Мечеть в старом городе в ташкенте

Мечеть Джами в Ташкенте (известна также под названием Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали) — это современное строение, но с очень древней историей.

Первое здание ташкентской Джами мечети было построено в 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрора, великого масутера суфизма, потомка пророка Мухаммеда. Будучи духовным лидером государства, он решил построить в подарок жителям Ташкента мечеть и медресе, готовясь к переезду в Самарканд, тогдашнему центру духовной жизни. Так появилась величественная и нарядная мечеть Джами, или пятничная мечеть, третья по величине в Узбекистане.

В 1868 году здание было разрушено сильным землетрясением, но через 20 лет восстановлено на средства русского царя Александра III. В начале 21 века мечеть заново отстроили. От прежней мечети остались лишь древняя планировка и фрагменты конструкций. Тем не менее она считается памятником архитектуры XIV-XV веков, и это единственная в Ташкенте мечеть дворового типа, распространенного в Средней Азии в Средневековье.

Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали

Фундамент мечети был заложен на высоком холме в IX веке – она стала первой мечетью в завоеванном арабами Ташкенте. В 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара, духовного лидера суфиев и потомка пророка Мухаммада на старинном фундаменте был возведен характерный куб с куполом и открытым на восточную сторону арочным перекрытием. На протяжении веков мечеть, видная из любой точки города, являлась основой оригинального архитектурного ансамбля, в наше время практически полностью утраченного.

Мечеть была сильно повреждена разрушительным землетрясением 1868 года, во время которого в Ташкенте пострадало много памятников средневековой архитектуры. Через 20 лет ее восстановили на средства из личной казны российского императора Александра III, поэтому в народе мечеть до сих пор называют Царской. В советское время мечеть была заброшена и пришла в полный упадок.

В 1997 году ее руины были снесены, а на их месте с применением современных технологий построили новое здание, которое теперь венчает не один, а целых три больших купола. Сегодня мечеть является не только одним из самых красивых храмов Ташкента, но и очень популярной достопримечательностью.

Мечеть Мирза Юсуф расположена в Ташкенте, на улице Джахон Абидова. Мечеть построена в 80-е годы XIX века. В мечети Мирза Юсуф после 1918 года было устроено общежитие для рабочих завода Узбексельмаш, а в 1943 году мечеть была передана мусульманам и в ней вновь стали проходить молбны.

С приходом имама Хайдарова Абдукадыра Мардановича в мечети началась реконструкция, которая продолжается по сей день, и благодаря ей вид мечети преобразился. В новом интерьере мечети широко используется традиционная народная резьба по дереву, что, несомненно, обогащает и дополняет традиции убранства мечетей.

Сюда, как и более 100 лет назад, по пятницам сходится народ с близлежащих махаллей. Это действо воистину напоминает вавилонское столпотворение: гудят машины, автобусы, люди толпами идут со всех переулков — такая картина предстает на каждый священный мусульманский праздник и каждый пятничный намаз.

Мечеть Тилля-шейха перестала быть главной мечетью Узбекистана, но по-прежнему является одной из самых крупных действующих мечетей и главных религиозных достопримечательностей Ташкента.

Мечеть Золотого шейха (именно так выглядит дословный перевод названия) была построена ханом Мирзой Ахмедом Кушбеги в 1856-1857 годах и является частью историко-религиозного комплекса Хаст Имам. Она включает в себя зимнее здание, летний двор, хозяйственные помещения, библиотеку. Согласно преданию, в этой мечети хранится волос пророка Мухаммада.

Огромные минареты мечети когда-то выступали в роли своеобразных маяков для купеческих караванов. Внутри сохранилась винтовая лестница, по которой духовные служители взбираются вверх и призывают всех правоверных к молитве.

Интересен резной михраб (ниша в стене мечети, указывающая, где находится Кааба в Мекке, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы), минбар — кафедра, с которой имам читает проповедь, необычные оконные проёмы.

Дворцовая мечеть Джами

Дворцовая мечеть Джами – современная пятничная мечеть, построенная на месте, разрушенной в 1997 году, мусульманской святыни. Ее второе название – Джума мечеть Ходжа Ахрара Вали.

