Меню

Православные храмы в африке

Православная Церковь «всея Африки»


Игумен Кирилл (Сахаров) о Православии на «черном континенте» …

Основатель этого древнего Патриархата – св. апостол и евангелист Марк. Когда произносишь по старопечатному служебнику молитву «Спаси Боже люди Своя», то обращаешь внимание, что среди перечисляемых святых – Афанасий и Кирилл Александрийские (в другом месте они именуются «Александрские»). Среди особо почитаемых святых Александрийской Церкви – преп. Антоний Великий. В нашем храме имеется икона Преподобного со значительной частицей его святых мощей. Это один из наших лучших образов. Титул Александрийского Патриарха, пожалуй, самый пространный. Здесь и «отец отцов», «пастырь пастырей» и «архиерей архиереев». И даже «тринадцатый апостол» и «судия вселенной» (чуть не написал с большой буквы слово «судия», прости Господи).

Всего в Африке около 6 млн. православных. Имеется 3 монастыря и несколько сот храмов, разбросанных по Африканскому континенту, особенно в Уганде и Кении. В этих странах соответственно около полутора и около миллиона верующих. В Кении около 300 православных приходов. На это небольшое, по российским меркам, количество храмов, приходится значительное количество архиереев (как правило, они носят титул митрополитов). Необычно, но приятно видеть среди священников и даже архиереев, служащих в Африке, наряду с «бледнолицыми» — чернокожих – поистине Православие универсально, оно для всех. Кто-то мне рассказал такую забавную историю: как-то в глухой африканский православный приход попал их бледнолицый единоверец. Смущенные необычного вида человеком «дети природы» боязливо жались к друг другу, смотря на пришельца со смешенным чувством страха и любопытством. Их более просвещенный пастырь, видя такую реакцию своих посомых, сказал: «не бойтесь, чада мои, наш гость только по внешности белый, но душа его такая же черная, как у нас».

Особо почитается в Александрии место, где, по преданию, жило Святое Семейство.

В VII веке Северная Африка была завоевана арабами – мусульманами. К этому времени православных в Египте было раз в 20 меньше, чем коптов – монофизитов. Ислам в настоящее время является государственной религией Египта. Мусульман здесь более 80%. Православные на 5 месте – по количеству они уступают даже протестантам и очень значительно коптам. Во всех перипетиях в положении православных в Северной Африке (например, в связи с греческим восстанием 1821 года – александрийский Патриарх тогда был отправлен в ссылку) Россия неизменно оказывала им поддержку. С этой целью и было открыто подворье Александрийской Церкви в Российской Империи (сначала оно было в Одессе, а теперь располагается в центре Москвы в прекрасном храме Всех Святых на Кулишках).

Помню, когда в конце 80-х годов я анализировал отчеты епархиальных архиереев, одним из самых запоминающихся был отчет Одесской митрополии, где наряду с «сухомятиной», общими словами, был «оживляж», касающийся недоумений александрийского представителя по поводу наших длинных уставных служб (он настаивал, чтобы на всенощной после Евангелия хор сразу пел «Величит душа моя Господа»), что в свою очередь вызывало смущение у его славянских собратий. Интересно, что ряд настоятелей подворья, например Патриарх Никанор (вторая половина XIX века) становились главами Александрийской Церкви. Будущий патриарх Никанор был настоятелем подворья 17 лет. Нынешний Патриарх Феодор также был одно время настоятелем подворья. Его одухотворенность и любвеобилие производят очень благоприятное впечатление на всех, кто с ним соприкасается (мне приходилось с ним общаться в Даниловом монастыре). Очень приятное впечатление производит и нынешний представитель Александрийского Патриархата митрополит Афанасий – большой знаток византийского пения. Побывав на престольном празднике храма, на меня большое впечатление произвело пение митрополитом богослужебных текстов византийским распевом. Оба они очень любят Россию, что вызывает к ним ответную любовь.

Вспоминаю посещение Грузии в 80-е годы. Тогда туда приезжал александрийский Патриарх Николай VI. Запомнился непосредственный и эмоциональный стиль патриаршего служения. Вспоминаю также приезд в Данилов монастырь летом 1986 года митрополита Тита из Александрийского Патриархата. Разница богослужебной практики бросалась в глаза – было заметно, что у александрийцев все упрощено, например, чин архиерейской встречи. Был даже налет некой игривости, выражавшейся, в частности, в том, что после омовения рук владыка Тит ловким движением пальцев брызнул в глаза иподиакону, чем вызвал у него веселый смех. Впрочем евхаристический канон прошел не без драматизма, когда александрийский иерарх во время пения «Тебе поем» сразу приступил к благословению Даров на Престоле, а наместник монастыря параллельно взволнованно призывал Духа Святаго (в новостильных Церквях, как правило, отсутствует этот момент, он опущен).

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке

Православные храмы – от Южной Африки до Антарктиды (Телепрограмма, 06.08.05) (комментарий в русле истории)

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, ЮАР

История открытия прихода Русской Православной Церкви в ЮАР

В Южной Африке выходцы из России жили с XVIII века. Но организованная русская православная община появилась здесь только в 60-е годы XX века. В небольшой городской квартире устроили домовый храм во имя Св. Равноапостольного князя Владимира, и с 1957 по 1975 год там служил священник Русской Зарубежной Церкви архимандрит Алексий Чернай. С его отъездом общинная жизнь переместилась в «Русский дом», обустроенный в 1968 году в центре Йоханнесбурга на средства русских эмигрантов. Кроме небольшого помещения для собраний и трапез, там была оборудована часовня Свт. Николая Чудотворца. Община продолжала находиться в лоне Зарубежной Церкви, но постоянного священника там так и не было. Богослужения иногда совершались сербскими и греческими клириками.

С 13 по 23 октября 1998 г. по благословению председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, по приглашению верующих россиян, проживающих в Южно-Африканской Республике, с целью изучения вопроса об открытии прихода Русской Православной Церкви заместитель председателя ОВЦС архимандрит Феофан посетил ЮАР. Во время визита в ЮАР архимандрит Феофан совершил Божественную литургию в греческом православном храме в Претории. После богослужения состоялось первое собрание, на котором был избран организационный комитет по созданию прихода. Во время пребывания в Претории состоялись встречи архимандрита Феофана с руководством и сотрудниками Посольства РФ в ЮАР и руководством Министерства иностранных и внутренних дел ЮАР, на которых обсуждался вопрос об открытии в ЮАР приходов Русской Церкви. Состоялись также встречи архимандрита Феофана с руководством Южно-Африканского Национального Совета Церквей, а также Голландской Реформатской Церкви. С их стороны было высказано понимание и готовность оказать помощь в создании прихода. Кроме Претории и Йоханнесбурга, архимандрит Феофан посетил города Дурбан и Кейптаун, где также имел встречи с потенциальными прихожанами.

Рассказ о поездке в ЮАР

С 13 по 21 октября 1998 года архимандрит Феофан, заместитель председателя Отдела Внешних Церковных сношений Московского Патриархата совершил визит в ЮАР. Своими впечатлениями от визита Его Высокопреподобие делится с читателями.

