Меню

Молитва в буддийском храме

Молитва в буддизме — не вполне аутентичное описание медитативных практик последователей буддизма, напоминающих или аналогичных молитвам иных религий. Определение и назначение молитвенных приёмов в буддизме разнится от учения к учению и официально призвано не снискать милость от богов, а изменить мышление на позитивное.

[править] Место молитвы в буддизме

Необходимость молитвенного (корректнее — медитативного) созерцания для религиозной жизни буддистами не оспаривается, считаясь важным делом для тренировки ума, речи и тела. Основанием служит четвёртая Благородная Истина Будды — «учение о пути», где молитвенное состояние ума является третьей ступенью его постижения — «этапом сосредоточенности», включающим:

  • правильное усердие — упражнение для монахов, представляющее собой занятия йогой, т.е. психофизический тренинг.
  • правильное памятование — взятие контроля последователя Будды над всеми психофизическими и психоментальными процессами своего организма, в том числе путём медитации и пения мантр. Доступен как монахам, так и мирянам.
  • правильное сосредоточение — трансовое состояние, идеал медитирующего буддийского монаха. Является «самадхой», то есть таким состоянием созерцающего ума, когда стираются различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Монах, сумевший этого достичь, почитается «архатом» (достойным).
  • [править] Особенности молитвенных практик в разных буддийских школах

    [править] Значение молитвы в учении Хинаяны

    Основной смысл медитаций в Хинаяне — это успокоение «ядов» собственного ума с осмыслением нереальности своего «я» (эго) для того, чтобы перестать приносить вред живым существам.

    Важнейшую роль в молитвенных стояниях Хинаяны занимает медитация «шаматха» с концентрацией всего внимания на теле медитирующего при тщательной регистрации мельчайших деталей того, что с ним происходит в это время. Допустим, выпив чашу воды, необходимо размыслить является ли попавшая внутрь вода отныне частью твоего «я», увеличилось ли «я» благодаря влаге? Где вообще находится «я»? Дробится ли оно? Есть ли в дыхании? В выпавшем волоске? И так далее. Пока иллюзорность собственной личности не станет очевидной, как и не будет очевидной невозможность причинить страдания тому, чего в реальности нет. Таким образом стараются вселить во внутренний мир покой.

    Медитирующий не должен следовать за мыслями и чувствами, позволяя им проходить мимо него и исчезать в небытие естественным образом.

    [править] Значение молитвы в учении Махаяны

    Молитвенная медитация в Махаяне нацелена на развитие чувства сострадания и на понимание пустоты.

    Например в Тибете, при практике «тонглен», медитирующий сосредотачивает всё своё внимание на дыхании, а затем размышляет о муках, которые испытывают живые существа, представляя всю эту боль в виде чёрного дыма, который адепт мысленно вдыхает с воздухом, тем самым забирая чужое страдание. При выдохе медитирующий представляет как он источает в атмосферу золотой свет радостного счастья из собственного сердца, который наполняет других существ блаженством. Превращаясь в некий «духовный фильтр» мучений, практикующий буддист в мыслях отдаётся самопожертвованию, осознавая эфемерность страданий через их умозрительность.

    При молитвенной практике другого типа — аналитической медитации («випашьяна») — происходит молитвенное размышление об инструментах, причиняющих боль, или явлениях, вызывающих страх, для развенчивания их реальности.

    [править] Значение молитвы в учении Ваджраяны

    Согласно Ваджраяны молитвенные (медитативные) упражнения сводятся к развитию способностей по отождествлению себя с буддами (визуализация их священных образов в виде фигур из энергии и света с последующими к ним пожеланиями и предполагаемыми ответными благословениями), затем произносятся мантры с целью защиты и пробуждения какого-либо просветлённого качества ума.

    Считается, что исполнять мантры необходимо только на санскрите — языке, на котором они были написаны, и ни в коем случае не в переводе.

    После произнесения мантр, последователь Ваджраяны представляет как светоносная форма Будды, на которую он медитировал, сливается с медитирующим, наделяя полезным духовным качеством.

