Меню

Что такое михраб в мечети

Значение слова &laquoмихраб»

  • Михра?б (???????) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.
  • 1. архит. ниша в мечети, обращённая в сторону Мекки

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

    В каком смысле употребляется прилагательное громадный в отрывке:

    Воздух с шумом вышел сквозь стиснутые зубы, и врач почувствовал громадное облегчение.

    Предложения со словом «михраб»:

  • Полусферическая ниша в стене — михраб — облицована голубой керамикой, а её расположение соответствует направлению в сторону священного для всех мусульман города — Мекки.
  • В одном из углов комнаты он увидел расположенную под потолком резную каменную раковину — михраб, оставшийся от мечети, на месте которой построили собор.
  • Когда в XIV веке турки захватили эти земли, церковь была превращена в мечеть, и в углу южного нефа, дабы придать ей «правоверный вид», был сооружён михраб (молитвенная ниша), который, вынужден заметить, производит абсолютно неуместное впечатление.
  • (все предложения)
  • Цитаты со словом «михраб»:

  • Население городов, расположенных непосредственно на Днепре, характеризуется более широким лицом, нежели в городах, лежащих к востоку от Днепра (С.122)
  • Понятия со словом «михраб»

    Оставить комментарий

    Предложения со словом «михраб»:

    Полусферическая ниша в стене — михраб — облицована голубой керамикой, а её расположение соответствует направлению в сторону священного для всех мусульман города — Мекки.

    В одном из углов комнаты он увидел расположенную под потолком резную каменную раковину — михраб, оставшийся от мечети, на месте которой построили собор.

    Когда в XIV веке турки захватили эти земли, церковь была превращена в мечеть, и в углу южного нефа, дабы придать ей «правоверный вид», был сооружён михраб (молитвенная ниша), который, вынужден заметить, производит абсолютно неуместное впечатление.

    Карта слов и выражений русского языка

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Что такое михраб в мечети

    главная страница дополнительные атрибуты
    Как нам известно основные черты мечети определились уже в конце 7 века.
    Мечеть состоит из таких частей :

    1 Минарет — большинство мечетей имеет один или несколько минаретов ( от арабского — манара , буквально -маяк ) -башня при мечети , с которой муэдзин провозглашает азан — призыв к молитве.
    У мечети может быть несколько минаретов .Существует два основных типа минаретов — круглые и прямоугольные в сечении .Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки , резьбой по камню , лентами орнаментов и надписей .

    2 Еще одной составной частью мечети являются палаты.

    3 В молитвенном помещении находится михраб- важнейший элемент любой мечети. Священная ниша в стене мечети , указывающая направление на Каабу ,перекрытая аркой ( или куполом ) и вставленная в раму. Обычно сверху михраб имеет стрельчатое завершение , отмечающее точку на » оси ислама» .Михраб должен быть ярко освещен ( естественным светом , через окна в куполе перед ним или искусственным светом , лампой , свисающей до центра ниши ). К нише обращаются лицом молящиеся мусульмане ,перед ней стоит имам ,руководящий коллективной молитвой ,около нее ставится минбар .

    4 Минбар ,мимбар -возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры , с которой читаются проповеди в мечети. Минбар устанавливается справа от михраба ,имеет вид трона , к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом- порталом.

    5 Дакка ( дикка ) — платформа. Дакка есть во всех больших мечетях. Она находится у минбара.К платформе (Дакке ) ведет лестница. Эта платформа используется как место для муэдзина , который возглашает второй и третий призывы к молитве уже внутри мечети.

    6 Kursi и Kur .
    В мечетях обычно есть kursi , то есть деревянная кафедра со столом и местом . Стол был для Корана ( Kur ). А место для kass — читателя Корана.
    Коран очень скоро получил свое определенное место в мечети , подобно Библии в церкви. Согласно одной традиции Юфман имел несколько копий Корана. Мечети же имели и много других копий.
    Но Коран не был единственной реликвией , которая хранилась в мечетях. Также части тел святых хранились и почитались в мечетях :
    Труп Моисея ( в Куфе ), сандалии Пророка (в Хевроне ) , его плащ , волосы от бороды Пророка (в Иерусалиме ) и много других вещей. Эти реликвии часто хранились в больших ценных гробницах .Голова Хусейна была захоронена в tabut в его мечети в Каире.
    С другой стороны все идолы и изображения были удалены из мечетей.

