Меню

Амьенский собор или собор амьенской богоматери

Прекрасный Нотр Дам де Амьен или кафедральный Амьенский собор (Cathedrale Notre-Dame d’Amiens) — один из лучших образцов французской готики. Он поражает сложной, богатой деталями и при этом очень гармоничной архитектурой, которую можно рассматривать часами. Фасады огромного храма — между прочим, самого большого во Франции — украшены десятками статуй и барельефов, которые вместе образуют изысканный рисунок с тонкими, устремленными вверх очертаниями. При этом храм обладает не только эстетической ценностью, но и является местом паломничества — в нем хранятся мощи Иоанна Крестителя и канонизированного епископа Фирмина.

Амьенский собор во Франции

Строительство готического собора Амьенской Богоматери началось около 1220 года, а завершилось в 1269 году, хотя отдельные элементы как внешней, так и внутренней отделки появились намного позже. Изначально на этом месте стоял другой храм, который практически полностью сгорел при пожаре. Необходимость восстановить его в новом, еще более величественном виде появилась, когда в Амьен вернулись участники крестового похода, доставив из Константинополя частицы головы Иоанна Крестителя, и город стал важным религиозным центром.

Старинная открытка с изображением Нотр Дам д’Амьен

Разработка проекта была поручена архитектору Роберу де Люзаршу, который и руководил поначалу строительством, а после дело перешло в руки Тома де Кормона и его сына Рено. В 1528 году Амьенский храм пострадал от молнии — она угодила прямо в шпиль, и полностью восстановить эту деталь удалось нескоро. В 18-м веке некоторые изменения внесли в оформление хора, а в 19-м столетии собор подвергся масштабной реконструкции, которая длилась почти 25 лет.

Фото Амьенского собора начала 20-го века

Во время обеих мировых войн здание удалось сохранить, причем в 1940-х годах его спасло настоящее чудо. Несмотря на то, что город Амьен подвергался бомбардировкам и был существенно разрушен, храм устоял и обошелся без существенных повреждений.

Собор во время войны

Интересно: официальной датой окончания строительства Нотр Дам де Амьен считается 1269 год, однако на памятном камне в центре лабиринта, выложенного на полу базилики, указан 1288 год.

Ночная подсветка Нотр Дам д’Амьен

Как добраться до Амьенского собора

Самая крупная из французских готических церквей находится в центре Амьена. От любого из двух железнодорожных вокзалов этого города до храма не более 15-20 минут пешком.

Точный адрес: 30 Place Notre Dame, 80000 Amiens, Франция.

Как добраться из Парижа:

Поезд:с Северного вокзала Парижа каждый час уходят поезда в Амьен, в пути 1 час и 15 минут.

Пешком:от вокзала до амьенской достопримечательности около 800 метров.

Автобус:от остановки Paris Gallieni отправляются автобусы перевозчика Isilines, в пути чуть более 2-х часов.

Пешком:от автобусной станции вблизи вокзала Amiens до храма около 1 километра.

Амьенский собор на карте

Амьенский собор выполнен в традиционной для католических базилик форме креста и включает 5 нефов. Если говорить о его внешних особенностях, в оформлении фасадов можно найти черты стиля высокой и пламенеющей готики — это удлиненные вершины многочисленных арок, круглые окна-«розы» в замысловатых узорах и ажурная каменная вязь, напоминающая языки пламени.

Главным фасадом храма считается западный, ведь именно здесь находятся основные порталы: Спасителя, Девы Марии и Святого Фирмина. Каждый из них украшен соответствующей статуей, которую окружают многочисленные скульптуры и барельефы. Центральный портал со статуей Иисуса Христа символизирует Страшный суд, портал Богородицы оформлен сюжетами из Ветхого и Нового Завета, а портал Святого Фирмина рассказывает о жизни знаменитого епископа.

Над порталами расположен трифорий — ажурная галерея с арочными проемами, а еще выше проходит так называемая «Галерея королей». В центре фасада можно увидеть огромное окно-«розу» с двумя изящными готическими башнями по бокам. Они слегка отличаются по высоте, но в общем рисунке Амьенского храма выглядят гармонично.

Также стоит обратить внимание на южный фасад — он известен средневековой статуей Мадонны с младенцем, предположительно созданной еще в 13-м столетии. Ее называют «Золотая Мадонна», поскольку раньше скульптура была позолочена. Сегодня оригинальная статуя хранится в самом храме, а над порталом установлена точная копия.

