Часовня в картинках

Арт-проект «Храмы Царского Села. Прошлое и настоящее»

В Царском Селе (ныне — город Пушкин), некогда загородной императорской резиденции, знаменитой своими дворцами и парками, Янтарной комнатой, Феодоровским городком и железной дорогой, до революции было около тридцати действующих церквей. Все храмы города пострадали в советское время. Ни один из них не использовался по назначению с 1943 по 1989 год. Величественный собор святой Екатерины постройки К. Тона был взорван еще в 1939 году. В Софийском соборе лейб-гвардии Гусарского Его величества полка располагался склад. Феодоровский государев собор был превращен в кинотеатр, а также пострадал от обстрелов во время оккупации фашистскими войсками. Знаменской церкви — любимому храму А. С. Пушкина (архитектор М. Земцов) — повезло чуть больше: ее внешний вид не был сильно поврежден, но внутренне храм перестроили, разделив на два этажа. Здесь разместились реставрационные мастерские. На сегодняшний день многие храмы утрачены полностью. Например, Благовещенская церковь (архитектор Дж. Кваренги) и храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», построенный некогда на братском кладбище героев Первой мировой войны.

Удивительная по своей трагичности судьба царскосельских храмов поразила Андрея Гребенюка, который десять лет назад приехал в Петербург из Ставрополья. Андрей учился в ЛГУ на PR-менеджера, увлекся церковным пением, которое незаметно стало профессией.

Потом он окончил регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии. Три года работал помощником регента в Александро-Невской Лавре, а потом оказался в Царском Селе, где начал регентовать в Знаменской церкви. Тогда-то он и исходил небольшой городок вдоль и поперек, не уставая удивляться, как быстро идет восстановление поруганных святынь. «Особенно потрясают темпы строительства Екатерининского собора, — рассказывает Андрей. — Еще в 2007 году мы с певчими по-хулигански заглядывали через забор, наблюдая за раскопками бывшего фундамента. А сейчас на куполах — золотые кресты, каждое воскресенье — Литургия. Софийский собор полностью отреставрирован, из руин поднят Феодоровский, а на месте, где во время фашистской оккупации стояла виселица, построена часовня-памятник во имя святого Игоря Черниговского».

В 2010 году город, воспетый в строках великого русского поэта, празднует 300-летие. «Захотелось вспомнить прошлое и заглянуть в настоящее, — говорит Андрей Гребенюк, — так и появилась идея арт-проекта “Храмы Царского Села. Прошлое и настоящее”. Небольшие выставки я организовывал и раньше, но серьезно арт-менеджментом не занимался. Сначала свою идею хотел реализовать с одним художником, сделав одновременно его персональную выставку. Но это было просто так, для души. Потом мы пригласили в проект другого художника, он привел своих знакомых, те подключили друзей… Для меня стало приятной неожиданностью, что дело восстановления памяти царскосельских храмов оказалось кому-то интересным, запало людям в душу. Это тем более удивительно, что большинство из них не уроженцы Петербурга: многие приехали когда-то учиться в Академию художеств из разных регионов России. Женя Емельянов — главный художник Музея артиллерии, участвует в проекте вместе с женой Анной. Владимир Куликов преподает в воскресной школе и, кстати, автор барельефов на часовне Игоря Черниговского. Единомышленников оказалось много. Проект, родившийся из “междусобойчика” знакомых молодых людей, завертелся, обрастая участниками, как снежный ком. Я не отбирал художников по религиозному мировоззрению, поэтому в группе есть и глубоко верующие люди, и те, кто воспринимает храм лишь как прекрасное архитектурное сооружение и удачный живописный мотив. Главное — нет равнодушных. Каждому наш проект важен по-своему, и, несмотря на свою занятость, они бескорыстно участвуют в работе».

Основным помощником Андрея Гребенюка в продвижении идеи стала одна из социальных сетей Интернета. Через нее Андрей искал молодых художников, просматривал их произведения, приглашал к участию в проекте. Одни отказывались сразу, другие отпадали в процессе работы. Всех тех, кто остался в проекте, привлекли простая и ясная идея, свобода самовыражения и ориентация на реалистическую живописную школу, а еще… еще их привела сюда усталость от конъюнктуры, пафосности и эпатажа большинства современных выставок.

Первая встреча художников состоялась в кафе. Пришло 30 человек, сдвинули столы, познакомились, стали общаться. Андрей объявил сроки, и работа закипела. На вопрос, не боится ли он ответственности, вовлекая столько незнакомых людей в серьезный проект, он отвечает просто: «Волков бояться — в лес не ходить. А потом, меня очень поддержал Царскосельский благочинный, настоятель Софийского собора — протоиерей Геннадий Зверев, который наше начинание благословил».

За полгода художники воссоздали на холсте все царскосельские храмы: утраченные писали по архивным фотографиям, сохранившиеся — с натуры, стараясь не исказить идею их создателей. Отдельным блоком в экспозиции представлены фотодокументы, сделанные, как правило, перед тем, как тот или иной храм пришел в запустение или был разрушен. Кроме архитектурных пейзажей, художники написали портреты нескольких священников, служивших в разное время в Царском Селе. Большинство из них было репрессировано. В частности — причисленный Русской Православной Церковью к лику святых протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный большевиками в 1917 году.

