Кашгар мечеть

Мечеть «Ид Ках» (Кашгар, Китай)

The Id Kah mosque (Kashgar, China)


Мечеть «Ид Ках» (??? ??? ????) или по-другому мечеть Этигарта получила свое название в честь центральной площади, населённого уйгурами-мусульманами города Кашгар. Она является самой большой мечетью в Китае.

Со стороны площади видны большие центральные ворота высотой 12м и два минарета, покрытые мелкой желтой плиткой, что придает комплексу приветливый вид. Мечеть «Ид Ках» – одна из немногих мечетей в Китае, на которую китайское зодчество практически не оказало никакого влияния: облик комплекса напоминает традиционные ближневосточные мечети.

История строительства

Самая большая мечеть в Китае была построена в 1442 году по приказу правителя Кашгара Шакесимирдзы на месте бывшего мусульманского кладбища (некоторые входящие в комплекс мечети сооружения датируются 936г.) На протяжении своей длительной истории мечеть несколько раз перестраивалась, в целом сохраняя свой первоначальный облик. Последняя реставрация производилась уже после Культурной революции.

Основное здание несколько раз подолгу обновляли, сохраняя его стиль, размеры и окраску, и наконец-то оно достигло своего настоящего размера.

Комплекс мечети имеет 140 метров в длину с юга на север и 120 метров с востока на запад, занимает площадь 16 800 квадратных метров и состоит из Зала Молящегося, Зала для Обучения Доктринам, шахты глубинного гидрозатвора, пруда и других вспомогательных сооружений.

Ворота мечети, построенные из желтого кирпича с соединениями кирпичной работы и вкраплениями из гизума, имеют четкие линии. На обеих сторонах ворот есть круглые кирпичные колонны 18 метров в высоту, наполовину вделанные в стену. На вершине колонн стоит башня, откуда имам каждый день громко на рассвете будит и созывает мусульман для богослужения в мечети. Это редкое явление в Китае.

Сразу за центральными воротами находится просторный двор: пышные кроны старинных тополей и сосен дарят этому месту густую тень, поэтому здесь всегда прохладно и комфортно.

Посередине двора находится пруд, вокруг которого можно увидеть многочисленные керамические сосуды, предназначенные для использования верующими для омовения перед молитвами, хотя сейчас это редкое зрелище, потому что в мечети установлен водопроводный кран.

Из двора можно пройти к 36 залам, среди которых главный молитвенный зал заслуживает особого внимания. Он расположен в западной части комплекса на специальном помосте. Портал зала украшен росписью со сложными геометрическими орнаментами. Насыщенные оттенки красного, желтого, зеленого и оранжевого цветов контрастируют с золотым контуром. Потолок, поддерживаемый 140 деревянными резными колоннами голубого цвета, покрыт яркими изображениями цветов.

Каждый день тысячи верующих приходят сюда на молитвы. В обычные дни число посетителей колеблется между 2-3 тысячами, по пятницам в мечети собирается до 20 тысяч человек, поэтому туристам в эти дни планировать посещение мечети не рекомендуется. В мусульманские праздники число молящихся достигает нескольких десятков тысяч и те, кто не попал вовнутрь, располагаются прямо на площади.

Китай мусульманский, или Как живут правоверные в коммунистической стране

Ислам проник в Китай в начале эпохи Тан (618-907 гг. н.э.), то есть на заре своего существования, с северо-запада через Синьцзян и морским путем с юго-востока. Мусульманами в Китае бы­ли тогда в основном арабы и персы. В эпоху Тан Китай поддержи­вал связи как с Центральной Азией, так и с арабскими царствами.

Мало кто знает, что сегодня в Китае проживают 20 миллионов мусульман, которым удалось сохранить свою религию и культуру в условиях коммунистического режима.

Строительство мечетей, совершение паломничества, а также перевод и исследование основных теоретических трудов являются важным способом распространения и развития ислама в Китае. Вслед за распространением ислам постепенно принял китайскую традиционную культуру, и таким образом возникла религия с китайской спецификой.

