Меню

Храм христа спасителя в российской

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

В День российского студенчества в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся праздничный концерт

25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся праздничный концерт по случаю Дня российского студенчества.

Мероприятие открыл сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Домодедовский Иоанн. Архиерей поздравил всех настоящих и бывших студентов, особенно подчеркнув, что приветствует студенчество как движущую силу всей русской молодежи. «В России есть силы и средства, чтобы созидать славное будущее. И передовой отряд этого процесса — студенчество», — отметил владыка Иоанн.

С приветственным словом к собравшимся обратился и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков. «Время студенчества — это время особенного подвига, как некогда святая мученица Татиана, память которой мы сегодня отмечаем, явилась столпом Церкви, так и нынешняя молодежь тоже призвана к определенному подвигу. Я всем желаю, чтобы перед вами раскидывалась необозримая «жизни даль», чтобы была она светла и наполнена благодатью Божией», — сказал, в частности, священник.

Далее состоялась церемония вручения церковных наград. Медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» были удостоены ответственные за молодежную работу в столичных викариатствах и др.

К присутствующим обратился руководитель Молодежного отдела Московской городской епархии М.Г. Куксов, после чего состоялся праздничный концерт.

Организаторы мероприятия: Молодежный отдел Московской городской епархии, движение «Православные добровольцы» при поддержке Синодального отдела по делам молодежи, Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Московского архитектурного института, Российского государственного социального университета.

Все желающие могли ознакомиться с экспонатами выставки современного православного искусства «После иконы», проходящей в Храме Христа Спасителя.

На территории храма Христа Спасителя вспыхнул пожар

Строительные бытовки в количестве десяти штук горят на территории храма Христа Спасителя в Москве. Об этом говорится в сообщении экстренных служб российской столицы.

«На территории храма Христа Спасителя по адресу: улица Волхонка, дом 15, горят десять строительных бытовок», — сказано в сообщении.

Всего на данной территории расположено 16 бытовок. К настоящему моменту нет какой-либо информации о пострадавших. Причины возгорания устанавливаются.

В конце марта пожар вспыхнул в здании спорткомплекса «Олимпийский». Позже в Сети появились кадры инцидента.

  • Наука
  • лето
  • отпуск
  • здоровье
  • солнечные ожоги
  • соцсети
  • Животные
  • пауки
  • видео
  • Салют
  • машина
  • стрельба
  • бульвар
  • Зеленский
  • Украина
  • Президент
  • ученые
  • чернобыль
  • цветы
  • зона отчуждения
  • растения
    • артист
    • корпоратив
    • юмор
    • гонорар
    • Галкин
    • НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ЗВЕЗДА»

      Сетевое издание www.tvzvezda.ru (далее – Издание) является средством массовой информации и зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77–59170 от 22 августа 2019 года). Учредителем и редакцией Издания является Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»).

      Главный редактор: Харьков А.В.

      Контакты:
      Адрес: Россия, 129164, г. Москва, проспект Мира, д. 126
      E-mail: [email protected], Тел: +7 (495) 645-92-89

      Издание может содержать информационную продукцию, предназначенную для лиц старше 18 лет.

      Русская Православная Церковь

      Официальный сайт Московского Патриархата

      Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

      Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

      Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

      Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

      В Неделю Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

      17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

      На богослужении присутствовали: губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета. по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов, руководитель Россотрудничества Э.В. Митрофанова, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД РФ В.Л. Казакова, заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев, генеральный директор ПАО «Фосагро» А.А. Гурьев.

      Праздничное богослужение в день Торжества Православия по традиции посетили дипломатические работники ряда стран: Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Абхазия в Российской Федерации И.М. Ахба, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Македония в Российской Федерации Годе Караянов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации З.Н. Гассиев, Чрезвычайный и Полномочный посол Греческой Республики в Российской Федерации Андреас Фриганас, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в Российской Федерации А.К. Негуца, Чрезвычайный и Полномочный посол Черногории в Российской Федерации Рамиз Башич, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Болгария в Российской Федерации Атанас Крыстин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации В.И. Семашко, Генеральный консул Кипра в Москве Антонис Саммутис, представитель Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Душко Перович, советник-министр посольства Румынии в Российской Федерации Илие Скипор.

      Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

      На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

      Святейший Патриарх Кирилл на малом входе:

      • возвел епископа Мурманского и Мончегорского Митрофана в сан митрополита — на основании определения Священного Синода от 26 февраля 2019 года, в связи с назначением главой Мурманской митрополии;
      • возвел епископа Анадырского и Чукотского Ипатия в сан архиепископа — на основании определения Священного Синода от 14 июля 2019 года, в связи с назначением на Анадырскую кафедру (в соответствии с Положением о наградах, пункт 2.2.1 которого гласит: «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»);
      • удостоил протоиерея Вадима Суворова, преподавателя Коломенской духовной семинарии, настоятеля храма Живоначальной Троицы поселка Удельная Раменского района Московской области, права ношения докторского креста — на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 14 февраля 2019 года о присуждении степени доктора богословия;
      • удостоил иеромонаха Тимофея (Ясеницкого), проректора Коломенской духовной семинарии по научной работе, клирика храма Трех святителей Коломенской духовной семинарии, права ношения докторского креста — на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 14 февраля 2019 года о присуждении степени доктора церковной истории.
      • На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

        После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

        За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил монаха Алексия (Турикова) в сан иеродиакона.

        Проповедь перед причастием произнес священник Александр Быстров, клирик храма Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы.

        По окончании Литургии Святейший Владыка совершил чин Торжества Православия.

        Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

        Ряду иерархов Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды:

      • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени;
      • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию была вручена памятная панагия;
      • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени;
      • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени;
      • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения и 10-летием архиерейской хиротонии епископ Нарвский и Причудский Лазарь был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.
      • «Еще раз всех вас поздравляю с великим праздником Торжества Православия. Да дарует нам Господь сил хранить радость о сопричастности к жизни Церкви даже до последнего нашего издыхания. Пусть Господь нам поможет спасительно пройти поприще Великого поста и достойно встретить Светлое Христово Воскресение», — напутствовал Святейший Владыка верующих.

        После богослужения в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл наградил Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзича орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Глава сербского дипломатического представительства удостоен высокой награды во внимание к вкладу в развитие отношений между Русской и Сербской Православными Церквами и в связи с 70-летием со дня рождения.

        «Поздравляю Вас сердечно, господин посол, очень благодарен Вам за Вашу высокую и многополезную миссию», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, вручая награду.

        Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

        Российская академия художеств

        1. В начало
        2. Выставки
        3. Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

        Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

        Святыня русского народа — Храм Христа Спасителя в Москве был построен в ознаменование победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года и впервые освящен в 1883 году. Храм был возведен по проекту выдающегося архитектора К.А.Тона, расписан фресками и украшен скульптурами знаменитых русских художников-академиков. Среди них скульпторы Ф.П.Толстой и П.К.Клодт, живописцы В.И.Суриков, В.П.Верещагин, Г.И.Семирадский и многие другие прославленные мастера.

        В 1931 году храм был взорван и полностью уничтожен по распоряжению властей того времени. В начале 1990-х годов новое, демократическое руководство России и Москвы приняло решение о восстановлении храма. Эта грандиозная задача была осуществлена в невиданно короткие сроки, и ныне храм сияет своей нетленной красотой, являясь одним из доминирующих архитектурных центров города, украшая столицу своим горделивым видом и величавыми формами. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освещение Храма Христа Спасителя.

        Возрождение храма стало актом искупления вины пред Русской Православной церковью за его варварское разрушение в прошлом. Оно должно было достойно завершить двадцатое столетие и стать своего рода подарком к встрече двухтысячелетия Рождества Христова.В кратчайшие сроки необходимо было осуществить задачи, поставленные руководством России, Москвы и Патриархии.

        Для выполнения этих задач был создан общественный наблюдательный Совет во главе с его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым. Все решения по воссозданию Храма коллегиально принимались Советом. С самого начала было поручено возглавить работу по архитектуре академику, члену Президиума Российской академии художеств, директору управления «Моспроект-2» М.М.Посохину, а по дизайну, живописному и скульптурному убранству — президенту Российской академии художеств З.К.Церетели, который проявил большую творческую активность и организационную энергию в руководстве подготовкой и исполнением всех художественных работ.

