Казанский собор колоннада в санкт-петербурге

Казанский собор колоннада в санкт-петербурге

Казанский собор был построен по проекту А.Воронихина для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I. В 1730-е годы была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова, которая находилась примерно на месте нынешнего Казанского собора.

В конце XVIII века церковь вместе с соседними зданиями была снесена, в результате чего образовалась свободная площадь. В центре ее 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка нового собора. Постройка длилась 10 лет, храм был освещен 15 сентября 1811 года.

Главная святыня храма-чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явившаяся в Казани в конце XVI века. В 1612-1613 годах, в период борьбы с польскими и шведскими интервентами, икона сопровождала Народное Ополчение князя Д.Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 году, по повелению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение (список) с чудотворного образа.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова
Казанский собор в Петербурге. Северный фасад. Тома де Томон, Жан Франсуа.1800 г. С сайта ГЭ.
Казанский собор при посещении его императрицей Марией Федоровной. Пазетти А.А. 1883 г. Фото с сайта ГЭ.

По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора, в остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.

Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Полукружие колоннады отмечено в центре парадным портиком, у зрителя создается впечатление, что главный вход в храм именно здесь. Проект А.Воронихина предусматривал создание подобной колоннады и со стороны южного фасада, но эта идея не была реализована.

В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане.

Наружные колонны, капители, антаблемент, барельефы и облицовка выполнены из пудостского камня. Этот мягкий известняк желтоватого оттенка добывали вблизи Петербурга. Во внешнем украшении собора огромное значение отведено скульптуре. Над боковыми проездами (на аттиках порталов), помещены барельефы: с восточной стороны-И.П. Мартоса «Источение воды Моисеем в пустыне», а с западной И.П.Прокофьева «Воздвижение медного змия». Над алтарной апсидой барельеф Ж.-Д.Рашетта «Вход Господень в Иерусалим».
Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.

В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые фигуры Святых Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос), Андрея Первозванного (скульптор И.П.Прокофьев), Владимир Равноапостольный и Александр Невский (скульптор С.С.Пименов).

В северном портике размещены барельефы «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»-работы скульптора Ф.Г.Гордеева.

Особой торжественностью и богатством отличался интерьер храма. Иконостас первоначально сооружался по рисунку А.Воронихина.

В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К.А.Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году. Большая часть икон иконостаса была написана лучшими художниками первой половины XIX века: В.Л.Боровиковским, О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым,К.П.Брюлловым, П.В.Басина, Ф.А.Бруни.

Внутренний вид Казанского собора, в сторону иконостаса, с молящимися. Неизвестный литограф. ГЭ
Казанский собор. Колоннада
Екатерина II на ступенях Казанского собора, в день воцарения 28 июня 1762 года. Неизвестный художник. ГЭ

Казанский собор был освещен в 1811 году, а спустя год из стен храма, отслужив торжественный молебен, войска отправлялись на Отечественную войну.

Из этих стен отправился командовать войсками М.И. Кутузов, в 1813 году тело великого полководца было погребено под сводами Казанского собора в склепе, устроенном в северном пределе храма.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны-знамен штандартов, ключей от захваченных крепостей и городов.

Мемориальный характер храма был подчеркнут в 1837 году, когда перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И.Орловского.

Памятник фельдмаршалу М.И.Кутузову на Казанской площади. Санкт-Петербург
Памятник М.Б.Барклаю де Толли у Казанского собора. Санкт-Петербург
Андрей Первозванный. Статуя в нише северного портика. Скульптор В.И. Демут-Малиновский.

В 1929 году Казанский собор был закрыт, а спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы, частично были переданы Государственному Русскому музею.

Икона Казанской Божьей Матери, главная святыня храма была перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Интерьер был разграблен и серьезно пострадал в результате переделок.

В конце XX века Казанский собор вернули Епархии, а так же храму вернули статус, сегодня это главный Кафедральный собор Санкт–Петербурга. В начале XXI века на свое место вернулась икона Казанской Божьей Матери.

Смотрите так же:  Первый ватиканский собор основные решения

Особую художественную ценность представляет чугунная ограда Казанского собора, со стороны Казанской улицы. Она была создана так же по проекту А.Воронихина.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Смотрите так же:  Николо богоявленском морском соборе санкт петербурга

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — официальные сведения и легенды

Казанский собор считают крупнейшим храмом начала 19-го столетия. Также его причисляют к самым креативным, крутым и прекрасным сооружением своего времени. Он заслуженно занимает почетное место в самом сердце Санкт-Петербурга. Святое сооружение обладает уникальными фактами и поверьями.

Его общая длина — 72 с половиной метра, высота — 71 с половиной, ширина — 56 метров 700 сантиметров. У него есть 2 крыла с длиной каждого по 42 метра 700 сантиметров. При возведении купола, диаметром 17 метров, впервые использовали металлоконструкции.