    [править] Зримые молитвы

    Заметной особенностью тибетской формы буддизма — ламаизма (главенствующего в том числе в России, особенно в Бурятии, Туве и Калмыкии) — являются «зримые молитвы», когда мантры высекаются на камнях, печатаются на разноцветных флажках, или чеканятся на вращающихся молитвенных барабанах, располагаемых вблизи храмов, либо у статуй Будды.

    У ламаистов отношение к молитве утилитарное, и здесь она имеет форму обращения к просветлённым существам, которое частично можно переложить на зримые молитвы, которые помогут упростить медитацию. Так, при каждом вращении молитвенного барабана или взмахе молитвенного флажка на ветру как будто бы происходит автоматическое обращение к Будде.

    [править] Индивидуальные молитвы

    В тантрической направленности буддизма практикуются мантры, близкие магическим заклинаниям. Считается, что тексты таких мантр, чтобы оказывать благое воздействие, непременно должны быть получены от наставника (реального или выдуманного подсознанием). «Срок годности» таких мантр, если их не практиковать, некоторыми тантристами признаётся ограниченным. А их смысл полагается в приумножении переданной учителем духовной энергии.

    Буддийский молебен закажут по телефону

    Бурятия. В буддийском монастыре оказывают помощь в обращении к высшим силам, предсказывают судьбу и лечат тибетскими травами.

    Если вы поедете на Байкал и окажетесь в Бурятии, то грех не посетить один из буддийских храмов, которые называются дацанами. Их здесь множество, так как буряты издавна исповедуют эту религию. Самый близкий от Улан-Удэ — Иволгинский дацан, он находится в 30 км от города. Подъезжая к нему, уже издалека на фоне гор можно увидеть красные крыши с загнутыми вверх уголками, белоснежные священные ступы-субурганы.

    Этот дацан сравнительно молодой — он построен в 1945 г. (разрешение на его возведение было дано Сталиным) и позиционировался как единственный буддийский центр в СССР. Впоследствии храм стал резиденцией хамбо-ламы, главы буддистов России.

    На территории дацана расположено несколько храмов, буддийский институт Даши Чойнхорлин, где сейчас обучаются около 100 студентов. Простые русские избы, в которых живут монахи и ламы, находятся тут же, среди основных религиозных строений. В центре каждой избы — традиционная русская печь, но от среднероссийских аналогов их интерьер отличается наличием алтаря, занавесок и плакатов с изображением Будды и устойчивым запахом благовоний.

    Попасть к монахам в гости легко, практически в каждом доме «оказывают астрологические услуги». Здесь можно узнать, каким будет следующий год для бизнеса, чего стоит опасаться и как сохранить здоровье. Вознаграждения за это служители культа не требуют, каждый посетитель оставляет столько денег, сколько пожелает, или приносит молоко и сладости.

    Однако среди местного населения дацаны славятся не предсказаниями по звездам, а тибетской медициной, которая считается эффективной даже при очень тяжелых заболеваниях. В отличие от астрологии здесь расценки уже фиксированные.

    Диагноз ставит специально обученный лекарь, после того как прослушает пульс на обеих руках. Затем он назначает лечение, «прописывая» прием травяных лекарств, которые представляют собой коричневые шарики различного размера. Обыкновенные стеклянные банки с ними занимают несколько стеллажей в приемной комнате лекаря. Инструкция по употреблению может выглядеть так: «Один шарик растолочь вечером и замочить в воде. Утром встать в 6 часов, добавить горячей воды и выпить».

    Как и в православной церкви, в дацане паломники могут заказать службу, поставить «свечку» — плошку с маслом у алтаря. Обратиться к высшим силам можно также, привязав разноцветные лоскутки ткани с молитвами на ветвях деревьев у храмов. Из-за этого роща за оградой монастырского комплекса выглядит очень живописно — издалека она напоминает лес из новогодних елок.

