Меню

Собор архангела михаила бронницы

Бронницы. Храмовый комплекс. Cобор Михаила Архангела и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Храмовый ансамбль в Бронницах, включающий в себя три здания культового назначения. Время создания: XVIII–XIX вв. В состав входят собор Михаила Архангела, Иерусалимская церковь и колокольня. Почитаемая святыня: список Иерусалимской иконы Божьей Матери.

Дата окончания строительства главного храма соборного ансамбля в Бронницах – церкви Михаила Архангела относится к 1705 г. Храм практически без изменений во внешнем облике дошел до нашего времени. Затем в середине XVII в. в городке появляется еще один каменный храм – церковь Иоанна Милостивого. В дальнейшем церковь была разобрана, а на ее месте возведен новый храм в Бронницах – в честь почитаемой в окрестностях Иерусалимской иконы Богоматери. Тогда же появилась и колокольня.

Начало проектных работ, связанных с возведением новой церкви и колокольни, относится к 1835 г. В первую очередь они были вызваны уже обозначенными проблемами с церковью Иоанна Милостивого – несмотря на все старания жителей города, храм рушился на глазах, внешний его вид и внутреннее убранство были далеки от идеальных. Именно поэтому прихожане несколько раз обращались к Московскому и Коломенскому митрополиту Филарету с прошением разрешить внести изменения в план церковных построек в Бронницах. На суд жителей было вынесено два проекта, но идеально подошел лишь второй – в плане первого новая церковь и колокольня были слишком большими по отношению к бронницкому храму Михаила Архангела. После этого в 1840 г. начинается возведение новой церкви, впоследствии получившей имя Иерусалимской, по чертежам московского архитектора – А.М. Шестакова. Храм строился около шести лет в том числе и на пожертвования местных жителей. В связи с этим нужно упомянуть имя купца А.К. Кононова – именно ему мы обязаны роскошным внутренним оформлением церкви.

В 1849 г. началось возведение колокольни, в основе ее лежал план известного московского архитектора М.В. Бове. К ее нынешнему внешнему облику приложил руку и император Николай I – проект несколько раз изменялся в соответствии с его замечаниями и был подписан царём лишь в 1850 г. Дата завершения строительства колокольни приходится на 1853 г.

В 60-80 гг. XIX в. проходила реставрация Архангельского собора. Основную сумму денег для проведения необходимых работ по обновлению храма пожертвовал И.А. Кононов – сын купца А.К. Кононова. На это же время приходится и перепланировка Иерусалимской церкви – первоначальное пространство храма оказалось слишком тесным для многочисленных прихожан.

В 1922 г. были конфискованы многие церковные реликвии «в пользу голодающих Поволжья», затем репрессиям подверглись церковные и общественные деятели города. Гонения на верующих Бронниц достигли апогея в период закрытия храмов. В то время уже стало традицией использовать храмовые здания для других нужд. В бывшей колокольне разместились пожарные, собор Михаила Архангела занял районный архив, а в Иерусалимской церкви сначала находилось зернохранилище, в более поздний период здесь обосновалась Всесоюзная книжная палата. К началу войны в Бронницах все храмы уже были закрыты и новые тяготы жители города встретили без Божьего благословения.

В начале 90-х гг. XX в. верующие организовали инициативную группу по возвращению соборного комплекса в Бронницах местной церковной общине. 25 ноября 1990 г. в Бронницком соборе Архангела Михаила произошло первое за многие годы богослужение.

В композиционном плане Бронницкая Михаилоархангельская церковь представляет собой типичный посадский храм, достаточно популярный и распространенный среди православных построек XVII в. Высокий трехсветный четверик визуально создает резкий контраст по сравнению с низкими помещениями вытянутой в длину трапезной и трехчастной апсиды. Храм богато декорирован. Основу его внутреннего оформления составляют элементы, характерные для архитектурного стиля московского барокко. Дверные и оконные проемы украшены витиеватыми, похожими не гребешки, наличниками. Внутри храма в глаза бросается довольно яркая роспись стен и потолка, иконы украшены лепниной. В трапезной повсеместно использовались барочные картуши с целью подчеркнуть изящность панно. Особое внимание привлекает пятиярусный иконостас. Над ним работали лучшие мастера Оружейной палаты, царские иконописцы Тихон Иванович Филатьев и Кирилл Иванович Уланов.

