Меню

Моршанск собор высота

Моршанск собор высота

В 1827 году, представители Тамбовской епархии присутствовали на освящении Преображенского собора в Санкт-Петербурге, который был возведен по проекту известного русского зодчего В.П.Стасова. Храм поразил святых отцов своим величием и великолепием, поэтому они единодушно решили построить такой же и на Тамбовщине.

Выбор их пал на Моршанск, и когда об этом стало известно, городские купцы «замахнулись» на собор красоты невиданной, и чтоб непременно был выше «Исаакия» (Исаакиевского собора в Петербурге). Однако их планам было суждено осуществиться только наполовину — 5 декабря 1830 года император Николай I проект утвердил, но сделал приписку: «Выше Исаакия не строить».

Автор данного проекта до сих пор неизвестен, однако многие считают, что им был знаменитый Стасов (чуть ниже архитектор сам опровергнет это ошибочное мнение). Перед началом строительства заинтересованное городское общество обратилось к Стасову с многочисленными вопросами о толщине стен будущего храма, устройстве куполов, колонн и т.д. Василий Петрович ответил по существу, подробно и на чертежах написал: «Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что планов для этого собора не сочинял, а видит, что они составлены по подражанию Преображенскому собору и С. Троицы в С.-Петербурге, но в некоторых частях неправильны, без рассмотрения внутреннего обзора постройки, а именно. ». К слову, несколько лет спустя замеченные Стасовым досадные просчеты едва не приведут к разрушению недостроенного храма, но об этом позднее.

В 1834 году городское общество выкупило у купцов и мещан землю на берегу Цны, можно было приступать к строительству храма. Но горожане почему-то жертвовали на собор не очень щедро — к 1836 году было собрано всего 56 тысяч 180 рублей. И неизвестно, чем бы все дело кончилось, если б не 200 тысяч, пожертвованные купцом второй гильдии Егором Ивановичем Платицыным. Вот какую запись он сделал в Соборной летописи: «1836 года марта 22 дня я, нижеподписавшийся, жертвую на построение нового храма во имя Святые Троицы денег двести тысяч рублей, каковую сумму по требованию строителя выдавать под расписку его по мере надобности с тем, чтобы городское общество более сей пожертвованной мною суммы после сего от меня не требовало. ».
Значительность платицынского пожертвования, видимо, убедила горожан в реальности задуманных планов — к 9 апреля 1836 г. сумма собранных денег составляла уже 296 тыс. 127 руб. 75 коп. Наконец, 10 июня того же года грандиозное строительство началось. B 1857 году храм во имя Святые Единосущные и Животворящие Троицы был освящен. 24 ноября того же года в нем состоялась первая служба.

Нельзя не помянуть добрым словом нижегородского крестьянина Степана Васильевича Люлина. Только благодаря его смекалке и находчивости строительство собора не затянулось на «лишние» годы. Однажды было замечено, что громадные столбы, поддерживающие своды храма, начали оседать, расходиться в разные стороны, грозя зданию общим разрушением. Увы, архитекторы не могли предложить ничего дельного, кроме разборки сводов и злополучных столбов. К счастью, выход все же нашелся. Степан Васильевич решил опутать столбы толстыми железными прутьями и стянуть их между собой. Работы продолжились.
Собор имел три иконостаса: главный престол — Троицкий, левый — Александра Невского, правый — Казанской Божией Матери. Иконостасы выполнялись в московской мастерской, иконы писал столичный иконописец Борисов.

Богатым внутренним убранством Свято-Троицкий собор обязан многим состоятельным горожанам. Например, пятиярусный иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Кузьмича Платицына. В правом, Казанском пределе — почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; в левом, Александро-Невском — почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым.
Пол в соборе сначала был белокаменным, затем его выложили метлахской плиткой (кстати, замечательно сохранившейся и в настоящее время). Купола венчали кресты из золоченого железа . Главный купол также был золоченым, остальные сделаны под серебро. Высота собора составляла 75,6 м, полезная площадь — 2500 м. Своды храма освещало паникадило в 60 пудов весом с 52 серебряными подвесками работы московского мастера Марухина.

В больших соборных подвалах, как известно, моршанцы прятали сундуки «с добром» от пожара 1875 года. Позднее там же хранилась библиотека моршанской группы РСДРП после поражения революции 1905-1907 гг. В соборном приходе имелась и часовня. Ее построили в память об избавлении жителей от жестоких эпидемий холеры 1854 и 1858 гг.
. В годы советской власти Троицкий собор был закрыт — в 1937 г. В 39-м с него сорвали купола, а само здание стало использоваться как складское помещение. В те годы собор являл собой жалкое зрелище — выбитые стекла, уничтоженная кое-где уникальная плитка на полу, разворованное убранство.