    7 Ковры.
    Пол мечети и ее двор обычно устилаются циновками или коврами.
    Ковры используются ,для того чтобы улучшить внутренний вид мечетей.
    Был заказан ковер специально для Пророка , на котором были написаны хадифы.
    Разные группы ,которые часто посещают мечеть , имели свои места на особенных циновках. У разных групп циновки были различные.
    На праздники мечети были украшены особенно роскошными коврами.

    Мечеть Аль-Иршад, возведенная в 2010 году в индонезийском городе Бандунг (Bandoung) — уникальное архитектурное сооружение.

    Мечеть построена из специальных бетонных блоков, причем некоторые из них пустые внутри. С одной стороны, это позволило решить проблему вентиляции воздуха и освещения мечети в дневные часы, а с другой, выполняет декоративную функцию. Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть как полости в блоках составляют на стенах мечети слова шахады.

    А в ночные часы, внутреннее освещение мечети заставляет ее, в буквальном смысле, светиться изнутри.

    Другой особенностью мечети является отсутствие традиционного для исламской архитектуры купола.

    Однако наиболее оригинальное архитерктурное решение, реализованное в здании мечети — это прозрачный михраб, окруженный резервуаром с водой, в центре которого находится большой металлический шар с выгравированным на нем именем Всевышнего Аллаха.

    С михраба открывается потрясающий вид на горы.

    Так михраб выглядит на чертеже (обведено красным).

    В 2010 году мечеть Аль-Иршад была признана зданием года в Индонезии.

    Брак — это самые трудные из всех человеческих отношений

    Доктор Сесил Осборн в своей книге «Искусство понимания своего супруга» рассказывает о том, как женщине, следуя универсальным правилам, быть счастливой в браке. Приведем некоторые, несколько видоизменив под мусульманские каноны. В предисловии Сесил Осборн анализирует, какой бывает любовь: зрелой, подростковой, взаимной и неразделенной… Любовь подростковая — это сильное эмоциональное переживание, страсть, подвластность эмоциям, ощущение безграничного счастья от взаимности чувств, невозможность сосредоточиться на чем – то, так как все мысли только о любимом.

    Всевышний Аллах говорит: «Среди людей есть такой, речи которого в этом мире вызывают у тебя восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик» (аль-Бакара, 204). «Вопрошая: «Наши боги лучше или он (т. е. ‘Иса)?», они ссылаются на него перед тобой только ради того, чтобы спорить. Ведь они – люди, которые любят препираться» (аз-Зухруф, 58).

    Судный день по Корану

    Уверовавший в Аллаха должен помнить о великом дне, когда все деяния человека будут представлены божественному Суду. Вера в данный день помогает мусульманам осознать смысл жизни, совершая лишь добрые поступки и отказываясь от зла. Судный день помогает человечеству отойти от ограниченных рамок и взглянуть на мир, отрекшись от мирской суеты.

    Описание Рая и людей Рая в хадисах

    6 важнейших обязанностей супругов

    Семья – это самая маленькая и самая важная социальная группа. Семья представляет собой основу общества. Исходя из важности семьи, как фундамента здорового общества, наша религия облегчает то, что связано с бракосочетанием, побуждая таким образом людей к созданию семьи. Однако ислам не ограничивается лишь побуждением к созданию семьи, но в то же самое время устанавливает основополагающие принципы семейной жизни, возлагая на каждого из ее членов определенные обязанности и ответственность.

    Вот почему Пророк Мухаммад (?) запрещал бить кого-либо по лицу

    Научные исследования подтверждают правоту Пророка (мир ему).

    Как совершается праздничный намаз?

    Время праздничного намаза наступает приблизительно через тридцать минут после восхода солнца. С наступлением времени намаза, джамаат выстраивается в ряды и делает следующее намерение: «Я намерился совершить намаз праздника Ураза-байрам, следуя за имамом».

    Исламская линия доверия: «Что мне делать с такой женой. «

    Вопрос: Я женат вот уже как 1 год и два месяца. За все то время, сколько мы жили, часто ругались. Причиной было то, что она меня постоянно обманывала, через три недели после никах я ее поймал с тем, что она по телефону общалась с каким-то парнем на протяжении двух недель и при этом не говорила, что она замужем, и тот не знал. Самое удивительное для меня, что она не признавала, что действительно общалась с ним и даже не извинилась передо мной. Я посчитал это моральной изменой.

    © 2019 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

    Каково решение Шариата относительно постройки михрабов в мечети?