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова.

Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей.

К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер, проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».

В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни.

В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.

Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.

К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.

Во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь. В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.

Смотрите так же:  Патриарх в новочеркасском соборе

60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.

В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.

Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаем следующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях. К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».

В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь.

Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.

6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню – Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.

К началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. 25 ноября 1990 года в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.

Соборный комплекс в центре Бронниц сложился в XVII-XIX вв. и включает в себя три здания: собор Михаила Архангела, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери и отдельно стояющую колокольню. Храмы закрывались в 1930-х гг., использовались в хозяйственных и архивных целях. В 1990 г. он был возвращен верующим и ныне отреставрирован. Является центром Бронницкого благочиния.

Собор Михаила Архангела. Построен в 1696-1705 гг. на средства прихожан. В 1862-1865 гг. на средства придворного фабриканта церковной утвари Н.Д.Полтавцева и купца И.А.Кононова была увеличена в длину трапезная. Здание поднято на невысокий подклет. Основой постройки служит бесстолпный трехсветный пятиглавый четверик с трехчастной, развитой апсидой.С запада к нему примыкает бесстолпная трапезная. Храм является выдающимся образцом русского зодчества рубежа XVII-XVIII вв., где традиционные формы старого русского собора сочетаются с декором «московского барокко». Приниципиально новое выразилось в «зальной» организации интерьера, лишенного столбов. Несмотря на годы забвения, храм сохранил историческую внутреннюю отделку. Стены и своды трапезной и храма украшены позолоченной лепниной, обрамляющей живописные панно XIX в. Многоярусный резной иконостас — XIX в. Полы — из орнаментированных чугунных плит. Его иконы работы «царских изографов» Тихона Филатьева и Кирилла Уланова переданы в музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева. У алтарей храма — могилы декабристов, проведших последние годы под Бронницами, в усадьбе «Марьино» — братьев М.А. и А.А. Фонвизиных и друга Пушкина И.И. Пущина.

Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Построена из кирпича в 1840-1845 гг по проекту архитектора А.М. Шестакова на церковную сумму и пожертвования купца 1-й гильдии Кононова вместо деревянной. Посвящение главного престола связано с хранением здесь чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери, прославившейся во время эпидемии холеры. Расширялась в 1876-1880 гг. Имеет боковые престолы во имя Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца. Зимний храм комплекса. Шестистолпный храм, завершенный высоким световым купольным барабаном-ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма. Внутри частично сохранялись росписи 1876-1880 гг. художника Розанова, поновленные в 1905 г. придворным живописцем Гурьяновым.

Колокольня. Построена в 1851-1853 гг. по проекту архитектора М.И. Бове на средства бронницкого купца 1-й гильдии Кононова. Трехъярусное, с полуярусом «часового боя» сооружение богато декорировано в традициях ранней эклектики, органически сочетая элементы классицизма, московского барокко и зодчества середины XVII в. Высотная доминанта соборного комплекса и всей городской застройки.

Соборный комплекс является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176). Упомянут как » Храмовый комплекс (б. Родевицкий монастырь)» по адресу: г.Бронницы, ул. Советская, 61.

Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т. 2. М., 1975. Справочник «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовное преображение», 2008 г.

Кирилл Аминов. 16 марта 2019 г.

Бронницкий купец I гильдии — Алексей Кононович Кононов вместе с другими купцами и мещанами 10 марта 1849 года, обратился с прошением к митрополиту Филарету (Дроздову) за разрешением построить в уездном городе Бронницы новую колокольню. После одобрения, в этом же году началось возведение новой колокольни. За основу взяли план русского архитектора, брата О.И. Бове — Михаила Ивановича Бове. Однако император Николай I несколько раз лично вносил в него коррективы и подписал его только в 1850 году. Что же не понравилось царю? Главное — то, что, как пишет научный сотрудник бронницкого краеведческого музея В.И. Сунчелеева в статье «Сказание о бронницкой соборной колокольне», предполагалось построить колокольню «над Святыми вратами ограды вокруг соборного комплекса, которая состояла в основном из торговых лавок. «. Проект был запрещен императором, так как «неприлично при храме Божьем иметь торговые лавки», и Бове пришлось срочно переделывать его и переносить колокольню внутрь ограды.

