Мужской монастырь луга

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги.

Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце появляется в Переписной книге Вотской пятины 1500 года, но оно не содержит точной информации о том, когда он был основан. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.

В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились.

Храмов в обители было два.

Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка, — стоял на высоком насыпном холме посреди острова.

Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.

Главной святыней обители была явленная икона св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Икона имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе. (Позднее чудотворная икона хранилась в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Отечественной войны.)

Крестные ходы с чудотворной иконой совершались: 21 мая и 9 октября — вокруг монастыря, а 14 мая — в город Лугу, в память избавления от холеры в 1848 г..

Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский).

Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом.

В 1920-х годах монастырь был закрыт.

В 1930 г. здания монастыря отданы артели «Красный Октябрь», почти все иноки были арестованы

В последующие годы здесь находилась школа садоводства, а с 1967 г. до конца 1980-х гг. — Череменецкая турбаза.

Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником.

Возобновлен монастырь в 1997 г.

В 1999 г. из Казанского собора города Луги в обитель перенесена главная ее святыня — явленная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.).

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г.

Престольный праздник- апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая).

Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.

Паломническая служба
«Череменец»

Паломническая служба «Череменец»

Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь Санкт-Петербургской Епархии объявляет о начале деятельности монастырской паломнической службы «Череменец».

Руководитель службы клирик монастыря иеродиакон Никодим (Сурков): — Главной целью создания паломнической службы при нашем монастыре — прежде всего ознакомить боголюбивых паломников с нашей древней обителью, издревле служившей духовным очагом на южном порубежье Петербургской губернии. Мы хотим, чтобы большее количество людей, которым ещё недавно не было ничего известно о Череменецком монастыре, смогли бы организованно, не нарушая своими хаотическими приездами духовное делание братии монастыря, в подходящее время приехать в Монастырь, помолиться (а кто желает- то и причаститься Святых Таин) на Божественной Литургии. Помолиться перед древним явленным чудотворным образом святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, являющимся главной святыней нашей Обители, стараниями православных пронесённым через годы безбожного лихолетья и ныне пребывающим на месте своего чудесного обретения. «Череменец» даст возможность паломникам не только вкусить духовную пищу, но и предоставит вполне «земную» трапезу — богомольцы будут накормлены монастырским обедом, после которого будет проведена обзорная экскурсия по монастырю. В советское время на территории монастыря располагалась туристическая база, место было выбрано неслучайно — живописная гладь Череменецкого озера, окружающая монастырский полуостров, является одной из главных жемчужин этих мест, за свою неповторимую красоту и умеренный климат прозванной «русской Швейцарией». Именно в период существования турбазы большинство петербуржцев и познакомились с тогда ещё «прикровенной» Обителью.

В программе однодневной поездки кроме посещения Череменецкой Обители предусмотрен заезд в древнее село Городец, где на высоком насыпном холме, служившем когда-то порубежной крепостью, расположена деревянная Успенская церковь, близ которой находится часовня над гробницей преподобномученика Трифона Городецкого, убиенного здесь литовцами в XVII веке, во времена смутного времени, и имеющего благодать от Господа помогать от болезней суставов ног. На обратном пути мы заезжаем в Вырицу, где совершим поклонение в часовне преподобному Серафиму Вырицкому-одному из великих святых XX века на нашей земле.

