Троице сергиева лавра часовня

Часовни Сергиева Посада

Надкладезная часовня

С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает Надкладезная часовня. Колодец на этом месте был устроен в 1644 г. над открывшимся источником целебной воды. Часовня возведена в конце XVII в. О чём свидетельствует табличка на стене.

Часовня вмещает не более 10 человек.

Красногорская часовня

Красногорская часовня располагается на месте, где в 1709 году был поставлен гроб Сергия Радонежского. В то время в Троице-Сергиевой Лавре произошел сильный пожар, гроб преподобного успели вынести из горящего здания.

Сначала Красногорская часовня была деревянной. Она находилась на площади около входа в монастырь. Красногорская часовня имела восемь стен и имела шатровое покрытие. На куполе ее был установлен металлический крест. Лишь в 1770 году ее обложили камнем. Такой вид она имеет и по сей день. Часовня имеет классическую форму. В ее основании — правильный четырехугольник, по углам расположены окна.

Фасад Красногорской часовни имеет восемь полуциркулярных окон, имеющих красивые наличники. На фасаде имеются крепованные пилястры и треугольные фронтоны. Благодаря своему оформлению часовня прекрасно вписывается в общее оформление Лавры. В 1991 году Красногорская часовня стала входить в Пятницкое подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Надкладезная часовня находится в Троице-Сергиевой Лавре на площади перед Успенским собором. Она укрывает собой целебный источник, открывшийся здесь в начале 17 века. В 1644 году источник был убран в колодец, а сама часовня была построена здесь в конце 17 века.

Часовня невелика, особенно по сравнению с окружающими ее великолепными храмами. Но она не теряется на фоне своего живописного и богатого окружения. Маленькая, ладная, ярусная надкладезная часовня выглядит умелой миниатюрой, повторяющей главные черты больших храмов. Ее архитектурный стиль воспроизводит элементы московского барокко.

Здесь можно набрать целебной воды. Часовня открыта ежедневно с девяти утра до девяти вечера. Внутри можно увидеть настенную роспись 19 века.

Часовня Пятницкого колодца

Часовня Пятницкого колодца выстроена над источником. Некогда она была частью единого ансамбля Троицкого монастыря (хоть и находилась за его стенами). В наши дни строение оторвали от древних стен монастыря проезжей дорогой.

Эту часовню всегда воспринимают как загадочное и окутанное тайнами строение. Нет точной информации, когда она была построена (предположительно, на рубеже 17 и 18 веков), нигде не зафиксировано, что со зданием происходило с течением времени, нет ясности, куда и почему исчезло ее богатое убранство. Отсутствие ответов на эти вопросы не лишает часовню обаяния. У этого небольшого здания ясный и четкий силуэт с довольно подробной проработкой деталей внешнего декора. Неброская, но очень цельная часовня очень удачно вписывается в окружающее пространство, дополняя собой находящиеся на отдалении монастырские постройки.

Внутри находится открытый круглый колодец. Внутренние пространства украшены ремесленной клеевой живописью конца 19 — начала 20 века.

Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества

близ Троице-Сергиевой Лавры

Стефанова часовня близ Троице-Сергиевой Лавры

Останавливая внимание на изображенной здесь часовне, мы сперва коснемся вообще происхождения и значения сих молитвенных храмин в русском мире, где они составляют памятники веры, народного благочестия и обетные места молитвословия, устроенные по благословении представителей Православной Церкви; обыкновенно в них по праздникам собираются на молитву жители нескольких селений, по причине отдаления от церквей, или по трудности сообщений весной и осенью.

Часовни находятся при городах, селениях, на больших дорогах, особенно на перекрестках, поклонных горах и в лесах, при церквах, монастырях, пустынях, колодцах и ключах, также на прощах, или расстанях при выезде из города и селения.

Древние часовни строились, большей частью, деревянными, в особенности дубовыми, для прочности; весьма мало было каменных, по причине местных средств и по тогдашней редкости каменных мастеров. С конца XVI-го столетия, при богатых обителях стали сооружать каменные часовни. При построении деревянных часовень, на коньке кровель их устраивали главу, или латунный позолоченный, или жестяный шарик с водруженным в него крестом; а если сооружали часовню каменную, то нередко, вместо обыкновенной кровли, возводили купольную или пирамидальную массу, коей форму и украшения заимствовали от древних колоколен или церквей, а вершину увенчивали главою с крестом. Иногда, в главной, средней пересечке креста, помещали медную отлитую, или чеканную небольшую икону. Как формы масс, главы и креста, равно и прочие части часовень всегда выражали храмовую символику. Что же касается до стиля зодчества часовен, то он никогда не уклонялся от общего церковно-византийского; только после первой половины XVIII-го столетия, стали в России сооружать каменные часовни в готическом и греко-итальянском вкусе.