Интерьер базилики

По сравнению с богатой внешней отделкой изнутри Амьенский собор может показаться намного скромнее. Однако его интерьеры тоже способны вызвать восхищение атмосферой величия, легкостью высоких арочных сводов, обилием света. Как и снаружи, здесь много скульптур, среди которых особо выделяется композиция «Трон истины» с изображением Веры, Надежды и Любви.

Также обращают на себя внимание резные деревянные панели и боковые скамейки 16-го века. Они украшены искусно вырезанными фигурками святых и сценками из Ветхого Завета. Всего здесь более 4,5 тысяч деревянных фигур, и каждая отличается тщательной проработкой!

Не меньшее впечатление производит и пол Амьенской базилики. Он облицован черно-белыми плитами, уложенными в виде лабиринта. В прежние времена верующие проходили этот лабиринт на коленях, что символизировало паломничество к мощам Иоанна Крестителя и Святого Фирмина. Кстати, сами мощи, как главные святыни, хранятся внутри базилики — их можно найти в северной части трансепта, под стеклянным окошечком в стене.

Интересно: до 18-го века Нотр Дам д’Амьен украшали цветные витражи, однако они были полностью уничтожены в годы Французской революции. Часть из них позже восстановили, и сегодня они снова красуются на окнах.

План Амьенского собора

Часы работы и стоимость билетов

Амьенский храм открыт:

  • Ежедневно с 08:30 до 17:15
  • Вход свободный, и если вы хотите посетить базилику самостоятельно — это можно сделать бесплатно. Оплата взимается только за подъем на одну из башен, откуда можно полюбоваться видами на город.

    Подробную информацию о графике работы, стоимости и условиях посещения можно найти на официальном сайте собора.

    Световое оформление фасада Cathedrale Notre-Dame d’Amiens в вечернее время

  • В католическом храме не рекомендуется разговаривать по телефону или громко общаться с другими людьми, принимать пищу, курить.
  • Женщинам необходима одежда, прикрывающая плечи и колени, без декольте. Мужчины же должны при входе в храм снять головной убор.
  • Во время мессы нельзя ходить по территории (за исключением необходимости пройти к своему месту), фотографировать или снимать происходящее на видео. В другое время фотосъемка в Амьенском соборе разрешена.
  • Католики при входе в церковь опускают кончики пальцев в чашу со святой водой и крестятся.
  • Алтарь и статуя Святого Иосифа

  • Нотр Дам д’Амьен настолько велик, что в него могло бы поместиться около 10 000 человек. В длину он составляет 145 метров, высота сводов доходит до 42 метров, а снаружи вместе со шпилем здание возвышается более чем на 112 метров.
  • Ученые выяснили, что когда-то многочисленные статуи Амьенского собора были раскрашены в разные цвета. Доподлинно неизвестно как выглядели фасады здания во времена Средневековья, но сегодня каждый вечер в 22:00 они вновь становятся цветными с помощью прожекторов со специальными фильтрами.
  • Есть легенда, что молитва перед мощами Иоанна Крестителя однажды спасла город от эпидемии чумы, и было это в 17-м веке. В то время спасение восприняли как доказательство подлинности мощей. А в 1958 году ученые провели анализ святыни и выяснили, что эта кость действительно могла принадлежать человеку, жившему в начале 1-го века нашей эры.
  • Еще одна легенда гласит, что для статуи Спасителя, украшающей центральный портал, позировал один из строителей — скромный и благочестивый юноша. Однако вскоре после окончания работы над скульптурой он исчез, даже не получив свое жалование. Согласно преданию, это был сам Иисус Христос.
  • Смотрите так же:  Воскресенская собор томск
    Панорама Амьенского собора

    Многие туристы утверждают, что величественный и прекрасный Амьенский собор производит ничуть не меньшее впечатление, чем знаменитый Нотр-Дам-де-Пари. За счет того, что Амьен — небольшой и малоизвестный, по сравнению с Парижем, городок, он менее популярен у туристов, но не менее красив. Хотя и в небольшом Амьене есть на что посмотреть, здесь легко найти себе экскурсионную программу на несколько дней. Ведь в городе находится музей Жюля Верна (в доме, где некогда жил писатель), Музей Пикардии и живописный сад художников.

    В одном из главных городов Пикардии, в северо-западной части страны и в «Цветной долине Франции» расположен Амьенский собор – образец готической архитектуры и объект паломничества православных со всего мира.