Несколько лет назад в адрес Русской Православной Церкви поступили обращения верующих русских людей волею различных судеб оказавшихся на юге Африки, в Южноафриканской республике, с просьбой направить им священника. Откликаясь на эти благочестивые просьбы, по благословению Святейшего Патриарха и председателя Отдела Внешних Церковных связей митрополита Кирилла, с 13 по 21 октября я посетил Южноафриканскую Республику.

Хотя я и летел самолетом, но добирался почти сутки, поэтому во время пути у меня было время поразмышлять – как и что там будет. Но по прибытии в аэропорт, буквально у трапа самолета, меня встретила довольно большая группа людей. Это были проживающие в ЮАР наши соотечественники, некоторые несколько лет, некоторые, может быть, год, а некоторые – уже десятилетия. Среди них оказался и посол Российской Федерации в республике ЮАР Вадим Борисович Луков. И он сам, и вообще посольство российское, проявляют большую заботу об открытии прихода Русской Православной Церкви в ЮАР.

Во время пребывания в Претории, естественно, меня меньше всего интересовали формальные встречи, хотя они, без сомнения, тоже нужны. Мне хотелось понять, есть ли та паства, ради которой необходимо было посылать в столь далекий уголок мира из России нашего священника, не в самое простое время для внутренней жизни страны. Я имею в виду и экономическую ситуацию, и кадры духовенства; в России нужны священники, у нас повсюду открываются храмы. В один из воскресных дней была назначена служба. В Претории имеется греческий православный храм. Кстати, это каноническая территория Александрийского Патриархата. На территории ЮАР две епархии: Йоханнесбургская и (на юге) Кейптаунская. Там проживают более 100 тысяч православных греков. Практически во всех городах есть православные храмы.

Я давно, еще в бытность представителем Русской Православной Церкви в Александрии при Патриархе Александрийском, хорошо знал духовенство Александрийской Церкви. Епископ Иоанн Йоханнесбургский любезно предоставил мне возможность отслужить Божественную Литургию в его храме. Я был приятно удивлен, когда, совершая литургию, увидел в храме огромное количество молящихся – более четырехсот человек, наших соотечественников, проживающих в Претории и Йоханнесбурге ( два больших города, находящиеся в 40 километрах друг от друга).

Но меня поразило и другое, что пока еще нечасто встретишь в России: люди пришли семьями. Дети вместе с родителями. После литургии по просьбе верующих я совершил водосвятный молебен. Затем каждого окроплял святой водой. Наверное, только священник может передать то чувство особой одухотворенности людей, пришедших в храм, подходящих к кресту и окропляемых святой водой. Какие просветленные лица! Будто Пасха Христова. После молебна я спрашивал: “А что это вы такие счастливые были?” Мне отвечали: “Вам, наверное, трудно это понять. Мы через это священнодействие как бы приникли к России, к ее духовным истокам”. Затем мы провели первое приходское собрание, избрали организационный комитет для прихода. Представители были из разных городов – из Претории, Йоханнесбурга, Дурбана и Кейптауна. Таким образом, в далекой Южноафриканской республике было положено начало основанию прихода Московской Патриархии.

Кроме богослужения в храме, у меня была возможность лично познакомиться с семьями. На протяжении двух-трех дней меня приглашала та или иная семья, и, как правило, на эти встречи собиралось по двадцать-тридцать, а то и больше человек. Близких не только по интересам, по профессии, но и по-человечески родственных. И я еще раз понял, сколь необходимо людям церковное окормление. Особенно в таких далеких уголках, где наши люди помнят, что они, может быть, и плохие, неактивные, но православные.

И хотелось бы отметить другой факт: там они еще острее ощущают свою сопричастность Церкви Русской и тоскуют по ней. Часто приходилось слышать: “Как же мне не хватает русского храма, где была бы икона Казанская!” Или: “Как бы мне хотелось, чтобы на меня посмотрел Преподобный Сергий или Преподобный Серафим Саровский!”; “Как мне не хватает нашего русского Святителя Николая!” Я говорю: “Есть же греческие православные храмы”. “Да, есть, – отвечают мне, – но хочется, чтобы храм был русский”.

Отмечу сословность наших потенциальных прихожан. В основном это интеллигенция. Академическая, творческая, интеллектуальная. Несколько лет назад, когда лучшие научные центры в нашей стране разваливались, ученые с известными именами и серьезным потенциалом, к великому сожалению, вынуждены были искать счастья где-то в другой стране. Иногда мы осуждаем их, говорим: “Как можно покидать Родину…” Не судите, да не судимы будете! Бог — единственный сердцеведец, который знает, что заставило человека покинуть Родину, искать счастья где-то вдали от нее.

Эта интеллигенция – профессора, по конкурсу принятые на работу в университеты ЮАР. Наверное, всем известно, как серьезно там поставлено образование, и европейцы почитают за счастье попасть в университеты. Наши ученые преподают в университетах, в колледжах, просто в школах. Много ученых работает в различных научно-исследовательских институтах. А затем придет к нам какой-нибудь “Панасоник” или еще какая-нибудь электронная безделушка, сотворенная нашими русскими умами вдали от нас. А как бы надо использовать этот потенциал у нас в стране!

Очень много художников, актеров, в особенности, артистов балета, оперы, музыкантов. Есть, конечно, среди наших верующих людей те, кто пробует себя в бизнесе. Есть и те, кто, на пенистой волне оказавшись вдали от России, за рубежом, не имеют ни призвания, ни знания, только одну эфемерную мечту о том, что здесь будет легче пропитаться, ничего не имея за душой и в голове. Они горько ошиблись и сейчас находятся в самом тяжелом состоянии.

Повторю еще раз: всегда – а таких встреч было несколько, пять или шесть – я слышал одно: “Присылайте скорее священника!” По опыту моих прежних командировок я еще раз убедился, сколь необходимо действительно духовное присутствие Русской Православной Церкви там, где находится ее паства. Сложность заключается в следующем. Так уж устроены славяне: у нас нет единого, цементирующего начала. И люди, оказавшиеся в чужой стране, нередко устроившись материально, не имеют привычной питательной среды: духовной, культурной, языковой, в которой они выросли. Необходимо что-то объединяющее. Нередко эмигранты бывают людьми различных политических взглядов, различных профессий. И если их разделить по профессиональному, политическому, сословному положению, не получится целого организма.

Церковь – это как раз то нейтральное поле, та духовная среда, которая поможет всегда найти и духовное утешение, и связь с далекой Родиной, и чисто человеческое общение, позволит услышать родную русскую речь. Это очень важно. Каков принцип народов, привыкших волею исторических судеб жить, что называется, в рассеянии? Греки, армяне, евреи… Вся их жизнь концентрируется вокруг какого-то духовного центра. Храм, школа для детей… Школа может соединить их с национальными традициями. Язык и вот эта община дадут им возможность выжить в чужой стране, сохранить культуру, свою религию, язык и традиции.