Торжественная закладка была прозведена 24 июня 1851 года, а освящение состоялось 11 сентября 1853 года. Большую часть средств на постройку колокольни выделил все тот же А.К. Кононов. Впрочем, колокольня получилась замечательная: ее высота — 73 метра, она входит в пятерку самых высоких колоколен Московской области. Трехъярусная вертикаль с курантами богато декорирована в традициях ранней эклектики, сочетая элементы классицизма и «нарышкинского барокко» является и по сей день высотной доминантой соборного комплекса и всей городской застройки. В 1860 г. на звонницу были установлены 2 колокола, весом 1501 и 582 пуда, отлитые на заводе Самгина. Подчеркнем, это была вторая колокольня. Первая, тоже с часами и колокольным боем, но меньших размеров, стояла к тому времени уже лет 70 — по крайней мере, о ней есть указания в архивных документах 1781 и 1787 гг.

С бронницкой колокольней связана интересная история: в 1827 году один благотворитель пожертвовал на роспись Архангельского собора шесть тысяч рублей золотом. Монеты сложили в дубовый сундук, который заперли на два замка и оставили в храме. Но очень долго не могли найти художника, которому можно было заказать работу. Кроме того, два настоятеля разошлись во мнении: один настаивал на том, что изограф должен быть приглашен из Москвы, а второй хотел пригласить коломенского мастера. В итоге первый отправился на прием к самому митрополиту, а второй в то же время решил составить письменное обращение к нему же. Но произошло странное событие. Ночью долго били часы на соборной колокольне — кто-то насчитал 240 ударов! А утром оказалось, что золото исчезло. Пропажу обнаружил открывший храм пономарь. Дальше было долгое следствие, за которым следил лично сам митрополит. Правда, ни грабителя, ни денег так и не нашли. Наказание понесли только два скандаливших друг с другом священника — митрополит обоих отправил на несколько недель на послушание в монастырь. А приехавший из Москвы часовщик обследовал колоколенные часы и резюмировал, что они ни при каких обстоятельсвах не могли бить дольше обыкновенного.

Смотрите так же:  Моршанск собор высота

В 1930-е годы колокольня была передана Бронницкой пожарной части в качестве смотровой вышки. После передачи бронницких храмов Русской Православной церкви на колокольню вновь вернулись новые колокола, отлитые в 1992 году.

Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №206, 2019 г.

БРОННИЦКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Бронницкий Михаило-Архангельский собор, 22 февраля 2009. Фотография Сычева Андрея Петровича с сайта sobory.ru

Собор во имя Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных в Бронницах Московской епархии

  • Престол: Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных
  • Адрес: Россия, 140170, Московская обл., Раменский район, г. Бронницы, ул. Советская, д. 61
  • Тел.: +7 (496) 466-59-32
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Соборное подворье Бронниц расположено в центре города и включает в себя собор Михаила Архангела и храм Иерусалимской иконы Божией Матери.

    К концу XVII века Бронницы уже имели посвященный Архистратигу Михаилу деревянный храм. Обветшавшую к тому времени церковь решили заместить каменной, которая возводилась с 1696 года. Собор был достроен и освящен в 1705 году. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Филатьеву (в соборе известны его икона Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери) и Кириллу Уланову (написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник», Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила, а также икону святителя Иоанна Милостивого).

    Храм был холодным, в связи с чем к середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого.

    В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому Филарету просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к старому храму; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта поступило в 1839 году. По новому замыслу предполагалось перестроить лишь тёплую церковь, а колокольню возвести над Святыми вратами, «оставив холодную церковь неприкосновенною«, что и было утверждено.

    Колокольня при Бронницком Архангельском соборе. Фото нач. XX в.

    К возведению колокольни над Святыми вратами на городской площади приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор Михаил Иванович Бове. Этот первый проект претерпел большие изменения и был утверждён императором Николаем I в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 году. Освятили её в в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Таким образом ко второй половине XIX века соборный комплекс Бронниц входили собственно холодный собор, тёплый Иерусалимский храм, Иерусалимская колокольня, а также приписная кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь (оставалась приписной до 1893 года). В ризницах соборных церквей хранилось много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, в том числе издания против раскольников-старообрядцев. Здесь же, в церковном книгохранилище, значительное место занимали книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.

    1860-1880-е годы в Бронницах были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, благодаря которому была проделана работа по обновлению собора: на его средства была увеличена трапезная, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.

