Синквейн про собор

Открытый урок по литературе в 10 классе на тему Петербург Достоевского по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

от проекта «Инфоурок»

Учитель русского языка и литературы МОУ Кривоносовская СОШ Белашова Л. М.

Дворцовая площадь Зимний дворец

«Медный всадник» Памятник Петру I

Петергоф Большой каскад Фонтан «Самсон»

Храм Воскресения Христова «Спас на крови»

Стрелка Васильевского острова

Дворцовый мост Вид на Петропавловскую крепость

знал знаю хочу узнать Красивый город; река Нева; мосты; белые ночи; памятники архитектуры.

Художник Минаев В.

Художник Шмаринов Д.

Художник Храбров Н. (Грабарь)

знал знаю хочу знать красивый город; река Нева; мосты; белые ночи; памятники архитектуры Город – гигант; контрасты; узкие улицы, теснота, грязь, вонь; смерть нравственная и физическая

Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. 1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль 2 –я строка( два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3 –я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4 я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль 5 я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Синквейн Петербург. Грязный, серый. Угнетает, ожесточает, давит. Картины нищеты и безнадёжности. Безысходность.

знал знаю хочу знать Красивый город; река Нева; мосты; белые ночи; памятники архитектуры. Город – гигант; контрасты; узкие улицы, теснота, грязь, вонь; смерть нравственная и физическая. Какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?

Использованная литература: Комплект открыток «Санкт — Петербург»; фото – В. Барановский, В. Денисов, В. Мельников, Е. Пантин, А. Помпеев, Г. Шабловский; Репродукции картин Д. шмаринова, В. Минаева, Н. Храброва; Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, Москва «Детская литература»», 1981 год

Тема урока :Петербург Достоевского по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Урок литературы проведён в 10 классе. Цели урока: показать необычность изображения Достоевским Петербурга;подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает,вызвать сочувствие к «униженным и оскорблённым»Задачи: показать, как Достоевский изображает Петербург; научить выделять и систематизировать информацию из прочитанного; повторить правила составления синквейна. Тип урока комбинированныйРебята представили свои исследовательские работы.

Номер материала: 362472

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме «Храм». 4-й класс

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с понятием «храм»;
    • дать представление о назначении и устройстве православного храма;
    • познакомить обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение.
    • Развивающие:
      • развивать интерес к новым знаниям и расширять кругозор знаний о православной культуре;
      • развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами;
      • Обогащать, активизировать словарь учащихся.
      • Воспитательные:
        • воспитывать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;
        • формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.

        Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.

        Оборудование:

        1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
        2. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева
        3. Мультимедийное оборудование: презентация урока; аудиозапись колокольного звона; видеоматериал «виртуальный тур по Храму», видеозапись – выпуск передачи «Купелька» от 13 мая 2013 г. на сайте телеканала «Союз»
        4. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы.

        I. Организационный момент

        Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Посмотрите друг на друга, пожелаем друг другу хорошего настроения.
        Желаю всем успешной работы.

        II. Актуализация усвоения знаний обучающихся

        Учитель: Рассмотрите предлагаемые иллюстрации (слайд 1). Покажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви, соборы)
        «Храм» – такова тема нашего урока.

        Планирование деятельности

        Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на доске составляется план.)

        Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.)

        Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску.

        III. Изучение нового материала

        Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, работая в паре, дают ответ)

        Учитель: Найдем значение слова «храм» в толковом словаре С. И. Ожегова.

        (Ученики работают со словарём С.И. Ожегова)

        Ученик зачитывает:храм – здание для богослужения, церковь [2].

        Учитель: Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
        Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.

        Ученик (1) читает стихотворение (слайд 2) :

        «Над виноградными холмами»

        Над виноградными холмами
        Плывут златые облака.
        Внизу зелёными волнами
        Шумит померкшая река.
        Взор постепенно из долины,
        Подъемлясь, всходит к высотам
        И видит на краю вершины
        Круглообразный светлый храм.
        Там, в горнем неземном жилище,
        Где смертной жизни места нет,
        И легче и пустынно-чище
        Струя воздушная течет.
        Туда взлетая, звук немеет,
        Лишь жизнь природы там слышна,
        И нечто праздничное веет,
        Как дней воскресных тишина.
        (Фёдор Тютчев)

        1) Виды храмов (На слайде 3 изображения православных храмов)

        Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:

        Величественные Устремленные ввысь
        Обычные Прекрасные
        Мрачные Великолепные…
        Праздничные Радостные

        Запишите их на листе бумаги.