Так было после революции, когда десятки тысяч русских оказались в разных странах. Все начиналось со строительства храма. Сначала храм, а вокруг него уже организовывалась жизнь. Об этом надо помнить и сейчас. Вот почему мы и оказались в Южной Африке: чтобы понять, действительно ли нужен нам священник. По возвращении я докладывал об этом Святейшему Патриарху и митрополиту Кириллу. Думаю, на Синоде будет принято решение о том, что Церковь должна отправляться туда, где ее паства. Такова наша обязанность, наш долг, наш крест.

Kроме Претории я посетил город Дурбан, находящийся в центре ЮАР, а также Кейптаун – портовый город в самой южной точке Африки. В Дурбане проживает немного, может быть, около пятидесяти-шестидесяти семей. В основном, это тоже интеллигенция и преуспевающий деловой люд. В Кейптауне русских больше, до тысячи человек. Я служил в обоих городах. Везде были люди, и повсюду меня просили об одном: “Скорее присылайте священника”. Действительно, куда отправится человек с печалью в сердце? В посольство? Там решаются деловые вопросы. А душу открыть, конечно же, в храме, перед иконой, перед алтарем, перед аналоем с крестом и Евангелием, перед священником. И когда я говорил, что сейчас посылать священника нам трудно (в экономическом плане) – трудно его содержать, везде слышал о готовности по мере возможности взять эту обязанность на себя.

Удивительная встреча состоялась у нас в Дурбане. Ко мне подошел восьмидесятилетний старик, очень бодрый, интеллигентный: “Благослови меня”. И заплакал, встав на колени. Я сказал ему: “Встань”. И благословил. Старик произнес: “Я впервые за пятьдесят лет встречаю священника Московской Патриархии”. И столько было в нем неподдельной радости! “Я, – сказал он, – мечтал всю жизнь, чтобы это случилось. И, наверное, теперь могу умереть”. Это был весьма уважаемый и богатый человек, архитектор и скульптор.

Недалеко от Кейптауна представители нашего посольства и Морфлота попросили меня заехать на кладбище и показали могилу двух моряков, которые умерли 150 лет назад. Они погибли от какой-то болезни, огибая африканский континент, недалеко от мыса Доброй Надежды. Мы поговорили о Промысле Божием; их души взывали к Богу, моля, чтобы над ними был совершен чин отпевания по-православному. И мы сделали это.

Я побывал и на мысе Доброй Надежды. Меня поразила красота этого края: природное богатство, слияние двух океанов – Индийского и Атлантического.

Вот так разбросаны по всей земле наши русские люди. Поэтому мы сейчас направляем священников во многие страны. В Австралии открываем новый приход, наш священник служит в Панаме, будет открыт приход и в Арабских Эмиратах.

Но если говорить об Африке, это не первый приход. И я счастлив, что мне удалось потрудиться и несколько лет назад открыть приход в Тунисе. Наш приход действует и в Марокко. Наше представительство есть в Александрии. Африка потихоньку покрывается русскими храмами.

Во время визита у меня состоялось много встреч с властями южноафриканской республики — в президентской администрации, в министерстве иностранных, внутренних дел. Я задавал вопрос о необходимости открытия прихода Русской Православной Церкви и везде находил понимание. Мне говорили: “Для нас это очень важно и в духовном, и в культурном плане. О Русской Православной Церкви у нас очень хорошее мнение”.

В ноябре месяце состоялся визит в Россию вице-президента южноафриканской республики господина Томанбека. Он был принят Святейшим Патриархом. Я тоже принимал участие в этом приеме. И когда Его Святейшество поставил вопрос об открытии прихода, то на самом высоком уровне вице-президент заверил, что власти ЮАР не только не возражают, но всячески будут способствовать открытию там для русских людей духовного центра. “Ибо, – сказал вице-президент, – иначе они могут пойти по бездуховному пути. Нашим властям, нашему обществу нужна духовность”.

Как ощущают себя люди в отрыве от Родины? Недавно покинувшие Россию, пытаются найти себя в новых условиях, в новой стране. У них нередко нет возможности и времени задуматься над тем, что они потеряли, что нашли и к чему пришли. Я думаю, что ответ на эти вопросы можно получить от людей, которые уже в какой-то степени устроились, нашли себя, имеют работу, какое-то материальное благополучие, вид на жительство или гражданство. И вот тогда наступает момент, когда человек себя спрашивает: “Ну, хорошо, все есть. А что дальше?” Я нередко слышал такой вопрос.

Почему встает вопрос о храме? От ощущения тоски. По опыту еще прошлых моих командировок я знаю: не только второе, но и третье поколение эмигрантов, как правило, не бывают полноценными гражданами. А особенность русской души такова, что ностальгические чувства нередко “заедают”.

Однажды ко мне подошел один крупный ученый, порядочный, всеми уважаемый человек. У него прекрасная вилла и все остальное. Он сказал мне: “Я здесь работаю, чтобы не потерять своих профессиональных навыков, но как только станет возможным применить то, что я знаю и умею на родине, я обязательно вернусь домой”. Я не встречал людей, которые говорили бы, что им безразлично, где жить.

Хотелось бы отметить еще одну особенность. Когда говорят, что в России все плохо, хочется возразить: нет, есть все-таки и хорошее. В первый раз я попал в командировку за границу в семьдесят пятом году. Тогда отношение к Церкви в наших советских учреждениях и посольствах было таким же, как и в обществе в целом. Очень сдержанное и осторожное. Сегодня все по-другому. И посол, и самые высокие чиновники, и рядовые сотрудники посольств и учреждений – все говорят: “Надо открывать здесь храм”.

Перемена в умах людей высокого ранга! Вспомните, что работники посольств – это, в основном, элита нашего общества. И слава Богу, что есть такие положительные перемены в духовном состоянии нашего общества! Это немаловажно. Со стороны посольства на встрече был посол, генеральный консул, и я сразу понял, что это не формальность, а настоящее веление сердца, духовная тяга. Я встретил полное понимание и даже просьбу. Они в нас нуждаются. Ради них надо ехать.

24 ноября 1998 года, находясь с официальным визитом в Москве, вице-президент ЮАР Табо Мбеки встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Встреча состоялась в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре. «Мы знаем вас как активного лидера борьбы против апартеида, автора концепции африканского ренессанса, в основе которой лежат честь и достоинство человека,» — сказал глава Церкви своему гостю.

С Патриархом Табо Мбеки обсудил возможность открытия в Южной Африке прихода Русской Православной Церкви. Вице-президент ЮАР заявил о полной поддержке этого начинания.

В августе 1999 года в ЮАР был направлен священник из Петербурга протоиерей Сергий Рассказовский для открытия здесь временного домового храма. Приход, настоятелем которого он был назначен, получил имя Сергия Радонежского.

Уже весной 2000 года в Мидранде, пригороде Йоханнесбурга на собранные прихожанами средства был приобретен участок земли для строительства храма, появились и первые меценаты. Стараниями настоятеля и прихожан была собрана первая церковная утварь и иконы.