Проект «Храмы Царского Села» включает в себя три выставки, одна из которых в апреле этого года прошла в петербургской галерее «Тронный Зал» в Басковом переулке. Вторая, более расширенная, приурочена к празднованию 300-летия Царского Села и откроется в июне в центральной библиотеке им. Мамина-Сибиряка в городе Пушкин. Заключительная же выставка пройдет в зале Союза художников России в Санкт-Петербурге. «История оживает на наших глазах, храмы обретают новую жизнь, и процесс этот не прекращается, — восхищается Андрей. — Что-то мы запечатлели в своей коллекции, что-то даже предвосхитили. Надеюсь, оставшиеся храмы — например, Сергиевская церковь, в которой сейчас располагаются автошкола, и караоке-кафе, — вскоре тоже вернут свой статус. И картины нашей выставки будут отражать уже не их прошлое, а настоящее. Мне очень хочется быть участником восстановления исторической справедливости. Пусть то, что мы делаем, — пока восстановление умозрительное, только на картине, но в будущем, я надеюсь, нам удастся потрудиться и реально. Своими руками».

Фото: Сергей Малинин / 35photo

Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

Первый снег на Шерне. Вид на церковь свт. Николая

Фото: Ирина Белотурова / 35photo

Фото: Алексей Клековкин / 35photo

Храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке

Соловецкий монастырь

Фото: Сергей Веретенников / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: Анатолий Заболоцкий / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: иеродиакон Герасим (Пичугин) / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: Марина Юрченко / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: Сергей Ершов / 35photo

Церковь Святой Троицы в Антарктике

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Фото: Владимир Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru

Белогорский Свято-Никольский монастырь

Фото: Владимир Чуприков / 35photo

Зимний пейзаж в Белогорье

Фото: Алексей Гнездилов / 35photo

Фото: Владимир Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Зимний восход над Истрой

Фото: Андрей Уляшев / 35photo

Фото: Даниил Коржонов / 35photo

Фото: Максим Евдокимов / 35photo

Солнце иней зажигает

Фото: Виталий из Н-ска / 35photo

Солнечные параллели в весенней акварели

Фото: Елена Шумилова / 35photo

Боровое. Голубой залив

Фото: Леонид Дьяченко / 35photo

Фото: Виктор Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru

Фото: Илья Мельников / 35photo

Фото: Татьяна Смирнова / 35photo

Малиновый вечер на горе Зелёной

Фото: Валерий Пешков / 35photo

Фото: Марина Никифорова / 35photo

Фото: Марина Брыдня / 35photo

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади

скрыть способы оплаты

Еще один комментарий — спустя уже три года: все фотографии замечательные. Первое фото — хорошая иллюстрация к стихотворению Ф.И. Тютчева:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

25 уникальных храмов мира, от вида которых захватывает дух

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Некоторые из этих храмов возведены несколько веков назад, другие являются творениями современных архитекторов. На реализацию одних идей уходили десятилетия и даже века. Другим требовалось всего несколько лет. Все эти здания объединяет одно — их архитектура уникальна, и это притягивает миллионы людей вне зависимости от убеждений.

AdMe.ru представляет вам несколько самых выдающихся с точки зрения архитектуры мест поклонения со всего света.

Миланский собор, Италия

Этот готический собор — второй по величине католический собор в мире. Позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн. Чтобы завершить строительство, потребовалось более 500 лет.

Церковь Святой Троицы, Антарктида

Русская православная церковь была построена в России в 1990-е годы, а затем была транспортирована до российской станции в Антарктиде. Это одна из 7 церквей на ее территории.

Такцанг-лакханг, Бутан

Это священное для буддистов место находится на высоте 3120 метров. Название монастыря переводится как «гнездо тигрицы».

Мечеть шейха Зайда, Объединенные Арабские Эмираты

Мечеть может вместить около 40 тысяч верующих, имеет 82 купола и 1000 столбов. А еще здесь находится самый большой ковер в мире.

Церковь Хатльгримскиркья, Исландия

Лютеранская церковь в Рейкьявике — четвертое по высоте здание в Исландии. Она находится в центре Рейкьявика и видна из любой части города.

Храм всех религий, Казань, Россия

В этом уникальном сооружении чудесным образом сочетаются христианский крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида и китайский купол. Правда, никаких обрядов здесь не проводится, потому что это не действующий храм, а просто здание, внутри похожее на жилой дом. Всего в проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций.

Для жителей Индии лотос означает чистоту и мир. Это одно из наиболее посещаемых зданий в мире.

Мечеть Кул-Шариф, Казань, Россия

Проектировщики новой мечети попытались воссоздать главную мечеть Казанского ханства, разрушенную в 1552 году войсками Ивана Грозного.

Собор Лас-Лахас, Колумбия

Неоготический собор построен непосредственно на 30-метровом арочном мосту, соединяющем две стороны глубокого ущелья. Заботу о храме несут две францисканских общины: одна — колумбийская, другая — эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

Часовня тишины Камппи, Финляндия

Предназначена она для уединения и встреч. Службы в часовне не проводятся. Здесь можно скрыться от суеты, насладиться покоем в одном из самых оживленных мест столицы и помедитировать в экологически чистом пространстве. Из-за внешнего вида и материалов часовню тишины часто называют «сауной духа».