        Учитель: На Руси издавна строили храмы (слайд 4). Но было время, когда храмы разрушались. Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные храмы, строятся новые.

        Ученик (2) читает стихотворение

        Диво дивное, чудо чудное:
        Пусть для Родины время трудное, –
        Но не сказкою, не былинами
        Белый храм встает над руинами.
        Божий храм встает в волю вольную,
        Ах, и песнь поет – колокольную.
        До небес плывет песня плавная –
        Оживает Русь Православная!
        (Евгений Санин)

        Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
        Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить каменные дома, храмы) (Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
        Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
        Учитель: Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)
        Учитель: В России всегда было много храмов(слайд 5 ).
        Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают)
        Ученики:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
        Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
        Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
        Ученики: Формой, цветом, размером.

        2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по порядку следования сообщений (слайды 6,7,8)

        Ученик (3). «Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени… Это здание продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии… появился другой тип храма – крестово-купольный. Основание храма в виде креста, напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству. [1]
        Ученик (4). Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. «Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов». [1]
        В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные, луковичные, шатровые.
        Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к небесам.
        Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил зла и тьмы.
        Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться ввысь, к совершенству, к небу.

        Ученик (5). При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм или рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Сначала колокола не имели
        определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.
        Колокола появились с приходом христианства на Русь, а распространение получили в ХIV веке. Колокольный звон звучал в дни торжеств, и когда приходила беда: созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
        В зависимости от характера служб звоны могут меняться. Колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, называется «благовест». Удары в несколько колоколов одновременно означают «звон». Если в разные колокола ударяют попеременно – это «перезвон», а «трезвоном» называют радостный звон одновременно во все колокола.
        А во времена бедствий звучит «набат» – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. И только на первой неделе после Пасхи разрешается всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола.
        Учитель: Вам приходилось бывать в храме? (Ответы детей)
        Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
        Учитель: А меняется ли поведение в храме? Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек).

        Ученик (6):
        В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
        Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
        В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

        3)Внутреннее устройство храма

        Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму, находящемся в нашем районе.
        Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм (слайд 9).
        Православный христианский храм разделяется на три части:

        – притвор,
        – средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,
        – алтарь.

        1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас
        5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница
        9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы

        Обучающиеся слушают в записи колокольный звон.

        Учитель: Колокольный звон приглашает нас в Храм.

        4) Виртуальная экскурсия.

        (На слайде 10 храм, в который совершается экскурсия).

        Ученик (7) рассказывает о храме

        Учитель: Собираясь в храм, нужно прочитать молитвы. Подойдя к храму, остановиться, перекреститься на икону, которая видна и на сам храм: это место селения Божия. Все это пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи, помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.
        БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…».
        (Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся)
        Входим в храм через притвор. Притвор – это небольшое пространство между дверью и самим храмом. Раньше в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто нарушил какую-либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.
        Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника.
        В храме много и других икон. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники. Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа.
        Что же такое икона? Найдем ответ в словаре. (Ребята работают со словарем)
        Икона – «У верующих: предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ» [2]. «Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе – Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым». [1].
        Мы находимся в храме, расписанном фресками.
        Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке» [2].
        В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь можно прочитать историю церкви. Художник-иконописец Филипп Давыдов так сказал о значении фрески. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить.»
        Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное».
        «Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).
        Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — преградой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии). [1]
        Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. «Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие». [1]
        Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря. Наш храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы.
        Каждый храм освящен в чью-либо честь и носит соответствующее имя. Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол.

        Алтарь (просмотр передачи)

        Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в алтаре?
        Сегодня у вас есть удивительная возможность увидеть своими глазами то, находится за иконостасом. А расскажет нам об этом священник Олег Чабанов. (Выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г. телеканала «Союз»)

        Учитель: Когда вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)

        Работа с материалом учебника.

        Учитель: Прочитайте в учебнике (стр.48-49) беседу ребят со священнослужителем.

        Учитель (после прочтения): На какие вопросы вы получили ответы? ( что такое «кадило», что значит кадить, панихидный столик, что свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия).

        IV. Закрепление

        1. «Блиц-опрос»

      • Ступеньки, ведущие в Храм…
      • Созывает на службу верующих.
      • Он похож на пламя горящей свечи…
      • Главная часть храма, означающая «Царство небесное».
      • Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…
      • Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых…
      • Главный символ христианства…
      • 2. Работа в тетради (работа в парах)

        Задания 2, 3,5 стр.52-54

        3. Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы)

        Храм
        Православный, священный
        Объединяет, волнует, воодушевляет
        Место соединения с Богом
        Дом Божий

        V. Рефлексия

        Я знаю…
        Я узнал…
        Я был заинтересован тем, что…
        Я хочу рассказать родителям..

