Меню

Собор смольного монастыря презентация

Собор Смольного монастыря — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемАнастасия Зайкова

Презентация на тему: » Собор Смольного монастыря » — Транскрипт:

1 Собор Смольного монастыря Выполнили: Боровская Ирина, Зайкова Анастасия, Морозова Дарья

3 После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

4 Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же отдельный дом.

5 1 марта 1749 Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря был поручен Франческо Бартоломео Растрелли. Из-за соседства со Смольным двором монастырь стали называть также Смольным. С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора. Практически готовый храм для верующих был закрыт. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет.

6 Достраивал Смольный монастырь по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен, который работал здесь с 1765 по 1775 год. Фельтеном были достроены корпуса и начато создание интерьеров. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел.

7 Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт- Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть смолянками.

8 Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В.П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

9 20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2000 рублей серебром в год, выплачиваемых ему в течение 12 лет.

11 Смольный собор строился дольше всех зданий в городе 87 лет. Церковный зал вмещал до 6000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым.

13 В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

15 Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница. Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики- павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

16 Ансамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея- памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно- прикладного искусства, а также научные и историко- художественные музейные выставки.

«Санкт-Петербург»
презентация к уроку по географии (9 класс) по теме

Санкт?Петербург, расположенный на берегу Финского залива Балтийского моря, является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, непосредственно граничащим со странами Европейского Союза .Город был основан 27 мая 1703 первым российским императором Петром I .

Вложение Размер
sankt-peterburg.pptx 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

«Санкт-Петербург» Выполнила: ученица 9 класса МБОУ Нармонской СОШ Габидуллина Алина. Руководитель: Задовская А.А.

О Санкт-Петербурге Санкт?Петербург , расположенный на берегу Финского залива Балтийского моря, является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, непосредственно граничащим со странами Европейского Союза .Город был основан 27 мая 1703 первым российским императором Петром I .Город имеет исключительно выгодное геополитическое положение , развитую экономику, эффективный транспортно?транзитный комплекс. Климат Петербурга — умеренный, переходный от умеренно- континентального к умеренно-морскому.

Достопримечательности города Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Храм Спас на Крови. Дворцовая площадь. Музей «Эрмитаж». Петропавловская крепость. Смольный монастырь.

Музей «Эрмитаж». Один из самых известных в мире музей России. Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры и пр. достопримечательностей, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.

Смольный монастырь. Нет такого человека, который бы не слышал об этой достопримечательности Санкт-Петербурга. Смольный (Воскресенский Новодевичий) монастырь построен для дочери Петра I Елизаветы. Проект монастыря был поручен Франческо Бартоломео Растрелли, но завершён не был. В 1761 году императрица Елизавета Петровна умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора. Окончательно собор был достроен только в 1835 году В. П. Стасовым

Петропавловская крепость. Петропавловская крепость на Заячьем острове — исторический центр города. На маленьком островке в дельте Невы в 1703 году была заложена Петропавловская крепость, охраняющая выход в Балтийское море.

Храм Спас на Крови. Храм Спас на Крови был возведен по проекту Альфреда Парланда в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили царя Александра II. Храм,безусловно , является известнейшей достопримечательностью Петербурга.Это крупнейший памятник искусства русской мозаики. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.

Дворцовая площадь. Дворцовая площадь главенствует в историческом центре Петербурга. Пространственное решение площади создал К.Росси в 1819 – 1829 годах, гармонично объединив такие достопримечательности, как монументальное здание Главного штаба, Императорский дворец, монолитную гранитную колонну, завершенную фигурой Ангела, здание Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.Брюлов ).

Исаакиевский собор. Исаакиевский собор – одна из самых популярных достопримечательностей Петербурга. Выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XIX столетия, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне.

О работе на занятиях изобразительного искусства.

содержит мою статью.

Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок.

В 2019 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист.

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе «Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война».

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе «Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года».

Презентация на тему «Соборы Санкт — Петербурга»

от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Соборы Санкт-Петербурга Выполнила: Файзрахманова Екатерина Станиславовна учитель начальных классов

Исаакиевский собор Изначально на месте Исаакиевского собора была возведена деревянная церковь. Позже была построена каменная церковь, которую позже разобрали из-за оседания грунта. 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II. Через 12 лет начинается проектирование нового храма.

Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран. Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.

Казанский собор Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы Казанской Божьей Матери. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице. В 1799 году было принято решение построить новый храм. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Строительство храма было завершено к 1811году. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.

