Меню

Зарубский монастырь

КЛИМЕНТ (Клим) СМОЛЯТИЧ († после 1163), митрополит Киевский (1147—1149, 1151—1154, 1158—1159), русин.

До своего поставления на кафедру был иноком («калугером») и схимником Зарубского монастыря. Летописец дает ему исключительно высокую оценку: «бысть книжникъ и философъ такъ, якоже в Рускои земли не бяшеть». Эта характеристика подтверждается собственными сочинениями Климента, которые обнаруживают в нем незаурядного писателя и полемиста.

Прозвище Смолятич исследователи объясняют по-разному. Одни видят в нем свидетельство происхождения Климента из Смоленска (тем более что есть и другие подтверждения его особых связей с этим городом); другие считают отчеством (от имени Смолята). Где находился монастырь, в котором подвизался Климент, также в точности неизвестно: летописи знают два «Заруба» в домонгольской Руси — город на Днепре недалеко от Киева, где находился монастырь, известный позднее как Зарубский Трактомировский Успенский или Крестовоздвиженский (определенно о том, что Климент происходил именно из этого «Заруба», сообщает автор Ермолаевского списка Ипатьевской летописи), и село в Смоленской земле. Из собственных сочинений Климента явствует, что он был блестящим эрудитом, богословом, в совершенстве владел аллегорическим методом толкования Священного Писания и не только прекрасно знал греческий язык и приемы византийской риторики, но был знаком и с т. н. схедографией — высшим курсом византийской грамматики. Полагают, что он получил образование в одном из высших учебных заведений в Византии и именно это дало ему право именоваться «философом». Позднейшие летописи называют его также «молчалником» — надо полагать, находясь в схиме, будущий митрополит принял на себя обет молчания.

Климент — второй после Илариона киевский митрополит из русских. Обстоятельства его поставления на кафедру необычны. Летом 1147 г. великий князь Изяслав Мстиславич (занявший киевский стол в августе 1146-го) «вывел» его из «Заруба» и «постави митрополита Клима калугера русина особь с шестью епископы» — т. е. собором русских епископов, без участия патриарха и патриаршего совета («эндемусы»). Полагают, что стремление Изяслава порвать с традицией назначения русских митрополитов в Константинополе объясняется слишком активным вмешательством во внутрикняжеские дела и несомненной политической предвзятостью предшественника Климента митрополита Михаила. Способствовала этому и неразбериха в самом Константинополе, где после добровольного ухода с патриаршества Михаила II Куркуаса и низложения Косьмы II Аттика (26 февраля 1147) патриарший престол пустовал до декабря 1147 г.

Так, во время беспорядков в Киеве 19 сентября того же года митрополит напрасно пытался воспрепятствовать киевлянам расправиться с князем-иноком Игорем Ольговичем: несмотря на все его уговоры толпа выволокла Игоря из церкви и растерзала его. Утром следующего дня оказавшиеся в Киеве новгородцы поведали Клименту о знамении, случившемся над телом князя; «митрополитъ же запрети, да никому же не поведять, но повеле потаити такую благодать Богу явлешю над ним». В тот же день он посылает Ананию, игумена киевского Федоровского монастыря, и тот перевозит тело Игоря из церкви Св. Михаила в киевский Симеоновский монастырь, где и погребает.

В борьбе со своими противниками Клименту приходилось прибегать к помощи великого князя Изяслава Мстиславича. Так, в 1149 г. он вместе с Изяславом вызвал в Киев новгородского епископа Нифонта и насильно заточил его в Киево-Печерский монастырь. Новгородец Кирик свидетельствует о том, что между Нифонтом и Климентом проходили беседы, на которых в том числе затрагивались вопросы канонического права, причем Климент, похоже, охотно прислушивался к мнению своего оппонента. Однако все усилия митрополита склонить на свою сторону новгородского епископа оказались тщетными: Клименту же «мучащюся с ним и научащю на нь Изяслава и своя поборники, не може ему успети ничтоже». Более того, Нифонт получил поддержку со стороны константинопольского патриарха Николая IV Музалона (1147—1151), который в своем послании именовал Климента «злым аспидом», «иже без нашего благословения взял на ся Киевскую митрополию своим изволением». Климент пытался склонить на свою сторону (и тоже безуспешно) еще одного епископа — Мануила Смоленского, о котором летописец говорит, что тот «бегалъ перед Климомъ». При этом права Климента на митрополию не признавали и политические противники Изяслава Мстиславича — в первую очередь, суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.