Только в конце 80-х годов прошлого столетия начались реставрационные работы по восстановлению малых куполов, крыши, ремонту большого купола, колоннады, калориферного отопления. Сделано было немало, но собор отчего-то загорелся. Огонь уничтожил многое из того, что удалось восстановить. В то время немногие верили, что главный храм города обретет прежний величественный вид. Однако благодаря Божьему промыслу собор был-таки восстановлен. Этому во многом способствовали передача храма весной 1990 года православной общине, безвозмездная помощь городских предприятий, пожертвования горожан.

По материалам газеты «Согласие» г. Моршанск
Автор Н. ЧУЖЕНЬКОВА.

Фото из архивов Моршанского иcmорико-художественного музея, Д. Ляпина и Государственного русского музея.

Свято-Троицкий собор. Моршанск

В 1827 году представители тамбовской епархии, поражённые великолепием Преображенского собора в Санкт-Петербурге, захотели построить такой же храм у себя.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге.

Богатым моршанским купцам эта идея тоже очень понравилась. Они решили одновременно потешить своё самолюбие и утереть нос питерским — построить собор выше Исаакиевского собора в Петербурге.

Однако у них из этой затеи ничего не получилось. Император Николай I утвердил проект Свято-Трицкого собора в г. Моршанске, но на полях проекта сделал такую приписку:

«Выше Исаакия не строить».

Для справки: высота Исаакиевского собора — 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Несколько лет собирались добровольные пожертвования на строительство нового храма. Участвовали в этом почти все жители Моршанского уезда.

Когда делегация по сбору средств пришла к купцу Е.И. Платицыну, он собственноручно вписал в книгу добровольных подаяний неслыханную сумму 20 000 рублей. Не поверив своим глазам, представители спросили купца, не ошибся ли он. Егор Иванович ответил, что действительно ошибся, и дописал к сумме ещё один ноль! Таким образом, его взнос составил две трети от всей суммы, собранной в уезде на возведение храма.

2.2 Строительство собора

10 июня 1836 года началось строительство собора.

Проект Свято-Троицкого собора в г. Моршанске. Разрез.

Высота храма составила до верха креста около 75 метров (105 аршин),

Западный и Восточный фасады по стенам имели длину — 42,7м. со ступенями – 64 м

Южный и Северный фасад по стенам – 49.1 м, со ступеням – 57,6 м

Диаметр большого барабана – 23.2 м

Диаметр малых барабанов — 9,4 м

Одновременно собор могло принять около 6 000 человек.

Интересный факт. В Советское время делались неоднократные попытки построить Дома культуры на фундаменте снесённого Софийского собора.

Слева от Свято-Троицкого собора Софийский собор с колокольней.

Ничего не получилось. То пожар, то отсутствие финансирования, то осадка фундаментов. Отец, который на каких-то этапах участвовал в строительстве этого здания, говорил, что это не случайно. Земля не хочет ничего носить на этом месте, кроме Божьего храма.

Но и на строительстве Свято-Троицкого собора не всё было гладко. Но уже по другой причине. Проект храма, который долгое время считался детищем архитектора Стасова, на самом деле был компиляцией из чертежей двух шедевров знаменитого зодчего, построенных в Петербурге: Преображенского и Троицкого соборов. Видимо, безвестный автор проекта, не учёл всей специфики условий строительства и величины нагрузок в проекте собора в г. Моршанске.

Когда строительные работы были близки к завершению, от чудовищного давления сверху столбы, на которые опирались своды и большой купол, стали оседать и расходиться в разные стороны.

Справа и слева от иконостаса столбы, которые укрепил Иван Люлин. Современное фото.

Казалось, выход был только один — разбирать здание по кирпичику, а затем строить вновь, увеличив диаметр опор. Решение нашёл владимирский крестьянин Степан Васильевич Люлин, который возглавлял стройку. Он предложил одеть на столбы толстые железные прутья и крепко их стянуть. Благодаря его смекалке и находчивости здание удалось спасти.

В городском саду рядом с храмом поставили бюст Екатерины II, работы скульптора Гальберга (1787 — 1839).

Бюст Екатерины II в городском саду

24 ноября 1857 года в храме состоялась первая служба.

Свято-Троицкий собор в городе Моршанск

Свято-Троицкий собор – уникальный памятник архитектуры и главная достопримечательность Моршанска. За десятки километров на подъездах к городу виднеется величественно возносящийся купол. 75-метровая устремленность Моршанского храма позволяет ему занять третье место по высоте среди российских соборов.