Храм Спас – на –крови (Воскресения Христова) Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства Александр Второй. В апреле 1881 года была построена часовня и простояла до весны 1883 года. Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. Через 23 года после завершения постройки собор закрыли.

Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности.. После войны в храме хранились декорации Малого оперного театра. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве. Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. Санкт-Петербург Москва

Александро-Невская лавра 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» — буквой П с церквями по углам. Через 10 лет после закладки монастыря при нем была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

Смольный собор Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность. Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России — 140 метров.

Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. В начале 18 века в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом.

Петропавловский собор Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы. Строился он в течение 19 лет. Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами.

Через 23 года храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. Позже деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна. В 1924 году Собор стал музеем. Это самое высокое строение Санкт-Петербурга, благодаря возвышающемуся золотому шпилю колокольни, завершает который фигура ангела.

Троицкий (Измайловский) собор В праздник Святой Троицы в 1835 году был заложен храм по проекту архитектора В.П. Стасова. Средства на возведение храма дал царь Николай I, поскольку он являлся шефом Измайловского полка. В 1886 году перед храмом был установлен монумент Колонна Славы. В 1930 году памятник был разобран. Во время войны храм был сильно поврежден от артиллерийских обстрелов и по окончании войны представлял собой здание без стекол, с поврежденными стенами и затопленным подвальным помещением.

Внутри были лишь голые стены. Только в 1990 году храм возвращают верующим и в нем начинаются службы. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена. Через год после восстановления колонны во время службы начался пожар, уничтоживший главный купол храма и повредивший один из его малых куполов. Реставрационные работы были начаты сразу после пожара.

Номер материала: ДБ-312664

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к уроку русского языка «Храмы на Руси.»

Презентация к урокам развития речи по теме «Описание памятника»содержит 32 слайда, в которых есть иллюстрации, информация об известнейших храмах в России, есть краеведческий материал, связанный с Тверской областью.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка «Храмы на Руси.»»

Работу выполнили учащиеся МОУ Лучинниковская оош Егорова Ирина Егорова Кристина 7 класс

Богата страна наша мастеровыми-зодчими… Есть , что посмотреть, Есть, чему удивиться и чем восхититься… Есть , куда пойти помолиться…

ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.

ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов.

  • Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).
  • Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть,буддийский храм.
  • Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.), или большой храм. Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля (напр., собор Парижской богоматери в Париже, соборы св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). В городе бывает несколько соборов.
  • Покровский собор что на рву.

  • Покровский собор что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.
  • В ансамбль монастыря входят: церковь Воскресения (1689-1703), надвратная церковь Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805), церковь Иоанна Богослова (1748), корпуса богадельни 19 в. В Андреевском монастыре помещалась первая в Москве школа, во главе которой стояли Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. В 1724-1731 в монастыре находилось заведение для приема подкидышей и беспризорных детей. В 1764 монастырь был упразднен, в его зданиях устроена богадельня.
  • АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Преображенский), мужской, в Москве, на правом берегу р. Москва, у Воробьевых гор. Основан в 1648 Ф. М. Ртищевым. Ученое братство монахов (Епифаний Славинецкий и др.) и училище. Упразднен в 18 в. Памятник архитектуры 17-18 вв.
  • Общий вид Андреевского монастыря

  • (Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь), основан в 1357 в Москве митрополитом Алексием, на левом берегу Яузы. Назван по имени первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Во второй половине 14 в. в монастыре построен Спасский собор, первоначально деревянный, в 1420-1427 белокаменный.
  • Церковь Михаила Архангела.
  • Строения в стиле московского барокко, имеют пышный декор: колонны, пилястры, узорную кладку кирпича на карнизах, оконные наличники с сандриками, раковины в закомарах восьмерика . К собору примыкает трапезная палата с могучими стенами и маленькими оконцами (1504).
    • ТРАПЕЗНАЯ, 1) в монастырях столовая с церковью при ней;. 2) Западная пристройка к церкви;
    • ПИЛЯСТРА, плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
    • Белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря (1420-27) дает представление об особенностях раннемосковского зодчества. Однокупольный 4-столпный собор, стоящий на высоком подклете, поражает своей цельной композицией. Динамичное нарастание каменных объемов усиливается вертикалями лопаток на фасадах, колонками барабана, оконными проемами. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево.

      Храм Христа Спасителя.