        VI. Домашнее задание по выбору

        • Выполнить задание в тетради.
        • Подготовить сообщение об одном из храмов
        • Творческая работа: составить кроссворд или филворд по изучаемой теме.
        • Использованные источники при составлении урока

          Презентация по изобразительному искусству на тему «Древние соборы» (4 класс)

          Описание презентации по отдельным слайдам:

          ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тема. Древние соборы 4 класс Урок 10 Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь

          Тема. Древние соборы Цели: продолжить работу над изучением архитектуры древнерусского города; пояснить назначение соборов; повторить виды деятельности по созданию обликов зданий; познакомить с конструкцией древнерусского каменного храма; познакомить, с терминами «глава», «купол», «барабан», «луковица». Вид деятельности: рисование. Планируемые результаты: школьники повторят технику рисунка архитектурных сооружений; расширят знания об архитектуре древнерусского города. Оборудование: макет древнерусского города изготовленных бригадами. Ключевые слова и понятия: собор, устройство собора, купол.

          Повторение пройденного материала Какую крупную работу вы начали выполнять на прошлом уроке? Макеты каких зданий вы создавали? Какие виды работ вы для этой цели делали? Какие виды работ вы делали индивидуально? Какую работу вы делали в бригаде? Каким словом мы решили называть большой лист бумаги, на котором устанавливается весь макет древнерусского города? <Планшет.) Какое время года в старорусском городе — зиму или лето — вы выбрали? Что помогало вам передавать время года? <Расцветка планшета.) Какие линии на макете получились горизонтальными? Были ли на вашем макете вертикальные линии? Какие здания могут придать макету обилие вертикальных линий? <Сторожевые башни и соборы.)

          Беседа по теме урока В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Но также важное значение имело место перед главным собором — соборная площадь. Здесь проходили народные собрания, отсюда отправлялись войска в военные походы, здесь встречали и чествовали победителей, здесь зачитывались царские указы. Спасский собор. Город Москва

          Беседа по теме урока Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Михайловский собор. Город Киев

          Архитектурные детали и их определения. Арка — каменная дуга над стеной или между стенами. Глава — цилиндр на крыше храма. Купол — окончание главы в виде богатырского шлема. Луковица — купол храма, закругленный снизу.

          Физминутка Прошу всех поставить руки на пояс и легонько попрыгать на одной ноге, то на другой. По моей команде вы должны выставить вперед ту ногу, которую я попрошу. (Педагог многократно читает стихи, в конце которых произносит слово «правая» или «левая».) Прыг, прыг, прыжок, Прямо с пятки на носок. Правая! Прыг, прыг, прыжок, Прямо с пятки на носок. Левая! И т. д.

          Рефлексия Архитектуру каких построек вы сегодня изучали? Назовите основные составные части древнерусских храмов. К каким линиями относятся русские соборы – к горизонтальным или вертикальным? (К вертикальным.) Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. В чем видится сходство древнерусского храма и облика русского богатыря? В каких видах изобразительно деятельности встречается деталь под названием «кокошник»? (В рисовании, постройке церкви и при создании национального женского наряда.)

          Сочинение синквейна Творческий момент Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Собор».

          Номер материала: ДA-016846

          Не нашли то что искали?

          Вам будут интересны эти курсы:

          Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

          Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

          Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
          методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

          Конспект урока из курса ОРКиСЭ.

          Модуль «Основы православной культуры».

          Тема урока : «Православный храм»

          Тип урока : традиционный, изучение нового материала.

          Цель урока : познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

          Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

          — познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

          — коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

          Основные понятия урока : Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

          УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры».

          Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; к омпьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.

          Формы организации работы : фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.

          Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

          Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)

          — Какую музыку вы сейчас слышали?

          — Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.

          — Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

          II . Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)

          * Я считаю, что человеку нужны храмы…..

          * Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

          III . Планирование деятельности. (2 мин.)

          IV . Процесс решения проблемы.

          (Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)

          — Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

          — Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

          Скажите, когда еще люди строили церкви?

          — Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?

          Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

          — Что было отличительной чертой русских храмов?

          форму «маковок» — символ горящей свечи)

          (Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).

          Давайте представим, что мы идём в храм.

          (видеоролик «Входим в храм» 8 мин. )

          — Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы о тветить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.

          ( видеоролик «Средняя часть», «Кадило», «Алтарь» всего 14 мин. )

          2). О чем обычно люди молятся?

