Музей суворову конная статуя

Музей суворову конная статуя

В октябре 1909 года члены Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, в их числе — скульптор Б.В.Эдуардс, посетили Румынию — для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских — 7 тысяч, австрийцев — 18 тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.
И вот спустя 120 лет возникает идея создать монумент на Рымникском поле. Осуществить ее поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина во Владимирском соборе и многие другие.
21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе царского ведомства по приему прошений, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц, военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».
Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной по этому случаю мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».
Ровно 85 лет назад, 6 ноября 1913 года, на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги.
Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней победной атаке.
Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На передней грани, над варяжским щитом, был высечен крест — напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте, самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. На четвертой грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.
Рымникский памятник высоко оценили специалисты. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».
В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события. » Именно этот документ и помог установить авторство медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии.
Но сам памятник, к сожалению, постигла печальная участь. Через восемь месяцев началась Первая мировая война, во время которой его демонтировали и вывезли. Однако творение художника осталось жить в других воплощениях. Вскоре после открытия монумента в Рымнике Эдуардс приступает к работам по увековечиванию памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь на боковых барельефах предполагалось изобразить эпизоды штурма Измаильской крепости.
Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Так и простояла полностью готовая скульптура в бывшей мастерской Эдуардса до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед входом в одесский Художественный музей на обыкновенных деревянных подкладках.

фото:в середине 30-х гг памятник А.В.Cуворову работы Эдуардса поставили на газоне перед портиком Одесcкого художественного музея.

. Памятная медаль из светлой бронзы. На ее лицевой стороне — изображение конной статуи А.В. Суворова на высоком пьедестале и надпись по кругу: «В честь открытия памятника графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому на поле сражения под Рымником. 1789-1913″. На обратной стороне — обрамленный лавровыми и дубовыми ветками варяжский щит, аналогичный помещенному на самом монументе. Надпись на щите гласит: «Повелением Государя Императора Николая II, самодержца Всероссийского, сооружен в лето 1913». По кругу мелким шрифтом выбито: «Создал и соорудил художник-скульптор Б.В.Эдуардс из г. Одессы». Все надписи выполнены на русском и румынском языках.

Рассматривая медаль, невольно вспоминаешь памятник великому русскому полководцу в Измаиле. А еще — выпускавшиеся в 30-х годах открытки, на которых точно такая же конная статуя запечатлена на фоне здания Одесского Народного художественного музея, бывшего дворца Потоцкого.

Рымник, Одесса, Измаил. Какая же все-таки связь между этими тремя монументами?

В октябре 1909 года члены Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, в их числе — скульптор Б.В.Эдуардс, посетили Румынию — для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских — 7 тысяч, австрийцев — 18 тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе царского ведомства по приему прошений, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц, военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной по этому случаю мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

Ровно 85 лет назад, 6 ноября 1913 года, на Рымникском поле сражения в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги.

Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней победной атаке.

Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На передней грани, над варяжским щитом, был высечен крест — напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте, самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. На четвертой грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.

Рымникский памятник высоко оценили специалисты. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».

В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события. » Именно этот документ и помог установить авторство медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии.

Но сам памятник, к сожалению, постигла печальная участь. Через восемь месяцев началась Первая мировая война, во время которой его демонтировали и вывезли. Однако творение художника осталось жить в других воплощениях. Вскоре после открытия монумента в Рымнике Эдуардс приступает к работам по увековечиванию памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь на боковых барельефах предполагалось изобразить эпизоды штурма Измаильской крепости.

Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Так и простояла полностью готовая скульптура в бывшей мастерской Эдуардса до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед входом в одесский Художественный музей на обыкновенных деревянных подкладках.

История создания памятника императору Александру III

Скульптор Паоло Трубецкой – создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III. У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Смотрите так же:  Научные музеи россии

Торжественное открытие памятника Александру III состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ — Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны – Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября — заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца.

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III

Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года, к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III. Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя, стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год

Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало памятник Александру III не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX–XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе».

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

yangur

Конная статуя Суворова в Одессе.

Когда мне попалась на одном из аукционов такая вот открытка, я, честно говоря, подумал, что это фейк. Какой-то шалун (фотошопом или фотомонтажом) вставил статую туда, где её отродясь не было, тем самым пытаясь продать якобы «раритет».
Однако я оказался не прав. Перед зданием Художественного музея в Одессе до войны действительно была такая статуя.

На сайте города Измаила нашлась такая вот статья про этот памятник.