    Смотрите так же:  Храм тюмени целительницы

    Древность и прогресс

    Внутри храмов царит невероятно праздничная и доброжелательная атмосфера. Наверное, именно это привлекает в них исповедующих другие религии. Их здесь, как и в петербургском храме в Старой Деревне, множество. Дацаны, как и Байкал, являются своеобразными брендами республики. Специально для обслуживания посетителей в этом году был создан туристический центр Иволгинского дацана, который предоставляет им информацию, в том числе и на английском языке, занимается размещением в гостевых домах, организует паломничества к святым местам и проводит экскурсии. При храмовом комплексе широко развернута сувенирная торговля — продают в основном фигурки божеств, амулеты, благовония и изделия из кожи.

    В интерьере храма используются все цвета радуги, место на алтаре традиционно занимает огромная статуя Будды. Монахи в бордовых одеяниях сидят на подушках и вместе зачитывают молитвы. На слух этот процесс напоминает тувинское горловое пение, прерываемое ударами барабана.

    В просторном зале было достаточно холодно, и монахи во время молебна согревались горячим чаем, который кипятился тут же на электрической плите.

    Столетие назад богослужения были такими же, храмы и окружающая их территория выглядели точно так же. Влияние цивилизации заметно лишь в некоторых деталях. Например, после службы на крыльцо храма ставятся колонки — и молитвы звучат в записи, в проемы почерневших избушек врезаны белоснежные стеклопакеты, а заказать молебны-хуралы можно круглосуточно по телефону. Кстати, монахи — активные пользователи мобильной связи: прохаживаясь по двору, каждый третий разговаривает по мобильнику, а в молебны периодически встревает знакомая жителям больших городов трель стандартных мелодий.

    Среди других буддийских монастырей Иволгинский дацан выделяется наличием священного дерева бодхи, отросток которого был привезен из Индии. Именно под ним к Будде пришло просветление.

    -Петербургская буддийская община сейчас насчитывает около 8 тыс. человек. До 1937 г. она состояла из 300 прихожан.

    -В России буддизм распространен в Бурятии, Туве, Калмыкии и на Алтае.

    -Около 30 дацанов сейчас действует в России.

    Ответы на самые распространенные вопросы о буддизме

    Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне. И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями. В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо (часто задаваемые вопросы) по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут.

    Всем ли разрешено посещать буддийские храмы, и как там нужно себя вести?

    В отведенные для посетителей часы в храмы Таиланда могут заходить все желающие. Однако, при этом, следует соблюдать несколько простых правил:

    Ступа в Чианг Мае над храмом Ват Умонг

    1. Подобающе одеваться

    Имеется в виду, что плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Также не допускается пляжная одежда. В этом тайские каноны не совершают революцию. Очень многие религии требуют соблюдения приличий и выражения должного уважения к местам поклонения и их обитателям. Очутившись в неподобающем виде в храме, человек, прежде всего, обнаруживает собственное невежество.

    Следует отметить, что строже всего оценивают посетителей крупные центральные ваты. Провинциальные же храмы относятся более терпимо к неудачной одежде, требуя лишь исключения слишком откровенных нарядов.

    2. Снимать обувь при входе

    Эта традиция связана с кастовостью частей человеческого тела в буддизме. Ноги, при этом, считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище.

    Подземный храм в Чианг Мае — Ват Умонг

    Кроме этого, традиции буддизма предполагают, что посетители храмов много времени проводят на полу. И потому, с точки зрения общей гигиены, привычка оставлять обувь при входе, становится вполне оправданной.

    3. Располагаясь в храме, возбраняется садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, представителей духовенства и изображений Будды и святых

    Это правило является логическим продолжением предыдущего. Если вы хотите сесть в храме, то, дабы никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.

    Сидеть в храме можно, поджав ноги под себя

    Можно ли фотографировать в буддийских храмах?

    В большинстве мест поклонения Таиланда фотографировать позволяется. Если же этого делать нельзя, об этом известят многочисленные знаки с перечеркнутым фотоаппаратом. Например, фото- и видеосъемка запрещены в зале Изумрудного Будды, который располагается в Королевском Дворце в Бангкоке.