Мечеть в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Люди на рынке в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Официантка выносит напитки, Кашгар, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Мужчина вывозит мусор на мопеде в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Кафе в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Женщина у гигантского экрана на главной городской площади в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Женщина у двери в Старом городе в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Смотрите так же:  Мечети зольского района

Мужчина продает музыкальный инструмент в Старом городе в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Китайский флаг на башне в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай

Туристы обедают в Старом городе в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Пожилой мужчина закрывает лицо от камеры в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Люди проходят мимо китайских флагов в Кашгаре, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай.

Ид ках – самая главная мечеть Кашгара и жемчужина уйгурской истории. Что мы знаем о ней?

На протяжении нескольких столетий она стояла в центре древнего города Кашгара и наблюдала за ходом уйгурской истории. Она пережила смены правителей и династий, в стенах ее медресе разным наукам обучались многие поколения уйгуров, и с каждым столетием мечеть становилась только больше и краше. Сегодня это не просто важный архитектурный памятник уйгурской истории, это символ всего уйгурского народа. Однако мало кто знает, как Heytgah перевоплотилась из маленькой мечети в самую большую мечеть Ватана.

Heytgah Meschiti (Ид ках) ??????? ??????? самая большая мечеть СУАР и Китая, входит в тройку самых главных мечетей Средней Азии. Площадь мечети 16 800 м?, вместимость 20 000 человек. На протяжении веков мечеть служила учебным заведением медресе, в котором уйгуров обучали уйгурской литературе, языкам, точным наукам и религии. Немало известных уйгурских деятелей обучались здесь. Одними из них являются два знаменитых уйгурских поэта, Herikiti (1634-1724 гг) ?????? ????? ??????? и Abdurahim Nizari (1770-1849 гг) ?????????? ?????? , они изучали в медресе при мечети уйгурскую литературу

Наиболее древние участки мечети относятся к IX—X вв.

Основательное строительство мечети началось в 1442 году, когда Saksiz Mirza (?????? . ?????) начал масштабную перестройку и расширение мечети. Позже, его сын Abdubakri (????????) стал правителем Кашгара.

В 1538 году, во время правления Яркендского Ханства умер дядя Бега Кашгара, Aziz Wali (????? ????) Правитель Кашгара Mirza Obul Hadi Kashgari Beg (????????? ????) решил расширить мечеть для молитв о покойном дяде, к ней было пристроено несколько минаретов.

В 1787 году, местная аристократка Zulpiya hahim (??????? ?????) , богатая женщина из Кашгара из поселка Haneriq, за собственные средства приобрела площадь земли размером в 4000 м? и отдала на распоряжение мечети.

В 1798 году, из-за тяжелой болезни по пути в Пакистан, умерла Яркендская принцесса Ramilyagul (?????????) . Чтобы сохранить светлую память о ней у народа, ее семья распорядилась добавить к мечети дополнительные пристройки и украсить мечеть красивыми узорами и глазурной плиткой. Мечеть была переименована в «Heytgah» (праздничное место)

В 1809 году, Кашгарский Бег Zurdun (??? ?????????) начал перестраивать Кашгар, он разрешил жителям строить свои дома ближе к мечети, и построил базар недалеко от нее. Благодаря этому, город Кашгар начал постепенно перестраиваться вокруг Heytgah, и она стала его центром. Поэтому здесь начали появляться красивые сады и парк. Кстати на фотографиях Кашгара в 1934 году, можно увидеть базар прямо рядом с мечетью.

Кашгар 1934 год, базар и другие здания рядом с мечетью

В 1870 году, во время правления Badavlat Yakub Beg (???????? ( ???????? ) ???????) западная часть мечети была отреставрирована. Чтобы усилить образование уйгуров и добавить больше изучаемых наук, к восточной части, где находилось медресе, добавили 72 учебные комнаты. На строительство ушло 3 года.