    Вехи соборного строительства

    Город Амьен находится на р. Сомма. Строительство собора пришлось на времена устройства города Реймс во Франции, место было выбрано не случайно – в 1218 году здесь сгорела дотла церковь, возведенная по всем канонам романского архитектурного направления. Амьенский собор во Франции заложили в 1220 г., сделал это епископ Арну де ля Пьере. К слову, останки основоположника погребены в центральной соборной капелле. Умер епископ в 1247 г.

    В свое время к строительству собора приложили руку такие известные личности, как Том де Кормон со своим сыном, Робер де Люзарш и другие. Твердые песчаные камни для стен добывали в каменоломнях городских окрестностей, после чего материал доставлялся к месту застройки и укладывался на века.

    Закончилось соборное строительство в 1288 г., но незначительные доработки и исправления вносились в объект вплоть до 14-го столетия. Первоначальный проект предполагал устройство широких и высоких башен, но в конечном итоге эти элементы уменьшились вдвое. Короткие башни практически не видны из-за крыши, что вызывает у некоторых ценителей архитектуры определенный внутренний диссонанс.

    1366 г. – начало возведения шатра, который призван был покрыть южную башню. Строительство северной башни было завершено лишь в начале 15-го века. Получившиеся совершенно разными, башни французского собора радуют глаз созерцателя своим живописным рисунком.

    Архитектурные особенности

    Амьенский собор во Франции является одним из крупнейших объектов католического наследия. Размеры постройки впечатляют: в длину он растянулся на 145, в ширину – на 59, в высоту – на 42,5 метра. На площади в 7,8 тыс. квадратных метров на момент завершения строительства можно было разместить все население Амьена (примерно 10 тыс. человек).

    Величественность Амьенского собора

    На соборных фасадах изысканная скульптура сливается с архитектурными деталями настолько органично, что создается ощущение изначального тандема. Многие эксперты уверены, что над созданием такого шедевра должен был трудиться гениальный строитель, обладающий задатками скульптора и мастера-каменотеса. Неизвестно как, но этот человек заставил всех участников возведения собора работать в единой связке. Никаких лишних деталей, вычурных линий и прочих неуместных элементов.

    Если смотреть на собор Амьенской богоматери со стороны, он напоминает ларец с драгоценностями. Об этом говорят абсолютно все его черты: рельефные линии, скульптурные элементы, узоры резного орнамента. Особенным убранством может похвастаться западный соборный фасад, который считается главным. На трех пышно украшенных порталах покоится первый ярус постройки. Прямо над главными воротами помещена статуя Иисуса, который попирает химеру и льва (символизирующих смерть). Вокруг входа в храм – фигурки святых людей и апостолов Христа. На наличниках словно сидят химеры. Украшения второго и третьего яруса собора – аркады, имеющие более живописное название – ажурные галереи. Четвертый соборный ярус – место расположения «галереи королей».

    Три портала обладают разным тематическим скульптурным убранством:

    • тема Страшного суда;
    • посвящение Деве Марии;
    • память местному святому, служившему епископом, – Фирмену. После канонизации этот чтимый верующими старец стал амьенским покровителем.
    • Вход в собор с южной стороны фасада украшает скульптура «золотой Мадонны». Ее создание датируется серединой 18 века. В самом начале статуя была покрыта золотом, что и послужило причиной ее наименования. Великая фигура в дальнейшем послужила образцом для творчества многих известных французских и европейских скульпторов.

      Скульптура «Золотой Мадонны» на входе

      Некоторыми искусствоведами проводится параллель между собором в Амьене и Парфеноном в Древней Греции. Но эти сравнения неуместны – величество и гармония древнегреческого храма не находит отражения во французском памятнике зодчества. Это нисколько не умаляет художественной и скульптурной ценности последнего, Амьен привлекает ежегодно миллионы туристов и паломников со всех уголков планеты. Собор Амьенской богоматери – ярчайшее воплощение готики в камне.

      Внутреннее убранство храма

      Резное соборное убранство фасадов наталкивает на мысль, что внутри будет что-то не менее потрясающее. Но нет, внутренние стены покрыты лишь круговой рельефной гирляндой. Широкий трансепт делит пространство пополам. Внутрь храма уходит легкая череда стройных колонн, высота которых достигает 18 метров. Визуальное ощущение простора и объема дополняется обилием света и воздуха. Причина такого восприятия – большая площадь зала и отсутствие на окнах витражей.