    Помимо этого, будьте крайне аккуратны в своих намерениях сфотографироваться с посетителями и служителями храмов. Может статься, что вам встретятся монахи южного течения буддизма, которым нельзя дотрагиваться до представителей противоположного пола.

    Что можно увидеть в буддийском храме?

    Внутри каждого храма вы найдете алтарь с изображением Будды. Он ориентирован по сторонам света таким образом, чтобы лик божества обращался к востоку. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Они, как правило, изображают разные периоды жизненного пути святого.

    Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою. Урны с песком или пеплом предназначены для курящихся палочек, пропитанных благовониями.

    Буддийский храм в Чианг Мае — Ват Чеди Луанг

    Посетители храма за небольшую плату покупают подношения. Туда обычно входят цветки орхидей или лотосов, свечи и ароматические палочки. Внутри вата они садятся на пол, складывая руки в жесте приветствия и почтения «вай», затем на алтарь выкладываются цветы, поджигаются свечи и благовония. В наборе всегда лежит три палочки, одна является символом Будды, другая – Дхаммы, его учения, а третья – Сангхи – монашеского сообщества. После принесения подношений, прихожане три раза прикасаются лбом к полу, отдавая дань уважения трем основам буддийского учения.

    Статуи Будды в храме Дои Сутхеп

    Порой в наборе можно найти тонкие пластинки сусального золота. Ими украшают фигуры Будды или статуи монахов. Причем место прикрепление пластины должно соответствовать тем пожеланиям, о чем молится человек.

    Что такое палочки «сиамси»?

    Многие посетители являются в храм не только, чтобы помолиться. Очень часто они приходят за ответами на конкретные вопросы, и в этом им помогает гадание на палочках «сиамси». Хоть буддизм достаточно ясно выражает свое отрицательное отношение к подобным вещам, тем не менее, эта традиция очень крепко вошла в повседневный быт храмов.

    Палочки лежат в специальном сосуде, и каждая из них имеет номер от 1–го до 28-ми. Человек, желающий узнать ответ на волнующий его ответ, осторожно встряхивает сосуд до тех пор, пока из него не упадет одна палочка. Узнав ее номер, гадающий переходит к специальной доске, на которой прикреплены пронумерованные листки с текстами. Они и содержат иносказательные ответы на вопросы. Если человека не устраивает то, что он прочитал, он должен свернуть листик и привязать к ветке специального дерева у входа в храм. Таким образом, он просит небеса об изменении его судьбы.

    Смотрите так же:  Храм александър невски

    Почему в определенные дни в Таиланде не продают алкоголь?

    Действительно, в некоторые дни во всех магазинах, барах и ресторанах висит объявление о том, что сегодня весь алкоголь не продается. И связано это с религиозным праздником — днем Будды. Днями Будды называются все буддийский праздники, которые проходят в течение года.

    Что собой представляют буддийские амулеты?

    Практически все тайцы от мала, до велика, носят различные обереги и амулеты. Как и наши православные кресты, они оберегают их от всяческих бед и напастей. Обереги изготавливают монахи и продают в специальных магазинчиках при храмах. Их может купить любой желающий.

    Зачем тайцам шнурки и браслеты на руках?

    Еще одной древней традицией в Таиланде является ношение на запястьях шнурочков и плетеных браслетов. Их могут одевать для привлечения удачи, или в качестве оберега.

    Тайцы верят, что сила, способствующая процветанию и здоровью, время от времени может покидать человека. В этом случае помогают браслеты. После проведения определенных ритуалов, на правое запястье, через которое возвращается утерянная энергия, повязывают первый браслет и следом за этим – на левое, чтобы возвращенная сила не утекла обратно.

    Тайцы верят, что завязанная на запястье веревочка принесет удачу

    Сегодня такой оберег можно получить в храме. Причем для мужчин и женщин ритуалы будут различаться. Так представителям сильного пола, после того как они преклоняют колени перед монахом, браслеты повязываются на руку. Женщинам же их кладут в протянутые ладони.

    Для чего нужны цветочные гирлянды, которые продаются у храмов?

