Томский богородице-алексиевский монастырь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска

Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска был основан в 1605 году в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка и получил название Усть-Киргизский (Богородский). В 1656 году случился пожар, уничтоживший деревянный храм обители. Монастырь перенесли в Томск на Юрточную гору.

В 1662 году в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия, человека Божия, и мучеников Флора и Лавра. В 1681 году монастырь в числе трех старейших сибирских обителей был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. В 1695 году игумены Богородице-Алексиевского монастыря получили сан архимандритов.

В 1698 году в монастыре была открыта первая в Томске школа. С XVII века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня. В 1746 году в монастыре открыто русское духовное училище. В 1764 году монастырь стал штатным и причислен к 3-му классу. Его настоятели вновь стали игуменами.

Первый каменный, ныне существующий храм обители был заложен в 1776 году. В 1779 году были освящены боковые приделы, а в 1789 году — главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1818 году при монастыре устроена русско-латинская гимназия, преобразованная затем в Томское духовное училище. После открытия Томской епархии с 1834 г. по 1883 г. Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом.

В 1864 году в ограде обители был похоронен святой праведный старец Феодор Томский. Могила старца сделалась местом паломничества. Казанский храм и могилу старца Феодора у алтаря храма посещали многие известные и выдающиеся люди России, в том числе представители царского Дома Романовых: великие князья Владимир Александрович (1868) и Алексей Александрович (1873), цесаревич (с 1894 г. — император) Николай Александрович (1891). В 1904 году над склепом св. Феодора Томского почитателями старца была возведена каменная часовня.

В 1923 году монастырь был закрыт; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, был расстрелян в 30-х годах. В том же году происходили многочисленные явления святого праведного Феодора Томского у часовни и над стенами обители. По одним сведениям, насельники обители были расстреляны в Томске, на Каштачной горе, по другим — монашеская братия перешла на свою заимку в устье реки Большой Киргизки, где просуществовала до лета 1937 года. Дальнейшая судьба насельников осталась неизвестна.

В 1941-1945 гг. в монастыре располагался военный госпиталь. Со временем монастырские здания были переданы Томскому педагогическому техникуму, в том числе и частично разобранная Казанская церковь, с которой сорвали все главы с крестами, снесли колокольню, переоборудовали ее помещение под мастерские и хозяйственные нужды, а затем в ней устроили спортзал.

В 1992 году здание Казанского храма и часть келейного корпуса было полностью передано Томскому благочинию Русской Православной Церкви. В пасхальную ночь 1992 года состоялось первое богослужение в реставрируемом храме.

5 июля 1995 года состоялось обретение мощей святого праведного Феодора Томского. Мощи пребывают в Казанском храме монастыря. В 1996-1998 гг. была восстановлена часовня над местом его захоронения.

Начиная с 1992 года монастырь восстанавливался практически из руин. За это время был полностью восстановлен Казанский храм, в том числе и на средства, выделенные государством в рамках программы «Культура России». Была заново отстроена монастырская стена, расселены жилые дома, находившиеся на монастырской территории. В 2006-2010 гг. в ограде обители был возведен новый трехэтажный корпус с домовым храмом во имя Трех святителей. В нем открылся церковно-культурный центр и детская воскресная школа. В монастыре действует самая большая в городе библиотека духовной литературы. В настоящее время начались строительные работы по возведению северного корпуса монастыря.

22 сентября 2013 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

ТОМСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Часовня прав. Феодора Томского и Казанский храм Богородице-Алексеевского монастыря г. Томска, нач. XXI в.

Томский Богородице-Алексеевский мужской монастырь Томской епархии

  • Адрес: Россия, 634050, г. Томск, ул.Крылова, 12/1
  • Тел.: (3822) 53 14 45, 52 74 23
  • Официальный сайт: http://tbam.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким.

    В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.

    На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.

    Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

    Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска «. по их согласному выбору места». И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности.

    В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода», самая значительная из которых была в 1668 году.

    Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила:

    В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия.

    В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

    Хозяйственная деятельность

    К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.

    Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 «мужских ревизских душ».

    На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии.

    В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.

    Миссионерская деятельность

    С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром.

    Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.

    В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска.

    В 1744 — 1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище.

    В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище.

    В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.

    Томский Богородице-Алексеевский монастырь. Фотография кон. XIX — нач. XX вв.

    В синодальный период

    После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, и в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.

    С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом.

    По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года, монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный.

    С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.

    В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.

    В 1882 — 1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария.

    В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

    Угловая башенка ограды Богородице-Алексеевского мужского монастыря в Томске, 1920-е годы

    Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание.

    В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти.

    Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.

    Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение.

    Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.

    В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.

    В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.

    В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.

    В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря.

    До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим.

    В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.

    В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

  • 1900 — настоятель-игумен, казначей, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 монаха, 4 послушника, 1 заштатный священник, 1 запрещенный священник
  • 1 января 1902 — настоятель-архимандрит, казначей, 3 иеромонаха, 3 монаха, 12 послушников, 2 священника [1]
  • 1914 — наместник-иеромонах, казначей, 3 иеромонаха, 5 иеродиаконов, 6 монахов, 22 послушника, 2 священника, 1 диакон [2]
  • нач. 1920-х — 50 насельников, не считая живших в монастыре на покое вдовых священников
  • 1926 — 26 насельников
  • Реставрация монастырского храма, фотография 1980-х годов

    Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

    Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

    После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

    В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «. обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

    В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

    Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в.

    Часовня св. Феодора Томского

    В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

    В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.

    В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

    Построен в конце XX — начале XXI века.

    Храм при вратах

    в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии [3]
  • в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года
    • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
    • Варлаам (упом. 1648)
    • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
    • Варлаам (1668 — 1698)
    • Иона (1698 — ?) архим.
    • Павел (1703 — 1705) строитель
    • Мартиниан (1705 — 1706) архим. [4]
    • Савватий (1706 — 1711) архим. [4]
      • Иосиф (1711) иером.
    • Василид (1711 — 1722) архим. [4]
    • Сильвестр (1722) архим.
      • Дионисий (1723) иером.
      • Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
      • Рафаил (1733 — 1738) иером.
      • Лаврентий (1738 — 1744) архим. [5]
      • Авксентий (1744 — 1746) иером. [6]
      • Герасим (1746 — 1750) иером. [7]
      • Исаия (Русанович) (1750)
      • Феодосий (1760 — 1769) архим. [8]
      • Нафанаил (1769 — 1774) игум.
      • Прокопий Петров (1774) прот.
      • Филофей (1775 — 1777) игум. [9]
      • Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
      • Алексий Михайловский (1780) прот. [10]
      • Иннокентий (1781 — 1786) игум. [11]
      • Палладий (Флоровский) (1787 — 1798) [12]
      • Даниил (Черкасов) (1798)
        • Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.
        • Феофилакт (1807 — 1818) архим. [13]
        • Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
        • Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
        • Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
        • Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)
          • Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 [14]) и.о.
          • Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
          • Сергий (Титов) (июль [15] — 6 октября 1899 [16]) игум.
          • Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

            Приписными к Богородице-Алексеевскому монастырю числились:

            На монастырском кладбище были погребены многие известные в Томске люди, в том числе епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский). В советское время это кладбище было полностью уничтожено, надгробий почти не осталось, уцелели только некоторые склепы под землей. В начале 2010-х годов из этих склепов были извлечены останки, которые впоследствии были вновь погребены в общей могиле за алтарем Казанского храма. На этой могиле в память о всех, кто погребен на территории обители, 8 сентября 2019 года был установлен крест [18].

