Меню

Памятник александру 2 спб

Александру II, памятник ? Санкт-Петербург

История объекта: Александру II, памятник

дата события историческая справка источник
Адрес: ул. Рентгена, д. 6
Бюст Александра II
В 1898 г. была открыта гомеопатическая больница, выстроенная академиком П. Ю. Сюзором, и одновременно — бронзовый бюст Александра II, поклонника гомеопатии.
Памятник снят после Октябрьской революции.
19 февраля 1893 Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 132

Бронзовый бюст у Александровской больницы, был заказан городской Думой. Памятник открыт 19 февраля 1893 года и стоял перед главным фасадом больницы, основателем которой был Александр II.
В 1930 году бюст снят, но его постамент сохранился.

«Утраченные памятники архитектуры Петербурга Ленинграда». Каталог Выставки. Авторы-составители: В. В. Антонов А. В. Кобак. Ленинград 1988 г.

1 июня 2005 Бюст Александа II у здания Государственного банка России
Бюст установлен у здания Государственного Банка России — улица Ломоносова, дом 7 / наб. реки Фонтанки, дом 68. Основателю Государственного Банка России«Государственному Коммерческому Банку, согласно съ утвержденнымъ Нами Уставом, дать новое устройство и наименование Государственного Банка. »Из Указа Александра II. Царское Село 31 мая 1960 года Императору Александру II (1818-1881) Памятник создан по инициативе Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу и Ассоциации банков северо-запада. В сооружение внесли вклад: Автобанк-Никойл, Балтийский Банк, банк «Авангард», банк «Возрождение», банк «Зенит», банк «Золотой Стандарт», банк «Петербург-Инвест», банк «Санкт-Петербург», банк «Советский», Внешторгбанк, ВЭБ-Инвест банк, Газпромбанк, Дрезднер Банк ЗАО, Красбанк, Невский Народный банк, Петро-Аэро-банк, Промсвязьба..

Бюст установлен у здания Государственного Банка России
— улица Ломоносова, дом 7 / наб. реки Фонтанки, дом 68.
Основателю Государственного Банка России
«Государственному Коммерческому Банку, согласно съ утвержденнымъ Нами Уставом, дать новое устройство и наименование Государственного Банка. »

Из Указа Александра II.
Царское Село 31 мая 1960 года

Императору Александру II (1818-1881)
Памятник создан по инициативе Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу и Ассоциации банков северо-запада.
В сооружение внесли вклад: Автобанк-Никойл, Балтийский Банк, банк «Авангард», банк «Возрождение», банк «Зенит», банк «Золотой Стандарт», банк «Петербург-Инвест», банк «Санкт-Петербург», банк «Советский», Внешторгбанк, ВЭБ-Инвест банк, Газпромбанк, Дрезднер Банк ЗАО, Красбанк, Невский Народный банк, Петро-Аэро-банк, Промсвязьбанк, Промышленно-Строительный банк, Российское объединение инкасации, Санкт-Петербургский банк Реконструкции и Развития, Санкт-Петербургский общественный фонд поддержки Международный банковский конгрессов, СДМ-Банк, банк «Таврический», ФондИнвестБанк, ХолдингИнвестБанк

В честь 145-летия основания Государственного Банка России

По проекту архитектора В. Бухаева
Гранит: ЗАО «СЗДК»
Бронза: ООО НПКП «ПИН»

Памятник освящен Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром
1 июня 2005 года

4 июня 2009 Денег на восстановление бронзового бюста Александру II нет
Постамент на набережной Фонтанки, 132, на котором когда-то стоял бюст императору Александру II, пока будет пустовать. Инвесторов, готовых дать деньги на изготовление копии памятника, нет. Скульптор Станислав Голованов, который работает над воссозданием бронзового бюста, говорит, что еще в 1996 году согласовал все документы. В них пустовала только одна графа – финансирование. За 13 лет ситуация не изменилась. На изготовление бюста нужно около 2 миллионов рублей. Если деньги появятся в ближайшее время, то к следующей осени памятник вернется на свое место.По словам Ирины Воронцовой, руководителя сектора культуры администрации Адмиралтейского района, бюджет сектора рассчитан только на районные праздники. «Если скульптор найдет источник финансирования, администрация поможет оформить все документы. Мы только «за», когда памятники возвращаются на свои места», — говорит Ирина Воронцова. Оригинал памятника Александру ..