Всякий храм, возведенный людьми, посвящается Богу. Святилище называется во славу Высшего Существа, Божьей Матери, Спасителя, какого-то угодника или важного события. В Моршанском соборе воплощена основная христианская идея о Животворящей Троице.

Среди множества других соборов особо выделяются те, что посвящены Богу – единому по существу и троичному в Лицах. Постижение Троицы предполагает внутреннее преображение человека. Этому способствует архитектура и убранство соборов в честь Пресвятой Троицы.

Построенный в Моршанске храм соответствовал основным требованиям классицизма. Гармония, порядок и симметрия воплощались как в общем облике, так и мельчайших деталях. Городу Моршанску и близлежащим окрестностям предлагалась архитектурная модель Божественного мироздания.

Основу крестово-купольного здания составил массивный куб. Его с трех сторон оформили 6-колонными портиками. Каждый из них покрывался треугольным фронтоном. Такая числовая символика постоянно напоминает о Святой Троице. Воплощение идеи Божественного Триединства стало основой архитектурных и оформительских решений.

Здание увенчали главным золоченым куполом. Остальные пространственные покрытия сделали под серебро. Венчали купольные конструкции кресты, созданные из золоченого железа.

Пол в соборе был устлан метлахской плиткой. Храм был достаточно теплым. В подвалах находились амосовские печи. Из них тепло по калориферному принципу подавалось в соборное помещение.

Освещение в Моршанском храме создавалось великолепным паникадилом. Его вес оставлял 60 пудов. Украшали висячую люстру 52 серебряные подвески. Это была работа Манарухина – известного московского мастера.

Состоятельные горожане не жалели финансов для богатого внутреннего убранства. Центральный (основной) престол был освящен в честь Животворящей и Нераздельной Троицы. Усердием купца М.К. Платицына в этой части был обустроен 5-ярусный иконостас главного алтаря.

Для правого придела в честь иконы Казанской Божией Матери щедрые пожертвования сделал почетный гражданин Г.И. Котельников. На устройство алтаря в левом (Александро-Невском) пределе пошли даяния от почетного гражданина А.М. Серебрякова. Придельные иконостасы в Моршанском храме сделали 3-ярусными.

Перед иконостасом возвышалась солея. На ней помещались клиросы. Их окружили балюстрадами из бронзированного чугуна. Некоторые клиросы оборудовались отдельно от солеи. Они занимали места спереди задних столбов, которые поддерживали свод храма.

Внутри соборные стены отделали несколькими полосками. Снизу до окон и вверху (между первым и вторым карнизами) стены отшлифовали под синий мрамор. Среднюю часть выложили под белый мрамор.

В куполах Моршанского храма стены вначале были выбелены. В1880 г. внутренние купольные части расписали масляными красками. Руководил работами московский художник Потапов.

Поистине уникальным предметом поклонения был Святой крест. В Святом кресте соорудили немалый мощевик. Емкость хранила 83 частички останков разных Святых.

Смотрите так же:  Амьенский собор или собор амьенской богоматери

В 1826 г. Епископом Тамбовским и Шацким Афанасием было дадено благословение на то, чтобы верующие Моршанска приняли участие в возведении храма. Городской глава Дорофей Кожин получил книгу от Духовной консистории для описи добровольных подаяний. Средства собирались в течение нескольких лет. Взносами разных размеров участвовали все обитатели города и уезда.

В 1834 г. городскому обществу удалось выкупить у местных мещан и купцов земельный участок на берегу реки Цны. Однако собранных денег было очень мало. В корне ситуация была изменена купцом Егором Ивановичем Платицыным. Он пожертвовал двести тысяч рублей. Эта сумма составила 2/3 от всех собранных финансов.

Весной 1836 г. приступили к возведению храма. Но к 1841 г. средства истощились. Это привело к временной приостановке строительных работ. В 1843 г. инициировали новый торговый сбор в виде пошлины с продаж хлеба, гречихи, сала. Но и после этого средства поступали медленно.

В ходе строительных работ появилась задача, связанная с надежностью подкупольных столбов-опор. Они начали проседать под тяжестью купольного барабана. Возникла опасность разрушения всего строения. Высказывались мнения о необходимости разобрать еще недостроенный собор. Город замер в неопределенном ожидании.

Выход был найден моршанским мастером Степаном Люлиным в виде крайне оригинального технического решения. Архитектор-самоучка предложил сделать металлическую обвязку столбов и сводов. На выполнение работ понадобилось много времени, дополнительных затрат и сил. Но это обеспечило возможности для дальнейшего возведения храма.