К сентябрю в городскую управу был подан проект здания будущей церкви, сделанный петербургским архитектором Юрием Кирсом, известным своим участием в реставрации Собора в честь Владимирской иконы Божией Матери и часовни блж. Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге. Он предложил необычный и, как вначале казалось, рискованный проект пятикупольного храма, невиданного в Южной Африке.

В июле 2000 года на должность настоятеля прихода Преподобного Сергия Радонежского был назначен иеромонах Филарет Булеков.

Появился и первый меценат. После воскресной службы в домовом храме общины перед собравшимися выступили представители компании «Тюменьавиатранс». Они сообщили, что на строительство храма их организация пожертвовала несколько тысяч долларов, которые были переведены на счёт прихода. Выступавшие заверили собравшихся, что этот взнос — не последний. К декабрю 2000 года городские власти утвердили решение начать строительство русского храма.

Церковная жизнь наладилась. В домовой церкви регулярно идут богослужения, совершаются все таинства и обряды. Составился небольшой хор. Устраиваются детские праздники, организуются встречи верующих за чашкой чая, постепенно собирается духовная и русская классическая литература для будущей библиотеки и уже действующей воскресной школы.

23 февраля 2001 года община и российские государственные и общественные учреждения в ЮАР впервые объединились, чтобы отпраздновать День защитника отечества. Состоялся торжественный молебен во славу российского воинства. Были освящены новые знамёна Вооружённых сил и Военно-морского флота. Богослужение собрало не только представителей российского посольства, но и офицеров и солдат запаса, проживающих ныне в Южной Африке. Перед собравшимися выступил посол России в ЮАР А.А.Кушаков, военный атташе А.П.Моисеев, сотрудники российских государственных учреждений и представители русскоязычной диаспоры страны.

6 марта 2001 года в деловом центре Йоханнесбурга Розбенке состоялась встреча настоятеля русской православной общины в ЮАР иеромонаха Филарета (Булекова) с председателем Комиссии по взаимоотношениям с религиозными организациями правящей партии Африканский Национальный Конгресс (АНК) Седриком Мейсоном. В ходе беседы С.Мейсону была представлена история образования прихода, а также планы общины на ближайшее будущее. Представитель АНК с пониманием и благодарностью отнесся к стремлению русскоязычной православной общины иметь возможность христианского свидетельства перед лицом всего южноафриканского общества. Нравственные ценности христианства, во многих случаях находящие поддержку представителей других вероисповеданий, способны стать одной из важнейших составляющих общей платформы, на которой возможно объединение общества, ныне раздробленного по расовым, политическим, социальным и иным признакам.

Председателю Комиссии были представлены английский перевод текста Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, история и обстоятельства создания этого документа. Во время беседы был изложен взгляд Русской Церкви на ряд общественно значимых проблем, нашедших отражение в Концепции, а также в иных церковных документах.

В том же месяце в ЮАР прошли гастроли Российского государственного ансамбля танца «Сувенир». Часть собранных от концертов средств поступила в фонд строительства первого на Юге Африки русского православного храма.

«Узнав о строительстве в Йоханнесбурге русского храма, мы как православные верующие, решили внести свою лепту в это святое дело», — сказала, обращаясь к настоятелю русского православного прихода в ЮАР иеромонаху Филарету (Булекову) и послу России в ЮАР А.А.Кушакову, директор труппы Евгения Кузина. Православная община русского прихода во имя преподобного Сергия Радонежского , которую посетили российские артисты, встретила соотечественников постными угощениями и сувенирами.

В последних числах марта 2001 года начались подготовительные строительные работы на церковном участке. Попечительский совет прихода рассмотрел и утвердил контракт со строительной фирмой «Алминик» на проведение первого этапа работ, включающих в себя подготовку поверхности почвы, разметку подготовленных архитектурных планов непосредственно на земле, открытие траншей под фундамент, строительство фундаментов самого храма, дома священника, приходского дома и сторожки. Инженерный проект фундаментов был сделан таким образом, чтобы гарантировать прочность зданий на многие годы вперёд. Стоимость первого этапа строительства составляет около 450 тычяч рандов. При поддержке Посла России в ЮАР А.А. Кушакова были привлечены серьёзные спонсорские средства в размере 50 тысяч долларов. со стороны российских организаций. Текущие расходы покрывались за счёт сбора средств прихожанами храма.

В апреле 2001 года к Пасхе вышел первый в Южной Африке православный журнал на русском языке — «Вестник». Он был учреждён приходом Сергия Радонежского и адресован в первую очередь выходцам из России и сопредельных государств, проживающих ныне в ЮАР.

Среди материалов первого номера — Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, определения Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося в апреле 2001 года, новости приходской жизни, информация о начале строительства православного русского храма под Йоханнесбургом.

Специальный раздел посвящен связям Русской Православной Церкви с Александрийской Церквью-сестрой, на канонической территории которой находятся православные приходы в Южной Африке. Раздел открывается информацией о назначении в Йоханнесбург и Преторию нового греческого митрополита Серафима, приводятся его биографические данные. Здесь же статья о прошедшей недавно конференции «Православие в Африке».

В разделе «Христианство в Третьем тысячелетии» помещена статья, рассказывающая об отношении Православной Церкви к вопросам образования. При поддержке Посольства России рассматривалась возможность открытия в ЮАР русской приходской школы, где наряду со светскими предметами преподавались бы Закон Божий и Основы религиоведения.

В своем обращении к читателям «Вестника» иеромонах Филарет в качестве одной из основных задач нового издания выделяет единение русскоязычной диаспоры, рассеянной по всей стране. «Пусть «Вестник» станет нашим общим журналом, где мы не только сможем почерпнуть недостающие знания и опыт церковной жизни, прочесть новости, но и поделиться друг с другом своими радостями и печалями, найти поддержку, утешение, полезные советы», — говорится во вступительной статье.

Русский православный журнал выходит в свет ежеквартально. Тираж первого номера, подготовленного при поддержке Представительства в Йоханнесбурге Внешэкономбанка России, составил 300 экземпляров. Часть из них была направлена в Кейптаун и Дурбан, где есть русские общины, а также в Мозамбик, откуда на празднование Светлого Христова Воскресения в Йоханнесбург приехала группа православных россиян.

В 1999 году в русскую православную общину вошла африканерская семья Стейнов. Прадед нынешнего главы этого семейства Вилли Стейн во время англо-бурской войны попал в плен к англичанам и был помещён в концентрационный лагерь. Когда его вместе с другими пленными перевозили по морю за пределы Южной Африки, ему и ещё четырём бурам удалось бежать. Их подобрал русский корабль «Херсон» и доставил в Феодосию, где они были встречены с почестями и отправлены на поезде в Санкт-Петербург. Представители русской общественности подарили «пятерым пловцам» Библию и икону, на которой изображена Богоматерь, благословляющая Сергия Радонежского, вдохновителя русского воинства, в борьбе против татаро-монгольского ига. Эта икона и Библия до сих пор хранятся в культурно-историческом музее Претории.