Церковь Успения Богородицы, Словения

Церковь располагается на единственном острове во всей Словении. Чтобы попасть внутрь, необходимо переплыть озеро на лодке и подняться по 99 ступеням.

Кадетская часовня Академии ВВС, США

Уникальный дизайн часовни является классическим примером модернистской архитектуры. В великолепном интерьере объединены под одной крышей несколько различных областей поклонения, включая протестантскую, католическую, иудейскую и буддийскую часовни. Каждая из них имеет свою отличительную символику, амуниции и собственный выход.

Церковь Паоай, Филиппины

Это одна из немногих сохранившихся церквей в стиле барокко.

Собор Святого Патрика, Австралия

Собор Святого Патрика — самая высокая и самая большая церковь в Австралии.

Церковь Преображения Господня, Кижи, Россия

Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла, то есть без гвоздей. Она увенчана 22 куполами, а высота ее — 37 метров.

Зеленая церковь, Аргентина

Самая обычная католическая церковь стала знаменитой благодаря богатому живому декору из плюща, превратившему фасад в аллюзию на библейский Гефсиманский сад.

Андреевская церковь, Украина

Церковь расположена на крутом холме, откуда открывается прекрасный вид на Киев. По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест. Это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь.

Калифорнийский храм мормонов, США

Огромное здание выполнено в ослепительно-белом цвете. И такое цветовое решение неслучайно, ведь белый цвет традиционно воспринимается как символ чистоты и непорочности. Внутрь самого Храма мормонов туристы и просто любопытствующие не допускаются, входить в помещения священного сооружения могут только члены общины.

Мечеть Кристалла, Малайзия

Она расположена на искусственном острове. Мечеть выполнена из стали и стекла, поэтому создается ощущение, что она хрустальная.

Голландская реформатская церковь, Южно-Африканская Республика

Церковь находится в самом центре города, и это четвертый храм, построенный на этом месте. Он считается одним из лучших образцов раннего готического стиля в архитектуре в Южной Африке.

Монастырь Таунг Калат, Мьянма

Монастырь Таунг Калат находится на вершине вулканической пробки, которая поднимается на 737 метров над окружающими окрестностями возле потухшего вулкана горы Попа. К монастырю ведут ровно 777 ступенек, и те, кто достиг вершины, вознаграждаются великолепным видом. Гора Таунг Калат известна у местного населения как обитель духов. Народ верит, что в глубинах потухшего вулкана обитают десятки духов, так называемых натов.

Собор Василия Блаженного, Москва, Россия

Был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, царь приказал ослепить архитекторов, чтобы те не смогли больше построить подобного храма.

Ставкирка в Боргунне, Норвегия

Эта церковь, построенная около 1180 года, является одной из известнейших деревянных церквей Норвегии.

Церковь Святого Семейства, Испания

Церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, это знаменитый проект Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Однако из-за сложности изготовления каменных конструкций собор удастся достроить не ранее 2026 года.

Воздушная церковь в Бельгии, Лимбург

Храм был построен 2011 году. Высота церкви от основания до вершины купола составляет около десяти метров. Материалом для конструкции послужили стальные элементы. Располагаются металлические горизонтальные пластины таким образом, что с разных точек зрения создают то полупрозрачный ажурный силуэт, то сплошной. Смотрящим издалека кажется, что церковь парит в воздухе.

40 самых высоких колоколен:
Красота, которая окрыляет

Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон. Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Мы представляем обзор самых высоких красивейших православных колоколен.?

Воскресенская церковь — более 410 метров над уровнем моря

Место: Форос, Ялтинский горсовет, пос. Форос, в километрах от перевала Байдарские Ворота на спуске в посёлок, Крым, Россия

Годы постройки: между 1888 и 1892

Архитектор: Н.М. Чагин

Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.

Смотрите так же:  Часовня божьей матери неопалимая купина

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над редокрестием сооружался купол.

Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века. Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.

Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя.

В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.

Петропавловский собор — 122,5 метра

Место: Санкт-Петербург, Россия

Архитектор: Доменико Трезини

Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 метров был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря — 107 метров

Фото: Влад Багно

Место: Тамбов, Россия

Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Многоярусная монастырская колокольня, законченная строительством в 1848 году, снесена в советские годы. На месте колокольни построено здание школы № 32. 10 августа 2007 году состоялось торжество освящения креста и закладного камня на месте колокольни.

Весной 2009 году начато строительство новой надвратной колокольни. Высота проездной арки 7,5 м, ширина — 6,5 м. В начале августа 2009 года прокуратура области на запрос одного из депутатов облдумы ответила: разрешения на строительство колокольни, наличие которой предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, у Тамбовской епархии нет. Но «основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют». Утром 27 июля 2011 года на колокольню подняли вертолетом и установили конструкцию шпиля (весом около 4 тонн).