Только в 1857 г. храм удалось построить. Поздней осенью того же года (24 ноября) провели первую службу. Церковь была похожа на петербургский Преображенский храм. Это сходство порождалось тогдашними требованиями возводить культовые сооружения по существующим и уже утвержденным проектным образцам.

Множество общих черт между Преображенским собором и Моршанским Троицыным храмом длительное время питало версию о том, что возводились сооружения одним и тем же архитектором. Им считался известный русский зодчий Василий Стасов. Он действительно построил столичный Преображенский храм. Относительно же Моршанского собора авторство Стасова выглядит несколько сомнительным.

Чертежи Моршанского храма документально связаны с именем Степана Люлина. Весьма вероятно, что этот вольноотпущенный крестьянин строил Моршанский собор по чертежам столичного архитектора.

В 1875 г. Моршанск захлестнул большой пожар. Горожане прятали имущество в соборных подвалах, спасая сундуки с домашним добром от огня. По необъяснимой иронии судьбы в этих же подвалах хранились материалы местной группы РСДРП. Партийную библиотеку спрятали в храме после поражения восставших в революционных событиях 1905 – 1907 гг.

Роль венценосных особ

Легенды и предания связывают строительство и существование Свято-Троицкого собора с именами двух российских помазанников божиих. Император Николай І самолично утвердил проект постройки. Но при этом государь то ли сказал, то ли предписал на полях разрешительного документа одно требование. Его смысл сводился к тому, чтобы собор в Моршанске по высоте не превышал Исаакиевского храма в столице.

Исторические документы, которые могли бы подтвердить это требование, не сохранились. Однако обитатели города упорно повторяют это предание. Ведь моршанские купцы непременно хотели, чтобы их Свято Троицкий собор превзошел по высоте столичные храмы.

Летом 1904 г. в Моршанске побывал Николай ІІ. Горожане встретились с императором в стенах Троицкого собора. После службы император выказал свое восхищение Моршанским храмом. Из поколения в поколение передавались слова государя о том, что подобному собору нашлось бы место даже в Петербурге. Но и эти фразы документально не засвидетельствованы.

Несмотря на отсутствие исторических подтверждений того, что было сказано двумя императорами, в Троицком соборе установили мраморную плиту. На ней значилось, что:

1) храм в Моршанске построен с изволения Николая І;

2) посетил Свято-Троицкий собор государь Николай ІІ.

Установили мраморную плиту на деньги, собранные народом. Но после революции памятную доску из мрамора уничтожили. Однако людская память сберегла информацию о причастности Николая І и Николая ІІ к судьбе Свято-Троицкого храма.

Послереволюционная судьба

После октябрьских событий 1917 г. Троицкому собору судилось разделить судьбу многих других храмов. Регулярные богослужения продолжались до 1931 г. Потом до 1937 г. в Свято-Троицком храме проводились церковные обряды только по праздникам. Под давлением атеистических властей в 1937 г. произошло закрытие собора.

Спустя два года храму причинили особо болезненные поругания и осквернения. Сделаны они был «Союзом воинствующих безбожников». Бесследно исчезли бесценные образы святых, церковные книги, дорогая утварь. Только малую часть икон и книг удалось спасти сотрудникам Моршанского краеведческого музея.

Святейшему зданию готовили незавидную участь. Планировалось полное уничтожение собора в 1940 г. Но внезапно решили найти для помещений храма новое применение. В соборе, его подвалах разместили склады.

В конце 1971 г. областная газета «Комсомольское знамя» опубликовала статью В. Пилявского. Доктор архитектуры ратовал за сохранение уникального культового строения. Ученый призывал к восстановлению памятника истории и культуры.

В этом же году в исполком Тамбовской области поступила просьба о выделении средств на ремонтно-восстановительные работы. С 1978 г. опекаться собором стал городской отдел культуры. Планомерно начали проводить различные реставрационные мероприятия.

Сохранить плоды восстановительных работ в Троицком соборе не удалось. Результаты многолетних трудов уничтожены пожаром в 1987 г.

Возвращение храма православной общине

Через три года (в 1990 г.) собор передали православной общине. В Моршанском Троицыном храме снова появились прихожане. А весной 1996 г. возобновились регулярные богослужения.

В стенах храма божественную литургию совершал Святейший Владыка Алексий ІІ. Это событие произошло 9 августа 1998 г.

Тогда же Предстоятель русской православной церкви преподнес в дар Троицкому собору иконописный лик Святителя Питирима. К иконе присовокуплены частицы мощей этого святого.

В наши дни Моршанск наполняют все новые и новые истории об удивительных и порой необъяснимых событиях, связанных со Свято-Троицким храмом. Местный казак написал лик Иверской Божьей Матери. В 2004 г. икона замироточила.