Постамент на набережной Фонтанки, 132, на котором когда-то стоял бюст императору Александру II, пока будет пустовать.
Инвесторов, готовых дать деньги на изготовление копии памятника, нет. Скульптор Станислав Голованов, который работает над воссозданием бронзового бюста, говорит, что еще в 1996 году согласовал все документы. В них пустовала только одна графа – финансирование.
За 13 лет ситуация не изменилась. На изготовление бюста нужно около 2 миллионов рублей. Если деньги появятся в ближайшее время, то к следующей осени памятник вернется на свое место.
По словам Ирины Воронцовой, руководителя сектора культуры администрации Адмиралтейского района, бюджет сектора рассчитан только на районные праздники.
«Если скульптор найдет источник финансирования, администрация поможет оформить все документы. Мы только «за», когда памятники возвращаются на свои места», — говорит Ирина Воронцова.
Оригинал памятника Александру II, который установили в 1893 году на Фонтанке, сделал скульптор Никола Лаверецкий. На своем месте бюст простоял до 1917 года.
Во время революции бронзового императора сбросили в Фонтанку, с тех пор вопрос о возвращении памятника поднимался не раз, но все время откладывался. Пустой постамент петербуржцы обозвали памятником человеку-невидимке.

«Императору Александру II любовию народа»

Кандидат искусствоведения Илья Печёнкин.

Первого марта 1881 года в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен самый либеральный из российских монархов царь-реформатор Александр II (1818—1881). Насильственная кончина императора, случившаяся двадцать лет спустя после обнародования акта, отменившего крепостное право, стала мрачным предзнаменованием кровавых потрясений будущего столетия.

Убийство императора вызвало колоссальный резонанс. Общественные и административные круги в Петербурге и Москве практически одновременно выступили с инициативой создания всенародного памятника личности и делам покойного самодержца. В Санкт-Петербурге на месте рокового покушения было решено построить православный храм-памятник. В конкурсе на лучший проект принял участие весь цвет российской архитектуры.

Реализованный проект храма Воскресения Христова, разработанный А. А. Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым) и подражающий многоцветностью и сложностью декорации московскому собору Василия Блаженного, справедливо считается манифестом русского стиля времени Александра III. Судьба храма-памятника, получившего неофициальное, но ёмкое название «Спас на Крови», в ХХ веке складывалась драматично. Однако жестокое время пощадило его, и сегодня храм на Екатерининском канале — одна из жемчужин Северной столицы, привлекающая потоки туристов.

Гораздо менее известен московский памятник Александру II, более скромный по замыслу, но в не меньшей степени отразивший масштаб личности императора и его деяний.

Восьмого марта 1881 года на экстренном заседании Московской городской думы городской голова С. М. Третьяков сообщил о решении создать памятник Александру II. Как и в Петербурге, памятник возводили на народные деньги. Крупнейшими жертвователями выступили Московская городская дума, губернское земство, купеческая управа, великие князья Сергей, Владимир и Павел Александровичи, представители богатейших купеческих фамилий. Около миллиона было собрано по подписке, а общая сумма составила более 1,7 миллиона рублей. Вопрос о том, каким будет монумент, стал предметом живой общественной дискуссии.

В апреле 1881 года объявили открытый конкурс на составление проекта. В жюри вошли крупные художники и архитекторы — А. И. Резанов, М. П. Боткин, К. М. Быковский, Р. А. Гедике, С. В. Дмитриев, Е. С. Сорокин, скульптор М. В. Харламов, инженер А. А. Семёнов, представители общественности (в частности, М. Н. Катков) и церковной иерархии — епископ Дмитровский Амвросий. Условия конкурса давали большую творческую свободу художникам, ограничивая их лишь указанием места будущего монумента («в Кремле, против Малого Николаевского дворца, на плац-параде»), материалов («граниты, порфиры, мраморы и бронза») и довольно общим требованием, чтобы памятник служил «верным и ясным изображением личности, великих дел и событий славного царствования почившего Государя». Добавим, что к участию в состязании допускались не только российские, но и зарубежные авторы, причём необязательно из Европы. Газета «Неделя строителя» сообщала в 1882 году о проекте, представленном в российское посольство в Лондоне художником Трекарамом из Калькутты.

И всё же конкурс не дал удовлетворительных результатов. В 1883 году была сделана вторая попытка выбрать надлежащий проект путём свободной конкуренции. Кроме того, вне конкурса рассматривались предложения скульпторов М. М. Антокольского и Д. Н. Иенсена, архитектора Глезера и некоего «г. Куприянова». Монумент Александру II большинство участников конкурса предлагали соорудить в виде статуи на более или менее сложном постаменте со скульптурной декорацией.