Колокольня Воскресенского собора — 106 метров

Место: Шуя, Россия

Архитекторы: Маричелли, В. М. Саватьев

Воскресенский собор — православный храм в Шуе. Комплекс Воскресенского собора начала XIX века известен своей колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупного фабриканта М.А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 года. Воскресенский собор является самым высоким зданием в Ивановской области.

Храм Христа Спасителя — 103 метра

Место: Москва, Россия

Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской Православной Церкви. Храм рассчитан на 10 000 человек.

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах и

Замысел возведения храма в память спасения Отечества возник уже в 1812 г. Величественное здание первоначально планировалось строить по проекту архитектора А. Л. Витберга, но в 1832 г. был принят новый проект, подготовленный архитектором К. А. Тоном. Место для строительства храма выбирал лично император Николай I. Его выбор пал на территорию древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). Средства на постройку храма собирались во всех церквях России, огромная сумма — более 15 млн. рублей — была выделена из казны.

Закладка храма Христа Спасителя стала всенародным праздником с войсковым парадом и крестным ходом по Москве, с чествованиями ветеранов Отечественной войны 1812 г. и молитвами о тех, кто погиб на полях сражений.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в

Исаакиевский собор — 101,5 метров

Фото: Иван Смелов

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. Внутренняя площадь — более 4 000 м?.

Колокольня Благовещенского собора — 97 метров

Фото: Денис Бычков

Место: Воронеж, Россия

Архитектор: В. П. Шевелёв

Благовещенский кафедральный собор — православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В.П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

Великая Лаврская колокольня — 96,5 метра

Место: Киев, Украина

Архитектор: Готфрид Иоганн Шедель

Большая Лаврская колокольня — высотная доминанта Киево-Печерской лавры; на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. В настоящее время она наклонена на 62 см в северо-восточном направлении.

Колокольня была возведена в годах по проекту архитектора Готфрида Иоганна Шеделя. По контракту Шедель должен был построить её за три года, однако строительство продлилось намного дольше. Оно поглотило все резервы, а также привело к остановке строительства других объектов Лавры. При возведении колокольни было использовано около пяти миллионов кирпичей разной формы и размеров. Высокохудожественная керамика изготовлялась на лаврских кирпичных заводах под наблюдением Шеделя.

В 1903 году вместо часов XVIII века были установлены новые куранты, изготовленные московскими мастерами. Механизм часов заводится раз в неделю ручным способом с помощью лебёдки. Куранты звонят каждую четверть часа. Колокольня была повреждена, когда во время Великой Отечественной войны в 1941 году был взорван Успенский собор, стоявший рядом с ней. Восстановительные работы были завершены в 1961 году. Колокольня органично вписывается в ансамбль монастыря и всего Печерска. Её видно издалека, за от города. Чтобы подняться на её вершину, необходимо преодолеть 374 ступени.

Спасо-Преображенский кафедральный собор — 96 метров

Место: Хабаровск, Россия

Спасо-Преображенский кафедральный собор — православный собор в Хабаровске, возведённый на крутом берегу Амура в Является самым высоким зданием Хабаровска.

Строительство кафедрального собора в Хабаровске благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первый камень в основание храма был заложен в 2001 году. 16 октября 2003 года епископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил благодарственный молебен по завершении строительства. Златоглавый собор с пятью куполами сооружался на пожертвования жителей края, спонсорские средства предприятий и организаций.

Высота куполов Преображенского собора составляет 83 метра, высота с крестами — 95 метров. Для сравнения — высота Дома радио, расположенного по соседству с храмом, чуть больше 40 метров. Храм был построен по проекту архитекторов Юрия Живетьева, Николая Прокудина и Евгения Семёнова. Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.

Колокольня Спасо-Преображенского собора — 93,8 метра

Фото: Вячеслав Сироткин

Место: Рыбинск, Россия

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Собор во имя Преображения Господня) в Рыбинске — соборный храм Рыбинской епархии Ярославской митрополии Русской православной церкви. По типу — пятиглавый центрально-купольный храм, получивший чрезвычайное распространение в период русского классицизма. Центральная часть собора увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых барабана, с куполами. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются шестиколонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу примыкает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с колокольней. Собор вмещает до 4 тысяч человек.

Декоративное убранство собора, характерное для позднего классицизма, ограничено немногими выразительными деталями. Стены прорезаны двумя рядами окон: внизу арочными, а вверху — круглыми, по всему периметру здания проходит завершающий профилированный карниз. Портики декорированы пилястрами и колоннами коринфского ордера, световые барабаны — коринфскими полуколоннами. Ребристый позолоченный купол в верхней части украшен 16 люкарнами и заканчивается главкой с обходной галереей. Боковые фасады завершены глухими декоративными фронтонами. Фрески и иконостас не сохранились.

Архитектурной особенностью колокольни являются устроенные внутри угловых устоев круглые камеры; в западных камерах размещаются две лестницы, ведущие на ярус звона. Декоративное убранство колокольни выполнено в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Колокольня увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким гранёным золочёным шпилем и восьмиконечным крестом. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение, но и создают ощущение стремительного движения вверх.