    Ими украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов. В качестве защиты от демонов их подвешивают в любых транспортных средствах — машинах, лодках, автобусах и т.д. Кроме этого, гирляндами увешивают дерево «Ботхи» — под которым Будда достиг просветления. Его можно найти во всех буддийских храмах Таиланда.

    Что за деревья с деньгами вместо листьев можно порой увидеть в храмах?

    Иногда в буддийских храмах можно заметить интересные деревья, увешанные денежными купюрами. Это денежные деревья. Основой в них являются стволы банановой травы, в которые вставляют спицы, с прикрепленными к ним деньгами. Обычно такие деревья стоят в комнатах храмов, где любой может повесить на него свой денежный листок. Бывает, что уже оформленное дерево подносится вату в качестве пожертвования.

    Денежное дерево возле храма

    Эта традиция берет свое начало из древности, когда монахам возбранялось принимать помощь из рук мирян. Люди оставляли одежду и еду в лесу, либо прикалывали деньги к веткам деревьев.
    Почему рядом с буддийскими храмами часто можно встретить клетки с птицами и водоемы, населенные всевозможной живностью?

    Буддисты верят, что за любой хороший поступок судьба обязательно отблагодарит их в этой или будущих жизнях. Как, впрочем, и за плохой придется рано или поздно отвечать. Хорошими делами считаются и дарование свободы, и отправление в естественную среду обитания всех божьих тварей: птицу в небеса, рыбу в море или реку и так далее.

    Что это за «почетные» доски можно иногда увидеть рядом с храмами?

    Действительно, порой рядом с буддийскими храмами можно увидеть своеобразные доски с фотографиями или именами людей. Особенно часто они встречаются в провинциях. На самом деле это список людей, с чьей материальной помощью был построен данный храм.

    Что за емкости с водой стоят иногда в храмах и зачем?

    Это, практически, то же самое что и святая вода в христианстве. Как и в наших церквях, подобную воду получают, читая над ними молитвы (мантры). Потом ее используют для умывания, окропления прихожан, лечения, освящения помещений, в общем, все то же самое что и у православных.

    Почему в храмах так много ваз, в которых растут лотосы?

    Цветы лотоса являются священными цветами в буддизме. По легенде, в месте, где ступала нога новорожденного Будды, расцветали именно они.

    Лотосы в вазе возле храма

    Кроме того, особенности роста лотосов прекрасно отображаю философию буддистов: развитие души посредством жизненного опыта от невежества и материализма к совершенному сознанию. Так и эти прекрасные цветы зарождаются в грязи, стебли их стремятся к солнцу через воду, а сам цветок, прекрасный и чистый, расцветает на водной глади под ласковыми лучами небесного светила.

    Души невежественных людей символизирует еще нераскрывшийся цветок, а достигших просветления – распустившийся. Именно поэтому Будда всегда изображается на расцветшем лотосе.

    Мы гадали в одном из храмов Чианг Мая: бросали монетку в кружку автомата, лампочки мигали по кругу, в итоге выпала цифра, а рядом был стенд с разъяснениями. Но мы так и не поняли, как найти выпавшие цифры на нём.

    Утро в буддийском храме

    Я уже рассказывала, что приезжала на север Мьянмар, в Мандалэй, в том числе ради процедуры «кормление монахов» в монастыре в Амарапуре . Но кроме этого, благодаря моему водителю, которого мне любезно предоставил управляющий гостиницы, мне удалось увидеть немного больше, чем я изначально планировала и изучала. Так, одно из мест куда он меня привез был храм с тысячами статуй Будды, ни одна из которых не была похожа на другую. Если честно, я так точно и не поняла где находится этот храм и не могу его сейчас найти на карте. Да и настолько ли он уникален, в отличии от многих других храмов Бирмы, ради которых стоит туда ехать, я тоже не знаю. Но сама атмосфера раннего бирманского утра, когда ты, не позавтракав идешь в монастырь и потом сидишь вместе с монахами и читаешь молитвы — она точно особенная. И не важно в каком буддийском храме ты встретил рассвет. Важно, что утро оно наступило. А то мое утро, и вообще весь день после, было самым важным, пожалуй, одним из самых важных во всей большой азиатской поездке . Именно тогда я попала в песчаную бурю и слегла в слепоте на несколько дней . Именно тогда я только и могла, что слушать пение монахов, раскачивающих плотный бирманский воздух своими молитвами.