Вернувшиеся на родину, пять пловцов до конца своих дней были благодарны России за своё спасение, а Вилли Стейн даже дал своим детям русские имена. Его правнук, Даниил Стейн, принял православие, а затем его примеру последовали и его родные и близкие. Сегодня благодаря усилиям рода Стейн уже несколько семей из небольшого городка Питер Стейн, что лежит на расстоянии свыше 200 км от Мидранда, регулярно приезжают в приход по большим церковным праздникам. Все они, будучи небогатыми людьми, много делают для храма, жертвуя ежемесячно на его строительство.

В ответ настоятель прихода старается сделать так, чтобы новые его члены не чувствовали себя чужими в русскоязычной среде. На многих богослужениях часть песнопений и молитв звучат по-английски. На праздничном богослужении в честь преподобного Сергия 8 октября Апостол читался на русском и африкаанс, Евангелие на славянском и по-английски.

Занимаются русские люди в ЮАР и поисками могил соотечественников, чтобы увековечить их память. В местечке Саймонстаун, под Кейптауном, на военном кладбище обнаружили старые захоронения русских моряков. Они относятся к середине XIX века. Есть и более ранние могилы россиян. В ЮАР сохранились исторические архивы, которые многое рассказали о наших соотечественниках. Сотрудники российского посольства и Генконсульства ревностно занимались поисками останков русских моряков и нашли все могилы. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, благословил воздвигнуть на этом кладбище под Кейптауном часовню и установить памятный крест, на котором будут высечены имена всех российских моряков, нашедших вечный покой на юге Африки.

Община преподобного Сергия не просто активно действует. Она расширяется. В мае 2001 года к отцу Филарету обратились прихожане Русского дома в Йоханнесбурге, принадлежавшего Русской Православной Церкви за рубежом, с просьбой принять их в свою общину вместе с часовней и домом, который когда-то находился в одном из самых престижных районов города. Теперь это место, мягко говоря, стало менее благополучным. Там много беженцев, бездомных, тяжелая криминальная обстановка. По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла часовня Святителя Николая будет сохранена. В других помещениях Русского дома открылся благотворительный детский сад для бедных черных семей Церкви Сиона.

В апреле 2001 началось строительство храма. К началу 2002 года уже возведена кирпичная ограда вокруг участка, залит фундамент будущей церкви, быстрыми темпами продвигается строительство приходского центра и дома духовенства.

15 декабря 2001 года состоялось знаменательное событие, которое парадоксальным образом и подвело некоторые итоги в строительстве храма, и стало его началом. В этот день по благословению Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей — Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — в Йоханнесбурге состоялась закладка первого русского православного храма на Юге Африки, на которую собралось множество верующих и гостей.

Чин на основание церкви и водружение креста был совершен настоятелем русского прихода иеромонахом Филаретом в сослужении генерального викария Йоханнесбургской и Преторийской епархии Александрийской Церкви протопресвитера Минаса Константину, настоятеля собора в Претории архимандрита Михаила (Визвиниса), священника сербского прихода в Йоханнесбурге протоиерея Милорада Лончара и настоятеля румынской православной общины протоиерея Михаила Корподеан.

По случаю закладки храма с посланиями к участникам и гостям события обратились Святейший и Блаженнейший Патриарх Петр VII и Святейший Патриарх Алексий II.

В своем послании Блаженнейший Патриарх Петр отметил, что строящийся храм будет «служить духовным нуждам возлюбленных русских братьев и сестер» и вместе с ними — «всем православным христианам в Южной Африке». Предстоятель Александрийской Церкви особо отметил братские взаимоотношения между двумя Церквами-Сестрами — Александрийским и Московским Патриархатами, — уходящие своими корнями в глубину веков.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем обращении к настоятелю прихода и всем участникам торжественной церемонии закладки храма преподал благословение «всем труженикам прихода, не жалеющим ни сил, ни времени для налаживания полноценной церковной жизни общины и помогающим настоятелю в строительстве церковных зданий». Святейший Патриарх призвал их позаботиться об укреплении братского союза любви между всеми прихожанами, «вещественным выражением которого станет возводимый храм». В своем послании Предстоятель Русской Православной Церкви выразил «сердечную благодарность всем благотворителям будущего храма и церковного центра, бескорыстная помощь которых помогает осуществлению этого благого, поистине Божия дела».

Храм преподобного Сергия Радонежского строится в пределах Александрийского Патриархата. Коснувшись темы взаимоотношений с Александрийской Православной Церковью, Святейший Патриарх Московский и всея Руси свидетельствовал, что, следуя древней традиции, «мы и ныне стремимся усердно трудиться, развивая и совершенствуя наши братские связи, чтобы плодотворным было наше доброе соработничество на благо Святого Православия, возрастало наше братство и приумножалась любовь во Христе между нашими Церквами-Сестрами».

Знаменательно, что в торжественной церемонии приняли участие министр иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванов, послы России, Украины и Беларуси, дипломаты и общественные деятели ЮАР.

В основание храма была заложена капсула с Памятной грамотой, в которой, в частности, сказано, что по благословению Патриархов Александрийского и Московского «начинается создание русского православного храма в честь и память преподобного Сергия Радонежского». Грамоту торжественно подписали настоятель прихода и глава МИД России. В память о закладке церкви иеромонах Филарет вручил И.С.Иванов икону-образ преподобного Сергея Радонежского.

24 февраля 2003 года, в первый день пребывания в Кейптауне делегации Русской Православной Церкви, в здании парламента Южно-Африканской Республики состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с руководителями законодательной власти страны. В беседе с парламентариями Владыка Кирилл рассказал о социальной концепции Русской Православной Церкви, о церковно-государственных взаимоотношениях в России и международной деятельности Московского Патриархата.

На берегу Индийского океана, неподалеку от главной военно-морской базы ЮАР в городке Саймонстаун делегация Русской Православной Церкви посетила старое военное кладбище. Первыми русскими, похороненными здесь стали умершие от лихорадки моряки фрегата «Дмитрий Донской», вставшего на якорь в Саймонстауне в 1867 году. А последними — скончавшиеся от болезней матросы с кораблей эскадры адмирала Зиновия Рожественского, стоявшей здесь на пути к проливам Цусимы и геройской гибели в бою с японским флотом. На месте погребения в присутствии представителей русской общины и военно-морских сил ЮАР митрополит Кирилл совершил панихиду по усопшим соотечественникам. Митрополит Кирилл сообщил о намерении РПЦ поставить на этом кладбище большой православный крест в знак памяти о всех россиянах, которые обрели свой покой на земле Южной Африки. Командующий военно-морской базой в Саймонстауне адмирал Лоу устроил прием в честь делегации Московского Патриархата.

Вечером в греческом Свято-Георгиевском кафедральном соборе Кейптауна митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в преддверии дня тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II отслужил благодарственный молебен, по завершении которого встретился с соотечественниками, посещающими этот храм.