Колокольня Церкви Петра и Павла — 93,7 метра

Фото: Константин Костюченко

Место: пгт. Поречье-Рыбное, Ярославская область, Россия

Храмовый комплекс (церкви Петра и Павла и Никиты Мученика с колокольней), ранее деревянный, позже выполненный из камня, располагается на центральной соборной площади села Поречье-Рыбное. В центре ансамбля стоит архитектурный шедевр ростовской земли — грандиозная пореченская колокольня, построенная в Ее высота, около 94 метров, превышает знаменитую колокольню Ивана Великого. Для того чтобы преодолеть недовольство синода, предупредившего о нежелании дать разрешение на подобную постройку, колокольню в Поречье поставили на низком месте.

На протяжении советского времени комплекс разрушался. Внутри церквей сохранились остатки каменной алтарной преграды, типичной для ростовских построек конца ХVII века, фрагменты замечательных, выполненных с большим мастерством фресок. Знаменитую колокольню начинали реставрировать еще в семидесятых годах прошлого века, но так и не закончили: второй ярус и сегодня стоит в лесах.

Колокольня Николо-Угрешского монастыря — 93 метра

Фото: Геннадий Климов

Место: г. Дзержинский, Московская область, Россия

Годы постройки: перестроен в 1859 г.

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — 90,3 метра

Место: с. Авдотьино, Московская область, Россия

Архитектор: А.С. Каминский

Николо-Берлюковский монастырь — монастырь на окраине села Авдотьино, на реке Воря, в 42 километрах к северо-востоку от Москвы, на территории Ногинского района Московской области. В 1606 году на месте будущей Николо-Берлюковской пустыни поселился иеромонах Варлаам, пришедший сюда из разорённого поляками соседнего Стромынского Успенского монастыря. Название будущей пустыни — Берлюковская — народное предание связывает с именем разбойника Берлюка (это прозвище переводится как «волк», «зверь» или «человек с суровым характером»).

Согласно преданию, из Успенского Предтеченского монастыря к Варлааму пришли две старицы — игумения Евдокия и казначея Иулиания; они принесли с собой древнюю икону Николая Чудотворца, которую Варлаам поставил в специально срубленной деревянной часовне Николая Чудотворца. Через некоторое время их стараниями и благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

В начале 1701 года храм становится подворьем московского Чудова монастыря. Сразу после этого сюда прибыло несколько человек братии во главе с настоятелем Пахомием. В этом же году на пожертвования московского купца Викулы Мартынова выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.

Монастырь был упразднён 29 июня 1920 года. Большинство строений бывшей обители были переданы Дому инвалидов; братии некоторое время принадлежали лишь Всехсвятский храм с кельями.

Большая часть монастырских строений в настоящее время принадлежит психиатрической больнице департамента здравоохранения города Москвы: в братских корпусах — туберкулёзный диспансер, в Троицком храме — пищеблок, в храме Василия Великого — больничная администрация. Казанская церковь и монастырское кладбище полностью уничтожены. В 1993 году во время бури с монастырской колокольни ветром сорвало старинный крест.

Смотрите так же:  Часовня на голгофе

Осенью 2002 года при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрирована община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия её настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин). 19 декабря 2004 года в подклети храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная Литургия. В том же году общине были переданы храм Христа Спасителя, колокольня и территория монастырского сада. Силами общины ведутся реставрационные работы на территории обители.

Зимой 2006 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия Второго приход храма Христа Спасителя официально преобразован в мужской Николо-Берлюковский монастырь. В августе 2006 года на колокольне монастыря была установлена пятнадцатиметровая позолоченная главка с крестом.

Колокольня Храма Воскресения Христова в Тезине — 90 метров

Фото: Владимир Побединский

Место: село Вичуга, Ивановская область, Россия

Архитектор: И. С. Кузнецов

Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине расположен в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена по проекту московского архитектора И. С. Кузнецова на средства местного фабриканта И. А. Кокорева в память о трагически погибшей дочери. В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации — Успенского собора и колокольни Ивана Великого.

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, очень своеобразно варьирует тип соборного храма, пятиглавого и трёхнефного, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями апсид и позакомарным покрытием увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны играющие роль контрфорсов сильно вынесенные лопатки, которые членят фасады на три прясла (среднее — чуть повышенное) с полуциркульными закомарами. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами-экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними.

Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней — прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 м) московского прототипа (это было личное пожелание Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два света с закомарой на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников; выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем — ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами, переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников «вперебежку». Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

Александровская колокольня Успенского собора — 89,5 метра

Место: Харьков, Украина

Годы постройки:

Архитекторы: Е. Васильев, А. Тон

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Построен в С XVII века неоднократно перестраивался. В 1924 году был закрыт, в 1929 году частично разобран. С до начала годов служил зданием городской радиостанции, в послевоенные годы — помещением для цехов швейного предприятия. В 1950–1980-х годах подвергся комплексной реставрации. С 1986 года — Дом органной и камерной музыки Харьковской областной филармонии. С 1990 года — действующий храм Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Расположен в центре города на Университетской горке на берегу реки Лопань. Квартал, занимаемый собором, ограничивается Университетской улицей, улицей Квитки-Основьяненко и Советским переулком.