Но наша паломническая служба не ограничивается лишь посещением Обители. Нами также предусмотрены одно- и многодневные поездки по святыням нашей Северо-Западной земли,это — Тихвинский Успенский мужской монастырь, где находится величайшая святыня нашего края — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тивинская, Александро-Свирский монастырь, к месту явления Святой Троицы преподобному Алекандру, честные чудотворные нетленные мощи которого также покоятся в этой святой обители, и многие другие святые и памятные места, поездки по Городу с посещением многочисленных святынь Санкт-Петербурга, поездки в Псков, Великий Новгород а также Ярославль-Толгский Монастырь, где покоятся честные мощи одного из самых почитаемых петербуржцами святых — святителя Игнатия(Брянчанинова), долгоие годы бывшего настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской Пустыни в Стрельне, подлинного учителя монашеского делания, и в древний богохранимый град Кострому, где уже почти восемь с половиной веков находится чудесным образом явленная на этом месте чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, имеющая благодать помогать в трудных родах, принадлежавшая святому Благоверному князю Александру Невскому, сопровождавшая его во всех походах, и перед которой он, чувствуя земную кончину, принял иноческий постриг. Икона,которая являлась покровительницей царской династии Романовых, в 2002 году, была доставлена в Петербург, и полторы недели находилась в Александро-Невской Лавре, рядом с мощами Князя, которому покровительствовала в дни его земной жизни.

Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь.

Подворье монастыря в Санкт-Петербурге — церковь Троицы Живоначальной на Октябрьской набережной

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь основан в XV в. по указу Ивана III. Пережив множество нашествий, был практически уничтожен (разобран на стройматериалы) в 50-х гг. XX в. Позже территорию занимала турбаза. Ныне монастырь возрождается. Главная святыня — явленная икона Иоанна Богослова — возвращена в обитель.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, 2 класса, общежительный, в 20 верстах от города Луги, на острове озера Череменца. Основан в 1479 году по случаю явления на сем острове иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; эта явленная святая икона находится в соборной Иоанно-Богословской церкви. Ежегодно 1 мая из монастыря совершается крестный ход в город Лугу. При монастыре (с 1891 года) двухклассная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Древнерусское слово «черма» («чорма») означает возвышенное, холмистое место, и хотя высота холма на острове не большая – 11 метров – для окружающего равнинного пейзажа он хорошо заметен. До революции собор на холме был хорошо виден изо всех окрестных усадеб, плотно расположившихся вокруг острова. А историю монастыря принято считать от 1478 г., когда крестьянину деревни Русыня на острове явилась икона апостола Иоанна Богослова. Когда об этом сообщили князю Ивану III Великому, он приказал основать на острове монастырь. Хотя археологи считают, что монастырь здесь существовал уже раньше. В 1680 г., во время литовской войны монастырь был разорен. Летописец сообщал: «Монастырь Богословский на Череменецком озере. А в нем церковь камена Иван Богослов да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою. Зжен и воеван от Литовских людей».

Монастырь был возрожден. Вместо деревянной Рождественской церкви была построена Преображенская каменная. На холм была устроена лестница из каменных плит с красивыми чугунными перилами. Во второй половине XIX к острову построили дамбу, озеро возле нее заболачивалось и обмелело, сейчас это уже полуостров, соединенный с материковой частью широким перешейком, хотя местные жители по-прежнему называют Череменец «Монастырским островом». По перешейку проложили дорогу. В 1902 г. по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева сооружена церковно-приходская школа, в 1914–16 гг. по его же проекту осуществлен ремонт собора. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г. Главной святыней обители была явленная икона Иоанна Богослова.

Смотрите так же:  Белгородский свято-троицкий монастырь

Монастырь был закрыт в 1929 г. Здесь размещалась сельхозартель «Красный Октябрь», отделение совхоза «Скреблово», школа садоводства, а после войны – турбаза. Возле собора располагалось кладбище на котором хоронили окрестных помещиков. В советское время кладбище было разграблено и пришло в запустение, сохранился только один склеп. Это могила матери Александра Половцова, владельца усадьбы Рапти. Склеп выполнен из знаменитого бетона начала XX века, модного в то время материала. Частично сохранилась искусная декоративная отделка. Бытует легенда, что все, кто покушался на склеп падали от сердечного приступа или ломали руки-ноги, склеп стал пользоваться дурной славой и его оставили в покое… Сохранился дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса (1860-е гг.), трапезная и ряд хозяйственных построек XIX в.

