская школа, 2 земские школы».

      В 1868 году Долгое было крупным селом 133 двора и 1 тыс. 147 жителей. А 2006 году в селе Долгое проживает 300 жителей.

      Бурные ветры истории пронеслись над куполами храма «Иоакима и Анны» за 154 года его существования. Но храм выжил, возродился буквально из руин, трудами, тогда Архиепископа Курского и Белгородского Иувеналия. И в дни празднования тысячелетия крещения Руси (1988 году) вновь был освящен. Тогда же Владыка Иувеналий освятил и нижний храм вой имя Всех святых в Земле России просиявших, устроенный в цокольном этаже.

      С этого времени начала возрождаться и жизнь прихода. Здесь получают благословение молодые парни, уходящие на службу в ряды Российской армии. Молодые пары из разных мест Курской земли венчаются в этом чудном храме, получая особую благодать святых мест. Уже стало традицией устраивать в трапезной храма Рождественскую елку для самых маленьких прихожан и жителей окрестных сел.

      С каждым годом, стараниями настоятеля храма протоиерея Петра Юрочко и прихода, храм и его окрестности обустраиваются и украшаются.

      Храм за свою историю закрывался дважды. В 1937 году сломали четыре купола и арестовали священника Тимофея Чурилова (был расстрелян). По сей день неизвестно его захоронение.

      В начале Великой Отечественной войны храм был открыт. В 1962 году, по смерти священника Иоанна Дивавина храм закрыли под предлогом, что нет священника. Сам храм подвергся разорению, фрески, и роспись частично сохранились и реставрированы. Колокола с колокольни сброшены и разбиты. Жители разобрали иконы и церковную утварь и имущество по домам с разной целью, чтобы вернуть в храм, а кто на хозяйственные нужды. Храм использовали под складские помещения.

      Но храм выжил, возродился буквально из руин. На территории храма захоронены наместник Коренной пустыни архимандрит Иннокентий 17 июня 1931 года.

      По словам Патриарха Московского Алексия II , посетившего храм в сентябре 1991 года: «. таким великолепным и красивым сельским храмом мог бы гордиться любой большой город России».

      В 2008 году был восстановлен исторический облик храма. Были возведены четыре малых купола, которые были разрушены в 1937 году.

      Храм является памятником архитектуры регионального значения.

      Возрождая веру, культуру, историю народа, мы постигаем ныне всё заново

      Корр. Наверное, любому человеку, верующему или нет, больно видеть разорённые и заброшенные храмы, превращённые в лучшем случае, в очаги культуры, как, например, в Казанке, или в образовательные учреждения, как в Коренной пустыни, а в большинстве своём — в склады, как было полвека назад с Долговским храмом Иоакима и Анны. Восстанавливать церкви стали в самое трудное время — в 90-е годы, когда ни средств, ни материалов, ни рабочих рук не хватало. Во всём помогали люди: за «спасибо», за божеское слово и благословение жертвовали деньги, участвовали в расчистке территорий.

      В 1989 году решением Курского облисполкома в местечке Свобода был создан историко-архитектурный комплекс «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь» и передан Курско-Белгородскому епархиальному управлению. Горжусь, что и я стояла у истоков возрождения православных традиций в нашем районе: написала статью о первом после 66-летнего забвения Крестном ходе с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной в возвращённый православному люду монастырь. С благоговением ношу при себе подаренную двадцать с лишним лет назад архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием икону «Знамение» и храню Библию с его именной печатью — так Владыка отметил корреспондента, впервые осветившего православный праздник в светской газете.

      Н.И.Рыжков. Я тоже помню то время. В семейном архиве нашёл как-то старую районную газету «Ленинское знамя» от 25 августа 1990 года, где перепечатана из «Курской правды» статья «Возродится Коренная пустынь». Что поразило меня в ней? Приведенные журналистом высказывания уроженца деревни Будановка Ефима Ивановича Полякова, коммуниста с 50-летним стажем, пронесшего через всю Великую Отечественную войну веру в Бога! Вот что он пишет о себе: «… считал и считаю, что именно память о Коренной, о её красоте и святости спасла меня в войну от смерти. В каких только переделках ни бывал, от солдата до полковника дослужился, командовал полком, дивизией, но вот остался жив. », — и продолжает о духовном возрождении: «На мой взгляд, покаяться нам надо перед церковью за то, что так нещадно жестоки были к ней… За то, что храмы взрывали, верующих преследовали… За все грехи наши, неправедную жизнь, далёкую от человека. Политика агрессивного, невежественного атеизма принесла свои плоды — она убила души наших детей, развратила молодое поколение, отняв общечеловеческие ценности… Бескультурье, лицемерие, хамство, грубость на каждом шагу, святого в сердце мало что осталось… И сейчас задача у нас одна — возродить человеческую душу, восстановить исконно русские святыни, ведь религия — это не выдумка, не обман, как десятилетиями нам внушали. Это целый пласт культуры, реально существующий, без знания которого нельзя считать себя интеллигентным, цивилизованным человеком». Как созвучны эти мысли, высказанные два с лишним десятилетия назад, с моими нынешними!