Соборная колокольня — десятое по высоте каменное здание Харькова и вторая по высоте колокольня Украины

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры — 88 метров

Фото: Виктор Климкин

Место: Россия, Московская обл., г. Сергиев-Посад

Архитекторы: Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин

Троице-Сергиева лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Однако ряд историков считает, что это произошло в 1342 году.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

Собор Александра Невского (Новоярмарочный) — 87 метров

Место: Нижний Новгород, Россия

Архитекторы: Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн

Освящен в 1881 году, повторно в 1992 году, полным чином — в 1999 году. В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка из-под стен Макарьевского Желтоводского монастыря была переведена в Нижний Новгород. На территории ярмарки был построен Спасский собор по проекту Огюста Монферрана, но одного храма оказалось мало. Было принято решение о возведении еще одной церкви для Нижегородской ярмарки.

В 1856 году купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию (1857 — 1860), он же, в свою очередь, — к губернатору Александру Николаевичу Муравьеву, который дал делу надлежащий ход в 1858 году.

В этом же году Нижний Новгород посетили император Александр II с женой и дочерью. Купечество в память об этом посещении решило соорудить храм с тремя престолами. Церковь решено было возвести на стрелице — месте слияния Оки и Волги. Храм центричный, пятишатровый, архитектурные массы от притворов и боковых шатров нарастают ввысь, устремляясь к мощному центральному шатру с большой главой. Высота храма составляет 87 метров.

Храм являлся местом встречи почетных гостей города. Собор был закрыт в 1929 — 1930 годах, в советское время в помещении храма располагался склад. Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора Александра Невского стояла зенитная батарея, защищавшая нижегородское небо от вражеских налетов. В годах в здании храма произошел пожар, уничтоживший интерьер собора и роспись на потолке и стенах. После этого остатки внутренней штукатурки были полностью сбиты. В 1983 году началась реставрация собора.

В июле 1991 года, в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, храм посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В сентябре 1991 года в соборе и на прилегающей территории начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжаются по сей день. Является самым высоким зданием на территории Нижегородской области.

Цминда Самеба — 86 метров

Место: Тбилиси, Грузия

Цминда Самеба (в переводе с грузинского — «Пресвятая Троица»); Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви; находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница.

Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием автокефалии грузинской церкви и в ознаменование христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.

Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.

Тимишоарский собор — 83,7 метра

Фото: пользователь сервиса Яндекс-Фотки arctickfox1911

Место: Тимишоара, Румыния

Тимишоарский собор Трёх Святителей — кафедральный собор в Тимишоаре, относится к Банатской митрополии Румынской Православной Церкви. Построен в годах из бетона и кирпича и посвящён Трём Святителям-Иерархам: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Однако, из-за войны отделка была закончена лишь к 1956 году. Самый высокий собор Румынской православной церкви.

Собор Трёх Святителей построен в традиционном для румынско-молдавской храмовой архитектуры стиле (с элементами карпатского стиля). Имеется 9 больших и 4 малых башни. Высота собора — 83,7 м, это самая высокая церковь в стране и один из высочайших православных храмов. Длина собора — 63 м, ширина — 32 м. Внутри может находиться более четырёх тысяч прихожан.

Колокольня Рязанского Кремля — 83,2 метра

Место: Рязань, Россия

Архитекторы: С. А. Воротилов, И. Ф. Русско, К. А. Тон, Н. И. Воронихин

Рязанский кремль — древнейшая часть города Рязани, историко-архитектурный музей-заповедник под открытым небом, один из старейших музеев России. Расположен на высоком обрывистом холме, окружённым реками Трубежем и Лыбедью, а также сухим рвом. Памятник архитектуры и заповедник федерального значения, входит в государственный реестр особо ценных объектов народов Российской Федерации.

Успенский собор и Соборная колокольня спроектированы таким образом, что их силуэты видны с достаточно большого расстояния как в городе, так и за ним. В XVIII — первой половине XX века они являлись естественными визуальными ориентирами при навигации на Оке. В хорошую погоду шпили и купола кремля видны на достаточно большом удалении от города.

Кафедральный Успенский собор и Колокольня являются также логическим архитектурным завершением улицы Соборной.

Колокольня Всехсвятского кафедрального собора — 82 метра

Фото: Avgrun (wikimedia)

Место: Тула, Россия

Архитектор: В.Ф. Федосеев

Всехсвятский кафедральный собор — православный кафедральный собор Тулы. Храм, построенный на возвышенном месте города, виден почти из всех точек города. Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В.Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В. Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путем творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

Колокольня Свято-Троицкого монастыря — 81,6 метра

Место: Алатырь, Россия

Архитекторы: Вердин В. А., Силуков В. А.

Свято-Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в городе Алатырь (Чувашия). Основан в 1584 г. Троицкий собор, Сергиевская церковь с приделом в честь казанской иконы Божией Матери, пещерный храм, жилые и хозяйственные постройки. Все строения каменные Памятник истории культуры. В 1995 году передан Чебоксарско-Чувашской епархии.

Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется колокол, практически в любом месте старинного города. Она возведена в традиционном храмовом стиле веков и напоминает башни Московского Кремля, знаменитого храма Вознесения в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское» и других старинных храмов и колоколен шатрового типа. Характерно, что в Алатыре существовал шатровый храм-колокольня Казанской иконы Божией Матери, который горожане считали архитектурным символом города Алатырь (шатер этого храма утрачен в результате недавнего пожара).