    Во времена Пророка (мир ему и благословение) у мечети Пророка (в Медине) не было михраба, так же его не было и во времена его праведных халифов. Первым же кто воздвиг михраб был Умар бин абд аль-Азиз (да будет доволен им Аллах), будучи наместником аль-Валида бин абд аль-Малика в пресветлой Медине, когда мечеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение) вновь воздвигали и расширили после её демонтирования. Мечеть была демонтирована в 91 году по хиджре, по некоторым данным в 88, и была заново перестроена в этом же году, в том же году аль-Валид совершил паломничество в Мекку (хадж).

    Относительно строительства михрабов среди богословов есть разные мнения, так шафиитские богословы считают это порицаемым (макрух). Но большинство богословов считают их воздвижение дозволенным и желательным, на это указывают мнения ханафитских и маликитских богословов. Что же касается ханбалитских ученых, то они явно высказали это мнение, например Ибн Муфлих сказал: «И сказал Ибн Тамим: «Строительство мечетей желательное действие, и так же желательно воздвигать в них и в домах михрабы. Шейх Ваджихуддин бин аль-Мунджи в книге «Шархуль-хидая» пишет: Строить мечети желательно, к этому побуждают нас хадисы. Аналогичная речь встречается и в книге «Риаят», что строительство мечетей и религиозных учебных заведений является из числа фарз аль-кифая. Ибн Акиль сказал: «В воздвижении михраба есть необходимость, чтобы посредством него даже невежа мог определить киблу», этого же мнения придерживается и Ибн аль-Джавзий. Некоторые богословы сказали: «Можно воздвигать михрабы и на это есть доводы». Другие сказали, что желательно, на это указал и имам Ахмад»». («Аль-Адабу аш-шар‘иййя»)

    Опираясь на все выше изложенное можно сделать вывод, что пристраивать михрабы к мечети является желательным, потому что в этом есть следование этим имамам и потому что в этом есть благо для мусульман. Аллах превыше всего и знает лучше!

    На вопрос ответил экс муфтий Египта доктор Али Джумуа

    Материал перевел и подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов

    ?? ??? ????? ???????? ?? ??????? ??? ?? ????? ???? ??????

    ?? ??? ?????? ?????? ?????? ????? ?? ??? ???? ???? ??? ???? ???? ???? ? ??? ?? ??? ??????? ????? ???? ?? ???? ??????? ??? ?? ??? ?????? ??? ???? ??? ? ????? ??? ???? ?????? ?? ??? ????? ??? ??????? ??????? ????? ??? ???? ???? ???? ??? ???? ???? ???? ??? ???? ???? ???? ???? ???? ?????? ??? ???? ?????? ?????? ? ???? ??? ???? ???????? ???? ??? ??? ???? ?????? — ??? ???? — ????? ?? ??????.

    ????? ??????? ?? ??? ????? ???????? ????? ????????? ???? ??????? ??? ????? ????????? ??? ??? ???? ????? ??????? ?????????? ???? ???????? ??? ????? ???? ????? ???? ??? ???? ??? ????: « ???? ??? ????: ???? ?????? ????? ????, ?????? ????? ??????? ??? ??? ?????? ???? ????? ???? ????? ?? ?????? ?? ??? ???????: ???? ?????? ????? ???? ??????? ????? ????? ?????? ????? ?? ??????? ?? ????? ?????? ?? ??????? ???????? ?? ???? ????????. ???? ??? ???? : ????? ????? ??????? ???? ?????? ?? ??????, ???? ?? ??? ?????? ???? ????? : ????? ????? ??????? ?? ???? ????: ????? ???? ???? ????»( ?????? ??????? ).

    ????? ???? ??????? ????? ???????? ?? ??????? ??? ??? ?? ?????? ????? ??????? ???? ??? ?? ??????? ????????? ????? ????? ???? ?????.

    Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

    Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Рашид Калвир Ходжатулла

    • Специальность ВАК РФ 18.00.01
    • Количество страниц 212
    • Скачать автореферат
    • Читать автореферат
    • Оглавление диссертации кандидат архитектуры Рашид Калвир Ходжатулла

      Актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи, границы исследования, рабочая гипотеза, научная новизна и научная значимость.

      СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КУПОЛЬНОЙ МЕЧЕТИ ИРАНА.

      1. Иранская традиция в ряду основных типов мечетей ислама.

      2. Чахартаг — иранская традиция четырехстолпия

      2.1.Четырехстолпие — важнейшая часть структуры традиционного иранского дворца.