На Руси часовни появились с христианской верой, коей проповедники нередко ставили на месте истуканов и языческих требищ кресты и божницы, как, например, св. Стефан Епископ в Перми. Такая часовая с древним деревянным крестом находится в Новгороде на мосту, на месте истукана Перунова. В летописях отечественных не только часовни, но иногда и самые церкви именуются божницами, божонками; древнейшие: в Киеве Турова божница, в Новгороде Антониева, на Припяти Давидова.

Название же часовень происходит от повседневных часов, кои там читает служитель церкви, а за отсутствием его, сельский грамотей; прочие слушают его и молятся на св. иконы в такой храмине. Нередко призванный из соседнего села священник поет в ней молебен и святит воду по праздникам, крестит новорожденных и отпевает усопших; к некоторым часовням из соседних церквей и монастырей совершаются крестные хождения на память того святого, которому посвящена часовня, или в день празднования чудотворному или явленному образу, там хранящемуся.

Молитвенные хоромины и молитвенные дома в старину называли часовнями, при коих живали пустынники. При такой хороме, на реке Выге, пребывал инок Герман, собеседник св. Савватия Соловецкого, как видно из жития его в Четьи-Минеи Апреля 17. Как на месте упраздненных церквей ставились часовни, так равно последние иногда обращаемы были в церкви. Монахи Евфросин и Галактион, упоминаемые в житии св. Евфимия Новгородского, поселясь в одном лесу, первоначально построили молитвенный дом во имя св. Николая Чудотворца, потом, когда присоединился к ним священник, срубили деревянную церковь во имя того же святителя.

Часовни иногда получают свои названия от имени святых, коим посвящаются. Так по образу св. Параскевии Пятницы, и часовни ее слывут Пятницами, а по изображению Животворящего Креста — Крестами, какие обыкновенно стоят пред въездом в города, как бы в ограждение их от напастей. В Шенкурском и Вельском округах, на память девятой Пятницы совершается молебен в разных приходских часовнях, куда стекаются окрестные жители. То же бывает там в день празднования св. Власия 11 Февраля и Праведного Прокопия Усьянского 8 июля в часовнях, им посвященных. В Псковской губернии, Островского уезда при старинных часовнях Св. Духа и св. Апостола Фомы бывают каждогодные ярмарки.

При некоторых из таких моленных находятся студенцы, ключи и родники, к коим народ питает заветное благоговение. Здесь странники, укрепясь молитвою и освежась чистою водой, почерпают новые силы к продолжению пути. Некоторые из этих мест мольбы и отдыха ознаменованы чудесами, исцелениями недужных и достопамятными событиями, кои переходят в народное сказание.

Между Переславлем и Никитским монастырем, на берегу озера Плещеева, встретите каменную часовенку называемую там Собинкою; она славна исцелением болящего Черниговского князя Михаила, ехавшего в обитель к св. Никите Переславскому в надежде получить от него облегчение в тяжком недуге своем. В двух верстах от Костромы, к западу, на берегу Святого озера, прежде известного под названием Мерского (Мерянского), стоит часовня с иконою Феодоровской Богоматери. На этом месте, при нашествии татар, или панов, как гласит предание, вынесена была сия св. икона; при виде ее ослепли и перетонули в озере.

До указа Петра I в 1722 году об уменьшении часовен, много их было в Москве на торжищах, перекрестках и улицах. Там на Никольском крестце при часовне, где стоит древний образ св. Николая Большая Голова, целовали крест присягавшие; по старому обычаю обыватели Китай-города, ежедневно в сумерки, оттуда брали огонь для домашнего употребления. Обычай этот сохранялся в многих домах до начала царствования Екатерины II, как передал нам один достопочтенный и маститый любитель и знаток старины, П.О. Коробанов. Кто из Московских жителей и приезжих православных не посещал часовни Иверской Богоматери, свидетельницы и восприемницы молитв и обетов!