      Французские историки высказывают предположение, что утрата витражей не портит внутреннее храмовое убранство, ничто не мешает посетителю насладиться красотой древних каменных стен и причудливых линий. Витражи в соборе были, но яростные революционеры в 18 веке их перебили камнями. На столь кощунственное поведение их подвиг лозунг Вольтера об убийстве «гадины». Помимо разбитых стекол ущерб храму был причинен небольшой, за сохранность объекта вступились многие влиятельные лица Амьена. Размеры погрома можно считать минимальными, если сравнивать их с бесчинствами ярых поборников демократии в соборе Парижской Богоматери.

      Собор в Амьене сохранил даже старинные скамьи из дерева, которые были созданы в самом начале 16 века для моления. Покрытие этих предметов рельефными изображениями из Ветхого Завета и сценками из жизни обычных горожан ошеломляет наших современников – общее число фигурок на деревянных скамейках с вековой историей достигает 4,5 тысячи.

      Внутри при солнечном свете

      Колонны собора, окно

      Форма соборных окон – цветок шиповника с восемью лепестками. Помимо проемов в форме розы на фасаде храма можно увидеть стрельчатые окна высотой до 12 метров. Все эти конструкции изначально украшали разноцветные витражи. Задумка архитекторов предполагала затемнение внутренних сводов собора, лучи солнца сквозь витражные узоры переливались игрой красок. В разное время дня менялась интенсивность освещения.

      Самая светлая часть амьенского храма – алтарь. Сюда падают лучи сквозь стрельчатые окна апсиды. Почти все французские соборы, возведенные в стиле готики, могут похвастаться умелым перераспределением световых потоков. Это порождает у верующих возвышенный настрой, а у туристов – желание рассмотреть убранство до мелочей. По мнению многих архитекторов, создатели соборов обладали незаурядными талантами. В современных храмах столь щепетильного отношения к освещению не встретишь.

      Первая мировая война не нанесла существенного урона Амьенскому собору, жители города разместили вокруг монастыря мешки с песком. Даже при попадании шальных и прицельных снарядов каменные стены не разрушились, невзирая на близость линии фронта.

      Храм в городской архитектуре

      Франция славится огромным числом достопримечательностей историко-архитектурного и православного характера. Городок Амьен гостеприимно встречает всех гостей, его улочки утопают в зелени, а воды Соммского канала разрезают поперек много кварталов. Крупнейший центр текстильной, обувной, металлургической, пищевой и машиностроительной промышленности – Амьен привлекателен для торговцев и товаропроизводителей со всех стран.

      По восприятию Жюля Верна, атмосфера города схожа с тихой заводью. По липовым аллеям и живописным бульварам можно гулять часами напролет. Рано или поздно путешественник выйдет к главному кафедральному собору этого района Франции. Покровительница собора – Дева Мария. Каналы вокруг католического памятника готики образуют причудливые сети общей протяженностью 55 км. Над рытьем этих каналов трудились несколько поколений римлян.

      ЮНЕСКО признала Амьенский храм с 1981 г. своим наследием. Вместе с Шартрским и Реймским они образуют святую троицу французских церквей. Посетители Амьенского кафедрального собора могут подняться по западной башне на крышу здания и охватить своим взором окрестности. Живописный вид вокруг позволяет сделать туристам красочные и запоминающиеся фото.

      Весь декабрь собор в Амьене освещается яркими огнями, световое шоу посвящено рождественским гуляньям и призвано заразить верующих хорошим настроением. Игра магических теней, мелодичная музыка и искрящиеся огоньки – все это действо длится 45 минут. Программа составлена таким образом, чтобы зритель смог рассмотреть не только фасад здания, но и изящные скульптуры на нем.

      Экскурсионная программа

      Многие туристы приезжают в Амьен для посещения кафедрального собора Notre-Dame d’Amiens. Вход в храм – бесплатный. Дополнительная плата взимается лишь за подъем наверх. Длинные очереди здесь выстраиваются только в праздничные и выходные дни, по будням посещение готического памятника архитектуры не столь оживленное.

      Сверху, с крыши храма, открывается вид на окрестности. Хорошо можно рассмотреть последствия Второй Мировой войны, которые нанесли определенные разрушения архитектуре здания.