      2.2. Основные тенденции в развитии чахар — тага

      2.3. Ключевая роль чахар — тага в процессе становления структуры иранской мечети

      — Чахар — таг — ядро, от которого развертывается пространственная структура иранской мечети

      — Чахар-таг как ключевой элемент постепенного преобразования традиционной арабской мечети в иранскую мечеть

      Выводы по главе I

      СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕКОТОРЫХ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ МЕЧЕТИ ИРАНА: МИХРАБ. АЙВ АН. КУПОЛ.

      1.1. Архаическая традиция молитвенной ниши и становление михраба

      1.2. Значение михраба и его назначение и религиозный смысл

      — значение михраба в арабо-персидской культуре

      — назначение и религиозный смысл михраба

      — алтарь в христианской церкви, его сходство и различие с михрабом в мечети

      1.3. Михраб в пространственной структуре мечети Ирана

      1.4. Развитие структуры михраба

      — развитие структуры михраба V

      — развитие формы центральной арки михраба ‘

      1.5. Строительные материальш и декорирование михрабов

      — орнамент в украшении михраба

      — декорирование михрабов ганчевыми материалами в настоящее время

      • михрабы из каменя =

      — михраб, облицованный изразцами

      1.6. Михраб вне религиозных сооружений

      Выводы 91 2. АЙВАН

      2.1. Айван как традиционная форма в архитектуре Ирана.

      2.2. Айван как пространственная структура 103′

      2.3. Вертикальное развертывание фасада айвана

      2.4. Горизонтальное развертывание фасада айвана

      2.5. Пространственное развертывание внутренней структуры айвана

      2.6. Декор типа мугарнас как один из специфических вариантов становления сталактитового свода

      2.7. Становление и развитие сталактитового свода айвана 4. » :

      Выводы 131 3. КУПОЛ

      3.1. Вводные замечания

      3.2. Архаическая традиция купольных зданий и иранская традиция купольного здания — чахар — таг

      — архаическая традиция купольных зданий

      — Иранская традиция купольного здания — чахар-таг

      — сакральный смысл купола

      3.3. Развитие купола Иранской мечети

      3.4. Становление и развитие двойного купола Иранской мечети

      — разновидности внутренней оболочки двойного купола.

      Выводы по главе П

      Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

      Эволюция типов средневековой исламской архитектуры 2006 год, доктор искусствоведения Стародуб, Татьяна Хамзяновна

      Пространственно-ценностная ориентация и визуальная динамика храмового зодчества в христианстве и исламе 2011 год, кандидат искусствоведения Ибрагимов, Игорь Адольфович

      Архитектура Узбекистана XVIII-нач. XX вв.: Традиции и локальные особенности 1999 год, доктор архитектуры Азимов, Искандар Мухтарович

      Историко-архитектурные аспекты развития мадраса в условиях исламского мира: Истоки, развитие, типологические особенности, взаимодействие и преемственность традиций 2000 год, кандидат архитектуры Мукимова, Саодат Рустамовна

      Архитектурный декор Средней Азии эпохи Тимуридов 2003 год, кандидат искусствоведения Ахмад Тонди

      Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол»

      Возведение мечетей — мусульманских культовых зданий — на территории современного Ирана имеет длительную историю. С начала проникновения в Персию и стабилизации на её обширных пространствах ислама как доминирующей религии в течение многих веков складывалась своеобразная региональная иранская (персидская) архитектурная традиция строительства этих культовых зданий, которая занимает отдельное место среди выделяемых в истории архитектуры аналогичных локальных традиций, или архитектурных школ, — сирийско-египетской, индийской, магрибской, османской и других (с их подразделениями).

      Следует обратить внимание на особенность архитектурной традиции сооружения исламских культовых построек. С одной стороны, это наличие единых, универсальных для ислама подходов к планировке и возведению различных зданий: мечетей, мавзолеев, медресе, ханака. Эти формы проникают в гражданские и в жилые постройки — дворцы, караван-сараи, водохранилища и другие типы зданий. С другой стороны, на эти общепринятые для ислама приёмы накладывается местная, локальная строительная традиция, формирующая местный, своеобразный архитектурный тип, благодаря которому мы можем выделять и различать региональные традиции возведения мусульманских религиозных построек. Среди них, естественно, одно из ведущих место занимают мечети. Иранскую архитектурную традицию характеризует становление и развитие айванной мечети, прежде всего купольной.