В условиях столь сильной церковно-политической оппозиции Климент мог осуществлять свои функции главы Русской церкви лишь в тех областях, где признавалась власть великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. Когда же в августе 1149 г., после сокрушительного поражения от Юрия Долгорукого у Переяславля (23 августа), Изяслав вынужден был бежать из Киева во Владимир-Волынский, Климент последовал за ним.

22 декабря 1158 г. Мстислав Изяславич захватил Киев, и Климент, по-видимому, вернулся в Киев вместе с ним. Начались долгие переговоры между Мстиславом и его дядей, смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, относительно возможности занятия последним киевского престола. Главным условием, выдвинутым Ростиславом, стало удаление с кафедры Климента. «Не хочю Клима у митропольи видити, — заявлял Ростислав племяннику, — [зане не] взялъ благословения от Святыя Софья и от патриарха». И хотя Мстислав «крепко пряшеся по Климе» (ибо не мог простить Константину анафемы в отношении своего отца) и именно по этой причине переговоры затянулись, ко времени вступления Ростислава на великокняжеский стол (12 апреля 1159) Климента в Киеве уже не было. Князья договорились на том, что ни Клименту, ни Константину «не сести… на столе митрополитьстемь», но «иного митрополита привести им исъ Царягорода».

Последний поворот в драматической судьбе Климента Смолятича произошел в 1162—1163 гг. К тому времени умерли не только соперник Климента Константин I (1158/59), но и сменивший их обоих на кафедре грек Феодор (май — июнь 1162?); и великий князь Ростислав Мстиславич предпринял последнюю попытку восстановить Климента на митрополии (разумеется, при условии получения им благословения у патриарха). Весной 1163 г. он «отрядил» с этой целью в Константинополь посольство во главе с боярином Гюрятой (Георгием) Семковичем. Однако Ростислав опоздал: в Константинополе успели поставить на киевскую кафедру нового митрополита, грека Иоанна IV, и тот вместе с «царевым послом» встретился с Гюрятой у Олешья (в низовьях Днепра), откуда проследовал в Киев, причем император прислал Ростиславу «дары многи». Ростислав, хотя и с неохотой, все же согласился отказаться от кандидатуры Климента и признать Иоанна. По уникальному свидетельству В. Н. Татищева (в Ипатьевской летописи здесь пропуск), он сделал это лишь с тем условием, что «впредь, ежели патриарх без ведома и определения нашего противо правил святых апостол в Русь митрополита поставит, не токмо не приму, но и закон зделаем вечный избирать и поставлять епископом руским с повеления великого князя». Впрочем, не исключено, что историк XVIII в. восстановил имеющийся в летописи пропуск исходя из представлений своего времени.

К сожалению, послание сохранилось в испорченном виде: отдельные части перепутаны местами, к тому же, как явствует из заголовка, послание было истолковано неким «Афанасием мнихом», а потому трудно судить, что в сохранившемся тексте принадлежит Клименту, а что его позднейшему истолкователю. Попытки реконструировать первоначальный авторский текст Послания Климента предприняли издававшие памятник В. В. Колесов и Н. В. Понырко.

Клименту Смолятичу приписывают и некоторые другие сочинения, сохранившиеся в древнерусской письменности (Поучение «в неделю сыропустную», «Слово о любви»), но, кажется, без твердых оснований. Кроме того, в изложении новгородского иеромонаха Кирика сохранились ответы митрополита Климента на некоторые вопросы канонического характера или его реплики по поводу ответов новгородского архиепископа Нифонта.

Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПб., 1892; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI—XIII вв. Исследования, тексты, комментарии. СПб., 1992. С. 94—148; Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4: XII в. СПб., 1997. С. 119—141 (перев. Н. В. Понырко).