На иконостас главного придела собора потратили 640 килограмм серебра. Правда, при советской власти данное богатство, казалось, Петербург безвозвратно потерял. К счастью, благодаря специалистам-реставраторам все вернулось на круги своя.

Гармоничное сочетание

Архитектор собора Андрей Никифорович Воронихин с честью выполнил необычную и непростую задачу, которую поставили перед ним император Павел I — создать европейский собор и православная церковь — соблюсти все ее каноны.

Для него долгое время подбирали и очищали место, было разобрано 11 частных строений. По проекту архитектора храм должен был обладать 2-мя колоннадами. Почему возвели лишь 1, по сей день неизвестно. Но и эта единственная сегодня служит величайшей архитектурной жемчужиной Северной столицы.

Величие колонн, их наличие

Колоннада Казанского собора состоит из 96 колонн. Двухметровый цоколь собора и его колоннад был изготовлен из массивных блоков сердобольского гранита. Балюстрада наверху колоннады может похвастаться красивым ревельским известняком.

Из гатчинского пудостского камня, легко поддающегося обработке, изготвляли колонны. Уникален этот материал за счет своего природного характера к изменению цвета в зависимости от освещения и погоды. Благодаря непревзойденным и самобытным свойствам камня, его надлежащей обработке и применению, изделия из него способны выдерживать температурные перепады, влажность и капризы петербургской погоды.

На отделку пошло 12000 м2 пудостского камня, изготовили из него 182 колонны снаружи и 12 полуколонн коринфского ордера, перекрытия пролетов. Внутри — 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Каждая из них весит по тридцать тонн, обладает высотой в 10 метров 600 сантиметров.

Печальное событие прошлого

Казанский собор стал местом празднования 300-летия династии Романовых. Образовалось столпотворение, что привело к гибели более 30 человек. Некоторые верующие усматривали в данной трагедии зловещий умысел. В связи с этим, поговаривали о скором окончании правления Романовых. Увы, так и произошло.

Архитектура Петербурга: тайны и загадки колонн испокон веков в числе самых мистических и обсуждаемых тем. До 1824 года на пъедесталах с боку с обеих сторон колоннады стояли гипсовые скульптуры ангелов. Вскорости должны были появиться фигуры архангелов из бронзы. По каким-то причинам они так и не были установлены. С тех пор существует поверье — покуда Россией не станут управлять мудрые и честные политики, пьедесталы так и будут пустовать.

В 1710 году, рядом с госпиталем, расположенным на Невском проспекте, было решено выстроить часовню, а немного позже – деревянную церковь Казанской Божьей Матери.

В 1733 году, по приказу Анны Иоановны, был заложен новый каменный храм, названныйРождественским. Его украсила великолепная 58-метровая колокольня.

Из Троицкого собора, была перенесена икона Казанской Божьей Матери. Так его и начали называть Казанским.

Получив статус Собора, он стал главным храмом в Санкт-Петербурге, но, простояв до конца 18 века, здание пришло в упадок.

Было решено строить новый, парадный собор.

У власти в то время находился Павел I, он высказал архитекторам только одно пожелание – проект должен быть похож на собор Святого Петра в древнем Риме. Кроме того, требовалось вписаться в окружающий ландшафт.

Был проведен довольно широкий архитектурный конкурс, на который представили свои варианты многие модные иностранные архитекторы. Но все они были отвергнуты.

А спустя год, Павел, не взирая на чины и родословную одобрил проект бывшего крепостного Андрея Никифоровича Воронихина.

Конечно, простолюдин не мог подать свой проект на императорский стол. За него это сделал его бывший хозяин — граф Строганов, который, кстати, не остался внакладе, став главным попечителем стройки.

Как бы там ни было, в 1800 году началось строительство нового Казанского собора.

Смотрите так же:  Собор рождества богородицы в москве

Работа была завершена за год до войны с Наполеоном.

Что интересно, предыдущий собор часто выступал в качестве храма, где проводились торжественные службы по случаю новых побед русского оружия.

Так что Казанский собор, — новый, великолепный, и лучший на тот момент в Санкт-Петербурге, был построен очень вовремя.

Символизм подчеркивает факт, что проект был русским, трудились исключительно русские мастера, а для отделки использовался только камень, добытый в самой России.

Была одна тонкость, которую следовало обязательно учесть при проекте.

Согласно православным канонам, вход должен располагаться на западе, а алтарь – на востоке, таким образом, Казанский оказался бы стоящим боком к Невскому проспекту.

Воронихин разработал проект, по которому северный фасад украсила величественная колоннада, выполненная из 96 колонн, стоящих полукругом.

Таким образом, парадной стала северная часть, украсив собой главный проспект столицы.