Комнаты медресе, 2019 год

22 августа 1902 года, произошло самое сильное землетрясение за всю историю Кашгара (около 10 баллов) 10 тысяч домов было разрушено. Один их минаретов и часть ворот мечети были разрушены. В 1904 году, два брата аристократа Nurdibai и Kerimbai (????? ??? ????? ????? ??? ???? – ?????? ) начали собирать средства для восстановления разрушенной части мечети. Совместными усилиями кашгарцам удалось отреставрировать мечеть.

В 1955 году, новое правительство СУАР осуществили еще одну реставрацию и реформацию. На протяжении нескольких десятилетий, они постепенно убирали сначала базар, потом сады и превратили площадь перед мечетью в дополнительное место для молитв и прогулок. На фотографиях 1970 года еще можно увидеть цветочный сад перед входом в мечеть.

В 1962 году Госсовет КНР принял решение о превращении мечети Heytgah в объект, охраняемый государством.

Кашгар, 70 годы прошлого века. Цветочный сад перед мечетью

В Китае введены ограничения для мусульман

По сообщениям СМИ, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая в период мусульманского поста введены запреты на публичные религиозные мероприятия.

Смотрите так же:  Мечеть в израиле кадыров

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ УЙГУРОВ СИНЬЦЗЯНА

Сайт Radio Free Asia сообщает, что китайские власти в проблемном северо-западном Синьцзян-Уйгурском автономном районе ввели ограничения на публичные мероприятия в священный для мусульман месяц Рамазан среди уйгурского национального меньшинства.

Издание сообщает, что китайское правительство 5 июля — в день годовщины массовых беспорядков в регионе в 2009 году, когда погибло около 200 человек, — усилило охрану в крупных городах Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, а в месяц Рамазан запретило проведение любых общественных мусульманских мероприятий в регионе.

Сайт Всемирного уйгурского конгресса Uyghurcongress.org сообщает, что «мусульмане-уйгуры в китайском регионе Синьцзян столкнулись с очередным ущемлением своих прав — государственным служащим и студентам запретили поститься в священный месяц Рамазан».

Издание сообщает, что региональными властями издано специальное «постановление о необходимости поддерживать социальную стабильность в период Рамазана».

«Членам Коммунистической партии, гражданским служащим (включая пенсионеров) и студентам запрещено участвовать в религиозных мероприятиях Рамазана», — пишет сайт Всемирного уйгурского конгресса (ВУК).

Издание Всемирного уйгурского конгресса сообщает, что «на веб-сайте правительства Синьцзяна опубликован призыв к партийным лидерам приносить продовольственные „подарки“ сельским старостам, чтобы убедиться, что они в Рамазан питаются в дневное время и что чиновники призывают школы проследить, чтобы ученики-мусульмане в Рамазан не посещали мечети».

«Ссыльные лидеры уйгурской общины осудили очередной плевок властей в сторону

мусульман», — пишет сайт Uyghurcongress.org.

«Запрещая поститься в Рамазан, Китай использует административные методы для принуждения уйгурского народа употреблять пищу [в дневное время]», — цитирует сайт Дильшата Раксита, представителя Всемирного уйгурского конгресса.

Дильшат Раксит предостерег, что расширение ограничений лишь заставит «уйгурский народ оказывать сопротивление еще сильнее».

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает около девяти миллионов уйгуров и других тюркоязычных, в основном мусульманских, этнических меньшинств, многие из которых обвиняют власти Китая в преследованиях этнических и религиозных (мусульманских) меньшинств. Регион периодически сотрясают вспышки насилия на этнической почве, но власти Китая отрицают обвинения в репрессиях.

ОБОСНОВАНИЯ СО СТОРОНЫ КИТАЙСКИХ ВЛАСТЕЙ

Как говорит корреспонденту Азаттыка Кахарман Кожамбердиев, активист уйгурской диаспоры Казахстана, ему поступают сведения из уйгурской общины Синьцзяна о том, что в месяц Рамазан власти Китая запретили проводить публичные мусульманские мероприятия.