В 1992 г. Череменец вернули епархии, как подворье Александро-Невской лавры. Монастырь был возрожден в 1997 году.

Информация: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871; http://www.pon.ru/; http://www.rusk.ru/; http://lavra.spb.ru; http://www.vseposelky.ru/news/; http://enclo.spb.ru. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (Скребловская вол.) – собор во имя Св. ап. Иоанна Богослова, XV–XVI вв., перестроен в сер. XIX в., с 1940-х гг. – в руинированном виде, в настоящее время восстановлен по состоянию на сер. XIX вв.; церковь во имя Преображения Господня, 1707 г., перестроена в 1870-е гг. по проекту арх. П. Лукашевича и К. Кольмана, ныне действующая; церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., после 1585 г. не упоминается.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь находится на Западном берегу Череменецкого оз., на полуострове, в 24 км южнее г. Луги. Монастырь основан в XV в., закрыт в 1930 г., действующий с 1991 г.

Череменецкое оз., имеющее ледниковое происхождение, считается одним из самых красивых водоемов края. Оно протянулось на 14 км с юга на север узкой лентой, между холмистыми берегами с сохранившимися парками старинных усадеб, придорожными аллеями, заповедными лесными угодьями.

Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту.

Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском.

Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели.

Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.

В начале XVIII в. монастырь обрел второй каменный храм – церковь Преображения Господня, построенную на средства Емельяна Васильевича Курицына, принадлежавшего к дворянскому сословию. Освятили ее 12 июня 1707 г. Церковь поставили на том месте, где когда-то находился деревянный Рождественский храм. Правда, местный краевед И. Половинкин пишет, что эта церковь вначале была деревянной и лишь через несколько десятилетий ее перестроили в камне. Обе церкви – Богословская и Преображенская – были поставлены рядом друг с другом на высоком холме, находящемся почти в самом центре острова.

«В середине XVIII века к Иоанновскому собору пристроили трапезную и высокую колокольню, сложенные из кирпича» (Н. В. Мурашова). Колокольня располагалась над папертью, была двухъярусной, имела вид восьмигранного столба с купольным завершением, увенчанным главкой на барабане с узким арочным проемом. С учетом высоты рельефа, колокольня почти на 50 м возвышалась над уровнем озера.

В 1764 г. приписанный к столичной епархии монастырь по указу Екатерины II оставлен на своем содержании без назначения от казны годового жалованья, то есть стал «внештатным». Лишь в 1897 г. он был возведен во 2-й класс. Число монашествующих не превышало 15–20 человек, послушников – 40–45. Как правило, монастырь управлялся строителями, реже игуменами. Лишь в 1906 г. его настоятель был возведен в сан архимандрита.

Собственное содержание монастыря складывалось за счет принадлежавших ему угодий, включая рыбные ловли. Причем за взятые в казну рыбные места на р. Нарове монастырю ежегодно выдавалась компенсация. Определенный доход шел от приношений богомольцев и от частных пожертвований, которые нередко представляли значительные суммы, например, вклад графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1849) был размером 5715 руб. серебром.

До середины XIX в. монастырь окружала деревянная ограда, имевшая вид широкого прямоугольника. Вдоль нее размещались монастырские строения: кельи, трапезная, хозяйственные постройки. Число их постоянно увеличивалось по мере процветания монастыря. До завершения строительства дамб к монастырю подплывали на лодках. Нижняя кольцевая дорожка вела к широкой каменной лестнице, огражденной чугунной решеткой, установленной взамен деревянной в 1841 г. Лестница поднималась ко второй кольцевой дорожке, охватывающей склоны холма, и приводила к его вершине с расположенными на ней храмами.

В начале 1850-х гг., при настоятеле Иакинфе, деревянную монастырскую ограду заменели на каменную, сложенную из булыжного камня. Ее протяженность превышала 500 м при высоте около 3 м. Примерно в это же время капитально отремонтировали и частично видоизменили Богословский собор. Его оштукатурили, обновили, покрыли железом кровлю и купола.