    Бронницкий соборный комплекс. Фото 1950-х гг.

    После утверждения в Бронницах власти большевиков Церковь, как и по всей стране, подверглась репрессиям. Аресту подвергались настоятели собора отцы Иоанн Добров и Александр Кедров; 25-27 апреля 1922 года из городских храмов были изъяты ценности.

    В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах — в первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован протоиерей Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма; всего по делу проходило 33 человека. Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы — и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери — верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь. Сразу же после закрытия в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив, а колокольня была занята пожарной частью.

    Община Архангельского собора была вновь зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение — после перерыва во многие десятилетия — было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, в то время представлял собой грустное зрелище. 25 ноября того года в Архангельском соборе прошла первая в новейшей истории архиерейская служба — Божественную литургию служил Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.

    Летом 1991 года собор был удостоен посещения патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1993 году при храме открылась воскресная школа, со временем была собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека. Божественная литургия стала совершаться в храме ежедневно.

    У алтаря собора с южной стороны находятся захоронения двух декабристов — М.А. Фонвизина и И.И. Пущина, друга А.С. Пушкина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие, над могилой Пущина — статуя ангела в традициях скульптуры классицизма.

    Бронницкий Архангельский собор и колокольня. Фото ок. нач. XXI в.

    Здание собора возведено из кирпича. Типичная композиция посадского храма в нём сочетается с декоративными элементами московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями — картушами (виньетками). Основной объем представляет собой бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный квадратный в плане четверик с пятью тесно поставленными главами. Собор несколько напоминает деревянные посадские храмы. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика. Украшением собора является высокий резной вызолоченный шестиярусный иконостас. Храм начала XVIII века дошёл до начала XXI века с незначительными изменениями своего внешнего облика.

    Собор архангела михаила бронницы

    Паломническая поездка

    В воскресный день 23 июня настоятель Покровского храма с. Никоновское священник Алексей Твердов с прихожанами посетили в ходе паломнической поездки Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь (г. Дзержинский) и храм Казанской иконы Божией Матери (г. Котельники). Здесь протоиерей Павел Сударев поведал об истории храма, его святынях, архитектуре, подвиге новомучеников, служивших в этом святом…

    В ночь с 21 на 22 июня в Бронницах прошла массовая мемориальная акция, во время которой активисты молодежных и общественных объединений вместе с жителями города вышли к Мемориалу воинской славы и вместе с ветеранами зажгли «свечи памяти». Бронницкое благочиние представлял протоиерей Алексий Авдокушин, ответственный по взаимодействию с казачеством. В минуту…

    Возвращение похищенных икон

    В ночь с 29 на 30 января 2019 г. в Смоленском храме с. Кривцы организованной группой было совершено ограбление. Злодеяние планировалось с начала осени 2019 г. и было тщательно подготовлено. Сломав входной замок и отключив сигнализацию грабители похитили 11 икон, из которых 6 икон были большого размера, остальные иконы были…

    День Святой Троицы (фото)

    12 июня Михаило-Архангельский собор г.Бронницы посетила делегация из Болгарии. Священник Иоанн Дегтярев провел гостям экскурсию по соборному комплексу.

    День медицинского работника

    14 июня в КДЦ «Бронницы» состоялся торжественный вечер, посвященный Дню медицинского работника. На мероприятии присутствовали: глава городского округа Бронницы В.В.Неволин, депутат Московской областной думы В.Б.Крымов, исполняющий обязанности главного врача Бронницкой городской больницы А.В.Фадеев, сотрудники медучреждений г. Бронницы, ответственный по взаимодействию с медицинскими учреждениями священник Иоанн Дегтярев. Благочинный церквей Бронницкого церковного…

    Фестиваль творчества «Россия — Родина моя»

    12 июня на центральной площади г. Бронницы прошел фестиваль творчества «Россия- Родина моя» для инвалидов Юго-Восточной зоны Московской области, посвященный Дню России. В мероприятии приняли участие команды из городов Бронницы, Раменское и Воскресенска. Каждая из команд представляла один из регионов России: команда г. Бронницы представляла Республику Саха (Якутия), команда г.…

    День социального работника в г. Бронницы

    7 июня в администрации города Бронницы было проведено торжественное собрание, посвящённое дню социального работника. На собрании присутствовали глава города Неволин Виктор Валентинович, и.о. заведующего отделом социальной защиты г. Бронницы Костина Елена Леонтьевна, помощник благочинного по социальному служению священник Александр Мучнов, представители социальных и общественных благотворительных организаций города. Особо отличившиеся работники…

    Экологическая акция в посёлке Рылеево

    Продолжительное время прихожане храма Преображения Господня в пос. Рылеево Бронницкого церковного округа участвуют в благотворительной акции «Бронницкая крышечка добра». Трудами неравнодушных людей собрано почти две с половиной тонны макулатуры и около 700 кг пластика для сдачи на переработку.