      Амьенский собор во Франции – классика готики, словно альбом в роскошном переплете с красочными иллюстрациями внутри. Фасадные барельефы становятся для многих посетителей эмоциональным потрясением, насколько они изящны и талантливо выполнены. Скульптуры служат иллюстрацией Нового и Ветхого Заветов, каменные фигурки выполнены очень точно.

      Центральный портал – Страшного суда

      Маскировка водостока горгульей

      Центральный портал – портал Страшного суда. Четкость воспроизведения не нуждается в дополнительных разъяснениях: снизу архангел Михаил с символичными весами, вокруг – восставшие из мертвых. Посередине сценки – грешники перед распахнутой пастью Левиафана. Сверху на всех них взирают Христос, Богоматерь и св. Иоанн. Святая троица благословляет обратившихся к ней праведников. «Живущие» на соборных стенах химеры и горгульи являются не только декорацией убранства – последние удачно маскируют водостоки.

      Интересная роспись не только стен, но и пола храма привлекает множество взоров посетителей. По «лабиринту», или «дороге к Иерусалиму» (рисунок на полу) древние пилигримы на коленях перемещались к мощам святых. Внутренний интерьер собора содержит элементы барокко, пришедшего сюда на рубеже 18 века. В соборе Notre-Dame d’Amiens хранится череп Иоанна Крестителя, помещенный в специальный реликварий.

      В Амьенском соборе можно разглядывать практически все элементы убранства – скамьи, алтарь, памятник-скульптуру в честь настоятеля, удивительной красоты розетки и многое-многое другое. В этот объект сакральной готики надо направляться лично.

      Амьенский собор, Amiens, France

      Амьенский собор представляет собой один из наиболее ярких примеров средневековой готической архитектуры. В конце XX столетия достопримечательность вошла в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

      Строительство этого невероятной красоты сооружения началось в далеком 1152 году, однако после удара молнии в 1218 году святыню пришлось восстанавливать практически с нуля. Основные реконструкционные работы были закончены в 1269 году, а последние штрихи дорабатывались вплоть до начала XV века. Сейчас кафедральный собор Амьенской Богоматери является самым крупным готическим собором во всей Франции. При одном взгляде на его внушительные размеры и эффектное оформление фасадов у прохожих захватывает дух. Высота верхней точки здания составляет более 112 метров, а площадь — около 4600 метров.

      Английское название: Amiens Cathedral

      • Франция.Амьен.Реймс 6 февраля 2019 Утром за мной в отель приехал наш замечательный гид-Александр.Он забрал всех из отелей и началось наше путешествие на Север Франции.Всего в группе было 5 человек.Ездили мы на микроавтобусе,который вел сам гид.Единственное,что омрачало всю дорогу то,что пара из Украины постоянно переводила разговор о.
      • Франция, Эльзас — 2006 3 августа 2006 Последний кусочек нашего свадебного путешествия во Францию. В Эльзасе нам тоже безумно понравилось: горы, виноградники, вино — мммм.
      • Таинственный французский остров Иль-де-Ре 19 июля 2019 Мы давно и крепко любим Францию и в очередную поездку решили разнообразить поездку пляжным отдыхом. Для этого выбрали «тайное» место, где отдыхают сами французы остров Иль де Ре, что находится в Новой Аквитани. Сначала мы погуляли по Парижу, а потом на поезде выехали в Ля Рошель, тот самый, известный.

      Амьенский собор расположен в самом центре города Амьен, поэтому добраться до него можно как на собственном автомобиле, так и на общественном транспорте. Стоимость входного билета для туристов не превышает 7 EUR, для льготной категории населения предусмотрены дополнительные скидки. В программу экскурсии входит осмотр самого собора, а также его сокровищницы. В конце посетителям предлагают подняться на башню здания с оборудованной смотровой площадкой. Отсюда открывается изумительный вид на город и окрестности.

      Для прихожан двери собора открыты ежедневно с 8.30 до 17.00. Для туристов график работы достопримечательности меняется в зависимости от сезона, поэтому перед посещением рекомендуется заранее уточнить расписание экскурсий.

      Собор Амьенской Богоматери. Cathedrale Notre-Dame d’Amiens.

      Фото 4. Собор просто огромный внутри, поэтому фото я сделала много.

      Фото 5. Гробница епископа-строителя Эврара де Фуюа (1222) с его лежащей фигурой из бронзы.

      Фото 8. Позолоченная кафедра проповедей (XVIII в.) — невероятная красота!