С мая 1862 по январь 1868 г. настоятелем монастыря являлся игумен Антоний (1803–1872), личность, безусловно, интересная. В миру был известен, как писатель Алексей Поликарпович Бочков, автор повестей на исторические темы, в основном из жизни средневековой Прибалтики. Читателям нравилась живость их языка, хорошее знание описываемой эпохи. Смерть жены в 1827 г. привела писателя к душевной болезни. Он дал обет в случае своего выздоровления принять монашество. 10 лет Бочков странствует по монастырям, в 1837 г. становится послушником, а в 1844 г. постригается в монахи. Годом позже он получает сан иеромонаха. По своим взглядам он был близок к видному церковному деятелю и духовному святителю Игнатию (Брянчанинову) и, будучи настоятелем Череменецкого монастыря, вел с ним активную переписку. Согласно преданиям, свт. Игнатий бывал в Череменецком монастыре по приглашению игумена Антония. С этим посещением связывают несколько вековых деревьев, якобы посаженных им на территории монастыря. Став настоятелем монастыря, игумен Антоний не порывал с творческой деятельностью, продолжал писать религиозные, политические и даже юмористические стихи, переписывался с поэтессой-монахиней Е.Н. Шаховой.

Игумену Антонию принадлежит инициатива устройства в г. Луге подворья Череменецкого монастыря на участке, подаренном монастырю в 1860 г. мещанской вдовой Екатериной Орловой. Дом Череменецкого монастыря находится по адресу: пр. Кирова, 59. Он является старейшим из сохранившихся деревянных строений Луги, состоит на учете как памятник архитектуры.

Смотрите так же:  Самый древний монастырь в россии

В 1869 г. Антоний переселяется в Москву, где через три года умирает, заразившись во время эпидемии тифа при посещении одной из больниц для оказания пастырской помощи. В свою бытность игуменом Череменецкого монастыря Антоний, обладавший художественным даром, выполнил значительное число рисунков с видом обители, ее храмов и колокольни. Все рисунки сделаны свинцовым карандашом на бумаге и являются уникальными документами, передающими облик монастыря в середине – конце 1860-х гг. В изображенном Антонием Богословском соборе ясно чувствуется принадлежность этого храма к памятникам древнерусского зодчества, несмотря на его более поздний пятиглавый верх. Антоний запечатлел и вид Преображенской церкви, такой, какой она была в его время: приземистой, с высоким восьмигранным барабаном, перекрытым восьмигранным куполом. Его венчала небольшая вытянутой формы главка на изящной удлиненной шейке.

В начале 1870-х гг. Преображенская церковь дополнена пристройкой. Ее главку существенно видоизменили. Первоначальный проект перестройки храма был составлен П. Лукашевичем, с которым читатель уже многократно встречался на страницах нашей книги. 16 июня проект храма и план монастыря отправили из Духовной консистории в губернское Строительное отделение, где его признали неудовлетворительным «по недостатку архитектурной обработки». Архитектор Строительного отделения К.К. Кольман выполнил рисунки, в соответствии с которыми проект был доработан и одобрен 29 декабря того же года.

Карла Карловича Кольмана (1835–1889) современники ценили «как художника, обладающего тонким вкусом» (Н.Н. Соломатина). С 1865 г. он состоял на службе в техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, получил в 1868 г. звание профессора. Кольман придал завершению Преображенской церкви шатровую форму, решив декоративную обработку ее фасадов, руководствуясь образцовыми проектами К.А. Тона.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря также подверглись реконструкции с участием архитекторов П. Лукашевича и Ломова (возможно, А. Ломана?). Н.В. Мурашова сообщает, что кельи монастыря были выстроены в 1850-е гг. по проекту архитектора Б.Б. Гендейрейха.