            Использованные материалы

          • Исторический очерк на официальном сайте монастыря:
            • http://tbam.ru/O_monastire/Istoriya_i_sovremennost/
            • Информация о святынях монастыря:
              • http://tbam.ru/O_monastire/Svyatini1/
              • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. — Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. С. 378, 379, 380 — 385.
              • Православные монастыри Российской империи / Сост. Л.И. Денисов. — М., 1908, с. 865-866.
              • Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства, 1900, с. 76-78.
              • «400 лет Томскому Богородице-Алексиевскому монастырю» // ЖМП, декабрь 2005 (только фотографии)
                • http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/12-05/06.htm
                • [1] Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. — Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 68.

                  [2] Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе — марте месяцах 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». 1914. С. 54.

                  [3] Упоминается у Денисова.

                  [4] Вторая дата — дата кончины.

                  [5] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1740 году указан поп Афанасий Григорьевич Шлехтин, 74 лет.

                  [6] Помощником его был поп Михаил Григорьев.

                  [7] Фактически монастырем управлял поп Симеон Шелковников.

                  [8] Родился в 1731 году. Его помощником был протоиерей Прокопий Петров.

                  [9] Умер в 1777 году, оставив монастырю в подарок очень богатую личную библиотеку с весьма редкими и ценными книгами.

                  [10] Заказчик (благочинный) Красноярский и Томский.

                  [11] Родился в 1746 году. Видный миссионер и церковный проповедник.

                  [12] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1791 году указан игумен Иосиф (Хмылев).

                  [13] Родился в 1765, умер в 1818 году. Сотоварищем был свящ. Лапин.

                  [14] Томские епархиальные ведомости, 1897, №17, отдел офиц., с.7.

                  [15] Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 17, отдел офиц. С. 340.

                  [16] Назначен инспектором Холмской духовной семинарии. См. Томские епархиальные ведомости, 1899, №21, отдел офиц., с.1.

                  [17] Фамилия — по данным Справочной книги Томской епархии. Согласно Нарымской Голгофе — Петров.

                  Томск. Богородице-Алексиевский монастырь.

                  Алексеевский монастырь

                  Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа — Томское русское духовное училище.

                  В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется.

                  Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря.

                  По материалам сайта tomsk.gov.ru

                  В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич.

                  Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

                  Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

                  Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска «. по их согласному выбору места». И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности. В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода», самая значительная из которых была в 1668 году.

                  Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила: «Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге».

                  В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

                  К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 «мужских ревизских душ».

                  На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии. В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.

                  С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.

                  В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище. В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище. В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.

                  После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.

                  С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом. По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный. С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.

                  В 1882-1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария. В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

                  Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание. В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти. Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.

                  Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение. Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов. В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.

                  В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря. До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

                  Казанский храм. Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь в 1789 году был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря. После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 1980-х годов храм представлял собой «. обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма. В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

                  Часовня св. Феодора Томского. В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича. В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий. В 1997-1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

                  Трехсвятительский храм. Построен в конце XX — начале XXI века.

                  Храм при вратах. Построен в конце XX — начале XXI века.