Некоторые часовни сооружены над могилами знаменитых и благочестивых людей. Летописец нам повествует, что 1109 года над телом кн. Евпраксии Всеволодовны поставлена божонка. Вероятно, эта божонка была в роде тех будок, кои до Петра I строились над могилами покойников для сорокодневного чтения Псалтыря. В Вологде на поляне стояла часовня над могилою двух витязей Белоризцев, доблественно подвизавшихся за отчизну во время нашествия Литвы.

Часовнями увековечено в памяти народной местопребывание благочестивых тружеников, или встречи святых мужей.

По Троицкой богомоленной дороге увидите несколько часовен, начиная от креста за земляным городом Москвы, где встречены были св. мощи Филиппа Митрополита и где цари имели слазку во время своих набожных походов в Сергиеву обитель.

Не вдаваясь в указания на многие другие часовни, рассеянные на святой Руси, заключим общее их обозрение описанием изображенной на рисунке. Между деревней Рязанцами и славным некогда селом Воздвиженским, на 9 версте от Троицкой Лавры, на Поклонной горе стоит старая каменная часовня с шатровым верхом, на подкомарах, выступающих с четырех сторон. В ней водружен древний огромный восьмиконечный крест из дубовых брусьев, обитый липовыми досками, с изображением на одной стороне распятого Господа Иисуса Христа, а на другой — Преподобного Сергия. В некоторых местах дерево изгрызено страждущими зубною болью, которые, по вере своей, получают исцеление. С одной стороны ее колодец, с другой келья для сторожа, под сенью березника; против нее через дорогу Святой прудок, по преданию, ископанный преподобным Сергием. Никто из пешеходных богомольцев не пройдет мимо ее, чтобы не помолиться Животворящему Кресту, и чтобы не вложить своей трудовой лепты в кружку. Ее не проходили без поклонения всероссийские митрополиты и патриархи, великие князья и цари, которые нередко по обещанию хаживали пешком на богомолье в обитель преподобного Сергия (по выражению царя Алексея Михайловича) крепкого молитвенника, скорого помощника и кормителя всех царей российских. Старожилы на нашем веку еще помнили, как здесь останавливались с многочисленной свитой Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Алексеевна, помолиться и приложиться ко Кресту, как они жаловали вклады в часовню и раздавали из своих рук милостыню собравшимся сюда нищим. С благоговением к святыне здесь соединилось благоговейное воспоминание о двух святых современниках в XIV столетии, достопамятных в Русской истории подвигами веры, благочестия и любви к отечеству — первом Епископе Пермском, просветителе зырян, Стефане и преподобном Сергии Радонежском. Чрез сие место, тогда покрытое дремучими лесами, поспешал пермский Апостол в Москву, где нашел себе могилу; но он остановился на поклонной горе поклониться Св. Троице, и оттуда, благословив Троицкого Игумена Сергия, сидевшего в это самое время за братскою трапезой в обители своей, сказал: «Мир тебе, духовный брате!» Прозорливый старец, к удивлению братии, встал из-за трапезы и ответствовад на благословение Святителя поклоном и приветствием: «Радуйся, Христова стада Пастырь, мир Божий да пребывает с тобою.» «Кому ты кланяешься, отче?» спросили изумленные ученики его. «В сей час Епископ Стефан, идый в град Москву, и против монастыря нашего Святой Троице поклонился и нас смиренных благословил.» Сергий указал и самое место; куда тотчас посланные еще застали спутников Стефановых.

Смотрите так же:  Часовня дмитрия донского тушино

Так повествуют нам житейники Св. Стефана и преп. Сергия, и Лобкова уставная рукопись начала XVII века, из коей заимствуем cиe сказание.

Память чудесного сближения святых душ увековечена сооружением на Поклонной горе деревянной часовни, вместо коей, в XVII веке, построена каменная, доныне существующая. Она еще возобновляется и по cиe время в Сергиевой обители обрядом за праздничными трапезами: за третьим блюдом, братия по звону колокольчика, встают, сотворив молитву, заключают ее печатью слова: Аминь.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Три водных источника Троице-Сергиевой Лавры

В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.

Если присмотреться, то над входом в Надкладезную часовню Троице-Сергиевой Лавры можно увидеть интересную икону. На ней изображены два монаха стоящих у скалы, из которой вытекает поток воды. Этот сюжет описан в житии святого Сергия Радонежского, составленным его учеником Епифанием. С самого начала Сергий поселился в том месте, где не было по близости пригодного источника воды. Когда отшельник жил один, он носил воду для себя откуда-то издалека. После того, как вокруг святого собралось много последователей, они, по словам Епифания, стали обвинять своего учителя в том, что тот непредусмотрительно устроил монастырь слишком далеко от родника.