        Воссоздание художеcтвeнного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач современного российского искусства. Здесь снова, как и при первом cтpoительстве храма, ведущую роль сыграла Академия художеств. Тpудности были огромны: в XIX веке Храм украшался художниками несколько десятилетий, сегодня удалось завершить все менее чем за два года к 2000-лeтию Рождества Христова, что придало всей работе символический смысл.

        Стены Храма ныне построены из двух слоев кирпичной кладки с воздушной прослойкой между ними, благодаря чему в храме достигнута великолепная акустика.
        Оказалось необходимым создать гранитный стилобат, на котором ныне стоит храм. А также обширную нижнюю часть сооружения, которой ранее не было. Там размещаются: еще одна (помимо верхней части) церковь для богослужений, трапезная на полторы тысячи человек, зал для церковных соборов на полторы тысячи мест, помещение Синода, синодальная библиотека и резиденция Патриарха. Таким образом, при сохранении прежнего внешнего облика храм стал еще более внушительным и обширным, подлинным центром русского православия.
        В воссоздании скульптурного и живописного убранства участвовали крупнейшие деятели отечественного искусства.

        Бронза оказалась оптимальным для cовременных условий материалом и к тому же соответствующим первоначальным замыслам К.А. Тона. Скульптуры в бронзе органично вписались в экстерьер храма и выглядят убедительно, полны духовности и святости, а несовпадение с оригиналом некоторых второстепенных деталей, вызванное техническими причинами, не снижает художественно-образных достоинств всего облика Храма.
        На западном фасаде помещено центральное изображение самого Спасителя и статуи небесных покровителей императоров, при которых строился собор. На восточной стороне, обращенной к Кремлю, расположены сцены Воскрешения и Рождества Христа, изображения прославленных святых русской церкви, сыгравших заметную роль в истории страны. Фигуры, находящиеся на южном и северном фасадах Храма, передают образцу святых в дни празднования памяти которых происходили основные события наполеоновских войн.

        Внутреннее живописное убранство Храма осуществлено в основном в технике масляной живописи. Но некоторые части выполнены в технике темперы, которая является древним, освященным традицией материалом настенных росписей.

        Храм преобразил центр Москвы, ярко выразил в нем тему исторических религиозных символов, традиционной духовности народа России. Трудно найти аналогию этому грандиозному свершению в мировой художественной практике ХХ века. Отчасти можно сопоставить его, пожалуй, только с восстановлением разрушенных во время второй мировой войны исторических центров Варшавы и Гданьска. Но в Польше эти задачи рассматривались как утверждение национальной идеи, которую не удалось убить врагу. У нас возрождение Храма Христа Спасителя было обращено к переосмыслению истории страны, искуплению вины пред Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, выражающих представление о развитии государства и нации.


        При подготовке текста использованы материалы В.В.Ванслова «Святыня русского народа» и Д.О.Швидковского «Возрождение Храма Христа Спасителя» для сборника «Храм Христа Спасителя» ( Москва, «Изобразительное искусство».2000)

        КЕМ И КАК ВОЗРОЖДАЛСЯ ХРАМ

        31 мая 1994 года Правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. В общественном наблюдательном Совете по воссозданию Храма, возглавляемом святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М.Лужковым от Российской академии художеств активно работали академики Н.А.Пономарев, М.К.Аникушин, З.К.Церетели, М.М.Посохин.
        С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт¬-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. Всей работой по созданию проектной документации руководил директор управления «Моспроект-2», главный архитектор проекта комплекса Храма Христа Спасителя, член Президиума Российской академии художеств, академик М.М.Посохин. Строительство храма велось под руководством генерального директора АО «Моспромстрой» В.В.Мороза.
        Общегосударственное значение Храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе. Президент Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственных премий, профессор З.К.Церетели стал победителем ряда всероссийских конкурсов. Им воссозданы 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществлено благоустройство территории и многое другое. Исполненные по историческим материалам кресты Храма образуют своеобразный пластический аккорд, завершают общий архитектурный строй соборного сооружения и придают художественную целостность всему комплексу.