Монастыри, основанные на Руси в 988—1240

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня[1]

После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240
После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240
После 1051 Киево-Печерская лавра.
1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского.
Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240
До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины.
1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы.
Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен.
До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна.
До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте.
До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240
1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240
До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.
До 1096 Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
До 1096 Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу — подворье Киево-Печерского монастыря).
Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь.
Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления.
1108 или позднее Киевский Златоверхий мужской монастырь во имя св. архангела Михаила [2].
До 1113 Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?)
1117 Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1119 или ранее Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца.
Ок. 1125 Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя.
Ок. 1125 Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы.
1128 Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.
Ок. 1131 Вышгородский женский монастырь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Ок. 1134 Новгородский мужской монастырь во имя св. вмч. Пантелеимона.
До 1136 Новгородский Людинский на Мячине женский монастырь в честь Воскресения Господня.
До 1138 Смоленский на Смядыни мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1138 Новгородский женский монастырь во имя св. вмц. Варвары.
До 1146 Киевский мужской монастырь во имя св. Кирилла.
До 1147 Зарубский под Киевом мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1148 Новгородский Зверин женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1153 Новгородский Аркадиевский (Аркаж) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1160-е Боголюбов близ Владимира на Клязьме монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1162 Новгородский женский, первоначально мужской, монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
1164 или позднее Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя Спасителя.
1170 Новгородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1174 Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана.
До 1179 Новгородский Росткин женский монастырь во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
До 1187 Владимирский на Клязьме монастырь в честь Вознесения Господня.
До 1188,возможно, до 1156 Псковский Мирожский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
До 1189 Галичский монастырь во имя св. Иоанна.
1192 Хутынский близ Новгорода Варлаамиев мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1192 Старо-Русский на Острову мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1197 Новгородский Островский Вишерский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1197 Новгородский Плотницкий женский монастырь во имя св. мц. Евфимии Всехвальной.
1198 Нередицкий под Новгородом мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1199 Новгородский Михалицкий на Молоткове женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1190-е Владимирский на Клязьме мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1196 Новгородский мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Кирилла Александрийского.
2-я пол. XII в. или ранее Туровский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1200 Ростовский мужской монастырь во имя св. ап. Петра.
XII в. Владимирский на Клязьме монастырь во имя св. вмч. Феодора.
До рубежа XII и XIII вв. Смоленский на Селище мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До рубежа XII и XIII вв. Смоленский мужской монастырь в честь Воздвижения Честного Креста.
Рубеж XII/XIII вв. Владимирский на Клязьме монастырь во имя свв. Константина и Елены.
1200 или ранее Владимирский на Клязьме Княгинин женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастыри, предположительно основанные в домонгольский перио

До 1206 Смоленский Отрочь мужской монастырь.
Возможно, 1207 Суздальский Евфросиниев женский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Нач. XIII в. Смоленский Авраамиев мужской монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
1216 Ярославский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1-я четв. XIII в. Полоцкий Бельчицкий монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1227 Жидичинский близ Луцка мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Между 1121 и 1229 Нижегородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1231 Киевский мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
До 1231,возможно, до 1123 Черниговский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1231 Киевский мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
1238 Новгородский Варецкий женский монастырь во имя свт. Павла, патриарха Цареградского.
1230-е Угровский монастырь во имя св. пророка Божия Даниила.
До 1240 Синеволодский (Синеводский) в Галицкой земле монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
До 1243 Псковский монастырь во имя св. Иоанна Предтечи.
Берестейский (Брестский) мужской монастырь во имя прп. Симеона Столпника.
1160-е Боголюбов близ Владимира на Клязьме женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1151 Владимирский на Клязьме на Кидекше мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1152 Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца.
1147 Вологодский у Кайсарова ручья мужской монастырь, или Герасимова пустынь, во имя Святой Живоначальной Троицы.
Киевский близ села Лесники Гнилецкий, или Феодосиева пещера, мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
XI в. Киевский Зверинецкий мужской монастырь предположительно во имя архистратига Божия Михаила.
Киевский Спасов Белый мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Китаевская Киевская мужская пустынь.
1239 Костромской монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Луцкий мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
Муромский женский монастырь в честь Воскресения Господня.
Муромский на Ушне мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
1033 Новгород-Северский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
После 1135 Новгородский Бело-Николаевский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1162 Новгородский на поле у Скуделен или на Божьем дому мужской монастырь в честь Рождества Христова.
После 1185 Новгородский на Синичьей горе женский монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.
Новгородский против Щитинских ворот монастырь в честь Рождества Христова.
1038 Новоторжский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
Пересопницкий Волынский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 Переяславский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 Переяславский мужской монастырь во имя прп. Саввы Освященного.
До 1155 Переяславский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1186 Переяславль-Залесский мужской монастырь во имя св. вмч. Никиты.
Переяславль-Залесский на Горе мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1173 Полоцкий женский монастырь во имя св. Софии, Премудрости Божией.
1240 Почаевская мужская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Пронский Рязанский женский монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, или Вознесения Господня, или Воскресения Словущего.
До 1237 Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1197 Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя.
До 1197 Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1237 Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
До 1237 Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
До 1238 Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1238 Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1186 Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.

