Меню

Собор михаила златоверхого киев

Михайловский Златоверхий собор

Крестово-купольный шестистолпный храм с тремя нефами и позолоченным единственным куполом на территории одноименного монастыря был сооружен в 1108—1113 гг. внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем.

Трехнефный крестовокупольный храм одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя. В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался.

Вместо одного у него появилось семь куполов, трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепны украшениями, наличниками и орнаментом, выполне ными известным киевским архитектором И. Григоров Чембарским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розеткам сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси тог времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденной: мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной. Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными.

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь.

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло — для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 — 1075 годами.

Смотрите так же:  Софийский собор был построен в 1037 году в

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановлен в 2000 году. Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский приделы.

Информационный портал города Киева

Киевский Свято-Михайловский Златоверхий монастырь (собор)

Михайловский Златоверхий монастырь (укр. Михайлівський Золотоверхий монастир, англ. St. Michael’s Golden-Domed Monastery) — древнейший собор, входит в число главных достопримечательностей Киева. Расположен в центре города на Владимирской горке, рядом с наиболее популярными киевскими святынями и памятниками архитектуры, такими как София Киевская, Андреевская церковь и Золотые Ворота. Михайловский собор считается одним из самых почитаемых мест среди верующих паломников и является одним из основных храмов Украинской Православной церкви Киевского Патриархата. Практически все ознакомительные экскурсионные маршруты по Киеву проходят с обязательным посещением Михайловского монастыря.

В летописных записях начала XII века упоминается, что князь Святополк Изяславич, внук великого киевского князя Ярослава Мудрого, 11 июля 1108 года решил построить каменный собор вблизи Дмитриевского монастыря и церкви святого Петра во имя святейшего Архистратига Михаила – небесного покровителя и хранителя города Киева.

По одной из версий Дмитриевский монастырь на этом месте воздвиг отец Святополка Изяслав (в крещении Дмитрий). Существует гипотеза, что тогда же при церкви возник и мужской монастырь. По другой версии монастырь здесь основал еще в 998 году первый митрополит киевский Михаил. Интерьер Златоверхого Михайловского храма в то время был выполнен из дорогих материалов с применением мрамора. Стены собора были украшены мозаикой, убранство святыни завершали драгоценные иконы. Предание гласит, что в период правления князя Святополка Изяславича из столицы Византии города Константинополя в Михайловский монастырь привезены мощи святой великомученицы Варвары, которые впоследствии стали основной священной реликвией храма. 16 апреля 1114 года после кончины Князя Святополка Изяславича его тело захоронили на территории храма.

Златоверхому Михайловскому собору был нанесен значительный ущерб, когда в 1240 году татаро-монгольский хан Батый захватил Киев, а также во время войны с крымским ханом Менгли I Гиреем в 1482 году.

В период с XVII до XVIII века Михайловский монастырь все время совершенствовался и пополнялся различными ценностями благодаря украинским гетманам. В 1718 году знаменитый полководец и политический деятель Богдан Хмельницкий за свои средства оплатил заказ на новую позолоту для главного купола собора. Гетман Павел Скоропадский заменил иконостас. Иван Мазепа подарил специальный ящик, полностью выполненный из серебра, для хранения в нем мощей святой великомученицы Варвары.

В 1654 году, когда Украина соединилась с Русским государством, после раздела земель с Польским Королевством и Литовским Княжеством Киевский Златоверхий собор перестал иметь право на управление некоторыми своими имениями, которые находились уже на территории Речи Посполитой. Взамен монастырю начали принадлежать новые владения, расположенные на левобережной части Украины.

Исходя из исторических упоминаний в XVII веке рядом с мужским Златоверхим монастырем функционировал и Златоверхий Михайловский женский, который в 1712 году переехал на Подол. В 1746 году количество куполов в Михайловском храме решили увеличить до семи. После этих изменений Древняя церковь Святополка находилась в середине монастырского храма. От неё остались алтарные абсиды, некоторые стены и главный купол. В 1800 году объекты Михайловского собора были в плохом состоянии и требовали срочной реконструкции. Долгие годы на протяжении XIX века Михайловский монастырь неоднократно ремонтировали.

3D макет Киевского Михайловского храма. (Нажмите на картинку для просмотра!)

В 1800 году Киевский Златоверхий Михайловский собор был местом пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии.

В 1847 году при поддержке настоятеля монастыря Преосвященного Аполинария на территории Михайловского собора начали сооружать здание, которое служило гостевым домом для верующих странников, желающих остановиться на ночлег. Подобные строения в этот период строились и в других монастырях. Также было принято решение покрыть золотом купола и на трапезной церкви.

Свято-Михайловский Киевский Златоверхий монастырь известен своими уникальными фресками и так называемыми «мерцающими» мозаиками. Также в соборе присутствовали граффити (надписи, выполненные методом царапанья).