                  1605 г. – Основание Усть-Киргизского (Богородского) мужского монастыря в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка.
                  1606 г. – половодьем сносятся церковь и монастырские постройки. Монастырь переносится на более высокое и безопасное место вверх по течению реки.
                  1620 г. – с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии (до этого находился в составе Вологодской епархии).
                  1656 г. – случился пожар, уничтоживший новый деревянный храм обители. Монастырь переносится в Томск на Юрточную гору.
                  1656 г. – Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю первый надел земельных владений за пределами Томска.
                  1662 г. – в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра.
                  1663 г. – завершение строительства монастыря на новом месте.
                  1681 г. – монастырь в числе трех старейших сибирских обителей принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
                  1695 г. – игумены Богородице-Алексиевского монастыря получают сан архимандритов.
                  1698 г. – в монастыре была открыта первая в Томске школа.
                  С 17 века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня.
                  1746г. – в монастыре открывается русское духовное училище.
                  1750-е г.г. –архим. Исайя установил «начальствующий монастырский благовест»: городские церкви должны были начинать и заканчивать колокольные звоны по звону монастырской церкви.
                  1764 г. – монастырь становится штатным и причисляется к 3-му классу. Его настоятели вновь становятся игуменами.
                  1769 г. – к томской обители был присоединен Кузнецкий Христорождественский монастырь.
                  1776 г. – закладывается первый каменный храм обители.
                  1779 г. – освящаются боковые приделы нового храма в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра.
                  1789 г. – освящается главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
                  1807 г. – восстановление архимандритии в монастыре.
                  1818 г. – при монастыре устроена русско-латинская гимназия.
                  1820 г. – гимназия преобразована в Томское духовное училище.
                  1834 г. – открытие Томской епархии.
                  1835 г. – Богородице-Алексиевский монастырь становится резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом.
                  1836 г. – начата постройка каменной монастырской ограды.
                  1860 г. – строится колокольня каменного собора.
                  1863 г. – в обители установлен «Торжественный» 303-пудовый колокол.
                  1864 г. – кончина старца Феодора Кузьмича (св. прав. Феодора Томского).
                  1884 г. – в монастыре был построен каменный настоятельский корпус.
                  1891 г. – обитель посещает Цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II.
                  1904 г. – над склепом св. Феодора Томского возводится каменная часовня.
                  1908 г. – настоятелями Богородице-Алексиевского монастыря становятся викарные епископы с титулом «Барнаульский».
                  1923 г. – закрытие монастыря; последним настоятелем обители был архимандрит Ираклий (Попов), который, впоследствии став епископом на Урале, расстрелян в 30-х годах.
                  1923 г. – многочисленные явления св. прав. Старца Феодора Томского у часовни и над стенами обители.
                  1936 г. – сгорело, было перестроено и отчуждено от монастыря здание архиерейского дома и домовой церкви.
                  1936 г. – была разобрана часовня св. прав. Феодора Томского.
                  1937 г. – была подожжена загородная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
                  1941-45 г.г. – в монастыре располагается военный госпиталь.
                  1960-е г.г. — разбирается каменная ограда и ворота обители.
                  1991 г. – территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.
                  1992 г. – епископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил торжественное открытие Томского Богородице-Алексиевского монастыря.
                  1995 г. – обители был передан отреставрированный Казанский собор.
                  1995 г. – состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.
                  1996 г. – возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.
                  1996-1998 г.г. – восстановлена часовня св. прав. Феодора Томского.
                  1999г. – наместником монастыря был назначен ныне действующий игумен Силуан (Вьюров).

                  Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск)

                  Богородице-Алексиевский мужской монастырь — православный мужской монастырь в Томской области. Был основан в начале XVII века. Монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, возвращен Церкви в 1992 г. При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников.

                  Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»

                  В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).

                  В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.

                  Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

                  Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.

                  Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».

                  В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.

                  В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.

                  В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.

                  Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.

                  В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

                  В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.

                  В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.

                  Современное состояние

                  В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

                  Возрастает число насельников обители.

                  Совершенствуются формы социального служения.

                • Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Related Post

    Новоиерусалимский монастырь истринский район

    Маршрут: Москва – Истра – Москва Экипажи: Ворчун с женой и детьми, друзья Ворчуна: семья с двумя детьми Транспорт: автомобили Dodge Caravan, Opel Astra Расстояние: 150 км Одним субботним августовским

    Северная осетия женский монастырь

    Аланский Богоявленский женский монастырь Аланский Богоявленский монастырь основан в 2002 году. Принадлежит Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Осетинское название — Хуыцауы раргомк?ныны Алайнаг моладзандон. Престольный праздник — 19 января (Крещение

    Монастырь святого варфоломея

    Армянский монастырь Святого Варфоломея Уважаемые друзья! Сегодня я хотел рассказать о монастыре Святого Варфоломея, остатки которого расположены в Западной Армении в провинции Ван (ныне тер. Турции). Напомню, что апостол Варфоломей