          Давайте посмотрим, какие правила поведения в храме мы ещё не знаем.

          V . Применение знаний и умений. (10 мин.)

          Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)

          — Разгадайте кроссворд. Работаем в группах.

          — Какие понятия мы повторили?

          VI . Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

          * Мне бы хотелось…

          — Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

          ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

          «Слушаясь папу, слушаясь маму,

          Заповедь эта – к Богу ступень,

          Нужно ей следовать каждый день»!

          VII . Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)

          VIII . Оценивание. (1 мин.)

          — Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: Справился ли я с заданием? Сам справился или помогали?

          IX . Домашнее задание. (1 мин.)

          Вложение Размер
          План-конспект урока по ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Тема урока:«Православный храм». 587 КБ
          Презентация «Православный храм». 1 ч. 2.87 МБ
          Презентация «Православный храм». 2 ч. 2.65 МБ

          Предварительный просмотр:

          Конспект урока из курса ОРКиСЭ.

          Модуль «Основы православной культуры».

          Тема урока : «Православный храм»

          Тип урока : традиционный, изучение нового материала.

          Цель урока : познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

          Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

          — личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

          Основные понятия урока : Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

          УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры».

          Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.

          Формы организации работы : фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.

          Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

          Технологическая карта урока.

          Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», вывешивает слова на доску.

          Дети слушают колокольный звон.

          Записывают слова ассоциации.

          Постановка и формулирование проблемы

          Учитель организует мини-дебаты.

          Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока.

          Слова чудотворца Иоанна Шанхайского (Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»).

          Учитель организует работу учащихся, планирует работу.

          Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

          1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов.

          2. Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях.

          3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»

          1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

          2. Дети читают по цепочке текст в учебнике и рассказывают о понятиях: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. Составляют глоссарий(Глоссарий — это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
          Данный термин происходит от греческого слова «глосса», что означает язык, речь . В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием).

          Дети отвечают на вопросы.

          3.Учащиеся делятся на группы, получают альбомные листы и записывают свои предложения. Представляют результаты работы в группе.

          Применение знаний и умений

          Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда.

          Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре).

          Дают оценку своей деятельности.

          *Видеоролик «В храме»

          Учитель организует рефлексию учащихся, написание синквейна.

          Дети формулируют свои фразы.

          Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы.

          Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

          Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Синквейн на тему Храм(образец) : 1)храм
          2)религиозный, христианский
          3)поклоняются, служат, молятся
          4)в сооружении предназначенном для богослужений
          5)часовня

          Составление синквейна к старославянскому слову «храм»:

          2) КАКОЙ? Святой, божий, красивый.

          3) ЧТО ДЕЛАЕТ? Душу очищает, надежду вселяет, веру поддерживает.

          4) АФОРИЗМ: «Храмы зиждутся во имя святого».

          5) СИНОНИМЫ: церковь, собор.

          Фразы записаны на доске

          Учитель проводит блиц- опрос.

          Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся.

          Дети раскрашивают символы.

          Учитель даёт задание по выбору.

          1. Задание в тетради.

          2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах.

          3. Рисунок храма.

          4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

          Дети выбирают своё задание и записывают.

        • Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)
        • — Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

          — Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)

          II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)

          — Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

          — Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

          — Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

          III. Планирование деятельности. (2 мин.)

          — Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

          IV. Процесс решения проблемы.

          1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)

          — А что такое храм?

          (Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

          — Скажите, когда еще люди строили церкви?

          (Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).

          (Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).

          — Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)

          — Какую форму имели купола?

          (форму «луковок» — подобие языка пламени над лампадой,

          — Какую роль играл храм в жизни людей?

          (Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).

          2. Работа с текстом. (12 мин.)

          — А теперь прочитайте текст учебника на с. 48-51. Запоминаем определение понятий, которые встретятся в тексте.

          — Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме.

          — Мы проведём небольшую видео экскурсию по храму, чтобы ответить на вопросы в конце текста. Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.

          1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

          3). Почему в молитве нельзя просить зла?

          4). Может ли православный христианин молиться без иконы?

          — Какие правила поведения в храме вы знаете?

          (видеоролик «Как вести себя в храме» 7мин. )

          V. Применение знаний и умений. (10 мин.)

        • Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)
        • — Вы посмотрели видеоролики «В храме».

          Были внимательны и надеюсь запомнили понятия .

          VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

          — Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

          Ты начинаешь дорогу ко храму.

          Нужно ей следовать каждый день»!

          VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)

          — Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?