      В работах по архитектуре иранской мечети основное внимание, как правило, уделяется анализу композиционно-планировочных параметров отдельных памятников и/или описанию их декоративного оформления, раскрытию приёмов художественного построения орнаментов и других изобразительных средств, воздействующих на сознание молящегося мусульманина.

      Актуальность, состоит в том, что в ней впервые рассмотрен и проанализирован процесс становления и развертывания пространственной структуры основных смыслообразующих архитектурных форм мусульманской культовой постройки — иранской мечети: михраба, айвана и купола, начиная с первых мечетей, восходящих к доисламским культовым зданиям на территории Персии.

      Состояние вопроса и научный контекст исследования. Опубликованные исследования, в которых уделено внимание архитектуре мечетей Ирана, охватывают в основном исторические, культурологические, религиоведческие, искусствоведческие и ремесленно-технологические аспекты. В ряде работ предложены различные варианты композиционного анализа. Вопросы пространственной организации и системного формообразования в искусствоведческой литературе затрагиваются, как правило, лишь частично, попутно и по отдельным темам, чаще всего описательно или в качестве подтверждения тех или иных исторических или культурологических позиций автора.

      В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка собственно архитектурного анализа. Из всех возможным вариантов рассмотрение темы выбрана линия пространственной организации, аспект становления и развития важнейших для мечети, смыслообразующих архитектурных форм: михраба, айвана, купола. t

      Теоретическую основу настоящего исследования составили труды по общей теории и истории архитектуры: М.В. Алпатов, Р. Арнхейм, Н.И. Брунов, Б.Р. Виппер, В.Л. Глазычев, H.JL Павлов [29], А Вахдати, Р. Джордан, Э. Кунель, Н.И. Смолина [36], Р.С. Спаерс, Т.Х. Стародуб [38], X. Стирлин, Сэр Б. Флечер, А. Христенсен, А. Чойсы, Ш.М. Шукуров; по истории цивилизации: С.С. Аверинцев, А. Грабар, А.Е. Бертельс, В.Г. Луконин, А. Мец, С.Н. Наср, Э.Б. Тейлор; М. Бистани-Паризи, Дж. Бойер-насс, X. Брадлей, Д. Вильбер, Л.А. Майер, М. Мухаммади, Р. Мустауфи, М.

      Парвизи, Табо-Табои, Г. Фарнкрофт, Г.Френкфорт, Р. Хиршман, ? —

      Э. Диц, в частности, работы по типологии жилища и культовых сооружений: О. Аль-Асамех, B.JI. Воронина, М.И. Джандиери и Г.И. Лежава, В. Карцев, Б. Логашева; В. Бассам, П. Бозормехр, О. Грабар, Дехудо, Ф. Йуф, М. Кияни, М. Масохиб, А. Мохамед, Г. Гаем, К. Мемориан, М. Майоми, Муйин, Я.И. Мыппсовский, Ц. Каталин; А.Х. Гурани и С.М. Стерн, А. Папандопуло, В. Смит, Э. Эсин; исследования по гражданской истории интересующего нас региона: В.В. Бартольд, Л.С. Васильев, И.М. Дьяконов, И.П. Петрушевский, М.А. Дандамаев; П. Амье, Р. Фрай; работы по изучению и описанию конкретных архитектурных памятников Персии-Ирана и смежных территорий: Л.С. Бретаницкий, М.С. Булатов, Б.В. Веймарн, В.Л. Воронина, С.Н. Григорьян, Б.П. Денике, Б.Н. Засыпкин, В.Н. Карцев, Л.А. Лелеков, Б.А. Лигвинский, И. Лосева и И.М. Дьяконов, Л.Ю. Маньковская, Г.А. Пугаченкова, И.Р. Пичикян, Л.И. Ремпель, Н.И. Смолина [36], Т.Х. Стародуб [37], С.Д. Сулименко, С.Г. Хмельницкий; 3. Бозоргня, В. Дональд, Н. Ардалан, Л. Бахтияр, А. Джавади, А. Замани, Э. Квелл, М. Кияни, К.А.С. Кресвелл, С. Ллойд, К. Мумтаз, М. Мусави, Д. Олекграбер, К. Пирния, А. Поп, М. Роджерс, X. Стирлин, Дж. Сурдель, Э. Херстефельд, Г-А. Хатам, А. Хутт и Л. Харо; а также археологические сведения по реконструкции ранних культовых зданий на территории современного Ирана и в других странах. Использовалась литература на русском, персидском, английском и арабском языках.

      Цель работы. Выявить тенденции и закономерности становления и развёртывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана, её важнейших смыслообразующих архитектурных форм: чахар-тага, айвана, михраба, купола.