В октябре 1909 г. сотрудники Одесского отдела Русского Императорского Военно-Исторического общества, в том числе — известный скульптор Б.В.Эдуардс, для ознакомления с театром минувших военных действий посетили Румынию. Там, в районе реки Рымник рядом с селом Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 г. объединённые русско-австрийские войска (русских — 7000, австрийцев — 18000) под командованием фельдмаршала Суворова разгромили стотысячную турецкую армию. За эту битву Суворов получил графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

Через 120 лет после этого возникает идея создать памятник на Рымникском поле. Осуществить ее поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, Пушкину и Гоголю в Харькове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина во Владимирском соборе и многие другие.

21 ноября 1909 г. Эдуардс телеграфирует генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе царского ведомства по приему прошений, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц, военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 г. в празднично декорированной по этому случаю мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

И 6 ноября 1913 г., на Рымникском поле в присутствии румынских властей и депутаций от русской армии состоялось торжественное открытие памятника. Установленный на возвышенном месте, он был прекрасно виден со стороны проходившей невдалеке железной дороги.

Суворов запечатлен привставшим на стременах своего дончака в тот решающий момент боя, когда взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней победной атаке.
Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На передней грани, над варяжским щитом, был высечен крест — напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте, самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. На четвертой грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.

Рымникский памятник высоко оценили специалисты. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».
В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события. » Именно этот документ и помог установить авторство медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии.

Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 г., ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Так и простояла полностью готовая скульптура в бывшей мастерской Эдуардса до середины 30-х годов, пока не была поставлена на газоне перед входом в одесский Художественный музей на обыкновенных деревянных подкладках.

В 1945 г. по постановлению Совнаркома Украины статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.

Фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову, творцу классической «Науки побеждать», в 1954 г. в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть — точная копия выполненной академиком Эдуардсом конной статуи.

«А.В. Суворов», Б.Эдуардс, г. Измаил


«А.В. Суворов», Б.Эдуардс, г. Измаил

Эдуардс Борис Васильевич (1860 — ?) — художник, график, скульптор. Родился в Одессе в семье английского коммерсанта. После успешного окончания Одесской рисовальной школы (1876 — 1881 г.г.) поступил в петербургскую Академию художеств, которую, впрочем, вскоре оставил «по слабости здоровья». В конце 1882 г. Эдуардс вернулся в Одессу, где занялся скульптурой. В 1888 году за работы представленные на ежегодной выставке Петербургской Академии художеств Эдуардс получил от Академии звание классного художника степени. Для изучения техники бронзового литья в 1889 — 1890 г.г. работал в Париже на заводе литья Барбадьен чернорабочим, скрыв свою профессию скульптора. По возвращении в Одессу Эдуардс открыл Ателье художественной и промышленной скульптуры и бронзолитейный завод.

Из монументальных работ Эдуардса наиболее значителен памятник А.В.Суворову (создан в 1914 г., установлен в Измаиле в 1954 г.). В 1919 г. Эдуардс эмигрировал, по одним источникам, — на остров Мальту, где прожил до 1924 г., по другим — в Лондон, где умер в начале годов.

В октябре 1909 года члены Одесского отдела Императорского Русского Военно-Исторического общества, в их числе — скульптор Б.В.Эдуардс, посетили Румынию — для ознакомления с театром минувших сражений. Там, в районе небольшой реки Рымник у села Тыргу-Кукули, 11 сентября 1789 года соединенные двадцатипятитысячные русско-австрийские войска (русских — 7 тысяч, австрийцев — 18 тысяч) под командованием А.В. Суворова одержали решительную победу над стотысячной турецкой армией. За это сражение выдающийся полководец был возведен в графское достоинство и стал именоваться Рымникским.

И вот спустя 120 лет возникает идея создать монумент на Рымникском поле. Осуществить ее поручают Эдуардсу. Уже тогда он был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, Пушкину и Гоголю в Харькове, доктору Андреевскому и Екатерине II в Одессе. Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина во Владимирском соборе и многие другие.

21 ноября 1909 года Эдуардс телеграфирует генерал-лейтенанту Мосолову, стоявшему во главе царского ведомства по приему прошений, испрашивая разрешение представить «на высочайшее благовозрение» проект памятника Суворову в Рымнике. 3 декабря проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. Спустя месяц, военное ведомство разрешает отпустить Эдуардсу для памятника «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов из Кременчугского артиллерийского склада».