Дворцовая мечеть Джами находится в северной части Ташкента, на юго-востоке Узбекистана. Здание мечети построено в оригинальном средневековом стиле, оно имеет удлиненную форму с востока на запад. Она построена на месте средневековой мечети и медресе, фундамент которых был заложен в 1451 году шейхом Убайдуллой Ходжа Ахрором, потомком пророка Мухаммеда. Мечеть Джами является третьей по величине мечетью в Узбекистане. Это также единственная мечеть соборного типа в Ташкенте.

Мечеть Хайрабат-Эшон расположена на площади Хаст-Имам в Ташкенте.Площадь находится в старом городе, среди кварталов из старых глинобитных домов, которые пережили землетрясение 1966 года. Там же находится и мечеть Хайрабат-Эшон, которая была построенная в XVIII-XIX веках.

На площади находится Мечеть Хайрабат-Эшон, мечеть Тилла-Шейх, мавзолей святого Абу-Бакра Каффали Шаши, медресе Барак-Хан, которое построено в XVI веке, а также Исламский институт имени имама ал-Бухари, где обучают студентов, которые в будущем станут имамами (проповедниками). Мечеть Хайрабат-Эшон является ярким примером восточной архитектуры, и до сих пор принимает гостей.

Джума-мечеть Ташкента

Джума-мечеть Ташкента находится в центре столицы Узбекистана, возле площади Чорсу. Это единственная в этом городе пятничная мечеть дворового типа, который является довольно распространенным для средневековой архитектуры позднего периода в Средней Азии. Мечеть была построена на средства знаменитого суфия шейха Убайдуллы Ходжа Ахрара, который таким образом сделал подарок городу, в котором жил долгие годы.

Основное строение мечети в форме куба перекрыто величественным куполом. Восточная стена здания прорезана крупной аркой, имеющей несколько нестандартный для восточной архитектуры вид. Форма всех арок мечети больше характерна для готического архитектурного стиля, нежели для традиционной архитектуры культовых сооружений Средней Азии.

Смотрите так же:  Мечеть купчино

Первое здание мечети было построено в наивысшей точке города. Из четырех окон под основанием ее купола можно было любоваться прекрасным видом панорамы старого города.В 1868 году мечеть значительно пострадала в результате землетрясения. Деньги на восстановление были выделены российским императором Александром III.

В результате равнодушия советских властей к культовым сооружениям, здание мечети постепенно приходило в упадок и окончательно разрушилось в 1997 году. В 2003 на том же месте было построено новое здание мечети.

Мечеть Шейх-Тилла, построенная в 1856-1857 годах, является частью известного историко-религиозного комплекса Хаст-Имам и находится напротив медресе Барак-хана. Эта поныне действующая мечеть-намазгох, название которой переводится как «золотой шейх», обязана своим появлением кокандскому хану Мирза Ахмеду Кушбеги и, по легенде, хранит в своих стенах золотой волос пророка Мухаммада.

Молитвенный зал мечети, квадратной формы отделен от входа перегородками и представляет собой зимнее помещение для молитв. Перед мечетью также пристроен айван (галерея) для молитв на открытом воздухе, есть два минарета по бокам, библиотека и хозяйственные помещения. Огромные минареты мечети когда-то выступали в роли своеобразных маяков для купеческих караванов. Внутри сохранилась винтовая лестница, по которой духовные служители взбираются вверх и призывают всех правоверных к молитве. Оконные проёмы мечети украшены традиционной панджарой (узорными решетками из ганча).

Удивительны люди востока. Они, как и все мы, охотно верят легендам, которые, зачастую, основаны исключительно на преданиях и молве. Подобную силу веры едва ли что-то может сломить. Не зря говорят, что святыня, которая смогла пережить все тяжести судьбы, обретает новое благословение. Однажды великий четвертый Халиф Хазрат-Али, преемник пророка Мухаммеда посетил древний город Шахимардан, где впоследствии появились мечеть и мавзолей. Советские власти пытались стереть их с лица земли, но силами верующих святилищу смогли вернуть прежнюю форму. На сегодняшний день комплекс Хазрат Имам представляет собой ансамбль зданий, которые олицетворяют силу человеческих убеждений. Вот уже более тысячи лет мечеть Хазрат Али остается центром исламской культуры в Узбекистане. Среднеазиатское зодчество, неповторимые традиционные узоры и орнаменты передают особенное настроение.