      Благочинный Пётр Юрочко. Я пришёл послушником в Коренную пустынь по окончании Курской духовной семинарии спустя год после посещения её Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Лаврой Курского края называют в народе наш монастырь. И тогда, в далёком 1992-м, обитель жила воспоминаниями об этом визите, ведь впервые в истории Коренной пустыни на это святое место приехал Патриарх, чтобы в канун Рождества Пресвятой Богородицы освятить престол. Из уст в уста передавались его пророческие пожелания: «Дай Бог, чтобы годы лихолетий никогда не возвратились бы на нашу землю. Будем созидать, возрождать и возвращаться к нашим корням…». Под впечатлением этих слов я до сих пор исполняю свой христианский долг вот уже двадцать с лишним лет после Указа Архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия: «Священнику Петру Фёдоровичу Юрочко: нашим определением Вы назначаетесь настоятелем храма Иоакима и Анны села Долгое Золотухинского района Курской области». Горжусь, что служу в храме, который в то время тоже посетил Патриарх Алексий II, выразивший восхищение и благодарность за проделанную работу по восстановлению его после многолетнего запустения: «Таким великолепным и красивым сельским храмом мог бы гордиться любой большой город России».

      Многое сделано за эти годы с помощью прихожан и меценатов: восстановлено четыре малых купола, капитально отремонтирован храм внутри и снаружи, обновлена роспись. Кроме уставных богослужений, проводится огромная духовно-просветительская работа с населением, молодёжью и школьниками. Дважды в год получают здесь благословение Божие перед службой в Армии будущие защитники Отечества, мы устраиваем встречи со школьниками, учащимися местного профессионального училища и ветеранами Великой Отечественной войны. В трёхстах метрах от храма освящён источник и поставлена часовня в честь святых и праведных Иоакима и Анны. Но особая наша радость — строительство Воскресной школы, где с удовольствием занимаются дети.

      О.Д.Юрочко. О Воскресной школе хочу рассказать поподробнее, так как я преподаю в старшей и средней группах Закон Божий. Занятия с детьми мы стали проводить ещё двадцать с лишним лет назад, сразу же по приезде нашей семьи в Долгое, только раньше собирались в нижнем храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Воскресную школу посещал наш старший сын Николай, сейчас он — студент музыкального колледжа имени Свиридова. Теперь же в новой школе занимаются 46 детей: самым младшим воспитанникам Максиму Хохлову и Тимофею Епишеву по три с половиной года, самым старшим Диме Шилину, Анастасии Зуевой и Елизавете Чуриловой — по тринадцать. Марина Ивановна Меркулова ведёт Закон Божий в младшей группе, Оксана Сергеевна Хохлова — хореографию и драмкружок, Елена Анатольевна Воркунова — изобразительное искусство, Виктор Алексеевич Шилин аккомпанирует на баяне. Принимаем детей в Воскресную школу отовсюду. Жительница Свободы Лариса Степановна Епишева с удовольствием приводит на занятия пятилетних внучек Марину и Веру. Её сын Александр (отец Верочки) ходил вместе с друзьями заниматься в Воскресную школу ещё в первые годы становления храма. Татьяна Валерьевна Жукова приводит дочку Анастасию, Анна Владиславовна Метасова — четвероклассницу Вику. Никиту привозят родители из Солнечного, Катю и братьев Даниила с Алёшей — из Жерновца, Диму — из Будановки, а Леру — из Курска. Родители нам очень помогают. А какие праздники устраиваем с участием мам, пап и бабушек! На Рождественскую ёлку спектакль ставили, песни пели и стихи читали. Сказочницей была Женя Голованова. Приходили к ребятам Дед Мороз со Снегурочкой, одарили всех сладостями. А Благочинный в качестве Рождественского подарка пригласил из Курска передвижной Планетарий, и воспитанники Воскресной школы посмотрели фильм о звёздном небе и об устройстве нашей Вселенной.

      Т.Н.Белинская. В нашем молодом посёлке Солнечный до 2000 года храма вовсе не было, и верующие ездили на службу в окрестные сёла или в Курск. Когда по благословению владыки Ювеналия в посёлке был открыт приход, началось строительство храма Воскресения Христова, а служба проводилась в строительном вагончике. Пасху 2003 года праздновали уже в новом храме, а после постепенно вели отделку, обустраивали территорию, подвели газ, смонтировали уличное освещение, приобрели малую звонницу и установили её на колокольне. На въезде в посёлок появился поклонный крест. Заслышав звон церковного колокола, спешат теперь в храм стар и млад, отложив все дела в сторону, чтобы помолиться, послушать проповедь иерея Сергия Чумакова, усладить своё сердце небесным утешением. Услышав, что началось восстановление Донского храма Зачатия праведной Анны, я стала и там оказывать посильную помощь. Многие прихожане внесли свой вклад в богоугодное дело. И как радостно было встречать Рождество Христово в этом году в обновлённом храме! На ёлку, устроенную иереем Олегом Сергеевым, пришли более сотни прихожан с детьми, после молебна дети и взрослые водили хороводы, пели песни и рассказывали стихи, отгадывали загадки, получая подарки. Незабываемый праздник получился.