        Воссоздание скульптурного убранства
        Над воссозданием скульптурного убранства Храма Христа Спасителя под руководством вице-президента Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Государственных премий Ю.Г.Орехова работали лучшие ваятели России, члены Российской академии художеств: И.М. Рукавишников, В.Е. Цигаль, Т.М. Соколова, А.М.Белашов, выпускники академических вузов, скульпторы, удостоенные наград Российской академии художеств; И.А. Козлов, В.П. Мокроусов, М.О. Лушников, В.Ф. Гyбко, Д.Н. Тугаринов, А.Н. Ковальчук, А.П. Смынин, М.В. Дронов и другие. По инициативе Ю.Г. Орехова для решения многих творческих организационных, экономических вопросов был созданфонд содействия скульпторам России «Скульптор». В необычайно сжатые сроки помимо лепки рабочих моделей скульпторам пришлось провести большую поисковую работу, и ряд композиций по праву можно считать авторскими.

        По инициативе З.К. Церетели был налажен процесс отливки скульптуры на единственном в России заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Этот крупный заказ позволил заводу сохранить в сложных экономических условиях производственную базу. Тpудоемкая, требующая высокого мастерства работа по возрождению скульптурного убранства была исполнена в необычайно сжатые сроки. Огромные светлые плоскости фасадов оформлены гармонично скомпонованными двумя горизонтальными рядами скульптур, верхние из которых представляют собой рельефы в круге, расположенные в центре полукружий закомар, нижние — отдельные фигуры святыx и большие сюжетные композиции. Скульптура играет значительную роль в архитектурном образе Храма.

        Воссоздание живописного убранства
        Вице-президент Академии, народный художник СССР, лауреат Государственных премии Е.И.Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком художественном уровне воссоздать живописное убранство Храма Христа Спасителя, участвовал в организации первого и второго туров всероссийских конкурсов.

        В составе групп художников (руководители: Е.Н.Максимов, Н.А.Мухин, А.В. Артемьев, В.А. Бакшаев, А.К. Быстров, С.Н. Репин, Н.Н.Соломин, А.Н.Устинович, З.К. Церетели, В.Н. Челомбиев), выигравших конкурс на право воссоздания росписей, и групп (руководители: В.Э. Бойцов, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Н. Медведев, В.Ф. Павлов, З.К. Церетели), победивших в конкурсе на право воссоздания орнаментальной живописи храма Христа Спасителя, большинство является выпускниками академических вузов: Санкт-Петербургского им. И.Е. Репина и Московского им. В.И. Сурикова. Группа художников под руководством З.К. Церетели победила в двух конкурсах и выполнила самые ответственные масштабные и сложные работы, воссоздав росписи свода главного купола, барабана, трех малых сводов приделов и многое другое.
        Первыми к воссозданию живописного убранства приступили орнаменталисты. Творческие группы победителей конкурсов возглавляли замечательные мастера своего дела, художники, реставраторы: З.К. Церетели, В.Г. Витошнов, А.А. Живаев, В.Ф. Павлов.

        Заалтарное пространство
        Композиция «Рождество Христово (Дева Днесь Пресущественного рождает. )» выполнена академиком РАХ, народным художником РФ Н.А. Мухиным.


        Подкупольное пространство

        Подкупольное пространство — традиционно главная, определяющая композицию интерьера часть Храма. Самая ответственная и сложная — масштабная роспись главного свода — композиция «Отечество», изображающая Бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях и голубя — символа Святого Духа, и роспись пояса главного купол, где представлены Спаситель и Богоматерь.

        33 фигуры святых были воссозданы художниками под руководством академика З.К. Церетели, опытного мастера-монументалиста, начавшего изучать росписи храмов в научных экспедициях в 1960-е годы. В составе его группы работали опытные живописцы, такие как профессор Е.Н.Максимов — победитель многих европейских конкурсов, народный художник России В.Л.Псарев, В.П. Мясоедов, исполнившие росписи в нескольких московских храмах.