После этого события во время одного большого церковного праздника в храм пришли молиться сотни горожан. В ночном небе над Свято-Троицким храмом верующие узрели светящийся крест. Спустя некоторое время на одном из малых куполов пополам переломился крест.

После таких происшествий многие служители храма слышали тихое и мелодичное пение в трапезной. Песнопения исполнялись незримым детским хором. Ситуации попытались объяснить местные краеведы. Они установили, что в начале советских времен у алтарной (восточной) стены соборного здания чекисты расстреливали моршанских горожан. Среди невинно убиенных жертв были и певчие храма.

Как добраться до Свято-Троицкого собора

Храм расположен в городе Моршанске по улице Красной, 2. Добраться до города можно на автомобиле, рейсовом автобусе либо поездом.

Из Москвы до Моршанска пассажирские составы отправляются с Казанского вокзала. Переезд занимает 7 часов. Прямые железнодорожные маршруты проходят также из Рязани, Пензы, Самары, Уфы, Челябинска, Караганды, Орска, Барановичей. Поезда из этих городов двигаются по круглогодичному расписанию. С конца мая по окончание сентября курсируют поезда Калининград – Челябинск и Челябинск – Калининград. Поезда останавливаются на 52 станциях. Маршрут проходит через Литву и Белоруссию.

Со Щелковского автовокзала в Москве отправляются автобусы. К моршанскому автовокзалу они прибывают спустя 8 – 11 часов. Маршрут проходит через Путятино и Рязань.

Моршанск расположен вдали от автомагистралей, принадлежащих к серии «М». Но многие предпочитают добираться до города автомобильным транспортом. Протяженность пути составляет:

  • из Тамбова – 90 км;
  • из Липецка – 220 км;
  • из Пензы – 290 км;
  • из Тулы – 400 км;
  • из Москвы – 420 км.

Уже в самом городе от железнодорожного вокзала до собора придется преодолеть путь, длиной приблизительно 4,5 км. Можно воспользоваться автобусным маршрутом № 3.

От автовокзала до собора чуть больше полутора километра. Помогают быстрее добраться и преодолеть это расстояние к Троицкому храму автобусы, двигающиеся маршрутами № 2 и № 3.

Расписание Свято-Троицкого собора

В Свято-Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения.

Вечерние богослужения отправляются с 16.30.

Обряды крещения проводятся воскресными днями. Накануне Таинства Крещения, по субботам, проводятся беседы.

Фотографии дополнят рассказ об архитектурных особенностях и внутреннем убранстве Троицкого собора в Моршанске. Благодаря запечатленным изображениям можно проследить историю храма от проектных решений до современного состояния. Фотографии помогут воочию подтвердить представления о строго-величавой архитектуре и умиротворяющем убранстве собора.

Мичуринская и Моршанская
епархия

Настоятель: протоиерей Андрей Рыбин

Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память земной жизни Спасителя, Божией Матери, собы­тия или угодника Божия.

350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы Свято-Троиц­кий собор. Его история началась 5 декабря 1830 года, когда был ут­вержден проект строительства хра­ма императором Николаем I, кото­рый сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого со­бора неизвестен до сих пор, но по­добный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.

Ранее, 13 августа 1826 года, Епис­коп Тамбовский и Шацкий Афана­сий дал благословение на строи­тельство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной конси­стории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была вы­дана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.

В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали уча­стие все жители Моршанского уез­да.

К 9 апреля 1836 года было собра­но 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благосло­вения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформлен­ный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.

Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а по­том под наблюдением выбира­емых из граждан попечителей под непосредственным надзором мест­ного протоиерея А. Я. Воскресенс­кого и губернского архитектора Шу­бина.

Здание воздвигалось быстро. За корот­кий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, со­бор не возвышался и на полови­ну высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, по­ражала всех. Так было до 1841 года.

Однако собранные на строи­тельство храма средства исто­щились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекра­тились.

В 1842 году на постройке хра­ма было занято всего 45 чело­век.

В следующем году утверждает­ся новый добровольный сбор — тор­говая пошлина: с хлеба, сала и гре­чихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растя­нулись на целых 15 лет.

В процессе стройки возникало немало проблем, но самой суще­ственной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяже­стью массивного барабана они ста­ли проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка кресть­янина Степана Люлина. Он предло­жил единственно верное техничес­кое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и сво­ды храма были закреплены метал­лической обвязкой. Конструкция уда­лась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились.

Наконец, когда строительство хра­ма было близко к завершению, начались отделочные работы и уст­ройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревян­ных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским масте­рам.