Мечеть в Старом городе Старые фото

Опубликовала Ольга Ливинская

Так сколько же Церквей во имя Александра Невского было в Ташкенте?

В Ташкенте строят Центр исламской цивилизации

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская» прибыла в Ташкент

Ташкент встретил Пасху

Ошибка! Это «бывшая квартальная Мечеть «Шарафбай» http://pr.uz/nashe-vse/KUSHTUT-novaya-galereya-otkroetsya-v-tashkente «В Старом городе Ташкента, с его узкими улочками махаллей, разбегающимися от уже неотъемлемых проспектов, и памятниками архитектуры, сохранившимися несмотря ни на какие перипетии исторических трансформаций, находится бывшая квартальная мечеть «Шарафбай», возведенная, предположительно, еще в XVIII веке. В XIX веке мечеть подвергалась реконструкции, а в новейшее время была заброшена, использовалась как склад».
Автор текста доктор искусствоведения Эмилия Гюль. Прислал Турсунали Каримович.
Статья была опубликована и в Письмах http://mytashkent.uz/2013/11/02/vtoroe-rozhdenie-kushtut/ К сожалению, фотография находилась только в первоисточнике. А он теперь недоступен. Интересно, открылась эта новая галерея или нет?

Галерея пока не открылась. Но ведь в Куштут-мечети не было минарета?

Уважаемый Евгений Семёнович! Я сохранила разворот книги или журнала, который сейчас опубликован Ольгой Ливинской, именно как Мечеть Шарафбая. Сейчас статья — первоисточник недоступна. Но ведь где-то есть этот разворот! Может быть, владелец статьи в «бумажном варианте» откликнется? Баланд Мечети на Навои и на Чакаре абсолютно точно выглядели иначе. См. комментарии ниже. Лучше в ожидании истины дать этой публикации нейтральное название: Старая Мечеть или Мечеть в Старом Городе?

Согласен, исправил заголовок

«В самом центре старого Ташкента в районе главного базара Чорсу расположен исторический комплекс включающий в себя мечеть и байский дом Шарофбая. Шарофиддин абзый Зайнобиддинов, татарин по национальности, известный коммерсант – оптовый продавец хлопковолокна, каракулевых смушек в России, Европе. Шарофиддинбай во второй половине 19-го века в центре Ташкента построил татарскую махаллю – жилой квартал. В центре Махалли расположил мечеть, мектебе, большой байский двухэтажный дом-курган. Ученый-археолог Бородина И.Ф., ссылаясь на надпись на михрабной стене айвана точной датой завершения строительства мечети называет 1868 год. В паспорте объекта культурного наследия мечети «Шарафбай» дана следующая оценка памятника: «Комплекс Шарафбая в г. Ташкенте – памятник многопрофильного значения позднего средневекового периода, представляет большой интерес для истории архитектуры Узбекистана 19-го века. Памятник является примером сочетания кирпич по-купольной и деревянной конструкции и имеет богатые образцы художественной росписи и резьбы.»
Мечеть Шарафбай не утратила своей исторической и архитектурной ценности несмотря » Фотография как то не очень похожа на исторический комплекс ..но ..

Мечеть Баланд на ул. Навои. Открытка из фильма Бориса Голендера. Чёрно-белая фотография в данной статье относится к 60-гг. или 70 (по автомобилям судя). В это время старая Шейхантаурская превратилась в парадную улицу, а на месте Мечети Баланд стояло здание Министерства Культуры (издательства?)

Сохранившийся фрагмент старой Мечети Баланд на Чакаре. Сейчас он врос в новую Мечеть. Теперь он не «баланд», а очень даже невысокий. Но видно, что изначально минарет стоял отдельно, а не на куполе входной части. Опять не подходит.

Да мечеть или это Баланд .. у настоящей с Шейхантаурской минарет возвышался над порталом ..с крыши портала был виден вход в минарет ..на этой фотографии ничего подобного ..Совершенно непохоже на что то ,что осталось от чего то ..

Старый город в Ташкенте: кусочек восточной сказки и хранилище Османского Корана

Салям аллейкум, дорогие наши друзья!