Колокольня образует единый архитектурный комплекс со стоящим рядом двухъярусным Свято-Троицким собором мужского монастыря. В том и другом сооружении использованы элементы византийского стиля, в частности, общим декоративным элементом является византийский крест (согласно книге «История развития формы креста», издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Москва, 1997 г.), который, в соответствии с Российской геральдикой, имели на своих гербах, до Октябрьского переворота 1917 года, некоторые российские города.

Общая площадь здания — 1 900,2 м? (включая подвал — 269 м? и открытую галерею — 120,1 м?). В основании колокольни находится «свайное поле», состоящее из буронабивных свай, длиной 9 м и диаметром 0,5 м каждая. Над сваями залита железобетонная плита высотой 1 м. Площадь застройки здания колокольни составляет 496,9 м?, включая открытую галерею со второго этажа 120,1 м?.

Звонница, в здании колокольни, располагается на высоте 26 м от уровня земли. В ней располагаются 14 колоколов в 3 яруса на 2 этажах. Вес самых больших колоколов 8,6 и 18 тонн. Всего в колокольне насчитывается 14 уровней (этажей), соединенных лестницей.

Уникальностью колокольни, помимо оригинального сочетания железобетонной конструкции с кирпичной кладкой, являются наличие лифта, при помощи которого можно подняться с первого по пятый этаж, и механических курантов, расположенных на высоте 41,7 м от уровня земли с циферблатами, выходящими на 4 стороны колокольни, диаметр каждого из которых составляет 3,12 м.

Смотрите так же:  Русская часовня на вршич

Колокольня Ивана Великого — 81 метр

Место: Кремль, Москва, Россия

Годы постройки:

Архитектор: Бон Фрязин

Колокольня Ивана Великого — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.

Колокольня Свято-Успенской Саровской пустыни — 81 метр

Фото: Алексей Маланцев

Место: Россия, г. Саров

Архитектор: К.И.Бланк

Свято-Успенская Саровская пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Спас на Крови — 81 метр

Годы постройки:

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Колокольня Спасского собора — 81 метр

Место: Пенза, Россия

Годы постройки: Строится

Архитектор: Херувимов О.Г.

В 1822 году на площади было возведено самое грандиозное и эффектное здание Пензы — Спасский кафедральный собор и площадь стала называться Соборной. В разные времена здесь бывали Российские императоры: Александр I, Николай I, Александр II и дважды Николай II (первый раз, как наследник престола, а второй раз уже как самодержец.

В 1923 Спасский кафедральный собор был закрыт, в следующем году отдан под архивохранилище. В 1934 году Спасский кафедральный собор был взорван. В 1999 на месте взорванного собора было начато строительство часовни. В 2011 году началось восстановление собора.

5 ноября 1960 года на месте алтаря собора был открыт более долговечный памятник Карлу Марксу скульптора С. С. Альшина и архитектора Г. А. Захарова. Он простоял 50 лет, до 2011 года, когда его перенесли на временное место хранения до решения вопроса о новом местоположении в городе для того, чтобы освободить место для воссоздаваемого к Пензы Спасского кафедрального собора. Также было предложено переименовать площадь обратно в Соборную.

Храм Святого Саввы — 79 метров

Место: Белград, Сербия

Архитекторы: Александр Дероко и Богдан Несторович

Храм Святого Саввы в Белграде на Врачаре — храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы Сооружён на месте сожжения мощей последнего оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. В законченном строительством здании собора продолжаются отделочные работы

Архитекторы использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом служила главная церковь Византийской империи — Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца, так как здесь не было осуществлено слияние между базиликой и центральным строением. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Имея размеры 91 м х 81 м и занимая площадь 7570 м?, Храм Святого Саввы примерно соответствует масштабам Софийского собора, но имеет больший диаметр купола (35 м), а также большую высоту (65 м).

Троицкий собор — 78 метров

Место: Псков, Россия

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове — православный храм, кафедральный собор Псковской и Порховской епархии. Входит в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и является главным его строением.

Сегодняшнее, четвёртое по счёту, здание собора было построено в 1699 году, на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Первый собор, построенный в X веке, по распоряжению княгини Ольги, был деревянным, и простоял до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже каменным и заложен, по церковной легенде, в 1138 году святым благоверным князем Всеволодом Мстиславичем (по исследованиям Н.Н. Воронина, П.А. Раппопорта и Ю.П. Спегальского — в конце 1180х — начале 1190х годов). В 1363 году произошло обрушение свода храма и в 1365 году на старом основании заложен новый собор. В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвался пороховой склад, и взрывной волной было разрушено третье здание собора. В 1699 году было завершено строительство четвёртого собора, дошедшего до наших дней. До сих пор является самым высоким зданием на территории Псковской области.