Оригинальный проект представил известный московский зодчий А. С. Каминский. Архитектор решил включить монумент в композицию уже существовавшего здания — Малого Николаевского дворца, построенного в 1770-х годах М. Ф. Казаковым. В этом дворце 17 (29) апреля 1818 года родился будущий император Александр II. По мысли Каминского, классицистические фасады здания надлежало полностью перестроить в русском стиле, а собственно памятник разместить в угловой полуротонде. Статую императора (не бронзовую, а беломраморную) предполагалось установить внутри центрического павильона, пышно декорированного и увенчанного куполом, изображающим шапку Мономаха. На внутренней стене павильона автор хотел бы начертать полный текст Манифеста об освобождении крестьян, а в куполе — поместить живописное изображение «Появление императора Александра II среди народа на Адмиралтейской площади в день объявления освобождения крестьян 5 марта 1861 года». Таким образом, проект, представленный Каминским, был призван увековечить в равной степени личность монарха и событие, неразрывно связанное с его именем.

Однако эклектичный по формам и предполагавший вторжение в ансамбль Малого Николаевского дворца замысел Каминского вызывал впечатление скорее графической фантазии, нежели проекта архитектурного сооружения. Ни он, ни более традиционные композиции других конкурсантов не убедили членов жюри. Выплатив соответствующие премии (первая досталась М. А. Чижову, вторая — А. М. Опекушину, третья — тандему М. О. Микешина и Н. И. Баринова, четвёртая — мюнхенскому скульптору А. Гессу), жюри было вынуждено признать, что ни один из проектов не годится для воплощения «как недостаточно выражавший славную, вечной памяти достойную деятельность в Бозе почившего Монарха».

Круг участников третьего конкурса, объявленного в 1887 году, был очерчен заранее. Письменные приглашения разослали академикам А. Р. фон Боку, Н. А. Лаверецкому, А. М. Опекушину, М. А. Чижову и М. М. Антокольскому, которые вне зависимости от результатов конкурса должны были получить за свои проекты по 5000 рублей серебром. Несмотря на привлечение столь маститых представителей художественного цеха, результаты на этот раз получились ещё более скромными.

Назначение следующего конкурса было признано совершенно бесполезным. Бесплодность творческих исканий серьёзно обеспокоила императора Александра III. Осенью 1889 года один из ближайших к нему царедворцев художник П. В. Жуковский — сын поэта В. А. Жуковского, бывшего воспитателем будущего царя-освободителя, — создал эскиз памятника, демонстрирующий знакомство автора с конкурсными проектами прежних лет, но в то же время обладающий качествами, которые не встречаются ни в одном из них. Основополагающий эстетический принцип композиции, нарисованной Жуковским, был сформулирован самим Александром III в частной беседе с художником: «Просто и священно». Для более детальной разработки проекта император посоветовал Жуковскому обратиться к видному архитектору, реставратору и знатоку древнерусского зодчества Н. В. Султанову, который в итоге и стал основным автором и строителем монумента. Третьим участником творческого коллектива пригласили знаменитого своим памятником А. С. Пушкину (1880) скульптора А. М. Опекушина. Он и создал статую императора.

14 мая 1893 года в присутствии Александра III и членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония закладки памятника. Надо сказать, что в ходе подготовительных земляных работ на плац-параде перед Малым Николаевским дворцом были раскрыты фундаменты древних Приказов и обнаружено большое количество предметов старины. Это послужило причиной для начала полноценных археологических раскопок. Все выявленные артефакты передали в Исторический музей. Завершили строительство памятника уже в царствование Николая II, летом 1898 года.

Удачной стороной замысла Жуковского, претворённого в проекте Н. В. Султанова, можно считать решение расположить памятник на бастионе, выступающем над склоном кремлёвского холма. В результате город получал превосходную смотровую площадку для обзора панорамы Замоскворечья. Сень, решённая в виде остроконечного шатра, визуально перекликалась с завершениями кремлёвских башен. В окончательном проекте, датированном 1895 годом, квадратная в плане сень покоилась на четырёх устоях в виде сгруппированных колонн. С трёх сторон её обрамляла невысокая галерея, которая заканчивалась двумя шатровыми павильонами меньшего размера, симметрично фланкирующими главный объём. Своды галереи украшали 33 мозаичных портрета русских князей и царей. Сама фигура императора, изображённого в полном генеральском мундире и порфире, с выразительным жестом правой руки, была установлена на гранитном постаменте с надписью «Императору Александру II любовию народа».