По словам митрополита Кирилла, Священноначалие Русской Православной Церкви рассмотрит просьбы россиян, проживающих в Кейптауне, о направлении священника для окормления местной православной общины.

2 февраля 2003 г. в русском православном храме в ЮАР прошло первое богослужение. Его провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он также освятил алтарь храма и отслужил Божественную литургию.

Основные затраты по созданию храма легли на российскую компанию «Стройтрансгаз», которая практически самостоятельно профинансировала всю стройку, обошедшуюся почти в миллион долларов.

Православные храмы Африки ждут помощи — «НОЧНЫЕ ВОЛКИ» Официальный блог Мотоклуба — ЖЖ

Православные храмы Африки ждут помощи

« previous entry | next entry »
окт. 20, 2019 | 03:14 pm

25 октября в 12.00 из Московского международного Байк-Центра (ул. Нижние Мневники, 110) стартует мотопутешествие «Вокруг света по меридиану».
Руководитель мотоэкспедиции Юрий Волков, пилот Илья Дубинин. Финиширует мотоэкспедиция 12 апреля 2019 года в Москве в день 55-летия первого полёта в космос, в Мурманске.
Целью мотоэкспедиции является укрепление международных и межрегиональных связей Российской Федерации. По всему маршруту мотопутешественники будут посещать географические и культурные памятники, связанные с историей России.

18 октября на молебне в Троице-Сергиевой Лавре мотопутешественники Юрий Волков и Илья Дубинин получили благословение и икону Сергия Радонежского, которую мотоциклисты должны доставить и передать в один из храмов в Африке. Путь, который намереваются совершить члены Мотоклуба «Ночные Волки» по Африканскому континенту составит более 30 тысяч километров. Помимо географических и культурных памятников Африки, русские мотоциклисты намерены посетить православные приходы Александрийской Православной Церкви.

Как рассказал нам Юрий Волков, образ преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры отправится в православный храм в ЮАР. Заедут они и в один из православных приходов в Уганде, о котором узнали из СМИ. Дело в том, что к вере тянутся многие местные жители, но вот нательных крестиков всем катастрофически не хватает. Специально для этого прихода путешественники привезут долгожданную посылку. А в православный храм Эфиопии ребята передадут Крест, который они привезли из мотопаломничества «Русские Балканы». Свои подарки православным приходам Африки собрали и тележурналисты из Калуги. Акт «народной дипломатии» путешественников из России протянет еще одну нить духовной связи между Русской и Александрийской Православными Церквями.
Путешествие не обещает быть легким, но с серьезной подготовкой, молитвой и благословением Юра и Илья надеются осуществить свою миссию.

Маршрут путешествия: Россия – Беларусь – Польша –– Германия – Франция – Испания – Марокко – Западная Сахара – Мавритания – Мали — Фасо – Буркина– Того — Бенни- Нигерия – Камерун — Экваториальная Гвинея — Габон — Конго — ДР Конго – Ангола – Намибия – ЮАР – Лесото – ЮАР – Свазиленд – Мозамбик – Зимбабве – Замби – Малави – Танзания – Руанда – Уганда – Кения – Эфиопия – Судан – Египет — Саудовская Аравия — Ирак – Иран – Турция – Армения – Грузия – Россия.

Ориентировочная программа по Африканскому континенту:

Гана
Посещение памятника А.С. Пушкину.
Ангола
Посещение памятных мест боевой славы советских солдат.
ЮАР
Передача иконы преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в русский православный храм преподобного Сергия Радонежского.
Танзания
Посещение Иринопольской митрополии и передача иконы.
Уганда
Передача Православной Церкви Уганды икон, нательных крестиков.
Эфиопия
Возложение цветов к памятнику А.С. Пушкину в г. Аддис – Абебе.

Мотопутешествие пройдет при поддержке Александрийской Православной Церкви, Федерации Мототуризма России, Всероссийского Мотоклуба «Ночные Волки», института Африки РАН.

Храмы русской православной церкви в странах африканского континента: грани идентичности и региональные отличия стилеобразования Текст научной статьи по специальности « Строительство. Архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Масленникова Диана Сергеевна

В статье представлен анализ формирования стилистики и объемно-пространственной композиции русских православных храмов в африканских странах, которые исследуются в контексте зарубежной архитектуры начала XX в. Выявлены региональные особенности храмового зодчества стран африканского континента.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Масленникова Диана Сергеевна,

THE RUSSIAN ORTHODOX TEMPLES IN AFRICA: THE S >The author describes analysis of style and composition of the orthodox temples in Africa as an aspect of the foreign architecture of XIX XX cc. The features of architecture temples in Africa are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Храмы русской православной церкви в странах африканского континента: грани идентичности и региональные отличия стилеобразования»

?ности поэтапного строительства и оснащения дома инженерным оборудованием, в том числе строительства первого отапливаемого блока за один строительный сезон, обеспечение возможности будущего расширения (блокирования) дома без его существенной реконструкции; обеспечение достаточного освещения основного (зимнего) помещения при условии большого количества буферных зон, обеспечение естественной вентиляции в связи с повышенной герметичностью дома.

1. Новиков, В.А. Архитектурная организация сельской среды / В.А. Новиков. — М. : Архи-тектура-С, 2006. — 376 с.

2. Пустоветов, Г.И. Эволюция архитектурно-планировочной структуры сельского жилища в XX веке / Г.И. Пустоветов, Е.Н. Лихачев // Известия вузов. Строительство. -2009. — № 1.

3. Лихачева, А.Е. О классификации факторов, влияющих на архитектурно-планировочные решения крестьянских фермерских хозяйств в Сибири / А.Е. Лихачева // Вестник ТГАСУ. — 2007. — № 3. — С. 46-52.

WAYS OF IMPROVEMENT OF COUNTRY FARM DWELLING IN THE WESTERN SIBERIA

The main factors of development of country farm dwelling in the Western Siberia are revealed in the paper. Conditions of a choice of space-planning structure of an apartment house of the farmer depending on character of household processes on service of the basic manufacture, on maintenance of autonomy of vital ability, on realization of amateur and creative activity, on development of professional work, sports processes and others are considered. Principles of steady development of an apartment house of a country farm are presented.

Д. С. МАСЛЕННИКОВА, канд. архит., доцент,

ХРАМЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА: ГРАНИ ИДЕНТИЧНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: нарушение архитектурной символики, крайнее упрощение геометрии объемов, схематизация форм и декора, утилитарно-практическое направление, непрофессиональная архитектура, стилистическое течение «примитивизм».

© Д. С. Масленникова, 2009

Страны африканского континента — один из своеобразных, наименее исследованных регионов в аспекте изучения мировой православной храмовой архитектуры, которая отражает всю сложную историю русской эмиграции. Одним из главных факторов развития русской православной архитектуры в африканских странах стало образование белоэмигрантских колоний с 20-х гг. XX в. В Египте наших соотечественников, прибывших из Новороссийска и Одессы, насчитывалось до 4000 человек [3]. В основном это были солдаты, офицеры и члены их семей. Англия, захватившая Египет и связанная рядом договоренностей с союзной Россией, была заинтересована в сохранении русских воинских формирований на африканском континенте [5].