Торжественная закладка монумента состоялась 26 мая 1911 года в празднично декорированной по этому случаю мастерской скульптора. Праздничное убранство являлось как бы общим фоном для выставленных здесь эскизов, моделей и приготовленного уже каркаса будущей статуи. На торжествах был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям: «Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей».

Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На передней грани, над варяжским щитом, был высечен крест — напоминание об установленном сразу после победы над турками деревянном кресте, самом первом и самом незатейливом памятнике русским воинам на румынской земле. На четвертой грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.

Рымникский памятник высоко оценили специалисты. Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: «Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин».

В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса. Незадолго перед открытием конной статуи, в ответ на рассылаемые скульптором фотографии и медали с изображением памятника, в одном из отзывов говорилось: «Глубокоуважаемый Борис Васильевич! Сегодня получил присланные Вами фотографические снимки сооруженного в Рымнике памятника генералиссимусу Суворову и высокохудожественную настольную медаль, исполненную Вами в память означенного события. » Именно этот документ и помог установить авторство медали. Отчеканена она была за границей, вероятно, в Англии.

Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бесарабии помешали осуществлению замысла. Так и простояла полностью готовая скульптура в бывшей мастерской Эдуардса до середины годов, пока не была поставлена на газоне перед входом в одесский Художественный музей на обыкновенных деревянных подкладках.


В середине 30-х годов памятник А.В.Суворову работы Бориса Васильевича Эдуардса поставили на газоне перед портиком одесского Художественного музея.

В 1945 году по постановлению Совнаркома Украины статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.

Фельдмаршалу и генералиссимусу Суворову, творцу классической «Науки побеждать», в 1954 году в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть — точная копия выполненной академиком Эдуардсом конной статуи.

Источник: «Русская история в зеркале изобразительного искусства» и «Всемирный клуб одесситов»

Памятник А. В. Суворову в Одессе

Вклад выдающегося военачальника генералиссимуса А. В. Суворова в освобождение юго-западных земель Российской империи от многовекового турецкого ига в ходе войн конца XVIII века огромен. Он хорошо известен и по достоинству оценён.

Об этом достаточно убедительно свидетельствуют его титулы и многочисленные награды – князь Италийский, граф Рымникский, граф Священной Римской империи, генералиссимус.

Российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских (вручавшихся мужчинам) и многих иностранных военных орденов, вручавшихся в то время.

Во многих городах в разные годы ему были установлены памятники. Особая роль принадлежит А. В. Суворову в основании Одессы. Поэтому понятно нынешнее желание властей и жителей нашего города поставить ему памятник работы известного одесского скульптора Б. Эдуардса, который в своё время внёс неоценимый вклад в увековечение памяти великого полководца. Воссоздание им облика А. В. Суворова по праву считается вершиной творчества скульптора.

Первый памятник великому полководцу скульптор изготовил в конце 1904 года по инициативе командующего войсками Одесского военного округа генерала от кавалерии графа А.И. Мусина-Пушкина. После высочайшего повеления. Б. Эдуардс применил новый метод отливки высокой статуи раненного под Кинбурном полководца, который, закрыв рану на груди левой рукой, правой показывает своим войскам, наступающим на турок, направление главного удара. Открыли памятник 1 октября 1907 года в 120-ю годовщину Кинбурнского боя.

За его сооружение Б. Эдуардс был представлен военным ведомством к награждению орденом Св. Владимира 4-й ст., дающим право на дворянство. Этот памятник справедливо считают «самой грандиозной и фундаментальной работой» Б. Эдуардса, причислив к «самым талантливым военным памятникам России».

Памятник в Очакове

«Одесские новости» сообщили в марте 1904 года, что Б. Эдуардс «принёс в дар Одесскому городскому музею слепок изваянного им для Очакова памятника А.В. Суворову». Скульптура и сейчас хранится в музее и составляет его гордость. Еще одна копия была изготовлена для Суворовского кадетского корпуса в Варшаве. Волей судьбы в годы Первой мировой войны статуя вместе с эвакуированным корпусом оказалась в Одессе в нашем кадетском корпусе. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Второй памятник А.В.Суворову скульптор изготовил для города Рымника, где полководец в сентябре 1789 года разгромил вчетверо превосходящие по численности войска турок. Повелев приступить к постройке памятника, император Николай II выделил 120 тысяч рублей. Военное ведомство отпустило «лом латуни от ружейных и револьверных гильз в количестве 4920 пудов». Осенью 1911 года мастерская художника в Одессе была открыта для массового осмотра созданного им монумента. За короткое время конную статую Суворова осмотрело более 9 тысяч человек, сообщили газеты.