Роковым для этого памятника, как, впрочем, и для многих других кремлёвских зданий, стал 1918 год, когда Кремль превратился в резиденцию большевистского правительства. Монумент царю-освободителю пал одной из первых жертв новой государственной политики.

Памятник Александру III

Памятник основателю Сибирской железной дороги, предпоследнему российскому императору Александру III, внешне ничем не напоминает статую члена властвующей царской семьи. Несмотря на это, сотни туристов посещают его ежегодно, вспоминая стих, который появился вслед за монументом:

Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.

История возникновения памятника

Еще до окончания работы по строительству Транссибирской магистрали в 1916 году Александр III, ее основатель, стал чуть ли не живой легендой. В честь этого торжественного события Николаем II и другими членами императорской семьи было решено возвести памятник. Автором ожидаемого величественного монумента стал миланский скульптор П.П. Трубецкой.

Работы по моделированию и созданию монумента длились с 1899 по 1909 год. Специально вблизи Александро-Невской лавры был построен павильон, где автор П. Трубецкой создавал модели-прототипы будущего памятника. После открытия весной 1909 года архитектурное сооружение обсуждалось больше других городских событий.

Еще бы, вместо царственного мужественного императора люди увидели обычного простолюдина, совсем не похожего на державного основателя Великого Сибирского пути. Несмотря на это, памятник продолжал в прямом смысле радовать горожан своим видом до 1937 года, когда его демонтировали и убрали в запасники Русского музея. Лишь в 90-е годы XX века интересная статуя Александра III возвысилась у входа в Мраморный дворец.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

  • Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.
  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место — Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца.

Александр II и его эпоха

Познакомьтесь с эпохой в истории Санкт-Петербурга, связанной с правлением императора Александра II Освободителя

Александр II, сын Николая I, вошел в историю как царь-реформатор. Именно в годы его правления были проведены важнейшие реформы XIX века — отмена крепостного права, военная, судебная. Но с этим периодом связано и создание в России первых террористических организаций, одна из которых и стала причиной гибели Александра II.

  • интересные места 2 ,
  • парки 1 ,
  • религиозные места 1 ,
  • выставочные залы 1 ,
  • дворцы 2
  • Малый Мраморный Дворец

    В свое время принадлежал жене Александра II — княгине Долгоруковой

    В середине XVIII века участок, на котором находится Малый Мраморный дворец, был занят прачечными императорского двора и домами дворцовых служителей. В 1770-х годах территория принадлежала князю С. Трубецкому. В конце XVIII века купцом Д. Образцовым здесь был построен двухэтажный каменный дом. В 1830-1840-х годах участок с домом перешёл к графу Александру Григорьевичу Кушелеву-Безбородко.

    В 1857-1862 годах по заказу Н. А. Кушелева-Безбородко архитектором Э. А. Шмидтом дом был перестроен. Об этом событии гласит сохранившаяся высеченная на цоколе здания надпись. Общая стоимость особняка составила 556 194 рубля. Малый Мраморный дворец стал вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца особняком, чей фасад был облицован мрамором. Поэтому особняк и получил такое название.

    18 октября 1873 года дом был куплен для великого князя Николая Константиновича (старшего сына великого князя Константина Николаевича). С той поры особняк и стали называть Малым Мраморным дворцом.

    После гибели Александра II Малый Мраморный дворец было решено передать морганатической супруге погибшего императора княгине Екатерине Михайловне Долгорукой (Юрьевской). Александр III, исполняя волю отца, купил для неё этот особняк за 600 000 рублей. Ранее эту же сумму за Малый Мраморный дворец предлагало французское посольство. Княгиня Юрьевская вместе с детьми переехала в Малый Мраморный дворец летом 1881 года. Перестроек она не устраивала, но изменила назначение некоторых помещений, поменяла предметы обстановки. На третьем этаже появились детские комнаты и служебные помещения для воспитателей. В Пименовской галерее разместилась церковь с иконостасом, воспроизводящим походный иконостас Александра II. На втором этаже Мраморного дворца княгиня устроила открытый для широкой публики музей памяти Александра II. В двух комнатах (Опочивальне и Кабинете) хранились личные вещи погибшего императора, связанные с его жизнью картины, фотографии, иконы. На Парадной лестнице стояло чучело медведя с надписью: «Лисино. Убит Его Императорским Величеством близ Лисинского учебного лесничества 22 января 1875 года».