Прозвище Смолятич исследователи объясняют по-разному. Одни видят в нем свидетельство происхождения Климента из Смоленска (тем более что есть и другие подтверждения его особых связей с этим городом); другие считают отчеством (от имени Смолята). Где находился монастырь, в котором подвизался Климент, также в точности неизвестно: летописи знают два «Заруба» в домонгольской Руси — город на Днепре недалеко от Киева, где находился монастырь, известный позднее как Зарубский Трактомировский Успенский или Крестовоздвиженский (определенно о том, что Климент происходил именно из этого «Заруба», сообщает автор Ермолаевского списка Ипатьевской летописи), и село в Смоленской земле. Из собственных сочинений Климента явствует, что он был блестящим эрудитом, богословом, в совершенстве владел аллегорическим методом толкования Священного Писания и не только прекрасно знал греческий язык и приемы византийской риторики, но был знаком и с т. н. схедографией — высшим курсом византийской грамматики. Полагают, что он получил образование в одном из высших учебных заведений в Византии и именно это дало ему право именоваться «философом». Позднейшие летописи называют его также «молчалником» — надо полагать, находясь в схиме, будущий митрополит принял на себя обет молчания.

На соборе 1147 г., проходившем в киевском кафедральном соборе Св. Софии, присутствовало (по разным источникам) семь или девять епископов: Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимиро-Волынский, Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский, а также, возможно, еще двое: Иоаким Туровский и Косьма Полоцкий. При этом мнения резко разделились. Епископ Нифонт Новгородский решительно выступил против избрания митрополита собором епископов, считая это противозаконным, а после избрания, ссылаясь на некое «рукописание» прежнего киевского митрополита Михаила, отказался служить вместе с Климентом в Софийском соборе и поминать его имя во время ектений. В этом Нифонта поддержали Мануил Смоленский и, возможно, Косьма Полоцкий. Однако большинство участников собора высказалось за избрание Климента. Решающий аргумент нашел черниговский епископ Онуфрий. «Азъ сведе, — передает его слова летописец, — достоить ны поставити, а глава у насъ есть святаго Климента (св. Климента, папы римского, принявшего по преданию мученическую смерть ок. 101 г.; его мощи были вывезены в Киев князем Владимиром Святым из Херсонеса. — А. К.), якоже ставять греци рукою святаго Ивана (Иоанна Крестителя. — А. К.)». По всей вероятности, Онуфрий и другие участники собора могли ссылаться на 1-е правило Апостольского собора («два или трие епископы да поставляють единаго епископа»), однако пример с «рукой святаго Ивана» кажется совершенно неуместным: Византийская церковь не знала такого способа поставления архиереев.

Решение собора вступило в силу 27 июля 1147 г.: «тако сгадавше, — свидетельствует летописец, — епископи [г]лавою святаго Климента поставиша митрополитомъ». Впрочем, с самого начала Климент не имел должного авторитета не только во всей Руси, но даже в Киеве.

Так, во время беспорядков в Киеве 19 сентября того же года митрополит напрасно пытался воспрепятствовать киевлянам расправиться с князем-иноком Игорем Ольговичем: несмотря на все его уговоры толпа выволокла Игоря из церкви и растерзала его. Утром следующего дня оказавшиеся в Киеве новгородцы поведали Клименту о знамении, случившемся над телом князя; «митрополитъ же запрети, да никому же не поведять, но повеле потаити такую благодать Богу явлешю над ним». В тот же день он посылает Ананию, игумена киевского Федоровского монастыря, и тот перевозит тело Игоря из церкви Св. Михаила в киевский Симеоновский монастырь, где и погребает.