В результате реконструкции монастырского комплекса в юго-западном углу ограды было выстроено новое каменное здание трапезной. Рядом с ней возвели братский корпус, в котором нижний этаж был каменным, второй – деревянным. С западной стороны холма разместили как кельи, так и хозяйственные постройки – пекарню, квасоварню, ледник. За ограду были вынесены деревянные конюшни, экипажные сараи, бани.

На соседнем Деревенецком острове постепенно сложился главный комплекс монастырского хозяйства со скотным двором, конюшнями, гумном, ригою. Впоследствии часть из этих деревянных построек заменили на каменные строения.

Особый вклад в благоустройство и хозяйственную деятельность Череменецкого монастыря внес в 1870-е – начале 1880-х гг. его казначей о. Серафим. Очевидец сообщает: «Хозяйственная часть монастыря ведется поистине мастерски. Ни один уголок земли у него не пропадает даром: где родит сад, где устроен огород. Овощей и фруктов так много, что достанет не только на монастырь, но остается и на продажу. А эти гряды с сотнями тысяч различных деревьев: сосен, елей всякого сорта, пихты, дубы, кедры! Какое приятное впечатление они производят на месте! И сколько приносят пользы! Не только сам монастырь пользуется ими в изобилии, но и продает на сторону, а еще больше кажется, жертвует на устройство садов при учебных, богоугодных заведениях. При доме престарелых для бедных духовного звания в Санкт-Петербурге пожертвована не одна тысяча деревьев на сад именно Череменецким монастырем» (В.С. Орлов).

На следующее свидетельство стоит обратить особое внимание: «Болотистые места в самом монастыре осушаются. Например, огромное болотистое пространство, отделяющее собственно монастырь от скотного двора (на Деревенце. – А.Н., О.Н.) с помощью канав почти уже совсем осушено теперь и, как объяснил о. Серафим, там предложено разбить большой парк и перенести туда от монастыря гостиницу».

Следовательно, дамбы, связывающие монастырский остров с Деревенцом и берегом, были полностью отстроены в 1870–1880-е гг. при усердии о. Серафима, во время управления монастырем игуменами о. Авраамом (1868–1882) и Мелентием (1883–1892). Дамбы, связывающие острова между собой и с берегом, укрепили насыпями из булыжного камня и щебня.

Внимание паломников привлекали особенности монастырской рыбной ловли. «На монастырском берегу, мы видели будку и предположили, что это караулка. Караулка это действительно, но караулят из нее, кого бы вы думали? Лещей! Когда настанет время идти лещам, то проходят они иногда монастырским берегом и всегда массой, приводят в движение тихо стоящую воду и шумом дают знать о себе. Тут сетями и ловят их. Здесь же на берегу, где стоит эта будка, на большей сосне висит деревянный крест… со словами: „на освящение вод и очищение воздуху“. Далее в лесу виднеется другой крест, гораздо больше первого, укрепленный между двумя соснами. Священное изображение на нем и слова принадлежат прежнему игумену, предшественнику о. Авраама (то есть игумену Антонию. – А. Н., О. Н.)».

В дальнейшем монастырь продолжал пополняться новыми постройками. В 1903 г. за монастырской оградой разместили двухэтажное здание церковно-приходской школы, построенное по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева, автора проекта лужской Казанской церкви. Он же разработал проект и нового монастырского храма – однокупольного с бетонными сводами, двухэтажного в русском стиле. Но постройке этой церкви помешала Первая мировая война.

Наиболее значительными из последних монастырских строений – здание гостиницы и деревянный настоятельский корпус с балконом на восточном фасаде.

Несмотря на то, что монастырь значился заштатным, второклассным, вид его вполне представительный. Об этом свидетельствуют его многочисленные изображения на старых фотографиях и почтовых открытках. Богатым было и внутреннее убранство монастырских храмов, расписанных жившими при монастыре художниками П. Чернышевым и И. Солониным. В куполе Богословского собора была изображена Пресвятая Троица, в куполе Преображенской церкви – коронование Божией Матери. Интерьеры храмов украшали великолепно исполненные картины на темы Ветхого и Нового Заветов в богатых рамах.