    • Храм был построен по проекту архитектора К. А. Тона в 1837-1883 годах. Разрушенный в 1930-х годах он был восстановлен в 1990-х годах.
    • Фото начала 20 века.
      • Высочайшим манифестом от 25 декабря 1812 император Александр I постановил соорудить в Москве храм в благодарность за спасение России от грозившей ей гибели. Первоначально храм был заложен в 1817 на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга, но его сооружение было вскоре прекращено.
      • Спустя десять лет после прекращения работ на Воробьевых горах император Николай I решил соорудить храм в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля. Был объявлен конкурс и предпочтение отдано проекту петербургского архитектора Константина Тона. В интерпретации Тона храм был прежде всего памятником русскому народу, его неисчислимым жертвам и победе над супостатом.
      • В плане храм имел форму равноконечного креста с одинаковыми фасадами. Увенчивало храм мощное пятиглавие, центральная глава была значительно больше остальных, малые главы служили колокольнями (на них повешено было 14 колоколов). Четыре мощных столба-пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года. На фасадах были размещены горельефы работы выдающихся скульпторов А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, П. К. Клодта.
        • Интерьер храма освещали 60 окон: 16 в главномбарабане,33 над хорами и 8 в коридоре. Над живописным оформлением храма трудилась большая группа художников в течение 23 лет (П. В. Басин, Г. И. Семирадский, В. И. Суриков, К. Е. Маковский и др.). Иконостас заменила шатровая напрестольная сень, выполненная по специальному заказу. Высота хора составляла 102 м. Чтобы нагляднее представить его размеры, достаточно сказать, что в его центральном подкупольном пространстве могла свободно разместиться колокольня.
        • Внутренний вид (до разрушения)
          • Строительство продолжалось 44 года , 26 мая 1883 года Храм Христа Спасителя был торжественно освящен.
          • По решению Советского правительства 5 декабря 1931 храм был взорван. От самого крупного сооружения Москвы сохранилась только часть наружных белокаменных барельефов, вмонтированных в стену Донского монастыря . Все остальное исчезло, как будто растворилось в воздухе. На месте храма предполагалось возведение грандиозного Дворца Советов. В 1960 был построен открытый бассейн «Москва».
            • 5 декабря 1990 закладкой храма Державной Божьей Матери близ будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994. Именно в этот день была огорожена забором территория бассейна «Москва», после чего была построена стилобатная часть, верхняя отметка которой соответствует отметке существовавшего раньше холма (137 м над уровнем Балтийского моря). В течение года к празднику Рождества 1996 были возведены основные несущие конструкции храма. Проектные работы выполнены проектной мастерской № 12 управления «Моспроект-2» (руководитель проекта М. М. Посохин).
            • Собор Смольного монастыря. Архитектор В. В. Растрелли.

              Помимо многочисленных дворцов Растрелли построил ряд церквей, создав тип пятиглавого барочного храма. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь. Самый знаменитый из его храмов — Смольный собор (1748-1764).

              • Общий вид Софийской стороны — правый берег Волхова. Новгородский кремль — Детинец с Софийским собором (1045-50).
                • Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице построена в 1374 году жителями Ильины улицы и представляет собой типичный уличанский храм. В 1378 году церковь была расписана Феофаном Греком. Роспись в основном сохранилась и документально подтверждена.
                • Софийский собор (собор Св. Софии). Выдающийся памятник древнерусской архитектуры 11 в.

                  Пятинефный с пятью апсидами 13-главый крестово-купольный храм, заложенный в 1037, выстроен преимущественно из кирпича-плинфы и с трех сторон окружен 2-ярусными галереями, в которые встроены две башни с лестницами, ведущими на хоры.

                  В конце 17 — нач.18 вв. собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески 11 в. Живописное украшение храма

                  в целом следовало византийским образцам.

                  • Характерно необычное для Византии сочетание в Софии Киевской мозаики и фрески, видимо, продолжающей традицию живописного оформления Десятинной церкви эпохи Владимира. Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде оранты — фигуры с воздетыми руками.
                    • Киево-Печерская лавра (мужской монастырь). Основана в 1051, перестраивалась в 17-18 веках. Вид на Великую лаврскую колокольню и Надвратную Троицкую церковь.
                    • Успенский собор в лавре.
                      • Старейшим храмом Твери является церковь Рождества Христова в Рыбаках (17 в.) . К юго-востоку от Твери расположен бывший Оршин монастырь, основанный в 14 в. (Вознесенский собор, середина 16 в.) . Наиболее значительные памятники гражданской архитектуры — бывший магистрат (1170-1180), Дворянский дом (1766-1770), путевой дворец Екатерины II (1763-1767, архитектор М. Ф. Казаков, достроен в 1809-1812 К. И. Росси), здания бывшего Дворянского собрания (1841) и мужской гимназии (1844).
                      • Презентация на тему: Растрелли