          VIII. Оценивание. (1 мин.)

          IX. Домашнее задание. (1 мин.)

          Задание на карточках.

          Вставь в текст ключевые слова.

          Вопросы к кроссворду.

        • Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
        • Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
        • Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
        • Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
        • Человек, совершающий все богослужения и таинства.
        • Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
        • Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма . Состоит из икон, расположенных ярусами.
        • Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
        • «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
        • Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.
        • Рабочая тетрадь. Урок 16

          Сделай подписи к картинкам.

          Икона канун кадило свеча

          Канун иконостас священник Царские врата

          Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

          Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую — о здравии твоих родных и друзей.

          Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.

          Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.

          1. А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

          учебник для 4 класса.

        • ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).
        • Интернет ресурсы: http://wiki.iteach.ru/ , http://moi-mummi.ru/ и другие.
        • «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям» . (слова чудотворца Иоанна Шанхайского) Православный храм.

          Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом.

          Храмы России Воды тихой речки отражают Окружённый деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят.

          Москва. Собор Василия Блаженного

          Москва. Храм Христа Спасителя

          Внешний вид храма

          Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. А также, очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру.

          Д ве главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы (три Лица Святой Троицы). Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов). Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов). Девять глав (девять чинов Ангельских). Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.

          Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

          ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

          Внутреннее устройство храмов Притвор — это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные — лица, готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо. Средняя часть, или собственно храм , символизирует собой людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от нее иконостасом. Именно в средней части храма во время Богослужений все верующие. Иконостас — перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

          Внутреннее устройство храмов

          Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской, на котором располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события. Канун – специальный столик с изображением Распятия и многими подставками для свечей. Специальные храмовые предметы.

          Предварительный просмотр:

          Канунник- панихидный столик. Здесь ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

          Слово «алтарь » означает «высокий жертвенник» Главная часть храма- алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю. Алтарь всегда находится в восточной стороне.

          Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии. Предметы алтаря: Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь Царь, Владыка Церкви. Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.

          Иконостас — перегородка, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

          -В храме используются высокие столики особой формы со скошенной доской – аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться. -Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется «канун». Сюда ставят свечи для поминания усопших. -В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже « участвует» в богослужении. -В храме священником совершается каждение: в кадило на горящие угольки кладут ладан ( душистую древесную смолу). -Перед каждой иконой в храме висит лампада.

          Кадило (кадильница) – небольшой сосуд для благовонных курений, употребляемых при богослужении. Паникадило – (греч. – люстра) – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад Подсвечник.

          Храмы Санкт-Петербурга и области.

          Собор св. великомуч. ц. Екатерины в Царском Селе.

          Владимирский собор Силуэт этого храма близок и знаком каждому Петербуржцу.

          Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии (Спасо-Преображенский Собор)

          Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск

          Правила поведения в храме Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями. ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню. Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие. Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.

          Самостоятельная работа Вставь в текст ключевые слова: царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас . Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в…………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. .Внутри храма главным местом является …………… .Он отделяется от молящихся …………. .В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

          Каждый христианский храм венчается куполом с крестом. Вход в храм находится в западной части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и притвор . Внутри храма главным местом является алтарь .Он отделяется от молящихся иконостасом .В центре иконостаса двери. Они называются царские врата . Справа от Царских врат всегда икона Иисуса Христа . Слева – всегда икона Божьей Матери . Квадратный столик на котором зажжено множество свечей называется канун . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

          Благодать какая! Точно Здесь не властвуют года… И молитва сама льётся, На душе становится легко, Суета вдруг остаётся Где-то очень далеко.

          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Содержит календарно-тематическое план.

          Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология .

          Тема: Золотое правило этики. Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило этики» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношенийЗадачи:Личностные:·.

          УРОК из курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»ТЕМА:МОНАСТЫРЬ Цели: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить роль .

          Цель:Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Задачи:- Познакомить детей с внутренним и внешним устройством священных .

          Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас.

          Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») 4 класс Тема урока: «Совесть».

          Смотрите так же:  Николо богоявленском морском соборе санкт петербурга
  • Related Post

    Собор на красной площади как называется

    Как на самом деле называется храм на Красной площади Два распространённых заблуждения, которые мир настойчиво будет ещё долго эксплуатировать: собор на Красной площади в центре Москвы никогда не назывался «собором

    Рельефы дмитриевский собор

    К трактовке рельефов Дмитриевского собора во Владимире Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки» Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Аверьянов Константин

    Исаакиевский собор архитектор и скульптор

    10 интересных фактов об Исаакиевском соборе И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О