Огорченный упреками, Сергий вышел из монастыря, взяв с собой одного из монахов, и «зашел в глушь леса около монастыря, где не было проточной воды, как старые люди определенно сказали. Нашел в одной канаве немного воды, оставшейся после дождя, и, преклонив колени, начал молиться». После молитвы Сергия из земли пробился ключ, который по свидетельству автора жития стал не только использоваться для нужд монахов, но стал почитаться в округе как целебный источник. Этот колодец назвали именем Сергия еще при жизни святого, однако сам он запрещал называть его так и говорил: «Чтобы я никогда не слышал, что вы моим именем источник этот называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным».

Где бил источник, появившийся по молитве Сергия, точно неизвестно. Чаще всего его отождествляют с Пятницким колодцем, который расположен за стенами Лавры в красивой белой часовне по другую от монастыря сторону проспекта Красной Армии. Там и сегодня можно набрать святой воды, которая течет из кранов, вставленных в декоративный крест. Пятницким этот источник называют по церкви святой Параскевы, которая находится на другой стороне дороги. Святая Параскева – христианская мученица, ее имя в переводе с греческого языка означает «пятница». В пятый день недели Иисус Христос был распят на кресте, поэтому пятница считалась священным днем среди христиан. Церковный историк Е.Голубинский считал, что подлинный источник Сергия, описанный в житии, скорее всего, закрылся и бесследно исчез. Пятницкий же колодец, по мысли Голубинского, был вырыт гораздо позже для нужд Пятницкой церкви и существовавшей в этих местах богадельни.

Несмотря на сомнения историка, молва о том, что источник у Пятницких ворот и есть тот легендарный ключ, появившийся по молитве Сергия, существовала на протяжении столетий. В семнадцатом веке древнее житие Сергия было дополнено списком чудес Радонежского праведника. Среди них упоминается случай исцеления воеводы Дмитрия Кайсы, страдавшего тяжелой болезнью ног. «После молебна Димитрия повели на источник, пробившийся по молитвам святого, он погрузил в воду обе ноги до колена и, таким образом, по молитвам преподобного, исцелился, как будто ничем не страдал».

Источник, бьющий внутри красного цвета часовни с резными колоннами, пользуется сегодня самой большой популярностью среди паломников и туристов. Это и неудивительно, потому что он находится на территории монастыря в непосредственной близости от Успенского собора. Источник никогда не отождествляли с легендарным родником Сергия, так как он имеет свою хорошо известную историю. В семнадцатом веке монахи проводили ремонт юго-западного угла Успенского собора. Голубинский пишет: «Когда вырыли ров для фундамента быка, то неожиданно во рву явилась ключевая вода. От воды явившегося источника получил исцеление один монах монастыря, а один слуга монастыря, выразивший неверие в целебную силу воды, постигнут был смертью». Считается, что упомянутый монах получил исцеление от слепоты. Чудеса от воды источника происходили и позже, поэтому очень скоро над ним была выстроена каменная часовня, которая получила имя Надкладезной.

Напротив часовни над Успенским колодцем установлена еще и сень с чугунной чашей и крестом, из которого летом также можно брать воду. Водоразборный бассейн был установлен на этом месте еще в конце девятнадцатого века для того, чтобы подавать воду из монастырского водопровода. В годы закрытия монастыря нарядная сень была разобрана, ее восстановили только после того, как Лавру вернули верующим.

Источник Саввы Сторожевского и родник у Келарского пруда

С северной стороны монастыря, недалеко от Каличьей башни, есть спуск по лестнице к источнику, который по преданию был выкопан святым Саввой Сторожевским. Впервые упоминание о колодце святого Саввы встречается в документах монастыря в 1641 году. Святой Савва жил задолго до этого и был учеником Сергия Радонежского. После смерти учителя он некоторое время даже занял место настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Однако прославился он как основатель другой знаменитой подмосковной обители в Звенигороде, куда его пригласил один из сыновей Дмитрия Донского князь Юрий. Кстати, Юрий Звенигородский построил на свои деньги Троицкий собор – самую старую церковь Лавры, где находится гроб Сергия Радонежского. В отличие от Пятницкого и Успенского колодцев, в источнике Саввы можно не только набрать воду, которая бьет из трубы на склоне оврага, но и окунуться в специально оборудованной купели. Над купелью поставлен деревянный сруб, внутри которого и зимой и летом верующие погружаются в своеобразную «прорубь» с холодной водой.