— Ко мне доходят сведения о том, что партийные активисты ходят по мечетям и отслеживают, не посещают ли мечети служащие, молодежь, особенно учащиеся вузов и школ, — говорит Кахарман Кожамбердиев.

По его словам, подобные действия китайских властей нарушают права религиозных

меньшинств. Как говорит Кахарман Кожамбердиев, китайские власти такие свои действия осуществляют вне рамок законодательства:

— Китайские власти свои действия обосновывают как стремление обеспечить спокойствие и стабильность в этом регионе. Однако они не оформляют подобный запрет в виде каких-либо законодательных актов. Они это делают в виде партийных директив, которые затем распространяются через местные парткомы.

По словам Кахармана Кожамбердиева, в коммунистическом Китае традиционно запрещается коммунистам соблюдать религиозные обряды, в том числе и мусульманский пост. Однако, как говорит гражданский активист, с очевидным запретом на проведение публичных мусульманских мероприятий в месяц Рамазан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, прямо нарушающим права представителей уйгурского этноса, традиционно исповедующих ислам, он сталкивается впервые.

Этничнический казах, по имени Калиакпар, журналист, проживающий в Урумчи, административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, говорит корреспонденту Азаттыка, что ему ничего не известно о каких-либо притеснениях мусульман этого региона в месяц Рамазан.

— Те, кто хочет держать уразу, тот ее и держит. Люди свободно ходят в мечеть, совершают намаз, — говорит Калиакпар.

Вместе с тем он допускает, что могут быть какие-то ограничения для студентов-мусульман в соблюдении ими поста в месяц Рамазан, поскольку это, по его словам, может мешать учебному процессу.

— Но мне о подобных фактах неизвестно, — уточняет Калиакпар.

Вместе с тем Калиакпар говорит, что в Китае традиционно существует запрет на соблюдение коммунистами мусульманского поста.

— Это потому, что коммунисты должны быть атеистами, — поясняет журналист, проживающий в Урумчи.

Бывший оралман из Китая, по имени Серикбек, недавно побывал в Урумчи, и он в разговоре с корреспондентом Азаттыка подтверждает, что в коммунистическом Китае традиционно запрещается членам партии соблюдать религиозные обряды, поскольку они должны быть атеистами.

Смотрите так же:  Мечети в коломягах

— Кроме того, как я слышал, традиционно запрещается соблюдать уразу студентам и учащимся, — говорит Серикбек.

По его словам, обстановка в Урумчи в месяц Рамазан спокойная и верующие свободно посещают мечети.

Полковник запаса Казис Тогузбаев после окончания военной службы занялся журналистикой, увлекся фотографированием. Работал в оппозиционных газетах «С?з» и «Азат», вёл блог на сайте kub.info, где размещал свои фоторепортажи, один из которых — о насильном выселении жителей поселков Бакай и Шанырак близ Алматы.

В январе 2007 года Казис Тогузбаев был награжден премией «Свобода» за вклад в продвижение демократических ценностей в Казахстане. С сентября 2008 года Казис Тогузбаев работает корреспондентом Азаттыка – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода».

Обсудить статьи Казиса Тогузбаева можно в Facebook’е, Твиттере. Казиса Тогузбаева можно найти также в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».

Кашгар, будучи расположенным на соединяющей два международных аэропорта автостраде Бишкек — Исламабад, пользуется огромной популярностью у туристов. Из Кашгара начинается также путь в Лхасу по северо-западному транс-тибетскому шоссе и путь в оазисы северных склонов Куньлуня — в Хотан, Керию и др.

Из России в Кашгар можно добраться на самолетах через Урумчи — административный центр СУАР. Из Москвы такую доставку осуществляют Южные Китайские авиалинии (China Southern Airlines). Можно воспользоваться также услугами авиакомпании S7, которая осуществляет рейсы Новосибирск-Урумчи. Из Урумчи до Кашгара можно доехать также на поезде, который идет около суток. Возможны и другие варианты.