Большой Златоуст (Максимилиановская церковь) — 77 метров

Место: Екатеринбург, Россия

Годы постройки: 1755 — 1930

Храм-колокольня, разрушенный в 1930 году и воссозданный в 2006 — 2013 годах вблизи от своего исторического фундамента. История проектирования и строительства храма отличается необычайной запутанностью — несколько раз в столице не утверждали присланные из Екатеринбурга проектные документы. Само же здание, которое в итоге назвали Большим Златоустом, по утверждённому проекту должно было служить лишь колокольней у входа в более величественный храм, похожий на московский Храм Христа Спасителя, однако из-за нехватки средств этот проект не реализовали, а колокольню освятили как храм. В результате получился храм уникальной планировки, крайне не характерной для своего времени — аналогичной церквям типа иже под колоколы, строившимся в Русском царстве в конце XV — первой половине XVI века, при которой ярус звона располагается прямо над помещением храма.

Колокольня Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря — 76 метров

Место: село Пощупово, Рязанская область, Россия

Годы постройки: между 1150 — 1900

Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах к северу от города Рязани.

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов).

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Недалеко от монастыря находится святой источник, известный среди православных как целебный. Рядом с источником находится купель, открытая круглый год для посещения.

Свято-Троицкий собор — 75,6 метров

Место: Моршанск, Россия

Проект был утвержден в 1830 году с пометкой «выше Исаакия не строить». Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор) — второй кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, главный православный храм города Моршанска Тамбовской области. Величественное здание Троицкого собора видно за десятки километров от города.

Успенский собор — 75 метров

Место: Астрахань, Россия

Успенский собор (официальное название — собор Успения Пресвятой Богородицы) — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля. Построен в годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.

Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

Вознесенский собор — 74,6 метра

Место: Новочеркасск Россия

Войсковой казачий собор в столице Всевеликого Войска Донского. Вознесенский войсковой патриарший собор — православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 2019 года). Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова.

Вознесенский собор — 74 метра

Фото: Петр Ушанов

Место: Елец, Россия

Собор является одним из двух самых высоких зданий на территории Липецкой области. Главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии. Здание потрясает колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.

Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

Всехсвятская церковь — 74 метра

Место: Минск, Белоруссия

Всехсвятская церковь (полное название — Минский храм-памятник во имя Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших) — храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Высота храма — 72 метра, вместе с крестом — 74. Одновременно храм сможет принять 1200 молящихся. Расположен в Минске, на пересечении улиц Калиновского и Всехсвятской.

Храм Христа Спасителя — 73 метра

Место: Калининград, Россия

Храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда — площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества.

Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко. Верхний храм Рождества Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к открытия первого православного храма в Калининграде.

Нижний храм во имя Нерукотворного Спаса освящён 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). В храме был установлен переданный в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии сюда «Мемельский» иконостас, созданный во время Семилетней войны для русского гарнизона в Мемеле (ныне — Клайпеда). По предложению председателя этого братства, Г. А. Рара, нижний храм служит храмом воинской славы и является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, нынешней Калининградской области.

22 декабря 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение нового корпуса гимназии при кафедральном соборе.

Казанский собор — 71,6 метра

Фото: Сергей Лукс

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Каза?нский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.

Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Свято-Троицкий собор — 71,2 метра

Место: Магадан, Россия

Храм-памятник жертвам политических репрессий. Является самым высоким зданием на территории Магаданской области. Свято-Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной) — кафедральный собор Магаданской епархии Русской православной церкви. Храм-памятник жертвам политических репрессий, второй по величине православный храм на Дальнем Востоке. Общая площадь Собора с учётом прилегающей территории — более 9 тыс. кв. метров.

Прообразом объёмного архитектурного решения Свято-Троицкого собора послужила древнерусская Владимирско-Новгородская архитектура. Главная лестница, ведущая к собору, по грандиозности сравнима с Испанской лестницей в Риме. Троицкий собор является одним из самых высоких в России: высота центрального купола с крестом — 71,2 м.

Морской Никольский собор — 70,6 метра

Место: Кронштадт, Россия

Морской собор святителя Николая Чудотворца — последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, располагается на территории Кронштадтского благочиннического округа. Ставропигиальный статус собора указывает на его прямое подчинение патриарху. Настоятель собора — архимандрит Алексий (Ганьжин).

С мая 2013 года считается основным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Собор Петра и Павла — 70,4 метра

Место: Петергоф, Ленинградская область, Россия

Собор Святых Петра и Павла — православный храм в Петергофе. Расположен в Новом Петергофе, на берегу Ольгина пруда, на Санкт-Петербургском проспекте, вблизи дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Петергофского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Павел Александрович Кудряшов.

Собор был построен в формах русского зодчества Рассчитан на 800 человек. Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами.

Related Post

Храм часовня при ввц

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском 23 (10) июня 2019 г. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых Храм святителя Василия Великого Приписной храм святителя

Часовня луки при больнице 52

Социальная деятельность Часовня святителя Луки (Войно- Ясенецкого), архиепископа Симферопольского. В 2008 году нашим храмом на территории 52-ой городской больницы, в административном корпусе освящена Часовня свт. Луки Войно-Ясенецкого, архиеп. Симферопольского. Часовня

Храмы часовни деревянные

Деревянная церковная архитектура Из книги Олега Стародубцева « Русское церковное искусство Х-ХХ веков» , изданной Сретенским монастырем в 2007 г . Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.) Наряду с каменным