24 ноября 1857 года храм был от­строен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шац­ким Макарием.

Средний — главный престол Собо­ра был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Трои­цы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освяще­ние состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверно­го князя Александра Невского.

Смотрите так же:  Халкидонский собор постановления

Освещение создавало великолепное паника­дило в 60 пудов весом, с 52-мя се­ребряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были ус­троены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белы­ми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харь­ковской метлахской плиткой.

Храм был теплый — отопление было калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечи­тельного комитета Емельяна Заха­ровича Платицына. Солея пред ико­ностасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, а в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и карти­нами под руководством Москов­ского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично — на средства церк­ви. Иконо­стас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивано­вичем Котельниковым, левом -Александро-Невском — почет­ным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В главной части главного ал­таря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы, которые находились раньше в собо­ре: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, а доставлена моршанским купцом Нико­лаем Гасановичем Синевым; «Ка­занской Божьей Матери». Жертво­вана эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной — ризе. Жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым. Особо следует рас­сказать о Святом крес­те Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огром­ный мощевик. В нем были собра­ны 83 частицы Святых мощей. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Еванге­листов Матфея, Марка, Луки, свя­того Иакова брата Господня, свя­того Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Вар­навы, Анисима, Карпа, святого ца­ря Константина, святого князя Александра Невского, святых свя­тителей Григория Богослова, Ио­анна Златоуста и других.

8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочис­ленная свита.

По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и доба­вил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудес­ный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».

А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане
встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда по­сле службы настоятель по­
дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».

Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П.

В 1917 г. проводился в соборе пос­ледний капитальный ремонт.

В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский.

Богослужение в соборе продолжа­лось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.

В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разру­шению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей.

Предполагалось закончить пол­ный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое при­менение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого ред­кого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановле­ние собора. Реставрация храма на­чалась городским отделом культу­ры в 1978 году. Троицкий собор ча­стично восстановили. Работы ве­лись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.

Пожар 1987 года уничтожил пло­ды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжа­лись отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года.

21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных де­путатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Рус­ской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры рес­публиканского значения».

15 апреля 1990 года был заклю­чен договор: «О передаче в пользо­вание православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитек­туры XIX века».

16 мая 1990 года принято реше­ние Моршанского городского Сове­та народных депутатов: «О переда­че здания Троицкого собора на ба­ланс православной общины с балан­са отдела культуры горисполкома».

В 1995 году архиепископу Там­бовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от пра­вославных верующих Троицкого со­бора с просьбой на утверждение и благословение религиозной общины Русской Православной церкви.

Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года.

9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архи­епископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбов­ский и Мичуринский Евгений.

Его Святейшество Алексий II по­дарил Свято-Троицкому собору ико­ну Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с час­тицей его мощей.

Моршанск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Проект Собора был рассмотрен 05 декабря 1830 года Строительным Комитетом Министерства Внутренних дел, о чем имеется надпись на проекте фасада в нижнем левом углу. В нижнем правом углу проекта имеется надпись следующего содержания: «Сообщено Управляющему Министерством Внутренних Дел, что Государь Император чертеж сей Проект Собора был рассмотрен 05 декабря 1830 года Строительным Комитетом Министерства Внутренних дел». В нижнем правом углу проекта имеется надпись следующего содержания: «Сообщено Управляющему Министерством Внутренних Дел, что Государь Император чертеж сей изволил рассматривать». Здесь уместно вспомнить еще одно моршанское предание, стоящее в неразрывной связи с первым, купцы-то хотели построить непременно выше столичного, однако при рассмотрении проекта император Николай Павлович сказал, что: «выше не строить». Что ж, такое вполне могло произойти, однако изречение императора сохранилось так же только изустно, какие-либо исторические документы, подтверждающие эти слова, на сегодня неизвестны.

Автор грандиозного сооружения неизвестен. Во второй половине XX века авторство приписывалось В.П. Стасову, крупнейшему и именитому мастеру XIX века, выполнявшему крупнейшие столичные заказы. Первым Стасова как автора упоминает В.П. Пилявский, член научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства СССР, доктор архитектуры, профессор ЛИСИ, автор большой монографии о Стасове в своем письме от 07 сентября 1970 года: «Собор в целом и деталях является почти точной репликой столичного Преображенского собора, произведения гениального русского зодчего В.П. Стасова. Очевидно, что никто их иных зодчих не посмел для Моршанска воспроизвести замысел Стасова, стоявшего в 1820-30 гг. во главе архитектурной жизни России. Можно с уверенностью утверждать, что Моршанский собор является произведение зодчего Стасова… Таким образом к числу городов, хранящих творения великого Стасова … мы по праву можем причислить и Моршанск» . Это мнение авторитетного специалиста было продолжено моршанским краеведом Шолоховым: «По документам установлено следующее: … здание строил по чертежам Стасова (подлинные чертежи отыскиваются) крепостной крестьянин Люлин С.В.)» . Сразу заметим неточность – Люлин не крепостной крестьянин, но вольноотпущенный. Действительно, моршанский храм является «почти точной репликой» Преображенского собора В.П.Стасова. Это очевидно при сравнении чертежей и фотографий, однако до сегодняшнего дня не обнаружено ни одного документа или чертежа моршанского храма с именем столичного мастера.