В своем послании иноку Фоме Климент писал, что не стремился к власти, но подчинился обстоятельствам и Божьей воле. Однако само послание показывает его человеком волевым и решительным, старающимся утвердить свою точку зрения и убедить оппонента в собственной правоте. Между тем избрание Климента на кафедру привело к расколу Церкви: часть иерархов, и прежде всего Нифонт Новгородский, так и не подчинились соборному решению и не признали нового митрополита. «Онъ же на ня про то тяжко сердце имея», — пишет летописец.

В борьбе со своими противниками Клименту приходилось прибегать к помощи великого князя Изяслава Мстиславича. Так, в 1149 г. он вместе с Изяславом вызвал в Киев новгородского епископа Нифонта и насильно заточил его в Киево-Печерский монастырь. Новгородец Кирик свидетельствует о том, что между Нифонтом и Климентом проходили беседы, на которых в том числе затрагивались вопросы канонического права, причем Климент, похоже, охотно прислушивался к мнению своего оппонента. Однако все усилия митрополита склонить на свою сторону новгородского епископа оказались тщетными: Клименту же «мучащюся с ним и научащю на нь Изяслава и своя поборники, не може ему успети ничтоже». Более того, Нифонт получил поддержку со стороны константинопольского патриарха Николая IV Музалона (1147—1151), который в своем послании именовал Климента «злым аспидом», «иже без нашего благословения взял на ся Киевскую митрополию своим изволением». Климент пытался склонить на свою сторону (и тоже безуспешно) еще одного епископа — Мануила Смоленского, о котором летописец говорит, что тот «бегалъ перед Климомъ». При этом права Климента на митрополию не признавали и политические противники Изяслава Мстиславича — в первую очередь, суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.

Перипетии борьбы за киевский стол между Изяславом и Юрием полностью отражаются на судьбе митрополита Климента. Весной 1151 г. он возвращается в Киев вместе с Изяславом Мстиславичем. В конце мая или июне того же года, после победы князей Изяслава и Ростислава Мстиславичей и их дяди Вячеслава Владимировича над Юрием на реке Руте, митрополит, а также «святители съ хресты… и игумени честьнии и попове и мно[го]е множьство святитель» «с великою честью» встречают победителей в Киеве.

Смерть великого князя Изяслава Мстиславича (в ночь с 13 на 14 ноября 1154) по существу обрывает карьеру Климента Смолятича. Мы не знаем, когда именно он покинул Киев — то ли после прихода в город князя Ростислава Мстиславича, ставшего соправителем недееспособного Вячеслава Владимировича (ноябрь — декабрь), то ли после смерти Вячеслава (конец декабря 1154 — начало января 1155), то ли после скорого поражения Ростислава от черниговского князя Изяслава Давыдовича в начале 1155 г. Во всяком случае, переговоры с победителем от имени киевлян ведет каневский (юрьевский) епископ Дамиан, что свидетельствует об отсутствии к тому времени митрополита в Киеве.

Летом 1156 г. из Константинополя прибывает новый митрополит грек Константин, которого встречают в Киеве великий князь Юрий Владимирович Долгорукий и епископы Мануил Смоленский и Косьма Полоцкий (Нифонт умер в Киеве 21 апреля того же года, так и не дождавшись его приезда). По прибытии в Киев греческий иерарх принял самые жесткие меры против своего соперника: вместе с епископами он «испровергъши Климову службу и ставления и створивше божественую службу… а потомъ и дьякономъ ставление отда, иже бе Климъ ставилъ митрополитъ, писаша бо к нему рукописание на Клима». Иными словами, были дезавуированы все действия Климента Смолятича как митрополита, объявлены недействительными все посвящения им в священнический и диаконский сан, и только после письменного осуждения Климента («рукописания») диаконы и священники могли быть утверждены в своих должностях. Церковному проклятию подвергся не только Климент Смолятич, но и его покойный покровитель, великий князь Изяслав Мстиславич. Впрочем, и власть Константина признали не на всей территории Киевской митрополии. По всей вероятности, Климент пребывал во Владимире-Волынском, где княжил сын Изяслава Мстислав и где его по-прежнему считали митрополитом.