Родник святого Саввы расположен в естественных оврагах, которые окружают монастырские стены и башни. Река Кончура, протекающая с южной стороны, как и более мелкие ручьи, струящиеся вблизи обители, никогда не были пригодны для питья. Иначе трудно было бы объяснить, почему святому Сергию понадобилось молиться о нахождении родника. Какое-то время существовала народная легенда, что по молитве Сергия забил не просто родник, как описано в житии, а чудесным образом появилась река Кончура.

Отношение христиан к рекам и другим водным источникам всегда было особым. Из Библии нам известно, что Иисус Христос начал свою проповедь после водного обряда погружения в реке Иордан, который совершал пустынник Иоанн, прозванный Крестителем. В православной церкви это событие отмечается 19 января. В эти дни повсюду в храмах совершается освящение воды, а на водоемах принято делать проруби «иордани» для погружения. В нескольких церковных приходах, расположенных недалеко от Троице-Сергиевой Лавры сложилась традиция совершения крестного хода в день праздника Крещения к Келарскому пруду. С южной стороны пруда бьет Никольский источник, который хоть и не связан напрямую с Лаврой, но может считаться четвертым по счету родником центра Сергиева Посада.

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский – один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Его молитвы веками хранили стены Лавры от врагов. С детства Сергию Радонежскому была уготована особая роль – роль великого подвижника и молитвенника.

Сергий Радонежский родился в семье знатных бояр из города Ростова Великого, при рождении он получил имя Варфоломей (“сын радости”). Однажды отец послал отрока Варфоломея в лес за лошадьми, где мальчику явился старец и передал ему частичку святого хлеба и сказал “ Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее “.

В 20 лет Варфоломей остался сиротой, а потом уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. На месте будущей Троице-Сергиевой Лавры они вместе построили шалаш, потом келью и возвели небольшую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 23 года Варфоломей принимает монашество под именем Сергий. В этой обители монах Сергий провел большую часть своей жизни.

Смотрите так же:  Часовня у моста

Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными….

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры – святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.
    1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
    2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
    3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
    4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
    5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
    6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
    7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
    8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
    9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
    10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
    11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

    Н а автомобиле:
    По Ярославскому шоссе (дорога М8) — до Сергиева Посада.
    Расстояние от Московской кольцевой автомобильной дороги 54 км.

    А втобусом:
    Маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ.
    От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
    Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
    Время в пути зависит от загруженности автодорог и в среднем составляет 1 ч. 15 мин.
    Телефон автостанции в Сергиевом Посаде — (496) 540-62-90.

    П ригородным электропоездом:
    От Ярославского вокзала города Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
    Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде — (496) 540-58-78.

    В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка “Центр”).

    1. Вознесенская гостиница Троице-Сергиевой Лавры расположена в Сергиевом Посаде в историческом центре города и по своему архитектурному облику является его украшением. Шаговая доступность от обители Преподобного Сергия создает комфортные условия для пребывания в ней паломников и туристов.

    В связи с большим числом паломников бронировать номера необходимо заранее – за месяц-полтора до заселения.

    Дополнительную информацию по бронированию и условиям проживания можно получить круглосуточно у администраторов гостиницы по телефонам: +7 (496) 549-90-94, +7-916-641-69-09.

    2. Старая гостиница Лавры Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133 К услугам паломников комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).
    Телефоны: +7 (496) 549 9000 тел./факс +7 (496) 541 43 00

    богослужения Троице-Сергиевой Лавры

    УСПЕНСКИЙ СОБОР

    Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00 Ранняя Литургия – 06.00 05.30 Поздняя Литургия – 08.30 После ранней и поздней Литургии служатся панихиды. В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения.


    ТРОИЦКИЙ СОБОР

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30
    Средняя Литургия – 06.30 06.30
    В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения).
    В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения).
    Освященное масло можно получить за свечным ящиком.

    Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00.
    Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00.
    Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00.
    На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34.

    НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00
    Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30


    ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
    Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 07.00
    Литургия – 06.20 07.45
    По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20


    ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ

    (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)

    Будние дни Воскресные и праздничные дни
    Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00
    Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00
    Литургия – 06.20 07.30
    По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20


    ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

    Ежедневно
    Вечернее богослужение 17.00
    Литургия 07.40
    Таинство соборования 12.00

    Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45.

    Вознесенская трапезная: тел. +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25.
    Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89.
    Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7 (496) 541-43-43.
    Ресторан “Красные палаты”: тел. +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40.

    ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ
    141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

    ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА
    можно задать, написав письмо на почтовый ящик: [email protected]

    Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
    (где совершается отчитывание бесноватых – чин изгнания злых духов): +7 (496) 547-36-45

    Желающим потрудиться в Лавре:
    – на срок от 1 до 3 дней: тел. +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск).
    – волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7 905 599-08-47 (Ольга).
    – в качестве монастырского трудника, на длительный срок: тел. +7 (496) 541-55-55 (Благочинническая служба)


    СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ

    Монастырская проходная: тел.+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно).
    Канцелярия Лавры: тел. +7 (496) 540-59-42, тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),
    электронная почта канцелярии (для официальной переписки): [email protected].

    ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
    Паломнический центр: тел. +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70

    Волонтерам и трудникам

    Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

    Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

    • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
    • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
    • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
    • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.
    • Троице-Сергиева Лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в Сергиевом Посаде

      Краткий путеводитель по Сергиеву Посаду

      Чтобы побывать в Троице-Сергиевой Лавре вовсе не обязательно обращаться в турагентство и покупать паломнический тур.

      Самая знаменитая обитель России, основанная святым Сергием Радонежским Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в 70 километрах от Москвы. Съездить в Сергиев Посад, посетить знаменитый монастырь, окунуться в источник в его окрестностях, немного погулять по городу и вернуться в столицу – все это можно успеть всего за один день.

      До революции многие паломники, бедные и богатые, стремились дойти до Лавры пешком. Путешествие начиналось у Иверской часовни в Москве (недавно ее восстановили – она находится у ворот, ведущих на Красную площадь) и занимало несколько дней. Подробнее о таких паломничествах можно прочитать в замечательной книге Ивана Шмелева «Богомолье».

      Как добраться до Сергиева Посада из Москвы

      Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).

      Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.

      На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.

      У Лавры на проспекте Красной Армии (напротив Вечного Огня) есть 3 охраняемые автостоянки. Однако в дни крупных церковных праздников мест там может не быть.

      Как дойти до Троице Сергиевой Лавры

      Железнодорожный вокзал и автовокзал в Сергиевом Посаде находятся на одной площади. Вам нужна Сергиевская улица (если встать к жд вокзалу спиной, она будет идти направо). Идите по ней, сверните налево вместе с ней – и через примерно через полкилометра вы окажетесь на смотровой площадке на Блинной горе. Большинство фотографий Троице-Сергиевой Лавры делают именно с этого места.

      Вид на Троице-Сергиеву Лавру с Блинной горы

      Перед Лаврой вы увидите место, которое называется Подол. Внизу две церкви: правее — храм Великомученницы Параскевы Пятницы VII века и чуть левее — Введенский храм 1547 года. Справа внизу у речки построена небольшая Пятницкая часовня.

      Сергиевскую улицу «прорубили» среди жилых домов еще до революции – для удобства паломников, когда протянули в Сергиев Посад ветку железной дороги. А площадка на Блинной горе появилась гораздо позже – перед Олимпиадой-1980 в Москве: часть городской застройки была уничтожена, место расчищено, чтобы иностранные туристы – гости Олимпийских Игр могли любоваться монастырем.

      Со смотровой площадки дорожка поведет вас направо, мимо реки. Слева останется Пятницкая часовня. Вам нужно пройти мимо лавок с картинами и сувенирами по туннелю – и вы окажетесь на Красногорской площади у Святых ворот Лавры.

      Позади вас в красном кирпичном здании находится информационный центр. В нем можно купить обзорную экскурсию по монастырю. Там же продаются билеты для иностранцев – вход для них платный.

      Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры

      Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.

      Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм. За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.

      Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре

      Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.

      Рассчитывая время посещения Троице-Сергиевой Лавры учтите, что в выходные и праздничные дни в храмах бывает много народу, на вход из желающих приложиться к святым мощам выстраиваются длинные очереди.

      Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор, самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.

      Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре

      За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.