    XVIII Фестиваль физической и духовной культуры

    25 мая в г. Жуковский на стадионе «Метеор» состоялся XVIII Фестиваль физической и духовной культуры учащихся воскресных школ Московской епархии. Делегацию Бронницкого благочиния представляли воспитанники воскресной школы Михайло-Архангельского Собора и священник Максим Кеменев — ответственный отдела по работе с молодежью с высшими учебными заведениями Бронницкого церковного округа. Наши ребята приняли участие в следующих…

    Православный календарь

    Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

    Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1.

    Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

    Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

    На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е?же от непло?дове преславное рождество твое».

    Михаило-Архангельский собор города Бронницы

    ^ Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»

    Престольный праздник — Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)

    Расписание богослужений — Божественная литургия совершается в храме ежедневно в 9 часов.

    С 1993 года при храме действует Воскресная школа, собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека.

    Приписные храмы
    храм иконы Божией Матери Иерусалимская
    храм-часовня иконы Божией Матери Иерусалимская

    Настоятель храма — священник Сергий Себелев.

    Всем, кто бывал в Бронницах, хорошо знаком величественный облик храмового ансамбля, расположенного в самом центре города. Сердцем этого ансамбля является собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных. Построенный и освященный в 1705 году, он уже отпраздновал своё 300-летие.
    К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

    События 1917 года, ставшие временем страшных потрясений для всей России, не обошли и Бронницы. Советскую власть здесь установили в ноябре 1917 года рабочие из Люберец и Раменского. Однако население не спешило приветствовать большевиков, и по уезду начались стихийные контрреволюционные выступления, в организации которых в первую очередь обвинялись служители Церкви. Большевики припомнили гражданам Бронниц многое: и участие в монархических организациях, и деятельность местного Общества хоругвеносцев, но особенно припомнили патриотическую манифестацию 1905 года и приезд в Бронницы известного «реакционера» протоиерея Иоанна Восторгова. С именем этого священника было связано основание уездного отделения Союза Михаила Архангела, председателем которого был избран протоиерей Иоанн Добров – настоятель бронницких храмов с 1917 по 1922 год.

    К началу Великой Отечественной войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Лишь в период перестройки появилась возможность возрождения соборного храма. В 1987 году в Бронницах была создана «двадцатка», которая попыталась получить у местных властей необходимую регистрацию, но Раменский горсовет отказал на том основании, что «на территории города нет свободных культовых помещений». И только в мае 1988 года религиозное общество г. Бронницы получило необходимую регистрацию. Но вопрос передачи православной общине храма оказался очень непростым, так как соборные церкви были заняты архивом и книгохранилищем. В это время обострилась борьба между верующей и неверующей частью жителей города. Последние резко возражали против передачи храмов религиозной общине, – их в то время все еще волновал вопрос «о коммунистическом воспитании подрастающего поколения».

    Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим, за неделю до Пасхи. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. Но жизнь брала своё. 25 ноября 1990 года (в день памяти святителя Иоанна Милостивого, престольный праздник в Иерусалимском храме), впервые за многие десятилетия, в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Летом 1991 года собор был удостоен посещения Его Святейшеством Алексием II, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
    Первым настоятелем возрожденного Архангельского собора стал иеромонах Димитрий (Захаров), впоследствии переведенный служить в Коломну. После него настоятелем собора был назначен священник Георгий Пищулин, ныне протоиерей, благочинный Бронницкого церковного округа. Протоиерей Георгий Пищулин вначале закончил Коломенское Духовное училище, затем продолжил обучение в Московской Духовной Семинарии (выпускник 1997 года), а в 2002 году закончил Московскую Духовную Академию.

    Указом №4702 от 29 сентября 2019 г. настоятелем собора назначен священник Сергий Себелев.