Главной святыней монастыря являлась чтимая чудотворная икона Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была одета в серебряную с позолотой ризу. «К ней в 1885 г. великим князем Константином Константиновичем пожертвована была массивная серебряная лампада в память о двух (в 1888 и 1889 гг.) посещениях им монастыря» (В. С. Орлов). В советские годы икона находилась в Казанском соборе г. Луги, ныне возвращена обители. В ризнице Богословской церкви хранилась одноименная икона, написанная на камне. Ее нашли в Череменецком оз. в 1875 г. Ряд икон для монастырских храмов выполнил свободный художник П. Брускин. На временной деревянной звоннице Преображенской церкви был повешен 120-пудовый колокол, отлитый на деньги, пожертвованные бывшим казначеем иеромонахом Вениамином и купцом, потомственным почетным гражданином А.А. Максимовым. Колокол был пожертвован монастырю в память его посещения в 1897 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Высокопреосвященным Палладием.

По обету жителей г. Луги с 1848 г. ежегодно 1 мая чудотворный Иоанно-Богословский образ несли с крестным ходом в Лугу и обходили с ним город с посещением каждого из городских домов.

В 1862 г. петербургский купец Т.О. Туранов пожертвовал монастырю часть своего земельного участка в Петербурге на Моховой ул., где по проекту архитектора Г.И. Карпова в 1863–1865 гг. была построена часовня со светло-синими стенами и узкими окаймленными позолотой окнами. Над входом в нее была укреплена икона с ликом Св. Иоанна Богослова. Монастырская часовня в Петербурге действовала до 1931 г. Ныне на ее месте находится левая часть дома по адресу: Моховая ул., 25.

При монастыре на южном, восточном и северном склонах церковного холма было кладбище, где издревле находили последний приют представители многих местных дворянских родов: Базанины, Муравьевы, Карамышевы, Квашнины-Самарины и многие другие. Почти все надгробья утрачены. Сохранился мраморный склеп, устроенный владельцем Раптей А.А. Половцовым над могилой матери и скромный камень над прахом владелицей Репьев С.Д. Квашниной-Самариной. В начале 1990-х гг., уже после передачи монастырских построек Александро-Невской лавре, была обнаружена надгробная плита с именем Александра Артамоновича Муравьева, сына известного декабриста. В советские годы она использовалась как ступенька лестницы при входе в здание бывшей монастырской гостиницы. Было найдено и надгробие с утраченного захоронения Платониды Николаевны Карамышевой, хозяйки Скреблова, о которой упоминает в своих дневниках поэт С. Надсон. Монастырь был посещаем многими историческими лицами, включая композитора Н.А. Римского-Корсакого, капитана легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева. В 1907 г. в Череменецком монастыре отбывал трехмесячное клиросное послушание сосланный сюда за свои реформаторские взгляды священник и будущий известный публицист Григорий Петров.

Смотрите так же:  Город владимир женский монастырь

Череменецкий монастырь был местом массового паломничества. Многие из богомольцев оставили свидетельства, рассказы, записки о своем посещении этого святого места. В одном из номеров «Санкт-Петербургского духовного вестника» за 1895 г. было помещено большое стихотворение, почти поэма «Воспоминание о Череменецком монастыре». Это стихотворение обнаружил в 1996 г. студент Петербургского электротехнического института и начинающий краевед С. Иванов.

В 1920-е гг. в монастыре создали сельхозартель, где трудились оставшиеся в обители монахи. Рядом, через колючую проволоку открыли детский интернат. В 1930 г. монастырь ликвидировали, монахи арестованы и сосланы. В монастырских зданиях сначала разместилась сельхозкоммуна «Красный Октябрь», позднее школа садоводства. Иоанно-Богословский собор и колокольня взорваны в 1946 г., якобы на кирпич. От собора остались только восточный фасад древней известняковой кладки и своды подклета.