      Фото 10. Витражи в соборе разнообразные.

      Фото 13. Боковой витраж — роза.

      Фото 14. Деревянный рельеф XV-XVI вв.- история святого Фирмена (первого епископа Амьена в III в.).

      Фото 18. Наверху всё та же История епископа Эврара де Фуюа, а внизу — погребальный монумент амьенского епископа Ferry de Beauvoir, умершего в 1472 г.

      Фото 19. Погребальный монумент Adrien de Henencourt, XVI в.

      Фото 21. Святая Рита и святая Жанна д’Арк.

      Фото 25. За алтарем начинаются сказочной красоты витражи — прям как в Сент-Шапель в Париже!

      Фото 28.

      Фото 31. Часовня Пресвятой Девы Марии.

      Фото 32. Надгробый монумент XVII в. «Плачущий ангел».

      Фото 38. Святая Тереза.

      Фото 40. Реликвия Иоанна Крестителя. Там еще был череп, но я не сфотографировала. (((

      Фото 41. Рельеф — история св. Иоанна Крестителя.

      Фото 42. Второй боковой витраж — роза.

      Фото 43.

      Фото 44. Рельеф (ок. 1520) : Иисус, изгоняющий торговцев из храма.

      Фото 47. В XVIII в. алтарь был окружен решётками.

      Фото 49.

      Фото 50. Большой орган (XV-XVI вв.)

      Фото 51. Большая роза. Витраж XVI в.

      Фото 53. Лабиринт или дорога в Иерусалим. (пол).

      Фото 56. Бронзовая гробница епископа Жофруа д’Э. (1237).

      Вот такой шикарный собор мне посчастливилось посетить.

      Отзыв: Экскурсия в Собор Амьенской Богоматери (Франция, Амьен) — Собор из Готического Созвездия

      Notre-Dame d’Amiens входит в очень интересную и, я бы сказала, загадочную, группу соборов, сооруженных в честь Девы Марии на севере Франции. Дело в том, что при нанесении мест расположения этих соборов на карту и соединении их линиями, выйдет рисунок, явно напоминающий контур созвездия Девы. Над причинами этого поразительного сходства сломал голову не один ученый. Объяснить, почему же в итоге так получилось, могут, похоже, лишь Там, Наверху.
      Как я уже рассказывала, посещение Амьенского Кафедрального собора бесплатное. Плата взимается только за подъем на башни. И если приехать к его открытию в какой-либо будний день, Вам вряд ли придется стоять не только в длинной, но и в какой бы то ни было очереди. Стоит ли подниматься наверх? Если достаточно времени – почему бы и нет. Но после проезда по улицам, находящимся за пределами центра, я полагаю, что виды сверху не будут такими же сногсшибательными, как при подъеме на башни Нотр Дам де Пари. Хотя Амьен, бесспорно, очаровательный город – несмотря на безликость его окраин и на ряд архитектурных утрат, понесенных во время Второй Мировой войны.
      Для меня Notre-Dame d’Amiens – как огромный альбом по искусству, с роскошным переплетом и богато иллюстрированными страницами. По нему, как по учебнику, можно изучать готическую архитектуру. Это классика французской готики, абсолютно заслуженно объявленная ЮНЕСКО мировым достоянием. Его строительство длилось с 1220 по 1288 годы, а башни были возведены позднее и закончены в XV веке.

      Преклонение перед мастерством его создателей начинается с первого взгляда на центральный портал. И мы, и другие туристы довольно долго не заходили внутрь, восхищенно разглядывая и фотографируя виртуозно выполненные барельефы фасада.
      Сколько души и таланта вложено в каждую фигуру! Вообще, для оценки их количества, уместно оперировать сотнями и тысячами. Скульптур, если мне не изменяет память – 3600. Это не просто стены, это фактически Ветхий и Новый Заветы, выполненные из камня.

      Центральный портал, из-за тематики изображенных на нем сцен, также называется Порталом Страшного Суда. Полагаю, что этот сюжет не нуждается в развернутых комментариях. Все выстроено предельно четко. Внизу архангел Михаил с весами и восставшие мертвые. В середине – грешники и распахнутая пасть Левиафана. А наверху, Иисус Христос, возле которого стоят Богоматерь и Святой Иоанн, благословляет праведников.
      Левый портал посвящен первому амьенскому епископу – Святому Фирмину и обретению его тела, а правый портал – Деве Марии.