Приветствуем вас в этот тёплый день! У нас он тёплый, ну или почти А у вас? Надеемся, что тоже! В такую страну, как Узбекистан, туристов манят к себе не пустыни и современные постройки, а старинная архитектура, восточный колорит. И если в Бухаре Старый город — это, по сути, единственная достопримечательность, то вот Старый город в Ташкенте почему-то не сильно пользуется популярностью.

Смотрите так же:  Бедия мечеть

Ну или даже не так. Популярностью у туристов он, конечно же, пользуется, но когда мы пытались объяснить таксисту, что хотим посмотреть на какие-нибудь старинные мечети и медресе, он изумленно на нас смотрел, разводил руками и пытался наводящими вопросами понять, что же надо этим странным туристам

Возможно, такая ситуация сложилась только с нами, и таксист попался просто не местный, но в итоге мы туда всё равно попали.

Старый город в Ташкенте

Старый город в Ташкенте — это жилые дома конца 19 века, это средневековые памятники архитектуры: Мечеть Хазрети Имам, медресе Барак Хан и Муйи муборак, древние манускрипты и ещё много чего интересного! И обо всём этом мы сегодня вам и расскажем!

Название «Старый город» возникло ещё в период царского колониализма, когда было принято решение о строительстве нового города. Негласной границей между Новым и Старым городами стали считать канал Анхор.

Итак, Старый город в Ташкенте — что же мы увидели там?

  • Мечеть Хазрети Имам
  • Медресе Барак-Хан, которое было построено в XVI веке
  • Медресе Муйи муборак, где хранится древний Коран
  • И здание, которое нельзя было фотографировать

Я так поняла, что всё это — единый комплекс Хазрети Имам, религиозный центр Ташкента, расположенный в старом городе среди жилых кварталов с глинобитными домами. Пишут, что главным архитектором комплекса является президент Республики Узбекистан — Ислам Каримов. И что на реставрацию было затрачено около 500 млн. американских долларов. Комплекс выглядит как единый, потому что при реставрации всех объектов использовались схожие материалы.

Новое здание мечети Хазрети Имам построили в 2007 году. Мечеть и два минарета высотой по 56 метров, расположенные по две стороны от мечети, выполнены в стиле 16 века и украшены изумительной резьбой по дереву. Над этим комплексом хорошо поработали не только узбекские мастера, но и ландшафтники, украсив территорию экзотическими деревьями и кустами, специально привезенными из разных стран.

Старый город в Ташкенте: панорамка

Посмотрите, какие шикарные резные двери…

А теперь давайте зайдём внутрь и посмотрим, как же там всё устроено.

Посмотрите на резные столбы — удивительная работа!

А как вам входные ворота?!

А здесь вы можете оставить пожертвование на мечеть:

Медресе Барак-хана было построено в 1550 году Барак ханом. Главный портал медресе декорирован изразцовыми облицовками XVI века, которые сохранились и до наших времён. С середины XX века медресе использовалось Среднеазиатским духовным управлением мусульман. В 2006-2007 годах медресе было отреставрировано.

Фото-панорама на медресе Барак-хана и медресе Муйи муборак

А вот и видео-панорама

Заходим во внутренний двор медресе:

Смотрим налево и направо. Так как медресе не действующее, то бывшие худжры (комнаты учеников) сейчас используются как сувенирные лавки.

Давайте повнимательнее рассмотрим, как украшены стены и окна в медресе.

Согласитесь, работа узбекских мастеров — выше всяких похвал!

А так выглядит медресе снаружи с обратной стороны от главного входа:

Медресе Муйи муборак, где хранится древний Коран

Медресе Муйи муборак было построено в 12 веке и известно тем, что здесь хранится около 3000 древних рукописей и старинный Коран Османа.

Османский Коран — это первоисточник книги, который был написан в VII веке на оленьей шкуре. До наших дней подобных Коранов сохранилось всего четыре штуки, и в Ташкенте хранится один из наиболее сохранившихся экземпляров. Хотя он и не целый. В своё время было продано несколько страниц Корана коллекционерам, всего же в нём — 353 пергаментных листа большого размера. Но даже несмотря на этот факт, Коран смотрится оооочень впечатляюще! Очень!