      Если вы проголодались или забыли взять с собой бутылку святой воды – не беда: на территории Лавры есть несколько кафе для паломников, множество прилавков с пирожками и другой снедью и повсюду продают пластиковые емкости разных размеров.

      Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.

      Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.

      Прогулка к святому источнику Саввы Сторожевского

      Вокруг Лавры и Сергиева Посада есть несколько святых источников. Удобнее всего дойти до ключа, носящего имя святого Саввы Сторожевского – для этого потребуется минут 15. Из ворот Лавры нужно пойти налево, вдоль стены монастыря, мимо памятника преподобному Сергию. Там, где стена повернет налево, свернуть и продолжить идти вдоль нее.

      Если не сворачивать в этом месте, а пройти метров 200 вперед, вы окажетесь у небольшого одноглавого храма начала XIX века – церкви Петра и Павла. Сейчас он известен прежде всего тем, что там по четвергам, пятницам и субботам, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 отчитывают бесноватых – совершают чин изгнания злых духов.

      Двигаясь вдоль стены, вы дойдете до автостоянки автобусов – нужно пройти через нее, и в конце увидите узкую лесенку, ведущую вниз, к ручью. Прежде чем спускаться по ней, оглянитесь на Троице-Сергиеву Лавру – с этого места получаются отличные фотографии монастыря. Кстати, этот вид на Лавру был очень известен до революции, когда смотровой площадки на Блинной горе еще не существовало.

      Вид на Троице-Сергиеву Лавру со стороны источника Саввы Сторожевского

      Внизу следуйте по дорожке – под мост, и за ним вы видите крохотную деревянную часовню, лавки, где продают свечи, крестильные рубахи и сувениры, и – наконец – источник Саввы Сторожевского.

      Святой источник Саввы Сторожевского

      Справа бьет ключ, где можно набрать воды, слева – построена купель – она небольшая, поэтому по воскресеньям и праздникам перед ней обычно собирается очередь. Мужчины и женщины ждут группами по 8-10 человек и заходят попеременно – деления на женскую и мужскую купели нет.

      По преданию, святой ключ в этом месте забил благодаря молитве Саввы Сторожевского – ученика Сергия Радонежского и основателя Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Вода в источнике студеная – около +2 градусов.

      Другие достопримечательности Сергиева Посада

      Если вы проведете в Лавре не очень много времени, то за день можно успеть посмотреть и другие достопримечательности Сергиева Посада: побывать в Гефсиманском Черниговском скиту и Спасо-Вифанском мужском монастыре, посетить один из старейших в России Музеев игрушки и больше узнать об истории края в расположенных неподалеку от монастыря филиалах Государственного историко-художественного музея-заповедника.

      Если времени немного, то из ворот Лавры рекомендуем пойти направо: побывать в церквях на Подоле и дойти до парка на берегу Келарского пруда: погулять по нему, отдохнуть, посмотреть на памятник святым Петру и Февронии Муромским.

      Памятник Петру и Февронии Муромским

      Мы постарались рассказать об основных интересных местах Троице-Сергиевой Лавры и ее окрестностей. Но если мы что-то пропустили, будет здорово, если вы сможете дополнить этот рассказ!

      Свято-Троицкая Сергиева Лавра на карте:

      Если хотите провести в Сергиевом Посаде ночь, отель можно забронировать на сайте Booking.com. Используйте нашу промо-ссылку https://www.booking.com/s/34_6/4fcfac12, и от стоимости бронирования вы сможете вернуть 1000 рублей. Подробности в материале “Booking.com раздает по 1000 рублей“.

      Думаете, куда поехать в следующий раз? Тогда вам пригодится наша статья “5 интересных паломнических поездок по монастырям России“.

      Смотрите так же:  Храм часовня при ввц

    Related Post

    Часовня божьей матери неопалимая купина

    Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Знаменитая, несохранившаяся до нашего времени церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» находилась до революции близ Смоленского бульвара, на Новом Конюшенном дворе и

    Храмы часовни деревянные

    Деревянная церковная архитектура Из книги Олега Стародубцева « Русское церковное искусство Х-ХХ веков» , изданной Сретенским монастырем в 2007 г . Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.) Наряду с каменным

    Часовня 19 линия

    Часовня свт. Спиридона Тримифунтского До революции часовня принадлежала домовой церкви свт. Спиридона Тримифунтского, расположенной в здании усиленного лазарета лейб-гвардии Финляндского полка. В 1807 году император Александр I при дворцовой резиденции