Е.Острова в упомянутой «Исторической записке» говорит о письме самого Стасова моршанским строителям. Это письмо было найдено в Ленинградской библиотеке Салтыкова-Щедрина. Оно названо «Записка по строению собора в г. Моршанске в ответ на требование строителей по письму». Этот интересный документ не датирован. Стасов отвечает моршанским строителям на многочисленные технические вопросы, касающиеся таких основных моментов как кладка, толщина стен, связи, устройство куполов, колонн, дверей, окон и много другого вплоть до мелких деталей. Ответив по существу на все вопросы, В.П. Стасов заканчивает свое письмо заявлением: «Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что он планов для этого собора не сочинял, с которых присланы копии, а видит, что они кем-то составлены по подражанию Преображенского всей гвардии собора и С. Троицы, им устроенных в С. Петербурге – но в некоторых частях неправильно, без рассмотрения внутреннего, т.е. невидимого глазами образа постройки, а именно…» . На основании этого заявления можно без малейшего сомнения исключить авторство Стасова. Сам архитектор пишет, что чертежи моршанского собора составлены «кем-то», то есть неизвестным лицом, имени которого нет ни в копиях чертежей, ни в письме строителей. В заявлении Стасова нетрудно заметить желание именитого архитектора отмежеваться от подражательного, хотя и интересного проекта. Однако он, ведущий архитектор страны, оставаясь в рамках своего заявления, оказывает строителям в своих ответах квалифицированную помощь, которую от него просят. Таким образом, мнение Пилявского о том, что «никто не посмел бы подделываться под Стасова» опровергается. Как раз и произошло подражание. Более того, Стасов спокойно относится к этому плагиату, даже помогает профессиональной корректировкой проекта вместе с заявлением о непричастности. Строительство собора изобиловало трудностями, но имя Стасова в истории возведения больше не встречается. Обратим внимание в письме Стасова о присланном ему плане: «… но в некоторых частях неправильно, без рассмотрения внутреннего, т.е. невидимого глазами образа постройки». Из этого очень похоже, что Преображенский собор был «увиден глазами» снаружи, а скрытые от глаз линии и технические решения ускользнули от взора, не имея возможности быть увиденными. Не случайно Острова, отталкиваясь от этого, предполагает посольство тамбовцев в Петербурге, увидевших столичную святыню: «Возможно, что по их возвращении, в Петербург был выслан местный специалист для изучения архитектуры собора и составления чертежей».

При утверждении проекта очень легко могло быть замечено сходство с прообразом — Преображенским, однако это не создало никаких препятствий для его утверждения. Судя по тому, что проект вполне удовлетворил высшие инстанции, он был выполнен со всей степенью грамотности. Конечно, уездному городу Российской провинции, ныне районному центру, весьма лестно иметь в своей летописи имя такого человека как В.П. Стасов. Весьма лестно было бы прикрепить на стене Троицкого собора табличку с датой постройки и с именем знаменитого архитектора, но, увы. Впрочем, не так уж все и огорчительно. Так как Стасов корректировал чертежи проекта, и внеся изменения в них, как бы санкционировал со свой стороны их реализацию. То внимание, которое столичный зодчий оказал в виде различных технических указаний и исправлений, тем самым внеся свою лепту в моршанскую грандиозную стройку, вполне можно расценивать как соавторство, к тому же если учесть, что прообразом моршанской святыни послужили творения столичного архитектора. Что ж, на памятной доске вполне можно написать «В разработке проекта неизвестного автора принимал участие петербургский архитектор В.П. Стасов». В решении плана, композиции, объема, пропорций и декоративного оформления Моршанский Троицкий собор явился промежуточным между двумя столичными постройками В.П. Стасова. Традиционное пятиглавие древне — русского классицизма оказалось соединенным с античными формами. Древне-русский классицизм характерен изяществом строгих линий наружной архитектуры, отсутствием пышности экстерьера, относительной простотой каменного убранства с применением всего лишь нескольких декоративных элементов. При внешней достаточно простой красоте соответствует богатейшее внутреннее содержание: золоченые иконостасы и росписи стен, изысканные паникадила, золоченые лампады и прочая церковная утварь. В этом как бы отражается стремление православной души к глубокому и внутреннему своему содержанию при простой внешней красоте.