6 ноября 1913 года состоялось торжественное открытие памятника на Рымникском поле сражения у села, носящего ныне имя Суворова.

На десятиметровом постаменте из розового финского гранита – бронзовая фигура А.В.Суворова. Полководец изображен привставшим на стременах своего дончака в решающий момент боя, когда с зажатой в руке треуголкой он подаёт знак к решающей атаке. На постаменте памятника были размещены барельефы, рассказывающие об основных этапах исторической битвы, за победу в которой А.В.Суворов удостоен звания графа Рымникского. В честь открытия памятника была выбита настольная медаль.

Со временем памятник был передан в дар Румынии, а в годы 1 мировой войны бесследно исчез.

Б.Эдуардсу выпала честь изготовить ещё один памятник А.В.Суворову, теперь в легендарном Измаиле. Впервые о сооружении там памятника заговорили еще в 1890 году, в дни празднования 100-летия штурма крепости суворовскими чудо-богатырями. Вскоре после открытия монумента на Рымникском поле, Б.Эдуардс приступил к работе над памятником в Измаиле. По его замыслу конная статуя была оставлена без изменений. Лишь на боковых барельефах пьедестала предполагалось изобразить эпизоды штурма Измаильской крепости. Но довести дело до конца помешала 1-я мировая война. Долгое время после эмиграции скульптора в 1919 году памятник находился в его мастерской в Софиевском переулке, а потом у входа в Художественный музей.

В августе 1928 года на памятник, «находящийся без всякой охраны и имеющий художественное значение», обратила внимание пресса, указывая на «недопустимость такого отношения к произведению искусства» и предлагая «поставить его в одном из музеев города». Спустя 11 лет газета «Большевистское знамя» сообщила: «В Одессе есть прекрасный памятник великому полководцу Суворову, в своё время талантливо исполненный скульптором Эдуардсом. Но, заброшенный и запущенный, он находится вдали от центра, во дворе музея по улице Короленко. Вместо пьедестала под ним перекошенные деревянные доски. О памятнике никто не заботится, время и непогода оставили следы на бронзе». И завершил заметку риторический вопрос «Почему бы не реставрировать памятник Суворову и не установить на красный пьедестал в одном из центральных мест?». Так и стоял памятник, пережив лихолетье фашистской оккупации. На удивление, его не тронули румыны, вывозившие из Одессы даже трамвайные рельсы. И только в 1945 году он по праву был установлен в Измаиле.

Памятник А. В. Суворову в Измаиле

Точная копия этого памятника в 1954 году была поставлена в Тульчине на Винничине, где Александр Васильевич находился со своим штабом в 1796-1797 годах.

В столице Приднестровья Тирасполе в 1979 году был установлен конный монумент А.В.Суворову, удостоенный золотой медали имени скульптора Е.Вучетича.

Три памятника полководцу (1949, 1950 и 1964 годах) были установлены в белорусском Кобрине, где он жил.

В советские годы памятники А. В. Суворову появились также в Калининграде, Краснодаре, Новокузнецке, Усть-Лабинске, Витебске, Киеве…

Тульчин Тирасполь Кобрин

А что же Одесса — город, который напрямую связан с деятельностью великого полководца по его основанию? Идея увековечения заслуг А.В.Суворова и установки ему памятника вынашивалась много лет. Об этом говорил А.И Маркевич, когда отмечали 100-летие со дня смерти Александра Васильевича. «Он построил для защиты завоеваний целый ряд крепостей, и в том числе нашу Одессу. Этого совершенно достаточно для сохранения памяти о Суворове…». Об этом говорилось в юбилейные дни празднования 150-летия Одессы в освобождённом от фашистов городе. И непонятно, почему власти не использовали возможность установить в городе на вполне законных основаниях бесхозный памятник. Наконец, в 1969 году, в дни празднования 175-летия города, казалось, от слов перешли к делу. В юбилейном докладе 1-го секретаря обкома партии М.С.Синицы многократно звучали слова о роли А.В.Суворова в основании Одессы, было отмечено, что он «заложил крепкий фундамент города». Апогеем прозвучало сообщение, о том, что в Киеве поддержали просьбу «общественности города-героя о сооружении в Одессе памятника великому полководцу А.В.Суворову – основателю Одессы».