      На стенах Амьенского Кафедрального собора, как и у его парижского коллеги, живут (да, именно живут, по-другому, пожалуй, и не скажешь) удивительнейшие каменные существа – горгульи и химеры. Первые – это своеобразная маскировка для водостоков, а вторые – просто элемент украшений.

      После такого внешнего великолепия крайне трудно переключиться на осмотр интерьера. Но за такой блистательной увертюрой следует не менее прекрасная архитектурная опера. Существуют такие огромные храмы, где ощущаешь себя жалкой, ничтожной козявкой, которые «давят» и сминают человека в лепешку своими размерами. А вот в Notre-Dame d’Amiens, на мой взгляд, картина, совсем иная. Здесь возникает ощущение полета и освобождения души. Собор как бы распрямляет и «поднимает» человека вверх. И даже в пасмурный день здесь удивительно светло.

      В Амьенском Кафедральном соборе интересно практически все – даже пол. На фото, которое Вы видите ниже – фрагмент так называемого «лабиринта» или «дороги к Иерусалиму». По этому «лабиринту» в старые времена, стоя на коленях и двигаясь по линиям, украшающим пол, перемещались пришедшие в храм пилигримы, чтобы попасть к святым мощам. Таких «лабиринтов» во Франции, конечно же, не один, но плита «лабиринта» в Амьенском соборе примечательна тем, что хранит имена и портреты трех его архитекторов, а также портрет одного из епископов – Эврара де Фуюа.

      В интерьере собора присутствует не только готика, но и барокко. Барокко «пришло» в эти стены в XVIII веке.

      Мы не могли остаться равнодушными к этой изумительной кафедре, «опирающейся» на фигуры Веры, Надежды и Милосердия. А наверху – прекрасный ангел с раскрытым Евангелием.

      Не менее прекрасен и этот алтарь – с голубем Евхаристии:

      Еще одно яркое произведение искусства – резные скамьи каноников, изготовленные в XVI веке.

      Неподалеку – памятник одному из настоятелей собора, Адриену д’Эненкуру (с его статуей, лежащей в нише).

      Вокруг – фантастические по технике работы скульптурные композиции:

      Конечно же, в Амьенском Кафедральном соборе есть и чудесные витражи, и дивные розетки – как та, что над органом:

      Самой главной святыней Notre-Dame d’Amiens является реликварий с черепом Иоанна Крестителя, привезенным в качестве трофея из Константинополя – из крестового похода. До строительства этого собора реликвия хранилась в его «предшественнице» – церкви, построенной в романском стиле и сгоревшей от удара молнии. Сам реликварий был создан в XIX веке.

      Это капелла Святого Себастьяна, а слева от нее – статуя Святого Роха (исцелителя от чумы, которого я упоминала в рассказе о Белостоке) и его верного пса.

      История, связанная с капеллой (см. фото ниже), украшенной картиной «Успение Богородицы» работы Франсуа Франкена младшего, показывает, как много схожих черт бывает в прошлом у разных стран. Слева от картины – статуя Святой Женевьевы.

      Когда по стране прокатилась Великая Французская революция, то разрушалось практически все – и, само собой разумеется, ранее существовавшие религиозные устои. Вместо католицизма и протестантизма насаждался так называемый «культ Разума», сопровождавшийся разграблением и осквернением храмов. Поэтому Женевьеву «преобразовали» в Богиню Разума. Хотя по сравнению с историей собора Нотр Дам де Пари данный эпизод выглядит почти как шутка.

      Осматривая собор, мы обнаружили в нем, как и в соборе Нотр Дам в Байё, несколько любопытных историко-просветительских плакатов. Правда, в Байё их почему-то не разрешали фотографировать, тогда как в Амьене такого запрета не было. Середину плакатов занимают шкалы, на которых нанесены периоды служения различных Пап Римских, а сверху и снизу – основные события в истории человечества, произошедшие в эти периоды.

      Мне очень понравилось, как умно сгруппирована информация, как ёмко и в то же время исчерпывающе она подается. Тексты, естественно, составлены на французском языке – из расчета на местных прихожан. В качестве примера я покажу Вам плакат, посвященный концу двадцатого и началу двадцать первого столетия – когда Католическую церковь возглавляли покойный Иоанн Павел Второй и нынешний понтифик Бенедикт Шестнадцатый.
      Вот таким было наше знакомство с одной из звезд французской сакральной готики.

      Смотрите так же:  Собор кордовы