    Люди читают молитвы вместе с монахами.

    Еще только приземлившись в аэропорту Мандалэй, проходя паспортный контроль, я поняла, что оранжевый и красный цвет буддистов тут везде. Галстук иммиграционного офицера был ярко оранжевый. Бирма — это поставщик буддийских монахов, если можно так выразится. По факту, каждый мальчик достигший 14 лет должен провести несколько лет в монастыре. Но как показало кормление монахов, многие отдают своих детей в монастыри совсем в раннем возрасте. Наверное, для многих это выход из сложной экономической ситуации в стране, как может показаться на первый взгляд, но тут дело в другом. Бирма — действительно очень верующая страна. Количество пагод и храмов на каждый километр тут зашкаливает не только в Баган.

    Мальчик буддист.

    Статуй Будд в этом хране действительно много. И их может отличать всего лишь мелкая незначительная деталь: размеры ушей, то, как сложены пальцы или куда смотрят зрачки, складки на одежде. Каждый может выбрать «своего».

    Смотрите так же:  Зимние храмы москвы

    Храм тысячи будд в Бирме.

    Статуи, в большинстве своем, обычные и просто раскрашены красками. Хотя есть такие, что стоят за стеклами и которым молятся по утрам монахи.

    Лик будды. Общая молитва объединяет для всех буддистов: монахов и людей. Буддийский монах в молитве.

    Очень интересен алфавит Бирмы — все знаки и буквы — круглые!!

    Бирманский алфавит очень красивый. Совсем юная дева читает молитвы вместе с монахами.

    После молитв, еще до завтрака, есть немного свободного времени. Каждый монах проводит его по своему.

    После утренних молитв, до завтрака — свободное время. Улыбчивый монах. В будлийском храме всегда можно найти место, где можно помолиться в уединении.

    Вообще, помимо тысяч статуй будд, в этом храме очень много реплик самых известных статуй будды. Вернее, это конечно же не реплика, а скорее ведь изображение Будды в определенной позе. Но так уж повелось, что, например, статуя лежащего будды известна по храму Ват По в Бангкок . А здесь тоже есть такая же, только не из золота.

    Статуя лежащего будды есть не только в Бангкок. Пяточки лежащего будды с колесом сансары.

    Или вот золотой камень пагоды Чайттиййо здесь тоже представлен. Не каждый бирманец может поехать по всем святым местам, но прийдя в этот монастырь их можно увидеть. С интернетом ведь в стране тоже жуткая проблема.

    Золотой камень. Будда в позе нирваны. Змей поднял его высоко над водой, чтоб он не утонул. На территории храма довольно обшарпано и практически все в облупившейся штукатурке.

    Мне такие яркие краски бедной жизни немного напомнили Тринидад на Кубе. Но это совсем, совсем другая история. А скоро я покажу вам утро на мосту Убейн и древний город Сагаинг, которые я посетила в тот же день. Он был правда уникальный и веховый, для меня.

    Молитвенный барабан в буддизме — что в нем находится и как он работает?

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Молитва – неотъемлемая часть любой веры, способная спасти нас и наших близких от несчастья, оберегать, хранить. В буддийской традиции для подобного обычая есть специальное приспособление. Статья ниже расскажет, что такое молитвенный барабан в буддизме, каким он бывает, как работает и на какие чудеса способен.

    Кто-то его называет «молитвенный барабан», кто-то – «молитвенное колесо». Для тибетцев это «колесо Мани», а для монголов, калмыков и бурятов – «хурдэ». Но как бы его ни называли, суть остается одна – это важный атрибут в буддизме.

    Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот.

    Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр. Так, прилагая физические усилия наряду с духовными побуждениями, человек может даровать благо не только себе, но и всем, о ком в настоящий момент думает. Считается, что колесо может помочь любому, кто верит в его силу, неважно, мал ты или стар, буддист или приверженец другого вероисповедания.

    Существует мнение, что такой «хитрый» предмет был придуман для слабослышащих, слабовидящих или безграмотных людей, не имевших возможности читать записанные священные слова.

    Молитвенные колеса могут достигать огромных размеров – тогда они устанавливаются на территории храмов, у ступ и пагод – а могут быть маленькими, компактными, которые можно хранить дома или носить с собой.

    Краткий экскурс в историю

    О появлении молитвенного колеса рассказывает одна любопытная буддистская легенда. Задолго до появления на свет Сиддхартхи Гаутамы распространялись мысли Будды Дипанкары. Однажды к нему пришел король нагов – змееподобных водных существ – с просьбой о даровании мантры для счастья всех земных созданий. Дипанкара выполнил эту просьбу, подарив тому специальный цилиндр, внутри которого был свиток со священными молитвами.

    Наги долгие века зорко следили за сохранностью этого дара и благоговейно пользовались им – крутили, тем самым все ближе приближаясь к совершенству души. Спустя некоторое время к учителю Нагарджуне пришел Будда Сострадания и сказал, что ему следует, отправившись к нагам, попросить у них дарованный Дипанкорой хурдэ, чтобы все живые создания мира получили необъятную пользу.

    У учителя получилось выполнить великое поручение, а после, сквозь поколения, почитание колеса с чудесными свойствами и его вращение достигло наших современников, принося счастье и избавление от тяжких мук.

    Виды молитвенных барабанов

    Хурдэ бывают разных видов. В зависимости от размеров, расположения, способов вращения они могут быть:

    • ручными;
    • стационарными;
    • водяными;
    • огненными;
    • ветровыми;
    • электрическими.
    • Ручные барабаны отличаются миниатюрностью, компактностью. Их без труда может крутить одна пара рук, а также их можно передвигать с места на место.

      Стационарные колеса устанавливаются в монастырях, и достигают таких огромных габаритов, что для их вращения потребуются силы нескольких людей. Так, самый большой хурдэ обосновался в Тибете, в древнем китайском городке Дукэцун. Весом он больше шестидесяти тонн, а высотой превышает два десятка метров.

      Барабаны Мани могут приводиться в действие разными силами: ветром, потоком воды, с помощью тепла свечи или за счет электричества. Нередко устанавливается сразу несколько храмовых барабанов в ряд, и тогда можно усилить их эффект, прокрутив их поочередно.

      В последнее время можно купить декоративный хурдэ. Особой магического смысла такой вид не несет, его обычно привозят просто как сувенир из экзотических азиатских стран.

      Чтобы претворить чудеса в жизнь, нужно взяться за ручку и прокрутить ее по часовой стрелке, как бы следуя за солнцем. В тот же момент сверток внутри барабана, а значит – нанесенные на него слова – тоже будут вращаться. Получается, будто буддист многократно, быстро и последовательно читает молитвы, не произнося ни слова.

      Однако делается это не только для того, чтобы облегчить задачу молящегося. Мантра, двигаясь по кругу, приобретает правильную, благоприятную конфигурацию, а потоки энергии становятся еще более заряженными.

      Буддийские практики предполагают, что для максимального накопления энергии и очищения кармы нужно прокрутить барабан 180 раз. Очень важно настроиться на волну доброты, чистоты, не забывая думать о хорошем, о своих родных, желать счастья всем живым созданиям.

      Чаще всего в хурдэ используется главная, сильнейшая мантра буддистов – «Ом Мани Падме Хум».

      При вращении молитвы излучают невидимый, но невероятно яркий свет, который способен стирать омрачения и плохую карму, даже из прошлых рождений. При медитации с молитвенным колесом можно визуализировать исходящий свет вместе со своей энергией. Лучики света, рассеивающиеся от мантр, словно освещают душу, забирают все болезни, невзгоды и дурные мысли.

      Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что статья вам понравилась. Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.