    Михайло-Архангельский собор
    г. Бронницы
    (Московская область)

    Соборный комплекс Бронниц находится в самом центре городка. А центральное место в ансамбле занимает собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных. Стоит он здесь уже 310 лет.

    Бронницы известно с 1453 года. Тогда это было крупное торговое село Бронниче (или Броничи), царская вотчина.
    Происхождение названия точно неизвестно: возможно, когда-то тут жили мастера-бронники (изготовлявшие броню). А может, был брод через Москву-реку («бродничи»). Также не исключено, что на этом месте произошла какая-то кровопролитная битва (брань).

    Михайло-Архангельский собор

    Впервые Бронницы — еще село — упоминается в завещании жены великого князя московского Василия Дмитриевича — Софьи Витовтовны. Согласно пожеланию княгини, село отошло ее внуку Юрию. А тот уже передал его Боровскому Пафнутьеву монастырю.

    Село удачно располагалось на торговых путях и быстро развивалось.

    В 1782 году Бронницы в результате губернской реформы Екатерины ? приобрели статус уездного города. Причем треть жителей уезда стали дворцовыми крестьянами. В Бронницах же, по статистике того времени, было, как в крупном селе, — купцов, мещан и других жителей — 639 мужчин, земли под селением — 126 десятин, пашенной земли — 677 десятин, покосов сенных — 52 десятины, 8 десятин леса да 44 десятины «остальной земли», малопригодной в хозяйстве.

    В начале ?? столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).

    Ведь традиционно через Бронницы пролегал путь русских дружин в Коломну. Здесь бойцы останавливались на привал, и, конечно, им нужен был храм для молитвы перед боем. Поэтому собор решено было посвятить Архангелу Михаилу — Архистратигу воинства Небесного.

    Михайло-Архангельский собор

    Между прочим, построили его так качественно, что на протяжении столетий он не требовал ремонта и до наших дней он дошел практически без изменений.

    Правда, Архангельский храм был холодным. Поэтому к середине ?? века в Бронницах возвели отдельную теплую церковь, посвятив ее Иоанну Милостивому. В архивах сохранились путевые заметки географа и историка Герарда Миллера. В 1778 году он проезжал через Бронницы и отметил, что «в них две каменные церкви: 1) Михаила Архангела, 2) Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».

    Бронницы. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

    В 30-е годы ?? века стадо понятно, что стоявший рядом с собором храм Иоанна Милостивого стремительно разрушается, несмотря на все попытки горожан поддерживать его в порядке.
    И тогда местные жители обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету с просьбой разрешить изменить план церковных построек Бронниц и пристроить «к холодной соборной Михайло-Архангельской церкви двух теплых приделов и к сим новой колокольни».

    ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Жителям предложили проект. Но заявленные в нем церковь и колокольня оказались несоразмерно большими, они диссонировали с собором Архангела Михаила.
    Поэтому бронничане попросили другой проект, и среди горожан, подписавших этот документ, был, как известно, «полковник и кавалер Иван Александрович сын Фонвизин», человек, немало сделавший для родного города: открыл у себя в имении ланкастерскую школу, закупил мебель для уездного училища. Так что в итоге появился второй проект, автором которого был московский архитектор А. М. Шестаков, — классический шестистопный однокупольный храм, посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери, спасавшей людей во время эпидемии чумы. В ней предполагались два придела — Никольский и Иоанна Милостивого.

    Строительство (на пожертвования местных жителей) началось в 1840 году. Закончилось через шесть лет, и тогда купец А. М. Кононов взялся за оформление интерьеров. Освятили церковь в 1848 году. В конце XIX века храм украсили росписями, выполненными художником Розановым.

    храм иконы Божией Матери Иерусалимская
    храм-часовня иконы Божией Матери Иерусалимская

    Настоятель храма — протоиерей Георгий Пищулин

    Адрес:
    140170, Московская обл., г. Бронницы, ул. Советская д. 61

    Престольный праздник — Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)

    Божественная литургия совершается в храме ежедневно (в праздничные и воскресные дни в 9 часов; в будни — в 8 часов); по воскресным дням читается акафист Архистратигу Михаилу; по четвергам, а по пятницам, в Архангельском соборе, — акафист Иерусалимской иконе Божией Матери (начало чтения акафистов в 17 часов).

    Смотрите так же:  Исаакиевский собор в разрезе