        Живопись пилонов
        Ниже располагается живопись пилонов, повествующая об истории земной жизни Христа. Многофигурные композиции восточных пилонов «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» возродили художники под руководством В.А. Бакшаева. Картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» на восточных пилонах воссозданы художниками под руководством А.В.Артемьева. На северо-западном пилоне композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» исполнил заслуженный художник России В.И. Нестеренко. Возрождали живопись юго-западного пилона — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Евангелист Марк» — народный художник России С.Н. Присекин,С.П. Оссовский, М.А. Полетаев, А.К.Сытов.

        Большие многофигурные композиции в четырех нишах пилонов выполняли живописцы под руководством народного художника России, лауреата Государственной премии Н.Н. Соломина.
        Довольно трудной задачей было изображение святых в медальонах центральных подпружных арок, с которой успешно в сжатые сроки справился художник С.В. Кузяков (южная и восточная арки). Орнаментальные композиции исполнили В.Н. Медведев, А.Н. Карпухин, а на северной и западной арке — В.Э. Бойцов, Т.И. Тарасов, В.М. Бибиков, П.К. Ивушкин, И.С Петров.

        Живопись приделов храма
        Торжественность, праздничность, звучность колористического решения отличает живопись четырех приделов Храма, воссозданная художниками под руководством З.К. Церетели, А.К. Быстрова, Н.А. Мухина, Е.Н. Максимова, В.П.Псарева, Н.В. Кочетовой, В.Г. Витошнова, В.Ф. Павлова.

        Росписи галерей Храма
        Большая часть ансамбля росписей располагается на галереях Храма. Композицию «Крещение Господне» на северной стене галереи и «Вход в Иерусалим» на западной стороне исполнил заслуженный художник РФ В.И. Нестеренко. Московский мастер В.М. Ананьев воссоздал на южной стене композицию «Сретение Господне». Исторические и житийные композиции в южном крыле галереи в приделе, посвященном святителю и чудотворцу Николаю, воссоздавали художники под руководством профессора С.Н. Репина. Росписи в северном крыле галереи в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского исполнили художники под руководством профессора А.К Быстрова. Иконы для иконостасов двух приделов написали художники под руководством В.А Черного. Воссоздавать образы святых на стенах галерей было поручено группе художников под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России В.Н. Челомбиева. Чрезвычайно сложная задача успешно решена художниками из Ярославля под руководством опытного мастера монументальной живописи, академика Российской академии художеств, народного художника РФ Н.А.Мухина, которые по описаниям и аналогам создали четыре большие композиции икон с изображением Богоматери на северо-западных стенах галереи. Росписи выполнялись по традиционной технологии в соответствии с концепцией воссоздания Храма.

        Орнамент
        Орнамент составляет более половины живописного убранства. Он имеет важное значение для композиционного единства росписей с архитектурными формами Храма, обрамляет композиции сводов, пилонов, исторические и житийные картины, оконные проемы, грани подпружных арок, он очень красив и разнообразен по своим мотивам. Многие орнаменты исполнены на золотом фоне (использовано более 50 килограмм сусального золота).

        Иконы главного иконостаса
        Иконы главного иконостаса воссоздавали художники и реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С.В.Филатова, С.Р.Брагина и объединения «Арт-Храм» под руководством А.Н.Оболенского, А.В.Артемьева и Н.В.Нужного. Эта работа заставила художников многое переосмыслить в собственной творческой практике, способствовала созданию в Храме глубоко духовной среды. Несмотря на многообразие форм, композиционных и колористических решений достигнуто удивительное единство, гармония внутреннего пространства Храма.
        Масштабная, не имеющая аналогов в современной художественной практике работа Российской академии художеств по воссозданию скульптурного и живописного убранства Храма Христа Спасителя завершена в небывало короткий срок и принята с высокой оценкой Государственной комиссией 16 декабря 1999 года.

        Л.В.Ширшова

        Храм, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном, был уничтожен ради того, чтобы на его месте поставить памятник Ленину

        Уничтожение Храма Христа Спасителя было не просто одним из эпизодов антирелигиозной кампании большевиков, его взрыв стал плевком в родную историю и собственный народ. Новая власть собиралась стереть историческую память русского народа и уничтожить его культурный код.