В 1967 г. территорию монастыря передали под турбазу, которая просуществовала здесь до конца 1980-х гг., была достаточно популярной и успешно выполняла свои функции как один из центров отдыха и познавательного туризма.

В 1991 г. бывший монастырский комплекс передали Троицкому собору Александро-Невской лавры, ныне здесь снова действует монастырь, относящийся к Санкт-Петербургской епархии.

В 1995 г. по инициативе областной Инспекции по охране памятников истории и культуры предприятие «Каменное зодчество», руководимое известным архитектором-реставратором И.П. Любаровой, приступило к работам по сохранению древнего Богословского собора, начало которых было прервано отсутствием финансирования. В дальнейшем восстановительные работы в монастыре велись силами Епархии. Отремонтирован один из братских корпусов, гостиница, проводятся службы в поновленной Преображенской церкви, где находится чудотворная икона Св. апостола Иоанна Богослова.

В настоящее время реставрационно-восстановительные работы в Череменецком монастыре осуществляются по Федеральной целевой программе усердием епископа Гатчинского и Лужского Митрофана.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2019.

Volgovod514 › Блог › Поездка в Иоанна-Богословский Череменецкий мужской монастырь

Привет всем! Хочу рассказать о поездке в Череменецкий монастырь, что близ города Луга, находящийся на острове в Череменецком озере. Ездил я туда с мамой сестрой и другом на моей тойоте камри 1992 г., которая в последствии стала ломаться и я ее продал, но вернемся к теме. Сам собор на вершине холма разрушен и находится на реставрации, рядом с ним находится церковь, в которой сейчас проходят службы и находится икона Иоанна Богослова, существует придание, что если загадать желание возле иконы и поцеловать ее, то оно сбудется.
Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги.
Предположительно монастырь основан в конце XV в. Как говорит местное предание, в 1478 году, во время царствования великого московского князя Иоанна III на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше. В 1680 году монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи, однако храмы и монастырские строения сохранились. Храмов в обители было два. Главный — Иоанно–Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка — стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Этот храм пережил лихолетье послереволюционных лет и даже великую отечественную войну, но был снесен распоряжением местного чиновника.
Рядом — небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Главная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.).

Даже недолгое пребывание в монастырских пределах позволит ощутить атмосферу безмятежности и удаленности от суетного мира. Во время поездки можно подробно ознакомиться с историей монастыря, предаться молитве, полюбоваться красотой «русской Швейцарии».

Центральное место в композиции монастыря занимает собор Иоанна Богослова. Собор, а вернее то, что от него осталось, стоит на самой высокой точке холма, и от его подножия открывается замечательный вид. Рядом с руинами на деревянных опорах поставлена небольшая звонница. Кое-где, каким-то чудом, едва ли не висят в воздухе сложенные из камней арки, а под ногами то и дело попадаются провалы в нижние помещения храма. Вездесущие деревья растут на каменной кладке монастыря вплоть до самой крыши! Зрелище жуткое и захватывающее одновременно. Рядом стоит практически восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведет древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров (впрочем, ныне он стал полуостровом, соединившись перемычкой с «континентом»), покрыт тихим старинным парком. Очень красивое место!

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС НА ПИСКАРЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ

Прихожане храма посетили Череменецкий монастырь и город Лугу

9 сентября состоялось паломничество в Лужские земли, организованное храмом Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревском проспекте. Богомольцы побывали в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре, заехали в храм Воскресения Христова на кладбище Петровская Горка, набрали воды и окунулись в источнике в местечке Турово.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь основан в XV веке.
Предание гласит, что во времена царствования Иоанна III, в 1478 году, на острове Череменецкого озера, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Князь, услышав о чуде, повелел основать на острове монастырь во имя этого святого.