Это последнее упоминание о Клименте Смолятиче в источниках. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Имя его отсутствует в позднейших перечнях киевских митрополитов.

Климент Смолятич занимался активной литературной деятельностью. Известно о его послании к смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу, о котором говорили, будто оно написано «по-философски» («философ ся творя»), в чем Клименту приходилось оправдываться. До нас, однако, дошло единственное бесспорно принадлежащее ему произведение — ответное послание смоленскому пресвитеру Фоме («Послание, написано Климентом, митрополитом рускым») — фрагмент переписки между Климентом и Ростиславом Смоленским, в которую включились образованные книжники смоленского князя. Оно было написано еще при жизни великого князя Изяслава Мстиславича, т. е. между 1147—1154 гг. Хотя в послании речь идет главным образом о богословских проблемах (в частности, возможности расширительного, аллегорического толкования Священного Писания), основная цель Климента очевидна — снять выдвигаемые против него обвинения в тщеславии и славолюбии. Обращают на себя внимание «нестяжательские» идеи Климента, явно осуждающего тех, «иже прилагают домъ к дому, и села к селомъ, изгои же и сябры, и бърти, и пожни…». «От нихже окааный Климъ зело свободен, — пишет он сам о себе. — Нъ за домы и села и борти и пожни, сябръ же и изгои — землю 4 лакти, идеже гроб копати…»

Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 315, 316—318; Полное собрание русских летописей Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 340—341, 347, 349—354, 383, 441, 476, 484, 485, 503—504, 522 (под 6672 ультрамарт.), Приложения. С. 27 (Ермолаевский список); Полное собрание русских летописей Т. 9. С. 206; Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Изд. подг. А. Н. Насонов. М.; Л., 1950. С. 28; Русская историческая библиотека: Т. 6. Изд. 2-е. СПб., 1908: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Стб. 29, 31—33, 52 («Вопрошание Кирика»).

Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период

Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями.

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня[1]

После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240
После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240
После 1051 Киево-Печерская лавра.
1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского.
Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240
До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины.
1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы.
Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен.
До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна.
До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте.
До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240
1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240
До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.
До 1096 Киевский Кловский Стефановский (Стефанеч) монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
До 1096 Суздальский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского (поначалу — подворье Киево-Печерского монастыря).
Ок. сер. XI в. Владимиро-Волынский Святогорский мужской монастырь.
Ок. 3-й четв. XI в. Ростовский Авраамиев мужской монастырь в честь Богоявления.
1108 или позднее Киевский Златоверхий мужской монастырь во имя св. архангела Михаила [2].
До 1113 Киевский женский монастырь (во имя св. праведного Лазаря Четверодневного ?)
1117 Новгородский Антониев мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1119 или ранее Новгородский Юрьев мужской монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца.
Ок. 1125 Полоцкий Евфросиниев женский монастырь во имя Спасителя.
Ок. 1125 Полоцкий Евфросиниев мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы.
1128 Киевский Отний (Вотчь) мужской монастырь во имя св. вмч. Феодора Тирона.
Ок. 1131 Вышгородский женский монастырь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Ок. 1134 Новгородский мужской монастырь во имя св. вмч. Пантелеимона.
До 1136 Новгородский Людинский на Мячине женский монастырь в честь Воскресения Господня.
До 1138 Смоленский на Смядыни мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1138 Новгородский женский монастырь во имя св. вмц. Варвары.
До 1146 Киевский мужской монастырь во имя св. Кирилла.
До 1147 Зарубский под Киевом мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1148 Новгородский Зверин женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1153 Новгородский Аркадиевский (Аркаж) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1160-е Боголюбов близ Владимира на Клязьме монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1162 Новгородский женский, первоначально мужской, монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
1164 или позднее Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя Спасителя.
1170 Новгородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1174 Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана.
До 1179 Новгородский Росткин женский монастырь во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
До 1187 Владимирский на Клязьме монастырь в честь Вознесения Господня.
До 1188,возможно, до 1156 Псковский Мирожский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
До 1189 Галичский монастырь во имя св. Иоанна.
1192 Хутынский близ Новгорода Варлаамиев мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1192 Старо-Русский на Острову мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1197 Новгородский Островский Вишерский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
1197 Новгородский Плотницкий женский монастырь во имя св. мц. Евфимии Всехвальной.
1198 Нередицкий под Новгородом мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1199 Новгородский Михалицкий на Молоткове женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
1190-е Владимирский на Клязьме мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1196 Новгородский мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Кирилла Александрийского.
2-я пол. XII в. или ранее Туровский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1200 Ростовский мужской монастырь во имя св. ап. Петра.
XII в. Владимирский на Клязьме монастырь во имя св. вмч. Феодора.
До рубежа XII и XIII вв. Смоленский на Селище мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До рубежа XII и XIII вв. Смоленский мужской монастырь в честь Воздвижения Честного Креста.
Рубеж XII/XIII вв. Владимирский на Клязьме монастырь во имя свв. Константина и Елены.
1200 или ранее Владимирский на Клязьме Княгинин женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Даты основания монастырей, приводимые в этом списке, заимствованы из поздних источников, их достоверность сомнительна.