        Храм Христа Спасителя был построен в благодарность Богу за спасение от нашествия Наполеона и его Великой армии. Храм являлся самым настоящим памятником воинам-героям, положившим свои жизни для спасения Отечества. Над его созданием вдохновенно трудились лучшие архитекторы, скульпторы, художники и строители России.

        Помимо икон и храмовой росписи на стенах были изображены военные баталии и увековечена память героев. В 1883 году с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. Специально, к этому знаменательному событию, композитор Петр Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год». Храм стал настоящим украшением Москвы и России.

        Однако, ни его место в архитектурном ансамбле столицы, ни историческое значение храма, ни огромные затраты на его сооружение, где значительную часть средств составляли народные пожертвования, новой властью во внимание приняты не были. Власть, называвшая себя народной, на самом деле была далека от народа. Веру, составлявшую его стрежень, она пыталась измельчить в пыль. Ленин неоднократно заявлял: «Наша главная задача – борьба с религией».

        Антицерковная кампания включала физическое устранение духовенства («мы должны… дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству»), антирелигиозную пропаганду, конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей и храмов.

        В июне 1928 года совещание в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП(б) по вопросам антирелигиозной пропаганды положило начало кампании по закрытию храмов. Динамика наступления на религию была впечатляющей: в 1928 году было закрыто 534 храма, в 1929 году их число достигло 1119. В 1931 году подошла очередь Храма Христа Спасителя, его постановили разобрать и на его месте возвести Дворец Советов. Решение о сносе Храма принял первый человек в государстве – Сталин.

        Малую часть церковной утвари, небольшие фрагменты настенных росписей и несколько горельефов передали в музей, остальное (площадь росписи собора занимала 22 тысячи квадратных метров, а иконостас имел высоту высотой 27 метров) было решено уничтожить вместе с Храмом. Чтобы заручиться поддержкой общественности и получить обоснование ликвидации, власти привлекли «авторитетных» искусствоведов, которые кинулись писать статьи о том, что храм не представляет культурной и художественной ценности. Единственным художником, выступившим против «демонтажа» Храма, стал Аполлинарий Васнецов.

        18 августа 1931 года начались работы по разборке Храма Христа Спасителя, листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола и был виден всей Москве как символ нового времени, времени поругания всего святого.

        К началу зимы выяснилось, что монументальное сооружение высотой 103 метра со стенами толщиной 3,2 метра, строившееся на века, разобрать невозможно. Тогда Храм решили взорвать.

        5 декабря 1931 года в 12 часов дня прогремел сильнейший взрыв. Но Храм-памятник воинской славы, главный храм России устоял. Взрывчатку пришлось закладывать по новой. Через несколько часов национальная святыня России была разрушена.

        Планы по строительству Дворца Советов, который должен был стать самым высоким зданием в мире, пришлось изменить, т.к. только на разборку обломков ушло почти полтора года. Строительство началось только в 1937 году, а с началом Великой Отечественной войны, от нее пришлось отказаться.

        В первую военную осень стальные конструкции недостроенного Дворца Советов пошли на противотанковые ежи для обороны Москвы и для сооружения железнодорожных мостов.

        После войны на месте величественного Храма устроили открытый бассейн. Одним из первых людей в Советском Союзе, кто публично высказался за восстановления храма, как памятника воинской славы, стал Юрий Гагарин. В 1990-е годы Храм был воссоздан в виде, близком к первоначальному.

        Несмотря на уроки прошлого, и сегодня находятся люди, которые мечтали бы увидеть, как Храм Христа Спасителя вновь взлетает на воздух.

        «… Он ценности не представляет, а когда служили, было не проехать… Я очень хотел бы посмотреть, как этот бетонный фальшак взлетит на воздух. Если бы можно было Кремль, я бы не возражал…», — такие слова вложил писатель Дмитрий Быков в уста одного из героев романа «Американец». Борьба между светом тьмой не окончена.

        Смотрите так же:  Храм св владимира в киеве