На автотранспорте в Кашгар можно заехать из Бишкека через Нарын и перевал Туругарт или из Оша через Алайскую долину и пропускной пункт Иркештам.

Географическое положение

Кашгарский оазис находится на крайнем западе Таримской впадины. Его орошают три реки: Кашгар или Кызылсу (Восточная Кызылсу), берущая начало с восточно-заалайского ледника Восточный Кызылсу, Гёздарья и Хантерексу. Последние две реки вытекают из Кашгарских гор. Земля в Кашгарском оазисе очень плодородна, здесь культивируют не только злаки, но и хлопок, а также различные фрукты. Кашгарские ковры пользуются спросом по всему миру. В окрестностях города ведется добыча медной руды.

Достопримечательности

В Средние века Кашгар — важнейший торговый пункт на Великом шёлковом пути, откуда шли караваны на запад (в Ферганскую долину), юг (в Кашмир), юго-восток (в Хотан и Керию) и северо-восток (в Турфан).

До 2-го века до н.э. оазисом владели юэчжи. Первое вторжение китайцев произошло в 138 г. до н.э. Одна, из наиболее драматичных военных кампаний, случилась в 747 году, когда китайские вооруженные отряды, заняв Кашгар и Памир, вытеснили тибетцев, которые в то время полностью контролировали западные территории. Потом, практически на 1000 лет, район вышел из-под контроля Китая. В конце 14-го века тяжёлый удар по благосостоянию оазиса был нанесен нападением Тимура, после которого усилилась исламизация местного населения. Лишь в 1758 году маньчжурский полководец Цяньлун завоевал Джунгарию и Восточный Туркестан, вернув район под контроль Китая.

История путешествий в Кашгар

Первым посетившим Кашгар европейцем был Марко Поло (1273 г.), который отметил наличие в городе несторианских церквей.

В 1603 году в районе побывал проследовавший из Индии в Китай португальский иезуит-миссионер Бенедикт де Гоес (Benedict de Goes). О более поздних посещениях района европейцами в течение более 200 лет информация отсутствует. Пытавшийся проникнуть в Кашгарию в 1857 году ученый А. Шлагинвейт, был обезглавлен по приказу местного правителя Валихан-тюрей.

Возможно вторым (после Марко Поло) посетившим Кашгар европейцем стал русский путешественник Чокан Валиханов. В июне 1858 года под видом мусульманского купца Чокан Валиханов перешел через Тянь-Шань и прибыл в Кашгар, где провел целый год, изучая особенности местности, обычаев и культуры местного населения. В мае 1860 года Валиханов выступил с сообщением о своем путешествии в Русском географическом обществе.

С 1873 г британское присутствие в районе стало более регулярным. В этот период Синьцзян снова вышел из под контроля Китая в результате восстаний дунган и Якуб-бека (1867-1878). Организованная тогда британская миссия в Кашгаре, составлявшая при Форсайте (T.D.Forsyth), 350 человек, была самой большой, которую когда-либо видывал Синьцзян. Основной целью миссии была политическая и военная поддержка сепаратистских настроений Якуб-бека с использованием последнего в качестве аргумента в переговорах с Россией.

1. John Keay. The Gilgit Game: The Explorers of the Western Himalayas 1865-95. 1979

Related Post

Мечеть химки

Мусульмане города Химки Записи сообщества Поиск Замечали ли вы, что порой? мы судим о многих вещах, исходя из призмы других людей. Часто истина для нас – это бирки, которые на

Картина мечети кул шариф

Мечеть Кул Шариф в Казани — символ религиозных традиций Татарстана Мечеть Кул Шариф в Казани является не просто изысканным архитектурным творением, а целым символом истории Татарстана. И несмотря на то,

Как проехать в мечеть

Мечеть шейха Зайда: Обзор Мечеть шейха Зайда (Sheikh Zayed Mosque) — одна из крупнейших мечетей в мире и настоящее архитектурное сокровище, расположенное в столице Объединённых Арабских Эмиратов — городе Абу-Даби.