До 1206 Смоленский Отрочь мужской монастырь.
Возможно, 1207 Суздальский Евфросиниев женский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Нач. XIII в. Смоленский Авраамиев мужской монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
1216 Ярославский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
1-я четв. XIII в. Полоцкий Бельчицкий монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1227 Жидичинский близ Луцка мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Между 1121 и 1229 Нижегородский мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
До 1231 Киевский мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
До 1231,возможно, до 1123 Черниговский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1231 Киевский мужской монастырь в честь Воскресения Господня.
1238 Новгородский Варецкий женский монастырь во имя свт. Павла, патриарха Цареградского.
1230-е Угровский монастырь во имя св. пророка Божия Даниила.
До 1240 Синеволодский (Синеводский) в Галицкой земле монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
До 1243 Псковский монастырь во имя св. Иоанна Предтечи.
Берестейский (Брестский) мужской монастырь во имя прп. Симеона Столпника.
1160-е Боголюбов близ Владимира на Клязьме женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
1151 Владимирский на Клязьме на Кидекше мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1152 Владимирский на Клязьме мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца.
1147 Вологодский у Кайсарова ручья мужской монастырь, или Герасимова пустынь, во имя Святой Живоначальной Троицы.
Киевский близ села Лесники Гнилецкий, или Феодосиева пещера, мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
XI в. Киевский Зверинецкий мужской монастырь предположительно во имя архистратига Божия Михаила.
Киевский Спасов Белый мужской монастырь в честь Преображения Господня.
Китаевская Киевская мужская пустынь.
1239 Костромской монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Луцкий мужской монастырь во имя свт. Василия Великого.
Муромский женский монастырь в честь Воскресения Господня.
Муромский на Ушне мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
1033 Новгород-Северский мужской монастырь в честь Преображения Господня.
После 1135 Новгородский Бело-Николаевский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1162 Новгородский на поле у Скуделен или на Божьем дому мужской монастырь в честь Рождества Христова.
После 1185 Новгородский на Синичьей горе женский монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.
Новгородский против Щитинских ворот монастырь в честь Рождества Христова.
1038 Новоторжский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
Пересопницкий Волынский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 Переяславский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До 1155 Переяславский мужской монастырь во имя прп. Саввы Освященного.
До 1155 Переяславский мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1186 Переяславль-Залесский мужской монастырь во имя св. вмч. Никиты.
Переяславль-Залесский на Горе мужской монастырь во имя свв. мчч. Бориса и Глеба.
До 1173 Полоцкий женский монастырь во имя св. Софии, Премудрости Божией.
1240 Почаевская мужская лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Пронский Рязанский женский монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, или Вознесения Господня, или Воскресения Словущего.
До 1237 Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
До 1197 Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя.
До 1197 Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
До 1237 Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
До 1237 Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
До 1238 Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.
Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1238 Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила.
До 1186 Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла.

[1] По другой точке зрения, основан в XII или в XIV вв.
[2] Прямых указаний, что заложенная в 1108 церковь св. архангела Михаила Златоверхая уже тогда была монастырской, в источниках нет.

Смотрите так же:  Монастырь на александра невского