После прихода большевиков с 1919 года все имущество Михайловского монастыря перешло государству. С 1935 года началось постепенное уничтожение монастыря. 17 августа 1937 года Михайловский Златоверхий собор был начинен взрывчаткой и разрушен. Ликвидацию провели, так как по понятиям власти этот объект не имел культурной и исторической ценности. Некоторые фрески и мозаики чудом удалось сберечь. Их случайным образом забрали из храма ученые накануне взрыва исторического памятника мирового значения.

Благодаря дружеским отношениям с Российской Федерацией Министерство культуры России откликнулось на просьбу Украины и возвратило находящиеся в экспозициях музеев России бесценные предметы искусства Министерству культуры Украины. С 15 июля 2008 года фрески и мозаики опять радуют посетителей в Свято-Михайловском монастыре Киева.

Смотрите так же:  Литургия в покровском соборе

Михайловский монастырь в Киеве сегодня

Комплекс состоит из построенного в традициях украинского барокко большого храма Архангела Михаила (названного именем святого божества, символа-хранителя города Киева), который был уничтожен в 1930-х годах и заново восстановлен в 1990-х, высокой колокольни, сооруженной в 1716—1719 годах, трапезной с церковью Иоанна Богослова, сохранившейся в первозданном виде с 1713 года.

В монастыре функционирует духовная школа, церковный хор и воскресная школа. Также работает специальная гостиница, в которой паломники могут остановиться на время пребывания в святыне.

На территории Михайловского собора проводятся увлекательные экскурсии. Если подняться на колокольню, то оттуда можно наблюдать красивую панораму Софиевской площади. В часовне источника Михайловского монастыря в теплые времена года можно попить святую воду. В музее представлена копия мозаики XII века «Дмитрий Солунский» (оригинал находится в Московской Третьяковской галерее). Мозаика «Евхаристия» расположена неподалеку в выставочном зале Софийского собора, в котором смонтировали специальную стену в форме апсиды Михайловского собора. Мощи святой великомученицы Варвары были переданы Владимирскому собору, где находятся и сейчас. 3D виртуальная экскурсия по Михайловскому собору Киева

Интересные факты про Киево-Михайловский Златоверхий монастырь

  • Название «Златоверхий» собор получил оттого, что его купол был украшен позолотой. Существует версия, что это был первый храм на Руси, в котором использовалась подобная технология. Эксперты сделали вывод, что так зародилась традиция декорирования куполов православных церквей и монастырей драгоценным металлом.
  • До начала возвращения в Украину в 2008 году сохранившиеся фрагменты оформления Михайловского собора находились в Третьяковской галерее в Москве, Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге.
  • Во времена Российской Империи Киевский Михайловский собор уступал по популярности посещений только Киево-Печерской Лавре.
  • В XII веке территория монастыря служила местом для захоронения князей.
  • В первой половине XVII века Михайловский собор мог разрушиться. Из-за неправильно проводимых работ по перестройке храма несущие стены дали трещины, и здание могло расколоться на две половины.
  • В колокольне монастыря работают современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, на котором специально подготовленный музыкант может играть сложные композиции.
  • В Киевском Михайловском храме начался новый этап развития церковной живописи Древней Руси. Родоначальником нового стиля «мерцающих» росписей считают мастера из Киево-Печерского монастыря легендарного художника Алимпия.

Смотрите короткий фильм про Михайловский собор в Киеве на видео:
Нажмите на кнопку, чтобы записаться сейчас и оформить заказ на пешеходные или автобусные экскурсии по Киеву

График работы Киевского Михайловского Златоверхого собора

Время начала утренних богослужений в 8:00.

Вечерние литургии начинаются в 17:00.

Точное расписание служб, часы проведения обряда таинства крещения, исповеди, венчания, информацию по поводу размещения в отеле для паломников можно узнать по контактному телефону: +38 (044) 278-80-44 или на официальном сайте Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.

Как добраться в Киевский Михайловский собор. Доехать в монастырь удобно 3 способами: 1) Самый быстрый путь. Приехать на станцию метро Почтовая Площадь, сделать пересадку на Фуникулер. После подъема вверх пройти 50 метров, перед Вами будет ближайший вход в монастырь. 2) Выйти на станции Площадь Независимости (Майдан Незалежності), подняться вверх по улице Михайловской 700 метров (12 минут) или подъехать троллейбусом №16 или №18 одну остановку. 3) Приехать на станцию «Золотые Ворота» и идти пешком по улице Владимирской до Софиевской площади, потом вдоль Владимирского переулка до Михайловской площади. Длина пути – 1 километр, примерно 15 мин. Схема киевского метрополитена Найти другой общественный транспорт

Михайловский Златоверхий собор, адрес: улица Трехсвятительская, 8, карта Киева:
Просмотреть увеличенную карту

Информацию о Михайловском монастыре в Киеве читайте на странице Википедия.