    В 1913 году княгиня Юрьевская навсегда уехала из России. Уже находясь за границей она продала Малый Мраморный дворец дочери камерюнкера Высочайшего двора Е. П. Леонард «за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II». Эти предметы были вывезены в Париж, а затем в Ниццу. Для новой владелицы Малый Мраморный дворец перестраивал гражданский инженер Н. Н. Игнатьев. На месте Театра, Оранжереи и Сада появился шестиэтажный дом с тремя флигелями.

    В 1930-х годах Малый Мраморный дворец был занят научно-исследовательским институтом охраны труда. В это время пристройки, где размещались Зимний сад и Пименовская галерея, были надстроены до трёх этажей. В 1970 году Малый Мраморный дворец был взят под охрану как памятник архитектуры. В настоящее время в Малом Мраморном дворце располагается Европейский университет.

    Летний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

    4 апреля 1866 года во время утренней прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. Сначала она была деревянной, через год стала мраморной. На её стене висела мраморная доска с надписью: «Не прикасайся к помазаннику моему».

    Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

    Одна из самых красивых, праздничных и ярких церковей в псевдорусском стиле.

    Церковь была основана в 1883 году на месте трагических событий — 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле.

    Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова.

    На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и жители славянских стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых. Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона — знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6 миллионов рублей.

    Для отделки глав использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола — 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II.

    Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

    После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать. В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию.

    В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров). Над мозаичным ансамблем внутренней отделки работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.

    Зимний Стадион (Михайловский Манеж)

    В Михайловском Манеже произошло знаковое событие в истории правления Александра II. Крепостное право, как известно, тормозило развитие России. Но его отмена и вовсе привела к непредсказуемым последствиям. Произошло это 19 февраля 1861 года в Петербурге, где император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

    Манифест был торжественно обнародован 5 марта 1861 года, в Прощеное воскресенье в церквях после обедни, в Петербурге, Москве и прочих городах Российской империи. В Михайловском манеже указ перед народом зачитал лично государь-император. Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу.

    Своё название дворец получил от Аничкова моста. Это старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли. В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком.

    Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

    В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время.

    После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей.

    Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

    Памятник александру 2 спб

    ВОССОЗДАДИМ УТРАЧЕННЫЙ ШЕДЕВР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ — УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II

    Александр II вошёл в историю Российского государства как великий реформатор, осуществивший ряд судьбоносных для страны преобразований. В знак особого почитания его деяний и за трагическую судьбу Царю — Освободителю было поставлено более 240 памятников и ни один из них в России до наших дней не сохранился. Последний внушительный монумент Александру II был открыт в Рыбинске в 1914 году, он явился также последним творением великого русского скульптора Александра Михайловича Опекушина.

    Идею возвращения городу утраченного шедевра русской культуры поддержал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и администрация Рыбинска. Присланы письма с одобрением от высшего духовенства и ряда депутатов Государственной Думы. Получены все необходимые согласования по воссозданию памятника и переносу скульптуры Ленина на новый пьедестал. Научную реставрацию скульптуры Александра II осуществляет народный художник России, академик Чаркин Альберт Серафимович г. Санкт-Петербург. К настоящему времени изготовлена модель памятника Царю-Освободителю, которую 6 декабря 2010 года в храме Александра Невского, небесного покровителя Александра II, по окончании Божественной Литургии освятил епископ рыбинский Вениамин.

    Следующий этап работ по отливке скульптуры в бронзе приостановлен по причине отсутствия средств. Требуется неотложная финансовая помощь.

    Открытие возрожденного памятника планируется в 2011 году к 150 — летнему юбилею судьбоносного для России события — отмены крепостного права и 130-летию памяти трагической гибели от рук террористов — революционеров Императора Александра II.

    В качестве почетных гостей приглашены государственные деятели, представители посольств и русского зарубежья.

    Воссоздание последнего творения великого скульптора дело чести каждого русского человека любящего свое Отечество, его историю и культуру!

    КОРОТКО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИИ ПЕРВОГО РЫБИНСКОГО ПАМЯТНИКА

    19 февраля (4 марта н.с.) 1911 года в России широко и повсеместно отмечался 50-летний юбилей Манифеста Александра II, принесшего личную свободу более 23 миллионам крестьян. Рыбинское общество, пожелало увековечить память этого, судьбоносного для России события сооружением достойного памятника. Царь — Освободитель особо почитался рыбинцами, поскольку предки многих из них были выходцами из освобожденных крестьян. За 26 лет его правления (1855?1881г.г.) Рыбинск превратился в культурный и промышленный город. Было открыто несколько банков и ряд важных культурных учреждений. Город получил исполнительную власть — была избрана городская Управа.