                        Бартоломео Карло Растрелли. РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) (1700, Париж — 1771, Петербург ), граф, русский архитектор, итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Один из величайших российских архитекторов 18 века наряду с Кваренги и Росси. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

                        Елизавета Петровна Анна Иоанна Образование получил в Париже, учился также и у отца — скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а с 1722 начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Был любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора, стал кавалером ордена св. Анны и академиком архитектуры (1770). После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах — для Елизаветы Петровны, в Курляндии — для фаворита Анны Иоанновны Бирона, в Киеве — Андреевскую церковь (проект 1747, построена в 1748-1767 архитектором И. Ф. Мичуриным).

                        По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф (1730) в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. Для этого перестраивает и объединяет в одно целое дома Апраксина и Кикина. Для Бирона строит два дворца — в Митаве и Рундале. В Рундальском дворце проявляется и его незаурядный талант декоратора.

                        и В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России. В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера. Строительство императорских дворцов продолжается: в 1746-55 строится Большой Петергофский, в 1752-1756 — Царскосельский. Растрелли превращает петровские Верхние палаты в монументальное парадное сооружение. Фасад Большого Петергофского дворца имеет значительную протяженность, в его композиции четко выражены отдельные, связанные между собой объемы, акцентирована центральная часть из трех ризалитов.

                        Отделка фасадов сдержанна, хотя включает разнообразные барочные декоративные элементы — русты, картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки. Особую пышность придают замыкающие композицию два павильона, церковный и «Под гербом», с их украшенными золоченым рельефным декором куполами и золочеными главками. Ряд интерьеров (Парадная лестница, Танцевальный зал, Аудиенц-зал, церковь) еще до 1941 сохранял пышную барочную отделку, осуществленную по проектам Растрелли. Во время войны дворец был разрушен. С 1951 ведется его реставрация. В настоящее время восстановлена большая часть его интерьеров.

                        Царскосельский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его центральной части — каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов декоративного оформления контрастируют с организующим фасады в одно целое принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными дугами одноэтажных служебных корпусов — циркумференций. Их соединяет чугунная ограда с воротами, увенчанными гербом Российской империи. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены.

                        В. В. Растрелли. Екатерининский дворец в Царском Селе. 1752-1757. Зеркальный, или Большой, зал (1750-е годы, архитектор В. В. Растрелли) находится на втором этаже Екатерининского дворца

                        В 1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию русских императоров — Зимний дворец — самый известный памятник зрелого барокко в России. В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь. Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.

                        Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие русских храмов 17 в., барочного храма, с роскошным золоченым резным иконостасом — прототип для церковного зодчества Санкт-Петербурга середины 18 столетия. В каждом из построенных дворцовых зданий Растрелли сооружал домовую церковь. Самый знаменитый из его храмов — Смольный собор (1748-1764). Растрелли создал проект всего монастырского ансамбля. В его центре возвышается великолепный собор, в план которого заложен равноконечный крест. Двухъярусная структура здания состоит из кубического основного объема, на котором возвышается пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной центральной. Пластика фасадов отличается исключительной живописностью. Стены растворяются в выступах и отступах, углы которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом ярусе и пилястрами во втором. Это облегчает переход к стройному пятиглавию, подчеркивает вертикальные членения и создает впечатление взлета вверх всей этой пластически-живописной массы. Проект предполагал возведение перед собором величественной 140-метровой колокольни. Замысел не осуществлен, и это одна из крупных потерь в истории русской архитектуры. Внутренняя отделка собора закончена архитектором В. П. Стасовым в классицистическом стиле только в 1832-35 годах.

                        Собор Смольного монастыря. Архитектор В. В. Растрелли. В.В. Растрелли. Смольный монастырь. Литография. XIX в. Зимний дворец

                        Екатерина II. С восхождением на престол Екатерины II в 1762 Растрелли временно вышел в отставку — новой императрице не нравился стиль зрелого барокко. В 1763 он был уволен и уехал в Швейцарию, не завершив комплекс Смольного. По одним сведениям, он умер в Швейцарии, по другим — в Петербурге.

                        Работу выполнили: Нечаева Екатерина Мостовая Маргарита Старцев Вячеслав

                        Смотрите так же:  Соборы в кремле названия