5 сентября на площади 10 апреля состоялся многолюдный митинг, посвящённый закладке долгожданного памятника. Открывая митинг, председатель исполкома Одесского городского совета депутатов трудящихся В.М.Шурко, вспомнив события далекого, но незабываемого прошлого, вновь отметил важную роль Суворова не только в организации штурма турецкой крепости Гаджибей, но и в основании порта и города. Выступающие на митинге, подчеркивая роль Суворова, благодарили власть за поддержку народной инициативы по возведению ему памятника. Перерезана красная лента. Спадает покрывало. Взору собравшихся открывается высокий гранитный камень. На белой мраморной доске золотом высечены слова: «На цьому мiсцi буде споруджено пам`ятник засновнику мiста Одеси О.В.Суворову». Участники митинга возложили цветы, отдавая дань памяти великому и славному полководцу.

Но подули другие ветры, изменились обстоятельства, и на этом месте в 1985 году к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне был сооружен обелиск в честь города-героя Одессы. К 200-летию города администрацией Одесского морского торгового порта были заказаны скульптору П.И.Кравченко три бюста основателей порта и города: адмирала де Рибаса, де Волана и Суворова. Первые два бюста были установлены у главных ворот порта. Бюст же А.В.Суворова остался в мастерской скульптора — ему не нашлось места. Предполагалось реконструировать Таможенную площадь и там установить памятник полководцу, но опять руки до дела не дошли.

Очередная и такая же безрезультативная попытка установить памятник полководцу была предпринята администрацией и жителями Суворовского района города. В 2004 году скульптор А.Копьев и архитектор В.Мироненко не только подготовили проект памятника, но и утвердили его во всех инстанциях. Было намечено даже место его установки — сквер рядом с Суворовской районной администрацией. Но стали выступать националистические организации: «москаля не надо здесь в Одессе» и проект заморозили. В июле 2008 года сообщилось о «втором пришествии Александра Суворова в Одессу». Дело в том, что на последней сессии горсовета депутаты приняли очередное решение о сооружении памятника русскому полководцу генералиссимусу А.В.Суворову на пересечении проспекта Добровольского и Николаевской дороги в Суворовском районе города. Объявлен новый конкурс. Депутаты посчитали, что «памятник будет не просто украшением, а символом Суворовского района города». Был объявлен сбор средств, с намерением соорудить памятник в 2009 году. В феврале 2010-го депутаты одесского городского совета в очередной раз сообщили о намерении установить в Одессе памятник полководцу А.В.Суворову.

Прошло ещё более двух лет. 9 мая 2012 года на фронтовом привале в Лузановке ветераны Суворовского района предложили вынести проект о сооружении памятника А.В.Суворову на сессию городского совета в порядке местной инициативы. Был организован сбор подписей в поддержку предложения ветеранов. И вот очередное сообщение: «Одесский городской совет информирует о местной инициативе установить в Суворовском районе копию скульптурной композиции А.В.Суворову».

Памятник полководцу Александру Суворову торжественно открыли 29 сентября 2012 года на перекрестке у «Молодой Гвардии», что на поселке Котовского.

Памятник А. В. Суворову в Одессе

Непосредственно перед открытием состоялось театрализованное представление. К памятнику в карете подъехала императрица Екатерина II, приказавшая своему спутнику зачитать все достижения великого русского полководца, огласить список его орденов. «Сим говорю, что нет в Российской империи больше орденов, которых нет у Александра Васильича Суворова, поэтому жалую его званием подполковника Преображенского полка», — заявила «императрица». К слову, звание полковника Преображенского полка в то время было у самой Екатерины, так что Суворов по воинской иерархии был вторым человеком в империи.

Монумент является копией памятника Суворову, изготовленного Борисом Эдуардсом в 1913 году и находящегося сейчас в Измаиле.

Related Post

Шереметьевский дворец театральный музей

Директор Метелица Наталья Ивановна Секретарь директора: Журавлева Ольга Леонидовна Ученый секретарь Штаркман Александра Михайловна Заместитель директора по развитию Ярославцева Ирина Викторовна Главный хранитель Власова Татьяна Васильевна Заместитель директора по экономическим

Ночь в музее 3 на кинопоиск

Смотреть, или не смотреть? «Ваще» не вопрос . с родителями» (2000), «Как украсть небоскрёб» (2011), «Ночь в музее» (2006, 2009, 2019), «А вот и 24 февраля 2019 11:25 Про ‘Ночь

Государственный музей китая

Китайский национальный музей, Пекин — описание Страна:Китай Город: Пекин Адрес: 16 Dong Chang An Jie, Dong Cheng Qu, Beijing Как известно, Китайская цивилизация – одна из самых древнейших на земле.