Другой поток русских беженцев, состоявший из остатков Добровольческой армии, шел из портов Крыма. Эскадра из 132 кораблей прибыла на французскую средиземноморскую военную базу в бухте Бизерты. Отсюда, из Туниса, началось расселение русских людей по соседним странам — Алжиру и Марокко [1]. Как и во всех местах своего компактного проживания, русские эмигранты стремились создавать храмы и приходы. Где-то удавалось построить настоящие церкви, где-то использовали приспособленные временные помещения.

Вторая волна эмиграции, пришедшаяся на время после окончания второй мировой войны, активизировала русскую церковную жизнь в африканских странах [6]. В наше время продолжается так называемая экономическая эмиграция, и служение в православных храмах идет в Египте, Тунисе, Марокко и ЮАР. История сохраняет эти памятники русского присутствия (рис. 1).

Рис. 1. Схема расположения храмов Русской православной церкви в африканских странах

Первые православные храмы в Тунисе, выстроенные российскими эмигрантами в 20-х гг. XX в. на африканской земле, представляли собой вполне традиционные объемно-пространственные композиции в рамках русского стиля, основанные на творчески переработанных образцах древнего отечественного зодчества (рис. 2). Как сообщается на памятной доске Воскресенского храма в Бизерте, данный храм строился «по образу и подобию» знаменитого храма Покрова на р. Нерли в России [7] (рис. 3). Но вместе с тем эти самые ранние архитектурные произведения русского храмового зодчества в Африке уже были отмечены нарушением архитектурной символики, крайним упрощением геометрии объемов, схематизацией форм и декора.

Рис. 2. Храм в честь Александра Невского в Бизерте (Тунис)

Рис. 3. Воскресенский храм в Тунисе (Тунис)

В дальнейшем данное утилитарно-практическое направление, ориентированное на создание недорогих и практичных церковных зданий, стало преобладающим в православной архитектуре на протяжении всего XX в. Для почти абсолютного большинства православных храмов в Африке, построенных в этот период — как «профессиональной», так и «непрофессиональной» архитектуры, характерно композиционное однообразие в объемно-планировочном решении, в выборе декоративного оформления фасадов.

Архитектуроведческий анализ русских православных храмов в африканских странах, проведенный автором, позволил выделить особую группу храмов (храм Николая Чудотворца в Йоханнесбурге (ЮАР), Троицкий храм в Касабланке (Марокко), храм Даниила Пророка в Танжере (Марокко), храм Андрея Первозванного в Алжире (Алжир), храм Александра Невского в Александрии (Египет) и др.), в которых вышеназванное направление проявилось с особой полнотой (рис. 4, 5, 6). В этих храмах использовано простейшее художественное средство создания единства архитектурнохудожественной композиции — придание объемам зданий простой геометрической формы. В основу объемно-пространственной композиции положена одна и та же предельно простая схема: одноэтажный прямоугольный объем, перекрытый скатной крышей и, в ряде случаев, четверик колокольни, расположенной с юга или с севера от притвора. Вместе с тем следует отметить определенный принцип композиционного построения во многих исследуемых церковных сооружениях — принцип контрастного противопоставления отдельных форм и объемов, заимствованный из архитектуры православных храмов Александрийской православной церкви. Горизонтально протяженному, невысокому основному храмовому объему противопоставлена вертикаль колокольни. Контраст еще более усиливается отсутствием каких-либо горизонтальных членений, карнизных поясов или разделений объема колокольни на ярусы. Одновременно с этим при всей силе противопоставления отдельных архитектурных объемов во всех анализируемых храмах существует один, достаточно ярко выраженный лаконичный мотив, объединяющий храм в единое целое. Этим мотивом являются окна с циркульным завершением, применяемые как в верхнем и нижнем ярусах колокольни, в оформлении паперти, так и на фасадах основного храмового объема.

В церкви в честь Николая Чудотворца в Йоханнесбурге (ЮАР), ранее принадлежавшей Александрийской православной церкви, пристроенная к югу от главного входа колокольня решена в виде монолитного четверика, лишь в верхнем ярусе имеющего щелевидные оконные проемы и увенчанного куполом полусферической формы.

В несколько более сложном ансамбле здания храма Пресвятой Богородицы в г. Рабате (Марокко), освященном в 1932 г., единство лаконичного образа храма достигается соподчинением центральному объему четверика, который является композиционным центром, второстепенных частей здания (рис. 7, 8). Главенствующее значение основного храмового объема подчеркивают гладкие (нерасчлененные деталями на горизонтальные и вертикальные ярусы) плоскости стен, которые в сочетании с массивным восьмигранным куполом создают довольно прозрачные ассоциации с романо-византийской архитектурой.

Рис. 5. Храм Даниила Пророка в Танжере (Марокко)

Рис. 7. Храм Пресвятой Богородицы в Рабате (Марокко). Южный фасад

Рис. 8. Храм Пресвятой Богородицы в Рабате (Марокко). Западный фасад

Симметричная объемно-пространственная композиция храма усиливается вертикалью монолитной колокольни, в декоративном решении которой не прочитывается разделение на ярусы, что еще более мощно подчеркивает впечатление строгой величественности храма в Рабате.

Планировочная схема характерна для русского стиля: по продольной оси симметрии последовательно расположены колокольня, трапезная, четверик основного храмового объема, полуциркульная апсида. Построение же объемно-пространственной композиции представляет собой пример храма в русско-византийском стиле с высокой колокольней. Данный вариант получил широкое распространение в России в конце XIX в., но вместе с тем его крайне редко использовали профессиональные зодчие, точно соблюдавшие закономерность византийского стиля (заключающуюся в том, что колокольня

не должна превышать по высоте купол основного храмового объема). Ощущение легкости и художественной целостности колокольни, достигнутое за счет сквозных арочных проемов в первом и третьем ярусах, нарушено постановкой непропорционально маленького купола на барабане. Плавные очертания полуциркульной апсиды находятся в некотором диссонансе с остальными резко очерченными лаконичными объемами храма, с массивным граненым центральным куполом. В совокупности с абсолютно полным отсутствием какого-либо декоративного оформления, каких-либо декоративных элементов на фасадах храма (карнизных поясов, тяг, оконных обрамлений и т. д.) анализ пространственной композиции не подтверждает проявления в полной мере конкретной стилистики в данном храме, а скорее свидетельствует о непрофессиональном уровне архитектуры храма.

Знаменательно, что ни одна архитектурно-декоративная деталь или форма не использованы в художественном оформлении фасадов этого уникального храма. Такая чрезвычайная лаконичность архитектурно-художественного образа храма Пресвятой Богородицы в г. Рабате (Марокко) и др. совершенно не сочетается с привычным представлением о «богатом узорочье» русского православного храма.