В самом конце 19 – начале 20 века, у колоннады был разбит сквер, а позднее добавлен большой фонтан.

Внутреннее убранство напоминает зал царского дворца.

Падающий из высоких окон свет, создает иллюзию парящего в воздухе купола, а ряды гранитных колонн, зрительно, делают помещение ещё выше.

Все пространство богато украшено скульптурами и барельефами. Иконы были написаны знаменитыми художниками Кипренским, Ивановым и другими.

Фасад украшен скульптурами.

После революции, Казанский собор отобрали у церкви, сняли крест с купола, установив вместо него позолоченный шар, увенчанный шпилем.

В здании открыли музей религии.

Пострадал он и во время Великой Отечественной войны – в него попало несколько снарядов.

Богослужения в Казанском соборе возобновились в 1991 году, в него вернулась икона Казанской Божьей Матери, а на куполе снова появился золоченый крест.

В подарок, в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга, был отлит четырехтонный двухметровый колокол.

Так как Исаакиевский собор остается музеем, то Казанский занимает место главного торжественного храма православной церкви в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25

Из метро Гостиный двор (выход на канал Гриботедова), перейти перекресток Невского проспекта и канала Грибоедова. Собор виден сразу от метро.

В будние дни с 8.30 до окончания вечерней службы.

В выходные дни с 6.30 до окончания вечерней службы.

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Казанский собор

Казанский собор – действующий православный храм находится в самом-самом центре Санкт-Петербурга: один фасад Казанского собора выходит на Невский проспект, а другой на набережную канала Грибоедова. Казанский собор – один из символов современного Санкт-Петербурга и одно из самых больших зданий в городе.

Сперва на этом месте в 1710 году была построена маленькая часовня, а затем на ее месте в 1733 заложена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В эту церковь из Троицкого собора доставили икону Казанской Божией матери. С тех пор церковь стали называть Казанской. Скоро она получила статус Собора.

Но со временем здание пришло в упадок. Решено было построить новый Казанский собор. Правящий тогда император Павел I объявил конкурс на проект нового собора. У императора было одно пожелание: новый Казанский собор должен был быть похож на Собор Святого Петра в Риме. Архитектором собора стал А.Н. Воронихин.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Закладка нового собора произошла в 1801 году уже при императоре Александре I. Строили Казанский собор 10 лет, освещение нового Казанского собора произошло в 1811 году.

Колоннада собора насчитывает 96 колон, а внутренне убранство храма украшают еще 56 колон. Колокольня Казанского собора спрятана в колоннаде. На момент постройки собор был самым высоким сооружением Санкт-Петербурга, его высота составляла 71,5 м.

Фонтан на площади возле Казанского собора

После революции 1917 году с купала собора убрали крест, а внутри здание расположился Музей истории религии и атеизма.

Казанский собор пострадал во время блокады Ленинграда, после войны в нем начались реставрационные работы.

В 1991 году в Казанском соборе начались богослужения, а в 1994 году на купол собора вернулся крест. В июле 2001 года в Казанский собор вернули икону Казанской Божией Матери, которая после закрытия собора хранилась в Князь-Владимирском Соборе в Питере.

Сейчас Казанский собор главный действующий православный храм Санкт-Петербурга.

Казанский собор, как добраться

Казанский собор находится в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, 25. Станция м. Невский проспект или м. Гостиный двор.

Казанский собор, время работы и стоимость посещения

Собор открыт с 8:30 до окончания вечернего богослужения с понедельника по субботу и с 6:30 в воскресенье

Каждый день в 10 утра в соборе проходит литургия, вечернее богослужение начинается в 18:00.

В Казанском соборе работает воскресная школа для взрослых и детей.

Собор действующий, поэтому посетить его можно бесплатно. Внутри Казанского собора запрещено фотографировать. Можно заранее заказать экскурсию по Казанскому собору, стоимость экскурсии около 600 рублей с человека при наборе группы в 10 человек, продолжительность экскурсии 2 часа.

Кстати, любую экскурсию по достопримечательностям Санкт-Петербурга вы можете заранее заказать здесь.

Related Post

Измайлова собор

Наиболее значительные произведения Монферрана широко известны. Это Александровская колонна, или Александрийский столп, и Исаакиевский собор, проектированию и строительству которого архитектор отдал большую часть своей жизни — сорок с лишним лет.

Собор спасителя в брюгге

Собор Спасителя в Брюгге Кафедральная епархия Брюгге Праздник посвящения: 20 Июля Покровители: Св. Донациан (14 октября), Св. Элигий (1 декабря) Провинция: Западная Фландрия 80-метровая башня Храма Святого Спасителя, как и

Соборы смоленщины

Смоленск – редкий русский город, который может похвастаться наличием сразу трех храмов, построенных до середины XIII века, и Кафедральным собором, который виден почти из любой точки города, а также другими