    Монумент создавался исключительно на пожертвования жителей Рыбинска и крестьян Рыбинского уезда. Сумма собранных средств составила 21 454 рубля 34 коп. Изготовил памятник наш земляк — великий русский скульптор, академик Александр Михайлович Опекушин.

    Торжественное открытие первого городского памятника состоялось на Красной площади 6 (19) мая 1914 года. Здесь собралось около 4500 человек, персональный состав был утвержден городской думой, т.к. площадь не могла вместить всех желающих. В воспитательных целях были приглашены учащиеся рыбинских школ. Почетные граждане города возложили к подножию монумента серебряные венки. Торжественная часть закончилась военным парадом 182 Гроховского полка. По случаю общегородского праздника в здании новой биржи для именитых гостей был дан роскошный обед. В 1918 г. согласно большевицкому декрету, скульптуру императора сбросили и на царский пьедестал установили сначала наковальню, а позднее скульптуру В.И.Ленина.

    До настоящего времени сохранился только исторический пьедестал.

    СОЗДАТЕЛЬ ПАМЯТНИКА — РУССКИЙ ХУДОЖНИК, СКУЛЬПТОР-МОНУМЕНТАЛИСТ — АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН

    Родился 16 (29) ноября 1838 года в деревне Свечкино Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина, потомственного лепщика-декоратора. Заметив творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В 1850 году Александр отправился в российскую столицу, где отец устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена. После обучения был оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 рублей в 1859 году получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную и продолжает обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств. В 1862 году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение фигуры — Петра I, которая получилась одной из самых удачных.

    В 1872 году Опекушин получает диплом академика скульптуры и в соавторстве со скульптором М. О. Микешиным создает в 1873 году известные дореволюционные памятники: Екатерине II в Петербурге, где превосходно исполняет девять фигур-сподвижников императрицы и русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве. Благодаря таланту и трудолюбию Опекушин приобретает известность и многочисленные заказы.

    Оглушительный успех ждал молодого скульптора в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве — первого в России памятника великому поэту (1880). Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу», каждый хотел быть ваятелем «вековечного памятника». Московский Пушкин получился настолько удачным, что привлек ряд подобных заказов из других городов Российской Империи — Петербурга (1884), Кишинева (1885), Остафьева (1913). Среди его работ — памятники: К. Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889). Он выполняет великое множество мраморных и бронзовых бюстов, по церковным заказам изготавливает распятия и киоты для монастырей и храмов. Его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских и петербуржских особняков, государственных учреждений и магазинов.

    Наиболее важной темой для Опекушина была монархическая. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (1898) и Александру III около Храма Христа Спасителя (1912), олицетворявшие особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Опекушинские памятники Александру II были также установлены в Астрахани (1884), Кишинёве (1886), Пскове (1886), в польском Ченстохове (1899), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), и Рыбинске (1914). Творчество мастера высоко ценилось в царской семье, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович. В 1894 году он становится действительным членом Академии художеств и получает от Императора Николая II чин действительного статского советника, а также пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. «Лучшим русским скульптором» называют его газеты.

    С приходом Советской власти многовековой уклад русского общества был уничтожен, началось время неслыханных беззаконий. Все памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года. Заработанные честным многолетним трудом накопления Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были экспроприированы. У него отобрали персональную мастерскую и собственный дом в Петербурге. Под видом обысков семью неоднократно грабили. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству: «Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду».

    В 1919 году Опекушину вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности. 8 марта 1923 года ярославский краевед А.И. Скребков писал в местной газете: «Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками — холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание — как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина. Кто чем может, помогите ему!» 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней «Совершенно забытым всеми. » — с горечью восклицала в письме одна из его дочерей. Похоронили великого скульптора в соседнем селе Рыбницы, на родовом кладбище, у храма.

    Хочется верить, что в длинной череде славных русских имён Александр Михайлович вновь займет своё достойное место, и за верность России и царям земным он заслуженно получит награду от Царя Небесного!

    Президент Фонда «Возможно ВСЁ» С.М. Гребенкин

    Смотрите так же:  Памятник 26 бакинских комиссаров в москве