В целом во всех исследуемых православных храмах африканского континента, выполненных из бетона или местного камня, архитекторы сочли излишним следовать древнерусским формам и воспроизводить на фасадах пилястры, столбы, колонны, ведь несущая способность достаточна в наше время и без этого. Но, упраздняя вышеперечисленные декоративные элементы, архитектор лишает храм его традиционной архитектурно-богословской символики.

Именно эти региональные отличия, проявившиеся в отсутствии художественных деталей, в нарушении архитектурной символики, как и сама внешняя и внутренняя архитектурно-пространственная форма, еще отчетливее подчеркнули оригинальность храма Пресвятой Богородицы в Рабате. Здесь был создан совершенно новый по облику храм, обладавший основой для дальнейшего упрощения и схематизации церковного зодчества в странах африканского континента. В дальнейшем данное утилитарное направление в зарубежном зодчестве преобразовалось под влиянием социальных факторов в устойчивое стилистическое течение так называемого примитивизма, ставшего характерной особенностью церковной архитектуры стран с относительно низким экономическим уровнем развития.

Метаморфозы канонической традиции в архитектуре православных храмов стран африканского континента прослеживаются довольно ясно: непрофессиональный подход к историческому наследию зодчества России, отказ от символического наполнения, от присущих русскому стилю декоративных деталей и элементов. Изменения касаются в основном стилистики, объемно-пространственная композиции анализируемых храмов остается в пределах канонических закономерностей. Но на фоне отсутствия как такового архитектурного стиля в большинстве случаев даже вполне традиционная объемно-пространственная композиция не помогает создать образец исконно русской архитектуры за рубежом. Поскольку элементы декора в русском православном зодчестве всегда несли в себе смысл, в том числе архетипический,

архитектурные детали на фасадах российских храмов обладали большой информативностью, они всегда выполняли задачу создания не только атмосферы красоты и роскоши, а также визуального комфорта, но и играли важную роль носителей закодированной в символах информации об исконных традициях -с целью ее передачи из поколения в поколение.

В традиционном русском зодчестве типология и иерархия архитектурных форм, которые могли быть достаточно разнообразными, тем не менее строго соответствовали иерархии целей, не стараясь их скрыть, и тем более не вводили в заблуждение. Жилой дом всегда выглядел как жилой дом, а храм во всех случаях, кроме, может быть, тайных сектантских прибежищ, опознавался в качестве церковного сооружения. Большие сложности с идентификацией храмовых сооружений в странах африканского континента, которые порой трудно отличить от сакральных зданий других конфессий, внес метод строительства русских православных церквей местными строителями, зачастую без руководства архитектора, владеющего профессиональным представлением о русском храмовом зодчестве, его традициях, закономерностях.

Отрицание канонов в храмовом зодчестве дает полную свободу архитекторам делать все, что они хотят. Если формы не несут богословского смысла, то становится возможным делать какие угодно изменения, вводить любые новые формы, что происходит довольно часто, особенно в православном храмовом строительстве стран Африки. Причины того, что такое непонимание имеет место в практике зарубежного храмостроительства, в частности в странах африканского континента, заключаются в трех основных факторах, определяющих развитие церковной архитектуры.

Первый фактор, не требующий отдельного разъяснения, — особое географическое расположение православных приходов. Отдаленность от центров российской культуры обусловливает почти полное отсутствие влияния архитектурной традиции, опыта строительства храмов.

Второй фактор — влияние архитектуры православных храмов, находящихся в юрисдикции Александрийской православной церкви.

Третий, основополагающий фактор — отсутствие познавательного подхода к традиционному русскому храмовому зодчеству, нежелание изучать каноны православного храмостроительства. По свидетельствам современников, Россия не представляет особого интереса для местного населения, даже имеющего российские корни, в том числе для архитекторов.

Использование русского стиля в архитектуре приходских церквей в зарубежных странах было формой выражения ностальгии эмигрантов, а также желания сохранить культурные национальные традиции [4]. В царской России точное соблюдение архитектурной символики, канонов русского стиля было связано утверждением православия как идеологической опоры империи, в обстановке же изгнания эту традицию поддержали идеологи национальнопатриотического движения. К концу XX в. их влияние стало ослабевать, так как с каждым годом изменялась сама диаспора, и родилось новое явление в христианской жизни — выход православия за рамки своей прежней формы религиозно-этнической общности, становление его частью всеобщего христианского мира. В результате сегодня в русской православной зарубежной архи-

тектуре наблюдаются тенденции отхода от модификаций русского стиля, отхода от точного следования канонам при строительстве и проектировании храмов. Одно из объяснений постепенного ослабления интереса к отечественной традиции, к русской стилистике можно найти у историков, которые считают, что после второй мировой войны первая волна послереволюционной эмиграции перестала существовать как единый организм [2]. У их потомков, не знавших России, патриотические чувства слабели, появились маргиналы и полностью ассимилировавшиеся. Именно в забвении традиций кроется причина сужения спектра архитектурных приемов и средств.

Таким образом, активное строительство русских православных храмов велось во многих странах африканского континента. Выстроенные в эпоху зарождения и формирования русского стиля в России, православные храмы стран африканского континента наглядно демонстрируют идентичное развитие основных принципов зарубежной церковной архитектуры XX в.: ориентации на древнерусское наследие, соединения классицистических приемов и современных строительных достижений, сохранения традиционной типологии, пронизанной богословским осмыслением. Региональные особенности архитектуры храмов стран Африки заключаются в том, что в аспекте объемно-пространственной композиции и стилистического оформления фасадов их отличает крайняя аскетичность, даже некоторый «примитивизм» построения архитектурных форм, архитектурного образа, обусловленные не только экономическими, но и социально-историческими факторами.

1. Архитектурное наследие русского зарубежья. Вторая половина XIX — первая половина XX в. / под ред. С. С. Левошко. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2008. — 428 с.

2. Батаева, Т.В. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. / Т.В. Батаева // Отечественная история. — 2002. — № 2. — С. 176-192.

3. Бовкало, А.В. Православные храмы в Африке / А.В. Бовкало // Азия и Африка. — 2003. -№ 1. — С. 12-28.

4. Бондарева, Е.П. Религиозная мысль русского зарубежья об исторических судьбах России / Е.П. Бондарева // Вопросы истории. — 2001. — № 9. — С. 53-59.

5. Колупаев, В.Е. Под солнцем Африки / В.Е. Колупаев // Военно-исторический архив. -2004. — № 1 (49). — С. 8-32.

6. Колупаев, В.Е. Русские в Северной в Африке, 1920-1998 гг. : дис. . канд. ист. наук. -М., 1999.

7. Пильникова, Г.Д. Первый русский храм на юге Африки / Г.Д. Пильникова / / Православная Москва. — 2003. — № 4 (286).- С. 16-20.

THE RUSSIAN ORTHODOX TEMPLES IN AFRICA: THE SIDES OF SIMILARITY AND DISTINCTION OF STYLE ORIGION

The author describes analysis of style and composition of the orthodox temples in Africa as an aspect of the foreign architecture of XIX — XX cc. The features of architecture temples in Africa are presented in the article.

Смотрите так же:  Молится во сне в храме