Монастырь расположен на полуострове в Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области.

Главная святыня обители — явленная чудотворная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.). Она имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырёхъярусном иконостасе рядом с образом Спасителя. В 1895 году Великий князь Константин Константинович подарил для иконы большую серебряную лампаду в память о последних посещениях монастыря.

На сегодняшний день настоятелем обители является владыка Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский.
Храм Воскресения Христова в селе Петровская Горка расположен прямо на погосте.

Петровский погост Новгородского уезда у озера Череменца упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины 1501 года. Деревня Горка, состоящая из 27 крестьянских дворов, упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта 1834 года.

В XVII в. в селе построена деревянная церковь (сгорела в 1769 г.). В 1769-1770 гг. построен новый деревянный храм (сгорел в 1894 г.). В 1895-1900 гг. на берегу Череменецкого озера на месте деревянного, сгоревшего в 1894, построен каменный храм (архитектор М. А. Щурупов). Храм закрывался в 1938 г., но с 1941 г. действует вновь.

В Луге пискаревцы увидели храм Казанской иконы Божией Матери, побывали в храме великомученицы Екатерины, зашли в реставрирующийся Воскресенский собор.

Екатерининская церковь стала одним из первых храмов на этой территории. По своей архитектуре она напоминает больше протестантскую кирху, нежели православный храм. По легенде это произошло из-за того, что в процессе строительства перепутали макеты зданий. Храм приписан к рядом стоящему Воскресенскому собору, сооруженному по инициативе горожан на частные пожертвования по проекту архитекторов Г. И. Карпова и В. В. Виндельбандта. В 1873 был заложен первых камень фундамента. Окончательно работы были завершены в 1887 гг. Храм был возведен трехпрестольным: центральный престол — Воскресения Христова; северный придел — Успения Пресвятой Богородицы; южный придел — Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Освящение южного придела совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский 12 ноября 1896 года. 6 (19) августа 1900 года на Божественной литургии в Воскресенском соборе присутствовал император Николай II с семьей и свитой.

После учреждения Лужского викариатства в июле 1917 года стал кафедральным собором. 30 июля 1917 года архиепископ Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский) возглавил в соборе хиротонию первого епископа Лужского — Артемия (Ильинского).

Официально закрыт с 13 мая 1938 г., передан под кинотеатр. Все его священнослужители: три протоиерея во главе с настоятелем Захарией Бочениным, протодиакон, диакон и псаломщик, были арестованы в ноябре 1937 г. Все они (кроме диакона Леонида Студийского, приговорённого к 10 годам лагерей и скончавшегося в марте 1938 г.) расстреляны под Ленинградом 14 декабря 1937 г. Одновременно расстреляли старосту, председателя ревкомиссии и сторожа собора. Использовался под танцплощадку, в период оккупации 1941—1944 гг. занят немецкой частью, в 1980-е планировалось использовать под краеведческий музей.

18 июля 1991 г. собор возвращен православной церкви. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы, проводятся регулярные богослужения с Пасхи 2019 г.

Фото Алексей Виноградов

Related Post

Сакья монастырь

Школа Сакья близко связана с древней тибетской линей предков Кхон, которая, согласно традиции произошла от божественных существ. Эта линия продолжается вплоть до сегодняшних дней. Кхон Кончок Гьялпо (1034-1102) считается основателем

Женский монастырь в сухум

Абхазия: древние святыни и современные подвижники «Сегодня абхазские отшельники по-прежнему живут высоко в горах. Крайняя точка, куда можно добраться на транспорте, находится очень далеко от их келий». Конференция «Духовные скрепы»

Задание о монастыре

После катсцены с вами начнет говорить Антоний. Сразу же расспросите его обо всём в монастыре. Затем он проведёт вам небольшую экскурсию и покажет основные места. Пока будете идти за ним,