      В.В.Неведров. Мне посчастливилось принять участие в этом празднике и услышать замечательные слова, сказанные священником: «Сердце возрадовалось, когда я увидел в храме столько детей! Если рождаются дети, возрождаются храмы, значит, село живёт и процветает наша страна!». Я полностью согласен с отцом Олегом и радуюсь вместе с жителями села Донское, куда наконец-то пришла дорога, пришёл газ, где ожил храм Божий. Теперь думаем над обновлением сельского Дома культуры, где бы по вечерам собиралась молодёжь и проходили светские праздники. На территории нашего сельсовета есть ещё один старинный храм — фентисовский, великомученика Димитрия Солунского. Сейчас там тоже ведутся, благодаря спонсорской помощи, реставрационные и ремонтные работы: на просьбу иерея Дмитрия Разинькова и прихожан откликнулись в прошлом году руководство ООО «Авангард-Агро-Курск» и лично директор СХП «Новоспасское» Анатолий Ильич Иевлев, выделившие 87 тысяч рублей.

      Благочинный Пётр Юрочко. Согласен, Анатолий Ильич Иевлев многое сделал для духовного и культурного возрождения села. В строительство храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в Новоспасском уже вложено миллион шестьсот тысяч рублей. В новом храме вставлены двери, на крыше установлена металлическая конструкция под купол, заказаны и изготавливаются пластиковые окна.

      Н.И.Рыжков. И работы, и финансирование строительства в Новоспасском продолжаются. Я хотел бы отметить ещё одну сторону духовного возрождения села. И у нас, и в других населённых пунктах немало людей, исповедующих древлеправославную веру, или старообрядцев, как называют их в просторечье. Молятся они зачастую в приспособленных помещениях, а то и на дому у какой-нибудь старушки, как было до недавнего времени в нашем Дерлово. А теперь там в центре села засияла куполами церковь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённая Древлеправославным патриархом Александром, приезжавшим в Дерлово из Москвы в июле прошлого года. Построена она по инициативе и в основном на средства местного фермера Петра Петровича Конорева.

      Благочинный Пётр Юрочко. Подводя итог нашему разговору, не могу не отметить отрадное: возрождение духовное всячески поддерживается сейчас власть предержащими структурами и первыми лицами России — Президентом и Председателем Правительства. К примеру, светлый праздник Рождества Христова в этом году глава государства встретил в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя, который был построен совсем недавно возле Олимпийского парка в Сочи. Новый храм будет центром культурно-исторического комплекса. Владимир Путин подарил настоятелю храма архимандриту Флавиану икону Спаса Нерукотворного XIX века из липы и сусального золота. В свой приезд в Курск в августе прошлого года Дмитрий Медведев с супругою Светланой посетили Знаменский кафедральный собор в Курске и встретились с митрополитом Курским и Рыльским Германом. Многое делается сообща властью церковной и светской в нашем Курском крае: совместные Рождественские и Пасхальные праздники и концерты, благотворительные посещения детских домов и домов престарелых, научно-образовательные чтения и фестивали. В ноябре прошлого года Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Курской области Александром Михайловым, митрополитом Курским и Рыльским Германом и епископом Железногорским и Льговским Вениамином. В числе всех обсуждаемых вопросов шёл разговор и о духовном возрождении общества. Российский патриарх отметил, что стало хорошей традицией каждый год на встрече с курянами подводить итоги совместной работы, обсуждать актуальные вопросы. «Наблюдаю внимательно за жизнью Курской области и Курской митрополии, радуюсь тем успехам, которые, несомненно, имеют место и в духовной жизни, и в жизни светской, государственной, общественной. Дай Бог, чтобы Россия развивалась успешно духовно и материально. Ради этого призвана трудиться церковь во взаимодействии, в том числе, с государственной властью. На примере Курской области это взаимодействие осуществляется успешно», — сказал глава Русской православной церкви. А в заключение позволю напомнить всем благочестивые слова святителя Филарета Московского: «Мир, любовь, единодушие — самые твёрдые основы общества и самые крепкие узы, связывающие между собою членов общества».

      От редакции. Тема, поднятая в рубрике, многогранна. Мы приглашаем к разговору всех, кто причастен к возрождению духовных и культурных традиций, сохранности культурно-исторических и памятных мест в нашем районе.

      Смотрите так же:  Храмы горят