      1) Проанализировать и обобщить накопленные материалы по истории иранских культовых зданий, начиная с древности. Обозначить предысторию возникновения и становления, основных смыслообразующих архитектурных составляющих мечети: айвана, михраба и купола, и направления их пространственного развертывания.

      2) Рассмотреть в аспекте становления и развертывания пространственной структуры образцы характерных мечетей Ирана, возведённых в эпоху становления ислама, определить роль в этом процессе традиционного иранского культового здания — чахар-тага.

      3) Выявить основные тенденции, стадии и отдельные общие закономерности становления и пространственного развёртывания: михраб, айван, купол.

      Объект исследования. Купольные постройки, возведенные на территории Персии периода Сасанидов, и мечети, сооруженные в Иране, начиная с VII в., их пространственная структура и три основные смыслообразующие архитектурные формы: михраб, айван, купол.

      Предмет исследования. Становление и развёртывание пространственной структуры мечети как культового здания исламской архитектуры Ирана. Становление и развертывание важнейших смыслообразующих архитектонических форм купольной мечети Ирана: чахар-таг, михраб, айван, купол.

      Границы исследования. Географические границы определяются исторической территорией Древнего Ирана (Персии) и пределами современной Исламской Республики Иран, а также частично смежных государств. Хронология исследования включает период становления ислама, начиная с VII в., и новейшее время. Работа опирается как на археологические данные и реконструкции, так и на современные фиксации культовых архитектурных сооружений (фотографии, зарисовки, планы, описания и пр.).

      Границы исследования включают вопросы становления и развертывания пространственной структуры традиционной мечети Ирана.

      Методика исследования опирается на достижениях современной архитектурной мысли, представленной в трудах по теории и истории мировой архитектуры, на достижения современной археологии по реконструкции и интерпретации исторических памятников и артефактов, анализ описаний сохранившихся мечетей по результатам их натурного обследования; используются также исследования по теории и истории религии, прежде всего, ислама.

      Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1) обобщен и систематизирован обширный материал по истории возникновения и развития архитектуры мечети на территории Ирана, начиная с древности, а также прослежены пути формирования пространственной структуры мечети; 2) конкретно показана историческая преемственность между постройками доисламской Персии и религиозными постройками ислама, в частности, выявлена роль традиционного иранского здания — чахартага в процессе становления и развертывания пространственной структуры иранской мечети; 3) впервые специально рассмотрен стадиальный процесс становления и пространственного развёртывания главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраб, айван, купол.

      Положения, выносимые на защиту:

      1. На территории Персии-Ирана сложилась последовательная линия (традиция) пространственного развития форм мечети (соответственно, михраба, айвана, купола) как важнейшего культового здания ислама; в результате чего в ходе становления ислама сформировался особый архитектурный тип мечети, который известен как иранский (купольная мечеть с айваном) и который наблюдается в современной архитектурной практике.

      2. Иранская традиция архитектурной формы (михраб, айван, купол), зародившаяся в постройках доисламской Персии и соседних стран, получила свое монументальное архитектоническое развитие в процессе становления и пространственного развертывания иранской мечети. Особо важную роль играет иранское традиционное четырехстолпное купольное здание — чахартаг. ю :

      3. Становление и пространственное развертывание главных смыслообразующих архитектурных форм мечети Ирана: михраба, айвана, купола происходило под влиянием утверждения ислама (содержания заказа халифата), развития строительных технологий, местных климатических условий, что, в целом, сделало их актуальными и в современной архитектуре Ирана.

      Научное и практическое значение результатов исследования заключается в системном представлении истории возникновения и развития иранского типа мечети в качестве одного из направлений, как в рамках исламской архитектуры, так и в истории мировой архитектуры.

      Полученные результаты могут быть составной частью вузовского курса истории архитектуры, а также могут служить делу уточнения и дополнения истории возникновения и формирования одного из типов культовых зданий.

      Апробация и внедрение. Ход работы и её промежуточные результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» Московского архитектурного института.

      По теме диссертации опубликованы 4 статьи, из них: 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК, 2 — в академическом журнале «Academia. Архитектура и строительство» (РААСН), 1 — в электронном журнале «Архитектон: известия вузов», 1 — в Трудах Московского архитектурного института (МАРХИ).

      Результаты диссертации будут учтены в работах по архитектуре, издаваемых в Иране.

      Смотрите так же:  Мечеть в бугульме