Михайловский Златоверхий монастырь, Собор Архангела Михаила (Киев)

г. Киев, ул. Трёхсвятительская, д. 6, метро: «Площадь Независимости», «Почтовая площадь».

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного собора Архангела Михаила находилось капище самых известных языческих божеств — Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева…

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 г. (1108 г.) говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля».

В этом же году (1108 г.), в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Собор Архангела Михаила был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.

В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами.

В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение.

В 1620 году игумен Иов Борецкий совершает полную реставрацию собора. В скором времени собор возвращает себе былое величие.

Немалое значение имели жертвы на церковь украинских гетманов разных времён. Богдан Хмельницкий своими средствами, обновил позолоту на центральном куполе храма.

При императоре Петре, невысокие стены было достроены так, чтобы они сравнялись со стенами главного храма.

В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года — собор становится семикупольным.

С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего, с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

Смотрите так же:  Собор на станции спортивная

В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло — для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.

«…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» — говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065—1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром.

В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время — главный враг шедевров — сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары.

В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии — фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В 1919 году, большевистской властью было конфисковано имущество храма «Для нужд Красной Армии», а в последствие, в 1934 г. ответственность за разграбление имущества переложили на монахов.

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину — под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора.

Множество произведений искусства в период 1934—1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.

Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева.

В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Росписи собора Архангела Михаила, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 г. — Варваринский и Екатерининский приделы.

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Михайловский Златоверхий монастырь

Михайловский Златоверхий монастырь — древнейший собор Украины. Первый камень в его строительство был заложен еще в 1108ом году. Прославленный князь Святополк решил таким образом увековечить победу русичей над половцами. Одновременно велось строительство и главного собора — собора Михаила Архангела.

Стоит Михайловский собор на краю Старокиевской горы, недалеко от Андреевской церкви. При его строительстве впервые на Киевской Руси купол был позолочен. Именно за это он и получил звание Златоверхого. Стены собора сложены из чередующихся рядов камня с плоским кирпичом. Также Храм славился своими мерцающими фресками и мозаикой. Образа, выложенные мозаикой, создавали мерцающий эффект, когда они то словно освещены светом, то словно уходят в тень. Известным мастером тех лет, владеющим этим видом живописи, был инок Киево-Печорского монастыря Алимпий. Считается, что это именно он оформлял Михайловский собор.

Михайловский Златоверхий монастырь стал местом погребения многих киевских князей. За многие века монастырь не раз подвергался нападкам чужеземцев, не раз был разрушен и разграблен, переходил из рук в руки. Сильно пострадал монастырь во время нашествия монгол в 1240ом году, но старинный храм выдержал натиск варваров.

Исторические моменты

В четырнадцатом веке Михайловский Златоверхий монастырь оказался во владении литовских князей. Эти годы привели его в полное запустение, но уже в шестнадцатом веке началось его восстановление. Гетманом Скоропадским был сооружен удивительный иконостас, а император Александр I принес в дар монастырю богатейший образ Архангела Св. Михаила. Основой образа служит доска из чистейшего золота и весь он усыпан бриллиантами. Главный алтарь и сегодня радует прихожан древним мозаичным изображением Тайной Вечерни. Столбы, держащие алтарь, хранят на себе изображения пророков от XIIого века. Причем эти лики святых были обнаружены под более поздним покрытием масляной живописи.

Многие едут сюда поклониться мощам Святой Варвары. Почивают они в центре храма, в серебряной гробнице. На гробнице изображены картины мучений Варвары и ее смерти. Эта рака подарена храму в 1847 году графиней Орловой.

При монастыре находится больница, где бесплатно получают помощь все бедные верующие, также церковная трапезная, где накормят всех голодных, церковная школа, школа для мальчиков, монастырская библиотека. К монастырю принадлежит Феофания скит (1861 год).

Современный Златоверхий комплекс включает в себя: восстановленный соборный храм Св. Михаила, трапезную с прилегающей церковью Иоанна Богослова (1713), колокольню (1716). Колокольня оснащена уникальным карильоном. Высота этого музыкального инструмента составляет 40 метров, включает в себя 51 колокол, начиная от самого маленького весом 4 кг и заканчивая 8-тонным колоколом. Есть на территории монастыря фонтан со святой водой, говорят, он может исполнить желание. В колокольне имеется музей истории монастыря, где собрано много древних вещей, принадлежащих комплексу с самого его зарождения. Служащие монастыря продолжают вести работу по возвращению некоторых реликвий, когда-то украшавших стены храма.