Фото- и видеосъёмка здесь — запрещена, поэтому фотографий Корана и внутреннего убранства медресе у нас нет. Вход в музей для иностранцев платный — не помню сколько, но немного, для граждан Узбекистана — вход бесплатный.

Перед входом в медресе принято снимать обувь и оставлять её на пороге.

Главный вход в медресе

Вид на медресе с обратной стороны

Здание, которое нельзя было фотографировать

Не знаю, что это за задние, сфотать табличку на нём не получилось, потому что нам запретили его фотографировать. Скорее всего, это какое-нибудь административное здание, а как вы уже, наверное, знаете, в Узбекистане просто помешаны на безопасности. Но общий вид нам заснять всё же удалось

И ещё перед зданием свободного разгуливали аисты. Ну как мы могли пройти мимо них?!

Что ещё мы можем сказать об этой стороне столицы Узбекистана?

В целом, здесь очень атмосферное место, это именно то, за чем и едут сюда туристы, это та самая восточная экзотика.

Здесь очень ухоженная территория, кусты выстрижены, дорожки — уложены камнем, есть скамейки с урнами и даже фонтанчик с водой для питья.

Скамейка с урной, ухоженная территория

Ёлочки и розовые деревья. А вы видели розы, растущие на деревьях? Мы увидели впервые

А вот и фонтанчик для питья

На этом мы с вами прощаемся и желаем вам побольше путешествовать, жить и радоваться жизни и никогда не грустить!

Шлём всем позитив и отличное настроение!

Спасибо, что путешествуете вместе с нами!

Ксюша и Слава!

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

Смотрите так же:  Москва мечеть проспект мира

Мечеть Хайрабат-Эшон расположена на площади Хаст-Имам в Ташкенте.

Дворцовая мечеть Джами – современная пятничная мечеть, построенная на месте, разрушенной в 1997 году, мусульманской святыни.

Мечеть Магоки-Аттори – уникальный памятник средневековой архитектуры города Бухара, одна из старинных мусульманских святынь.

Мечеть Кок-Гумбаз примечательна своим голубым куполом, покрытым голубой керамической плиткой.

Старый город Хивы Ичан-Кала — совершенно незабываемое и невероятное средоточие памятников истории и архитектуры, строившихся и функционировавших здесь в период 12-19 веков.

Мечеть Намозгох – древняя мусульманская святыня, построенная в период между 1119 и 1120 годом в бухарском саду Шамсабад.

Мечеть Шейх-Тилла, построенная в 1856-1857 годах, является частью известного историко-религиозного комплекса Хаст-Имам и находится напротив медресе Барак-хана.

Удивительны люди востока.

Несмотря на то, что здание джума-мечети Ходжа Ахрар Вали построено всего несколько лет назад, она является одним из древнейших архитектурных памятников Ташкента.

Мечеть и минарет Боло-Хауз – древний архитектурный комплекс, который состоит из мечети XVIII века, минарета начала XX века и небольшого хауза.

Мечеть Мирза Юсуф расположена в Ташкенте, на улице Джахон Абидова.

Мечеть Калян — это соборная мечеть, построенная Баязида ал Пурани еще в начале 16 века, составляет ансамбль площади Пои-Калян в Бухаре.

Мечеть Биби Ханым — гигантская соборная мечеть, когда-то самая большая мечеть в Исламском мире и самое большое здание старого Самарканда.

Cоборная мечеть Биби-Ханым – это красивый архитектурный памятник XV века и огромная мечеть времен Тамерлана.

Мечеть Магоки-Аттари, несколько раз перестраивавшаяся в период 10-14 веков, расположена в центре Бухары и находится на 4,5 метра ниже уровня земли.

Ак-мечеть, или Белая мечеть, расположена у восточных ворот внутреннего города Хивы Ичан-Кала.

Мечеть Кок-Гумбаз, построенная в первой половине 15 века Угулбеком — знаменитым ученым-астрономом и философом на фундаменте домонгольской постройки, является самой большой пятничной мечетью в Шахризабсе, входящей в мемориальный комплекс Дорут-Тилловат.

Джума-мечеть Ташкента находится в центре столицы Узбекистана, возле площади Чорсу.

Мечеть Хазрат-Хызр – средневековая мусульманская святыня, датируется VIII веком.