Смотрите так же:  Никейский вселенский собор i

Иерей Едесий Чернышов. [email protected]

Соборная Троицкая церковь г. Моршанска. Церковь каменная, теплая, построена в 1857 г. на средства граждан, три престола: главный – в честь святой Троицы (день Пятидесятницы), придельный правый — в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный левый — во имя святого князя Александра Невского. Местно чтимые иконы Божией Матери: «Всех скорбящих радости», «Боголюбская», «Достойно есть» и «Тихвинская». Приход открыт в 1753 году. Дворов 564, душ муж. пола 1380, жен. пола 1418, великороссы, занятие прихожан – торговля и работа на фабриках и заводах.

Школы две: церковно-приходская, мужская и женская, вознаграждения за преподавание закона Божия нет. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1797 г., при церкви библиотека в 447 томов.

Штат: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. Для настоятеля имеется церковный каменный дом.

У причта полевая земля в 2-х участках: в 2 верстах от церкви 40 десятин, в 6 верстах от церкви 5 десятин неудобной с годовым капиталом в 557 руб.; братский годовой доход 4440 руб. Причтового капитала 17408 руб., церковного капитала 1200 руб.

А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Моршанский уезд, стр. 229.

350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы — Свято-Троицкий собор. Его история началась 5 декабря 1830 г., когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен, но подобный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор. Ранее, 13 августа 1826 г., Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма. В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. К 9 апреля 1836 г. было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы.

Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами. Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А.Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились. В 1842 г. на постройке храма было занято всего 45 человек. В следующем году утверждается новый добровольный сбор — торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. После 1841 г. работы на соборе растянулись на целых 15 лет. В процессе стройки самой существенной стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены металлической обвязкой. Приостановленные на соборе работы продолжились.

После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам. 24 ноября 1857 г. храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием. Средний — главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, 25 ноября. 26 ноября был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой. Храм был теплый — отопление калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына. Солея пред иконостасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова за счет церковного попечительства и на средства церкви. Иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым, левом — Александро-Невском — почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым на собственные средства.

В главной части главного алтаря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, доставлена моршанским купцом Николаем Гасановичем Синевым; «Казанской Божьей Матери», жертвована эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной ризе, жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым.

В Святом кресте Троицкого собора находился огромный мощевик. В нем были собраны 83 частицы святых мощей: святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, святого Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра Невского, святых святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. 8 августа 1916 г. собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С. Долгоруков и многочисленная свита. Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая II.

В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт. В 1920 г. собору суждено быть кафедральным и первым епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 г. собор был закрыт. В 1939 г. «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады.

12 декабря 1971 г. в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В.И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 г. Троицкий собор частично восстановили. Пожар 1987 г. уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 г. 21 февраля 1990 г. Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения». 15 апреля 1990 г. был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуы XIX века». 16 мая 1990 г. принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома». В 1995 г. архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной Общины Русской Православной церкви.

Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 г. 9 августа 1998 г. в Свято-Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.

В городе Моршанск Тамбовской области, на берегу реки Цны, расположен уникальный памятник архитектуры — Троицкий собор. Проект храма был составлен в 1830 г. Для его строительства собрали около 300 тысяч рублей. Строительные работы были начаты в 1836 г., только через двадцать лет Троицкий собор был освящен во имя Животворящие и Святые Единосущные Троицы. Высота строения составила 75,6 метров, а площадь — 2,5 тысячи метров.

После Октябрьской революции из Троицкого собора было изъято большинство ценностей, полностью уничтожен иконостас. В 30-е годы XX века помещения Свято-Троицкого собора использовались в качестве склада. В конце 1939 г. здание находилось в полном запустении: сорванные купола, выбитые стекла, разворованное убранство. Восстановление было начато в конце 80-х годов прошлого века, однако случился пожар, в котором были уничтожены практически все материалы и помещения. Весной 1990 г. объект передали в ведение православной общины. В 1998 г. Троицкий собор был практически полностью восстановлен.

Сегодня Свято-Троицкий собор поражает своим богатейшим внутренним убранством. Пол выложен метлахской плиткой, которая хорошо сохранилась до настоящего времени. Основной иконостас сделан пятиярусным, а придельные имеют три яруса. Внимание привлекают церковные стены, которые расписали московские художники в 1903 г.