Мечеть Боло-Хауз — это одна из самых красивых действующих мечетей, построенная в 18 веке, и расположенная напротив дворца бухарских эмиров Арк.

Мечеть Намозгох находится в городе Нурата, центре Нуратинского района Хивинской области Узбекистана.

Мечеть Балянд – мечеть города Бухара, которая имеет возраст 500 лет, построена около небольшого старого пруда.

Старый город в Ташкенте

Достопримечательности Старого Ташкента

Памятники средневековой архитектуры в Старом городе

Ташкент – не только столица Узбекистана, но и один из древних городов Средней Азии. Как и во всех древних городах в Ташкенте сохранилась старая часть города, которая так и называется — Старый город. Здесь до сих пор можно встретить жилые дома, построенные в конце XIX века. Также на территории Старого города находятся средневековые памятники архитектуры, такие как медресе Кукельдаш, некоторые из строений комплекса Хаст-Имам.

Это историческая северо-западная часть Ташкента, на которой располагался город до образования Туркестанского генерал-губернаторства (1865 г.). Название «Старый город» возникло в период царского колониализма, после того как русской администрацией был начато строительство нового города. Негласной границей между Старым и Новым городом стал канал Анхор.

Большинство архитектурных памятников на территории Старого города относятся ко второй половине XV — началу XVI веков. Это был период, когда в Средней Азии правили Шейбаниды. После присоединения Ташкента к Кокандскому ханству, город был окружён рвом и глинобитной зубчатой стеной длиной около 20 км с 12 воротами. К сожалению, как стена, так и ворота города не сохранились до наших дней.

Сегодня самые живописные места Старого города находятся в районе рынка Чорсу и массива Себзар. Жемчужиной современного Старого города считается комплекс Хаст Имам. Он представляет собой площадь, на которой расположены Мавзолей святого имама Каффаль Шаши, в честь которого и был назван комплекс, Исламский институт им. Имама аль-Бухари и здание Духовного управления мусульман Узбекистана. Центральное место на площади занимает новая пятничная мечеть Джами. По обе стороны мечети находятся два минарета, каждый высотой по 56 метров. Напротив мечети расположена библиотека Духовного управления, где находится одна из самых почитаемых и священных реликвий всего мусульманского мира – Коран халифа Османа(VII в.).

Особо следует отметить Мавзолей Каффаль Шаши, жившего в начале X века. Каффаль Шаши считался одним из самых просвященных людей своего времени, в юности он проходил обучение в самых известных медресе Бухары и Самарканда. Каффаль Шаши совершил хадж в Мекку, а, вернувшись на родину в Ташкент, стал активно распространять ислам и законы шариата, за что получил титул Великого имама. После его смерти в 976 году, его могила стала местом мусульманского паломничества. При Шейбанидах в 1541 году над могилой был построен мавзолей-ханака. До сих пор тысячи паломников приходят к мавзолею за благословением.

Непосредственно рядом с комплексом Хаст Имам находится один из самых старых жилых районов Ташкента. Он простирается до рынка «Чорсу», который так же является одним из самых старых базаров города Ташкента. На площади перед главным входом на рынок находится крупнейшее из семнадцати медресе Ташкента – медресе Кукельдаш. Оно было построено в XVI веке по приказу хокима (правителя) Ташкента – Дервиш-хана, по прозвищу Кукельдаш. По сей день – это действующее медресе.

Еще одним памятником архитектуры Старого города является Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали (главная пятничная мечеть города), расположенная возле базара «Чорсу».

Старый город – это не просто один из районов Ташкента, это уникальный памятник, где каждая улочка и каждое здание имеет свою историю.

Related Post

Что такое михраб в мечети

Значение слова &laquoмихраб» Михра?б (???????) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку (киблу) и чаще всего расположен в середине стены. Михраб

Что объединяет слова коран хафизы мечеть

ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур ТЕСТ №16 — 17 «Обобщение» от проекта «Инфоурок»

Отличия храма от мечети

Сходства и различия в христианстве (православии), мусульманстве, иудаизме В настоящее время особенно остро встала проблема формирования толерантного сознания, а учебники гуманитарных дисциплин в начальной школе содержат минимум информации по данной